2. Обязательное прохождение курсов повышения квалификации инструкторов -проводников по спортивно-оздоровительному туризму, по рекомендации министерств или подведомственных организаций (Министерство предпринимательства, торговли и туризма РС (Я), Министерство физической культуры и спорта РС (Я), Министерство по делам молодежи и семейной политике РС (Я), Министерство образования и науки РС (Я), НП «Ленские столбы»).
3. Организация и прохождение обучения по оказанию первой медицинской и доврачебной помощи для инструкторов.
4. Прохождение курсов и участие в семинарах по основам безопасности жизнедеятельности.
5. Взаимодействие с министерством предпринимательства, торговли и туризма РС (Я), НП «Ленские столбы», подведомственных организаций, туристских фирм и баз, образовательные учреждения, и индивидуальных предпринимателей, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, для согласования действий по развитию спортивного туризма в РС (Я).
ЛИТЕРАТУРА
1. Таймазов В.А. Ретроспективный анализ подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России / В.А. Таймазов, О.В. Алексеева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 3. - С. 71-80.
2. Спортивный туризм: научно-организационные основы: учебное пособие / [А.Е. Тарасов, и др.; под общей ред. Ю.Н. Федотова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. - 635 с.
REFERENCES
1. Taymazov, V.A. and Alekseeva, O.V. (2008), "Retrospective analysis of the training of sports and health tourism in Russia", Modernproblems of service and tourism, No. 3, pp. 71-80.
2. Fedotov, Yu.N. (2014), Sports tourism: scientific and organizational foundations: textbook, NEFU Publishing House, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2022
УДК 378.147
ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Татьяна Вячеславовна Малкова, доцент, Наталья Владимировна Хисматулина,
старший преподаватель, Светлана Александровна Пугачева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург
Аннотация
Обучение на основе проектов является средством формирования проектного способа взаимодействия с миром, что объясняет большой интерес со стороны педагогического сообщества к использованию метода проектов в обучении. Цель исследования: анализ и обобщение степени влияния проектной деятельности на развитие коммуникативных навыков будущих сотрудников полиции. С учетом значения коммуникативной компетенции в деятельности полицейских, был обобщен опыт применения метода проектов в процессе иноязычной подготовки курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России. Систему коммуникативной подготовленности курсантов составляют знания, умения и навыки, необходимые для межличностной коммуникации. Метод проектов помогает в овладении необходимым набором средств и разновидностей общения и способностью строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий. Доказана целесообразность использования метода проектов как эффективного средства для развития и совершенствования коммуникативной компетенции курсан-
тов.
Ключевые слова: метод проектов, коммуникативные навыки, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p270-274
IMPACT OF PROJECT-BASED LEARNING ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE POLICE OFFICERS
Tatiana Vyacheslavovna Malkova, the docent, Natalya Vladimirovna Khismatulina, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Pugacheva, the senior teacher, St. Petersburg University
of the Ministry of the Interior of Russia
Abstract
Project-based learning is a means of developing a project- based mode of interaction with the world, which explains the great interest on the part of the pedagogical community in the use of the project method in teaching. The purpose of the study was to analyze and summarize the impact of project activities on the development of communication skills of future police officers. Taking into account the importance of communicative competence in the activities of police officers, the experience of using the project method in the process of foreign-language training of students of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia was generalized. The system of communicative proficiency of students consists of the knowledge, skills and abilities necessary for interpersonal communication. The project method helps to master the necessary set of means and types of communication and the ability to build communication in accordance with one's goals, achieving the maximum efficiency of communicative actions. The study proves the rationale for the use of the project method as an effective means for developing and improving the communicative competence of cadets.
Keywords: project method, communication skills, professional activities, interpersonal interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Перед современной системой образования стоит чрезвычайно важная задача по формированию свободной, мобильной личности, обладающей развитым системным мышлением и способной самостоятельно приобретать и создавать новые знания, добывать и обрабатывать информацию, делать выводы и выдвигать гипотезы, оперативно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства и решать проблемы. Именно с этим связан значительно возросший за последние годы интерес к изучению вопроса использования в обучении метода проектов. Е.С. Полат определяет метод проектов как совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности с целью решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося, с обязательным оформлением результата в виде конечного продукта. Исследователи (В.В. Гузеев, Е.С. Полат и др.) отмечают, что проектное обучение активизирует процесс познания, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. По мнению известных современных ученых (И.А. Зимней, В.В. Рубцова, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. Метод проектов формирует навыки работы в команде, решения проблем, управления временем, развивает креативное мышление, самостоятельность, самодисциплину и ответственность, совершенствует социальные и коммуникативные навыки.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: выявить и обобщить степень влияния проектной деятельности на развитие у курсантов коммуникативных навыков. Объект исследования: проектная деятельность курсантов. Предмет исследования: влияние проектной деятельности на коммуникативную активность курсантов, как будущих сотрудников полиции. Методы исследования:
анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта. Исследование проводилось на кафедре иностранных языков СПб университета МВД России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Метод проектов успешно используется в процессе иноязычной подготовки в рамках профессионально ориентированного обучения дисциплине «Иностранный язык». Этот проблемный по своему характеру метод позволяет не только формировать и развивать у курсантов коммуникативную, межкультурную, лингвострановедческую, информационную компетенции, но и учит использовать иностранный язык в качестве инструмента для развития профессиональных умений и навыков. Метод проектов способствует развитию профессионального сознания, нацеливает на самостоятельное повышение личностного и профессионального уровня, дает необходимую мотивацию для расширения профессионального кругозора и приобретения профессиональной компетенции, неотъемлемым элементом которой является коммуникативная компетенция.
Коммуникативную компетенцию составляет совокупность знаний, умений и навыков, определяющих основные стратегии речевого общения человека в различных социальных, культурных и коммуникативных контекстах [4]. Анализ профессиональной деятельности сотрудника полиции показывает, что все его действия характеризуются высоким разнообразием, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий [3]. О степени сложности и многогранности профессиональной деятельности сотрудника полиции говорит тот факт, что 80% объема его работы проходит, как правило, в рамках общения [2]. Рассмотрим некоторые аспекты коммуникативной компетенции курсантов, которые развиваются в ходе реализации проектного обучения и имеют большое значение для их будущей профессиональной деятельности.
Одним из основных этапов реализации метода проектов является поиск и обсуждение способов решения поставленной задачи или проблемы. Именно в ходе обсуждения развивается умение задавать вопросы: выяснять точки зрения других участников проекта, а также обращаться к преподавателю в случае дефицита информации или способов действий. Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом. То есть, вопрос это то, что, с одной стороны, активизирует познавательную деятельность, направляет ее на решение проблемы, а с другой, непосредственно формулирует проблему. Умение четко задавать вопросы, правильно выбирать тип вопроса имеет большое значение в профессиональной деятельности сотрудников полиции и позволяет им получать необходимую информацию при опросе граждан и допросе правонарушителей. Не менее важно и умение услышать ответ, извлечь из него максимум информации, даже при условиях ее неочевидности. Развитие коммуникативных навыков связано с развитием критического мышления и необходимо для эффективного межличностного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач.
Параллельно совершенствуется умение правильно и понятно излагать свои мысли, формулировать свое мнение, выражать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать правильность своего решения. Приобретаемые при этом навыки рационального убеждения, несомненно, являются крайне ценными навыками для межличностного взаимодействия и включают в себя уверенность в себе, открытость, оптимистичное отношение, веру в собственную правоту, нацеленность на результат. Наличие этих навыков рассматривается как условие успешной коммуникации и позволяет курсантам научиться распознавать барьеры в общении, определять и адекватно использовать навыки влияния и эмоционального воздействия на собеседника, расширить диапазон этих навыков. В про-
цессе работы над проектом курсанты получают ценный и уникальный опыт, позволяющий научиться распознавать чужое влияние и манипуляцию, научиться работать с ними. Учитывая специфику профессиональной деятельности, приобретение указанных навыков уже на начальном этапе обучения позволит курсантам уделить достаточное время их совершенствованию в течение обучения специальным дисциплинам и внесет весьма ощутимый вклад в этот процесс.
В ходе работы над проектом формируется умение работать в команде, умение договариваться, уважать чужую точку зрения, поддерживать доброжелательную атмосферу в ходе обсуждения альтернативных взглядов на проблему и методы ее решения, быть терпимым к конструктивной критике, выбирая наиболее верное, рациональное и оригинальное решение проблемы. Эти навыки необходимы курсантам в будущем для организации эффективного взаимодействия с коллегами по службе, руководителями и подчиненными.
Известно, что ключ к успешной коммуникации лежит в доверии слушателя к оратору. В ходе проектной деятельности обучающиеся учатся управлять своим голосом в зависимости от ситуации, правильно интонировать свою речь, чтобы завладеть вниманием собеседников, сдерживать свои эмоции, преодолевать волнение. Не следует забывать, что, когда мы говорим о коммуникативных навыках, мы имеем в виду не только вербальное общение, но и невербальные аспекты речи. Невербальная коммуникация помимо громкости, тона и высоты голоса включает в себя жесты, мимику, соблюдение личного пространства при общении и т.д. Владение навыками распознавания невербальных сигналов крайне важно для сотрудника полиции, поскольку правильно интерпретированные невербальные сообщения часто бывают более надежными и достоверными источниками информации, чем вербальные.
По завершении проекта курсанты по-новому взглянули на то, как они общаются между собой, каким тоном разговаривают, насколько хорошо владеют голосом и т.д., что оказалось весьма полезным как для развития навыков самонаблюдения и самокоррекции, так для совершенствования коммуникативных навыков и построения межличностных отношений. Эти наблюдения позволили в ходе рефлексии затронуть такие важные аспекты коммуникативной культуры, как уважение к собеседнику, необходимость учета интересов партнеров по общению, культура речи, использование соответствующих ситуации языковых средств. Кроме того, курсанты отметили перемены в собственном поведении, изменения в стиле общения, многие из них признали, что испытали удовлетворение от этих перемен, стали больше сосредотачиваться на самом процессе общения, совершенстве его форм, его организации. Таким образом, проектная деятельность влияет не только на коммуникативную культуру, но и на общую культуру, повышая уровень профессионального самосознания курсантов.
ВЫВОДЫ
В ходе выполнения служебных обязанностей сотрудникам полиции приходится общаться с различными категориями лиц, что определяет проблему профессионального общения как чрезвычайно значимую. Условием эффективного социально-интеллектуального взаимодействия является степень сформированное™ коммуникативных умений и навыков. Обобщение педагогического опыта позволяет авторам сделать вывод об эффективности использования метода проектов для развития у курсантов коммуникативной компетенции и навыков межличностного общения. Необходимо уделять более пристальное внимание данному аспекту проектной деятельности с учетом значения, которое имеют для сотрудников полиции способность быстро устанавливать новые контакты, располагать к себе людей, находить нужный тон и целесообразную формулу общения, тактически грамотно переводить разговор на нужную тему. Несомненно, эта проблема заслуживают более глубокого исследования с целью повышения эффективности
проектной деятельности в образовательном процессе, максимально полного раскрытия ее образовательного и воспитательного потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карданов Р.Р. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции / Р.Р. Карданов, М.Х. Машекуашева // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - Том 8, № 6-2. - С. 104-107.
2. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции / Ф.Ч. Коблов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18, № 4. - С. 79-82.
3. Мантуров О.С. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции в цифровом пространстве / О.С. Мантуров, В.С. Ганага // Полицейская деятельность. - 2020. - № 5. - С. 1-17.
REFERENCES
1. Kardanov, R.R. and Mashekuasheva, M.Kh. (2016), "Communicative aspect of police training", Historical and Social Educational Idea, Vol. 8, No. 6-2, pp. 104-107.
2. Koblov, F.Ch. (2012), "Communication competence and communication culture in the work of a police officer", Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, Vol. 18, No. 4, pp. 79-82.
3. Manturov, O.S. and Ganaga V.S. (2020), "Communicative competencies of police officers in digital space", Police activity, No. 5, pp. 1-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2022
УДК 796.011.3
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Инна Александровна Маюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Бутыч, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Александрович Малоко-стов, заведующий спортивным клубом, Севастопольский государственный университет
Аннотация
Недостаточная двигательная активность и рост заболеваемости среди учащейся молодежи приводит к резкому снижению уровня физической подготовленности, что негативно сказывается на здоровье студентов и выполнение ими профессиональных задач. Цель исследования состояла в определении физического состояния студентов на первом этапе обучения в вузе. В исследовании приняли участие 48 студентов 1 курса технических специальностей (34 юноши, 14 девушек). В результате проведённого исследования студентов выявлен недостаток в развитии физических качеств и функциональных возможностей ведущих систем организма студентов.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, студенты, физическое состояние, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p274-277
ANALYSIS OF THE PHYSICAL CONDITION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF NON-PHYSICAL DIRECTIONS OF TRAINING
Inna Aleksandrovna Mayurova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalya Ser-geevna Butych, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vyacheslav Aleksandrovich Malokostov, head of sports club, Sevastopol State University
Abstract
Insufficient motor activity and an increase in morbidity among young students leads to a sharp decrease in the level of physical fitness, which negatively affects the health of students and their performance