Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семянникова В.В., Шахов А.А.

В статье сделан анализ профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), где указывается, что это одно из основных направлений системы физического воспитания, где следует формировать прикладные знания, умения и навыки которые способствуют достижению готовности выпускника к компетентной профессиональной работе. ППФП в ходе обучения ставятся такие задачи как, обладать достаточно хорошей работоспособностью и производительностью труда в профессиональной деятельности и использовать средства физической культуры для укрепления здоровья, двигательного рекреационного отдыха и повышать уровень работоспособности. Кроме того, целью исследования явилось экспериментальная проверка эффективности профессионально-прикладной силовой подготовки будущих специалистов в области эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники. Авторы проведя сравнительный анализ указывают, что разработанная экспериментальная методика включающая выполнение на занятиях физического воспитания юношей 1-го курса упражнений силовой направленности и спортивные игры позволят воздействовать на профессиональноприкладную силовую подготовку, необходимую для будущих специалистов в области эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники (техника-механика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семянникова В.В., Шахов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-APPLIED STRENGTH TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF OPERATION AND REPAIR OF AGRICULTURAL MACHINERY AND EQUIPMENT

The article analyzes professionally applied physical training (PPFP), which indicates that this is one of the main directions of the physical education system, where it is necessary to form applied knowledge, skills and abilities that contribute to the achievement of a graduate's readiness for competent professional work. PPFP in the course of training, such tasks are set as to have a sufficiently good working capacity and labor productivity in professional activities and use the means of physical culture to improve health, motor recreational rest and increase the level of working capacity. In addition, the purpose of the study was to experimentally test the effectiveness of professional-applied strength training of future specialists in the field of operation and repair of agricultural machinery. The authors, having carried out a comparative analysis, indicate that the developed experimental methodology, which includes the implementation of physical education classes for young men of the 1st course of exercises of a power orientation and sports games, will allow influencing the professionally applied power training necessary for future specialists in the field of operation and repair of agricultural machinery (equipment - Mechanics).

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ»

самоконтроля требуется для фиксации студентами результатов наблюдений за состоянием своего здоровья, изменений физического развития и подготовленности. Преподаватель обладает удаленным доступом к дневнику для эффективного осуществление контроля над физическим состоянием и соблюдением программы тренировок.

ВЫВОДЫ

Процесс физического воспитания и ориентация студентов на соблюдение оптимального уровня физической активности осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий и пропаганды здорового образа жизни.

Цифровые технологии позволяют преподавателям физической культуры в вузе наладить постоянный контакт и контроль прогресса и результатов в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, тем самым повышают эффективность физического воспитания студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурухин, С.Ф. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза с использованием новых видов двигательной активности / С.Ф. Бурухин, Е.В. Кулагина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 123-127.

2. Васильев, Д.А. О целесообразности использования современных информационных технологий в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений / Д.А. Васильев, А.А. Тюрин // Письма в emissia.offline. - 2006. - № 9. - URL: http://www.emissia.org/ofTline/2006/1054.htm (дата обращения: 01.06.2022).

3. Веселкина, Т.Е. Самостоятельный контроль и коррекция двигательной активности студентов с использованием информационной технологии : специальность : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Веселкина Татьяна Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 23 с.

4. Об утверждении методических рекомендаций по повышению двигательной активности граждан, организации физкультурно-спортивной работы среди различных категорий населения по месту жительства, отдыха и работы : приказ Минспорта России от 30.12.2021 № 1089 // Консуль-тантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414628 (дата обращения: 26.08.2022).

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. От 14.07.2022) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 26.08.2022).

REFERENCES

1. Buruhin, S.F. and Kulagina, E.V. (2016), "Formation of motivation to occupations physical culture at students of higher education institution with use of new types of physical activity", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 1, pp. 123-127.

2. Vasiliev, D.A. and Tyurin, A.A. (2006), "On the expediency of using modern information technologies in the process physical education of students of higher educational institutions", Letters to the Issue. Offline, No. 9, available at: http://www.emissia.org/offline/2006/1054.htm (date accessed: 06/01/2022).

3. Veselkina, T.E. (2014), Independent control and correction of students' motor activity using information technology, dissertation, St. Petersburg.

4. Ministry of Sports of Russian Federation (2021), "On the approval of methodological recommendations for improving the motor activity of citizens, the organization of physical culture and sports work among various categories of the population at the place of residence, recreation and work", Order of the 30.12.2021 No. 1089, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414628 (accessed: 08/26/2022).

5. State Duma of Russian Federation (2006), "On Information, Information Technologies and Information Protection," Federal Law of 27.07.2006 No. 149-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (accessed: 08/26/2022).

Контактная информация: selyukin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2022

УДК 796.7012.11

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ

Валентина Владимировна Семянникова, кандидат педагогических наук, Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Аннотация

В статье сделан анализ профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), где указывается, что это одно из основных направлений системы физического воспитания, где следует формировать прикладные знания, умения и навыки которые способствуют достижению готовности выпускника к компетентной профессиональной работе. ППФП в ходе обучения ставятся такие задачи как, обладать достаточно хорошей работоспособностью и производительностью труда в профессиональной деятельности и использовать средства физической культуры для укрепления здоровья, двигательного рекреационного отдыха и повышать уровень работоспособности. Кроме того, целью исследования явилось экспериментальная проверка эффективности профессионально-прикладной силовой подготовки будущих специалистов в области эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники. Авторы проведя сравнительный анализ указывают, что разработанная экспериментальная методика включающая выполнение на занятиях физического воспитания юношей 1-го курса упражнений силовой направленности и спортивные игры позволят воздействовать на профессионально-прикладную силовую подготовку, необходимую для будущих специалистов в области эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники (техника-механика).

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, обучающиеся, физические упражнения, силовая подготовка, профессиональная адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p314-318

PROFESSIONAL-APPLIED STRENGTH TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF OPERATION AND REPAIR OF AGRICULTURAL MACHINERY AND

EQUIPMENT

Valentina Vladimirovna Semyannikova, the candidate of pedagogical sciences, Artem Aleksan-drovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Bunin Yelets State University,

Yelets

Abstract

The article analyzes professionally applied physical training (PPFP), which indicates that this is one of the main directions of the physical education system, where it is necessary to form applied knowledge, skills and abilities that contribute to the achievement of a graduate's readiness for competent professional work. PPFP in the course of training, such tasks are set as to have a sufficiently good working capacity and labor productivity in professional activities and use the means of physical culture to improve health, motor recreational rest and increase the level of working capacity. In addition, the purpose of the study was to experimentally test the effectiveness of professional-applied strength training of future specialists in the field of operation and repair of agricultural machinery. The authors, having carried out a comparative analysis, indicate that the developed experimental methodology, which includes the implementation of physical education classes for young men of the 1st course of exercises of a power orientation and sports games, will allow influencing the professionally applied power training necessary for future specialists in the field of operation and repair of agricultural machinery (equipment - Mechanics).

Keywords: professional-applied physical training, students, physical exercises, strength training, professional adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание обучающихся осуществляется с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности. Использует средства физической культу-

ры и спорта для формирования у них профессионально значимых физических и психических качеств. На сегодняшний день существует ряд работ, посвященных исследованию профессионально-прикладной физической подготовки, однако вопрос технических специальностей, к числу которых относится «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники (техник-механик)» недостаточно изучен [1, 3].

Способность осуществлять различные виды движений является важнейшим свойством человека. Данная способность обеспечивает его выживание в условиях окружающего мира, организует двигательные проявления мышечной системы человека, приводя в движение звенья тела посредством сокращения мышц, с данными звеньями тела связанных. Основной характеристикой мышечных сокращений является их сила. Сила тяги мышц является одним из главных факторов, определяющих величину действия индивида на окружающие объекты и величину противодействия внешним силам. Сила тяги мышц определяет скорость перемещения объектов, подвергающихся воздействию индивида, как и скорость перемещения самого индивида в пространстве. По этим причинам развитие силы человека является важнейшей задачей общей физической подготовки обучающихся юношей в старших классах. В то же время тестирование силовых возможностей выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, свидетельствует о низком уровне развития рассматриваемого качества. В связи с этим представляется актуальным исследование путей изменения данного положения и очевидна необходимость разработки методики развития силы у юношей с учетом целей и задач силовой подготовки [2]. Профессионально-прикладную физическую подготовку не следует ограничивать занятиями по физической культуре. Целесообразно по ППФП давать юношам домашние задания, а также организовывать секции по ППФП и проводить внутри учебной организации соревнования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале и в конце научного исследования проводилось педагогическое тестирование. Мы выбрали контрольные упражнения, которые используются в рабочей программе учебной дисциплины по физической культуре. В результате были отобраны тесты, характеризующие силовую подготовленность обучающихся 1 курсов: 1) прыжок в длину с места; 2) подтягивание на высокой перекладине; 3) подъем туловища из исходного положения лежа в течение одной минуты.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе ЕГУ им. И.А. Бунина в институте среднего профессионального образования на занятиях по физической культуре. В эксперименте участвовал 21 обучающийся 1 курса, занимающийся в основной медицинской группе. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 11 юношей будущих специалистов в области эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники, которые занимались по программе преподавателя института среднего профессионального образования и по разработанной нами методике. Упражнения силовой направленности выполнялись юношами во второй половине основной части занятия физической культуры в течение 15 минут, за счет времени, отводимого учебным планом на виды физкультурной деятельности. Основным методом организации деятельности обучающихся являлся метод круговой тренировки. Каждое упражнение выполнялось на одном занятии 3 раза через круг. Величина отягощений подбиралась индивидуально для каждого юноши с тем расчётом, чтобы количество повторений в серии не превышало десяти и было не меньше восьми. Отдых между сериями упражнений составлял не более тридцати секунд, что позволяло за время, отведённое на выполнение силовых упражнений, сделать не менее пятнадцати серий, дав нагрузку пяти мышечным группам.

Как сказано выше при разработке экспериментальной методики мы учитывали ряд принципов планирования тренировочного процесса: 1) принцип высокой интенсивности тренировочных упражнений, который требует выполнения в ходе тренировки достаточно большого количества упражнений с околопредельным напряжением; 2) принцип опти-

мальности тренировочной нагрузки предусматривает о необходимости правильного определения объёма тренировочной работы; 3) принцип регулярности тренировочных занятий и оптимальности времени отдыха между ними, предусматривает о возможности повышения эффективности силовой тренировки в случае учащения занятий. В основу разработанного комплекса легло положение о целях и задачах общей силовой подготовки обучающихся младших курсов в институте среднего профессионального образования, а именно, положение о необходимости разностороннего развития собственно силовых способностей. Технологические характеристики применения разработанных средств определялись исходя из представлений о физиологическом механизме развития мышечной силы, особенностей различных методов силовой тренировки, условий проведения занятий и возрастных особенностей контингента занимающихся и с учетом особенностей профессионально-прикладной направленности выбранной профессии. Разносторонность развития силовых способностей в процессе занятий обеспечивалась разнообразием выполняемых упражнений, позволившим оказать тренирующее воздействие на значительное число наиболее значимых мышечных групп. Исследование физиологических механизмов проявления и развития физической силы, а также исследование методологических основ силовой тренировки, проведённое в процессе анализа научно-методической литературы, позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что разработанная экспериментальная методика, включающая выполнение на занятиях по физической культуре юношами младшего курса упражнений силовой направленности, позволит повысить эффективность воспитания профессионально-прикладных силовых способностей обучающихся. Кроме того, помимо работы применения экспериментальной методики на занятиях использовались разнообразные упражнения, которые способствовали развитию не только силы, но и всех основных физических качеств.

Итоговый уровень контрольного тестирования ЭГ и КГ, %

15

10

12.9

10.2

8.6

2,8 2.9

0.5

Прыжок в длину с места

Подтягивание

Поднимание и опускание туловища

■ ЭГ КГ

Рисунок - Итоговый уровень тестирования ЭГ и КГ в конце эксперимента

Сравнивая результаты тестирования, мы установили, что включение экспериментальной методики на основе использования в учебно-воспитательном процессе комплексов силовых упражнений эффективно отразилась на повышении уровня силовой подготовленности юношей и соответственно профессионально прикладной подготовленности. После реализации экспериментальной методики уровень силовой подготовленности обучающихся экспериментальной группы значительно повысился. В ходе проведенного контрольного тестирования мы установили, что, у юношей экспериментальной группы, которые получают профессию в области эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники, более высокой динамикой, нежели в контрольной группе, осуществилось развитие силовых и скоростно-силовых способностей, что выразилось в полученных результатах в прыжках в длину, подтягиваниях на высокой перекладине и количестве подъемов туловища. Из этого следует, что средние результаты в экспериментальной группе составили в тестировании прыжка в длину с места в экспериментальной группе (ЭГ) 198,7 см, а в контрольной -201,4 см. В то же время в контрольном тестировании и подтягивании на высокой перекладине средний показатель составил в ЭГ - 7,1 раз, а в КГ - 6,9 раз. В показателях «подъема туловища из исходного положения лежа за 1 минуту» составил в ЭГ 28,5 раз, а в КГ - 27,9

5

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.