Научная статья на тему 'Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога'

Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLECTION / PROFESSIONAL REFLECTION / FUTURE TEACHERS / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н.В.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PROFESSIONAL REFLECTION ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONAL SPHERE OF A STUDENT AS A FUTURE TEACHER

The article is dedicated to a problem of formation of professional reflection of students as future teachers in the period of study at a university. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining the stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere and the interpretation of the data are carried out.

Текст научной работы на тему «Влияние профессиональной рефлексии на развитие личностной сферы студента - будущего педагога»

2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Санкт-Петербург: БПА, 1998.

3. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. Москва: «БЕРЕЗИН ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ», 2011.

4. Водопьянова Н.В., Ходырева Н.В. Психология здоровья. Вестник ЛГУ. 1991; 6: 165 - 174.

5. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Санкт-Петербург: СПбГУ 1999.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

7. Калью П.И. Основы научной медицинской информации. 1979.

8. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход. Вестник Харьковского национального университета. 2011; 937: 130 - 134 .

9. Никифоров ГС. Психология здоровья. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

10. Ревич Б.А. Введение в экологическую эпидемиологию. Москва: МНЭПУ 2001.

11. Регуш Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

12. Рыбалка В.В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике. Киев: ЖГУ им. И. Франко, 2015.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

References

1. Amanova I.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovy psihologii. Almaty: Nuraj-print, 2009.

2. Anan'ev V.A. Vvedenie v psihologiyu zdorov'ya. Sankt-Peterburg: BpA, 1998.

3. Berezin F.B. Metodika mnogostoronnego issledovaniya lichnosti. Moskva: «BEREZIN FELIKS BORISOVICh», 2011.

4. Vodop'yanova N.V., Hodyreva N.V. Psihologiya zdorov'ya. VestnikLGU. 1991; 6: 165 - 174.

5. Gurvich I.N. Social'naya psihologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: SPbGU, 1999.

6. Il'in E.P. 'Emociiichuvstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

7. Kal'yu P.I. Osnovynauchnojmedicinskojinformacii. 1979.

8. Kozlov A.V. Struktura psihologicheskogo zdorov'ya: psihosemanticheskij podhod. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta. 2011; 937: 130 - 134 .

9. Nikiforov G.S. Psihologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

10. Revich B.A. Vvedenie v 'ekologicheskuyu 'epidemiologiyu. Moskva: MN'EPU, 2001.

11. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

12. Rybalka V.V. Teorii lichnosti v otechestvennoj filosofii, psihologii ipedagogike. Kiev: ZhGU im. I. Franko, 2015.

13. Stolyarenko L.D. Osnovy psihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1999.

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 159.9

Goncharova N.V., Senior Lecturer, Department of History and Philology, branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: natali1977.ru@yandex.ru

THE IMPACT OF PROFESSIONAL REFLECTION ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONAL SPHERE OF A STUDENT AS A FUTURE TEACHER. The

article is dedicated to a problem of formation of professional reflection of students as future teachers in the period of study at a university. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining the stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere and the interpretation of the data are carried out. Key words: reflection, professional reflection, future teachers.

Н.В. Гончарова, ст. преп. каф. историко-филологических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Железноводске, E-mail: natali1977.ru@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов - будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных. Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, будущие педагоги.

Одной из ведущих целей современного педагогического образования является развитие у будущего педагога желания и умения учиться на протяжении всей своей жизни, системно пополняя и обогащая профессиональные знания и умения, полученные в процессе обучения в высшем учебном заведении. Умение учиться с целью самосовершенствования является фундаментальной в профессии учителя. Педагог должен уметь обращаться к себе, к своему внутреннему миру, понимать мотивы собственных действий. Процесс самопознания и анализа себя как субъекта педагогической деятельности возможен для учителя только при условии высокого уровня развития рефлексии. Данная тенденция характеризует глубокую связь между рефлексией и развитием качеств, значимых для профессиональной деятельности педагога.

В современной психолого-педагогической науке проблематика рефлексии, педагогических способностей и их взаимосвязи является одной из актуальных и поэтому требует глубокого осмысления и развития. Многочисленными исследованиями доказана необходимость рефлексии, современные исследования посвящены пониманию е' внутренней природы, структуре, возможностям развития. Изучение особенностей рефлексии ведётся на различных уровнях (теоретическом, методическом, практическом), при этом выявляется специфика её проявления у разных категорий специалистов. В различных сферах деятельности рефлексия является определяющей в профессиональных качествах специалиста. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами, поэтому сформированность его рефлексивных умений влияет на осуществление анализа поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекцию конфликтного общения и др. (Н.П Алексеев, А.В.

Карпов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, ПП. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин). Тем самым рефлексия во многом связана с педагогическими способностями [1].

Феномен «профессиональная рефлексия» рассматривался исследователями с различных ракурсов и поэтому имеет множество определений, видов и классификаций. Определения рефлексии, так или иначе, зависят от контекста, в котором она рассматривается. В самом общем смысле профессиональная рефлексия - это самоанализ и самопонимание.

Профессиональная рефлексия является одним из решающих условий успешности личности в профессиональной деятельности (А.В. Карпов, В.Д. Ша-дриков, И.Н. Семенов и др.) [2].

Профессиональная рефлексия педагога, на наш взгляд, представляет собой анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и её отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности.

Профессиональная рефлексия педагога в большинстве случаев определяется как соотнесение своих возможностей с требованиями к педагогической профессии, с представлениями о профессии, которые обязательно развиваются в процессе накопления профессионального опыта. Рефлексивность позволяет педагогу зафиксировать получаемые результаты, наметить план коррекции своей деятельности или с наибольшей точностью определить цели дальнейшей работы.

Теоретический анализ изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии позволил нам уточнить понятие «профессиональная реф-

лексия педагога» и рассматривать её как психологическое свойство личности, обеспечивающее оптимальный анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и её отражением в индивидуальном опыте педагога [3]. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности.

По мнению Декарта, опыт является необходимым условием познания. Львиная доля наших знаний происходит от данных, полученных с помощью органов восприятия, т.е. чувств. Мысль есть абсолютная и несомненная реальность, т.е. «если я мыслю, то, значит, я существую!». Таким образом, Декарт приходит к утверждению, что «человек - это мылящая реальность» [4, с. 233].

Развитая рефлексивность позволяет педагогу зафиксировать получаемые результаты, более точно наметить план коррекции или совершенствования своей деятельности, адекватно определить цели дальнейшей работы. Несмотря на достигнутые научные достижения по исследуемой проблеме, остаются недостаточно изученными вопросы выявления психологических особенностей формирования профессиональной рефлексии у студентов на этапе их обучения в педагогическом вузе.

Основой исследования психологических особенностей формирования профессиональной рефлексии у студентов педагогического вуза могут стать общефилософские, общепсихологические теории; системный, личностно-ориен-тированный, системно-функциональный подходы; концепции профессиональной педагогической деятельности, педагогической рефлексии.

В процессе обучения у студента формируется своё мнение, осмысление и объективная оценка качества информации, изменение взглядов при обнаружении новой достоверной информации. Умение хорошо мыслить всегда рассматривалось в числе наивысших интеллектуальных достоинств педагога. Психолог Ж.К. Дандарова отмечает, что для педагога мышление имеет особое значение, поэтому в современном образовании выработался новый концепт [5, с. 41].

Процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессии учителя нацелен не только на формирование у них теоретических знаний и базовых практических умений, но и на формирование их личности. Приобретённый студентами опыт профессиональной рефлексии может явиться решающим фактором быстрого профессионального становления начинающего педагога, условием его творческой самореализации и в дальнейшем достижения высокого уровня профессионального мастерства. Систематическое проведение со студентами деловых, организационно- деятельностных игр, тренингов рефлексии в позиции обучающегося и педагога способствует осознанной целенаправленной работе студентов по развитию своих рефлексивных способностей. Как известно, динамику рефлексии может обеспечить только целенаправленность развития, т.е. создание особых условий, соблюдение которых позволит динамике изменений быть значимой [5].

Вуз, как особое пространство реализации возможностей рефлексии, приобретает большую ценность в процессе профессиональной подготовки студентов. Он удовлетворяет потребности личности в образовательных услугах и одновременно стремится к персонализации образования. Это проявляется в оказании помощи студентам в процессе внутреннего обоснования выбора содержания и профиля своего профессионального образования, самообразования, оценки своего личностного опыта, творческого саморазвития. Вуз помогает студентам в наращивании рефлексивного опыта работы над собой, в осознании того, что профессиональный и карьерный рост зависит от собственных усилий; помогает уйти от завышенной или заниженной самооценки.

В основе личностного развития педагога лежит рефлексия, связанная с осмыслением прежних ценностей, апробацией новых моделей поведения и созданием ситуаций «востребованности» у студентов, которые могут помочь ему в наращивании позитивной сферы своей Я-концепции. Технологии создания ситуации всегда индивидуальны, а возможности её создания зависят от следующих условий: необходимо знание жизненных проблем студентов, учебная или воспитательная ситуации должны создаваться с учётом этих проблем; образо-

Библиографический список

вательный и воспитательный процессы должны строиться на основе рефлексии смыслов жизни и выявления жизненных приоритетов; должны быть созданы условия для творческого самопроявления студента в состязании и конфликте. Вуз представляет собой не только образовательно-воспитательное пространство для формирования личностных качеств студентов, но и стартовую площадку для дальнейшего профессионального роста [6].

Развитие рефлексии должно быть:

- последовательным (от базовых компонентов к высшим);

- равномерным (направленность усилий на развитие всех компонентов);

- целенаправленным (применение специальных методов развития рефлексии при условии её включённости в деятельность);

- комплементарным (каждый компонент в ходе развития должен быть синхронизирован с предыдущим, исходя из факторных особенностей рефлексии);

- когерентным (необходим высокий уровень синергии между компонентами рефлексии, иначе динамика изменений пространства взаимосвязей не будет значимой, а структура рефлексии не будет оптимальной).

На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и интерпретация полученных данных.

Проведённое в Железноводском филиале Ставропольского государственного педагогического института исследование выявило, что в контрольной группе испытуемых гибкость и контактность личности значимо связаны с рефлексией и динамикой их изменений. Как правило, это обусловлено ретроспективной и ситуационной рефлексией, которая выступает в качестве обратной связи как с субъектами взаимодействия, так и с индивидуальным опытом испытуемых. Практически все личностные качества и характеристики идентичны, рефлексия является одной из базовых точек отсчёта для изменений личностной сферы. Исходя из недостаточной развитости компонентов, изменения личностной сферы скачкообразны и неустойчивы, а выявленная картина изменений иллюстрирует инфантильность испытуемых, что является крайне негативным фактором для педагогической деятельности. Исходя из результатов контрольной группы испытуемых, можно констатировать фундаментальный, определяющий характер рефлексии для личностного и профессионального становления педагога.

В экспериментальной группе наблюдается совершенно иная тенденция, что иллюстрируется высокой динамикой изменений показателей на фоне значительного сужения диапазона значений. Высокая динамика свидетельствует о дальнейшем росте показателей, хотя из данной тенденции выбивается аутосим-патия, которая стабилизировалась на более низком и адекватном уровне, что свидетельствует о позитивных изменениях в самоактуализации испытуемых. В экспериментальной группе существенно снижено число несамоактуализиро-ванных испытуемых, что указывает на появление связей между личностной и мотивационной сферой. Это подтверждает рост показателя «Целеустремлённость» - более чем на 50%. Дальнейшее рассмотрение данного распределения будет продолжено в рамках анализа пространства взаимосвязей в силу недостаточности диапазонального инструментария.

Исходя из результатов проведенного анализа, можно констатировать, что на высоких уровнях развития рефлексии при условии оптимальности структуры данный параметр выполняет координирующую функцию. Фактически именно рефлексия обеспечивает динамику обучаемости как параметра и обуславливает стабильность достижений.

Профессиональная рефлексия педагога - это анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и её отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности. Эффективность рефлексии напрямую зависит от негативных проявлений парциально-сти её структуры, связности конструктов и характера взаимосвязей, обширности связностей и их количества. Поэтому особенности формирования и функционирования рефлексии - прямое следствие свойств её структуры.

1. Кант И. Критика чистого разума. Москва: Мысль, 1994: 442 - 513.

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2014.

3. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2001.

4. Семенов А. Школьный философский словарь. Санкт-Петербург: Амфора, 2003.

5. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров. Под редакцией А.П. Панфиловой. Москва, 2015.

6. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимо-ва В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С. и др. Москва, 2018

References

1. Kant I. Kritika chistogo razuma. Moskva: Mysl', 1994: 442 - 513.

2. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mehanizmov deyatel'nosti. Moskva: Institut psihologii RAN, 2014.

3. Rukavishnikov A.A. Lichnostnye determinanty i organizacionnye faktory genezisa psihicheskogo vygoraniya u pedagogov: Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2001.

4. Semenov A. Shkol'nyj filosofskij slovar'. Sankt-Peterburg: Amfora, 2003.

5. Panfilova A.P., Dolmatov A.V. Vzaimodejstvie uchastnikov obrazovatel'nogo processa: uchebnik dlya bakalavrov. Pod redakciej A.P. Panfilovoj. Moskva, 2015.

6. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S. i dr. Moskva, 2018

Статья поступила в редакцию 21.12.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.