Научная статья на тему 'О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы'

О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2802
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАДЖЕТ / ГАДЖЕТОМАНИЯ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГАДЖЕТ-АДДИКЦИЯ / GADGET / COGNITIVE DEVELOPMENT / BRAIN FUNCTIONING / INNOVATIVE TECHNOLOGY / GADGET ADDICTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бевз Сергей Олегович, Горягин Роман Алексеевич

В статье представлен обобщенный исторический экскурс в этиологию проблемы, связанной с таким феноменом современной реальности как гаджетомания, и ее влиянии на когнитивную и психоэмоциональную детерминанты развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPACT OF GADGETS ON THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL: THE GENESIS, HISTORY AND IMPACT OF THE PROBLEM

The article presents a generalized historical digression into the etiology of the problem associated with the phenomenon of modern reality as gadget addiction, and its impact on the cognitive and psycho-emotional determinants of the development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы»

Психология

УДК: 159.99

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Бевз Сергей Олегович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Горягин Роман Алексеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О ВЛИЯНИИ ГАДЖЕТОВ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ И

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье представлен обобщенный исторический экскурс в этиологию проблемы, связанной с таким феноменом современной реальности как гаджетомания, и ее влиянии на когнитивную и психоэмоциональную детерминанты развития личности ребенка.

Ключевые слова: гаджет, гаджетомания, когнитивное развитие, функционирование мозга, инновационные технологии, гаджет-аддикция.

Annotation. The article presents a generalized historical digression into the etiology of the problem associated with the phenomenon of modern reality as gadget addiction, and its impact on the cognitive and psycho-emotional determinants of the development of the child's personality.

Keywords: gadget, cognitive development, brain functioning, innovative technology, gadget addiction.

Введение. Сложно представить жизнь современного человека без гаджетов. Тот же мобильный телефон изменил мир не меньше, чем колесо. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Первый звоночек наступления эпохи гаджетов прозвенел в середине пятидесятых, когда изобрели транзисторы. Людям настолько надоело возиться с лампами, что потребовалось найти им простую и эффективную замену. Цели ученых естественно были благородные. Первым прибором с использованием транзисторов стал слуховой аппарат. Но дальше все прогнозируемо скатилось в потребление. Интернет занял прочное место в жизни подростков. Шире стал круг общения благодаря социальным сетям. Увлекательные компьютерные игры разнообразят досуг. Чтобы иметь разностороннюю информацию об их влиянии на психику детей, были проведены исследования. Необходимость в научных выводах возникла по причине многочисленных мнений, которые нередко называют мифами. Однако не было определенного отношения по поводу того, действительно ли компьютер способен зомбиировать ребёнка. Велись разговоры даже о мировом заговоре. Чтобы внести ясность, работы проводились отечественными и западными специалистами в данной области. В результате не выявили серьёзных последствий для психического здоровья работы за компьютером.

В 1954 году на полках дорогих магазинов США появился транзисторный радиоприемник Regency TR-1. Модель оказалось слишком сырой, маркетинг непродуманным, и премьера провалилась. Но в далекой Японии нашлись люди, которые смогли учесть все ее ошибки и 4 марта 1955 года начали производство модели TR-55. Устройство и стало тем сперматозоидом, который первым добрался до огромной яйцеклетки масс-маркета. А компания Sony, создавшая его, превратилась в транснационального монстра.

Эпоха гаджетов - это сегодняшняя реальность. Двадцать первый век начался с того, что обыватель вдруг осознал: в вешалке или кроссовках оперативной памяти и функциональных возможностей может оказаться больше, чем у него самого. Стоило человечеству отвлечься на новое увлечение - компьютерные игры - как его жизнь оккупировали различные гаджеты. Они постоянно с кем-то связываются, что-то считают, подсвечивают, чем-то управляют и даже имеют наглость давать указания венцу творения. И если в начале миллениума кто-то еще рассчитывал на эпохальные научные открытия и освоение космоса, то уже сейчас стало ясно, что весь технологический и инженерный потенциал наша цивилизация инвестировала именно в гаджеты.

Как изменяются умственные способности людей в эпоху технологического бума? Учёные пришли к выводу, что увлечение гаджетами ведёт к ухудшению умственных способностей человека. Исследователи обнаружили прямую зависимость между временем, которое люди уделяют своим смартфонам, планшетам и компьютерам и ухудшением функционирования мозга. Сегодня весьма важно выяснить, находятся ли умственные способности подростков под ударом современных технологий?

Изложение основного материала статьи. Первопроходцем в сфере внедрения инновационных технологий в школах можно считать австралийского ученого Гэри Стейджера. Еще в далеком 1990 году он инициировал проект, в рамках которого реализовал в частной школе Мельбурна метод 1:1. Техника была приобретена на средства, предоставленные родителями школьников. Эксперимент оказался успешным - даже при отсутствии интернета успеваемость учеников заметно возросла.

Сегодня учебный процесс в учебных заведениях большинства развитых стран мира максимально компьютеризирован. Так, в Англии на модернизацию школ ежегодно тратится больше 450 млн долларов, при этом значительную часть средств предоставляют благотворительные организации.

Несмотря на всеобщую компьютеризацию, множество работников Силиконовой долины, предпочитают, чтобы их дети обучались в школах, где не используют IT-технологии. По их мнению, гаджеты не дают нормально развиваться творческому потенциалу детей и препятствуют обретению ими коммуникативных навыков. Они уверены, что овладеть компьютером просто и дети всегда смогут сделать это позже. А вот слишком раннее погружение в мир технологий может привести к зависимости и осложнить жизнь в дальнейшем.

Большинство педагогов сегодня отмечают, что если старшеклассники, по крайней мере во время занятий, редко пользуются смартфонами и не выкладывают их на парту, то с младшими учениками все намного сложнее: часто они начинают играть прямо на уроке, из-за чего педагогу приходится прерывать урок и объяснять, что делать так нельзя. Излишне объяснять, что нормальное усвоение учебного материала в таких условиях оставляет желать лучшего.

Ухудшает качество учебы и то, что большую часть перемен школьники проводят в обществе не одноклассников, а электронных гаджетов. Для чего нужны перерывы между уроками? На перемене школьники должны отдохнуть перед следующим занятием. Однако гаджеты не дают им должным образом

рассеять внимание, в результате чего ребенок сильнее устает за день, а его способность концентрироваться снижается.

Поскольку использование гаджетов для игр мешает усвоению информации, в школах их нередко запрещают. Руководство имеет право прописать запрет в уставе, однако это не позволяет учителям забирать смартфоны и выносить их за пределы школы (например, забирать домой). Максимально допустимые меры противодействия - беседа с директором или хранение гаджета у учителя до окончания занятия.

Сегодня полный запрет личных гаджетов в учебных заведениях обсуждается на законодательном уровне: предполагается, что школьники будут сдавать телефоны/смартфоны, ноутбуки/планшеты при входе в школу. Впрочем, большинство родителей против такой идеи, поскольку это лишит их связи с детьми. К тому же нельзя забывать о том, что современные телефоны позволяют детям делать фото домашних заданий, записывать видео-конспекты с разрешения учителя, быстро находить информацию.

Дети подросткового возраста одна из самых уязвимых групп. Ведь именно в этот период любая их деятельность откладывает серьёзный отпечаток на мозг. Учёные из Университета Лейдена (Universiteit Leiden) в Нидерландах выяснили, что в этот период у человека повышена активность особой зоны мозга -полосатого тела.

Этот участок отвечает за вознаграждение мозговой активности. Таким образом если активировано полосатое тело мозга обучение человека происходит наиболее эффективно. В эксперименте голландских учёных приняли участие 232 человека. Именно у подростков были самые высокие показатели активности полосатого тела мозга и соответственно наиболее высокая способность к обучению. 3 декабря 2018 года Национальный институт здравоохранения США объявил о завершении исследования под названием Когнитивное развитие мозга подростков (Adolescent Brain Cognitive Development - ABCD). Согласно результатам проекта стало ясно, что увлечение электронными гаджетами ведёт к утончению слоя префронтальной коры мозга, которая отвечает за когнитивные способности, внимание и моторику.

В исследовании принимали участие 11 874 молодых человека в возрасте от 9 до 10 лет, в том числе 2100 близнецов или тройняшек. Был проведёт анализ 4500 снимков мозга, успеваемость в школе и время, проведённое в Интернете или с видеоиграми. У детей, которые занимались с компьютером, планшетом или смартфоном не меньше 7 часов в день, размер префронтальной коры мозга оказался меньше, чем у других. Так же эта группа детей показала низкие результаты в тестах по развитию речи и сообразительности.

Влияние гаджетов на умственные способности взрослого человека вызывает огромное количество споров. Еще в 2014 году в научном журнале PLOS были опубликованы результаты исследований учёных из Англии Kep Kee Loh и Ryota Kanai. Были обследованы 75 человек (средний возраст группы 24,6 лет). Нейробиологи пришли к выводу, что использование различных гаджетов (компьютеров, смартфонов, планшетов) ведёт к уменьшению количества серого вещества мозга, точнее в той же префронтальной коре.

Учёные установили взаимосвязь между уменьшенной плотностью серого вещества мозга и мультизадачностью, свойственной использованию электронных гаджетов. Данное исследование обозначило проблему воздействия технических устройств на умственные способности взрослого человека. Конечно, есть много и сторонних факторов (демография, уровень образованности и т.д.), которые так же могут влиять на результат.

Несмотря на первые шаги в исследовании этой области, можно говорить о взаимосвязи многозадачности при использовании современных гаджетов и ухудшением показателей когнитивного контроля, негативными социально-эмоциональными результатами, уменьшением объема серого вещества мозга.

Гаджеты захватывают мир! Они захватывают людей! И чтобы снизить гаджет-аддикцию в наше время, нужно чтобы каждый человек задумался о том, сколько времени он проводит в виртуальном мире, и чтобы каждый сам захотел вернуться в реальность и радоваться реальной жизни, а не виртуальной.

В соответствии с последними исследованиями отечественных социологов, практически половина всех городских жителей в той или иной степени испытывает прямую зависимость от цифровой техники.

Сюда можно отнести не только компьютеры и ноутбуки, но мобильные телефоны, смартфоны, «карманные» компьютеры, цифровые фотоаппараты и «планшетники». С повсеместным распространением всех этих гаджетов даже появился специальный термин, описывающий, людей, которые в обязательном порядке собирают вокруг себя целый ассортимент упомянутой аппаратуры - это гаджетомания.

Профессионалы различают психологические особенности подростков. Отсутствие концентрации внимания происходит по многим причинам. В одних случаях ребёнок отвлекается под воздействием каких-либо внешних факторов, например, не располагает к занятиям обстановка. Если в вашем случае происходит именно так, напрашивается простой вывод - родителям стоит задуматься над правильной организацией учебного процесса. Сложнее обстоит дело, когда постоянно тяжело удерживается концентрация. Именно такая склонность вырабатывается у детей в процессе пользования гаджетами с раннего возраста. Со временем вырабатываются структурные изменения. В борьбе с природными склонностями к усидчивости и устойчивой концентрации может одержать верх рассеянность. Поэтому приходится решать проблему развития воли.

У детей, постоянно имеющих дело с гаджетами, вырабатывается своеобразное восприятие мира. Они думают следующим образом: чтобы не прикладывать усилия, решая сложную задачу, можно от неё отказаться и заняться чем-то другим. Люди старшего поколения поражаются умению подростков находить самые простые способы справляться с домашними заданиями. Сегодня можно увидеть платный заказ написания сочинения. Существуют и другие варианты, которыми пользуются «продвинутые» подростки. Достаточно найти в Интернете уже написанное кем-то сочинение, которое достаточно частично изменить. Идя по пути наименьшего сопротивления, дети сводят усилия к минимуму. Поэтому не получают необходимых знаний, отказываются от формирования умения чётко излагать мысли. В этом отношении, как утверждают психологи, гаджеты играют не позитивную роль.

Соблазн тем более велик, что гаджеты постоянно совершенствуют, поэтому можно быстрее найти необходимый материал. А умная техника не стимулирует к развитию способностей и важных для жизни качеств, например, отпадает потребность в запоминании номеров телефонов, так как они находятся в памяти гаджета. Разработчики всё делают для того, чтобы подросток получал максимум удобств, соответственно, меньше напрягался. Ребёнок привыкает к тому, что проблемы не нужно решать. Их можно просто обойти стороной, в частности, так происходит с написанием школьного сочинения. Привычка не напрягаться закрепляется. В результате у ребёнка возникает вопрос: «Зачем трудиться в учебном процессе, ведь всё можно сделать гораздо быстрее и проще?».

Выводы. Гаджетомания - зависимость от современной цифровой продукции, и она характерна для пользователей всех возрастов. К сожалению, сегодня уже выросло то поколение, которое с первых дней своего самостоятельного существования сидело у экрана ноутбука или же держало в руках смартфон. Эти дети не видят развлечения, общения и отдыха без своих любимых гаджетов. Аналогичная ситуация и с взрослыми, которые всего за несколько лет стали самыми настоящими гаджетоманами.

Около 15% всех пользователей цифровой продукции известных фирм, проживающих в больших мегаполисах, являются гаджетоманами. Эти люди стремятся не только во что бы то ни стало заполучить всю модную технику, но и внимательно следят за развитием индустрии, чтобы как можно быстрее покупать самые новые модели и аксессуары. Зависимость от цифровой техники легко можно объяснить. Дело в том, что, имея под рукой, к примеру, КПК или смартфон, у пользователей появляется возможность в любом месте и в любое время не только быть на связи со своими коллегами, друзьями, но развлекаться, работать, искать информацию. Мобильность гаджетов подразумевает, что пользователь может брать их с собой в течение всего дня.

Стоит отметить, что количество пользователей, которые получают преимущества цифровых технологий, составляет около 30%, однако у большинства из них арсенал персональных гаджетов редко превышает две единицы - это, как правило, либо компьютер и ноутбук, либо смартфон и планшетник, либо смартфон и цифровой фотоаппарат. С течением времени общее количество пользователей цифровой техникой увеличивается в геометрической прогрессии, и можно сделать вполне обоснованный вывод, что уже через несколько лет нашей стране гаджетоманов станет значительно больше. И если вы чувствуете, что вы зависите от того, какие сотовые телефоны вы используете, лежит ли в вашем кармане мобильный ПК, пользуетесь ли вы последней моделью смартфона, задумайтесь, может вы также стали самым настоящим гаджетоманом.

Специалисты прогнозируют, что в следующем поколении многое изменится. Компьютер прочно входит в жизнь современного человека, поэтому для детей наших дочерей и сыновей будет естественно быстрое переключение между задачами. Однако проблема усидчивости не уйдёт в прошлое. С другой стороны, стремительное развитие технологий приведёт к исчезновению многих профессий. Соответственно, встанет вопрос трудоустройства большого количества людей. Стоит учесть также явное противоречие: в регионах со слабо развитыми технологиями демографические показатели обычно занимают лидирующие позиции по сравнению с районами, которые называют более цивилизованными. Вместе с тем, имеют место тенденции миграции из них множества граждан. В итоге развитые государства выигрывают.

Психологи настаивают также на других закономерностях. Тягу к гаджетам специалисты связывают с явным удовольствием, в результате чего уменьшается интерес к сексуальной жизни. Поэтому не удивительно снижение демографических показателей. Близкое общение нередко проигрывает социальным сетям. Телефонные звонки уже не берут верх в соревновании различных видов коммуникаций. Сегодня отдают предпочтение электронной почте, когда нужно выяснить рабочие моменты.

Прослеживая тенденции, специалисты прогнозируют увеличение количества разработок технологий. Организуют системы, предназначенные для других людей. Существует потребность в постоянно совершенствующемся программном обеспечении. А занятость в некоторых сферах деятельности существенно сократится, например, меньше станет потребность в работниках сельского хозяйства.

Произойдут изменения в психологической сфере. Прежде всего, усилится чувство одиночества. Среди многочисленных расстройств ожидается преобладание тревожно-депрессивных состояний. Наблюдается следующий тренд: 1980-е годы были ознаменованы нарциссическими настроениями. 2000-е также названы обществом достижений. Далее последовал другой этап - преобладание диффузно-депрессивных состояний. Задача гаджетов - снизить уровень тревожности. Наблюдается меньшее количество конфликтов в метро, так как внимание пассажиров привлекают именно гаджеты. Занимаясь телефоном, напряжение реализуется в мелкой моторике. Даже маленьким детям предлагают планшеты, чтобы успокоить их перед сном.

Литература:

1. Кудинова Е.Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 464-465. — URL https://moluch.ru/archive/150/42638/ (дата обращения: 01.04.2019).

Психология

УДК 59

социальный педагог, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин Гончарова Наталия Васильевна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Железноводске (г. Железноводск)

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов -будущих педагогов в период обучения в вузе. Профессиональная рефлексия рассматривается как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность, на анализ, оценку деятельности и себя в ней, наметить пути успешной профессиональной самореализации. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) была осуществлена диагностика личностной сферы и осуществлена интерпретация полученных данных. Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, будущие педагоги.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional reflection of students - future teachers in the period of study at the University. Professional reflection is considered as a conscious mental process directed by a teacher to pedagogical activity, to analysis, evaluation of activity and oneself in it, to outline the ways of successful professional self-realization. At the ascertaining stage of the experiment in the experimental group (EG) and the control group (KG), the diagnosis of the personal sphere was carried out and the interpretation of the data obtained was carried out.

Keywords: reflection, professional reflection, future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.