Научная статья на тему 'Фонды оценочных средств в определении уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования'

Фонды оценочных средств в определении уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FUND OF APPRAISAL FUNDS / STUDENTS / SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сеногноева Наталия Анатольевна, Пахомова Любовь Валерьевна

В статье актуализируется проблематика методики и механизмов разработки и реализации фондов оценочных средств в учреждениях среднего профессионального образования с целью определения уровня сформированности профессиональных компетенций. Автор подходит к решению данной проблемы посредством разработки модели реализации фондов оценочных средств для студентов строительных специальностей. В статье раскрыты основные аспекты соответствия фондов оценочных средств требованиям государственного образовательного стандарта, принципам использования оценочного компонента в образовательном процессе как фактору реализации инновационных педагогических технологий. Автором разработана методика реализации фондов оценочных средств. Осуществлена ее апробация в образовательном процессе. Получены и охарактеризованы основные результаты исследования, показывающие значимость методики для определения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сеногноева Наталия Анатольевна, Пахомова Любовь Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION FUNDS IN DETERMINING THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article actualizes the problems of the methodology and mechanisms for the development and implementation of evaluation funds in institutions of secondary vocational education in order to determine the level of formation of professional competencies. The author approaches the solution of this problem through the development of a model for the implementation of funds of appraisal funds for students of construction specialties. The article reveals the main aspects of the compliance of assessment funds to the requirements of the state educational standard, the principles of using the evaluation component in the educational process as a factor in the implementation of innovative educational technologies. The author has developed a method for selling funds of valuation funds. Carried out its approbation in the educational process. The main results of the research were obtained and characterized, showing the importance of the methodology for determining the level of formation of students' professional competencies.

Текст научной работы на тему «Фонды оценочных средств в определении уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования»

Педагогика

УДК 377.5

доктор педагогических наук, доцент Сеногноева Наталия Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); магистрант Пахомова Любовь Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ФОНДЫ 0ЦЕН0ЧНЫХ СРЕДСТВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ УРOВНЯ СФ0РМИР0ВАНН0СТИ ПРОФЕССИOНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРOФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗOВАНИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблематика методики и механизмов разработки и реализации фондов оценочных средств в учреждениях среднего профессионального образования с целью определения уровня сформированности профессиональных компетенций. Автор подходит к решению данной проблемы посредством разработки модели реализации фондов оценочных средств для студентов строительных специальностей. В статье раскрыты основные аспекты соответствия фондов оценочных средств требованиям государственного образовательного стандарта, принципам использования оценочного компонента в образовательном процессе как фактору реализации инновационных педагогических технологий. Автором разработана методика реализации фондов оценочных средств. Осуществлена ее апробация в образовательном процессе. Получены и охарактеризованы основные результаты исследования, показывающие значимость методики для определения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, студенты, система среднего профессионального образования, уровень сформированности профессиональных компетенций.

Annotation. The article actualizes the problems of the methodology and mechanisms for the development and implementation of evaluation funds in institutions of secondary vocational education in order to determine the level of formation of professional competencies. The author approaches the solution of this problem through the development of a model for the implementation of funds of appraisal funds for students of construction specialties. The article reveals the main aspects of the compliance of assessment funds to the requirements of the state educational standard, the principles of using the evaluation component in the educational process as a factor in the implementation of innovative educational technologies. The author has developed a method for selling funds of valuation funds. Carried out its approbation in the educational process. The main results of the research were obtained and characterized, showing the importance of the methodology for determining the level of formation of students' professional competencies.

Keywords: fund of appraisal funds, students, system of secondary vocational education, level of formation of professional competencies.

Введение. На современном этапе развития системы среднего профессиoнального образoвания следование ФГОС СПО поколений 4 и 4+ в качестве одного из основных компонентов образовательного процесса предусматривает аттестацию студентов с целью выявления их индивидуальных достижений различным требованиям. Данный компонент реализуется на всех этапах освоения соответствующей основной образовательной программы, в связи с чем важнейшей задачей становится создание фондов оценочных средств (далее ФOС), которые включают стандартные задания, разноуровневые контрoльные работы, тесты и другие методы контроля, которые позволяют оценить знания, умения, навыки и уровень oсваиваемых компетенций. Комплекты таких фондов оценочных средств разрабатываются и утверждаются учебным заведением (колледжем, техникумом и т.п.) [5; 6; 8].

Помимо учета образовательных достижений, разработка ФОС является специфическим фактором внедрения в образовательных процесс СПO инновационных педагогических технологий, эффективность реализации которых обеспечивается наличием результативного оценoчного компoнента, который предоставляет возможность как самому обучающемуся, так и преподавателю оценить эффективность тех условий, которые были использованы для формирования профессиональных компетенций: уровень сформированности данных компетенций, оценка и самооценка знаний, показатели мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностной сфер, рефлексия (выступающая в качестве самооценки личностных качеств) и т.д. [3; 4].

Изложение основного материала статьи. Формирование ФОС с целью оценки уровня профессиональных компетенций также является и условием компетентностно-ориентированного подхода в системе среднего профессионального образования (далее СПО). Это условие заложено в модели подготовки будущего специалиста как направление непрерывного отслеживания образовательных достижений обучающихся. Методология проектирования системы ФОС, отражающих уровень освоения профессиональных компетенций студентов и выпускников, осваивающих образовательные программы СПО, является многокомпонентной и сложной задачей. Результативность ее решения является определяющим фактором многосторонней и комплексной оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Это подтверждается необходимость наличия следующих компонентов:

-разработанного блoка контрольно-oценочных мероприятий в процессе освоения фундаментальных дисциплин в соответствии с выбранной специализацией;

-разработанного блoка контрольно-oценочной базы материалов, основная функция которых служит для оценки образовательных результатов;

-разработанных комплектов и методических материалов, обеспечивающих процесс оценивания результатов сформированности знаний, умений, навыков и компетенций на всех этапах освоения образовательных программ;

-разработанной процедуры обрабoтки полученных результатов контрольно-oценочных мероприятий.

Необходимо также отметить, что учебные материалы, которые предназначены для контролирования и оценивания знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций, что студенты приобретают в итоге изучения профессионального модуля (темы, дисциплины, блока) относят к контрольно-измерительным

материалам. Обязательной и неотъемлемой частью фондов оценочных средств основной образовательной программы по специальности являются ФОС(ы) по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям для оценки уровня освоения студентами или выпускниками общих и профессиональных компетенций по требованиям ФГОС СПО. Используя фонды оценочных средств можно определить уровень степени освоения студентами компетенций [2; 7].

Также при разработке фонда оценочных средств необходимо в первую очередь рассматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их способности к решению новых нестандартных задач, что связаны с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием стандартной последовательностью их решения. Не смотря на способы контроля, формы используемых контролирующих материалов и методы проведения контроля все контрольные мероприятия должны выявлять соответствие или несоответствие требований учебного процесса и степени подготовки студента на каждом этапе обучения конкретным целям, определяемым ФГОС, ООП и рабочей программой учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Согласно требованиям, к разработке ФОС, основными задачами при их создании в контексте отдельной дисциплины являются следующие [2; 6; 8]:

-установление соответствия степени подготовки на конкретном этапе обучения требованиям ФГОС СПО;

-повышение уровня культуры при оценивании знаний обучающихся с целью обеспечения социальной нормы качества СПО, заданной требованиями ФГОС;

-эффективное руководство процессом освоения обучающимися профессионально важных знаний, умений, навыков и компетенций, регламентированных ФГОС СПО по рассматриваемому направлению подготовки (специальности);

-регулирование достижения целей реализации основной образовательной программы, в качестве совокупности компетенций, а также организация и регулирование контроля и оценки текущих, промежуточных и итоговых аттестаций студентов в процессе изучения дисциплины, планирование предупреждающих и корректирующих мероприятий, согласно степени их соответствия требованиям будущей профессии и мн. др. [1; 5; 8].

В нашем исследовании были выявлены показатели, определяющие необходимый набор компетенций выпускника СПО специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»:

-ФГОС СПО (специальность 08.02.05); -профессиональный стандарт (дорожный рабочий);

-социальный заказ общества (студенты, обучающиеся по направлениям от организаций); -работодатель (предприятия по трудоустройству выпускников, в том числе социальные партнеры); -СУЗ (ГАПОУ СО Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж).

Фонды оценочных средств разрабатывались с учетом особенностей содержания основной профессиональной образовательной программы, а также специфики содержания теоретического и практического обучения.

В структуре компетенции будущих техников мы выделили следующие структурно-компонентные элементы:

-мотивационный компонент, обусловливающий потребность обучающихся в овладении профессиональными компетенциями, а также в посдледующей их реализации на этапе начальной профессиональной самореализации;

-когнитивный компонент, составляющий знаниевое содержание профессионального контекста в формируемых компетенциях, что выражается в готовности обучабщихся синтезировать новое профессионально ориентированное знание в процессе учебной деятельности;

-деятельностный компонент, опосредующий практическую реализацю приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и компетенций, их использование в самостоятельном творческом опыте, показыващем освоение студентами контекста профессионального поля;

-личностный компонент, характеризующийся совокупностью профессионально важных качеств, свойсвт, характерилогических особенностей будущего профессионала, обеспечивающих последующую продуктивность профессиональной деятельности и готовность к осуществлению непрерывности профессионального совершенствования.

Таким образом, структура компетенции определена нами как единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в три этапа.

Первый этап опытно-поисковой работы был освящен формулировке задач исследования, проведению констатирующего эксперимента с целью установления фактического исходного состояния экспериментальной и контрольной групп перед формирующим экспериментом опытно-поисковой работы. На данном этапе применены следующие методы исследования: для измерения исходного уровня признака проявления компетенций «знания» - опрос, для измерения исходного уровня признака проявления компетенций «умения» - опрос.

Задачей второго этапа опытно-поисковой работы рассматривалась разработка и проведение формирующего эксперимента. Данный этап педагогического исследования был посвящен анализу формирующего эксперимента опытно-поисковой работы, нацеленного на проверку необходимости и достаточности разработанной модели методики фондов оценочных средств для определения уровня сформированности у студентов профессиональных компетенций.

После реализации в образовательном процессе комплекта фондов оценочных средств был осуществлен третий этап опытно-поисковой работы. Последовательность действий на третьем этапе опытно-поисковой работы заключалась в следующем:

-выбор статистических методов решения поставленных задач;

-проведение оценки различий уровня сформированности признаков «знания» и «умения» по исследуемым профессиональным компетенциям до и после проведения эксперимента; -сопоставление результатов с положениями гипотезы;

-формулирование выводов исследования о состоятельности выдвинутых научных положений.

Данная опытно-поисковая работа подразумевала наличие двух групп: контрольной и экспериментальной

- будущих техников-строителей, обучающихся по специальности 08.02.05 (студенты 4 курса до прохождения ими междисциплинарного курса МДК 04.01 Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов). В каждой группе количество испытуемых составило 25 человек.

Мы отметили, что на констатирующем этапе опытно-поисковой работы значительных различий в результатах опроса, среди экспериментальной и контрольной групп не выявлено. Группы являются однородными. По результатам констатирующего эксперимента среди студентов достаточно неплохо развиты способности к коммуникациям и активности в целом, но прослеживается необходимость уделить внимание развитию многих показателей, отраженных в представленном опросе. Предполагается, что благодаря реализации использования комплекта фондов оценочных средств, позволит более полно и точно определить у экспериментальной группы студентов значения исследуемых признаков.

На этапе опытно-поисковой работы, посвященной, выявлению оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, с целью установления фактического состояния контрольной и экспериментальной групп исследования был проведен формирующий эксперимент. Проведение формирующего эксперимента сводилось к тому, что двум группам было предложено пройти опрос, нацеленный на выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.

Всего в опросе приняло участие 50 человек, которые составляют экспериментальную и контрольную группы. В их число вошли студенты 4 курса очной формы обучения, обучающиеся по направлению подготовки 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Всех этих обучающихся объединяет направление их подготовки, т.е. все они - будущие техники-строители. А это значит, что после завершения обучения выпускники должны быть готовы к производственной деятельности. На данном этапе обучения, как показали результаты опроса, у студентов в достаточной мере сформированы общие и профессиональные компетенции по МДК 04.01 Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов. В обеих группах частота признака «да» превышала 70%, при этом значение данного показателя в контрольной группе составило 78% , а в экспериментальной группе - 87%.

Выводы. Таким образом, можно отметить, что на этапе формирующего эксперимента опытно-поисковой работы выявлены значительные различия в результатах опроса среди испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Можно сделать вывод, что по результатам формирующего эксперимента среди студентов контрольной группы уровень сформированности общих и профессиональных компетенций составляет 78%. Среди студентов экспериментальной группы - 86%. Соответственно степень оценки уровня сформированности компетенций с использованием разработанного комплекта фондов оценочных средств значительно выше, чем при использовании способов оценки компетенций без учета разработанной методики.

Литература:

1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 54 с.

2. Зудин В.Л., Маланов А.Г., Шевчук В.Ф. Методологические основы создания фонда оценочных средств по дисциплине: монография. - Ярославль: ЯГТУ, 2013. - 164 с.

3. Карагулов, Ш. Рейтинговый контроль знаний студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25-1. - С. 225-229.

4. Кузнецова Е.М., Михалева Л.В. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса // Язык и культура.

- Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2011. - С. 115-124.

5. Матушкин Н.Н., Пахомов С.И., Столбова И.Д. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - С. 58-62.

6. Никишкин, Н.В. Создание фонда оценочных средств как условие формирования компетенций культуры безопасности жизнедеятельности // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 5. - С. 1-3.

7. Оценочные и диагностические средства гос. аттестации выпускников по специальностям классических университетов / В. А. Богословский [и др.]. - Вып. 2. - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 164 с.

8. Темняткина О.В. Методика разработки фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС: метод. рекомендации. - Екатеринбург, 2011. - 114 с.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Неясова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА7

Аннотация. Статья посвящена определению содержательных и процессуально-деятельностных аспектов организации духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза. Выявлению воспитательного потенциала педагогического вуза и определению продуктивных форм духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, педагогический вуз, организация духовно-нравственного воспитания, обобщение педагогического опыта.

Annotation. The article is devoted to the détermination of the substantive and procedural-activity aspects of the spiritual and moral education of students in the conditions of a pedagogical university. Identification of the educational potential of a pedagogical university and the definition of productive forms of spiritual and moral education.

Keywords: spiritual and moral education, pedagogical university, organization of spiritual and moral education, generalization of pedagogical experience.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Введение. В современной педагогической науке и практике образования в процессе целеполагания все чаще наблюдается смещение акцентов с понимания образования как самоцели на формирование духовно богатой личности, готовой к продуктивному взаимодействию с другими людьми на основе использования потенциала науки, искусства, морали, языка и других составляющих культуры.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко обозначены цели и целевые показатели в сфере воспитания подрастающего поколения и модернизации профессионального образования:

- «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [4].

Исходя и сказанного выше, перед педагогическим вузом встает сложная задача организации образовательного пространства, в котором комплексно будет решаться проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи и подготовки будущих педагогических работников к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является определение специфики и обобщение опыта организации духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания в условиях вуза до настоящего времени остается дискуссионным. Точек зрения существует множество: от призывов «формировать духовно-нравственные качества и свойства личности» до полного отрицания необходимости воспитательных воздействий в образовательном пространстве вуза. На наш взгляд, в сложившейся ситуации оптимальной представляется позиция признания целостного образовательного пространства педагогического вуза как среды, имеющей неоценимый воспитательный потенциал и способной органично объединить процессы профессионального образования и духовно-нравственного воспитания будущих педагогов. В этом случае духовно-нравственное воспитание студента будет способствовать созданию условий для духовного роста молодого профессионала педагогического труда, позволит глубже проникнуть в духовный мир его воспитанников в будущем, усилит интерес к практической профессионально-педагогической деятельности, поспособствует обретению эмпатии и других профессионально и личностно значимых качеств. Значимость такой позиции подтверждается тот факт, что «для современной психолого-педагогической науки и практики доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности студента, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культуры общественного бытия (И. А. Зимняя, Н. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков и др.)» [3, 158].

В нашем понимании духовно-нравственная сфера личности будущего учителя представляет собой совокупность духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию.

7 Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева») по теме «Организация духовно-нравственного воспитания в условиях педагогического вуза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.