Научная статья на тему 'Отечественная историография взаимоотношений религиозных общин и органов государственной власти на территории севастопольского региона (1783-2017 гг. )'

Отечественная историография взаимоотношений религиозных общин и органов государственной власти на территории севастопольского региона (1783-2017 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
785
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / КАРАИМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS DENOMINATIONS / STATE AUTHORITIES / ORTHODOXY / ISLAM / PROTESTANTISM / KARAIMISM / RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осиповский Семен Николаевич, Белоглазов Роман Николаевич, Шимберева Елена Владимировна

В статье рассматриваются основные направления историографии государственно-конфессиональных отношений на территории севастопольского региона в 1783-2017 гг. Определены этапы ее формирования в контексте общественно-политической ситуации соответствующего исторического периода, характера и приоритетов государственной конфессиональной политики. Установлено, что по указанной тематике практически отсутствуют обобщающие исследования, а в существующих публикациях затрагиваются относительно частные и ограниченные узкими временными рамками аспекты темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC HISTORIOGRAPHY OF RELIGIOUS COMMUNITIES AND STATE AUTHORITIES RELATIONSHIP WITHIN SEVASTOPOL REGION TERRITORY (1783-2017)

The article discusses the main directions of the historiography of state-confessional relations in Sevastopol region during 1783-2017. The main stages of its formation in the context of the socio-political situation of the corresponding historical period, the nature and priorities of the state confessional policy are identified. The authors ascertain that there are practically no generalizing studies on this topic; and in the existing publications relatively special aspects limited to narrow temporal frames are touched upon.

Текст научной работы на тему «Отечественная историография взаимоотношений религиозных общин и органов государственной власти на территории севастопольского региона (1783-2017 гг. )»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-11 -2.8

Осиповский Семен Николаевич, Белоглазов Роман Николаевич, Шимберева Елена Владимировна ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО РЕГИОНА (1783-2017 ГГ.)

В статье рассматриваются основные направления историографии государственно-конфессиональных отношений на территории севастопольского региона в 1783-2017 гг. Определены этапы ее формирования в контексте общественно-политической ситуации соответствующего исторического периода, характера и приоритетов государственной конфессиональной политики. Установлено, что по указанной тематике практически отсутствуют обобщающие исследования, а в существующих публикациях затрагиваются относительно частные и ограниченные узкими временными рамками аспекты темы. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2018/11 -2/8.1^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 11(97). Ч. 2. C. 211-221. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/11-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 930:353(28+29) Дата поступления рукописи: 23.09.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-11-2.8

В статье рассматриваются основные направления историографии государственно-конфессиональных отношений на территории севастопольского региона в 1783-2017 гг. Определены этапы ее формирования в контексте общественно-политической ситуации соответствующего исторического периода, характера и приоритетов государственной конфессиональной политики. Установлено, что по указанной тематике практически отсутствуют обобщающие исследования, а в существующих публикациях затрагиваются относительно частные и ограниченные узкими временными рамками аспекты темы.

Ключевые слова и фразы: религиозные конфессии; органы государственной власти; православие; ислам; протестантизм; караимизм; религиозные организации.

Осиповский Семен Николаевич, к. полит. н., доцент Белоглазов Роман Николаевич, к.и.н. Шимберева Елена Владимировна

Севастопольский государственный университет [email protected]; [email protected]; [email protected]

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО РЕГИОНА (1783-2017 ГГ.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства г. Севастополя, проект «История взаимоотношений религиозных общин и органов государственной власти

в Севастополе (1783-2017 гг.)» № 18-49-920003.

Севастополь исторически сложился как особый регион на территории Крымского полуострова, со своей четко выраженной социально-культурной спецификой, которая распространялась и на конфессиональную сферу. Оставаясь частью общего религиозного пространства Крыма, город с момента своего основания стал приобретать ряд особенностей, обуславливающих его уникальность в плане духовно-конфессионального облика.

Во-первых, становление и развитие Черноморского флота в пределах его главной базы требовало уделить особое внимание пасторскому окормлению военнослужащих, численно растущему населению нового города, созданию системы религиозного просвещения, учитывая в том числе вероисповедальное многообразие.

Во-вторых, византийское наследие Херсонеса оставило глубокий след в исторической памяти православных народов России, что определяло повышенный интерес к Севастополю как одному из сакральных центров Российской империи.

В-третьих, с момента основания Севастополя самой влиятельной по числу верующих и приходов в городе была Русская православная церковь (далее - РПЦ), что было не совсем характерно для некоторых других поселений городского типа в Крыму, учитывая большое этноконфессиональное разнообразие состава их жителей.

В-четвертых, в период проведения советской властью форсированной антирелигиозной политики на рубеже 1920-1930-х годов конфессиональные общины города испытали особенно жесткое давление, так как руководство правящей коммунистической партии считало необходимым прежде всего очистить от «социально чуждого элемента» в лице активных верующих и духовенства город, где базировался Черноморский флот. Этот фактор рассматривался как необходимая мера для усиления обработки военнослужащих в духе атеистической идеологии. Исходным был тезис о контрреволюционной сущности любых религиозных организаций, независимо от вероисповедания, и отмирании религии по мере строительства коммунизма в СССР.

Изучение темы государственно-конфессиональных отношений имеет особое значение и актуальность, так как позволяет использовать соответствующий исторический опыт для гармонизации этой исключительно важной общественной сферы на современном этапе, исправления ошибок, допущенных на данном направлении в советский период.

В настоящее время в исторической науке отсутствуют специальные исследования, посвященные историографии рассматриваемой темы на материалах севастопольского региона. Отдельные статьи, которые характеризуют историю изучения вопроса применительно к исламской общине [31], православной церкви [64] и другим конфессиям [74], лишь подчеркивают наличие такой лакуны. Вследствие указанных факторов новизна представленной работы определяется недостаточной степенью разработки указанной тематики в историографическом формате.

Целью данной статьи является установление фактологического содержания, приоритетных направлений исследовательской проблематики, закономерностей и основных особенностей формирования историографии государственно-конфессиональных отношений в Севастополе в период 1783-2017 гг.

Характер и особенности освещаемого вопроса, а также специфика историографических источников обуславливают использование при изложении материала проблемно-хронологического метода. К актуальным

вопросам историографии взаимоотношений религиозных общин и органов государственной власти на территории севастопольского региона относятся:

1. Храмовое строительство, становление и развитие религиозных общин в Севастополе на разных исторических этапах

Конфессиональная сфера Севастополя фактически развивалась одновременно с городом, что, прежде всего, выражалось по мере увеличения числа жителей в создании общин, сети приходов и возведении культовых зданий. В этой связи исследователи определили одним из приоритетных направлений для изучения вопросы об организации и становлении приходской жизни и храмовом строительстве на территории города. Несмотря на то, что в соответствующих публикациях лишь косвенно затрагиваются сюжеты, связанные с развитием государственно-конфессиональных отношений, в них содержится богатый фактологический материал, позволяющий всесторонне изучить религиозную ситуацию на региональном уровне.

В рамках дореволюционной историографии в этом плане следует отметить работы церковных авторов протоиерея А. Лебединцева [88] и епископа Гермогена [44], в которых излагаются общие сведения о церковно-административной организации и деятельности духовенства Таврической епархии РПЦ в XIX веке, включавшей Севастопольский благочинный округ. Кроме того, в этот период широко освещалась история возведения культовых сооружений Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря [78; 91; 93; 97; 99; 105; 126; 154]. Эти публикации содержат сведения о деятельности отдельных меценатов, а также об оказании помощи монастырской общине со стороны царской семьи и командования Черноморского флота. Церковными авторами также уделялось достаточно большое внимание аналогичным вопросам, связанным с Инкерманским монастырем во имя Священномученика Климента [54; 60; 106], культовыми сооружениями православного Братского кладбища, где проходили массовые захоронения погибших во время первой обороны города [121].

После присоединения Крыма к Российской империи региональное правительство стало привлекать для освоения полуострова греков-переселенцев из Архипелагской Греции, которые расселялись в том числе и в Севастополе, на территории которого возникла соответствующая этноконфессиональная община. Обобщающей работой по истории севастопольских греков является монография И. В. Мосхури, в которой содержится богатый фактологический материал как архивного, так и личного происхождения [94]. Истории греческих церквей и приходов Севастополя и Балаклавы посвящено источниковедческое исследование Н. М. Терещук [132], в котором проведен сравнительный анализ опубликованных источников и архивных материалов, содержащих сведения о деятельности соответствующих конфессиональных общин, составе приходов, материальном обеспечении причтов, личных делах священнослужителей. Теме персонального состава греческих священнослужителей севастопольских церквей посвящена работа этой же исследовательницы [130].

Большое значение для изучения этой темы имеет также диссертационное исследование М. А. Абдуллае-вой [1]. На основе широкого круга источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, автор описывает историю развития духовной жизни крымских греков в контексте создания и функционирования их храмов и монастырей с конца XVШ века по 1930-е годы, в том числе затрагивая эти процессы на территории Севастополя. Культурной специфике, связанной с общинами севастопольских и балаклавских греков, посвящена также обзорная публикация М. И. Росенко [120].

В работах Н. М. Терещук о роли купеческого сословия в формировании религиозно-нравственных устоев жителей Севастополя XIX века затрагивается тема оказания благотворительной помощи в религиозной сфере [138; 139]. На основе анализа архивных материалов и отдельных изданий региональной периодической печати автор реконструирует историю участия представителей местного купечества в возведении христианских культовых зданий, в деятельности отдельных приходов. В частности, характерным для севастопольских купцов было финансирование строительства церквей, материальные пожертвования в пользу монастырей и исполнение функций ктиторов (церковных старост).

Крымский историк Э. С. Ищенко в краткой обзорной статье, посвященной православным культовым сооружениям Севастополя в конце XVШ - начале XX века, предприняла попытку составить полный перечень храмов, часовен, монастырей города и его округи [61], сопроводив каждый соответствующий объект краткой исторической справкой, а также сведениями по их современному состоянию. Публикация подготовлена только на основе справочной литературы по истории Таврической епархии и не лишена некоторых фактологических неточностей.

Один из важнейших проектов храмового строительства в Севастополе был связан с возведением во второй половине XIX века комплекса культовых зданий Херсонесского первоклассного монастыря в честь святого равноапостольного князя Владимира, история которого излагалась в многочисленных произведениях дореволюционного периода [6; 39; 89; 98; 153]. В начале 2000-х годов эта традиция была продолжена при подготовке историко-публицистических и научно-популярных очерков по истории православных святынь Херсонеса, выполненных авторскими коллективами известных специалистов по этой тематике [37; 152].

В новейший период историографии исследователи также стали уделять внимание вопросам, посвященным отдельным православным культовым сооружениям города: Владимирскому [125] и Покровскому соборам [103], Свято-Митрофановскому храму на Корабельной стороне [53], Балаклавскому Свято-Георгиевскому монастырю [82; 155; 156], восстановлению храмов и приходов Севастопольского благочиния после Крымской войны [80].

Истории возведения Свято-Владимирского собора и развития соответствующего монастыря на территории Херсонеса посвящено исследование В. Н. Прокопенкова [104]. Автор рассматривает основные этапы проектирования и строительства храма, а также роль местных чиновников, военачальников и меценатов в осуществлении

этих мероприятий. В исследовании рассмотрен вопрос о том, каким образом поддержка, оказанная правительством, способствовала хозяйственному развитию Херсонесского Свято-Владимирского монастыря в целом.

Обобщающие исследования по истории Таврической епархии в дореволюционный период и православных монастырей Крыма принадлежат Ю. А. Катунину, который при их подготовке широко использовал документальные материалы Государственного архива Республики Крым [65; 66].

В работах В. В. Крестьянникова [83], Л. В. Мельниковой [92], Н. М. Терещук [136] рассматривается участие православного духовенства Севастопольского благочиния Таврической епархии в обороне Севастополя 1854-1855 годов. Истории функционирования прихода при церкви во имя Св. Феодосия Черниговского и церковно-приходских школ Севастополя в конце XIX - начале XX века посвящены соответственно работы И. Е. Шпаковой [158] и Е. Н. Гавришевой [40].

Правовое положение православных монастырей Крыма в XIX веке было охарактеризовано в работе М. М. Столбуненко и В. Г. Тура [128]. Конкретно-исторические исследования В. Г. Тура [142] и Л. П. Шкар-лата [157] детализируют историческую картину развития православия в Крыму на рубеже XIX-XX веков. Издания общего справочного характера содержат дополнительные сведения по данной тематике [84; 90].

Особенности формирования конфессиональной среды города в процессе изменений некоторыми его жителями своей вероисповедной принадлежности, а также соблюдения культовой обрядности в дореволюционном Севастополе рассмотрены соответственно в работах Е. В. Коротун [77] и В. В. Крестьянникова [81].

На основе местных архивных материалов Л. В. Спесивцева проследила этапы становления и развития севастопольской католической общины, а также историю планирования и строительства главного католического храма в городе - костела священномученика Климента Римского [127].

Более детально информация по этому вопросу была изложена в статье Н. М. Терещук, размещенной на информационном интернет-ресурсе городского Законодательного собрания [137]. Раздел «История культовых сооружений центра Севастополя» объединяет несколько обзорных очерков автора. Помимо истории православных культовых сооружений, объектами изучения Н. М. Терещук стали лютеранская кирха [134] и синагоги [140]. Автор не обошла вниманием и армянскую национально-конфессиональную общину Севастополя [129]. В дореволюционной историографии следует назвать работы В. Д. Александрова, подготовившего очерки по истории деятельности армяно-григорианской [2], католической [3] и лютеранской конфессий на территории [4] Крымского полуострова.

Тема организации и функционирования приходов Армяно-Григорианской церкви в Крыму затрагивается также в исследовании Е. Петросяна [102]. Кроме того, этот вопрос был предметом исследования Л. В. Ару-тюнян [8]. В публикации, подготовленной на основе анализа и изучения документальных материалов Государственного архива г. Севастополя, представлены сведения о действиях духовенства и верующих по преобразованию молитвенного дома в центре города в полноценный церковный приход. Хронологический период, рассматриваемый указанным автором, охватывает в том числе историю севастопольской армянской конфессиональной общины после установления советской власти в городе.

Среди современных работ, затрагивающих общины национальных меньшинств Крыма, следует выделить комплекс публикаций по теме караимизма. В частности, история караимской общины Севастополя в XIX - начале XX века рассмотрена в работах И. А. Дьяконовой [52] и Н. М. Терещук [131]. Д. А. Прохоров на основе анализа документальных материалов архивохранилищ Севастополя, Симферополя, Одессы и Санкт-Петербурга изучил вопрос о службе представителей севастопольских караимов в рядах Российской армии в 1914-1917 годах [111]. В многочисленных исследованиях отмеченного автора также рассматриваются и другие разнообразные сюжеты по караимской тематике [107-110; 112-116]. Общую информацию по данному вопросу, включая период Крымской войны, можно найти в работах Э. И. Лебедевой [86-87].

Большой фактологический материал о деятельности крымских протестантских общин содержат исследования О. В. Безносовой [10-13], О. Замуруйцева [57], М. В. Беликовой [27], Ю. Н. Лаптева [85] и И. А. Заде-рейчук [55; 56].

2. Отдельные аспекты и направления отношений органов государственной власти и религиозных общин в Крыму и Севастополе

Верующим и духовенству разных вероисповеданий приходилось организовывать и обустраивать жизнь своих общин в Севастополе в условиях разных подходов государства к проведению конфессиональной политики. В дореволюционный период в целом развивались принципы веротерпимости и этноконфессиональной толерантности при сохранении привилегированного статуса РПЦ и ряда ограничений в отношении некоторых маргинальных сект. После событий октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны в России советское руководство демонстрировало приверженность атеизму как обязательной составляющей официальной идеологии, что привело на рубеже 1920-1930-х годов к попыткам полностью искоренить религиозное мировоззрение среди населения, ликвидировать духовенство и организационные структуры конфессий административно-командными и репрессивными методами.

Специфика этих двух принципиально разных подходов определяла особенности развития государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне. Возможности для подготовки объективных, лишенных идеологической ангажированности исторических исследований по этой теме, особенно в хронологических рамках советского периода, появились только на рубеже 1980-1990-х годов. Для современной исторической науки также характерно расширение круга проблемных вопросов и источниковой базы в связи с рассекречиванием соответствующих документальных материалов, применение новых концептуальных подходов при осмыслении

и интерпретации фактов. При этом для историографического анализа представляют интерес в том числе и публикации обобщающего характера, подготовленные на материалах Крыма и затрагивающие севастопольский регион.

Среди работ дореволюционного периода, касавшихся положения мусульман и ислама в Крыму в период Российской империи, следует выделить публицистические произведения крымско-татарского просветителя И. Гаспринского [42; 43]. Вместе с тем первой попыткой изучить проблему развития мусульманских институтов и общин, а также их отношения с государством после присоединения Крыма к России на основе анализа действовавшей нормативно-правовой базы стало исследование И. Ф. Александрова [5].

Классическим образцом так называемого классового подхода к освещению темы в рамках советской историографии следует считать работу Б. Кандидова [62], посвященную деятельности РПЦ на Юге России в годы Гражданской войны. В рамках этого сугубо пропагандистского тенденциозного подхода роль церкви рассматривалась как исключительно контрреволюционной организации, обеспечившей идеологическое обслуживание белого движения.

В рамках современной историографии с 1990-х гг. стали формироваться новые научные школы и направления по изучению истории ислама и мусульманских институтов, а также других религий национальных меньшинств полуострова в Крыму до 1917 года. Так, В. Ю. Ганкевич на основе широкой источниковой базы проанализировал джадидистскую реформу этноконфессионального образования крымских мусульман на рубеже XIX - начала XX в. [41]. Историю Таврического магометанского духовного правления осветила в своем диссертационном исследовании З. З. Хайрединова [150]. Д. В. Конкин изучил вопросы о вакуфном хозяйственном комплексе [76], обеспечивавшем материальное благосостояние конфессиональных общин и учебных заведений мусульман.

В исследованиях Е. Е. Бойцовой изучение вероисповедной политики Российской империи по отношению к нехристианским конфессиям на территории Крыма охватывает период конца XVIII - начала XX в. [29; 33-35]. На основе анализа документов, хранящихся в архивах Крыма и Севастополя, автор рассмотрела особенности нормативно-правовой базы и правоприменительной практики по религиозному вопросу на территории Таврической губернии. По мнению исследовательницы, российское правительство в указанный период стремилось к расширению веротерпимости, однако при этом сохранялась устойчивая тенденция к закреплению среди населения империи православной идентичности.

В ряде работ В. Г. Тура содержится анализ особенностей процесса формирования государственно-конфессиональных отношений в условиях религиозного многообразия Крымского полуострова в конце XVIII -первой половине XIX столетия [141; 143]. Автор пришел к выводу, что национальная политика российского правительства на региональном уровне была достаточно гибкой. Благодаря позиции государства в плане уважения и терпимости к обычаям и религии местных жителей этнорелигиозные общины Крыма сохранили самоуправление и получили определенные привилегии по сравнению с другими регионами Российской империи. Учет национальных особенностей и создание сбалансированной системы административного контроля над деятельностью конфессиональных организаций обусловили фактическое отсутствие конфликтов на религиозной почве в Крыму в XIX веке.

В обзорном исследовании М. И. Смирновой и А. В. Старицина [124] были освещены вопросы о генезисе вероисповедальной политики Российской империи в 1783-1905 годах, которая, по мнению авторов, развивалась преимущественно в рамках демократических принципов с некоторыми конъюнктурными отклонениями. При этом специфика Крыма допускала предоставление определенных уступок и привилегий в пользу этно-конфессиональных меньшинств.

Предметом исследования в статье С. Н. Осиповского [100] стал вопрос о взаимодействии органов региональной власти дореволюционного Севастополя в лице градоначальника и городского головы по поводу обустройства территориального пространства вокруг католического костела священномученика Климента Римского в соответствии с действовавшими нормативными требованиями.

Сюжет о положении и деятельности православного духовенства Крыма в годы Первой мировой войны рассмотрен в публикации В. А. Романа [119]. Данной теме также посвящено исследование Ю. А. Катунина [69], которое, в том числе, включает и хронологический период Гражданской войны.

Большое число работ современных исследователей по истории советской конфессиональной политики стало появляться в течение 1990-2000-х годов, что было обусловлено «архивной революцией» и либерализацией исторической науки в постсоветских странах. В ряде публикаций В. В. Крестьянникова затрагивается тема репрессий против городского православного духовенства со стороны анархо-коммунистических элементов Черноморского флота во время первого установления советской власти в Севастополе на рубеже 1917-1918 гг. [38; 79].

Проблема разработки и применения законодательства о религиозных организациях в начале 1920-х гг. в Крыму на примере функционирования иудейских, католических и мусульманских культовых сооружений анализируется в статье Г. Р. Ахмедовой [9]. В публикациях Р. Н. Белоглазова рассматривается формирование системы государственного регулирования деятельности религиозных общин разных вероисповеданий (православие, ислам, протестантские секты), а также идеологическая борьба с ними в условиях Крымской АССР 1920-х гг. [15; 16; 18; 21; 28]. Аналогичной по хронологическим и территориальным рамкам является работа Б. В. Змерзлого, в которой освещена политика в регионе по отношению к РПЦ [59]. Данная проблема применительно к периоду 1920-1930-х годов также была предметом изучения в публикации и диссертационном исследовании И. В. Рыбак [117; 118].

Тема политических репрессий против православных священнослужителей в Крыму в 1920-1930-е годы нашла широкое отражение на страницах работ протоиерея Н. Н. Доненко [50], С. Б. Филимонова [149], С. А. Дубинчук [51], Л. А. Серокуровой [122], Б. В. Змерзлого [58]. Для этих публикаций характерно введение в научный оборот новых документальных архивных материалов из рассекреченных фондов государственных и ведомственных архивохранилищ. Применительно к севастопольскому региону тема репрессивной политики, направленной против духовенства в указанный период, рассматривается в исследованиях Н. А. Давыдовой [47; 48], Л. А. Серокуровой [123], Н. М. Терещук [133; 135].

Комплексный подход к изучению отношений партийно-государственных структур и РПЦ в Крыму в 1920-1930-е гг. продемонстрировал в своих публикациях по этой тематике Ю. А. Катунин [67; 68]. Логичным завершением проведения большой аналитической работы стала подготовка автором обобщающего диссертационного исследования по теме «Православная церковь и государство: проблема взаимоотношений в 1917-1939 гг. (На материалах Крыма)» [70]. Однако исследователю при раскрытии проблемы не во всем удалось отойти от догм и стереотипов советской историографии. Так, в его публикациях оправдываются жесткие действия государства во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г., преувеличивается роль внутренних факторов в возникновении раскола в РПЦ в 1920-е годы.

Указанному автору также принадлежат описательные, выполненные в фактологическом ключе публикации по истории РПЦ в регионе в годы Великой Отечественной войны [71] и послевоенный период [63], включая хрущевскую «оттепель» [72]. Этот же период в конфессиональной сфере Крыма стал предметом изучения в монографии Б. Ф. Колымагина [75]. Кроме подробного освещения функционирования Крымской епархии в 1944-1961 гг., в работе рассмотрены особенности деятельности на полуострове религиозных общин других вероисповеданий (иудейских, караимских, старообрядческих, протестантских). Достаточно малоизвестный сюжет об отношениях караимских конфессиональных общин и органов советской власти Крымской АССР в 1920-30-е гг. проследил О. Б. Белый [23-26]. История ликвидации караимских приходов в 1940-1960-е гг. проанализирована в статье Е. В. Катуниной и Ю. А. Катунина [73].

Новые возможности в научном плане, открывшиеся перед учеными в 1990-е гг., позволили расширить круг изучаемых проблем и вопросов. В частности, крымские историки обратились к освещению темы о положении в регионе ислама в 1920-30-е гг., изучение которой было фактически под запретом в советский период после депортации крымских татар в 1944 г. Так, Р. Н. Белоглазов является автором ряда работ, предметом рассмотрения которых стали различные аспекты состояния и деятельности мусульманской общины в Крымской АССР в указанный период [17; 19; 20]. Отдельные сюжеты данной тематики также затронуты в публикациях Э. М. Хайруддиновой [151], Ю. Н. Гусевой [46], Г. Р. Дедковой [49].

В 2009 г. вышла в свет коллективная монография «Очерки истории функционирования мусульманских институтов», в которой были опубликованы исследования ведущих крымских специалистов по истории ислама в Крыму с момента его принятия в Крымском ханстве и до периода реинтеграции в конфессиональное пространство полуострова в 1990-2000-е гг. [36]. Разделы книги подготовлены по хронологическому принципу в соответствии с проблематикой научных интересов соответствующих авторов.

В контексте изучения исламской тематики применительно к севастопольском региону 1920-1930-х гг. необходимо отметить работы Е. Е. Бойцовой [30; 32]. На основе изучения документов Государственного архива г. Севастополя автор рассматривает характер отношений органов власти и мусульманских организаций в данный период, особенности идеологической антирелигиозной работы по отношению к крымским татарам. Отдельные аспекты «мусульманской» политики органов власти Севастополя проанализированы в публикациях А. А. Фесенко [144-148]. В частности, освещены особенности правового положения представителей духовенства, репрессии по отношению к этой категории граждан, применявшиеся со стороны властных структур.

В 1990-е гг. в разработке исламской тематики появилось новое направление, связанное с необходимостью анализа процессов восстановления позиций мусульманской общины в регионе после репатриации крымских татар, характера ее отношений с органами власти, как в Крыму, так и Севастополе. Приоритет в этом плане в основном принадлежит специалистам-политологам, которые широко используют метод исторического ретроспективного анализа. В этом плане необходимо отметить работы Э. С. Муратовой [95; 96], публикации С. Н. Осиповского [101], В. Е. Григорьянца [45], Э. Ш. Бекировой и Р. А. Халилева [14]. Интересен социологический взгляд на проблему, представленный в работе А. В. Аристовой и Н. С. Гавриловой [7].

Период современной истории в контексте изучаемой темы нашел отражение в обобщающей публикации Р. Н. Белоглазова, в которой рассмотрено формирование новой системы приоритетов в религиозной сфере Севастополя в 1990-е гг. в условиях либерализации государственной конфессиональной политики [22]. Автор охарактеризовал основные тенденции этого процесса, рассмотрел степень влияния ведущих конфессий на социальную, культурную и общественно-политическую жизнь города.

Таким образом, в настоящее время состояние историографии государственно-церковных отношений на территории севастопольского региона характеризуется достаточно широким кругом научных исследований, посвященных его выраженной специфике. Среди основных достижений следует отметить определение периодизации на основе особенностей эволюции, характера и содержания конфессиональной политики, которая проводилась государством на разных исторических этапах (дореволюционный (1783-1917 гг.), советский (1917-1991 гг.), современный).

Для дореволюционной историографии характерным было изучение вопросов, связанных с созданием и функционированием православных приходов, строительством соответствующих храмов и монастырей,

деятельностью духовенства. В условиях толерантной политики по отношению к религиозным конфессиям закономерным была конструктивная специфика государственно-конфессиональных отношений. В исторической литературе этого времени освещались сюжеты о разнообразной помощи со стороны органов власти развитию РПЦ в регионе, предоставлении льгот отдельным этноконфессиональным общинам Крыма с учетом их религиозного своеобразия.

В советский период изучение региональных аспектов темы фактически оказалось под запретом. В 1920-1930-е гг. данная тематика могла рассматриваться только в рамках вульгарной атеистической пропаганды, которая зачастую сводилась к грубым оскорбительным выпадам в адрес священнослужителей и верующих, обвинениям в контрреволюционной деятельности. После антирелигиозной кампании 1930-х гг. на определенное время фактически был ликвидирован и предмет для исследования, так как подавляющее число культовых зданий всех вероисповеданий были закрыты или уничтожены, против духовенства и активных верующих проводились репрессии.

Определенная либерализация советской конфессиональной политики, происходившая в период Великой Отечественной войны, принципиально не изменила подходов в советской историографии к освещению данной проблемы, лишь нивелировав крайности в оценках, присущие для 1920-1930-х гг.

Принципиально новый этап в историографии начался на рубеже 1980-1990-х гг., когда историческая наука избавилась от идеологического диктата КПСС, государство признало необходимость соблюдения прав верующих и духовенства на основе демократических принципов свободы совести, исследователям стали доступны ранее засекреченные архивные документы и материалы. Эти факторы вызвали бум публикаций по теме, которые стали освещать государственно-конфессиональные отношения в Крыму в разные исторические эпохи на примере практически всех религиозных общин, без купюр и идеологической ангажированности.

Анализ рассмотренной научной литературы позволяет констатировать, что в историографии по рассматриваемой теме практически отсутствуют обобщающие труды, затрагивающие севастопольский регион, которые позволяют реконструировать полную историческую картину прошлого. Степень научной проработки различных аспектов является неравномерной, так как некоторые вопросы были рассмотрены достаточно широко усилиями одного или нескольких исследователей, в то время как другие стали предметом единичных публикаций или совсем не получили освещения. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что в изучении темы государственно-конфессиональных отношений в ее региональном севастопольском измерении остается достаточно большое количество лакун и неизученных сюжетов.

Список источников

1. Абдуллаева М. А. Православш храми та монасти^ Криму як осередки духовного життя грецького населения (кшець XVIII - 30-i роки ХХ ст.): автореф. дисс. ... к.и.н. К., 2001. 19 с.

2. Александров В. Д. Армяно-григорианская церковь. Крым. Симферополь // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь: Типография П. Т. Гордиевскаго, 1890. С. 122-124.

3. Александров В. Д. Католики в Крыму. Внутреннее устройство католических церквей: сообщение священника // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь: Типография П. Т. Гордиевскаго, 1890. С. 120-122.

4. Александров В. Д. Лютеранская церковь. Крым // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь: Типография П. Т. Гордиевскаго, 1890. С. 125-127.

5. Александров И. Ф. К истории учреждения Таврического магометанского духовного правления // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1918. № 54. С. 316-355.

6. Анфим, игумен. Исторические записки о Херсонесском Святого Владимира монастыре // Записки Одесского общества истории и древностей. 1877. Т. 10. С. 425-430.

7. Аристова А. В., Гаврилова Н. С. Радикализация ислама в Украине: социологические аспекты // Человек и религия: материалы международной науч.-практ. конференции (г. Минск, 14-16 марта 2013 г.) / под ред. С. Г. Карасёвой, С. И. Шатравского. Мн.: Изд. центр БГУ, 2013. С. 270-275.

8. Арутюнян Л. В. История армянской церкви во имя Св. Анны в городе Севастополе. По архивным материалам [Электронный ресурс]. URL: httpV/armemanlegacy.eu/fües/architecture/aratunyan.pdf (дата обращения: 09.07.2018).

9. Ахмедова Г. Р. Проблема функционирования иудейских, католических и мусульманских культовых сооружений в первые годы установления Советской власти в Крыму в нормативных документах советских органов // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы XIII Всероссийской научной конференции «Лазаревские чтения» / под общ. ред. С. Ю. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. Вып. XVIII (VIII). Серия Б-В. С. 27-31.

10. Безносова О. В. Колонисты-немцы и их соседи: характер и результаты религиозных контактов (конец XVIII в. - 1917 г.) // Ключевые проблемы истории российских немцев: материалы X международной конференции Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (г. Москва, 18-21 ноября 2003 г.). М.: МСНК-пресс, 2004. С. 201-212.

11. Безносова О. В. «Крымские братья», «Хлебопреломители», «Антиквитисты», баптисты и другие христианские исповедания в Крыму (1862-1917 гг.) // История немецкой колонизации в Крыму и на юге Украины в ХК-ХХ вв.: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию переселения немцев в Крым (г. Симферополь, 6-10 июня 2004 г.) / сост. Ю. Н. Лаптев. Симферополь: АнтиквА, 2007. С. 360-368.

12. Безносова О. В. Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850-1905): дисс. ... к.и.н. Днепропетровск, 1997. 257 с.

13. Безносова О. В. Религиозная политика Российской империи и новые протестантские группы среди немецкого населения Юга Украины (вторая половина Х!Х в.) // Вопросы германской истории. 1998. Т. 1. С. 21-29.

14. Бекирова Э. Ш., Халилев Р. А. Ислам в Крыму: современное состояние и перспективы развития // Проблеми сучас-но! педагопчно! освiти. Педагогiка i психологш. 2013. Вип. 40 (1). С. 285-289.

15. Белоглазов Р. Н. Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Крымской АССР в середине 1920-х гг. // Проблемы науки. 2015. № 1. С. 46-50.

16. Белоглазов Р. Н. Административно-правовое регулирование деятельности сектантских общин в середине 1920-х годов (по материалам Крымской АССР) // Достижения науки и образования. 2016. № 6. С. 32-37.

17. Белоглазов Р. Н. Восстановление правового статуса религиозного управления (муфтиата) мусульман в Крымской АССР в начале 1920-х гг. // Проблемы науки. 2015. № 1. С. 51-57.

18. Белоглазов Р. Н. Идеологическое воздействие органов государственной власти на религиозные конфессии Крыма в 1920-е годы // Крымский архив. 2000. № 6. С. 258-264.

19. Белоглазов Р. Н. Нормативно-правовая база функционирования мусульманских конфессиональных школ в Крымской АССР в 1920-е годы // Достижения науки и образования. 2016. № 6. С. 28-32.

20. Белоглазов Р. Н. Отношение органов власти Крымской АССР к мусульманскому населению в период новой экономической политики (1923-1927 гг.) // Историческое наследие Крыма: сборник статей. 2017. № 28. С. 226-230.

21. Белоглазов Р. Н. Реализация законодательства о религиозных организациях в Крымской АССР в начале 1920-х годов // Отечественная юриспруденция. 2016. № 5. С. 5-9.

22. Белоглазов Р. Н. Формирование приоритетов в конфессиональной сфере Севастополя (1991-2002 гг.) // Культура народов Причерноморья. 2003. № 37. С. 195-201.

23. Белый О. Б. Документы из истории караимской общины г. Бахчисарая начала XX в. // Бахчисарайский историко-археологический сборник / ред.-сост. Ю. М. Могаричев, И. Н. Храпунов. Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. Вып. 2. С. 376-397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Белый О. Б. Из истории караимской общины Бахчисарая // Nomos. Kwartalnik religioznawczy. 1999/2000. № 28/29. S. 153-165.

25. Белый О. Б. История и культура крымских караимов на страницах журнала «Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления» (1917-1919) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2007. Вып. XIII. С. 589-613.

26. Белый О. Б. К вопросу о взаимоотношениях советского государства и караимской конфессии в 1920-1930-х гг. (по материалам ГААРК) // Этнография Крыма XIX-XX вв. и современные этнокультурные процессы: материалы и исследования: сборник. Симферополь: КЭМ, 2002. С. 272-278.

27. Белжова М. В. Меноштсью колони Швдня Укра1ни (1789-1917 рр.): дисс. ... кл.н. 2005. 266 с.

28. Белоглазов Р. М. Политика радянсько! влади щодо релтйних конфесш у 1920-11 pp. (за матерiалами Кримсько1 АСРР): автореф. дисс. ... кл.н. X., 2002. 19 с.

29. Бойцова Е. Е. Государственно-правовая система управления мусульманскими общинами Крыма в конце 18 - начале 20 в. // II Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: материалы докладов международной научно-практической конференции. Севастополь: Рибэст, 2008. С. 325-332.

30. Бойцова Е. Е. Деятельность мусульманских общин Севастопольского района в 1920-х годах // Культура народов Причерноморья. 2004. № 48. С. 42-49.

31. Бойцова Е. Е. Исламоведческие исследования в Крыму на страницах ИТУАК // Межконфессиональная миссия. Миссия конфессий. 2015. № 2 (6). С. 28-37.

32. Бойцова Е. Е. 1дейне протистояння оргашв радянсько! влади i мусульманських громад Севастопольського району в 20-х роках XX ст. // Вюник Национального ушверситету Л^вська полггехнжа. 2004. № 498. С. 109-114.

33. Бойцова Е. Е. Конфесшна политика Росшсько! имперп у Криму наприкшщ XVIII - начали XX ст. // Фшософсью по-шуки. 2009. № 29. С. 247-256.

34. Бойцова Е. Е. Политика российской государственной власти по отношению к нехристианским конфессиям на территории Таврической губернии на рубеже XIX-XX веков // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы VIII международной научной конференции «Лазаревские чтения» / под общ. ред. В. И. Кузищина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. Вып. VII (III). Серия Б. С. 27-35.

35. Бойцова Е. Е. Реализация религиозной политики Российской империи по отношению к нехристианским конфессиям в Таврической губернии на рубеже XIX-XX веков // Христианство и ислам - диалог культур и цивилизаций: сборник материалов международной научной конференции. Севастополь: Рибэст, 2011. С. 15-18.

36. Бойцова Е. Е., Ганкевич В. Ю., Муратова Э. С., Хайреддинова З. З. Ислам в Крыму: очерки истории функционирования мусульманских институтов. Симферополь: Элиньо, 2009. 432 с.

37. Виноградов В. С., Иванов В. Б., Золотарев М. И., Хапаев В. В. Владимирский собор в Херсонесе: историко-публицистический очерк. Севастополь: Каламо-Пресс, 2001. 158 с.

38. Воспоминания Ю. Гавена. «Первые шаги советской власти в Крыму». «Варфоломеевская ночь в Севастополе» // Варфоломеевские ночи в Севастополе. Декабрь 1917 - февраль 1918 г.: документы и материалы / сост. В. В. Крестьянни-ков, Н. М. Терещук. Севастополь: ЧП Арефьев, 2009. 284 с.

39. Высочайшее присутствие при закладке в Херсонском монастыре храма св. равноапостольного князя Владимира // Странник. 1861. Т. 4. Кн. 10. С. 157-160.

40. Гавришева Е. Н. Церковно-приходские школы Севастополя. Конец XIX - начало XX в. // V Таврические научные чтения: сб. материалов / ред. Е. Б. Вишневская. Симферополь: Мустанг, 2005. С. 44-45.

41. Ганкевич В. Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования. Реформирование этноконфессиональ-ных учебных заведений мусульман Таврической губернии в XIX - начале XX века. Симферополь: Таврия, 1998. 164 с.

42. Гаспринский И. Зинджирли-медресе // Переводчик-Терджиман. 1890. 18 февраля. № 6.

43. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь: Спиро, 1881. 45 с.

44. Гермоген, епископ Таврический. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. Симферополь: Таврическая губернская типография, 1886. 274 с.

45. Григорьянц В. Е. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК / Региональный информационно-аналитический центр - филиал Национального института стратегических исследований в Автономной Республике Крым. Симферополь: Крымский Архив, 2004. 52 с.

46. Гусева Ю. Н. Мусульмане Крыма и советская власть: взгляд из Москвы 1920-х гг. // Ислам в современном мире. 2016. № 12 (1). С. 137-144.

47. Давыдова Н. А. Отношение органов Советской власти к служителям религиозных культов в Севастополе в 1920-1930 годы // Севастополь: взгляд в прошлое: сб. науч. статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / сост. В. В. Крестьянников. Севастополь: Максим, 2006. С. 238-246.

48. Давыдова Н. А. Отношение советской власти к служителям культа в Севастополе в 1920-1930 годы // В поисках утраченного единства / ред.-сост. Е. А. Попова. Симферополь: Крымский Архив, 2005. С. 184-192.

49. Дедкова Г. Р. Особенности функционирования мечетей в Крыму в 20-х гг. XX в. // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы XIV международной научной конференции «Лазаревские чтения» / под ред. С. Б. Филимонова. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. Вып. XX (IX). Серия Б. 2017. С. 36-39.

50. Доненко Н. Н., протоиерей. Претерпевшие до конца: священники Крымской епархии 30-х годов. Симферополь: Таврида,

1997. 62 с.

51. Дубинчук С. А. Гонения на православную церковь в Крыму (1920-30 гг.): постановка проблемы и перспективы исследования // Таврические духовные чтения: материалы международной науч.-практ. конференции, посвященной 140-летию открытия Таврической духовной семинарии (г. Симферополь, 12-13 февраля 2013 г.). Симферополь: Изд-во Симферопольской и Крымской епархии УПЦ, 2013. С. 195-199.

52. Дьяконова И. А. Караимская община Севастополя (в XIX - нач. XX века) // X Дмитровские чтения. История Южного берега Крыма (16-17 марта 2006 г.): сб. науч. статей / сост. Л. В. Петренко. Симферополь: ОАТ «Симферопольское городское издательство», 2008. С. 16-20.

53. Дьяченко А. С. История возрождения Свято-Митрофановского храма в Севастополе // Причерноморье. История, политика, культура. 2014. Т. 14. С. 187-188.

54. Ефрем, иеромонах. Краткое описание Инкерманской киновии и древнего ее храма в новооткрытой Таврической епархии. М.: Тип. С. Орлова, 1861. 23 с.

55. Задерейчук И. А. Развитие просвещения среди менонитского населения Крыма во второй половине XIX - начале XX в. // V Таврические научные чтения: сб. материалов / ред. Е. Б. Вишневская. Симферополь: Мустанг, 2005. С. 51-55.

56. Задерейчук И. А. Религиозная жизнь немцев Крыма в Х1Х - начале ХХ в. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/religioznaya-zhizn-nemtsev-kryma-v-h1h-nachale-hh-v (дата обращения: 20.07.2018).

57. Замуруйцев О. Релпшне життя шмецькомовного населення на територи Тавршсько! губерни у другш половит Х1Х -на початку ХХ столгття // Схщ: аналгтично-шформацшний журнал. 2007. № 1. С. 54-57.

58. Змерзлый Б. В. Изъятие церковных ценностей. Некоторые аспекты проблемы // Культура народов Причерноморья.

1998. № 3. С. 138-143.

59. Змерзлый Б. В. Полгтика радянсько! держави щодо Росшсько! Православно! Церкви у Криму в 1921-1929 роках: автореф. дисс. ... к.гн. К., 2001. 18 с.

60. Инкерман и Инкерманский Священномученика Климента монастырь в Крыму. Одесса, 1912. 17 с.

61. Ищенко Э. С. Православные культовые сооружения Севастополя (конец XVIII - начало XX века) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2012. Т. 25. № 2 (64). С. 106-115.

62. Кандидов Б. Церковь и Гражданская война на юге (материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны). М.: Безбожник, 1931. 295 с.

63. Катунин Ю. А. Взаимоотношения государства и православной церкви в Крыму в 1945-1950 гг. Симферополь, 2004. 72 с.

64. Катунин Ю. А. Взаимоотношения православной церкви и государства в Крыму в 1917-1939 годах (обзор опубликованных источников и литературы) // Культура народов Причерноморья. 2001. № 17. С. 119-124.

65. Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (вторая половина ХГХ - начало ХХ века). Симферополь: Таврия, 1995. 112 с.

66. Катунин Ю. А. Монастыри Крыма в ХК-ХХ веках (по материалам крымских архивов). Симферополь: Культура народов Причерноморья, 2000. 128 с.

67. Катунин Ю. А. Политика государственных органов власти Крыма в отношении церкви в 1927-1928 гг. // Культура народов Причерноморья. 1999. № 7. С. 218-222.

68. Катунин Ю. А. Православие Крыма в 1917-1939 годах: проблема взаимоотношений с государством. Симферополь: Ната, 2001. 416 с.

69. Катунин Ю. А. Православие Крыма в годы Первой мировой и Гражданской войны (1916-1920 гг.). Симферополь: Пирамида, 2000. 86 с.

70. Катунин Ю. А. Православная церковь и государство: проблема взаимоотношений в 1917-1939 гг. (на материалах Крыма): дисс. ... д.и.н. Симферополь, 2003. 508 с.

71. Катунин Ю. А. Русская православная церковь в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Симферополь: Пирамида, 2000. 120 с.

72. Катунин Ю. А. Симферопольская и Крымская епархия в 1950-1964 годах. Симферополь: Культура народов Причерноморья, 2004. 88 с.

73. Катунина Е. В., Катунин Ю. А. Причины ликвидации религиозных общин караимов в 40-60-е гг. ХХ в. // Культура народов Причерноморья. 2005. № 62. С. 74-81.

74. Катунш Ю. А., Катунша О. В. Полгтика парти та радянського уряду у вщношенш релггшних кульпв у 40-60-11 роки ХХ столгття (на матерiалах Криму): iсторiографiя проблеми // Культура народов Причерноморья. 2007. № 108. С. 90-97.

75. Колымагин Б. Ф. Крымская экумена: религиозная жизнь послевоенного Крыма. СПб.: Алетейя, 2004. 246 с.

76. Конкин Д. В. Законодательная инициатива чиновников как фактор в решении межконфессиональных противоречий: на примере законотворчества М. С. Воронцова в отношении вакуфов в Крыму // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму: сб. науч. статей. Симферополь: Антиква, 2012. Вып. 2. С. 18-33.

77. Коротун Е. В. Изменение вероисповедания как фактор социальной жизни (по метрическим книгам церквей г. Севастополя начала XX века) // VIII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская, И. Ф. Стельмах, А. В. Зубарев. Симферополь: Центральный музей Тавриды, 2007. Ч. 1. С. 114-122.

78. Краткое историческое описание Георгиевского Балаклавского первоклассного монастыря в Крыму. Севастополь: Спиро, 1893. 29 с.

79. Крестьянников В. В. Варфоломеевские ночи в Севастополе в феврале 1918 г. // Севастополь: взгляд в прошлое: сб. науч. статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / сост. В. В. Крестьянников. Севастополь: Максим, 2006. С. 200-206.

80. Крестьянников В. В. Возрождение церквей Севастопольского благочиния и монастырей после Крымской войны // Sacrum et Profanum. Культ святых мест в древних и современных религиях: сб. науч. трудов. Севастополь: Издательский дом «Максим», 2005. Вып. I. С. 69-72.

81. Крестьянников В. В. Религиозные праздники на Черноморском флоте и в крепости «Севастополь» в конце XIX - начале XX веков // VIII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская, И. Ф. Стельмах, А. В. Зубарев. Симферополь: Центральный музей Тавриды, 2007. Ч. 1. С. 123-129.

82. Крестьянников В. В. Роль митрополита Агафангела (Тибальдо) в возрождении Балаклавского Георгиевского монастыря // V Таврические научные чтения: сб. материалов / ред. Е. Б. Вишневская. Симферополь: Мустанг, 2005. С. 75-81.

83. Крестьянников В. В. Участие иеромонахов Балаклавского монастыря в Крымской войне // Севастополь: взгляд в прошлое: сб. науч. статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / сост. В. В. Крестьянников. Севастополь: Максим, 2006. С. 18-23.

84. Крым христианский / сост. А. С. Глушак, И. А. Антонова, В. Ф. Филиппенко, Н. В. Наумова, С. Н. Червяков. Севастополь, 1996. 147 с.

85. Лаптев Ю. Н. Немецкие религиозные общины немцев (XIX - начало ХХ в.) // Немцы в Крыму: очерки истории и культуры / сост. Ю. Н. Лаптев. Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. С. 37-49.

86. Лебедева Э. И. Крымская война и караимы: научно-популярная литература. Симферополь: Элиньо, 2004. 80 с.

87. Лебедева Э. И. Очерки по истории и культуре крымских караимов-тюрков. Симферополь: Изд. центр КГМУ, 2000. 116 с.

88. Лебединцев А., протоиерей. Столетие церковной жизни Крыма 1783-1883 гг. // Записки Одесского общества истории и древностей. 1883. № 11. С. 204-216.

89. Ливанов Ф. В. Херсонес (Древний Корсунь) в Крыму с открытым в нем ныне первоклассным монастырем св. Владимира. М., 1874. 96 с.

90. Литвинова Е. М. Крым: православные святыни: путеводитель. Симферополь: РуБин, 2005. 384 с.

91. Маркевич А. И. Вновь открытый пещерный храм в Георгиевском Балаклавском монастыре // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1909. Вып. 43. С. 102-104.

92. Мельникова Л. В. Балаклавский Георгиевский монастырь в годы Крымской войны // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 95-112.

93. Монастырь св. Георгия в Балаклаве. СПб., 1891. 8 с.

94. Мосхури И. В. Греки в истории Севастополя: монография. Севастополь: Стрижак-Пресс, 2005. Ч. 1. 595 с.

95. Муратова Э. С. Институционализация ислама в Крыму: мусульманские общины полуострова // Ученые записки Таврического национального университета. Серия «Политические науки». 2007. Т. 20 (59). № 2. С. 15-22.

96. Муратова Э. С. Политологический анализ возрождения ислама в Крыму // 1слам i Украша: роботи переможщв першого Всеукрашського iм. А. Кримського конкурсу iсламознавчих дослщжень молодих учених. К.: Ансар Фаун-дейшн, 2005. С. 181-220.

97. Никандр, игумен. Тысячелетие Георгиевского Балаклавского монастыря // Крымский вестник. 1891. № 51-52. С. 1-18.

98. Никандр, игумен. Херсонесский монастырь в Крыму: история его и настоящее состояние. Варшава, 1907. 34 с.

99. Никон, архимандрит. Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь. Чернигов, 1862. 23 с.

100. Осиповский С. Н. К вопросу об эффективности власти градоначальника Севастополя на примере выполнения законов, касающихся размещения римско-католического костела // Парадигмы истории и общественного развития. 2017. № 8. С. 40-43.

101. Осиповский С. Н. Развитие ислама в современном Крыму // Вестник Севастопольского национального технического университета. Серия «Философия». 2013. Вып. 141. С. 132-135.

102. Петросян Е. Армянская Апостольская Святая Церковь, Епархия Юга России Армянской Апостольской церкви. Краснодар, 1998. 129 с.

103. Покровский собор в Севастополе: страницы истории / сост. Н. М. Терещук, С. Е. Сорокин. К.: КММ, 2010. 216 с.

104. Прокопенков В. Н. Благотворители и попечители. Севастопольские традиции на примере строительства Свято-Владимирского собора на Херсонесе // Крымский архив. 2015. № 4 (19). С. 105-113.

105. Протопопов М. Георгиевский монастырь. Севастополь, 1905. 42 с.

106. Протопопов М. Инкерманский монастырь близ Севастополя. Севастополь, 1905. 40 с.

107. Прохоров Д. А. Вклад крымских караимов в развитие военно-полевой медицины: к вопросу об участии врачей-караимов в русско-японской и Первой мировой войне // Вестник морского врача. 2007. № 4 (4). С. 128-135.

108. Прохоров Д. А. К вопросу об изучении истории крымских караимов в рамках ТУАК-ТОИАЭ (1887-1930 гг.) // VIII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская, И. Ф. Стельмах, А. В. Зубарев. Симферополь: Центральный музей Тавриды, 2007. Ч. 2. С. 44-55.

109. Прохоров Д. А. Караимские общины Крыма в 1920-1930-х годах. К вопросу о развитии караимского народного образования в условиях национально-культурного строительства в Крымской АССР // Историческое наследие Крыма. 2007. № 17. С. 182-198.

110. Прохоров Д. А. Караимское население Таврической губернии в конце XVIII - начале XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/29110161-Karaimskoe-naselenie-tavricheskoy-gubernii-v-konce-xviii-nachale-xx-v.html (дата обращения: 09.07.2018).

111. Прохоров Д. А. Караимы Севастополя в составе российской армии в 1914-1917 гг. Биографии участников Первой мировой войны // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2014. Т. XIX. С. 463-508.

112. Прохоров Д. А. Караимы юго-западных губерний России в составе врачебного и санитарного персонала русской армии и военно-морского флота в Первую мировую войну: по данным Государственного архива АР Крым // Вестник морского врача. 2008. № 5 (5). С. 108-117.

113. Прохоров Д. А. Культурно-просветительские организации и объединения караимов в Крыму в 1910-1920-х гг. // IX Таврические научные чтения (г. Симферополь, 30 мая 2008 г.): материалы науч.-практ. конференции. Симферополь, 2009. Ч. 2. С. 51-62.

114. Прохоров Д. А. Общественные, национально-культурные объединения и органы конфессионального самоуправления крымских караимов в 1917-1920-х гг. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2009. Вып. XV. С. 573-621.

115. Прохоров Д. А. Органы караимского конфессионального самоуправления и проблема прозелитизма, межконфессиональных и межэтнических браков в Таврической губернии в XIX - начале XX века (по материалам фонда ТОКДП) // Историческое наследие Крыма. 2007. № 18. С. 134-143.

116. Прохоров Д. А. Статистика караимского населения Российской империи в конце XVIII - начале XX в. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2011. № 17. С. 634-705.

117. Рибак I. В. Особливоси радянсько! релитйно! полижи в Криму у другш половит 20-х рокв // Культура народов Причерноморья. 2002. № 36. С. 106-109.

118. Рибак I. В. Полгтика радянсько! влади щодо Росшсько! православно! церкви в Криму (1917-1941 рр.): автореф. дисс. ... кл.н. Черкаси, 2008. 20 с.

119. Роман В. А. Православное духовенство Крыма в годы Первой мировой войны (1914-1918) // X Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская. Симферополь, 2009. Ч. 2. С. 91-99.

120. Росенко М. И. Греки в истории Севастополя и Балаклавы: роль в развитии учреждений образования и сохранении культурных особенностей и национальных традиций // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы IX международной научной конференции «Лазаревские чтения» / под общ. ред. В. И. Кузищина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. Вып. XX (IX). Серия Б. С. 100-107.

121. Севастопольское братское кладбище. Севастополь: Тип. Н. Ковалева, 1902. 31 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

122. Серокурова Л. А. «Лишенцы» Крымской АССР в контексте социально-экономических и политических процессов (1921-1936): автореф. дисс. ... к.и.н. М., 2010. 23 с.

123. Серокурова Л. А. Проблема «лишенцев» в Севастопольском регионе в 1920-1930-е годы // Социальная история: ежегодник / отв. ред. Н. Л. Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2009. С. 281-302.

124. Смирнова М. И., Старицын А. В. Вероисповедная политика России в Крыму: исторический аспект // Крым: альманах. 2015. № 5 (83). С. 149-155.

125. Собор Святого Равноапостольного князя Владимира - усыпальница выдающихся адмиралов Российского Императорского Флота / ред.-сост. М. П. Апошанская. Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. 330 с.

126. Соколов И. И. Георгиевский Балаклавский монастырь в Крыму (близ Севастополя). Изд-е 2-е. СПб.: Тип. Е. А. Поздняковой, 1901. 15 с.

127. Спесивцева Л. В. Римско-католический костел в Севастополе // Культура народов Причерноморья. 2003. № 46. С. 115-118.

128. Столбуненко М. М., Тур В. Г. До питання про правове становище православних монастирiв XIX ст. у Росшськш iмперi! (за церковними армвними матерiалами Криму) // Вгсник Одеського шституту внутршшх справ. 1998. № 4. С. 136-144.

129. Терещук Н. М. Армяно-григорианская церковь [Электронный ресурс] // История культовых сооружений центра Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/14189/ (дата обращения: 09.07.2018).

130. Терещук Н. М. Греческие священнослужители севастопольских церквей // Этнография Крыма XIX-XXI вв. и современные этнокультурные процессы: материалы и исследования / отв. ред. М. А. Араджиони, Ю. Н. Лаптев. Симферополь: ОАТ «Симферопольское городское издательство», 2012. Вып. 2. С. 218-224.

131. Терещук Н. М. История караимской общины Севастополя в условиях поликультурного общества (вторая половина XIX в. - 1920-е гг.) по данным Государственного архива г. Севастополя // Материалы XVI ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике / ред. В. Мочалова. М.: Пробел-2000, 2009. С. 287-298.

132. Терещук Н. М. Крымские архивные источники по изучению истории греческих церквей Балаклавы и Севастополя. Конец XVIII - XIX в. (по документам государственных архивов Автономной республики Крым и города Севастополя) // Причерноморье. История, политика, культура. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. Вып. XV (VI). Серия Б. С. 151-159.

133. Терещук Н. М. Лишение избирательных прав севастопольских караимов в 20-е гг. XX в. (по материалам Государственного архива г. Севастополя) // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы X международной научной конференции «Лазаревские чтения» / под общ. ред. В. И. Кузищина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. Вып. XII (V). Серия Б. С. 55-59.

134. Терещук Н. М. Лютеранская кирха [Электронный ресурс] // История культовых сооружений центра Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/12018/ (дата обращения: 09.07.2018).

135. Терещук Н. М. Отношения органов Советской власти с еврейскими религиозными организациями г. Севастополя в 1920-е - начале 1930-х гг. [Электронный ресурс]. URL: http://judaica.kiev.ua/old/Conference/Conf2003/32.htm (дата обращения: 09.07.2018).

136. Терещук Н. М. Православные священники епархиального ведомства в период первой обороны Севастополя (18541855 гг.) // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму: сб. науч. статей. Симферополь: Антиква, 2012. Вып. 2. С. 73-78.

137. Терещук Н. М. Римско-католический костел [Электронный ресурс] // История культовых сооружений центра Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/12024/ (дата обращения: 09.07.2018).

138. Терещук Н. М. Роль представителей купеческого сословия Севастополя в формировании межэтнической толерантности в Крыму и укреплении нравственных устоев общества в XIX - начале XX века // Caraimica. Quarterly Review / International Institute of the Crimean Karaites. Симферополь: Слиппери-Рок, 2010. Vol. XII. Р. 2-10.

139. Терещук Н. М. Роль представителей торгового сословия в религиозно-нравственных устоях г. Севастополя в XIX веке // Причерноморье. История, политика, культура: избранные материалы XIII всероссийской научной конференции «Лазаревские чтения» / под общ. ред. С. Ю. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. Вып. VII (III). Серия Б. С. 53-58.

140. Терещук Н. М. Синагоги [Электронный ресурс] // История культовых сооружений центра Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/12112/ (дата обращения: 09.07.2018).

141. Тур В. Г. Государственно-конфессиональные отношения в Крыму первой половины XIX века // Lex Russica. 2018. № 4. С. 152-167.

142. Тур В. Г. Крымские православные монастыри XIX - начала XX вв. История. Правовое положение. Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. 154 с.

143. Тур В. Г. Религиозная политика царизма в Крыму (конец XVIII - начало XIX в.) // Проблемы политической истории Крыма: итоги и перспективы: материалы науч.-практ. конференции. Симферополь: Институт истории Украины НАН Украины; Крымский государственный индустриально-педагогический институт, 1996. С. 81-84.

144. Фесенко А. А. Лишение выборных прав мусульманских священнослужителей в 20-30-е гг. ХХ в. в Севастополе как разновидность политических репрессий в Крыму // Морська держава. 2005. № 3. С. 53-56.

145. Фесенко А. А. Лишение избирательных прав крымских татар в 20-30-е гг. ХХ столетия в Севастополе // Севастополь: взгляд в прошлое: сб. научных статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / сост. В. В. Крестьянников. Севастополь: Максим, 2006. С. 257-262.

146. Фесенко А. А. Лишение избирательных прав мусульманских священнослужителей в первые годы Советской власти как разновидность политических репрессий в Крыму // Лазаревские чтения: избранные материалы XIII всероссийской научной конференции. Севастополь: ЧП Арефьев, 2004. С. 212-216.

147. Фесенко А. А. Мулла Юсуф Рахимов в контексте деятельности севастопольской мечети (1914-1938 гг.) // VIII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская, И. Ф. Стельмах, А. В. Зубарев. Симферополь: Центральный музей Тавриды, 2007. Ч. 2. С. 146-156.

148. Фесенко А. А. Политика органов государственной власти в отношении мусульманских общин г. Севастополя в 20-30-е годы ХХ столетия // Севастополь: взгляд в прошлое: сб. науч. статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / сост. В. В. Крестьянников. Севастополь: Максим, 2006. С. 235-237.

149. Филимонов С. Б. По следам православных святынь и реликвий, утраченных в послереволюционном Крыму // II Таврические научные чтения, посвященные 80-летию Центрального музея Тавриды (г. Симферополь, 25 мая 2001 г.): сб. материалов / ред. Е. Б. Вишневская. Симферополь: Данила-5, 2002. С. 60-63.

150. Хайрединова З. З. Возникновение и развитие Таврического магометанского духовного правления (конец XVIII - начало XX в.): дисс. ... к.и.н. Симферополь, 2003. 257 с.

151. Хайруддинова Э. М. Особенности взаимоотношений Советской власти и мусульман в Крымской АССР (начало 20-х - конец 30-х гг. ХХ века) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2011. Т. 24 (63). № 2. Спецвыпуск «История Украины». С. 134-139.

152. Херсонесские Святыни: популярный исторический очерк. Севастополь: Каламо-Пресс, 2002. 157 с.

153. Храм святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе. Севастополь: Тип.-лит. Ковалева, 1904. 23 с.

154. Чернявский Л. Балаклавский Георгиевский монастырь // Одесский вестник. 1850. № 75; № 82.

155. Шавшин В. Г. Балаклава. Севастополь: Телескоп, 2010. 400 с.

156. Шавшин В. Г. Балаклавский Георгиевский монастырь. Симферополь: Таврия, 1997. 160 с.

157. Шкарлат Л. П. Образовательная деятельность Таврической епархии в Крыму во второй половине XIX - начале XX в. // Таврические духовные чтения: материалы международной науч.-практ. конференции, посвященной 140-летию открытия Таврической духовной семинарии (г. Симферополь, 12-13 февраля 2013 г.). Симферополь: Изд-во Симферопольской и Крымской епархии УПЦ, 2013. С. 221-228.

158. Шпакова И. Е. Из истории деятельности церкви во имя Св. Феодосия Черниговского в городе Севастополе // VIII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2-х ч. / ред. Е. Б. Вишневская, И. Ф. Стельмах, А. В. Зубарев. Симферополь: Центральный музей Тавриды, 2007. Ч. 2. С. 175-183.

DOMESTIC HISTORIOGRAPHY OF RELIGIOUS COMMUNITIES AND STATE AUTHORITIES RELATIONSHIP WITHIN SEVASTOPOL REGION TERRITORY (1783-2017)

Osipovskii Semen Nikolaevich, Ph. D. in Political Sciences, Associate Professor Beloglazov Roman Nikolaevich, Ph. D. in History Shimbereva Elena Vladimirovna

Sevastopol State University simosip@gmail. com; belovr73@mail. ru; lena. [email protected]

The article discusses the main directions of the historiography of state-confessional relations in Sevastopol region during 1783-2017.

The main stages of its formation in the context of the socio-political situation of the corresponding historical period, the nature

and priorities of the state confessional policy are identified. The authors ascertain that there are practically no generalizing studies

on this topic; and in the existing publications relatively special aspects limited to narrow temporal frames are touched upon.

Key words and phrases: religious denominations; state authorities; Orthodoxy; Islam; Protestantism; Karaimism; religious organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.