ку повышенные требования, не согласующиеся с его реальными возможностями.
Таким образом, высокие показатели ситуативной (реактивной) и личностной тревожности у подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата формируются с раннего возраста под влиянием неразрешимых переживаний — двигательной недостаточности, наличия травмирующего опыта и тревоги родителей в отношении ребенка и отрицательно сказываются на социальной адаптации, повышая уровень невротизации подростка. Подобное искажение социальной ситуации развития усугубляется психастеническими проявлениями, вызванными ранним поражением центральной нервной системы. И хотя к подростковому возрасту у испытуемых вырабатываются механизмы психологической защиты, снижение критичности к степени своей двигательной недостаточности, высокая тревожность отрицательно сказываются на социальной адаптации, повышая уровень невротизации личности подростка. Однако подобные недостатки могут быть преодолены или существенно сглажены в результате комплексных психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение и снижение субъективного уровня тревоги.
Литература
1. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на раз-
ных этапах социальной адаптации: Дис. ... д-ра психол. наук. — М.: РГБ, 2003.
2. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1985.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. С. 304.
4. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. С. 672.
5. Спилбергер Ч, Карандашев В.Н., Лебедева Н.С. Изучение оценочной тревожности. — СПб.: Речь, 2004. С. 80.
6. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. — М.: Книголюб, 2007. С. 120. (Специальная психология).
7. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 368.: ил. (Коррекционная педагогика).
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.К. ХОЛОСТОВА,
аспирант кафедры психологии и педагогики РМАТ
Аннотация. В статье излагаются различные аспекты влияния этической подготовки менеджеров туризма на дальнейшую трудовую деятельность. Описываются методологические понятия этики, раскрываются ее теоретическая и нормативная составляющие, дается определение этики профессиональной деятельности. Статья рассказывает о различных профессионально-этических проблемах управленческой деятельности в рекреационной сфере, а также исследует профессионально-этические аспекты деятельности специалиста, выделяя самосовершенствование личности как важный компонент профессиональной культуры. Автор подчеркивает, что знание сущности и содержания этической культуры позволяет менеджерам по туризму более эффективно решать задачи повышения качества предоставляемых услуг и способствует их профессиональному росту.
Ключевые слова: туризм, профессионально-этическая подготовка, этика профессиональной деятельности, моральная ответственность, личностная самореализация, профессиональный долг, психологическая культура, межличностное взаимодействие.
INFLUENCE OF PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF TOURISM MANAGERS ON THEIR EFFECTIVENESS
А.Х. KHOLOSTOVA,
graduate student of psychology andpedagogy department RIAT
The summary. The article outlines different aspects of the influence of ethical training on tourism managers' further work. It describes the methodological concepts of ethics, discloses its theoretical and normative components and defines the ethics of professional activity. The article tells about the various professional and ethical problems of managerial activities in the recreational area and also explores the professional and ethical aspects of professional activity, providing self-fulfillment as an important component of professional culture. The author emphasizes that knowledge of the ethical culture allows tourism managers to increase quality of service more effectively and helps to their professional growth.
Key words: tourism, professional and ethical training, ethics of professional activity, moral responsibility, personal self-fulfillment, professional duty, psychological culture, interpersonal interaction.
Современные тенденции гуманизации бизнеса, культурное развитие общества, совершенствование обучающего процесса образовательных учреждений в сфере туризма требуют глубокого изучения этических компонентов профессиональной деятельности специалистов высшей образовательной квалификации. Их основу составляет, прежде всего, реализация менеджером туризма своих управленческих функций, предусматривающих организацию и координацию взаимодействия структурных подразделений и отдельных специалистов фирмы.
Вполне понятно, что заинтересованный в успехе руководитель должен уделять внимание вопросам повышения квалификации своих подчиненных, развитию у них профессионально значимых свойств и качеств личности. И поскольку в вышеназванных случаях речь идет о личностном взаимодействии, это требует от руководителя твердого знания соответствующих теоретических и прикладных разработок психологии, которые в специальной литературе обозначаются понятием «этика профессиональной деятельности». Остановимся на нем подробнее.
Этика (лат. ethica — наука, искусство нравственности) — учение о нравственности и морали. Термин был введен еще известным греческим философом Аристотелем, который поместил ее между учением о душе — психологией и учением о государстве — политикой. Центральной частью этики он считал учение о добродетелях как нравственных качествах человека. Этические требования в дальнейшем нашли отражение во многих сферах деятельности человека.
Отметим, что на протяжении всей своей долгой истории этика выступала одновременно и как знание о морали, ее происхождении, сущности, содержании и как философское учение о правильной и достойной жизни. Эта двойственность определила две основные функции науки: познавательно-просветительскую и нравственно-воспитательную. Именно самостоятельность и некоторая обособленность этих функций послужили причиной постепенного выделения в составе этики двух взаимосвязанных частей — теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение.
В настоящее время теоретическая этика — это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы о морали, например, следующего содержания: чем она от-
личается от других общественных феноменов, истоки ее происхождения, как она изменялась в ходе истории, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее общественная роль и т.д.
Нормативная этика, в свою очередь, — это система моральных суждений, которые служат поддержанию и сохранению в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана дать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в рядовых жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешних для личности социально-моральных норм во внутреннюю мотивацию, например чувство профессионального долга, нравственную составляющую поведения и т.д.
Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей профессиональной и общественной жизни, создают почву для деятельности авторов профессиональных этических кодексов в области сферы услуг, бизнеса, туризма и т.п. Они представляют собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов.
Нормативные требования этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики — профессиональной и психологической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью являются тесная связь с деятельностью членов конкретной производственной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Объективная необходимость существования определенных этических норм профессиональной деятельности обусловлена тем, что они выступают в неразрывном единстве с правовой стороной профессиональной деятельности менеджера и требуют их неукоснительного исполнения. К тому же профессиональная деятельность в сфере туризма относит-
ся к тем видам человеческого труда, где объектом и предметом является конкретный человек, его отдых и здоровье.
Профессионально-этические проблемы управленческой деятельности менеджера по туризму находят свое отражение и конкретное проявление в применении методов, средств и приемов взаимодействия.
К ним можно отнести: ® грамотное, страстное, убедительное, высоконравственное слово, ясность, четкость и культуру речи; ® разнообразные профессиональные, психолого-педагогические, этические и иные знания, которые он передает подчиненным;
сформированные навыки, умения, привычки управленческой деятельности и личного поведения;
личностные качества руководителя, в первую очередь нравственный облик, общую и профессиональную подготовленность, этическую воспитанность.
Различные этические аспекты профессиональной деятельности менеджера обусловливаются спецификой результатов его труда в рекреационной сфере. Оценка труда в области управления любого уровня состоит из двух основных слагаемых: оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников и соответствия их личностных характеристик требованиям профессиональной деятельности. Профессионально-этические аспекты заключены и выражены в умении правильно соотнести эти слагаемые, объективно оценить труд той и другой стороны с учетом мотивов, качества проводимой работы, затраченных сил и конечных результатов. В то же время следует отметить, что в данной области нередко наблюдаются нарушения профессионально-этических норм, особенно когда дело связано с так называемым субъективным фактором, необъективностью мнения обслуживаемых клиентов или с предвзятостью в оценке труда специалиста вышестоящими руководителями.
Анализ профессионально-этических аспектов деятельности специалиста по туризму определяет специфические моральные требования и этические нормы, предъявляемые к нему как к сотруднику. Учитывая тот факт, что профессиональная туристская деятельность по своей сущности и структуре представляет собой сложный интеллектуально-нравственный вид предпринимательства, связанный с взаимодействием с большим количеством людей разных возрастных категорий и социального статуса, это вносит дополнительную моральную ответственность в само понятие этики профессиональной деятельности.
Вследствие вышеизложенного этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственных требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют моральные убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним про-
фессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-этические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи.
Понимание и осознание менеджером сущности процесса самосовершенствования можно осуществить следующим образом. Прежде всего, его самостоятельная работа должна рассматриваться с точки зрения формирования активной этической позиции по отношению к событиям и явлениям, происходящим в организации. Здесь важно понимание того, что самосовершенствование носит не только добровольный характер, а должно рассматриваться как общественно необходимый процесс и потребность личности. Руководитель должен осознавать то, что это не просто пополнение гуманитарных знаний, оторванное от содержания профессиональной деятельности. При осуществлении межличностных взаимодействий он должен исключить проявления формализма и других негативных явлений. Он также должен быть убежден в том, что постоянное систематическое самосовершенствование личности — это важный неотъемлемый компонент высокой профессиональной культуры.
Профессиональная деятельность руководителя находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый менеджером на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.
В туризме менеджеры различных уровней — это категория управленческих специалистов, которая осуществляет непосредственное руководство подчиненными им структурными подразделениями и сотрудниками, а также взаимодействует с клиентами. Коммуникативные функции всегда занимали важное место в их деятельности. В современных условиях они существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более высокие требования к этической культуре руководителя. Это обусловлено рядом причин.
Среди них представляется необходимым выделить следующие.
1. Гуманизация и демократизация общественной жизни, профессиональных отношений в производственных и других социальных группах требуют повышенного внимания к человеку, более профессиональной работы и сотрудничества с ним.
2. Интенсивно нарастающие социальные перемены в современном российском обществе влекут за собой повышение требовательности к организации и функционированию всех его институтов. Это усложняет не только управленческий процесс, но и решение задач профессионального роста и личностного совершенствования сотрудников. Их обеспечение
невозможно без повышения этической культуры руководителей соответствующего уровня.
3. Создание во многих организациях и учреждениях специальных социально-психологических структур разнообразит традиционные функции руководителей, повышает роль этического компонента в общей структуре управленческой деятельности.
4. Высокие требования к психологической культуре современного руководителя обусловлены необходимостью учета в его профессиональной деятельности обилия социальных инноваций.
Следовательно, знание проблем, связанных с этической культурой профессиональной деятельности в
туризме, ее сущности и содержания позволяет менеджерам более качественно и эффективно решать задачи как повышения качества предоставляемых услуг, так и повышения уровня профессионализма сотрудников и их личностной самореализации.
Литература
1. Архангельский С.Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М., 2004.
2. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. — Киев, 2004.
ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX ВЕКА
Л.В. ЮРКИНА,
кандидат педагогических наук
Аннотация. В статье раскрывается противоречивый путь становления воспитательного идеала в педагогической теории и практике России Х1Х в. Воспитательные концепции рассмотрены с точки зрения их этического и эстетического наполнения. Прослежена связь поведенческих норм с основополагающим для дворянства того времени понятием чести.
Ключевые слова: история педагогики, воспитательный идеал, серебряный век, этика, эстетика, этикет, культура общения, дворянская честь.
WAYS OF BECOMING AN EDUCATIONAL IDEAL IN THE NINETEENTH CENTURY, DOMESTIC PEDAGOGY
L.V. YURKINA,
candidate of pedagogical sciences
The summary. The article reveals the controversial path of the ideal of education in educational theory and practice of Russia Х1Х century. Educational concepts discussed in terms of their ethical and aesthetic content. Traceable connection with the fundamental behavioral norms for the nobility of that time the notion of honor.
Key words: history of pedagogy, the educational ideal, silver age, ethics, aesthetics, ethics, culture of dialogue, dvoryanska honor.
В педагогике и сегодня часто встает вопрос «что первично: воспитание или образование?». А ведь этот вопрос был однозначно решен еще Иоганном Фридрихом Гербартом в XIX в.: «...обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств» [2, 199]. Таким образом, главенство процесса воспитания кажется неоспоримым. Обучение накапливает массив знаний, приобретает новые методы и технологии, а меняется ли воспитательный идеал? Принято считать, что воспитательный идеал задает современное человеку общество. Однако понятия добра и зла, прекрасного и безобразного постоянны, а следовательно, в воспитательном идеале
можно выделить две составляющие ему имманентно присущие: этическую и эстетическую. В процессе развития культуры меняется лишь их соотношение, что и определяет различие в воспитательном идеале.
Рассматривая историю педагогики в России с точки зрения формирования воспитательного идеала, прежде всего хочется обратить внимание на XIX в. — серебряный век русской культуры. В первую очередь это связано с тем, что в России, не пережившей классического европейского Средневековья, светская культура распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, — лишь в первой половине XVIII в. Конечно, предшествовавшие воспитательной теории формы регламентации поведения, подкрепленные