Научная статья на тему 'Развитие образования армян в Крыму XIX - начала XX века'

Развитие образования армян в Крыму XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ АРМЯНЕ / CRIMEAN ARMENIANS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / КРЫМ / CRIMEA / PAROCHIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шушара Татьяна Викторовна

В статье предложена краткая история становления и развития образования крымских армян в XIX начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Education of the Armenians in the Crimea of the XIXth - the early XXth century

The article offers a brief history of the formation and development of the Crimean Armenians in the XIX-th and the beginning of the XX-th century.

Текст научной работы на тему «Развитие образования армян в Крыму XIX - начала XX века»

20/S/3

25. Чубукчиева Л. З. Шефика Гасприн-ская и её деятельность в народном образовании крымских татар в конце XIX - 20-е годы ХХ века: историогр. экскурс // XII Таврические научные чтения: сб. материалов: в 2 ч. / Таврические научные чтения (12 - 27 мая 2011 г., Симферополь); ред., сост. Е. Б. Вишневская. - Симферополь, 2012. - Ч. 2. - с. 112-117.

26. Шакарян Э. Мои крымские корни - утраченные и обретённые // Голос Крыма. - 2012. - 2-12 июня. - (№ 34).

27. Шендрикова С. П. Ш. Гаспринская // Крым в лицах и биографиях (справочно-литературное издание). - Симферополь: Атлас - Компакт, 2008. - С. 168-169.

28. Шендржова С. П. Джадидизм - ет-нокультурний набуток громадсько! думки та просвтти кримських татар // Етнокуль-турш аспекти украшського державотворен-ня: 1стор1я i сучасшсть / Зб1рник наукових праць. - Мелгтополь: Мелiтополь, 2001. -С. 88-90.

29. Arbatli O. S. Kirimda rustiye mekteplerinin acilmasi ve tesirleri // Emel. -1965. - № 26. - s. 19-30.

30. Hablemitoglu §., Hablemitoglu N. §efika Gaspirali ve Rusyada turk kadin hareketi (1893-1920). - Ankara, 1998. - 672 s.

Т. В. Шушара

УДК 378

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АРМЯН В КРЫМУ

XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

образовательная политика Республики Крым отражает национально-культурные интересы крымчан, в том числе и армян, в образовании, которые требует модернизация системы образования. Эффективность гражданских и политических институтов, успех образовательных реформ в значительной степени определяется процессами формирования гражданской идентичности.

Одним из наиболее действенных инструментов культурной интеграции остаётся система образования. Поэтому модернизация образования, в том числе и национальных меньшинств, должна отражать интересы становления единого гражданского общества.

В современной историко-педагогиче-ской науке исследования по данной проблеме проводились эпизодически в контексте тех или иных проблем, данная проблема рассматривалась в исследованиях Н. Во-лощук, В. Григорьянц, И. Крипьякевич, Н. Малышева, В. Микаелян, В. Потехина, Д. Потехина и др.

Цель статьи - рассмотреть процесс развития начального образования армян в Крыму в XIX - начале XX вв., осуществить попытку адаптации опыта деятельности национальных армянских школ в современных условиях на рекомендательном уровне, с целью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях многонационального региона.

В конце XVIII в. после присоединения Крыма к Российской империи на фоне территориально формирующих процессов и активного развития промышленности была

начата колонизация территории полуострова. В данный период среди армян Крыма грамотных было немного, и, в основном, это были представители духовенства и богатого купечества.

Развитию национальной культуры в значительной степени способствовали армянские школы, которые действовали в Крыму начиная с XI в., и пережили расцвет в Х1У-ХУ11 вв. В средние века большинство армянских школ размещалось при церквях и монастырях Карасубазара, Кафы, Сурхата.

Среди крымских армянских школ особое место занимала школа при монастыре Сурб Хач, которая действовала с XIV до XVII вв. Учёные, поэты, миниатюристы из Армении, Киликии и других мест подолгу жили, творили и преподавали в этих святых стенах. В семинарии монастыря Сурб Хач преподавали известные армянские педагоги Степанос Тохатеци и Акоп Кафаеци. Крымские армянские источники Х\Т—ХУП вв. часто упоминают их имена, а также «мудрейшего и гениального» Мкртича, его ученика Оганеса, блестящего средневекового крымского армянского поэта Хачатура Кафаеци (Хаспека), которого армянский поэт Симеон Кафаеци называет «воспитателем душ», «великим философом», «глубокомыслящим оратором», «толкователем древних и новых письменностей» [5].

Действовали также школы и при Кара-субазарской и Сурхатской церквях. В них преподавались богословие, философия, искусство, астрология, миниатюра, музыка, риторика, естествознание, медицина [5].

В 30-40-х гг. XVII в. известностью в Крыму пользовались школы иеромонаха Захара в Сурхате и священника Нерсеса в Кафе. Многие из армянских педагогов имели блестящее по тем временам образование.

В последней четверти XVIII в. развитие армянской культуры в Крыму было приостановлено. После присоединения Крыма к Российской империи, армянские переселенцы из Нового Нахидчевана (Ростов-на-

Дону), Турции и других мест стали возвращаться в Крым. Большая часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность в Крыму увеличилась за счёт переселенцев из Восточной и Западной Армении [4].

В 1816 г. в Карасубазаре по инициативе Манвела Гюмушханеци открылась первая армянская приходская школа на полуострове. На её содержание М. Гюмушханеци из церковных сумм выделил 1 000 руб. [4].

Несколькими годами позже приходские школы начали действовать в армянских поселениях Старого Крыма, Евпатории, Феодосии, Керчи, Симферополя, Орабаза-ра, Субаша. Детей учили грамоте, арифметике, но основное внимание уделялось закону Божьему. Необходимо отметить, что в программу обучения карасубазарской школы, начиная с 40-х гг., также входили армянский и русский языки, нравоучение, история, география [1].

В начале XIX в. армянская школа из монопольного подчинения духовенству переходит в ведение приходских общин. Общинное попечительство, избираемое на общем собрании прихожан, становится теперь главным распорядителем. Система начального образования ориентируется на современную европейскую педагогику. Обучение ведётся на родном языке, но серьёзное внимание уделяется также изучению государственного русского языка, истории и географии Армении и России [5].

Среди армянских школ Крыма по своей роли и организации учебно-педагогической работы значительно выделялось Халибов-ское училище, основателем которого был Г. Айвазовский. С предложением создать на юге России армянское училище Г. Айвазовский обратился к русскому послу в Париже Киселёву. При этом акцент делался на то, что открывающееся учебное заведение, наряду со своим национальным характером, станет проводником русского влияния среди армян вообще и среди их собратьев в Турции в частности. Киселёв хо-

20/£/з

датайствовал перед правительством об удовлетворении просьбы Г. Айвазовского. 9 марта 1857 г. граф Киселёв сообщил Г. Айвазовскому о согласии правительства с его предложением, сводившемся к трём основным пунктам: правительство обеспечивает в училище веротерпимость и изучение армянского языка; по окончании училища правительство покровительствует его воспитанникам; образование в училище не подчиняется внешнему влиянию [1].

В 1858 г. по приглашению российского правительства из Парижа в родную Феодосию вернулся Габриел Айвазовский. Ему было разрешено также открыть национальное училище и из Парижа в Феодосию перевести издание журнала «Голубь Масиса», основателем и главным редактором которого он был. В Феодосии журнал выходил дважды в месяц на армянском языке. Выходило и приложение на русском и французском языках под названием «Радуга». Содержание журнальных статей было разнообразным, начиная от епархиальных новостей, сообщений и до путевых записей литературных произведений [5].

С журналом «Масяц Агавни» армянский читатель был знаком ещё с 1855 г. в парижский период его издания. Переехав в Россию, его редактор Г. Айвазовский уже через 2 года возобновил издание журнала «не изменив его дух, цель и главные качества». Под словом «дух» он имел в виду распространение среди армянского народа не только «науки и просвещения», но и «любви, согласия и спокойствия». Верный своему общественно-политическому кредо, журнал продолжал проповедовать верноподданнические идеи, национальное единение, твёрдо стоял на позициях религиозно-национального патриотизма, главной своей задачей считал распространение «национальной культуры». Он прививал всему армянскому народу «национальное согласие» на основе «святого евангелия». Редакция журнала и, в первую очередь, редактор Г. Айвазовский были против разжигания «противоборств среди наций» [1].

Через несколько лет, в 1873-1874 гг. в Феодосии начал выходить ещё один армянский журнал «Дастиарак» («Воспитатель»). В нём публиковались статьи на педагогические и сельскохозяйственные темы, проводились беседы с читателями по вопросам здравоохранения, сообщались исторические и географические сведения, новости [1].

Начиная с 80-х гг., Министерство народного просвещения вновь стало препятствовать развитию армянской школы, в том числе и в Крыму. На этот раз оно предприняло конкретные меры по ликвидации независимого положения армянских приходских школ, введению в них общей учебной программы, что соответствовало политическим целям империи. Беспокойство по поводу освободительных настроений армянского народа побудило правительство к переподчинению армянских церковноприходских школ местным органам, особую тревогу вызывали учителя, «злоупотреблявшие своим положением для распространения антиправительственных учений».

В «Общих очерках состояния народных училищ за 1881 г.» директор народных училищ Таврической губернии А. Н. Дьяконов указывает, что армянские начальные школы в этот период относились к «училищам при церквях иностранных исповеданий» и находились в ведомстве иностранных исповеданий. Речь идёт об училищах в Симферополе (при армяно-григорианской Успенской церкви и при армяно-католической Спасской церкви); Карасубазаре (при армяно-григорианской и армяно-католической церквях); Старом Крыму (при армяно-григорианской церкви). Остальные находились в ведомстве иностранных исповеданий [2].

Об этих училищах известно следующее: учительский персонал в 1881 г. состоял из 21 преподавателя (от 1 до 4 в каждом, за исключением армяно-католического в Карасубазаре, в котором был только 1 учитель родного языка). При всех школах имелись особые вероучителя и учителя русского языка, а при армяно-католической школе

в Симферополе - надзирательница и учительница рукоделия. На свои должности они утверждались местными обществами. О средствах содержания и об учебных пособиях сведений нет.

Курс обучения в 1881 г. во всех училищах состоял из родного языка и закона веры, а также русского языка, за исключением двух школ, в которых последний предмет не преподавался [2].

Введённые в 1884 г. правила, ликвидирующие независимое положение армянской церковноприходской школы, вызвали резкое возмущение как армянского духовенства, так и армянского населения в целом, которое отказалось им подчиняться. В 1885 г. правительство закрыло армянские школы, но уже в следующем году было вынуждено открыть их под давлением патриотических выступлений армянского духовенства и интеллигенции.

Однако во второй половине 90-х гг., воспользовавшись относительно удобной внешнеполитической ситуацией, правительство прибегло к категорическим мерам: положением от 2 июня 1897 г. армянские приходские школы были переданы в ведение и полное подчинение Министерству народного просвещения. Они оставались церковноприходскими школами и продолжали содержаться на церковные суммы и средства прихожан, духовенству предоставлялась возможность осуществлять контроль лишь над религиозным воспитанием учащихся. Закон от 12 июня 1903 г. закрепил эти положения [3].

Армяне Крыма уделяли достаточно внимания образованию девочек. А. Н. Дьяконов приводит данные, которые свидетельствуют о том, что количество учащихся девочек, составляло почти 50 % от общего числа учеников. Школы действовали в Феодосии, Керчи, Армянске, Ялте, Евпатории. В 1903 г. в Крыму уже было 10 начальных светских смешанных школ, в которых преподавались армянский и русский языки, арифметика, грамматика, география и другие дисциплины [3].

Положение школ ещё более осложнилось после принятия 12 июня 1905 г. антиармянского Закона о конфискации имущества армяно-григорианской церкви. И только начавшаяся революция заставила в августе 1905 г. отменить его и вернуть армянской церкви и школе их законные права. К этому времени армянские церковноприходские школы функционировали в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Евпатории, Феодосии, Старом Крыму, Мелитополе, Ораба-заре и Ногайске.

Несмотря на притеснения царской администрации, они продолжали успешно действовать и в первые десятилетия XX в. В Крыму до революции 1917 г. насчитывалось 16 армянских школ.

Стремление к знаниям всегда было отличительной чертой армянского народа. На культурное развитие крымских армян в конце XVIII - начале XIX вв. большое влияние оказали, прежде всего, создание школ, училищ, типографии, издание журналов, книг.

Таким образом, с увеличением финансовых возможностей крымских армян сложились условия для реализации идей армянского национального культурного и духовного возрождения. Традиционным для крымских армян было открытие приходских образовательных учреждений при армяно-католических и армяно-григорианских церквях и финансирование их общинами или отдельными лицами, а позже - со второй половины XIX - начала XX вв. -получение материальной поддержки от государства и земства. До Положения от 2 июня 1897 г. армянские приходские школы относились к «училищам при церквях иностранных исповеданий» и находились в ведомстве иностранных исповеданий. В 1897 г. они были переданы в ведение и полное подчинение Министерству народного просвещения и входили в состав Одесского учебного округа (непосредственно подчинялись Дирекции народных училищ). Но при этом они оставались церковноприходскими школами

20/S/3

и продолжали содержаться на церковные суммы и средства прихожан, а духовенству предоставлялась возможность осуществлять контроль религиозного воспитания учащихся. Закон от 12 июня 1903 г. определял статус как «училища при церквях иностранных исповеданий» и подчинял их ведомству иностранных исповеданий.

Исходя из вышеизложенного, следует, что развитие начального образования армян в Крыму в XIX - начале XX века имело принципиальные особенности, обусловленные историческим развитием края.

АННОТАЦИЯ

В статье предложена краткая история становления и развития образования крымских армян в XIX - начале XX века.

Ключевые слова: крымские армяне, образование, начальное образование, приходские школы, Крым.

SUMMARY

The article offers a brief history of the formation and development of the Crimean Armenians in the XIX-th and the beginning of the XX-th century.

Key words: Crimean Armenians, education, primary education, parochial schools, Crimea.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьянц В. Из истории армянской школы в Крыму // Сурбхач. - 1998. -Декабрь. - С. 5-8.

2. Дьяконов А. Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1881 г. - 2-е изд. - Бердянск: Тип. Э. Килиус и К, 1882. - 117 с.

3. Дьяконов А. Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 г. - Бердянск: Тип. Э. Килиус и К, 1893. - 97 с.

4. Маркевич А. И. Таврическая губерния во времена Крымской войны (по архивным материалам). - Симферополь: Бизнес-Иформ, 1994. - 267 с.

5. Микаелян В. А. На Крымской земле. История Армянских поселений в Крыму. - Ереван: Айстан, 1974. - 209 с.

Р. Н. Прима, А. М. Цыплюк

УДК [378. 016: 613] - 057. 87 (043. 5) ПРОБЛЕМА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н а современном этапе реформирования системы образования в Украине приоритетной задачей является повышение профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе специалистов дошкольного профиля, так как уровень их готовности к педагогической деятельности отражается на успешности процесса воспитания детей дошкольного возраста, базирующейся на принципах общенациональных ценностей, среди которых один из важнейших - укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Решение указанных задач требует использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения опыта этно-педагогики, содержание и средства которого имеют яркую национальную окраску, соответствуют национальному воспитательному идеалу, имеют историческую и культурную ценность. Как отмечается в исследованиях А. Стародубцева, Н. Пономарёва, В. Елашви-ли и др., каждый народ имеет свои виды физических упражнений, игр, закаливающих процедур, являющихся важным элементом его национальной культуры и эффективным средством физического развития личности в соответствии с существующим в определённой общности людей идеала телесного и духовного совершенства [8].

В контексте выше изложенного заслуживают внимания исследования, в которых представлен этнический опыт сохранения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.