Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мобильности студента технического профиля на основе общих компетенций'

Развитие профессиональной мобильности студента технического профиля на основе общих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PROFESSIONAL MOBILITY / GENERAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PERSONAL QUALITIES OF THE STUDENT / TEST AND EVALUATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Гузель Фанисовна, Амирова Людмила Александровна

В статье раскрывается понятие профессиональная мобильность как метакачество, которое является одним из показателей высшего уровня сформированности общих и профессиональных компетенций студента колледжа, а также определены ее компоненты для специалистов технического профиля. Для оценки развития компонентов профессиональной мобильности используются контрольно-оценочные мероприятия, которые представляют собой целостную методическую систему проверочной деятельности. Контрольно-оценочные мероприятия рассматриваются как целенаправленная совместная деятельность преподавателей и студентов, которая направлена не только на выявление результатов учебного процесса, но и на формирование общих, профессиональных компетенций, личностных качеств студента будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Гузель Фанисовна, Амирова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE TECHNICAL STUDENT’ S PROFESSIONAL MOBILITY FROM THE PERSPECTIVE OF COMMON COMPETENCIES

The article describes the concept of professional mobility as a meta-quality, being one of highest level indicators of a student’s general and professional competencies, and also the article defines its components for technicians. Check and assessment activities are used to appraise the professional mobility of components development; these activities represent a holistic methodological system of checking activities. Check and assessment activities are considered as a purposeful teachers and students’ joint activity which aims not only at identifying the results of the educational process, but also at the forming general, professional competencies, the student's personal qualities those of a future specialist's.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мобильности студента технического профиля на основе общих компетенций»

УДК 377.5 БКК 74.47

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

THE DEVELOPMENT OF THE TECHNICAL STUDENT' S PROFESSIONAL MOBILITY FROM THE PERSPECTIVE OF COMMON COMPETENCIES

Ахметшина Гузель Фанисовна

Аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, преподаватель Октябрьского нефтяного колледжа им. Кувыкина E-mail: [email protected]

Амирова Людмила Александровна

Профессор Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается понятие профессиональная мобильность как метакачество, которое является одним из показателей высшего уровня сформированности общих и профессиональных компетенций студента колледжа, а также определены ее компоненты для специалистов технического профиля. Для оценки развития компонентов профессиональной мобильности используются контрольно-оценочные мероприятия, которые представляют собой целостную методическую систему проверочной деятельности. Контрольно-оценочные мероприятия рассматриваются как

Ahmetshina Guzel F.

Post-graduate student at Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla, lecturer at Oktyabrsk Oil College n. a. S. I. Kuvykin

E-mail: [email protected]

Amirova Ludmila A.

Professor at Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla, ScD in Education E-mail: [email protected]

Abstract. The article describes the concept of professional mobility as a meta-quality, being one of highest level indicators of a student's general and professional competencies, and also the article defines its components for technicians. Check and assessment activities are used to appraise the professional mobility of components development; these activities represent a holistic methodological system of checking activities. Check and assessment activities are considered as a purposeful teachers and students' joint activity which aims not only at identifying the results of the

целенаправленная совместная деятельность преподавателей и студентов, которая направлена не только на выявление результатов учебного процесса, но и на формирование общих, профессиональных компетенций, личностных качеств студента - будущего специалиста.

educational process, but also at the forming general, professional competencies, the student's personal qualities - those of a future specialist's.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, общие компетенции, профессиональные компетенции, личностные качества студента, контрольно-оценочные мероприятия.

Keywords: professional mobility, general competencies, professional competencies, personal qualities of the student, test and evaluation activities.

В современном мире от качества профессионального образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов во всей палитре их личностных проявлений [1; 2]. В соответствии с этим миссия организаций среднего профессионального образования заключается не только в четко определенном функционале, заложенном в государственных документах (в том числе в ФГОС среднего профессионального образования, нормативных актах Рособрнадзора и др.). Она распространяется на задачи формирования и развития тех потенциальных личностных аспектов, которые составляют основу социального статуса профессионала - выпускника системы среднего профессионального образования, компетентного, грамотного специалиста-практика, востребованного на современном рынке труда, представителя своего рода «технической элиты» с навыками высококвалифицированного рабочего. Исполнение этой миссии выводит систему подготовки специалистов на уровень институционального фактора воспроизводства профессиональной структуры общества. И среднее профессиональное образование выступает той специально спроектированной средой, в условиях которой происходит развитие личностной и начинается формирование профессиональной мобильности.

Проблема мобильности актуализирована отечественными педагогами в связи с двумя крупными событиями, которые оказали на систему образования влияние парадиг-мального масштаба. Это переход экономики на рыночные позиции, что в корне изменило рынок труда, и демократизация общественного сознания, что трансформировало отношение к человеку, к профессионалу.

Легализация в общественном и профессиональном сознании таких понятий, как предпринимательство, конкурентоспособность, профессиональная успешность, карьерный рост, «раскрепостили» человека, дали возможность профессионалу выбирать возможности самоопределения, самореализации и саморазвития. А обращение педагогики к антропологическим основаниям актуализировало в профессионально-педагогическом сознании представление о целостности результата образования, в том числе профессионального, который может быть выражен в метапредметных позициях. Таким метапредметным

результатом можно считать профессиональную мобильность как личностное качество человека, начало развития которого приходится на этап профессионального образования.

В условиях рыночной экономики и современной образовательной доктрины А. В. Хуторского, в которой представлены основополагающие положения и принципы, определяющие миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, развития, контроля и оценки результатов образования человека в России, становится очевидным то, что профессиональная успешность будущего специалиста зависит не только от его чисто профессиональных умений, но и от сформированного еще в учебном заведении умения ориентироваться в профессиональной среде, способности выстраивать и сохранять модель собственного поведения, влиять на отношения в профессиональном коллективе, работать в команде и нести ответственность за личностное и коллективное решение профессиональных задач [3].

Анализ работ по теории и методике профессионального образования показал, что одним из условий соответствия человека требованиям рынка труда и конкурентоспособности является уровень его личностной и профессиональной мобильности, на основе которой формируется отношение к динамичной социальной и профессиональной среде, способность к постоянному обновлению знаний, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции. Отражение подобных позиций мы находим и в образовательном стандарте СПО в виде общих компетенций (их всего девять). При этом разработчики стандарта сформулировали общие компетенции в обобщенной форме, поэтому на начальном этапе профессиональной подготовки уровень и динамика их развития трудно поддаются отслеживанию и измерению.

В данной связи практическое решение задачи подготовки профессионально мобильных специалистов технического профиля требует глубокого теоретического анализа природы их профессиональной мобильности, механизмов ее реализации, рассмотрения условий и факторов, ее обуславливающих, а также детального изучения сложившейся на сегодняшний день ситуации с профессиональной мобильностью специалистов в России; необходимо создавать, осваивать и развивать новые концепции и технологии формирования профессиональной мобильности в рамках сложившейся образовательной структуры [4].

Исследователи отмечают, что приобретение профессиональной мобильности носит достаточно сложный характер и зависит как от личностных особенностей человека и условий его стихийной социализации, так и от условий и механизмов ее целенаправленного формирования, осуществляющегося путем использования различных форм педагогического и психологического воздействия. В подобной ситуации изучение и реализация формирования профессиональной мобильности у молодежи стало одной из важных задач современных педагогики и педагогической психологии, решение которой предлагается в трудах Л. А. Амировой, Л. В. Горюновой, Ю. И. Калиновского, С. Е. Каплиной, Л. П. Меркуловой, В. А. Мищенко, С. А. Морозовой и др.

Что касается определения понятия «профессиональная мобильность», отмечаем, что единой его трактовки в педагогике по сей день не выработано, однако сущностные основания данного феномена очень схожи. Так, в большинстве работ мобильность

понимается как личностное новообразование, к примеру: «.. .мобильность - определенный тип (способ) реагирования личности на окружающую (прошлую, настоящую, будущую) действительность, продуцирующий конкретную жизненную стратегию поведения и деятельности, определенную жизненную позицию личности в смысле ее отношения к миру» [5]; «.профессиональная мобильность студентов - это динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, характеризующееся совокупностью сформированных социально значимых профессиональных качеств, в обобщенной форме отражающих способность и готовность к смене вида своей профессиональной деятельности» [6].

Понимание личностного феномена становится полным и поддается верификации в том случае, если возможен его анализ. Опираясь на более ранние наши исследования, в которых выделены четыре основных компонента профессиональной мобильности - активность, готовность, адаптивность, креативность, мы полагаем, что в каждом отдельном виде профессиональной деятельности будет прослеживаться некоторая специфика исследуемого феномена, так как это связано со спецификой труда.

В соответствии с нашими научными интересами и с целью выявить представления о качествах профессионально мобильного сотрудника предприятия нефтяной и газовой промышленности, мы разработали анкету, в которую включили 35 индивидуальных качеств (гибкость, адаптивность, дисциплинированность, активность, инициативность, умение предвидеть (прогнозировать), организованность, профессиональная компетентность (готовность), требовательность, решительность, креативность, ответственность и др.

Сотрудникам предприятия нефтяной и газовой промышленности с трудовым стажем не менее 5 лет было предложено определить и проранжировать важные, по их мнению, качества, характеризующие профессионально мобильного специалиста (необходимо было отметить, насколько каждое из предложенных качеств отвечает представлению о профессионально мобильной личности). Результаты анкетирования были следующие: на первое место было поставлено личностное качество адаптивность (гибкость), на втором месте оказалась профессиональная компетентность (готовность), на третьем месте - ответственность и активность.

Сопоставительный анализ всех девяти общих компетенций со структурой профессиональной мобильности, выявленной в ходе нашей исследовательской работы, показал, что, с одной стороны, через компоненты мобильности вполне возможно создавать условия для повышения уровня общих компетенций, а с другой - на основании этой взаимосвязи появляется реальная вероятность отследить динамику развития компонентов профессиональной мобильности.

По нашему мнению, развитие профессиональной мобильности студентов колледжа может быть реализовано при создании ряда педагогических условий, объединенных в профессионально-ориентированную систему. Одно из таких условий -создание квазипрофессионального комплекса контрольно-оценочных мероприятий, обладающего мотивирующей, самоактуализирующей и рефлексивной функцией на основе использования совокупности приемов, способов, методов, форм работ проверочного характера. Нами был проведен анализ взаимосвязи различных видов, типов, форм

контрольно-оценочных мероприятий с компонентами профессиональной мобильности, а также разработаны показатели и индикаторы для их оценки.

Полифункциональное назначение контрольно-оценочных мероприятий (контролирующая, обучающая, диагностическая, прогностическая, развивающая, воспитательная, методическая функция) обеспечивает полноценный педагогический контроль и позволяет повысить общий уровень качества подготовки студентов.

Основной их функцией, по нашему мнению, остается функция контроля, она состоит в выявлении глубины понимания и уровня усвоения знаний и сформированности умений обучающихся. Но не только, в ходе выполнения контрольно-оценочных мероприятий происходит актуализация, закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний, интеллектуальных и функциональных умений, отработка (оттачивание) навыков путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. По результатам контрольно-оценочных мероприятий преподаватель сравнивает планируемые результаты с действительными, определяет эффективность используемых им методов, форм и средств обучения.

Важным при составлении заданий для контроля и оценки является их вариативность, многообразие форм, разноуровневость, что способствует развитию у студента «образовательной стратегии». Вспомогательной и дополнительной функцией является формирование общих, профессиональных компетенций, личностных качеств студента, которые важны для будущего специалиста, особое место среди которых занимает профессиональная мобильность.

Для решения задачи улучшения результатов подготовки специалистов, а также формирования общих, профессиональных компетенций, личностных качеств студентов в преподавательской деятельности по дисциплине «Электротехника и электроника» используется блочно-модульная система контроля знаний и умений студентов. Дидактически значимым инструментом является также портфолио - навигатор достижений, он обеспечивает обратную связь преподавателя и студента.

В разработанном нами портфолио имеется карта контрольных точек, которая наглядно показывает, что учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули, темы), после изучения которых предусматривается выполнение письменных работ, практических работ, контрольных работ, творческих проектов (контрольных точек). Выполнив задания согласно карте контрольных точек, студент заполняет рефлексивный лист, который помогает ему осознать и регулировать свою учебную деятельность по дисциплине.

На основе анализа профессионального стандарта (рег. № 359), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2014 г. № 1164н «Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования"» 4-го уровня квалификации для студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», мы предположили, что выполнение всех трудовых действий на профессиональном уровне будет происходить более эффективно при наличии у специалиста личностной и профессиональной мобильности.

В ходе проверки гипотетического положения на базе Октябрьского нефтяного колледжа им. С. И. Кувыкина провели экспериментальную работу, в ходе которой использовали схему «План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (План 4)», где под независимой переменной Х мы подразумеваем систему контрольно-оценочных мероприятий, а под зависимой переменной О - развитие компонентов профессиональной мобильности. И. Н. Носс в своей работе «Введение в практику психологического эксперимента» предлагает несколько схем проведения эксперимента, в которых символом Х обозначена экспериментальная переменная или событие, влияние которого на испытуемых подлежит измерению. Переменная Х называется независимой переменной (НЗП). Символ О - это объект исследования, а также процедура измерения и результаты психологического измерения. Изменение О под воздействием Х называется зависимой переменной (ЗП).

Для реализации данной схемы и повышения уровня доказательности наших исследований к работе были привлечены студенты 2-3-го курсов, изучающих дисциплину «Электротехника и электроника». Экспериментальную группу № 1 составили 111 студентов, экспериментальную группу № 2 - 118 студентов, контрольную группу составили 102 студента. Обучающимся было предложено также в течение изучения общепрофессиональной дисциплины «Электротехника и электроника» заполнять портфолио.

В экспериментальном режиме с группой № 2 в течение всего времени обучения было введено дополнительное условие - повышение самооценки студентов, при этом преподаватель постоянно выражал похвалу студентам и создавал ситуацию успеха. Уровень активности, ответственности и адаптивности мы изучали с помощью методов наблюдения, самонаблюдения, метода экспертной оценки в экспериментальной и контрольной группах на начальном и завершающем этапе изучения дисциплины, а уровень готовности - с помощью письменных опросов, практических, лабораторных, проектных работ.

Выполнив анализ показателей по компонентам профессиональной мобильности -готовности, адаптивности, ответственности и активности, мы сделали следующие выводы:

• благодаря проведенным контрольно-оценочным мероприятиям готовность в экспериментальных группах возросла в среднем на 47,7%;

• ответственность возросла в среднем на 10,3%;

• адаптивность увеличилась в среднем на 38,3%;

• активность студентов уменьшилась в среднем на 13,8%;

• самооценка в экспериментальной группе №2 повысилась на 5,1%.

По нашему мнению, произошла гармонизация выраженности компонентов профессиональной мобильности. Разработанная нами система контрольно-оценочных мероприятий снимает проблему «сессионного стресса», так как по завершении курса студент получает сумму баллов, по которым выставляется оценка, и он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета, следовательно, повышается активность и ответственность студентов. При подготовке к каждой контрольной точке повышается качество подготовки студентов к учебному занятию, а соответственно, и готовность - профессиональная компетентность. Преподаватель может оценить степень усвоения той или иной темы отдельным студентом и группой в целом и при необходимости внести корректировки в педагогическую деятельность, что способствует повышению адаптивности студентов.

Очень важно для преподавателя уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать общим стандартам и будет эффективной. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает восполнить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.

Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какой-либо темы или раздела программы. Под влиянием контрольно-оценочных мероприятий у студента формируются такие важные качества личности, как организованность, уверенность, добросовестность, ответственность, адекватная самооценка. В этой связи контрольно-оценочные и самооценочные мероприятия являются сильным корректирующим фактором поведения, деятельности личности, а также влияют на положительное развитие личностных качеств.

Созданный нами инструмент - дидактическая система контрольно-оценочных мероприятий - призван способствовать развитию компонентов профессиональной мобильности, которые, в свою очередь, формируют общие компетенции студентов технического колледжа, личностные качества студентов.

Список литературы

1. Хуторской А. В. Доктрина образования человека в Российской Федерации: науч. изд. М.: Эйдос, 2015. 24 с.

2. Каплина С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. 46 с.

3. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2009. 42 с.

4. Мищенко В. А. Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 2012. 40 с.

5. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе до-профессиональной социализации: моногр. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

6. Носс И. Н. Введение в практику психологического эксперимента: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2006. 304 с.

7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2. С. 7-20.

8. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.

References

1. Khutorskoy A. V. Doktrina obrazovaniya cheloveka v Rossiyskoy Federatsii: nauch. izd. Moscow: Eydos, 2015. 24 p.

2. Kaplina S. E. Kontseptualnye i tekhnologicheskie osnovy formirovaniya profession-alnoy mobilnosti budushchikh inzhenerov v protsesse izucheniya gumanitarnykh distsiplin. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Cheboksary: ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2008. 46 p.

3. Amirova L. A. Razvitie professionalnoy mobilnosti pedagoga v sisteme dopolnitel-nogo obrazovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Ufa: BGPU im. M. Akmully, 2009. 42 p.

4. Mishchenko V. A. Regionalnaya model formirovaniya professionalnoy mobilnosti studentov. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow: MGPU, 2012. 40 p.

5. Amirova L. A., Amirov A. F. Razvitie kachestv mobilnoy lichnosti na etape doprofessional-noy sotsializatsii: monogr. Ufa: Vagant, 2011. 194 p.

6. Noss I. N. Vvedenie v praktiku psikhologicheskogo eksperimenta: ucheb. posobie. Moscow: PER SE, 2006. 304 p.

7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Strategicheskie tendentsii razvitiya sistemy vys-shego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Gumanitarnye issledovaniya Tsentralnoy Rossii. 2017, No. 2, pp. 7-20.

8. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. (et al.) Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: koll. monogr. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledo-vaniy, 2016. 272 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5

Статья поступила в редакцию 18.03.2019 The article was received on 18.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.