ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Т.А. Шилова, Г.В. Харитонова
Кафедра социальной психологии Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226
В статье представлены исследования влияния рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена концепция моделей психологических особенностей рефлексии и эмпатии. Выявлено влияние рефлексии и эмпатии на становление профессиональной компетентности. Показаны пути развития рефлексии и эмпатии.
Ключевые слова: рефлексия, эмпатия, профессиональная и психологическая компетентность.
Изменения социально-экономических условий в жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагогов и психологов. В современном мире остается актуальной проблема повышения эффективности образования личности учителя, разрешение которой зависит от профессиональной компетентности преподавателя как главной фигуры образования. В этих условиях выпуск профессионально компетентного специалиста становится важнейшей задачей высшей школы. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать и корректировать систему профессиональной деятельности. Рефлексивная и эмпатическая компетентности как предмет научно-практического исследования нуждаются в глубокой методологической проработке. Целью нашего исследования являлось обоснование и проверка стратегии развития рефлексивных и эмпа-тических способностей, входящих в профессионально важные качества педагога.
Современные модели психологических особенностей рефлексивных и эмпа-тических способностей включают становление личности педагога. Важный вклад в разработку проблем эмпатии и рефлексии внесли ученые, подчеркивающие отличительные черты явления рефлексии и эмпатии, наличие теоретических критериев, вытекающих из концепции системологического анализа психологической компетентности и ее самореализации [5. С. 127].
В психологической науке проблема изучения профессионально важных качеств педагогов и психологов рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бо-далева, В.И. Казаренкова, С.И. Кудинова, Н.В. Кузьминой, Н.В. Карандашова, А.К. Марковой. Важность проблемы развития профессионально значимых качеств определяется необходимостью качественной подготовки специалистов и грамотной расстановки кадров. В настоящее время особую актуальность приобретает процесс утверждения ценностей личности, неотъемлемой частью которой явля-
ется эмоциональная зрелость, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого, а также способность к самообразованию [1. С. 73]. В психологии эти важнейшие особенности обобщаются понятиями «эмпатия» и «рефлексия».
Исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее и как содержательный элемент последней, и как условие ее развития.
Вопросы формирования профессиональной компетентности педагога, учителя рассматриваются К.А. Абульхановой-Славской, А.Д. Алферовым, Ю.В. Варданян, Л.К. Гребенкиной, Г.А. Козбергом, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сласте-ниным и др.
Общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности.
В работах, посвященных профессионализму педагога, определение профессиональной компетентности трактуется по-разному: психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно; обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; уровень образованности и общей культуры личности; единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности; интеграция опыта, теоретических знаний и практических умений, а также значимых для педагога личностных качеств. Таким образом, профессиональная компетентность является интегративным свойством личности педагога, характеризующим его осведомленность в психолого-педагогической и предметной области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт, а также самореализацию личности в межкультурном пространстве [2. С. 53].
Приоритет личностных качеств в подготовке учителя обозначен И.П. Анд-риади, С.И. Архангельским, Г.И. Батуриной, М.Я. Виленским, Т.Ш. Домаевым, В.К. Зарецким, И.А. Зимней, B.C. Ильиным, П.Ф. Каптеревым, В.Я. Пилиповским, В.А. Ситаровым, В.А. Сластениным, В.А. Сухомлинским, И.Г. Терентьевой и др.
Рефлексия и эмпатия рассматриваются российскими учеными как содержательный элемент профессиональной компетентности.
В классификации Ю.И. Калиновского компетентность, названная исследовательской, включает: а) рефлексивную способность к обнаружению и постановке проблем, способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентирован-ной ситуации; б) умения анализировать основания собственной деятельности (ценностные, мировоззренческие, профессионально-позиционные); средства, используемые в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности и их адекватность складывающейся ситуации и выдвигаемой цели; затруднения в деятельности как отсутствие или неадекватность используемых средств; соотносить замысел и реализацию; выделять основные тенденции и процессы в исследуемой ситуации; выявлять скрытые и явные причины сложившейся ситуации; прогнозировать на основе экстраполяции будущее положение дел; различать уровень про-
фессионального сознания и уровень актуализации личностного начала; осуществлять проспективную визуализацию имеющихся и складывающихся возможностей; проектировать то, что необходимо достичь в будущем и в конкретном коллективе. На основании данной характеристики можно сделать вывод о важном значении рефлексивной компетентности для достижения профессионализма.
Эмпатия отечественными учеными рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гип-пенрейтер, Г.Д. Карягин); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (В.В. Бойко, А.А. Бодалев, И.М. Юсупов, Н.А. Щербакова). Исследователями эмпатии и рефлексии характеризуются способности индивида эмоционально отзываться на переживания другого; как феномен, который характеризуется эмоциональным проникновением в собеседника, установление эмоциональной идентификации, выражением сопереживания, сочувствия и соучастие собеседнику. Раскрытие в эмпатии коммуникативного аспекта позволило говорить об эмпатии как о процессе. К. Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии, определяет эмпатию как способ сосуществования с другим человеком, вхождение в его внутренний мир с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Также, определяя эмпатию как процесс, А.Б. Орлов и М.А. Хазанова подчеркивают ее динамичный характер, поясняя свои мысли словами К. Роджерса о том, что эмпатия входит в личный перспективный мир другого и основательно его обживает. Она подразумевает сензитивность, постоянно изменяющуюся в этом человеке чувственным смыслом, которая переходит друг в друга, развитие эмпатических способностей студентов-психологов как профессионально значимого качества [5. С. 42].
По мнению И.Н. Семенова, рефлексия выступает как процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику. Согласно С.Ю. Степанову, рефлексивная компетентность является «профессиональным качеством личности, позволяющим наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности» [3. С. 5]. Это определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с достижениями высших результатов в личностном и профессиональном развитии, т.е. на ее акмеологический характер.
В большинстве психолого-педагогических исследований рефлексия рассматривается как один из элементов компетентности или фактор ее развития.
Наиболее ярко рефлексия представлена в педагогической деятельности. В предложенной Н.В. Кузьминой схеме профессиональной компетентности педагога, состоящей из пяти компонентов, рефлексия выделяется как самостоятельный элемент: «аутопсихологическая компетентность — умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального
самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования». При этом другие элементы компетентности требуют знания механизмов рефлексии. Таким образом, рефлексия входит в структуру профессиональной компетентности и является ее системообразующим фактором.
Методы и методики исследования включали констатирующий, контрольный и формирующий эксперименты, которые выявляли уровень развития эмпа-тических и рефлексивных способностей будущих учителей в зависимости от специализации.
Результаты исследования. Высокий уровень эмпатии и рефлексии обнаружен среди студентов-математиков — 10%, студентов-филологов — 13,4%, студентов-психологов — 15%. Студенты с высоким уровнем эмпатии и рефлексии чувствительны к проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать, с неподдельным интересом относятся к людям. Средний уровень эмпатии и рефлексии выявлен у студентов-математиков — 30%, у студентов-филологов — 36,6%, у студентов-психологов — 33,4%. Для студентов, имеющих средний уровень эмпатии, характерны следующие особенности: обладают знаниями индивидуально-психологических особенностей людей, но не всегда их применяют в отношении к другим. Низкий и очень низкий уровень развития эмпатии и рефлексии выявлен среди студентов-математиков — 60%, студентов-филологов — 50%, студентов-психологов — 51,6%. Студенты с низким уровнем эмпатии слабо знают индивидуально-психологические особенности других дюдей, поэтому испытывают затруднения в установлении контактов, чувствуют себя неуютно в большой компании. Таким образом, у студентов математического факультета наименее представлен высокий уровень эмпатии и рефлексии. У студентов-психологов наиболее представлен высокий уровень эмпатии и рефлексии.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют отнести изучение особенностей развития рефлексии и эмпатических способностей будущих педагогов и психологов к актуальной проблеме современной педагогической психологии. Анализ наших экспериментальных исследований показал, что в системе образования проводилось недостаточное количество исследований, направленных на эм-патию и рефлексию.
Профессиональная рефлексия и эмпатия позволяет соотносить свои возможности, свое Я с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия, в том числе с существующими представлениями о ней, а также помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Развитие рефлексии и эмпатии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень ее сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии координировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.
Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Сознательно (рефлексивно) опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в педагогической деятельности позволяет дифференцирующая функция рефлексии. Рефлексивность позволяет психике выделить и зафиксировать те или иные стороны качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством педагога.
Рефлексия играет детерминирующую роль по отношению к другим профессиональным качествам, поэтому учебный процесс в вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у студентов рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно.
Рефлексивная и эмпатийная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Наиболее эффективное развитие рефлексивной и эмпатийной компетентности достигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий. Кроме этого, требуется личностная включенность участников рефлексивных практикумов в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.
Таким образом, эмпатия и рефлексия являются важными структурными и системообразующими элементами профессиональной компетентности будущего педагога, а также необходимыми условиями и средствами повышения уровня его готовности к профессиональному саморазвитию и самореализации, что обеспечивает свободу профессиональной психологической компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 73—77. [Kazarenkov V.I. Celost-nost universitetskoj podgotovki specialista // Vestnik RUDN. Serija "Psikhologija i pedago-gika". — 2009. — No 2. — S. 73—77.]
[2] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Методологические вопросы самореализации личности // Самореализация личности в межкультурном пространстве / науч. ред. С.И. Кудинов. — М.: РУДН, 2012. — С. 52—56. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Metodologicheskie voprosy samo-realizacii lichnosti // Samorealizaciya lichnosti v mezhkulturnom prostranstve / nauch. red. S.I. Kudinov. — M.: RUDN, 2012. — S. 52—56.]
[3] Степанов С.Ю., ПохмелкинаГ.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 5— 14. [Stepanov S.Ju, Pohmelkina G.F., Koloshina T.Ju., Frolova T.V. Principy refleksivnoj psi-khologii pedagogicheskogo tvorchestva // Voprosy psikhologii. — 1991. — No 5. — S. 5—14.]
[4] Шилова Т.А. и др. К исследованию взаимосвязи этапов экзистенциальной мотивации с показателями профессиональной самореализации педагогов // Системная психология и социология. — 2012. — № 6. — С. 126—128. [Shilova T.A. i dr. K issledovaniju vzaimo-svjazi etapov ekzistencialnoj motivacii s pokazateljami professionalnoj samorealizacii peda-gogov // Sistemnaja psikhologija i sociologija. — 2012. — No 6. — S. 126—128.]
[5] Щербакова Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов как профессионально значимого качества // Ежегодная научная сессия. — 2001. — Воронеж: ВЭПИ, 2001. — С. 42—43. [Shherbakova N.A. Razvitie empaticheskih sposobnostej studentov-psikhologov kak professionalno znachimogo kachestva // Ezhegodnaja nauchnaja sessija. — 2001. — Voronezh: VEPI, 2001. — S. 42—43.]
THE IMPACT OF REFLEXIVE AND EMPATHIC ABILITIES ON DEVELOPING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER
Shilova, G.V. Kharitonova
Chair of Social Psychology Moscow City Pedagogical University 2-nd Selskokhozyaistvennyi Proezd, 4, Moscow, Russia, 129226
The article presents a study of the effect of reflexive and empathic abilities on the development of the professional competence of a teacher. The concept of models of psychological features of reflection and empathy is considered. The influence of reflection and empathy on the formation of professional competence is revealed. The ways of the development of reflection and empathy are shown.
Key words: reflection, empathy, professional and psychological competence.