-в-- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ -
THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING CHEMISTRY
УДК 372. 854; 37.026.4
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С РИСУНКАМИ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Куулар Л. Л.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
TESTS WITH PICTURES AS THE MEANS OF EVALUATING OF THE QUALITY OF LEARNING OUTCOMES AND THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION
Kuular L. L.
Tuvan State University
В данной статье рассматриваются дифференцированные тестовые задания с рисунками как одно из средств определения уровня сформированности профессиональных компетенций будущего учителя химии по выполнению школьного химического эксперимента. На основе проведенного исследования для определения качества результатов обучения по дисциплине «Методика обучения химии» автор предлагает использовать фонд оценочных средств (ФОС) в форме тестовых заданий с рисунками, состоящий из трех частей. Автор приходит к выводу, что применение тестов с рисунками позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать готовность студента к своей педагогической деятельности по выполнению, осуществлению школьного химического эксперимента в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Образования (ФГОС ВО) для достижения предметных результатов обучения химии, обеспечить качество проведения школьного химического эксперимента.
Фонд оценочных средств в форме тестовых заданий с рисунками позволяет оценить знания, умения и уровень приобретённых профессиональных компетенций, определенных основной образовательной программой, рабочей программой дисциплины «Методика обучения химии» ФГОС ВО направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Ключевые слова: ФГОС ВО, ФОС, компетенции, химический эксперимент, рисунок, тестовые задания, тесты.
The article considers the differentiated test items with pictures as one of the means of determining the level of formation of professional competence of future Chemistry teachers to fulfill the school chemical experiment. On the basis of studies to determine the quality of learning outcomes for the subject "Methods of teaching Chemistry" the author proposes to use the evaluation fund in the form of tests with pictures, consisting of three parts. The author concludes that the use of tests with pictures allows to monitor, diagnose, adjust systematically
the student's readiness for his educational activities for the implementation of school chemical experiment in accordance with the requirements of the Federal Standards of Education in Higher Education (FSE HE) to achieve substantive results Chemistry learning, ensure the quality of the school chemical experiment.
Fund of assessment tools (FAT)in the form of tests with pictures allows to assess the knowledge, skills and level of acquired professional competences defined by the Basic Educational Program, the work program of the discipline "Methods of Chemistry teaching" FSS HE training areas 44.03.05 Teacher education
Key words: FSE HE, FAT, competence, chemical experiment, drawing, test tasks,
tests.
При реализации ФГОС ВО образовательными организациями «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основным образовательным программам (ООП) (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) и создаются фонды оценочных средств включающие в себя разнообразные виды заданий, в том числе контрольно-измерительные материалы в форме тестовых заданий. Разработка ФОС становится актуальной задачей при подготовке студентов по направлениям подготовки, реализующим ФГОС. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом[1].
С целью совершенствования педагогической деятельности, осуществляемой в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», для текущего контроля знаний нами разработан ФОС в форме тестовых заданий по дисциплине «Методика обучения химии», позволяющий оценить, знания, умения и уровень приобретённых профессиональных компетенций ФГОС ВО:
- готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
- способность использовать возможности образовательной среды для достижения предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4) [5].
Методическую и практическую ценность тестовых заданий представляют не только их комплексность и полнота, общая грамотность, но и отдельные детали [2]. В тексте заданий можно использовать графические изображения, формулы, таблицы, рисунки, схемы и т.п. В нашем исследовании одним из главных компонентов тестовых заданий рассматривается иллюстрация (рисунок). Следует отметить, что в контрольно-измерительные
материалы включаются тестовые задания, содержащие иллюстративный материал - рисунки приборов, схемы строения атомов или молекул, но число таких заданий невелико. Между тем, будущим учителям химии полезно научиться не только выполнять, но и составлять подобные задания, а для этого необходимо познакомить их с различными видами тестовых задач вообще и с задания, включающими иллюстративный материал, в частности [4].
Разработанные нами тестовые задания с рисунками разного вида состоят из трех частей (уровни А, В, С) и обладают такими свойствами как высокая объективность (надежность), обоснованность (валидность) и сопоставимостью (сравнительный анализ) оценки уровня приобретенных образовательных достижений содержания и методов оценивания к будущей профессиональной деятельности будущего учителя химии [3]. При выполнении тестовых заданий с рисунками на основе восприятия иллюстраций у студентов актуализируются необходимые представления и понятия, что позволяет им выбрать или сформулировать правильный ответ, затратив меньше времени, чем при выполнении задания без рисунков. Кроме того, ФОС в форме тестовых заданий с рисунками позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать теоретическую и практическую готовность студента к своей профессиональной педагогической деятельности по выполнению, осуществлению школьного химического эксперимента в соответствии с требованиями ФГОС ОО для достижения предметных результатов обучения химии.
Приведем примеры тестовых заданий с рисунками для организации текущего или итогового контроля и оценки учебных достижений обучающихся по выполнению школьного химического эксперимента.
1.Тестовые задания с рисунками с выбором одного правильного
ответа.
Пример 1. Выберите рисунок, иллюстрирующий легкость водорода
Г -4> / с
а) б) в) г)
Ответ: б.
В данном примере рисунки, описывающие и характеризующие химические эксперименты, служат подсказкой, поскольку на них изображены уже знакомые студентам приборы, т.е. рисунок сопровождает и дополняет текст задания. При выполнении этого задания необходимо актуализировать
знания о свойствах водорода, в частности, учесть, что водород является самым легким газом.
2. Тестовые задания с рисунками множественного выбора.
Закрытые задания с выбором нескольких верных ответов более трудные, чем с одним верным ответом. Они отличаются меньшей вероятностью угадывания верных ответов. При выполнении заданий с рисунками необходимо анализировать все детали каждого изображения и легко найти ответ.
Пример 2. При разложении основного карбоната меди (малахита) образуются
а) вода;
б) кислород;
в) оксид меди;
г) углекислый газ
Ответ: а, в, г.
3. Тестовые задания с рисунками на установление соответствия. В
этих заданиях необходимо найти соответствие между элементами двух множеств, расположенных в разных столбцах, причём одно множество представлено рисунками. В нашем исследовании задания на установление соответствия позволяют проверить знания о взаимосвязи и об отношениях между дидактическими химическими понятиями, обозначающими учебное оборудование, реактивы, химические операции, свойства веществ, формулировки законов, формулы, даты и т. д.
Пример 3. Установите соответствие между названиями опытов и обозначающими иллюстрациями. Ответ должен состоять из цифр и соответствующих им букв.
Название опыта Иллюстрации
1. «Определение электропроводности сухой соли и ее расплава» *
2. «Определение электрической проводимости металлов»
б)
3. «Влияние разбавления раствора на электролитическую диссоциацию»
в)
г)
Ответ: 1г; 2а; 3б.
Подобное задание легко выполнить, так как рисунки, иллюстрирующие названия опытов, сопровождают, дополняют и наглядно представляют его содержание. Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару испытуемые выбирали бы автоматически, используя метод последовательного исключения. Кроме этого нужно внимательно рассмотреть иллюстрации а и г, чтобы заметить их различия и выбрать рисунок, на котором показано положение металлического стержня.
4. Тестовые задания с рисунками на установление последовательности. Такие задания позволяют проверить знание алгоритмов, умения и навыки, необходимые для выполнения различных практических действий, например химических операций, расчетов. Они подходят для любого учебного предмета, в рамках которого осуществляется алгоритмическая деятельность или изучаются временные события. По
дисциплине «Методика обучения химии» это может быть порядок выполнения химических операций по получению или изучению свойств веществ, алгоритмы решения расчетных задач, выполнения практических работ и т. д.
Пример 4. Установите правильную последовательность выполнения практической работы «Очистка поваренной соли». В ответе запишите цифры и соответствующие им буквы.
1.Взятие из банки сухой чистой ложкой загрязненной соли
2.Добавление в стакан ложкой-дозатором порции соли
3. Добавление в стакан воды на 1/2 его высоты
4.Перемешивание стеклянной палочкой с резиновым наконечником содержимого стакана
5. Приготовление фильтра
конусообразного
6.Готовый бумажный стеклянной воронке
фильтр
а)
б)
в)
д)
Ответ: 1в, 2б, 3а, 4е, 5г, 6д.
Критерием ответа является размещение в правильном порядке предложенных операций, чему помогают изображения этих операций. Необходимо отметить, что без рисунков вероятность правильных ответов, по
г)
в
нашим наблюдениям, очень низка. Если же в заданиях представлены рисунки, то для студентов решение становится очевидным, и они быстро моделируют свой ответ. Таким образом, рисунки объясняют, дополняют основную текстовую информацию, активизируют деятельность обучающихся, делают контроль привлекательным и интересным, снижают тревожность и способствуют закреплению информации в памяти.
Правила, которые необходимо соблюдать при разработке тестовых заданий на восстановление последовательности:
1) восстанавливаемый алгоритм в виде иллюстрации должен быть
корректен с точки зрения дидактической цели и содержания;
2) при подборе рисунков предполагается наличие единственного
рисунка, соответствующего правильному ответу;
3) ключевое слово в названии и слова, описывающие элементы, лучше писать в именительном падеже, поскольку окончания слов могут подсказать правильный ответ.
5. Тесты с рисунками открытого типа.
К заданиям открытого типа относятся два вида тестовых заданий -задания-дополнения и задания свободного изложения. В заданиях-дополнениях обучающиеся должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Эти ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Пример 5. Закончите предложение, вписав вместо многоточия правильный ответ. Прибор, изображенный на рисунке, используется для лабораторной работы, результатом которой должно стать первоначальное представление о свойствах...
Ответ: аммиака.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий-дополнений с рисунками являются:
1) необходимость формулирования ответа с помощью изображений, рисунков, объясняющих или дополняющих текст задания;
2) краткость и однозначность ответов;
3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4) простота формулировки вопросов;
5) простота проверки.
Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому на основе изучения рисунков необходимо самостоятельно записать одно или несколько слов (цифр, букв, возможно словосочетаний или даже предложений). Этот тип заданий не имеет дистракторов и вариантов правильных ответов. Задания предполагают свободные ответы, на которые не накладываются никакие ограничения. При этом обучающийся может (и это приветствуется) воспроизвести необходимые иллюстрации.
Пример 6. Опишите основные этапы проведения практической работы «Приемы обращения со спиртовкой».
Реализуя на практике дидактический принцип наглядности, тестовые задания с рисунками являются тем средством, которые позволяют включить процессы восприятия и представления в контекст умственной деятельности, стимулировать творческую активность обучающихся. Одной из целей дисциплины «Методика обучения химии» является формирование готовности студентов к проведению химического эксперимента. Химический эксперимент является источником знания о веществе и химической реакции, важным условием активизации познавательной деятельности, воспитания устойчивого интереса к предмету, формирования творческого мышления, а также представлений о практическом применении химических знаний. Но химический эксперимент является также своеобразным объектом изучения, методом исследования, источником и средством нового знания для приобретения и совершенствования практических умений и навыков. По этой причине в наши тестовые задания с иллюстрациями включаются сведения о дидактических требованиях к методике и технике выполнения школьных химических опытов -лабораторных и демонстрационных.
Основное преимущество тестовых заданий с рисунками - малая вероятность, а часто невозможность угадать ответ без предварительного выполнения лабораторной работы. И, наконец, при правильном отборе контрольного материала с рисунками содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Тестовые задания с рисунками позволяют студентам самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний, умений и принимать меры для их ликвидации только после выполнения или отработки лабораторной работы [4]. Следовательно, фонд оценочных средств в форме тестовых заданий с рисунками по дисциплине «Методика обучения химии» представляют собой комплект контрольно-измерительных материалов, устанавливающих учебные достижения запланированным результатам обучения и требованиям рабочих
программ для подготовки студента, будущего учителя химии, к выполнению школьного химического эксперимента.
Библиографический список
1. Наводнов В.Г., Порядина О.В. Фонды оценочных средств как необходимый элемент реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Материалы Международной научно-практической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах», Санкт-Петербург, 05-07 июнь, 2014. / Изд-во ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2014. C.69-72.
2. Куулар, Л. Л. Организация предпрофильного обучения химии в основной школе с использованием учебно-методического комплекта (на примере школ Республики Тыва). Автореф. канд. пед. наук. 13.00.02. - М., 2005. - 22 с.
3. Куулар, Л. Л. Тестовые задания с иллюстрациями как компонент тестов // Науч. тр. ТувГУ. -Кызыл: Изд-во Тувин. гос. ун-та. - 2013. - Вып.11. - С.4-5.
4. Куулар Л.Л., Качалова Г.С. Иллюстрации как компонент тестовых заданий. /Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-еЬисайоп.ги/агйс1еЛле\«?й=24693(дата обращения: 07.06.2016).
5. ФГОС по направлению подготовки 44. 03.05 «Педагогическое образование», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.02.2016 г., № 61. Bibliograficheskiy spisok:
1. Navodnov VG Poryadina OV Funds assessment tools as an essential element of the implementation of the Federal State Educational Standards / International scientific-practical conference "High intellectual technologies and innovations in the national research universities", St. Petersburg, 05-07 June 2014 / Publ FSAEI of HE "St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great », 2014. C.69-72. FAEI of HE
2. Kuular, L. Organization pre profile teaching chemistry at primary school with the teaching kit (for example, the Republic of Tuva schools). Author. ... Cand. ped. Sciences. 13.00.02. - M., 2005. - 22 p.
3. Kuular, LL Tests with illustrations as a test component // Sci. tr. TuvGU. - Kyzyl: Publishing House of Tuva. state. Univ. - 2013. - Vyp.11. - S.4-5.
4. Kuular LL, Katchalov GS Illustrations as a component of the test tasks. / Modern problems of science and education. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24693(date of the application: 07/06/2016).
5. FSES towards preparation 44. 03.05 "Teacher education" approved by the Russian Federation Ministry of Education 09.02.2016, the, number 61.
Куулар Лариса Лопсановна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой химии, Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru
Kuular Larisa - Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate professor, Head of Chemistry Department of Tuvan state University, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru