Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL MOBILITY / GENERAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / LABOR FUNCTIONS / LABOR ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Гузель Фанисовна

В статье приведен анализ и сопоставление профессионального и образовательного стандарта. Профессиональный стандарт является одним из важных документов, который применяется в образовательных организациях благодаря профессионально направленному содержанию. Его анализ показал необходимость проектирования содержания образования, применение организационных методик с учетом актуальных требований производства. Трудовые действия, описанные в профессиональном стандарте, соотносятся, а также уточняют и дополняют профессиональные компетенции, перечисленные в соответствующем образовательном стандарте. Оценка их сформированности происходит после изучения профессионального модуля, например в виде комплексного экзамена. Постоянные изменения в системе профессионального образования, приводят к применению в учебном процессе колледжа современных технологий, методов обучения и контроля знаний студентов. Для оценки сформированности общих компетенций и личностных качеств студента, в частности профессиональной мобильности, нами разработана дидактическая система контрольно-оценочных мероприятий. Данная система обеспечивает перенос акцента с итогового контроля, осуществляемого в виде экзамена или зачета на учебную деятельность студента в течение всего семестра. При этом деятельность преподавателя заключается в создании педагогических условий для самообучения, самоконтроля, саморазвития обучающегося. Нами была установлена взаимообусловленность трудовых действий, профессиональных и общих компетенций, профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Гузель Фанисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL STANDARD INFLUENCE ON COMPETENCY-BASED CHARACTERISTICS OF SECONDARY TECHNICAL SCHOOL GRADUATE

The article provides an analysis and comparison of professional and educational standards. A professional standard is one of the important documents that are used in educational organizations due to job-related content. His analysis showed the need to create the educational content, the use of organizational methods, taking into account the current requirements of production. The labor activities described in the occupational standards are correlated, as well as improve and supply the professional competencies listed in the relevant educational standard. Evaluation of their formation occurs after studying a professional module, for example in the form of a comprehensive exam. Constant changes in the vocational education system lead to the use of modern technologies, teaching methods and students' knowledge control in the educational process of the college. To assess the formation of the general competencies and personal qualities of the student, including a professional mobility, we have developed a didactic system of control and evaluation activities. This system provides a shift of emphasis from the final control carried out in the form of an exam or a credit to the student's educational activities throughout the term. At the same time, the teacher’ activity is to create pedagogical conditions for self-learning, self-control, self-development of the student. We have established the interdependence of labor activities, professional and general competencies, and professional mobility.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогические науки

Ахметшина Гузель Фанисовна ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

УДК 377.5

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0002

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

Ахметшина Гузель Фанисовна, преподаватель

Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. Кувыкина (452616, Россия, Октябрьский, улица Кувыкина, 15, e-mail: guzel_fanisovna_ahmetshina@mail.ru)

Аннотация. В статье приведен анализ и сопоставление профессионального и образовательного стандарта. Профессиональный стандарт является одним из важных документов, который применяется в образовательных организациях благодаря профессионально направленному содержанию. Его анализ показал необходимость проектирования содержания образования, применение организационных методик с учетом актуальных требований производства. Трудовые действия, описанные в профессиональном стандарте, соотносятся, а также уточняют и дополняют профессиональные компетенции, перечисленные в соответствующем образовательном стандарте. Оценка их сфор-мированности происходит после изучения профессионального модуля, например в виде комплексного экзамена. Постоянные изменения в системе профессионального образования, приводят к применению в учебном процессе колледжа современных технологий, методов обучения и контроля знаний студентов. Для оценки сформированно-сти общих компетенций и личностных качеств студента, в частности профессиональной мобильности, нами разработана дидактическая система контрольно-оценочных мероприятий. Данная система обеспечивает перенос акцента с итогового контроля, осуществляемого в виде экзамена или зачета на учебную деятельность студента в течение всего семестра. При этом деятельность преподавателя заключается в создании педагогических условий для самообучения, самоконтроля, саморазвития обучающегося. Нами была установлена взаимообусловленность трудовых действий, профессиональных и общих компетенций, профессиональной мобильности.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональная мобильность, общие компетенции, профессиональные компетенции, трудовые функции, трудовые действия.

THE PROFESSIONAL STANDARD INFLUENCE ON COMPETENCY-BASED CHARACTERISTICS OF SECONDARY TECHNICAL SCHOOL GRADUATE

© 2020

Ahmetshina Guzel Fanisovna, teacher

Octyabrsky Oil Industry College after S. Kuvykin (452616, Russia, October city, Kuvykin Street, 15, e-mail: guzel_fanisovna_ahmetshina@mail.ru)

Abstract. The article provides an analysis and comparison of professional and educational standards. A professional standard is one of the important documents that are used in educational organizations due to job-related content. His analysis showed the need to create the educational content, the use of organizational methods, taking into account the current requirements of production. The labor activities described in the occupational standards are correlated, as well as improve and supply the professional competencies listed in the relevant educational standard. Evaluation of their formation occurs after studying a professional module, for example in the form of a comprehensive exam. Constant changes in the vocational education system lead to the use of modern technologies, teaching methods and students' knowledge control in the educational process of the college. To assess the formation of the general competencies and personal qualities of the student, including a professional mobility, we have developed a didactic system of control and evaluation activities. This system provides a shift of emphasis from the final control carried out in the form of an exam or a credit to the student's educational activities throughout the term. At the same time, the teacher' activity is to create pedagogical conditions for self-learning, self-control, self-development of the student. We have established the interdependence of labor activities, professional and general competencies, and professional mobility.

Keywords: professional standard, professional mobility, General competencies, professional competencies, labor functions, labor actions.

формируются при изучении ряда дисциплин общего гу- технических и производственных Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

Ahmetshina Guzel Fanisovna

THE PROFESSIONAL STANDARD ..

pedagogical sciences

проектов и т.д.

К разработке новых документов, определяющих образовательный уровень выпускников, приводит изменяющийся рынок труда и профессий, поэтому появление профессиональных образовательных стандартов стало актуальным и своевременным.

Вопрос о реализации профессионального стандарта в профессиональном образовании рассматривается в работах ряда исследователей. В изученных научных работах не достаточно рассмотрен вопрос о сопоставление профессионального стандарта с образовательным [9-13]. Нами отмечено, что во многих трудах описана разработка документации для образовательного процесса на основе профессионального стандарта.

В трудовом кодексе «профессиональный стандарт-характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [14]. Профессиональный стандарт является базой для оценки квалификации и труда специалиста. Цель его применения заключается в обеспечении необходимой подготовки специалиста для получения высоких результатов труда, необходимой осведомленности специалиста о предъявляемых к нему требованиях, содействии вовлечения специалиста в решение различных профессиональных задач.

Однако на сегодняшний день становятся актуальными некоторые комплексные характеристики специалиста, которые в профессиональном стандарте четко не выделены, они являются новыми для оценки деятельности профессионала, к ним можно отнести профессиональную мобильность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью нашего диссертационного исследования является развитие профессиональной мобильности студента колледжа. Анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что разные авторы выделяют различные ее компоненты. Так, Л.А. Амирова, разрабатывая проблему развития профессиональной мобильности у педагогических работников, выделяет четыре основных компонента в ее структуре: активность, готовность, адаптивность, креативность [15]. Мы задались целью выяснить, насколько эта структура универсальна и может ли она быть применима к специалистам технической сферы деятельности. Нами было проведено анкетирование сотрудников предприятий, которые выступили экспертами при выявлении значимых компонентов профессионально мобильного специалиста нефтяной и газовой промышленности. Результаты анкетирования были следующие: на первом месте - адаптивность (гибкость), на втором месте профессиональная компетентность (готовность), на 3 месте ответственность и на четвертом активность.

По нашему мнению, профессиональная мобильность есть интегративное мета качество, сущностную основу которого составляют способность человека творчески заимствовать и воспринимать новые ценности, идеи, образцы и типы профессионального поведения, чутко реагировать на меняющиеся требования, проявлять гибкость профессионального сознания; его готовность к самоопределению на основе рефлексии, саморазвитию и осознанному самосовершенствованию, к пересмотру своей деятельности, а иногда и жизни, понимая и принимая потребности времени, общества и направление движения их развития.

Очевидно, что личностные характеристики работника, такие как адаптивность, готовность, ответственность и активность влияют на результаты профессиональной деятельности и согласуются с трудовыми функциями, которые указаны в профессиональном стандарте и общими, профессиональными компетенциями, выделенными в образовательном стандарте. «Профессиональный стандарт имеет определенную структуру и состоит из единиц профессиональной деятельности, он может быть

спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. Каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению» [16].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе исследования факторов, влияющих на формирование профессиональной мобильности студентов, нами был проведен сопоставительный анализ образовательного стандарта по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям) и профессионального стандарта «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования» 4-го уровня квалификации» (регистрационный номер 359), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2014 г. N 1164н, который показал, что выполнение всех трудовых действий на профессиональном уровне может быть осуществлено при наличии и развитии всех компонентов профессиональной мобильности у специалиста, а также была установлена их взаимосвязь с общими компетенциями.

Покажем это на примере трудовой функции 3.2.1. «Монтаж и демонтаж узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности».

Для выполнения трудового действия «Подготовительно-заключительные операции и операции по обслуживанию рабочего места» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, адаптивность, ответственность, готовность и общая компетенция «ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». Для выполнения трудового действия «Анализ исходных данных (чертеж, схема, узел, механизм)» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, ответственность, готовность и общие компетенции «ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», «ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Для выполнения трудового действия «Диагностика технического состояния деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, адаптивность, ответственность, готовность и общие компетенции «ОК З.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», «ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития». Для выполнения трудового действия «Сборка деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, готовность, ответственность и общая компетенция «ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями». Для выполнения трудового действия «Разборка деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, готовность, ответственность и общая компетенция «ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями». Для выполнения трудового действия «Замена деталей и узлов средней сложности» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, адаптивность, ответственность, готовность и общие компетенции «ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», «ОК

педагогические науки

Ахметшина Гузель Фанисовна ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Для выполнения трудового действия «Контроль качества выполненных работ» важными компонентами профессиональной мобильности являются: активность, ответственность, готовность и общая компетенция «ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий» [17;18].

Нами было выявлено, что одна из общих компетенций - «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [18] не связана напрямую с трудовыми функциями и компонентами профессиональной мобильности, однако, для профессиональной социализации она важна и потому закреплена в ФГОС. Для ее изучения мы разработали анкету «Отношение студентов к будущей профессиональной деятельности», которая позволила выявить положительное отношение студентов к выбранной профессии и их намерение получать дополнительные умения, навыки для дальнейшей профессиональной деятельности по специальности.

В преподавательской деятельности по дисциплине «Электротехника и электроника» мы используем разработанный нами инструмент - систему контрольно-оценочных мероприятий. Данная дидактическая система основана на блочно-модульном подходе, в котором материал делится на отдельные модули, после изучения, которых предусматривается выполнение различного вида, типа контрольных работ (контрольных точек). Такой подход позволяет студенту выстроить индивидуальную траекторию при изучении дисциплины. Разработанные контрольно-оценочные задания имеют дифференцированную, практико-ориентированную направленность, при составлении которых мы опирались на требования образовательного и профессионального стандартов. Для каждого вида, типа контроля были разработаны критерии, показатели и индикаторы. Нами были определены этапы проведения контрольно-оценочных мероприятий, четкое соблюдение которых приводит к запланированному результату. Как показала практика, этот инструмент способствует развитию компонентов профессиональной мобильности, которые как было показано, связаны с общими компетенциями. При разработке данной системы мы опирались на личност-но-ориентированный и компетентностный подходы. В.В. Сериков пишет: «личностный подход может рассматриваться как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие индивида [19]. Компетентностный подход в профессиональном образовании позволяет разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми к качеству образования работодателями и образовательными результатами выпускника. Деятельность преподавателя при этом направлена на создание педагогических условий обеспечивающих сформированность определенных компетенций у студента. Большую роль в этом играет производственная практика. Однако при изучении студентом общепрофессионального цикла также происходит трансформация большей части теоретического материала в практические умения, навыки, опыт обучающегося. Для этого занятия организуются в виде лабораторных, практических работ, применяются в ходе изучения материала проблемные задачи, производственные ситуации, кейсы и т. д.

ВЫВОДЫ

Создание эффективной системы контроля по каждому предмету входит в содержание методической работы каждого преподавателя, и она является важным диагностическим инструментом. Сам педагог должен постоянно повышать уровень своей квалификации в соответствии с изменениями, происходящими на производстве по преподаваемым дисциплинам. Для этого

методическая служба колледжа направляет преподавателей на курсы повышения квалификации и организует стажировки преподавателей на предприятиях.

Изменения, происходящие в производственной сфере, привели к необходимости внедрения на современном этапе образования демонстрационного экзамена для оценки квалификации выпускника колледжа. Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации имеет независимую оценку качества подготовки выпускника СПО. При этом решается несколько задач: выпускник одновременно получает экспертную оценку освоения программы по ФГОС и может подтвердить свою квалификацию в соответствии с международными требованиями стандартов WorldSkills; представители предприятия, присутствовавшие на экзамене и оценившие на практике профессиональные компетенции специалиста, могут предложить трудоустройство после окончания колледжа [20, 21]. Мы полагаем что, процесс оценки профессиональных и личностных качеств выпускника колледжа важен для работодателей и поэтому форма организации выпускных квалификационных работ, критерии оценки будут видоизменяться и далее.

Таким образом, благодаря структуре профессионального стандарта обеспечивается измеримость требований, предъявляемых к выпускнику и возможность формирования на их основе механизмов оценки его квалификации, следовательно, и профессиональных компетенций. Важные изменения, происходящие в профессиональной сфере, учтены в данном документе, он разрабатывается на основе современного производственного опыта. Целью современного образования является комплексное формирование общих и профессиональных компетенций выпускника, что позволит ему быть мобильным и конкурентно способным. Выбранные методы оценки должны быть направлены на целостное формирование этих компетенций, а не отдельных знаний и умений. Обучение, реализуемое в форме модульных систем, обеспечивает готовность обучающегося к трудовой деятельности на предприятии и ориентировано на повышение его активности, ответственности, адаптивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Драницына Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы СПО средствами модульной технологии обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 219-222.

2. Мусихина Е.А., Ланина С.Ю. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся СПО, ОДПО в рамках экономических дисциплин //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 86. С. 95-98.

3. Каплина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 111-114.

4. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.

5. Байрашева Р.Р., Резникова С.Э. Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 7-10.

6. Бахарев Н.П. Творчество - необходимое условие формирования профессиональных компетенций у специалистов технического направления подготовки // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 17-21.

7. Бикчантаева А.И. Перспективы сотрудничества вузов Татарстана с предприятиями реального сектора экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 5-9.

8. Fomina L.V., Shmeleva Zh.N. Practical experience of training specialists in personnel management at the Krasnoyarsk State Agrarian University // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 365-369.

9. Сотникова Л.В. К вопросу о взаимосвязи федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и правил (стандартов) профессиональной деятельности// Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право.2017. № 1. С. 23-26.

10. РоманченкоМ.К., Филиппов Б.В. Интеграция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессионального стандарта при подготовке специалистов//

11. Одарич И.Н. Уровни квалификации в профессиональных стандартах строительной области //Балтийский гуманитарный журнал.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

23

Ahmetshina Guzel Fanisovna

THE PROFESSIONAL STANDARD ...

pedagogical sciences

2017. Т. 6. № 3 (20). С. 240-243.

12. СеменовА.А., СоловьеваВ.В., ЯицкийА.С. Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 307-312.

13. Богдан Н.Н., Масилова М.Г. Применение профессиональных стандартов в россии и международной практике управления квалификациями // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 89-93.

14. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 6-14.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/ Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/

16. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования [Текст]: дис.... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

17. Арефина О. В.. Кукушкин С.Г. Профессиональный стандарт как основа профессионального образования: Решетневские чтения. Т.2. 2013.С. 459-460.

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2014 г. № 1164н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования»» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35692). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/40.077.pdf]

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 344 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 N 33140). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/70703150/

20. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272с.

21. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.ru/ nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html

Статья поступила в редакцию 06.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.