Научная статья на тему 'Периодизация историографии развития системы высшего образования в Крыму в конце ХІХ-начале XX веков'

Периодизация историографии развития системы высшего образования в Крыму в конце ХІХ-начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HISTORIOGRAPHY / EDUCATION SYSTEM / HIGHER EDUCATION / REPUBLIC OF CRIMEA / EDUCATION / RUSSIA / IN THE CRIMEA / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яяева Назле Миметовна

В статье рассматривается историография развития высшего образования в Крыму в контексте шести этапов своего развития на протяжении с ХІХ до настоящего времени. Выявлена актуальность темы исследования, связанная с тем, что в целом история развития системы образования Крыма в качестве комплексного аспекта научных поисков остается до сих пор недостаточно исследованной проблемой. В статье раскрыты особенности развития высшего образования в контексте исторического периода в XIX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яяева Назле Миметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERIODIZATION OF THE HISTORIOGRAPHY OF THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN CRIMEA IN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article discusses the historiography of the development of higher education in Crimea in the context of the six stages of its development throughout the XIX until the present time. Identified the relevance of the research topic, related to the fact that the whole history of the development of the education system of Crimea as an integrated aspect of scientific research is still insufficiently explored problem. In the article the features of development of higher education in the context of historical period in the XIX century.

Текст научной работы на тему «Периодизация историографии развития системы высшего образования в Крыму в конце ХІХ-начале XX веков»

6. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина - Ярославль: Академия развития, 2008.- 288 с.

7. Молибог А.Г. Технические средства обучения и их применение / А.Г. Молибог, А.И. Тарнопольский. М.: Издательство БТУ, 1985. - 174 с.

8. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применимости / Н.М. Мочалова. М.: Просвещение, 1979. - 385 с.

9. Чернобельская Г.М. Материалы курса «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» / Чернобельская Г.М. лекции - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 68 с.

10. Якушева Г.И. Инновации в химико-педагогическом образовании / Г.И. Якушева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2001. № 11. - С. 319-323.

Педагогика

УДК 37.058

кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИОГРАФИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Аннотация. В статье рассматривается историография развития высшего образования в Крыму в контексте шести этапов своего развития на протяжении с Х1Х до настоящего времени. Выявлена актуальность темы исследования, связанная с тем, что в целом история развития системы образования Крыма в качестве комплексного аспекта научных поисков остается до сих пор недостаточно исследованной проблемой. В статье раскрыты особенности развития высшего образования в контексте исторического периода в XIX веке.

Ключевые слова: историография, система образования, высшее образование, Республика Крым, образование, Россия, проблемы образования в Крыму, высшее учебное заведение.

Annotation. The article discusses the historiography of the development of higher education in Crimea in the context of the six stages of its development throughout the XIX until the present time. Identified the relevance of the research topic, related to the fact that the whole history of the development of the education system of Crimea as an integrated aspect of scientific research is still insufficiently explored problem. In the article the features of development of higher education in the context of historical period in the XIX century.

Keywords: historiography, education system, higher education, Republic of Crimea, education, Russia, in the Crimea, higher educational institution.

Введение. Актуальность темы исследования определяется тем, что в целом история развития системы образования Крыма в качестве комплексного аспекта научных поисков остается до сих пор недостаточно исследованной проблемой. В настоящее время появляются уже диссертационные исследования российских авторов, исследующих историю высшего образования Крыма и связано это с высоким вниманием, которое уделяется региону, а также актуальностью развития системы образования на полуострове. К тому же стоит учитывать, что и до присоединения Крыма к России в 2014 году проблематика развития высшего образования в Крыму украинскими исследователями также практически не затрагивалась, а сосредотачивались именно на проблемах основной части Украины.

Вместе с тем в рамках нашего исследования мы рассмотрим историографию развития системы высшего образования в Крыму в историческом контексте в разрезе нескольких периодов, представленных а таблице 1.

Таблица 1

Периодизация историографии развития системы высшего образования в Крыму_

Периоды Характеристика

Первый период (1820-1860 гг.) Характеризуется влиянием политики русификации самодержавия на Юге страны, а также потребностью народов в получении образования и национальном возрождении.

Второй период (1861-1890 гг.) Характеризуется заселением Крыма переселенцами из различных регионов Российской империи. Также сопровождается подъемом освободительного движения национальных меньшинств на полуострове, открытием новых образовательных учреждений повышенного типа для всех слоев населения.

Третий период (1890-1925 гг.) В данный период повышается интерес со стороны интеллигенции к проблематике обучения в высших учебных заведениях неимущей молодежи и представителей национальных меньшинств.

Четвертый период (1930-1990 гг.) -советский период Сопровождается участием общественности в открытии и материальной помощи высшим учебным заведениям нового типа. При этом изменяются цели и содержание обучения и воспитания крымской молодежи и ее профессиональной подготовки.

Пятый период (конец ХХ-начало ХХ1века) Формируется современная образовательная система Крыма: открывается большое количество учебных заведений, вводятся в строй десятки новых учебных заведений в городах и сельской местности полуострова более чем на 60 тысяч мест, работает большое количество преподавателей высокой квалификации (доктора, профессора).

Шестой этап -современность Развитие современной образовательной системы и ее совершенствование после вхождения Крыма в состав России. При этом значительно увеличивается количество проводимых комплексных исследований в отечественной и зарубежной историографии, касающихся становления и развития системы образования в Крыму, в том числе в историческом контексте.

Итак, рассмотрим первый период, который временными рамками мы ограничили с 1820 по 1860 гг.

Данный этап можно назвать первым и основополагающим этапом для дальнейшего развития научной мысли, касающейся в целом развития системы высшего образования в Крыму. Исследователи, изучающие высшее образование в Крыму можно разделить на несколько групп: часть из них писала и исследовала о состоянии системы образования относительно самого Крыма, а другая часть рассматривала непосредственно ситуацию в конкретных высших учебных заведениях, находящихся на полуострове.

Что касается общих научных исследовательских работ, то стоит отметить труды В. Броневского от 1822 года под названием «Обозрение южного берега Крыма в 1815 году», где он дает характеристику образованию инородцев, показывая тем самым роль начальной школы в сохранении национальной самобытности малых этносов Крыма.

Что касается более узких исследований, касающихся непосредственно самих учебных заведений, то стоит отметить исследование Д. Говорова от 1886 года, в котором автор сделал попытку исследовать одно из высших учебных заведений, находящихся на полуострове - Керченский Кушниковский Девичий Институт. Этому была посвящена его работа под названием «Исторические записки о Керченском Кушниковском Девичьем Институте с основания его в 1835 году до 1885 года». В работе автор раскрывает особенности составления учебного плана института, а также дана характеристика основных руководителей учебного заведения и его преподавателях, включая и описание значимости классных дам в процессах воспитания нравственности студенток. Также автор рассматривает подробно учебный и воспитательный процессы.

В указанной работе автор раскрывает деятельность института и подчеркивает огромную роль, которую играло духовенство в процессе учебной и воспитательной деятельности выпускников. При этом, однако, автор отмечает преимущественно светский характер обучения, показывая преимущества и возможности для женщин Крыма при обучении получать специальность учительницы и гувернантки.

Стоит отметить, что Д. Говоров являлся первым исследователем, сделавшим попытку воспроизведения полной картины деятельности Керченского Кушниковского Девичьего института, обозначая особенно остро проблему женского образования, включая также профессиональное. Работа Д. Говорова является актуальной и в XX столетии, а большая часть его идей была воплощена в деятельности высших учебных заведений Крыма.

К числу первых исследователей, занимающихся вопросами изучения деятельности учебных заведений в Крыму в XIX веке можно отнести И. Михневича. В 1843 году он опубликовал научный труд под названием «Исторический взгляд на учебные заведения Новороссийского края в Екатерининской, Херсонской и Таврической губерниях и Бессарабии». В данном труде, а втор сделал попытку показать роль правительства и православного духовенства в вопросах становления системы образования в некоторых регионах страны, в том числе и в Крыму. В указанной работе И. Михневич подтверждал свои выводы собранным им статистическим материалом, подтверждающем количество крымских учебных заведений, их уровень и подчиненность, тем самым давая представление о текущем положении дел в сфере народного образования в 50-е годы XIX столетия в Крыму.

Во второй период (1861-1890 гг.) мы можем наблюдать постепенное расширение сети образовательных учреждений и особенно и распространение высших учебных заведений. В это время появляются труды других исследователей и ученых, среди них стоит отметить И. Гаспирского, А. Дьяконова, Ф. Андриевского, Е. Маркова, А. Крымского. Более подробно их вклад в развитие научной мысли в сфере развития высшего образования в Крыму представлен в таблице 2.

Таблица 2

Историограф >ия развития образования в Крыму в 1861-1890 гг.

Год Ученый Название труда Содержание

1881 г. И. Гаспринский «Русское мусульманство» [5, с. 120] Рассматривает вопрос о подготовке священнослужителей и учителей для национальной школы.

«Что такое мектеб и новый метод?» разработал и предложил новый метод обучения татарскому языку, высказал ряд предложений по вопросу подготовки учителей для татарской начальной школы, он подчеркивал необходимость открытия высших учебных заведений для инородцев.

1869 г. Е. Марков Исследовалась деятельность медресе, которое явилось основанием для создания института Менгли Гирея.

1908 г. Ф. Андриевский [1, с. 239] Исследовалась деятельность медресе-рушдие, являющееся основанием для создания Симферопольской татарской учительской школы.

А. Крымский [14, с. 20]. Неоднократно рассматривал вопросы, связанные с просветительским движением в мусульманском мире, а также в частности среди крымских татар. Ключевое место в его работах занимала история просветительской деятельности работников образования национальных учебных заведений Таврической губернии.

18831893 гг. А. Дьяконов [7, с. 87] Написал несколько научных трудов, касающихся состояния народных училищ Таврической губернии, в которых показывал достижения губернии в сфере образования. Также автор раскрывал вопросы о зарождении высшей школы и профессионального образования.

Стоит отметить, что указанные авторы заметно усилили глубину исследования сферы образования и деятельности высших учебных заведений в Крыму и имели конкретный практический и прикладной характер. Так, идеи И. Гаспринского, касающиеся вопросов подготовки преподавательских кадров для национальных школ находят реализацию в современном Крыму при организации системы крымскотатарских

школ. Кром того, Гаспринский освещает также и вопросы реформирования системы образования при использовании первого национальной крымскотатарской печатной газеты «Переводчик-Терджиман».

Ученые Е. Марков и Ф. Андриевский также внесли существенный вклад в последующее развитие высшего образования в Крыму. Так, на основании анализа содержательной части процессов воспитания и обучения в данных учебных заведениях, авторы приходят к выводу, что такие заведения признаются высшей школой для крымских татар, что дает возможность, с одной стороны, нести просвещение народу, а, с другой, способствовать сохранению его национального своеобразия.

А, в свою очередь, А. Крымский в своих трудах дает всесторонний анализ ситуации, которая постепенно складывается сфере народного образования тюркских народов Крыма в конце XIX века.

Третий период (1890-1925 г.) можно назвать одним из тяжелейших в истории Крыма, поскольку именно в это время в 1874 году Симферополь соединили с Александровском (Запорожьем) железной дорогой. При этом курортный статус Крыма повышался после того, как в Ливадии сделали летнюю царскую резиденцию «Ливадийский дворец».

Стоит отметить, что согласно переписи населения 1897 года в Крыму проживало 546 700 человек, из которых 35,6 % были крымскими татарами, 33,1 % - великороссами, 11,8 % - малороссами, 5,8 % - немцами, 4,4 % - евреями, 3,1 % - греками, 1,5 % - армянами, 1,3 % - болгарами, 1,2 % - поляками, 0,3 % - турками. Очевидно, что такой многонациональный состав населения не мог не отразиться и на самой системе образования Крыма.

Кроме того, была также неспокойная внутриполитическая обстановка. Так, в ноябре 1905 года состоялось Севастопольское восстание во главе с лейтенантом Шмидтом.

Перед самой революцией в Крыму уже проживало 800 тысяч человек, включая 400 тысяч русских и 200 тысяч татар, а также 68 тысяч евреев и 40 тысяч немцев. После событий февраля 1917 года крымские татары само организовались в партию Милли Фирка, путавшуюся захватить власть на полуострове.

16 декабря 1917 года в Севастополе учреждался большевистский Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки. 4 января 1918 года большевики также взяли власть в Феодосии, из которой были выбиты крымско-татарские соединения, а 6 января - Керчь. В ночь с 8 на 9 января Красная гвардия вступила в Ялту. В ночь на 14 января взяли Симферополь. 19 марта 1918 года в Крыму провозгласили Советскую социалистическую республику Таврида.

22 апреля 1918 года украинские войска под командованием полковника Болбочана заняли Евпаторию и Симферополь, вслед за ними пришли германские войска генерала фон Коша. По соглашению между Киевом и Берлином 27 апреля украинские части покинули Крым, отказавшись от претензий на полуостров. Восстали и крымские татары, заключив союз с новыми захватчиками. К 1 мая 1918 года германские войска оккупировали весь Крымский полуостров. 1 мая - 15 ноября 1918 - Крым де-факто под германской оккупацией, де-юре под управлением автономного Крымского краевого правительства (с 23 июня) Сулеймана Сулькевича. 25 ноября 1918 года в Севастопольский порт вошла союзническая эскадра, и в город вступили французские войска.

Красная армия 12 ноября 1920 прорвала оборону на Перекопе и ворвалась в Крым. 13 ноября 2-я Конная армия под командованием Ф. К. Миронова заняла Симферополь. Основные врангелевские войска через портовые города покинули полуостров. В захваченном Крыму большевики учинили массовый террор, в результате которого погибло, по разным данным, от 20 до 120 тысяч человек [15, с. 29].

Однако, даже в такое неспокойное время, появляются работы таких ученых-исследователей как А. Базаров, К. Баллас, посвященных деятельности Никитского Ботанического сада, целью которого была подготовка квалифицированных садоводов и виноделов. Такие исследования являлись первыми в подготовке специалистов высшей квалификации для сферы сельского хозяйства Крыма.

Указанные исследователи также представили материалы, раскрывающие организацию обучения и воспитания студентов, а также их практической деятельности в саду, затрагивая также содержание прав и обязанностей выпускников училища садоводства и высших курсов виноделия.

Еще одним ученым, исследовавшим сферу высшего образования в к указанный непростой для Крыма период был Е. Вульф. Так он в 1917 году публикует материал в глазете «Известия Таврической ученой комиссии», посвященный истории Никитского Ботанического сада, где автор описывает деятельность высших винодельческих курсов, а также раскрывает систему подготовки специалистов: садоводов и виноделов.

Некоторые другие работы указанного периода рассмотрены в таблице 3.

Таблица 3

Работы по развитию высшего образования Крыма в 1890-1925 г.г.

Авторы Научные труды Содержание

В. Дюличев [8] «Рассказы по истории Крыма: XIX век. Таврическая губерния». В работе описывается социально-экономическое и политическое положение женщин в Крыму, раскрываются предпосылки развития женского образования в Таврической губернии в Х1Х столетии.

А. Маркевич [16] «Таврическая губерния во времена Крымской войны». Раскрываются особенности развития Крыма в период Крымской войны, затрагиваются аспекты социально-экономического положения полуострова и развития сферы образования.

Л. Моисеенкова [17] «Женское гимназическое образование в Крыму». Приводится краткая справка о первой Симферопольской женской гимназии.

А. Полканов [18, с. 34] Фундаментальный труд по истории караимского народа. Раскрывает вопросы вероисповедания и культуры караимского народа, а также особенности национального воспитания, деятельности караимских высших учебных заведений, дает характеристику педагогическим

персоналиям караимского народа.

И. Казас, И. Гаспринский, А. Крымский Провели анализ процессов реформирования мусульманского образования. Проанализировали сложившиеся в конце XIX -начале XX века ситуации, связанные с развитием профессионального образования, описали вклад национальной интеллигенции в развитии системы образования мусульман Крыма.

Ф.Андриевским, И. Гаспринским, А. Медиевым, И. Казасом Рассмотрели вопрос подготовки учителей начальной школы и священнослужителей. Дали характеристику процессам, происходившим в мусульманском образовании в разрезе существующих религиозно-просветительских традиций.

А. Маркевич, А. Дьяконов, Е. Марков, А. Медиев, И. Муфтий-заде Рассматривали процессы подготовки национальных педагогических кадров.

М. Чореф Работа посвящена вкладу педагогических работников и интеллигенции караимского народа в систему развития национальной школы. Исследование посвящено деятельности караимского высшего духовного училища в г. Евпатории, что позволило детально осмыслить значение создания высшей караимской школы в Крыму.

И. Казас [11, с. 18-25] Газета «Таврида» Исследовались проблемы крымскотатарского народного образования.

Вопросы, которые были связаны с изучением образования малых этносов Крымского полуострова, также привлекали внимание большого числа исследователей, что было связанно с тем, что данная тема фактически не была рассмотрена в отечественной историографии. К примеру, практически не раскрытой оставалась проблема истории развития татарского и армянского народного образования в Таврической губернии во второй половине XIX - начале XX столетия. Реконструкция исторических событий и развития учебных заведений малых этносов может заполнять некоторые лакуны в истории просвещения Крыма.

Важным в контексте исследования является также изучение первого периодического печатного органа мусульман Крыма «Мир ислама» и «Терджыман-Переводчик», в которых содержались статьи и заметки, посвященные освещению вопросов деятельности учебных и воспитательных учреждений тюркских крымских народов, включая также и учебные заведения повышенного типа.

В начале XX столетия в Крыму также остро встает вопрос о создании высших учебных заведений представителями малых этносов. Так, А. Кричинский в труде «Очерки политики Российского царизма на окраинах» подвергает критике проводимые и организованные властями мероприятия, направленные на реорганизации системы народного образования мусульман Таврической губернии. Автор попытался показать негативную роль управленческих органов Таврической губернии и руководителей образовательных учреждений в отношении просветительских процессов в мусульманском обществе.

Выводы. Вместе с тем сегодня можно отметить, что период очередного важнейшего этапа для Крыма и перехода полуострова к России потребовало от научной среды тщательного осмысления проблематики развития высшего образования (именно высшего) и адаптация уже существующей образовательной системы под новые требования российского законодательства и традиций, которые сформировались в системе образования Крыма.

Такая высокая актуальность узких исследований также связана с тем, что в Крыму существует проблема сохранения языка и культуры малых этносов, что требует пристального изучения имеющегося положительного опыта. Все это, в конечном счете, должно способствовать разрешению современных образовательных проблем Крыма.

Литература:

1. Андриевский Ф.Н. Статистический справочник Таврической губернии: Ч. 1 Статистический очерк Таврической губернии. Ч. 2.

2. Анисимова Н.Ю. Проблемы устойчивого развития системы высшего образования Республики Крым. В книге: Интеграция республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления. Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 132-133.

3. Бунегин М.Ф. Революция и гражданская война в Крыму (1917—1920 гг.). — Симферополь, 1927. — С. 62.

4. Дементьев Н.Е., Зарубин А.Г., История Крыма. Часть II. Составление. Редактор Николаенко Н.В. РИЦ «Атлас», 6. 03. 1993 г.

5. Дьяконов, А. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды / А. Дьяконов, А. Дьяконов. -Типография В.Ф. Киршбаума, 1908

6. Дюличев В.П. Крым. «Рассказы по истории Крыма: XIX век. Таврическая губерния». -Симферополь. - издательство "Таврида", 1994 г. - 55 с.

7. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Крым. Журнал «Историческое наследие Крыма». - 2006. - № 14.

8. Из личных бесед с Александром Федоровичем Переходом, преподавателем Симферопольской школы в 1937 - 1938 гг.

9. Казас И.И. Караимы, их обряды и учение // Таврические губернские ведомости. - Симферополь, 1869. - № 8.

10. Катунина Е.В. Пятидесятники Крыма в 40-50-е годы ХХ века / Е.В. Катунина, Ю.А. Катунин. // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 63. — С. 112-119

11. Королев В.И. Украинское народное образование в Крыму в советское время. Тавршсью студп, № 1. 2011.

12. Крымский А.Е. Школа, образованность и литература у российских мусульман: культурно-этнографический очерк / А.Е. Крымский. - [Б.м.]: б.и, б.г. - 23 с.

Психология

УДК: 159.99

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Бевз Сергей Олегович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Горягин Роман Алексеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О ВЛИЯНИИ ГАДЖЕТОВ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ И

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье представлен обобщенный исторический экскурс в этиологию проблемы, связанной с таким феноменом современной реальности как гаджетомания, и ее влиянии на когнитивную и психоэмоциональную детерминанты развития личности ребенка.

Ключевые слова: гаджет, гаджетомания, когнитивное развитие, функционирование мозга, инновационные технологии, гаджет-аддикция.

Annotation. The article presents a generalized historical digression into the etiology of the problem associated with the phenomenon of modern reality as gadget addiction, and its impact on the cognitive and psycho-emotional determinants of the development of the child's personality.

Keywords: gadget, cognitive development, brain functioning, innovative technology, gadget addiction.

Введение. Сложно представить жизнь современного человека без гаджетов. Тот же мобильный телефон изменил мир не меньше, чем колесо. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Первый звоночек наступления эпохи гаджетов прозвенел в середине пятидесятых, когда изобрели транзисторы. Людям настолько надоело возиться с лампами, что потребовалось найти им простую и эффективную замену. Цели ученых естественно были благородные. Первым прибором с использованием транзисторов стал слуховой аппарат. Но дальше все прогнозируемо скатилось в потребление. Интернет занял прочное место в жизни подростков. Шире стал круг общения благодаря социальным сетям. Увлекательные компьютерные игры разнообразят досуг. Чтобы иметь разностороннюю информацию об их влиянии на психику детей, были проведены исследования. Необходимость в научных выводах возникла по причине многочисленных мнений, которые нередко называют мифами. Однако не было определенного отношения по поводу того, действительно ли компьютер способен зомбиировать ребёнка. Велись разговоры даже о мировом заговоре. Чтобы внести ясность, работы проводились отечественными и западными специалистами в данной области. В результате не выявили серьёзных последствий для психического здоровья работы за компьютером.

В 1954 году на полках дорогих магазинов США появился транзисторный радиоприемник Regency TR-1. Модель оказалось слишком сырой, маркетинг непродуманным, и премьера провалилась. Но в далекой Японии нашлись люди, которые смогли учесть все ее ошибки и 4 марта 1955 года начали производство модели TR-55. Устройство и стало тем сперматозоидом, который первым добрался до огромной яйцеклетки масс-маркета. А компания Sony, создавшая его, превратилась в транснационального монстра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эпоха гаджетов - это сегодняшняя реальность. Двадцать первый век начался с того, что обыватель вдруг осознал: в вешалке или кроссовках оперативной памяти и функциональных возможностей может оказаться больше, чем у него самого. Стоило человечеству отвлечься на новое увлечение - компьютерные игры - как его жизнь оккупировали различные гаджеты. Они постоянно с кем-то связываются, что-то считают, подсвечивают, чем-то управляют и даже имеют наглость давать указания венцу творения. И если в начале миллениума кто-то еще рассчитывал на эпохальные научные открытия и освоение космоса, то уже сейчас стало ясно, что весь технологический и инженерный потенциал наша цивилизация инвестировала именно в гаджеты.

Как изменяются умственные способности людей в эпоху технологического бума? Учёные пришли к выводу, что увлечение гаджетами ведёт к ухудшению умственных способностей человека. Исследователи обнаружили прямую зависимость между временем, которое люди уделяют своим смартфонам, планшетам и компьютерам и ухудшением функционирования мозга. Сегодня весьма важно выяснить, находятся ли умственные способности подростков под ударом современных технологий?

Изложение основного материала статьи. Первопроходцем в сфере внедрения инновационных технологий в школах можно считать австралийского ученого Гэри Стейджера. Еще в далеком 1990 году он инициировал проект, в рамках которого реализовал в частной школе Мельбурна метод 1:1. Техника была приобретена на средства, предоставленные родителями школьников. Эксперимент оказался успешным - даже при отсутствии интернета успеваемость учеников заметно возросла.

Сегодня учебный процесс в учебных заведениях большинства развитых стран мира максимально компьютеризирован. Так, в Англии на модернизацию школ ежегодно тратится больше 450 млн долларов, при этом значительную часть средств предоставляют благотворительные организации.

Несмотря на всеобщую компьютеризацию, множество работников Силиконовой долины, предпочитают, чтобы их дети обучались в школах, где не используют IT-технологии. По их мнению, гаджеты не дают нормально развиваться творческому потенциалу детей и препятствуют обретению ими коммуникативных навыков. Они уверены, что овладеть компьютером просто и дети всегда смогут сделать это позже. А вот слишком раннее погружение в мир технологий может привести к зависимости и осложнить жизнь в дальнейшем.

Большинство педагогов сегодня отмечают, что если старшеклассники, по крайней мере во время занятий, редко пользуются смартфонами и не выкладывают их на парту, то с младшими учениками все намного сложнее: часто они начинают играть прямо на уроке, из-за чего педагогу приходится прерывать урок и объяснять, что делать так нельзя. Излишне объяснять, что нормальное усвоение учебного материала в таких условиях оставляет желать лучшего.

Ухудшает качество учебы и то, что большую часть перемен школьники проводят в обществе не одноклассников, а электронных гаджетов. Для чего нужны перерывы между уроками? На перемене школьники должны отдохнуть перед следующим занятием. Однако гаджеты не дают им должным образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.