Научная статья на тему 'ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ Y ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ'

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ Y ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Эльгарова P.M., Эльгаров А.А.

Впервые изучена эпидемиология язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, факторы риска гастродуоденальных заболеваний среди водителей автотранспорта; установлена их реальная частота и особенности клинического течения - наличие выраженных пограничных нервно-психических расстройств, сочетание с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, снижение качества профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRIC AND DUODENAL PEPTIC ULCER IN AUTOMOBILE DRIVERS: PREVALENCE, CLINICAL FEATURES AND PROPHYLAXIS

The authors first studied epidemiology of gastric and duodenal peptic ulcer, risk factors of gastro-duodenal diseases among automobile drivers; defined their real frequency and clinical features - presence of intensive boundary psychic disorders, combination with arterial hypertension and coronary heart disease, lower quality of occupational efficiency.

Текст научной работы на тему «ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ Y ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ»

На графике отчетливо просматривается резкое снижение остроты зрения при снижении освещенности тестов и усилении насыщенности фона.

Если при освещенности 200—400 Лк острота зрения поддерживается на достаточном уровне (1,22—1,72) и не мешает обследуемому в выполнении его функций, то снижение освещенности ниже 150 Лк приводит к резкому снижению остроты зрения (до 1,02—1,04), что может отрицательно сказаться на зрительной работоспособности в целом. Это особенно важно учитывать при профотборе водителей транспорта, так как темно-серый фон — это фон в туманную, дождливую погоду, когда предметы, дорожные знаки плохо различимы.

Предлагаемая методика значительно расширяет и углубляет возможности прогнозирования снижения зрения при ухудшении световых условий, представляется возможным получение более точных результатов оценки состояния зрительных функций при изменении контраста оптотипов, что особенно важно при профотборе водителей. Можно рекомендовать данный метод врачебно-трудовым и экспертным комиссиям для широкого внедрения.

В ы в о д ы. 1. Исследование остроты зрения в условиях изменения контраста оптотипов при снижении освещенности выгявило достоверное различие при предъявлении оптотипов на сером и темно-сером фоне. 2. Светло-серыш фон не влияет на зрительные функции, выграженного досто-

УДК 616.33-002.44:656.045.6

верного различия не выявлено (за исключением освещенности 250 Лк). 3. Представляется возможным прогнозирование снижения остроты зрения при изменении контраста оптотипов, что особенно важно учитывать при профотборе водителей транспорта, так как темно-серый фон — это фон в туманную, дождливую погоду, когда предметы, дорожные знаки плохо различимы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. —М.: Медицина, 1971.

2. Тлупова Т.Г. Зрительная работоспособность у водителей автотранспорта в динамике рабочего дня и методы ее повышения: Дисс.... канд. мед. наук. — М., 2000.

3. Тлупова Т.Г., Чернышева С.Г., Розенблюм Ю.З., Тутуков А.Х. Устройство для определения остроты зрения. Авт. св. РФ № 2269921. Приоритет от 17.05.2004. Опубликовано 20.02.2006.

4. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. — М.: Медицина, 1998.

5. Al-Momani T., Halalsheh M., Trawneh M. // J. Traffic med. — 1998. — Vol. 26, No. 1—2. — P. 31—36.

6. Mittal N., Sarin S.M. // Ibid. — 1999. — Vol. 27, No. 3—4. — P. 37—48.

Поступила 27.09.06

P.M. Эльгарова, А. А. Эльгаров

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Впервые изучена эпидемиология язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, факторы риска гастродуоденальных заболеваний среди водителей автотранспорта; установлена их реальная частота и особенности клинического течения — наличие выраженных пограничных нервно-психических расстройств, сочетание с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, снижение качества профессиональной деятельности.

Ключевые слова: водители автотранспорта, эпидемиология, язвенная болезнь, профессиональная работоспособность.

R.M. Elgarova, A.A. Elgarov. Gastric and duodenal peptic ulcer in automobile drivers: prevalence, clinical features and prophylaxis. The authors first studied epidemiology of gastric

and duodenal peptic ulcer, risk factors of gastro-duodenal diseases among automobile drivers; defined their real frequency and clinical features — presence of intensive boundary psychic disorders, combination with arterial hypertension and coronary heart disease, lower quality of occupational efficiency.

Key words: automobile drivers, epidemiology, peptic ulcer, occupational efficiency.

В структуре гастроэнтерологической патологии особое место занимает язвенная болезнь желудка (ЯБЖ) и двенадцатиперстной кишки (ЯБДК). В литературе достаточно полно представлены сведения [3, 4, 9, 33, 34] о современных методах диагностики, лечения и динамического наблюдения за пациентами с заболеваниями гастродуоденальной зоны (ЗГДЗ). По статистическим данным, 1,5—2 % взрослого населения страны страдают ЯБ. В настоящее время, несмотря на стабилизацию показателей заболеваемости, за последние годы частота осложнений и летальных исходов при

ЯБ возросла [6, 10, 15, 20, 22, 34], что

позволяет выделить прогредиентный вариант течения болезни у некоторых пациентов. При ЯБ часто (5—25 %) регистрируются кровотечения. Практически у каждого 5-го пациента ЯБ данное осложнение является первым проявлением заболевания и приводит к летальному исходу в 15 % наблюдений, а при рецидиве кровотечения — достигает 16, 21]. Вместе с тем частота перфораций у больных ЯБ достигает ним из

главных факторов риска развития ЯБ и ее осложнений (кровотечений и перфораций) рассматривается обсеменение слизистой оболочки Helicobacter Pylory (HP). Высокая степень обсеменения HP выявлена у 54—74 % больных с язвенными кровотечениями и у 80 % — после перфораций. Кроме того, в определенной степени этому способствует недостаточная медицинская информированность населения и соответственно низкий отклик больных на длительное лечение и выполнение необходимых мероприятий терапевтического, психолого-поведенческого характера; социально-экономическое напряжение и высокий уровень стресси-рованности, а также влияние производственно-профессиональных условий деятельности работающего населения. На особенности течения Я Б с учетом характера и вида работы, возраста, психологических и психопатологических изменений указывают исследования [2, 7, 8, 12, 13], результаты которых демонстрируют возможную зависимость ЗГДЗ от условий и факторов производственных процессов. Кроме этого, заслуживает внимания нередкая комбинация ЯБ и гипертонической болезни, ишеми-

ческой болезни сердца [14, 17—19], сопровождающаяся сложностями в диагностике и лечении. Следует подчеркнуть, что специальных исследований по эпидемиологии ЯБ среди населения (в том числе работающего), изучению особенностей ее клинического течения в связи с характером работы явно недостаточно [1, 16, 27], а отдельные публикации по этой проблеме [7, 8, 11, 13] не позволяют судить о реальной распространенности и возможностях профилактики данной патологии. При этом среди лиц операторских профессий (шоферов, машинистов локомотивов и их помощников, диспетчеров, летчиков и др.) такие исследования вообще не проводились. Между тем состояние здоровья водителей автотранспорта (ВА) имеет не только медицинское, но и социальное значение. Уровень психического и соматического здоровья ВА прямо влияет на качество профессиональной деятельности, и в случаях развития заболеваний, их прогресси-рования с развитием различных осложнений возникает угроза безопасности дорожного движения (БДД) вследствие ошибочных операторских действий, повышающих риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Уместно отметить, что за последние 2—3 года на дорогах страны в связи с ДТП погибало около 32 тыс. людей в год (примерно 60—80 % ДТП возникает из-за ошибок ВА).

Целью данной работы явилось изучение распространенности ЯБ, клинического течения и вторичной профилактики среди профессиональных ВА состояния их работоспособности.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. В рамках эпидемиологических исследований организованного и неорганизованного населения Республики по стандартной методике ГНИЦ ПМ МЗи СР РФ с помощью переработанной гастроэнтерологической анкеты Института хирургии им. А.А. Вишневского охвачены 1264 городских (761) и сельских (503) мужчин ВА в возрасте 20—59 лет (основная группа, ОГ) и 874 лица не водительских профессий (контрольная группа, КГ) аналогичного возраста и пола. При наличии характерных гастроэнтерологических жалоб (ГЖ) и факторов риска (ФР) ЯБ — курения (К), употребления алкоголя (А), нераци-

онального питания (НП), психоэмоционального напряжения (ПЭН), участия в ДТП, отягощенной наследственности по ЯБ (ОН), группы крови I (ГК), применения ульцерогенных препаратов (ПУП), перенесенных и / или существующих заболеваний (ПиСЗ) всем предлагалось специальное дообследование: эндоскопическое с прицельной биопсией на наличие НР, рентгенография желудка и двенадцатиперстной кишки, психологическое (методика Спил-бергера) и психофизиологическое (комплекс хронорефлексометрический) тестирование (ПФТ). Таковых оказалось соответственно 168 (13,3 %) ВА и 99 (11,3 %) лиц КГ. Кроме этого в течение 2—3 лет осуществлено динамическое наблюдение с участием психолога 64 ВА с ЯБЖ и ДК (медикаментозное лечение — антисекреторные, антибактериальные, эрадикационные и седативные средства; магнитно-резонансная и бальнеопелоидоте-рапия) для оценки клинического течения ЯБ, эффективности и безопасности противоязвенной терапии. Результаты мониторинга сравнивались с данными диспансеризации 54 лиц с ЯБ не водительских профессий (городские поликлиники).

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-н и е. Частота типичных гастроэнтерологи-

ческих жалоб и факторов риска язвенной болезни в обеих группах представлена в табл. 1.

Как следует из табл. 1, распространенность ФР ЯБ достаточно высокая, за исключением ДТП в КГ. Обращает на себя внимание высокий процент лиц с НП, ПЭН, К и употреблением А в обеих группах, однако среди ВА указанные ФР регистрировались чаще (р < 0,05), чем в КГ. При этом частота К и А, НП с возрастом несколько уменьшалась и в целом преобладала в младшей возрастной группе (20—39 лет). Интересно, что ГЖ регистрировались примерно одинаково часто, хотя характер работы, особенности питания [26] и уровень иных ФР среди ВА более негативно влияет на функциональное состояние организма индивида и прежде всего органов пищеварения. Приведенные данные указывают на возможную связь заболеваемости гастродуо-денальной зоны у ВА с особенностями профессиональной деятельности ВА.

Демонстративным, по нашему мнению, являются сопоставленные ФР основных сердечно -сосудистых заболеваний (ОССЗ) в группах обследования (табл. 2). Установлено, что артериальная гипертония (АГ), гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ), низкая физическая активность (НФА), избыточная масса тела

Т а б л и ц а 1

Гастроэнтерологические жалобы и ФР ЯБ в основной и контрольной группах, %

Возраст, лет Численность групп, n Жалобы и ФР ЯБ

Г Ж Н П К А ПЭН О Н Г К ПиСЗ ПУП ДТП

20—39 695 33,4 71,6 79,0 90,5 78,7 9,9 10,2 15,2 5,6 28,2

40—59 569 40,0 69,8 68,5 72,4 86,6 10,0 10,5 45,9 10,2 20,7

20—59 1264 36,4 70,8 73,5 82,4 82,3 9,9 10,4 24,8 7,7 29,0

20—39 497 27,6 57,3 62,8 79,7 50,3 8,6 9,8 13,9 8,2 —

40—49 381 40,9 47,5 59,6 75,6 60,1 9,4 10,2 19,9 14,2 —

20—59 878 33,4 53,1 61,4 77,9 54,5 9,0 10,0 16,5 8,3 —

Примечание. Здесь и в табл. 2 выделена ОГ (основная группа), остальное — КГ (контрольная группа).

Т а б л и ц а 2

Частота ФР ОССЗ в основной и контрольной группах, %

Возраст, лет Численность группы, n А Г Знали о болезни Лечились эффективно ГЛЖ Н Ф А ИМТ ДЛП ИБС

20—39 695 12,8 8,9 25,0 / 0 8,4 90,2 8,9 9,9 4,2

40—59 569 22,7 49,6 50,0/25,0 21,2 86,4 19,5 20,7 10,4

20—59 1264 17,2 33,0 47,2/47,0 14,2 88,5 15,6 14,8 6,9

20—39 497 8,8 45,4 45,0 /33,3 6,2 80,8 1,8 7,6 3,2

40—59 381 14,1 57,4 58,0/55,5 13,6 75,8 18,1 12,8 8,9

20—59 878 11,2 52,0 52,9/48,1 8,6 78,7 8,8 9,9 5,6

(ИМТ), дислипопротеидемии (ДЛП) и признаки (эпидемиологические) ишемической болезни сердца (ИБС) выявлены в ог достоверно чаще (р < 0,05), чем в КГ. Информированность о гипертонии, число охваченных гипотензивным лечением и с необходимым эффектом оказались низкими в обеих группах. Эти данные демонстрируют наличие высокого сердечно-сосудистого риска в популяции ВА, обусловленного особенностями профессиональной деятельности (систематическое ПЭН) и образа жизни (поведенческие и вредные привычки). Приведенные результаты соответствуют полученным ранее данным [5, 23—25] о напряженной эпидемиологической ситуации в отношении ФР ОССЗ среди ВА.

Сведения из табл. 2 подтверждают влияние основных факторов и особенностей трудовой деятельности В А, и прежде всего систематического ПЭН, на функциональные параметры организма, изменения которых формируют высокий сердечно-сосудистый риск в ог. Полученные данные свидетельствуют о роли профессионально-производственной среды ВА в формировании не только гастроэнтерологической, но и кардиоваскулярной патологии. Это означает необходимость реализации комплекса мероприятий по первичной профилактике не только ЗГДЗ но и оССЗ на автотранспортных предприятиях с использованием образовательной программы, нелекарственных (физио-, психо-, бальнеотерапии) и лекарственных методов в центрах здоровья, ведомственных поликлиниках и санаторно-курортных учреждениях. Следует отметить работы, указывающие на нередкую комбинацию ЗГДЗ с другой патологией, и прежде всего ИБС и АГ у пациентов [14, 17—19].

В ОГ среди 168 ВА ЯБ диагностирована у 26 (15,5 %), среди которых в 17 (77,0 %) наблюдениях установлена ЯБДК но в возрасте 20—39 лет и в 6 (33,0 %) — ЯБЖ в основном среди 40—59-летних (за исключением двух лиц 34 и 39 лет); признаки хронического гастрита (ХГ) — у 102 (60,7 %) чаще в 40—59 лет. При этом зна-

ли о ЯБ лишь 4 (15,4 %) человека, и они регулярно не лечились.

человек обнаружена ЯБ, о наличии болезни были информированы и лечились а ХГ диагностирован у 38 лиц (38,4 %). Обсеменение слизистой оболочки НР выявлено несколько чаще в ОГ при ЯБ (62,5 %) и ХГ (92,1 %), чем в соответственно).

По нашим данным, частота Я Б у В А несколько выше данных литературы — 5,5 % [11], 8,3 % [27] и 10,5 % [28]. Погр анич-ные нервно-психические расстройства (ПНПР) установлены в 65,5 % (110) случаев ОГ и лишь у 25 % — в КГ. Заслуживает внимания факт сочетания ЯБ и АГ, реже ИБС у 58 (34,5 %) ВА, при этом в

случаях отмечены все три нозологии, что имеет важное значение для выбора адекватной терапии и обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности шоферов.

При психофизиологическом тестировании ВА с ЯБ зарегистрированы изменения профессионально значимых функций и качеств (ПЗФ иК) в подавляющем числе случаев (75,0 %) — у 5 лиц с ЯБЖ и 14 — с ЯБДК, особенно при наличии осложнений (чаще кровотечения), что указывает на снижение качества трудового процесса и риск возникновения ДТП.

Интересными оказались сравнительные данные ПФТ ВА с ЯБЖ и ЯБДК (табл. 3),

выявившие влияние общесоматического и психического здоровья обследованных на их индивидуальные ПЗФиК.

Из табл. 3 следует: ПЗФиК ВА с ЯБ и с осложнениями достоверно отличаются от аналогичных параметров системы реагирования здоровых шоферов, что указывает на повышение вероятности ошибочных решений и риск возникновения ДТП. Поэтому не вызывает сомнения целесообразность широкого использования ПФТ лиц операторских профессий (не только В А, но и машинистов локомотивов и их помощников, летчиков, диспетчеров, сотрудников атомных электростанций и

Т а б л и ц а 3

Результаты ПФТ ВА с ЯБЖ и ЯБДК

ПЗФиК Норма Водители автотранспорта

с ЯБДК с ЯБЖ с осложнениями Р

Латентный период 0,708 ± 0,095 1,794 ± 0,089 1,876 ± 0,149 1,971 ± 0,019 < 0,05

Моторный период 0,221 ± 0,088 0,296 ± 0,097 0,498 ± 1,089 0,579 ± 0,089 < 0,05

С Д О 10,38 ± 1,05 19,82 ± 0,85 23,08 ± 1,06 24,98 ± 0,14 < 0,01

Примечание: + + + значительное улучшение, ++ улучшение, + незначительное улучшение, — без эффекта / ухудшение.

Т а б л и ц а 4

Результаты динамического наблюдения ВА с ЯБ и группы сравнения

Группа наблюдения, n Улучшение Без эффекта Рубцевание Длительность ремиссии Частота рецидивов Развитие осложнений

++ + ++ +

ОГ-ЯБЖ (19) и ЯБДК (38) 4 (21 %) 9 (23,7 %) 14 (73,7 %) 28 (73,7 %) 1 (2,6 %) 1 (5,3%) 16 (84,1 %) 37(97,1%) 1,5 года 2,5 года 1 раз в 2 года 1 раз в 2 года 2 (10,6 %)

КГ-ЯБЖ (18) и ЯБДК (36) (2,8 %) 10 (55,5 %) 28 (77,7 %) 5 (27,6 %) 5 (14,0 %) (16,8%) 2 (5,5 %) 8 (50,0 %) 9 (52,7 %) 3—5 мес 4—6 мес 2 раза в год Ежегодно 6 (33,3 %) 11 (30,5 %)

др.) при возвращении к работе после их лечения в связи с обострением и (или) осложнением ЯБ для контроля за качеством и надежностью профессиональной деятельности и исключения риска возникновения дорожных инцидентов. Следует при этом помнить о том, что не только болезненные состояния и сопутствующие им но и применяемые лекарственные средства (особенно седативные, например эглонил, часто рекомендуемый при ЯБ) «угнетают» систему психофизиологического обеспечения трудовой деятельности ВА и достоверно повышают вероятность возникновения ДТП, что соответствует результатам исследований и научных обзоров [24, 25, 29 — 32].

Данные динамического наблюдения — лечения ВА с ЯБ лекарственными и нелекарственными методами в сравнении с данными обычного наблюдения больных ЯБ в поликлинических условиях представлены в табл. 4.

Из приведенной табл. 4 следует, что осуществленная система комплексной противоязвенной терапии ВА достоверно эффективнее (р < 0,01), чем в КГ. При применении в ОГ немедикаментозных методов лечения ЯБ снижения ПЗФиК ВА не установлено. После комплексной лекарственной терапии, включавшей в себя седативные препараты, повторное ПФТ установило (р < 0,01) снижение операторских функций шоферов, что необходимо учитывать при решении вопроса о возвращении к профессиональной деятельности.

В ы в о д ы. 1. Выполненные исследования показали реальную частоту язвенной болезни и ее факторов риска среди водителей автотранспорта, которая оказалась выше при сравнении с лицами не водительских профессий. При этом у водителей автотранспорта установлены достаточно высокие уровни наиболее важных факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний. 2. Особенностями язвен-

ной болезни у водителей автотранспорта следует считать наличие выраженных пограничных нервно-психических расстройств, ее сочетание с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, снижение профессионально значимых функций и качеств, связанных с клиническими проявлениями болезни. Комплексная терапия водителей автотранспорта с язвенной болезнью в рамках специального мониторинга обеспечивает благоприятное состояние здоровья и адекватную профессиональную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина А.А., Федорова Н.П., Шерышева Л.П. и др. / / Эпидемиология и профилактика заболеваний органов пищеварения. — Уфа, 1989. — С. 23—27.

2. Бутов М.А., Милосердов Г.И., Бешенкова И.В. // ТОП МЕДИЦИНА. — 1997. — 6. — С. 24— 25.

3. Ивашкин В.Т., Мегро Ф., Лапина Т.Л. Helicobacter Pilory: революция в гастроэнтерологии. — М.,

1999.

4. Калинин А.В. Язвенная болезнь: патогенез, диагностика, современные принципы лечения и профилактики. — М., 1999.

5. Константинов В.В., Мазур Л.И. // Кардиология. — 1997. — № 1. — С. 45—48.

6. Крылов Н.Н. // Росс. журнал гастроэнтерол., гепатол. и колопроктол. — 2001. — Т. 11, № 11. — C. 76—77.

7. Любченко П.Н., Горенков Р.В., Ковальков А.И. и др. // Тер. арх. — 1994. — № 12. — С. 70—74.

8. Малышенко О.С., Белобородова Э.И., Вавилов А.М. и др. // Там же. — 2005. — № 2. — С. 28—31.

9. Минушкин О.Н., Зверков И.В., Елизаветина Г.А., Масловский Л.В. Язвенная болезнь. — М., 1995.

10. Сацукевич В.Н., Сацукевич Д.В. Факторы риска острых осложнений гастродуоденальных язв. — М.,

1999.

11. Синицын П.Д., Пономарев В.А. // Перспективные проблемы в гастроэнтерологии. Т. III. — М.,

1994. — С. 44—46.

12. Смирнова Л.Е. // Новое в гастроэнтерологии.

Т. II. — М., 1995. — С. 64—65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Смольникова Л.П. // Там же. Т. II. — С. 65—67.

14. Соколова А.В. // Там же. Т. II. — С. 72—

73.

15. Ткачев А.В. Осложненные формы язвенной болезни: программа лечения и реабилитации, клинико-экономический анализ: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. — Ростов-на-Дону, 2001.

16. Ткачев А.В., Девликамов Р.Х., Тарасова Г.Н. и др. / / Южно-Росс. мед. журн. — 2002. — № 2.

— С. 20—26.

17. Чорбинская С.А., Минушкин О.Н., Гасилин В.С., Афончиков Ю.В. // Перспективные проблемы в гастроэнтерологии. Т. III. — М., 1994. — С. 138— 140.

18. Чорбинская С.А., Гасилин В.С., Чудаков С.Ю., Бредихина Н.А. // Новое в гастроэнтерологии. Т. II.

— М., 1995. — С. 107—109.

19. Шептулин А.А. // Перспективные проблемы в гастроэнтерологии. Т. III. — М., 1994. — С. 156— 158.

20. Шлевков Б.А., Агафонова Н.А., Прянишникова А.С. и др. // Там же. Т. III. — С. 165—167.

21. Шорох Г.П., Климович В.В. Язвенные гастро-дуоденальные кровотечения (тактика и лечение). —

Мн.: ГППП «ПРОМПЕЧАТЬ», 1998. УДК 616.233-002:613.62:656.045.6

22. Яковенко Э.П., Шлевков Б.А., Григорьев П.Я. и др. / / Перспективные проблемы в гастроэнтерологии. Т III. — М., 1994. — С. 179—180.

23. Эльгаров А.А. Образ жизни и сердечно-сосудистые заболевания. — Нальчик, 1991.

24. Эльгаров А.А., Арамисова P.M. Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. — Нальчик: «Эльбрус», 2001.

25. Эльгаров А.А., Арамисова Р.А., Шогенов А.Г., Мидова M.M. // Южно-Росс. мед. журн. — 2002.

— № 3. — С. 14—20.

26. Эльгарова P.M., Арамисова P.M., Эльгаров А.А. // Девятый международный конгресс «Парентеральное и энтеральное питание». — М., 2005.

27. Эльштейн Н.В., Литвиненко Т.В., Иосия У.И. // Тер. арх. — 1996. — № 2. — С. 14—18.

28. Bernersen E., Johnsen R., Straume B. et al. // Gut. — 1990. — Vol. 31. — P. 989—992.

29. Elgarov A. // J. Traffic Med. — 2001. No. 1.

— p. 34—36.

30. Ferrara S.D., Gioretti R., Zancaner S., Dal Pozzo C. // J. of TM. Suppl. — 1994. — Vol. 22, No. 1.

— P. 83/106—127.

31. Friedel B. // Ibid. — P. 57—62.

32. Laaksanen H. // Ibid. — P. 20—30.

33. Panos M.Z., Walt R.P. // Drugs. — 1993.

— Vol.46 (2). — P. 269—280.

34. Tytgal C.N. // J. Treatment of Peptic ulcer // Digestion.— 1998. — Vol. 596. — P. 447—452.

Поступила 27.09.06

Т.А. Журавлева, А.С. Ульянова

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ХРОНИЧЕСКИМ БРОНХИТОМ У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РИСКУ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Саратовский государственный медицинский университет, г. Саратов

В работе проведен анализ особенностей заболеваемости и медико-социальной значимости хронического бронхита как ведущей формы заболевания в группах железнодорожников, чья работа связана с постоянным воздействием производственных факторов риска заболевания органов дыхания. Показана сравнительная характеристика клинической эффективности различных схем медицинской коррекции заболевания и профилактики его рецидивов.

Ключевые слова: хронический бронхит, железнодорожныш транспорт, медицинская помощь, профилактические мероприятия.

T.A. Zhuravlyova, A.S. Ulianova. Approaches to lower occurrence of chronic bronchitis in railway workers subjected to occupational risk of respiratory diseases. The article deals with analysis of peculiarities in morbidity and social importance of chronic bronchitis as a leading nosologic entity among railway workers whose work is associated with constant exposure to risk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.