19
сравнении с тем же самым периодом с 2018 по 2019 год, общее количество травматических случаев снизилось на 41%.
Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности предложенных профилактических мероприятий. Рекомендации могут использоваться тренерами, специалистами при подготовке спортсменов в спортивном туризме на водных дистанциях. В то же время следует отметить, что мероприятия, направленные на профилактику травматизма, увеличивают общий объем тренировочной работы. Необходимо индивидуально подбирать средства подготовки, направленные на профилактику травматизма, чтобы избежать чрезмерного увеличения нагрузки.
35 30 25 20 15 10 5 0
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рисунок - Количественное соотношение травматических случаев за время исследования (п=50)
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Н. Д. Профилактика травматизма у студентов-первокурсников на занятиях по дисциплине «элективный курс по физической культуре и спорту» / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 12-15.
2. Соловьев, М.М. Анализ травматизма в спортивном туризме на водных дистанциях // М.М. Соловьев, В.В. Феофанов, М.В. Давыдов, А.О. Филатов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. № 12 (190). - С. 234-237.
3. Соловьев, М.М. Локализация травм у спортсменов в водном туризме / М.М. Соловьев, М.В. Давыдов, П.Б. Святченко, Е.С. Бокулева // Наукосфера. - 2021. - № 4-1. - С. 92-95.
4. Хомич, Р.Н. Спортивный туризм. Его виды и развитие / Р.Н. Хомич, О.В. Фадеева // World science: problems and innovations. Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 170-172.
REFERENCES
1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.N., Svyatchenko, P.B. (2020), "Retention of injuries among the first-year students in the classroom following the discipline "Elective course in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 12-15.
2. Solovev, M.M., Feofanov, V.V., Davydov, M.V., Filatov, A.O. (2020), "Analysis of injuries in sports tourism at water distances", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 234-237.
3. Solovev, M.M., Davydov M.V., Svyatchenko P.B., Bokuleva E.S. (2021), "Localization of injuries in athletes in water tourism", Naukosfera, Vol. 4-1, pp. 92-95.
4. Khomich, R.N. (2018), "Sports tourism. Its types and development", World science: problems and innovations. Collection of articles of the XXVI International Scientific and Practical Conference, Penza, pp. 170-172.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.12.2021
УДК 37.013.43
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Николай Матвеевич Филимонцев, кандидат исторических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, Санкт-
Петербург
Аннотация
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются будущие офицеры - это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают определенные трудности в установлении конструктивных, деловых отношений в коллективе. Данная статья преследует цель помочь будущим офицерам освоить теоретические и прикладные основы культуры педагогического общения, развитию личностных коммуникативных способностей и компетентности для лучшей адаптации в социальной среде, в которой им придется вступать в общение, правил педагогического взаимодействия в военно-профессиональной среде. В работе дается характеристика, раскрывается структура и компоненты культуры педагогического общения. Материалы данной статьи могут быть использованы в воспитательной работе с курсантами, методических пособиях для преподавателей, при разработке курсов лекций.
Ключевые слова: педагогическое общение, культура педагогического общения, курсанты, компоненты, офицеры, коммуникация, структура, военнослужащие, коммуникативная компетентность педагога, средства общения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p437-442
WAYS OF FORMATION OF A CULTURE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN TRAINERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE TROOPS OF
THE NATIONAL GUARD
Nikolai Mateevich Filimontsev, the candidate of historical sciences, docent, professor, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops
Abstract
One of the main problems that future officers face is the problem of interaction with other people. Falling out of the usual social niche, they experience certain difficulties in establishing constructive, business relations in the team. This article aims to help future officers master the theoretical and applied foundations of the culture of pedagogical communication, the development of personal communication skills and competence for better adaptation in the social environment in which they will have to communicate, the rules of pedagogical interaction in the military professional environment. The paper gives a characteristic, reveals the structure and components of the culture of pedagogical communication. The materials of this article can be used in educational work with cadets, teaching aids for teachers, in the development of lecture courses.
Keywords: pedagogical communication, culture of pedagogical communication, cadets, components, officers, communication, structure, military personnel, communicative competence of the teacher, means of communication.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что процесс создания новой военизированной организации войск национальной гвардии потребовал модернизации системы профессиональной подготовки и воспитания кадров, оптимизации процесса военно-профессиональной социализации личности военнослужащих. Неслучайно одним из приоритетных направлений в деятельности войск названа подготовка высококлассных военных специалистов, владеющих современной техникой и глубоко мотивированных в отношении избранной ими военной профессии, развития коммуникативной культуры, высокого уровня овладения коммуникативными знаниями и сформированными на этой основе коммуникативными умениями.
Особенно важным сейчас оказывается определение способностей у будущих офицеров к педагогической деятельности, формированию умений организовать педагогическое общение с подчиненными, управлять процессами общения в повседневной и боевой обстановке, налаживать контакты с разными людьми, каждым (сотрудником) военнослужащим в специфических видах деятельности, такой как воинская служба. Исследованием
сущности категории «общение» занимаются представители разных наук. Философы (Б.Д. Парыгин, А.А. Брудный), социологи (И.С. Кон, Курганов С.И., Ядов В.А.), психологи (А.А. Бодылев, Е.С. Кузьмин, А.А. Леонтьев), педагоги (С.В. Кондратьева, Л.И. Новикова), психолингвисты, психотерапевты, представители других наук вносят свой вклад в разработку проблемы взаимодействия людей. Как многоаспектное явление, общение представляет собой совокупность социальных связей, отношений, процесс непосредственно-опосредованного контактирования людей.
В психологии ему дается следующее определение: общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга.
Итак, в общении между людьми выделяют три составляющие части. Оно включает в себя обмен информацией, взаимодействие людей и восприятия ими друг друга. Андреева Г.М. определяет соответственно три стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [1].
Эти составляющие общения рассматриваются в единой системе требований к личности коммуникаторов, а именно:
- владение грамотной устной речью и той или иной лексикой, в зависимости от социального статуса общающихся людей;
- вербальными признаками общения;
- знание внешних сигналов общения: мимика, пантомимика, жесты, проксемика-невербальных сигналов общения.
Как курсанту, так и действующим сотрудникам и военнослужащим, при общении с подчиненными и гражданами, необходимо владеть двумя большими группами инструментов простой психодиагностики: вербальными (речевыми) и невербальными [5].
Общение людей осуществляется в процессе выполнения какой-либо деятельности. По функционированию в различных сферах человеческой жизни можно выделить производственное и бытовое общение, дружеское и семейное, служебное и неслужебное. В области обучения и воспитания мы имеем дело с педагогическим общением.
Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога, в ходе которого осуществляется формирование личности воспитанника и развитие коллектива. Педагогическое общение решает задачи формирования у его участников знаний, навыков и умений, развитие определенных качеств личности, овладение опытом, накопленным человечеством.
Культура педагогического общения как составная часть педагогической культуры офицера предполагает овладение глубиной содержания, способами и средствами, техникой педагогического общения. Развитая культура педагогического общения у офицера позволяет не только правильно строить свои взаимоотношения с различными категориями личного состава, но и успешно, эффективно решать задачи по психолого-педагогическому обеспечению служебно-боевой и повседневной жизнедеятельности подразделения.
Цель работы - Формирование и развитие у будущих офицеров основ педагогической культуры общения, личностных коммуникативных способностей и компетентности, являющихся профессионально важными качествами, способствующими успешной адаптации к учебе и будущей профессиональной деятельности в войсках.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исходя из общей логики педагогического процесса, В.А. Кан-Калик определяет структуру педагогического общения [2].
В целом педагогический процесс проходит стадии замысла, воплощения, анализа и оценки; в соответствии с этим определяется и структура общения в педагогике.
Педагогическое общение, как правило, начинается задолго до непосредственного контакта военного педагога и военнослужащего. Сначала педагог должен продумать, о чем пойдет речь, как может реагировать на сказанное, что может произнести или сделать наш воспитанник. На этом этапе (он называется прогностическим) мы планируем действия, пытаемся их предугадать. В ходе его создается модель будущего общения, его содержательное, эмоциональное, структурное развитие. Программа коммуникативной подготовки может включать следующие действия:
- припоминание того, что нам уже известно о человеке или группе, с которой предстоит вести общение;
- восстановление в памяти опыта общения с данными лицами, воссоздание положительных ощущений от общения;
- представление того, как будет воспринята наша информация, какие реакции на нее следует ожидать;
- определение, как отразятся на ходе общения наши прошлые отношения с участниками общения;
- попытка ощутить общую атмосферу предстоящего общения.
Вторым компонентом педагогического общения является начальный этап общения - коммуникативная атака. В ходе ее офицер завоевывает инициативу в общении, получает преимущество, позволяющее ему управлять педагогическим процессом. В ходе коммуникативной атаки важное значение приобретают:
- оперативная организация начального контакта;
- установление социально-психологического единства с аудиторией;
- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок;
- постановка задач и вопросов, помогающих в начальный момент мобилизовать человека и коллектив;
- достижения общего и ситуативного взаимопонимания.
Важнейшим элементом профессиональной педагогической коммуникации является управление общением, в процессе которого осуществляется конкретизация созданной модели общения, влияния на партнеров и коррекция своей позиции под их воздействием, реализация намеченных целей. В ходе взаимодействия военному педагогу приходится преодолевать психологические барьеры общения. В управлении общением ярко проявляется сложившийся у офицера стиль педагогического общения. Психологами выделяется несколько разновидностей, стилей общения, в основе которых лежит совместная продуктивная деятельность и дружеское расположение. В качестве непродуктивных стилей педагогического общения называются: общение-дистанция, общение - устрашение, общение - заигрывание.
Четвертым этапом педагогического общения и элементом его структуры является анализ полученных результатов и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность. Педагогическое общение вызывает определенные изменения у его участников. Происходящие в процессе общения перемены называются функциями общения. В процессе общения осуществляется:
- социально-психологическое отражение, которое позволяет расширить, углубить представление о людях, понять мотивы их действий;
- регуляция поведения партнеров по общению, конкретных действий, управляющих поведением;
- познание окружающей действительности, новых фактов о ней, отражение существующих связей и отношений между объектами, включенными в круг общения;
- экспрессия - выражение переживаний, связанных с происходящими событиями и контактированием с партнером по общению.
Рассмотрим характеристики оптимального педагогического общения офицера и требования, которым оно должно отвечать.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет определить параметры общения военного педагога, обладающего высоким уровнем педагогической культуры. Оптимальное педагогическое общение характеризуется:
- истинным лидерством педагога (Н.К. Крупская);
- требовательным отношением к подчиненным (А.С. Макаренко);
- поддержкой, стимуляцией творческих начал в деятельности подчиненных (С.Т. Шацкий);
- формированием благоприятного эмоционального климата в подразделении (А.С. Макаренко).
В.А. Сухомлинский в своих работах отводит особое место педагогическому общению. Он писал: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигая, оставляя на всю жизнь грубые рубцы» [4].
Отметим, что на педагогическое общение, в полной мере распространяются законы ролевого общения. Известный российский социолог И. Кон пишет: «Под ролью понимается функция, нормативно определенный образ жизни, поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [3].
ВЫВОДЫ
Таким образом, культура педагогического общения - неотъемлемая составная часть профессиональной деятельности офицера. Формирование и развитие ее является важным компонентом самовоспитания офицера.
Усвоение курсантами принципов педагогического общения, знаний и умений общаться с подчиненными (населением) - является в какой-то степени профилактикой развития межличностных конфликтов и эмоционального «выгорания», являющихся начальной стадией дезадаптации и развития стрессовых расстройств, в результате накопления отрицательных эмоций. Формирование педагогической культуры, коммуникативной компетентности при обучении курсантов нами рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективность усвоения сути коммуникативного процесса обучающимися, которые реализуются в процессе педагогического общения.
Для достижения наиболее эффективного взаимодействия и взаимоотношения с военнослужащими и гражданским населением в складывающихся ситуациях при выполнении служебно-боевых задач в войсках, образовательный процесс военного института сориентировать на формирование у курсантов культуры общения, профессионально значимых коммуникативных знаний, навыков, умений планировать, прогнозировать, развитие вербальных и невербальных средств общения, способности совершенствовать эту работу с подчиненными, осуществлять самообразование и саморазвитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - Москва : Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Кон И.С. Социология личности. - Москва : Книга по Требованию, 2021. - 382 с.
4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В. Сухомлинский. - Москва : Прогресс, 1987. - 382 с.
5. Човдырова Г.С. Методы группового развития коммуникативной компетентности у курсантов - будущих сотрудников полиции / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 27-32.
REFERENCES
1. Andreeva, G.M. (2009), Social psychology: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction of the specialty "Psychology", Asket Press, Moscow.
2. Kan-Kalik, V.A. (1987), Teacher about pedagogical communication: Book. for the teacher, Education, Moscow.
3. Kon, I.S. (2021), Sociology of personality, Book on Demand, Moscow.
4. Sukhomlinsky, V.A. (1987), The birth of a citizen, Progress, Moscow.
5. Chovdyrova, G.S. and Klimenko, T.S. (2015), "Methods of group development of communicative competence among cadets - future police officers", Psychopedagogy in law enforcement, Vol. 60, No. 1, pp. 27-32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2022
УДК 796.012.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
Светлана Викторовна Фролова, доцент, Елена Сергеевна Прыткова, преподаватель, Оксана Александровна Швачун, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Сергеевич Гвоздевских, преподаватель, Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, Воронеж; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж
Аннотация
Статья посвящена вопросу изучения влияния специальных упражнений скоростной направленности на уровень и устойчивость результатов в беге на короткие дистанции у студентов. Частными задачами исследования являлись: изучить кинетические характеристики специальных упражнений скоростной направленности; выявить эффективность применения концентрированных объемов тренировочных нагрузок специальных упражнений в процессе подготовки студентов. Дифференцированный подход к использованию специальных упражнений скоростной направленности является эффективным методическим приемом в плане ускорения темпов прироста физических качеств. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.
Ключевые слова: упражнения, нагрузка, физическая подготовка, короткие дистанции, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p442-445
USE OF SPECIAL PREPARATORY EXERCISES OF SPEED ORIENTATION IN
PHYSICAL EDUCATION CLASSES Svetlana Viktorovna Frolova, the docent, Elena Sergeevna Prytkova, the teacher, Oksana Aleksandrovna Shvachun, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yuri Sergeevich Gvozdevskikh, the teacher, Central Branch of the Russian State University of Justice, Voronezh; Alla Vitalievna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh
State Institute of Physical Education
Abstract
The article is devoted to the study of the influence of special exercises of speed orientation on the level and stability of results in sprinting among students. Particular objectives of the study were: to study the kinetic characteristics of special exercises of high-speed orientation; to reveal the effectiveness of the application of concentrated volumes of training loads of special exercises in the process of preparing students. A differentiated approach to the use of special speed-oriented exercises is an effective methodological technique in terms of accelerating the rate of growth of physical qualities. The expediency of applying directed pedagogical influence has been revealed and substantiated.
Keywords: exercises, load, physical training, short distances, physical culture.