DOI 10.26105/SSPU.2022.79.4.009 УДК 377.1 ББК 74.470
С.Р. МОНГУШ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-
ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА МОТИВАЦИЮ И УСТАНОВКУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПО
S.R. MONGUSH THE INFLUENCE OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING ON THE MOTIVATION AND ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Исследование посвящено изучению влияния занятий профессионально-прикладной физической культуры на мотивацию и установку к профессиональной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Новизна статьи заключается в том, что сделана попытка изучить возможности использования тестовых методик определения мотивации, установки на профессию, уровня развития профессионально-важных качеств (ПВК) в едином комплексе за счет введения и актуализации в анкете вопросов о значимости профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в рабочей профессии. А также акцентированного включения в раздел ППФП физических упражнений направленных на развитие специфических ПВК.
The research is devoted to the study of the influence of professionally applied physical culture classes on the motivation and attitude to professional activity of students in the system of secondary vocational education in the specialty «Electrification and automation of agriculture».
The novelty of the article lies in the fact that an attempt has been made to explore the possibilities of using test methods for determining motivation, attitude to the profession, the level of development of PVK in a single complex by introducing and updating questions in the questionnaire about the importance of PPFP in the working profession. As well as the accentuated inclusion in the PPFP section of physical exercises aimed at the development of specific PVCs.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация, установка, методика, профессионально-прикладная физическая подготовка
KEY WORDS: motivation, attitude, methodology, professional and applied physical training
ВВЕДЕНИЕ. На занятиях профессионально-прикладной физической подготовкой (далее ППФП) ярко проявляются индивидуальные особенности поведения и деятельности занимающихся. Следовательно, имеются возможности для регулирования этой деятельности [4, с. 86-91]. Возникает противоречие между потенциальными возможностями целенаправленного регулирования деятельности обучающихся (формирование мотивации, установки и усвоения профессиональных навыков) и отсутствием рекомендаций для реализации этих возможностей в процессе занятий профессионально-прикладной физической подготовкой (далее ППФП).
Разрешение данного противоречия возможно при условии подчиненности приобретаемых знаний умений и навыков — профессиональным умениям. Только в этом случае образование для обучающегося становится личностно-значимым.
Важно сделать ППФП одним из этапов непрерывного образования будущего специалиста, в подготовке которого главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность [5, с. 200-206; 6, с. 12631280].
ЦЕЛЬ статьи — исследовать характер мотивации и установки на профессиональную деятельность, а также уровень сформированности профессионально-важных качеств (ПВК) у обучающихся СПО по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. По результатам анализа специальной литературы по проблемам влияния занятий ППФП на формирование установки на профессию и формирование профессионально важных качеств обучающихся в СПО мы выбрали «Методику диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов» (Крылова А.В., Игнаткова И.А.) [3, с. 323-326]. Данная методика была проверена авторами на надежность и валидность и рекомендована для решения следующих проблем:
1) выявление характера профессиональной мотивации и установки у обучающихся СПО;
2) анализ и мониторинг процесса формирования профессиональной мотивации и установки на профессию у обучающихся н разных этапах обучения, и выявления основных его детерминант; 3) методическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
В авторском варианте методика представляла собой набор из 23 суждений, по отношению к которым респонденты должны выразить степень своего согласия. Также она содержала 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации и, соответственно, 1 — установка на профессию.
Мы попытались модифицировать данную методику и включить вопросы, касающиеся изучения установки на поддержание уровня физической подготовленности, необходимого для овладения профессией; и мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической культурой.
В исследовании приняли участие 40 учащихся СПО, поступивших на базе 9 классов и обучающихся на 1 курсе. Исследование проводилось в конце первого семестра обучения.
Важными ПВК для этой группы профессий являются: общая и координационная выносливость, сила мышц нижних конечностей, хороший глазомер, высокая работоспособность, относительная сила мышц рук и ног, общая координация движений, вестибулярная устойчивость, быстрота и точность простых и сложных двигательных реакций. Нами были подобраны тесты для оценки уровня сформированности важных ПВК. Исследование проводилось также в конце первого семестра (табл. 1)
Таблица 1. Уровень сформированности ПВК (%) юношей обучающихся в СПО
Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Бег 100м 16,7 39,6 33,3 10,4
Бег 3000м 16,7 27,1 43,8 12,5
Подтягивания 45,8 20,8 22,9 10,4
Наклон вперед 37,5 20,8 31,3 10,4
Бег 4*9м 27,1 22,9 37,5 12,5
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Мы проанализировали отдельно результаты ответов на вопросы по влиянию ППФП на мотивацию и установку к профессиональной деятельности. По шкале «Установка на профессиональную деятельность» вопросы 2, 6, 8, 10, 12. Высказывание (2 в бланке): «ППФП необходима для вашей будущей профессиональной деятельности» — 13 человек отметили как верное; 17 человек — отчасти верно и 10 человек не считают, что ППФП им необходимо. Вопрос (6) «Занимаетесь ли Вы дополнительно спортом или оздоровительной деятельностью для лучшего освоения будущей профессии?» — 13 человек ответили положительно; 12 — согласились с этим утверждением и 15 — не считают это необходимым. На вопрос (8) «При смене направления профессиональной подготовки, следует ориентироваться на уровень физической подготовленности?» 8 человек ответили положительно (то есть они придают этому значение); 17 — отчасти согласились и 15 — нет. На вопрос (10) «Планируете ли Вы, после окончания учебы, поддерживать уровень специальной физической подготовленности, необходимый для работы?», 13 человек ответили утвердительно; 19 — отчасти согласились, 8 человек не считают необходимым поддерживать уровень физической подготовленности после окончания учебы. На вопрос (12) «В вашем представлении квалифицированный и эффективный специалист — это здоровый и физически готовый к труду человек?», 15 — ответили утвердительно; 21 — не уверены в этом; 4 — не согласились с этим утверждением.
Итак, средний балл оценок «верно» по шкале «Установка на профессиональную деятельность» составил 12,4, это 31% опрошенных; средний балл оценок «отчасти верно» — 17,2 — это составляет 43%; средний балл оценки «не верно» — 10,4 балла и это 26%.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что ППФП пока слабо влияет на установку к профессиональной деятельности. Большинство обследуемых не понимают ее значения не только для профессии, но и для здоровья и нормальной жизнедеятельности.
По шкале «Внутренняя мотивация» был задан вопрос (16 — в бланке) «Достаточно ли времени в программе вашего обучения сейчас уделено ППФП?». 23 человека (57,2%) ответили, что достаточно; 11 человек (27,2%) — отчасти верно и только 6 (15%) человек из числа опрошенных ответили — недостаточно. Данный результат подтверждает низкую актуальность ППФП для обучающихся.
По шкале «Внешняя положительная мотивация» в вопрос (20) о выборе вариантов трудоустройства было добавлено утверждение «...важна ли для Вас забота руководства о вашем физическом состоянии?». 27 человек (67,5%) ответили, что это важно; 11 (27,5%) — отчасти; и для 2-х человек (5%) это оказалось несущественным. Вопрос (21) о том, что выбранная область профессиональной деятельности является безопасной для здоровья, 17 человек (42,5%) ответили утвердительно, 20 (50%) сомневаются и 3 человека (7,5%) не уверены.
При исследовании внешней положительной мотивации были заданы вопросы, касающиеся здоровья. И большинство респондентов отметили важность заботы о здоровье и безопасности жизни. Этот вывод важен для планирования содержания программы по ППФП для обучающихся на рабочие профессии.
Уровень развития ПВК представлен в таблице 1. Из данных следует, что 45,8% юношей показывают результат ниже среднего в тесте на силу мышц рук; 37,5% юношей имеют результат ниже среднего на гибкость. С уровнем развития двигательной реакции тоже не все хорошо — 56% юношей в беге на 100м, показывают результаты средний и ниже среднего. С тестами на общую выносливость и координационные способности справляется примерно половина обследуемых.
С учетом результатов проведенных исследований мы разработали образовательный модуль по ППФП на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дис-
циплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций под редакцией А.А. Бишаева, который рекомендован федеральным институтом развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве предлагаемого распределения часов для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (Москва, издательский центр «Академия», 2015 год). Всего в программе учебных часов 117, из них по выбору 24 часа. Соответственно, модуль в СПО составляет 24 часа.
В модуль вошли следующие средства: бег с выполнением различных упражнений по сигналу в сложных метеоусловиях; фартлек («игра скоростей») от 3-х до 5 минут; повторный бег 3-4 раза по 20-60 метров со средней скоростью и с ограниченными интервалами отдыха (устойчивость к гипоксии); повторный бег в крутую горку (к-во повторений — по самочувствию); челночный бег (3х10м — 3 раза) с переноской 1-2 малых и средних предметов; бег под горку, обходя препятствия (для оперативного мышления); сгибание и разгибание рук в упоре лежа повторным методом с полными интервалами отдыха 3 раза по 10 повторений; подтягивание на перекладине повторным методом; упражнения на гибкость — наклоны, прогибы, махи руками и ногами с максимально большой амплитудой.
ВЫВОДЫ. На начальном этапе обучения (середина 1 семестра), у 41% обучающихся уровень установки на профессию выше среднего (в среднем 16 баллов), у 39% средний (в среднем 15 баллов), у 20% низкий. Следовательно, на начальном этапе обучения личная значимость профессионального образования обучающихся пока не сформирована.
Результаты исследования уровня сформированности ПВК у юношей-первокурсников подчеркивают необходимость разработки образовательного модуля по ППФП для обучающихся в СПО.
В работе сделана попытка изучить возможности использования тестовых методик определения мотивации, установки на профессию и уровня развития ПВК в едином комплексе за счет введения и актуализации в анкете вопросов о значимости ППФП в рабочей профессии. А также акцентированного включения в раздел ППФП физических упражнений, направленных на развитие специфических ПВК. Исследуется возможность влияния приобретаемых профессионально-значимых качеств на установку к профессиональной деятельности.
В дальнейших исследованиях мы предполагаем использовать данную методику для мониторинга профессиональной мотивации и установки на профессию на разных этапах обучения в зависимости от внедрения опытной программы по ППФП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков А.В. Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. С. 31.
2. Игнаткова И.А. Поливариантность установок студентов на профессию педагог-психолог: контексты становления: дисс. ... канд. психол.наук (19.00.07) / Игнаткова Ирина Александровна. М., 2012, 178 с.
3. Крылова А.В. Методика исследования мотивации и
установки на профессиональную деятельность у студентов /И.А. Игнаткова // Международный журнал прикладных фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 323-326.
4. Крылова А.В. Психолого-педагогические условия повышения качества самостоятельной работы студентов / А. В. Крылова, Л.Б. Сабитова // Наука в современном информационном обществе Материалы 1Х международной научно-практической конференции н.— и.ц. «Академический». 2016. С. 86-91.
5. Мягких А.А. Проблемы развития интеллектуального потенциала Российской Федерации // Вестник факультета управления СибГЭУ. 2018. № 3(1). С. 200-206.
6. Никулина Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона//Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 4. С. 12631280.
REFERENCES
1. Bychkov A.V. Preemstvennost' v srednem professional'nom obrazovanii: shkola — kolledzh [Continuity in secondary vocational education: school — college]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2017. 31 s. (In Russian).
2. Ignatkova I.A. Polivariantnost' ustanovok studentovnaprofessiyupedagog-psiholog: konteksty stano-vleniya [Polyvariance of students' attitudes to the profession of a teacher-psychologist: contexts of formation]. Dissertation, candidate of psychological science (19.00.07) Ignatkova Irina Alexandrovna. M., 2012. 178 s. (In Russian).
3. Krylova A.V., Ignatkova I.A. Metodika issledovaniya motivacii i ustanovki na professional'nuyu deya-tel'nost' u studentov [Methodology for the study of motivation and attitude to professional activity among students]. International Journal of Applied Fundamental Research, no. 1-2, 2017. S. 323-326. (In Russian).
4. Krylova A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya povysheniya kachestva samostoyatel'noj raboty studentov [Psychological and pedagogical conditions for improving the quality of students' independent work], A.V. Krylova, L.B. Sabitova. Nauka v sovremennom informacionnom obshchestve. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchno-izdatel'skij centr «Akademicheskij», 2016. S. 86-91. (In Russian).
5. Myagkih A.A. Problemy razvitiya intellektual'nogo potenciala Rossijskoj Federacii [Problems of development of the intellectual potential of the Russian Federation]. SPGEU Faculty of Management Bulletin, no. 3(1), 2018. S. 200-206. (In Russian).
6. Nikulina YN. Professional'naya orientaciya molodezhi v sisteme kadrovogo obespecheniya ekonomiki regiona [Professional orientation of young people in the system of staffing the regional economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, vol. 10, no. 4, 2020. S. 1263-1280. (In Russian).