Научная статья на тему 'ИНФАРКТ МИОКАРДА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ'

ИНФАРКТ МИОКАРДА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ИНФАРКТ МИОКАРДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жилова И.И., Керефова З.Ш., Эльгаров А.А.

Установлены достоверные отклонения показателей системы оперативного реагирования водителей автотранспорта, перенесших инфаркт миокарда, определяющих их профессиональную работоспособность. Показана их зависимость от возраста длительности коронарного анамнеза, площади и глубины поражения миокарда, количества осложнений и вида автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYOCARDIAL INFARCTION IN AUTOMOBILE TRANSPORT DRIVERS AND OCCUPATIONAL PERFORMANCE

The authors revealed significant deterioration in operative response system parameters determining occupational performance of automobile transport drivers after myocardial infarction. Those parameters appeared to depend on age, duration of coronary symptoms, area and depth of myocardial involvement, number of complications, vehicle type.

Текст научной работы на тему «ИНФАРКТ МИОКАРДА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»

УДК 616-005.8 : 656.045.6

И.И. Жилова, З.Ш. Керефова, А.А. Эльгаров

ИНФАРКТ МИОКАРДА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Установлены достоверные отклонения показателей системы оперативного реагирования водителей автотранспорта, перенесших инфаркт миокарда, определяющих их профессиональную работоспособность. Показана их зависимость от возраста длительности коронарного анамнеза, площади и глубины поражения миокарда, количества осложнений и вида автотранспорта.

Ключевые слова: водители автотранспорта, инфаркт миокарда, профессиональная работоспособность.

I.I. Zhilova, Z.Sh. Kerefova, A.A. Elgarov. Myocardial infarction in automobile transport drivers and occupational performance. The authors revealed significant deterioration in operative response system parameters determining occupational performance of automobile transport drivers after myocardial infarction. Those parameters appeared to depend on age, duration of coronary symptoms, area and depth of myocardial involve ment, number of complications, vehicle type.

Key words: automobile transport drivers, myocardial infarction, occupational performance.

Инфаркт миокарда (ИМ) остается актуальной медицинской и социальной проблемой в связи со значительным ростом заболеваемости и смертности. Более 4 млн человек в России имеют стабильные формы ишемической болезни сердца (ИБС). Из ловек уже перенесли ИМ. В настоящее время особую тревогу вызывает чрезвычайно высокая смертность в результате данной патологии наиболее трудоспособного населения (от 25 до 64 лет). В этом возрасте смертность среди мужчин достигает 64 % от общей смертности вследствие сердечно-сосудистой патологии. При этом основной причиной гибели людей остается ИМ [2]. Вот почему особое значение имеет ранняя диагностика и профилактика данного заболевания у работающего населения. Особую остроту эта проблема приобретает для лиц операторских профессий — водителей автотранспорта (ВА), машинистов локомотивов и их помощников, летчиков, диспетчеров, сотрудников атомных электростанций и др., ввиду их значительной востребованности в настоящее время.

Известно, что трудовая деятельность операторов связана с высоким уровнем психоэмоционального напряжения [1, 3, 4]. Это повышает риск возникновения кардиоваскуляр-ных заболеваний (КВЗ) в указанных профессиональных группах и обусловливает их про-

гредиентное течение. Кроме того, доказано, что КВЗ вообще, и в частности ИБС, артериальная гипертония (АГ) наряду с другими причинами определяют качество управления автотранспортом [4—7]. Иначе говоря, принятие ошибочных решений ВА наряду с поведенческими, психологическими и иными характеристиками зависит и от наличия КВЗ. Следовательно, диагностика уровня профессиональной деятельности ВА с ИМ имеет практическое значение с точки зрения безопасности дорожного движения (БДД). Известно, что важнейшим звеном в системе БДД «Водитель — автомобиль — окружающая среда» — справедливо считается человеческий фактор, от которого зависит 60—80 % всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Уместно напомнить, что за последние годы в РФ ежегодно возникает более 130 тыс. ДТП, получают увечья более 145 тыс. и погибает около 33—35 тыс. россиян.

Цель исследования: установить уровень профессиональной работоспособности ВА с ИМ в динамике и определить критерии профпригодности управления автотранспортом.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Под наблюдением находились 105 мужчин — ВА в возрасте 26—58 лет (средний возраст 49,8 ± 4,7 года) с ИМ, среди которых 29 управляли грузовым, 19 — легковым и 57 —

маршрутными такси. Стаж работы варьировал от 12 до 28 лет (средний 16,5 ± 2,6 года). Наряду с общеклиническим обследованием использованы суточное мониторирование ЭКГ (СМ ЭКГ) и артериального давления (СМАД), а также психофизиологическое тестирование (ПФТ) на 7-й и 21 -й дни пребывания в стационаре, в первые дни и перед (39—40-е дни после ИМ) выпиской из санатория. Для сравнения результатов ПФТ сформированы группы контроля: 1 — 26 ВА с ИБС, стенокардией напряжения I и II функционального класса (ФК), 2 — 34 здоровых ВА, которые по возрасту и профессиональному стажу были сопоставимы с основной группой наблюдения.

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-н и е. Почти в половине случаев у ВА наблюдался в молодом возрасте: у 2 человек — в 20—29, у 13 — в 30—39 и у 37 — в 40—49 лет. В 50—59 лет ИМ зарегистрирован у 53 (50,5 %) ВА. Передняя локализация ИМ определена в 75,0 и 65,4 % у ВА 30—39 и 50—59 лет соответственно, несколько реже (56,7 %) в 40 — 49 лет и 20—29 (50,0 %). Нижняя локализация ИМ зарегистрирована в 16,7 % случаев у 30—39-летних, 13,5 % — 40—49 и 9,6 % — 50—59. При этом повторный ИМ (11 человек) в основном встречался у 50— 59 -летних (8), значительно реже — у 30— 39 (2) и 40—49-летних (1). Строгой зависимости частоты ИМ у ВА от профессионального стажа не установлено. Максимальная частота ИМ (28) наблюдалась при стаже 10— 14 лет (24 случая передней локализации и 4 — нижней), далее — по 20 — при стаже 5—9 (соответственно 17 и 3) и 15—19 лет (16 и 4), 19 — при стаже 20—24 лет (16 и 3), 15 — у ВА с длительностью работы свыше 25 лет (12 и 3) и 3 — при стаже до 5 лет (2 и 1). Привлекает внимание распределение изученных случаев ИМ от вида автотранспорта и возраста (табл. 1).

Из табл. 1 следует явное преобладание ИМ (50,5 %) у водителей грузового автотранспорта и определенная корреляция с возрастом. Объяснением этому наибольшая отягощенность факторами риска (ФР) ИБС (АГ, ожирение, курение, дислипопротеидемии) указанных шоферов по сравнению с другими (р < 0,01). При этом не знали о наличии нерегулярно лечились и неэффективно более половины пациентов, что подчеркивает низкую медицинскую информированность ВА и отсут-

ствие отклика на длительное лечение (сотрудничество с врачом).

Признаки коронарной недостаточности, в том числе и «немой» ишемии (элевация сегмента Б-Т выше или ниже изолинии более 0,5 мм, гигантский, остроконечный или отрицательный зубец Т) наряду с характерными ЭКГ-симптомами перенесенного ИМ установлены суточным мониторированием случаев, нарушения ритма сердца (пароксиз-мальная тахикардия, мерцательная аритмия, экстрасистолия) и проводимости (полная блокада, поперечная блокада и блокада левой ножки пучка Гиса) — в 37,1 %. У ВА с ИМ и АГ в анамнезе (48 человек ) СМАД в 25,0 % (6 человек) наблюдений, обнаружены недостаточная (4) и/или чрезмерная (2) степени ночного снижения кровяного давления.

Практическое значение имеют влияние на систему оперативного реагирования ВА возраст, наличие длительного коронарного анамнеза и стабильной АГ до перенесенного размеры и локализация некроза сердечной мышцы, осложнения ИМ (ранняя постинфарктная стенокардия, формирование аневризмы, нарушения ритма и проводимости и др.), а также вид автотранспорта.

Профессионально значимые функции и качества (ПЗФиК) ВА с крупноочаговым ИМ у лиц молодого возраста (до 49 лет) достоверно отличались от аналогичных показателей группы контроля (здоровых и с ИБС ВА) и практически не претерпели изменений (время латентного и моторного периода на стационарном этапе соответственно 1,640 ± 0,068 и 0,412 ± 0,028, к окончанию санаторного — 1,637 ± 0,060 и 0,409 ± 0,030). В то же время среди В А старшего возраста (50—59 лет) с крупноочаговым ИМ три из четырех

Т а б л и ц а 1

Число ИМ у ВА с учетом возраста и вида транспортного средства

Возраст, лет ИМ Грузовой Легковой ГПА* МПА**

20—29 2 2 0 0 0

30—39 13 6 4 3 0

40—49 37 17 8 7 5

50—59 53 28 7 17 1

Всего 105 53 19 27 6

* ГПА — городской пассажирский автотранспорт. ** МПА — междугородний пассажирский автотранспорт.

изучавшихся ПЗФиК улучшились или имели строгую тенденцию к восстановлению (р < 0,05). При мелкоочаговом ИМ как среди молодых, так и старших ВА время латентной и моторной реакций, слежения за движущимся объектом (СДО) уменьшились к поликлиническому этапу реабилитации практически во всех случаях. Особый интерес представляют данные ПФТ ВА с ИМ с учетом возраста и вида транспортного средства в динамике, представленные в табл. 2.

Как следует из табл. 2, более выраженные положительные изменения системы оперативного реагирования установлены у водителей легкового автотранспорта, что, по-видимому, обусловлено размерами ИМ (чаще мелкоочаговый) и благоприятным течением (без осложнений) у них по сравнению с аналогичными показателями лиц, управлявших грузовыми автомобилями. Вместе с тем, независимо от условий работы, система оперативного реагирования ВА с ИМ страдает в большей степени при наличии ЭКГ-симптомов ишемии и нарушений ритма сердца, по данным суточного мониторирования. Второе важное обстоятельство, определяющее профессиональную надежность ВА с ИМ, это возраст: в исходном состоянии стартовые показатели ПЗФиК ВА до 49 лет хуже (р < 0,05) при сравнении с лицами 50—59 лет. Возможное объяснение вышеизложенному — более опытные и квалифицированные лица, как правило, сохраняют более высокий уровень ПЗФиК управления автотранспортом.

Таким образом, ИМ у ВА достаточно часто регистрируется в молодом возрасте (20 — 49 лет), преимущественно передней локализации; у большинства пациентов (более 75 %) отсутствует коронарный анамнез при высокой «отягощенности» ФР атеросклероза (АГ,

ожирение, дислипопротеидемии, «немая ишемия») и низким терапевтическим согласием. ИМ в значительной мере отрицательно сказывается на ПЗФиК индивида, характеризующих профессиональную работоспособность. Напряженное течение болезни и сложности в восстановлении клинико-гемодинамических параметров отмечаются у шоферов с низкой медицинской информированностью, занятых грузовыми перевозками. Осуществление медико-профессиональной оценки состояния ВА с ИМ должно предусматривать обязательное психофизиологическое обследование для успешной реабилитации и адекватного решения вопросов профессиональной пригодности шоферов, перенесших ИМ. Представленные данные и полученные результаты ряда ранее выполненных исследований [1, 3—7] являются серьезным основанием для пересмотра официальных медицинских противопоказаний к управлению автотранспортом при наличии ИМ, стабильных форм ИБС и АГ у ВА (приказы № 555 и МЗ СССР от 26.09.1989 г. и № 90 МЗ и МП РФ от 14.03.1996 г.).

В ы в о д ы. 1. При инфаркте миокарда у водителей автотранспорта наблюдается снижение профессионально значимых функций и качеств, степень которого зависит от размеров некроза миокарда, наличия в анамнезе факторов риска и, прежде всего, не контролируемой артериальной гипертонии. 2. При решении вопроса о допуске к управлению автотранспортом наряду с клинико-гемодинамическими показателями, возрастом важное практическое значение имеют результаты психофизиологического тестирования индивида. 3. Результаты выполненных исследований являются объективной базой для рационального пересмотра существующих медицинских

Т а б л и ц а 2

Изменения стартовых (А) и заключительных (Б) показателей ПФТ ВА с ИМ

ПЗФиК Возраст, лет Водители автотранспорта

Грузовой Легковой

А Б А Б

Время латентной реакции 20—49 1,642 ± 0,06 1,580 ± 0,07 1,637 ± 0,09 1,492 ± 0,08

50—59 1,629 ± 0,08 1,159 ± 0,06 1,619 ± 0,09 1,145 ± 0,07

Время моторной реакции 20—49 0,409 ± 0,03 0,410 ± 0,03 0,420 ± 0,01 0,309 ± 0,03

50—59 0,412 ± 0,02 0,409 ± 0,02 0,420 ± 0,01 0,309 ± 0,03

СДО 20—49 20,19 ± 2,5 20,09 ± 2,4 20,29 ± 2,5 19,029 ± 2,1

50—59 19,56 ± 2,9 20,14 ± 2,1 20,65 ± 2,7 19,01 ± 2,2

противопоказаний для управления транспортными средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арамисова P.M. Автореф ... дисс. д. н. — Нальчик, 2002.

2. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. // Кардиовас-кулярная терапия и профилактика. — 2002. — № 3. — C. 4—8.

3. Эльгаров А.А., Арамисова P.M. // Тезисы докладов Российского нац. конгресса кардиологов «Кардиология, основанная на доказательствах». — М., 2001.

— С. 334.

4. Эльгаров А.А., Арамисова P.M., Шогенов А.Г. и др. / / Материалы 1-го Всеросс. конгресса «Профессия и здоровье». — М., 2002. — С. 715—717.

5. Elgarov A., Aramisova R. // 7-th International Congress «Driver Improvement». — Salzburg , 2001.

— P. 88.

6. Elgarov A., Aramisova R. // J. Traffic Med. — 2001. — № 1—2. — P. 45—47.

7. Elgarov A., Aramisova R. // Proceedings 16-th International Conference on Alcochol, Drugs and Traffic Safety. — Montreal, 2002. - Vol. 1. — P. 33—36.

Поступила 27.09.06

УДК 613.86-057.36

А.Г. Шогенов, A.M. Муртазов

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ЧАСТОТА, ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ФГУЗ Медико-санитарная часть МВД по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик

Установлена частота психосоматических расстройств у сотрудников, участников антитеррористических операций. Изучено терапевтическое влияние комплекса мер восстановительного лечения на тревожно-депрессивные расстройства и донозологические гемодинамические изменения.

Ключевые слова: психосоматические расстройства, сотрудники ОВД, реабилитация.

A.G. Shogenov, A.M. Mourtazov. Psychosomatic disorders in officers of special military forces with Internal Ministry: incidence, secondary prophylaxis. The authors defined incidence of psychosomatic disorders in officers participated in counter-terrorist operations. Studies covered therapeutic influence of complex rehabilitation and recreation on anxious and depressive conditions , on pre morbid he modynamic changes.

Key words: psychosomatic disorders, Internal Ministry officers, rehabilitation.

В ведомственном здравоохранении все большую актуальность приобретают вопросы профилактики и медико-психологической реабилитации [8]. Последняя предполагает комплекс медицинских, психологических и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление здоровья, профессиональной работоспособности, в том числе и оперативной (боевой), сотрудников с целью обеспечения их профессионального долголетия. Концепция и методология профилактических и реабилитационных мероприятий среди сотрудников органов внутренних дел (ОВД) базируется на принципах, которые лежат в основе профессиональной и медицинской реабилитации лиц «опасных» профессий [10]. Вместе с тем имеются неко-

торые отличия, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности [8]. У сотрудников ОВД основной мишенью неблагоприятных воздействий является нервно-психическая сфера. Ее состояние при реализации властных полномочий, подкрепленных возможностью применения огнестрельного оружия и специальных средств, определяет не только успешность профессиональной деятельности, но и возможность совершения неадекватных поступков, представляющих опасность для граждан. Поэтому для предупреждения таких проявлений в системе ОВД особое внимание уделяется психолого-психиатрическим аспектам профилактики и медицинской реабилитации. На современном этапе в структуре психотравмирующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.