Научная статья на тему 'Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога'

Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / REFLECTION / PROFESSIONAL REFLECTION / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталия Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PROFESSIONAL REFLECTION ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONAL SPHERE OF THE STUDENT OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the problem of formation of professional reflection of students future teachers in the period of study at the University. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere was carried out and the interpretation of the data obtained was carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога»

Выводы. Гаджетомания - зависимость от современной цифровой продукции, и она характерна для пользователей всех возрастов. К сожалению, сегодня уже выросло то поколение, которое с первых дней своего самостоятельного существования сидело у экрана ноутбука или же держало в руках смартфон. Эти дети не видят развлечения, общения и отдыха без своих любимых гаджетов. Аналогичная ситуация и с взрослыми, которые всего за несколько лет стали самыми настоящими гаджетоманами.

Около 15% всех пользователей цифровой продукции известных фирм, проживающих в больших мегаполисах, являются гаджетоманами. Эти люди стремятся не только во что бы то ни стало заполучить всю модную технику, но и внимательно следят за развитием индустрии, чтобы как можно быстрее покупать самые новые модели и аксессуары. Зависимость от цифровой техники легко можно объяснить. Дело в том, что, имея под рукой, к примеру, КПК или смартфон, у пользователей появляется возможность в любом месте и в любое время не только быть на связи со своими коллегами, друзьями, но развлекаться, работать, искать информацию. Мобильность гаджетов подразумевает, что пользователь может брать их с собой в течение всего дня.

Стоит отметить, что количество пользователей, которые получают преимущества цифровых технологий, составляет около 30%, однако у большинства из них арсенал персональных гаджетов редко превышает две единицы - это, как правило, либо компьютер и ноутбук, либо смартфон и планшетник, либо смартфон и цифровой фотоаппарат. С течением времени общее количество пользователей цифровой техникой увеличивается в геометрической прогрессии, и можно сделать вполне обоснованный вывод, что уже через несколько лет нашей стране гаджетоманов станет значительно больше. И если вы чувствуете, что вы зависите от того, какие сотовые телефоны вы используете, лежит ли в вашем кармане мобильный ПК, пользуетесь ли вы последней моделью смартфона, задумайтесь, может вы также стали самым настоящим гаджетоманом.

Специалисты прогнозируют, что в следующем поколении многое изменится. Компьютер прочно входит в жизнь современного человека, поэтому для детей наших дочерей и сыновей будет естественно быстрое переключение между задачами. Однако проблема усидчивости не уйдёт в прошлое. С другой стороны, стремительное развитие технологий приведёт к исчезновению многих профессий. Соответственно, встанет вопрос трудоустройства большого количества людей. Стоит учесть также явное противоречие: в регионах со слабо развитыми технологиями демографические показатели обычно занимают лидирующие позиции по сравнению с районами, которые называют более цивилизованными. Вместе с тем, имеют место тенденции миграции из них множества граждан. В итоге развитые государства выигрывают.

Психологи настаивают также на других закономерностях. Тягу к гаджетам специалисты связывают с явным удовольствием, в результате чего уменьшается интерес к сексуальной жизни. Поэтому не удивительно снижение демографических показателей. Близкое общение нередко проигрывает социальным сетям. Телефонные звонки уже не берут верх в соревновании различных видов коммуникаций. Сегодня отдают предпочтение электронной почте, когда нужно выяснить рабочие моменты.

Прослеживая тенденции, специалисты прогнозируют увеличение количества разработок технологий. Организуют системы, предназначенные для других людей. Существует потребность в постоянно совершенствующемся программном обеспечении. А занятость в некоторых сферах деятельности существенно сократится, например, меньше станет потребность в работниках сельского хозяйства.

Произойдут изменения в психологической сфере. Прежде всего, усилится чувство одиночества. Среди многочисленных расстройств ожидается преобладание тревожно-депрессивных состояний. Наблюдается следующий тренд: 1980-е годы были ознаменованы нарциссическими настроениями. 2000-е также названы обществом достижений. Далее последовал другой этап - преобладание диффузно-депрессивных состояний. Задача гаджетов - снизить уровень тревожности. Наблюдается меньшее количество конфликтов в метро, так как внимание пассажиров привлекают именно гаджеты. Занимаясь телефоном, напряжение реализуется в мелкой моторике. Даже маленьким детям предлагают планшеты, чтобы успокоить их перед сном.

Литература:

1. Кудинова Е.Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 464-465. — URL https://moluch.ru/archive/150/42638/ (дата обращения: 01.04.2019).

Психология

УДК 59

социальный педагог, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин Гончарова Наталия Васильевна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Железноводске (г. Железноводск)

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов -будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных. Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, будущие педагоги.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional reflection of students - future teachers in the period of study at the University. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere was carried out and the interpretation of the data obtained was carried out.

Keywords: reflection, professional reflection, future teachers.

Введение. Одной из ведущих целей современного педагогического образования является развитие у будущего педагога желания и умения учиться на протяжении всей своей жизни, системно пополняя и обогащая профессиональные знания и умения, полученные в процессе обучения в высшем учебном заведении. Умение учиться как потребность в самосовершенствовании является фундаментальной в профессии учителя. Педагог должен уметь обращаться к себе, к своему внутреннему миру, понимать мотивы собственных действий. Процесс самопознания и анализа себя как субъекта педагогической деятельности возможен для учителя только при условии высокого уровня развития рефлексии. Данная тенденция характеризует глубокую связь между рефлексией и развитием качеств, значимых для профессиональной деятельности педагога.

Изложение основного материала статьи. В современной психолого-педагогической науке проблематика рефлексии, педагогических способностей и их взаимосвязи является одной из актуальных и поэтому требует глубокого осмысления и развития. Многочисленными исследованиями доказана необходимость рефлексии, современные исследования посвящены пониманию ее внутренней природы, структуре, возможностям развития. Изучение особенностей рефлексии ведется на различных уровнях (теоретическом, методическом, практическом), при этом выявляется специфика ее проявления у разных категорий специалистов. В различных сферах деятельности рефлексия является определяющей в профессиональных качествах специалиста. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами, поэтому сформированность его рефлексивных умений влияет на осуществление анализа поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекцию конфликтного общения и др. (Н.Г. Алексеев, А.В. Карпов, В.Н. Мясищев, В.В. Пономарева, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин). Тем самым рефлексия во многом связана с педагогическими способностями.

Феномен «профессиональная рефлексия» рассматривался исследователями с различных ракурсов и поэтому имеет множество определений, видов и классификаций. Определения рефлексии, так или иначе, зависят от контекста, в котором она рассматривается. В самом общем смысле профессиональная рефлексия -это самоанализ и самопонимание.

Профессиональная рефлексия является одним из решающих условий успешности личности в профессиональной деятельности (А.В. Карпов, В.Д. Шадриков, И.Н. Семенов и др.) [2].

Профессиональная рефлексия педагога, на наш взгляд, представляет собой анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и ее отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности.

Профессиональная рефлексия педагога в большинстве случаев определяется как соотнесение своих возможностей с требованиями к педагогической профессии, с представлениями о профессии, которые обязательно развиваются в процессе накопления профессионального опыта. Рефлексивность позволяет педагогу зафиксировать получаемые результаты, наметить план коррекции своей деятельности или с наибольшей точностью определить цели дальнейшей работы.

Теоретический анализ изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии позволил нам уточнить понятие «профессиональная рефлексия педагога» и рассматривать ее как психологическое свойство личности, обеспечивающее оптимальный анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и ее отражением в индивидуальном опыте педагога [4]. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности.

Декарт считал создание подлинно научной методики мышления и познания сил природы. По мнению ученого, опыт является необходимым условием познания. Львиная доля наших знаний происходит от данных, полученных с помощью органов восприятия, т.е. чувств. Мысль есть абсолютная и несомненная реальность, т.е. - «Если я мыслю, то, значит, я существую!». Таким образом, Декарт приходит к утверждению, что «человек - это мылящая реальность» [5, с. 233].

Развитая рефлексивность позволяет педагогу зафиксировать получаемые результаты, более точно наметить план коррекции или совершенствования своей деятельности, адекватно определить цели дальнейшей работы. Несмотря на достигнутые научные достижения по исследуемой проблеме, остаются недостаточно изученными вопросы выявления психологических особенностей формирования профессиональной рефлексии у студентов на этапе их обучения в педагогическом вузе. Проведенный нами анализ научных исследований и имеющейся практики подготовки педагогов-специалистов позволили обнаружить определенные противоречия:

- деятельность педагога по своей сути рефлексивна, однако профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе не ориентирована на развитие данной характеристики;

- существует значимая связь между рефлексией, педагогическими способностями и профессиональными компетенциями педагога, однако в ходе подготовки педагогов этот факт недостаточно учитывается.

Основой исследования психологических особенностей формирования профессиональной рефлексии у студентов педагогического вуза могут стать общефилософские, общепсихологические теории; системный, личностно- ориентированный, системно-функциональный подходы; концепции профессиональной педагогической деятельности, педагогической рефлексии.

В процессе обучения у студента формируется свое мнение, осмысление и объективная оценка качества информации, изменение взглядов при обнаружении новой достоверной информации. Умение хорошо мыслить всегда рассматривалось в числе наивысших интеллектуальных достоинств педагога. Психолог Ж.К. Дандарова отмечает, что для педагога мышление имеет особое значение, поэтому в современном образовании выработался новый концепт [3, с. 41].

Процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессии учителя нацелен не только на формирование у них теоретических знаний и базовых практических умений, но и на формирование их личности. Приобретенный студентами опыт профессиональной рефлексии может явиться решающим фактором быстрого профессионального становления начинающего педагога, условием его творческой самореализации и в дальнейшем достижения высокого уровня профессионального мастерства. Систематическое проведение со студентами деловых, организационно-деятельностных игр, тренингов рефлексии в позиции обучающегося и педагога способствует осознанной целенаправленной работе студентов

по развитию своих рефлексивных способностей. Как известно, динамику рефлексии может обеспечить только целенаправленность развития, т.е. создание особых условий, соблюдение которых позволит динамике изменений быть значимой [3].

Вуз, как особое пространство реализации возможностей рефлексии, приобретает большую ценность в процессе профессиональной подготовки студентов. Он удовлетворяет потребности личности в образовательных услугах и одновременно стремится к персонализации образования. Это проявляется в оказании помощи студентам в процессе внутреннего обоснования выбора содержания и профиля своего профессионального образования, самообразования, оценки своего личностного опыта, творческого саморазвития. Вуз помогает студентам в наращивании рефлексивного опыта работы над собой, в осознании того, что профессиональный и карьерный рост зависит от собственных усилий; помогает уйти от завышенной или заниженной самооценки.

В основе личностного развития педагога лежит рефлексия, связанная с осмыслением прежних ценностей, апробацией новых моделей поведения и созданием ситуаций «востребованности» у студентов, которые могут помочь ему в наращивании позитивной сферы своей Я-концепции. Технологии создания ситуации всегда индивидуальны, а возможности ее создания зависят от следующих условий: необходимо знание жизненных проблем студентов, учебная или воспитательная ситуации должны создаваться с учетом этих проблем; образовательный и воспитательный процессы должны строиться на основе рефлексии смыслов жизни и выявления жизненных приоритетов; должны быть созданы условия для творческого самопроявления студента в состязании и конфликте. Вуз представляет собой не только образовательно-воспитательное пространство для формирования личностных качеств студентов, но и стартовую площадку для дальнейшего профессионального роста.

Развитие рефлексии должно быть:

- последовательным (от базовых компонентов к высшим);

- равномерным (направленность усилий на развитие всех компонентов);

- целенаправленным (применение специальных методов развития рефлексии при условии ее включенности в деятельность);

- комплементарным (каждый компонент в ходе развития должен быть синхронизирован с предыдущим, исходя из факторных особенностей рефлексии);

- когерентным (необходим высокий уровень синергии между компонентами рефлексии, иначе динамика изменений пространства взаимосвязей не будет значимой, а структура рефлексии не будет оптимальной).

На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы (ЛС) студентов и осуществлена интерпретация полученных данных.

Таблица 1

Результаты диагностики ЛС студентов контрольной и экспериментальной групп испытуемых на констатирующем и контрольном этапах исследования (в баллах)

Группа Личностная сфера

Совокупное значение Целеустремленность Аутосимпатия Гибкость Контактность

К З К З К З К З К З

ЭГ 13.5 17.8 10.2 17.0 18.1 17.2 15.7 19.3 17.6 20.9

КГ 13.8 14.3 10.7 12.6 17.9 20.7 15.4 15.7 17.8 18.1

К - констатирующий этап, З - заключительный этап

Сравнительный анализ личностной сферы испытуемых в КГ и ЭГ позволяет выделить две тенденции, которым соответствуют рассматриваемые распределения. Для КГ характерно существенное расширение диапазона значений на фоне инерционной динамики изменений. Это выражается в развитии тенденций, выявленных на начальном этапе, таких, как усугубление неадекватности самооценки испытуемых, расширение пвсевдосамоактуализации. Важным также является то, что гибкость и контактность личности приобретают слабую обратную динамику изменений, так как данная тенденция оказывает существенное влияние на значимые для профессиональной деятельности качества испытуемых. Реверс динамики гибкости и контактности личности описан Шостеромом как явление «циклической деградации коммуникаций между субъектами». Дело в том, что данные параметры имманентно пластичны и развиваются скачкообразно, сначала накапливая определенный импульс изменений, а затем стабилизируя его. Учитывая низкую динамику роста данных параметров, на фоне вышеозвученного тезиса можно констатировать то, что для развития параметров не хватает импульса изменений. Это связано с тем, что данные параметры значимо связаны с рефлексией и динамика их изменений, как правило, обусловлена ретроспективной и ситуационной рефлексией, которая выступает в качестве обратной связи как с субъектами взаимодействия, так и с индивидуальным опытом испытуемых. Стоит отметить, что практически все личностные качества и характеристики схожи в данном случае, рефлексия является одной из базовых точек отсчета для изменений личностной сферы. Учитывая несформированность данных видов рефлексии, исходя из недостаточной развитости компонентов, изменения личностной сферы скачкообразны и неустойчивы, а выявленная картина изменений иллюстрирует инфантильность испытуемых, что является крайне негативным фактором для педагогической деятельности [1]. Исходя из результатов анализа показателей КГ можно констатировать фундаментальный, определяющий характер рефлексии для личностного и профессионального становления педагога.

В ЭГ наблюдается совершенно иная тенденция, что иллюстрируется высокой динамикой изменений показателей на фоне значительного сужения диапазона значений. В контексте распределения ЭГ высокая

динамика свидетельствует о дальнейшем росте показателей, хотя из данной тенденции выбивается аутосимпатия, которая стабилизировалась на более низком и адекватном уровне, что свидетельствует о позитивных изменениях в самоактуализации испытуемых. Распределение ЭГ характеризуется существенным снижением несамоактуализированных испытуемых, указывая на появление связей между личностной и мотивационной сферой, это подтверждает рост показателя «целеустремленность» более, чем на 50%. Дальнейшее рассмотрение данного распределения будет продолжено в рамках анализа пространства взаимосвязей в силу недостаточности диапазонального инструментария.

Выводы. Исходя из результатов проведенного анализа, можно констатировать, что на высоких уровнях развития рефлексии при условии оптимальности структуры данный параметр выполняет координирующую функцию. Фактически именно рефлексия обеспечивает динамику обучаемости как параметра и обуславливает стабильность достижений.

Профессиональная рефлексия педагога - это анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и ее отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности. Эффективность рефлексии напрямую зависит от негативных проявлений парциальности ее структуры, связности конструктов и характера взаимосвязей, обширности связностей и их количества. Поэтому особенности формирования и функционирования рефлексии - прямое следствие свойств ее структуры.

Литература:

1. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. - 1994. - С. 442-513.

2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: «Институт психологии РАН», 2014. - 424 с.

3. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 487 с.

4. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2001.

5. Семенов, А. Школьный философский словарь. - СП.: Амфора, 2003. - 446 с.

6. Щедровицкий, Г. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. - М.: Касталь, 1993. - 290 с.

Психология

УДК 159.9.075

главный специалист по научно-аналитической работе научно-исследовательского сектора Залевская Яна Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ

Аннотация. В статье представлена общая схема психологического анализа рисунка и ее возможности в практической деятельности психолога. Раскрыты следующие характеристики создания и восприятия рисунков: расположение рисунка, симметрия, качество линий, упорядоченность деталей рисунка, цветовая палитра.

Ключевые слова: психологический рисунок, анализ, интерпретация, проективные методы, психологический смысл рисунка.

Annotation. The article presents a general scheme of psychological analysis of drawing and its abilities in practical activities. Following characteristics of creation and perception of drawings are revealed: position of drawing, symmetry, quality of lines, orderliness of drawing details, color palette.

Keywords: psychological drawing, analysis, interpretation, projective methods, psychological meaning of drawing.

Введение. На сегодняшний день рисуночные методы входят в инструментарий работы современного психолога, так как имеют ряд преимуществ (обладают широкими диагностическими и коррекционными показателями, просты в использовании, не требуют значительных временных и инструментальных затрат, позволяют работать как с сознательной, так и бессознательной сферами психики). Впервые рисунок использовался в психологии с целью диагностики, однако, сейчас современные российские психологи все больше приходят к выводу, что рисунок обладает многообразием свойств и вариативен для использования его в психологической практике.

Изложение основного материала статьи. Известный психолог-психодиагност Л.Ф. Бурлачук отмечает, что для успешного проведения психологической диагностики, недостаточно знать интерпретацию определенных тестовых показателей. Важно также понимать общую логику анализа, позволяющую рассматривать тестовые показатели в их взаимосвязи. В ином случае, вместо общей картины мы получим несистематизированный набор психологических характеристик [1].

Доктор психологических наук, профессор Потемкина Е.В. на основе анализа и интерпретации более 100 000 рисунков, выполненых людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях, составила схему анализа рисунков. В данной схеме автор предлагает учитывать следующие показатели: пропорции и размер рисунка, состав линий, способ прорисовки, наличие штриховки, особенности нажима, расположение на листе, композиционное расположение, содержание изображения, цветовую палитру рисунка, степень осмысленности. Эти характеристики позволяют выявить состояние моторики; индивидуально-типологические и возрастные особенности; самооценку и направленность личности; интеллектуальное развитие; эмоциональное состояние;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.