Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОЙ РЕЧИ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ИМИТАТИВНЫЕ / КОМАНДА ПЕДАГОГОВ / СПОНТАННЫЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ / МОДЕЛИРУЮЩИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Татьяна Николаевна

Проблема совершенствования формирования культуры деловой речи курсантов в военных вузах заставляет педагогов задуматься о выборе наиболее эффективных педагогических путей. Цель данной статьи - дать характеристику одному из таких путей за счет использования системы развивающих упражнений и заданий. По мнению автора статьи, осуществление данного пути могут обеспечить следующие педагогические условия: поэтапное введение знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогическая подготовка и переподготовка преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; создание «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Характеристика рассматриваемого в статье педагогического пути и обеспечивающих его условий тесно связана с научной задачей исследования, которая заключается в разработке научных и прикладных положений формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе развития и совершенствования их общей культуры, культуры военно-профессионального общения, навыков публичных выступлений и грамотного составления деловых текстов различных жанров, усвоения этических и правовых норм, укрепления нравственного сознания будущих офицеров. Упражнения и задания были подобраны с точки зрения традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного подходов к обучению. Основным в исследовании выбран коммуникативно-деятельностный подход. Система развивающих упражнений и заданий предполагает постепенное повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся в процессе изучения деловой речи за счет усложнения характера предлагаемого материала и форм его подачи в соответствии с основными компонентами культуры деловой речи (военно-профессиональным, нормативно-правовым и нравственно-этическим). При проведении занятий по культуре деловой речи на основе методики определенного подхода учитывается формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов. Теоретическая значимость статьи состоит в определении научных подходов к формированию культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Теоретические выводы работы могут использоваться в качестве научной базы для последующих исследований в области повышения качества культурно-речевой и профессиональной подготовки военных специалистов. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материала статьи учеными, проводящими исследования в сфере военно-профессиональной и деловой коммуникации, а также интересующимися проблемами самосовершенствования педагогической культуры и методического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM OF DEVELOPING EXERCISES AND TASKS FOR IMPROVING THE FORMATION OF A BUSINESS SPEECH CULTURE AMONG CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The problem of improving the formation of the business speech culture among cadets in military universities makes teachers think about choosing the most effective pedagogical ways. The purpose of this article is to characterize one of these ways through the use of a system of developmental exercises and tasks. According to the author of the article, the following pedagogical conditions can ensure the implementation of this approach: the gradual introduction of knowledge on the culture of business speech with a gradual complication of the studied material; pedagogical training and retraining of teachers of military universities to implement the formation of a culture of business speech among cadets based on a communicative activity-oriented approach to training; making a "team" of teachers who carry out this process of training cadets based on a communicative activity-oriented approach to training. The characteristics of the pedagogical way considered in the article and the conditions that provide it are closely related to the scientific task of the study, which consists in developing scientific and applied provisions for the formation of a culture of business speech among cadets of military universities based on the development and improvement of their general culture, the culture of military-professional communication, public speaking skills and competent writing of business texts of various genres, the assimilation of ethical and legal norms, strengthening the moral consciousness of future officers. Exercises and tasks were selected from the point of view of traditional, problem-based and communicative activity-oriented approaches to learning. The communicative activity-oriented approach was chosen as the main one in the study. The system of developing exercises and tasks involves a gradual increase in the level of knowledge, skills and abilities of students in the process of studying business speech by complicating the nature of the proposed material and the forms of its presentation in accordance with the main components of the culture of business speech (military-professional, regulatory, moral and ethical). When conducting classes on the culture of business speech based on the methodology of a certain approach, the formation of imitative, modeling and spontaneous skills of cadets is taken into account. The theoretical significance of the article consists in determining scientific approaches to the formation of a culture of business speech among cadets of military universities. The theoretical conclusions of the work can be used as a scientific basis for further research in the field of improving the quality of cultural, speech and professional training of military specialists. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of using the material of the article by scientists conducting research in the field of military-professional and business communication, as well as those interested in the problems of self-improvement of pedagogical culture and methodological skills.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2021, № 12 (декабрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211082 DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11082 УДК 378.147

Система развивающих упражнений и заданий для совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов

A system of developing exercises and tasks for improving the formation of a business speech culture among cadets of military universities

Автор статьи

I

Author of the article

Архипова Татьяна Николаевна,

соискатель, преподаватель кафедры языкознания и литературы ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва, Россия

ORCID: 0000-0002-5819-6742 arkhipova-tn@yandex.ru

Конфликт интересов

Tatyana N. Arkhipova,

Applicant, Lecturer of the Linguistics and Literature Department, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5819-6742 arkhipova-tn@yandex.ru

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Архипова Т. Н. Система развивающих упражнений и заданий для совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 72-86. - URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211082.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11082

T. N. Arkhipova, A system of developing exercises and tasks for improving the formation of a business speech culture among cadets of military universities // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 12. P. 72-86. - URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211082.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11082

Поступила в редакцию Received 08.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.11.21

Принята к публикации Accepted for publication 30.11.21 Опубликована Published 30.12.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Архипова Т. Н., 2021

Аннотация

Проблема совершенствования формирования культуры деловой речи курсантов в военных вузах заставляет педагогов задуматься о выборе наиболее эффективных педагогических путей. Цель данной статьи -дать характеристику одному из таких путей за счет использования системы развивающих упражнений и заданий. По мнению автора статьи, осуществление данного пути могут обеспечить следующие педагогические условия: поэтапное введение знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогическая подготовка и переподготовка преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; создание «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Характеристика рассматриваемого в статье педагогического пути и обеспечивающих его условий тесно связана с научной задачей исследования, которая заключается в разработке научных и прикладных положений формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе развития и совершенствования их общей культуры, культуры военно-профессионального общения, навыков публичных выступлений и грамотного составления деловых текстов различных жанров, усвоения этических и правовых норм, укрепления нравственного сознания будущих офицеров. Упражнения и задания были подобраны с точки зрения традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного подходов к обучению. Основным в исследовании выбран коммуникативно-деятельностный подход. Система развивающих упражнений и заданий предполагает постепенное повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся в процессе изучения деловой речи за счет усложнения характера предлагаемого материала и форм его подачи в соответствии с основными компонентами культуры деловой речи (военно-профессиональным, нормативно-правовым и нравственно-этическим). При проведении занятий по культуре деловой речи на основе методики определенного подхода учитывается формирование имита-тивных, моделирующих и спонтанных умений курсантов. Теоретическая значимость статьи состоит в определении научных подходов к формированию культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Теоретические выводы работы могут использоваться в качестве научной базы для последующих исследований в области повышения качества культурно-речевой и профессиональной подготовки военных специалистов. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материала статьи учеными, проводящими исследования в сфере военно-профессиональной и деловой коммуникации, а также интересующимися проблемами самосовершенствования педагогической культуры и методического мастерства.

Ключевые слова

развивающие упражнения и задания, культура деловой речи, курсанты военных вузов, коммуникативно-деятельностный подход, имитативные, спонтанные, моделирующие умения, команда педагогов

Abstract

The problem of improving the formation of the business speech culture among cadets in military universities makes teachers think about choosing the most effective pedagogical ways. The purpose of this article is to characterize one of these ways through the use of a system of developmental exercises and tasks. According to the author of the article, the following pedagogical conditions can ensure the implementation of this approach: the gradual introduction of knowledge on the culture of business speech with a gradual complication of the studied material; pedagogical training and retraining of teachers of military universities to implement the formation of a culture of business speech among cadets based on a communicative activity-oriented approach to training; making a "team" of teachers who carry out this process of training cadets based on a communicative activity-oriented approach to training. The characteristics of the pedagogical way considered in the article and the conditions that provide it are closely related to the scientific task of the study, which consists in developing scientific and applied provisions for the formation of a culture of business speech among cadets of military universities based on the development and improvement of their general culture, the culture of military-professional communication, public speaking skills and competent writing of business texts of various genres, the assimilation of ethical and legal norms, strengthening the moral consciousness of future officers. Exercises and tasks were selected from the point of view of traditional, problem-based and communicative activity-oriented approaches to learning. The communicative activity-oriented approach was chosen as the main one in the study. The system of developing exercises and tasks involves a gradual increase in the level of knowledge, skills and abilities of students in the process of studying business speech by complicating the nature of the proposed material and the forms of its presentation in accordance with the main components of the culture of business speech (militaryprofessional, regulatory, moral and ethical). When conducting classes on the culture of business speech based on the methodology of a certain approach, the formation of imitative, modeling and spontaneous skills of cadets is taken into account. The theoretical significance of the article consists in determining scientific approaches to the formation of a culture of business speech among cadets of military universities. The theoretical conclusions of the work can be used as a scientific basis for further research in the field of improving the quality of cultural, speech and professional training of military specialists. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of using the material of the article by scientists conducting research in the field of military-professional and business communication, as well as those interested in the problems of self-improvement of pedagogical culture and methodological skills.

Key words

developing exercises and tasks; culture of business speech; cadets of military universities; communicative activity-oriented approach; imitative, spontaneous, modeling skills; team of teachers

Благодарности

Автор выражает глубокую благодарность официальным рецензентам исследования доктору философских наук Деникину Анатолию Васильевичу, кандидату педагогических наук Пахомовой Наталье Викторовне, кандидату педагогических наук Герасимовой Татьяне Николаевне; научному руководителю кандидату педагогических наук Лукьянцу Александру Анатольевичу за их научно-методическую и творческую поддержку; преподавателям и курсантам Военного университета и всех военных вузов МО РФ, принимавших активное участие в эксперименте.

Acknowledgements

The author expresses her deep gratitude to the official reviewers of the study, Doctor of Philosophy Anatoly V. Denikin, Candidate of Pedagogical Sciences Natalya V. Pakhomova, Candidate of Pedagogical Sciences Tatyana N. Gerasimova; scientific adviser, Candidate of Pedagogical Sciences Alexander A. Lukyants for their scientific, methodological and creative support; teachers and cadets of the Military University and all military universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation who took an active part in the experiment.

Введение / Introduction

В связи с динамичными преобразованиями в Российской армии все более существенную роль начинает играть культура деловой речи военнослужащих, с помощью которой закладываются основы их служебного поведения, соответствующего порядку и правилам, установленным законами Российской Федерации, государственной программой РФ «Развитие образования» [1], воинскими уставами, приказами командиров и начальников; обеспечивается сознательное выполнение требований управленческой, командной и других видов военной деятельности. В ходе формирования культуры деловой речи воспитывается личность воина-государственника, надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей своей страны, пользующегося уважением в российском обществе и армии [2].

Культуре деловой речи будущий офицер обучается в стенах военного вуза, где накоплен определенный опыт по формированию и развитию общей, профессиональной и речевой культуры курсантов. К позитивным тенденциям рассматриваемой проблемы можно отнести: наличие в учебных планах военных вузов гуманитарных и военно-профессиональных дисциплин, предусматривающих овладение военнослужащими основами культуры деловой речи; организацию различного рода мероприятий, нацеленных на воспитание общей и речевой культуры военнослужащих; проведение практик и стажировок в войсках, позволяющих оценить уровень сформированности культурно-речевых навыков для внесения соответствующих корректив в образовательный процесс военных вузов. Однако наряду с позитивными тенденциями существует и ряд негативных, указывающих на проблемы в формировании культуры деловой речи курсантов.

Об этом свидетельствует анализ отзывов на выпускников военных вузов МО РФ, который говорит о том, что уровень сформированности культуры деловой речи молодых офицеров остается низким. Из 100 отзывов в 63 (63%) были указаны недостатки в культурно-речевой подготовке выпускников военных вузов, в работе со служебной документацией, в умении наладить общение с личным составом и руководством воинской части: 2018 год - у 11 офицеров (41%); 2019 год - у 20 (61%); 2020 год - у 32 (80%). Исследование показало, что речь современных офицеров «заражена» такими негативными явлениями, как ограниченный словарный запас, употребление сленга и нецензурных выражений [3].

Тем самым было выявлено противоречие между растущими требованиями российского общества к общей и профессиональной культуре офицерских кадров, к культуре их деловой речи и недостаточной культурно-речевой подготовкой курсантов военных вузов, а также низким уровнем их культуры деловой речи, что мешает им по окончании обучения стать подлинными военными профессионалами, обладающими гуманитарной культурой, лидерскими качествами, способностью самостоя-

тельно овладевать знаниями по культуре деловой речи, эффективно и грамотно решать военно-политические и учебно-боевые задачи [4]. Данное противоречие указывает на значительные пробелы в существующей системе военного высшего образования по обучению курсантов военных вузов культуре деловой речи, и его устранение возможно на основе выбранного нами пути.

Цель статьи - дать характеристику одному из путей совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов за счет использования системы развивающих упражнений и заданий.

Обзор литературы / Literature review

Анализ выбранного пути тесно связан со спецификой деятельности и деловой речи военнослужащих, что обусловило обращение к работам по военно-профессиональному общению офицеров и курсантов. Исследуя особенности общения в воинских коллективах, А. В. Барабанщиков [5] отмечает, что в воинском труде общение многофункционально и выступает как средство решения профессиональных задач, как способ организации взаимоотношений с подчиненными, коллегами, как средство передачи информации, как средство педагогического воздействия. На основании этого ученый делает вывод, что общение военного специалиста является профессионально-педагогическим.

А. Ю. Панасюк [6] считает, что в воинском коллективе, по сравнению с трудовым коллективом, глубока, детальна и однозначна регламентация официальных отношений между военнослужащими. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе принципа единоначалия, который заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Исследователь особо подчеркивает выполнение командиром своих должностных обязанностей не манипулятивно, в авторитарном стиле руководства, а на основе учета психологических особенностей военнослужащих, с использованием основных средств речевого воздействия.

А.А. Шибаев [7], анализируя готовность к профессиональному общению курсантов военных вузов, приходит к следующему выводу: чем более содержательной по объему является воинская деятельность, тем более многогранным, разнообразным выступает общение, то есть воинская деятельность предопределяет границы и способы общения навыками речевого искусства. По мнению исследователя, карьера военного специалиста-профессионала во многом зависит от того, насколько он владеет культурой речи, от которой зависят образованность, воспитанность, интеллигентность, характер, темперамент, остроумие человека.

По мнению С. В. Захаренко [8], высокая культура служебных отношений является неотъемлемым профессиональным качеством офицера Российской армии, призванного быть не только руководителем, но и воспитателем своих подчиненных. Повседневная требовательность, высокий профессионализм, принципиальность, строевая выправка и подтянутость, единство слова и дела, точность и аккуратность будущего офицера создают предпосылки к выработке и жизненной адаптации в воинском коллективе отношений, ориентированных на уважение к личностному достоинству военнослужащих в системе служебных отношений.

Джон Хинкс в работе «Военный командир и эффективные риторические навыки» [9] проводит мысль о том, что умение командира правильно выбирать слова оказывает положительное влияние на развитие лидерских качеств офицера, становление характера будущего командира, формирование положительной мотивации в

его профессиональной деятельности. Ссылаясь на сборник приказов армии США для военного руководства, исследователь подчеркивает: чтобы добиться от подчиненных понимания своих приказов и их выполнения, военачальник должен прежде всего владеть высокой культурой общения.

Обри Логан-Терри и Ребекка Рубин Дамари в статье «Ключевые навыки общекультурного взаимодействия для военнослужащих» [10], исследуя подготовку военнослужащих армии США, рассказывают о системе упражнений, основанной на ролевых играх. Тренировочные упражнения нацелены на приобретение обучающимися следующих коммуникативных навыков в достижении успешного общения с коллегами из другой языковой и культурной среды: 1) соблюдение норм межкультурной коммуникации и адаптация к ним, 2) установление взаимопонимания с собеседником, представителем иной культуры и 3) восстановление коммуникации после проблем во взаимодействии с иноязычным коммуникантом. Авторы исследования утверждают, что такого рода обучение военнослужащих носит «общекультурный характер» и готовит их к успешной коммуникации, где бы они ни находились.

Консепсьон Орна-Монтесинос в работе «Область межкультурной коммуникации в лингвистических образовательных программах, ориентированных на военную сферу» [11] на примере обучения испанских курсантов и солдат показывает, как в глобальном геополитическом сценарии испанские солдаты сталкиваются со стратегической задачей развития языковой и межкультурной коммуникативной компетенции. Цель исследования состоит в том, чтобы отобрать письменные и устные англоязычные тексты и разработать задания, способствующие приобретению у испанских военнослужащих навыков критического мышления и повышению осведомленности в проблемах межкультурной коммуникации. В качестве основного был выбран подход, базирующийся на различных жанрах (переговорах, обсуждениях, дебатах, социальных беседах, интервью, презентациях, пресс-брифингах, боевых уставах), с целью вовлечения военных учащихся в процесс развития риторических, языковых и межкультурных навыков. Особое внимание уделено использованию интернет-источников, которые, по мнению автора статьи, в значительной степени способствуют интегратив-ному подходу к языку и культуре.

Обобщая изученные труды, мы пришли к заключению об особенностях формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов: данный педагогический процесс характеризуется официальностью (регламентированностью) и военно-профессиональной направленностью общения, что, несомненно, влияет на речь обучающихся. Официальность проявляется не только в субъект-субъектных отношениях, но и в специфике используемых текстов официально-делового стиля речи, для которых характерна особая стандартизированность и императивность подачи информации. Поскольку военно-профессиональное общение строго регламентировано положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и для него характерно строгое исполнение установленных законом норм и необходимость соблюдения субординации отношений участников военно-профессиональной коммуникации, постольку это находит отражение и в деловой речи военнослужащих.

Разработанная нами система развивающих упражнений и заданий предполагала сопоставительный анализ коммуникативно-деятельностного, традиционного и проблемного подходов к обучению. Подтверждением актуальности выбранного в качестве основного коммуникативно-деятельностного подхода к обучению явилось изучение теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [12],

который видел проблему традиционного обучения в том, что «обычные традиционные разъяснения заданий оказываются далеко неполными по отношению к системе требований, обеспечивающих построение полноценного действия».

Развивая мысль П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина [13] указывает на необходимость создания в обучении конфликтных ситуаций между теми способами действия, которые требуются задачей, и теми способами действий, на которые способен обучающийся. В связи с этим особое внимание в исследовании было уделено проблемному обучению, в рамках которого в результате смены парадигмы педагогического взаимодействия в системе «обучающий - обучающийся» актуализируются педагогом «зоны ближайшего развития», разработанные Л. С. Выготским [14], обеспечивается интери-оризация опыта разрешения обучающимися нестандартных ситуаций и происходит наращивание потенциала депроблематизации в ходе формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.

Принципы развивающего обучения, заложенные в трудах Л. С. Выготского, а также способы организации учебной и речевой деятельности курсантов, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением нестандартных задач, с сотрудничеством между преподавателем и курсантами, раскрытые в работах И. А. Зимней [15], дали возможность разработать систему развивающих упражнений и заданий, опираясь на принципы коммуникативно-деятель-ностного подхода к обучению.

При создании данной системы упражнений и заданий был применен предложенный Т. А. Ладыженской [16] принцип градуальности (поэтапного введения знаний по культуре деловой речи и постепенного усложнения подачи изучаемого материала). Такой принцип, выделенный наряду с классическими структурными принципами формирования культуры деловой речи (интеграции, гуманизации, научности, системности, систематичности, связи теории с практикой, преемственности, сознательности, активности), ориентировал нас на разные этапы обучения с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от степени развития культуры деловой речи курсантов.

В работе О. С. Преликовой [17] рассматривается формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений обучающихся, заложенных в выбранной нами системе критериев и показателей сформированности культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Однако их использование в нашем исследовании предусматривает некую условность и возможность сочетания друг с другом даже в случае различных подходов к обучению.

Сформированность спонтанных умений курсантов предполагает мотивацию курсантов к самостоятельному изучению культуры деловой речи. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «мотивация есть детерминация деятельности "изнутри" личности» или «иерархическая организация всей системы побуждений», при которой «личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия» [18]. Большинство современных психологов выделяет два типа мотивации личности и соответствующих им два типа поведения человека: 1) внешнюю мотивацию (extrinsic motivation) и, как следствие, внешне мотивированное поведение (extrinsic motivated behavior); 2) внутреннюю мотивацию (intrinsio motivation) и, соответственно, внутренне мотивированное поведение (intrinsic motivated behavior) [19]. Теория внешней мотивации, разработанная в исследованиях Э. Л. Торндайка, направлена в первую оче-

редь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию [20]. Внутренне мотивированная деятельность не имеет поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. При этом наградой, как считает Э. Деси, является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование», а источник такой мотивации - потребность автономности и самоопределения личности [21].

В связи с этим при выборе упражнений и заданий мы учитывали то, что они будут формировать у курсантов не только внешнюю, но и внутреннюю мотивацию, вызывать позитивное восприятие материала, способствовать самостоятельному поиску и творческому подходу. Поэтому мотивация в нашем исследовании связана с понятием «самостоятельность» военнослужащих, которое характеризуется в военно-педагогических исследованиях с различных сторон. В. И. Вдовюк в своей работе определяет самостоятельность как военно-политическое качество военнослужащего в структуре педагогического мастерства [22]. А. М. Воробьев видит в самостоятельности одно из интеллектуальных качеств будущего офицера [23]. Э. Н. Коротков, проводя анализ развития творческого мышления офицеров в процессе обучения в высшей военной школе, соотносит данное понятие с самостоятельностью ума личности [24]. В. П. Давыдов расценивает самостоятельность как необходимое условие самовоспитания курсантов в процессе обучения [25]. Е. И. Федак, С. В. Ценцеря определяют самостоятельность как важное инновационное качество офицера [26]. Т. С. Сливин дает характеристику самостоятельности как одному из военно-профессиональных качеств личности обучающегося [27]. Н. В. Пахомова расценивает самостоятельность как вид деятельности обучающегося, который требует определенного уровня формирования самосознания и внутренней психологической основы [28]. И. В. Юдин анализирует самостоятельность как сложное интегративное свойство личности военнослужащего [29].

Учитывая все вышеперечисленные точки зрения ученых и опираясь на разработанную А. А. Леонтьевым теорию речевой деятельности [30], в нашем исследовании мы разработали систему развивающих упражнений и заданий, которая тесно связана с научной задачей исследования, заключающейся в разработке научных и прикладных положений формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе развития и совершенствования их общей культуры, культуры военно-профессионального общения, навыков публичных выступлений и грамотного составления деловых текстов различных жанров, усвоения этических и правовых норм, укрепления нравственного сознания будущих офицеров.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологическую основу исследования составили базовые компоненты культурологического, системного, личностно ориентированного, коммуникативно-дея-тельностного, проблемно-деятельностного, традиционного подходов; «развивающего обучения» к формированию культуры деловой речи у курсантов военных вузов.

В качестве основного был выбран коммуникативно-деятельностный подход к обучению, методическим содержанием которого являются способы организации учебной и речевой деятельности курсантов, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с сотрудничеством между преподавателем и обучающимися. Согласно коммуникативно-деятельностному подходу в цен-

тре обучения находится сам обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и профессиональных особенностей его личности.

Понимание того факта, что исследуемый процесс является сложной системой, состоящей из цели, задач, принципов, форм и методов, в нашей работе было обоснованным применение системного подхода. Системный подход не только позволил тщательно изучить каждый элемент формирования культуры деловой речи в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру, но и помог разработать систему развивающих упражнений и заданий, нацеленных на совершенствование исследуемого процесса [31].

В. А. Дмитриенко [32], исследовавший системный подход в науке, указывает на то, что он предполагает рассмотрение объекта в его предметном бытии, в динамике его функционирования и развития, а также позволяет определить иерархию уровней организации изучаемых явлений как единой целостной системы. Такая характеристика системного подхода оказалась актуальной для формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и для разработки системы развивающих упражнений и заданий.

Результаты исследования / Research results

Разработанная система развивающих упражнений и заданий была определена как один из основных путей совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Он была рассчитана на поэтапное формирование у курсантов военных вузов культуры деловой речи. Упражнения и задания были подобраны с точки зрения традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельност-ного подходов к обучению и предполагали постепенное повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся в процессе изучения деловой речи за счет усложнения характера предлагаемого материала и форм его подачи в соответствии с основными компонентами культуры деловой речи (военно-профессиональным, нормативно-правовым и нравственно-этическим). При этом в каждой группе преподаватели, проводя занятия на основе методики определенного подхода к изучению культуры деловой речи, учитывали формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов.

Осуществление данного пути обеспечивалось следующими педагогическими условиями: поэтапным введением знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогической подготовкой и переподготовкой преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; созданием «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

В связи с этим к основной цели формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов (на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогическую сущность, содержание и структуру формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также основные педагогические пути и условия его совершенствования) были добавлены промежуточные, обоснованные в разработанной нами системе заданий и упражнений: обучающая, воспитательная и развивающая.

Обучающая цель заключалась в том, чтобы научить курсантов эффективному использованию основных языковых средств культуры деловой речи в ситуациях военно-профессионального общения.

Воспитательная цель представляла собой задачу мотивировать обучающихся к самостоятельному овладению теоретическим и практическим материалом по культуре деловой речи для развития и совершенствования речевой деятельности.

Развивающая цель ориентировала преподавателей на стремление сформировать у курсантов способность планировать собственную речевую деятельность в соответствии с ее основными этапами (ориентировка, планирование, осуществление, контроль) и развить следующие умения обучающихся: на этапе ориентировки - анализировать речевую ситуацию, речевое поведение участников военно-профессионального общения; на этапе планирования - подготовиться к деловому общению, продумать все его возможные ситуации, спрогнозировать поведение собеседника; на этапе осуществления - убедительно и аргументированно выразить собственную позицию, конструктивно опровергать позицию оппонента, принять противоположное мнение в соответствии с принятыми нормами речевого этикета; на этапе контроля - контролировать и объективно оценивать речевое поведение (собственное и собеседника), учитывать и исправлять найденные ошибки.

Обратимся к некоторым примерам из разработанной системы развивающих упражнений и заданий. Одними из первых курсантам были предложены варианты имитативных (имитационных) упражнений, которые относят к активным методам обучения и которые предполагают наличие заранее известного преподавателю (но не обучающимся) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы [33]. На данном этапе занятия строились на имитации типовых фраз или деловых клише (прошу Вашего ходатайства, настоящим докладываю, близкие родственники, тяжкие последствия, законный представитель, имущественный ущерб, интеллектуальная собственность, минимальный размер оплаты труда, приобщить к делу, содержание под стражей, срок давности, юридическое лицо и т. д.), которые затем служили образцом для составления новых текстов деловой коммуникации. Это способствовало формированию у обучающихся имитативных умений по культуре деловой речи и предупреждению многих речевых ошибок, связанных с нарушением языковых норм, а также давало возможность курсантам увидеть как бы со стороны те ситуации, в которых им как будущим специалистам, возможно, придется непосредственно участвовать.

Моделирующие умения, формируемые в процессе изучения культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, связаны с конструированием и моделированием речевой деятельности курсантов. В ходе исследования было выявлено, что моделирующие умения формируются на продуктивном уровне и предполагают целенаправленное приращение культурно-речевых и познавательных ресурсов курсантов в виде опыта разрешения проектируемых педагогом проблемных учебных и военно-профессиональных ситуаций.

Курсантам на этом этапе формирования культуры деловой речи было предложено выполнить следующие задания: исправить речевые ошибки в деловых текстах и текстах иных стилей речи (объяснить значения слов, выполнить упражнения с синонимами, антонимами, многозначными словами, просторечными, словами-штампами, «лишними» словами, омонимами, паронимами); перестроить структуру предложений; составить предложения заданного типа (по моделям); выписать из предложений словосочетания различных типов для усвоения лексической сочетаемости слов; составить

словосочетания и предложения по схемам-моделям для обработки связей между словами; сконструировать языковые единицы различного уровня (сложить слово из предлагаемых вариантов окончаний, суффиксов, приставок, корней; сложить из слов все возможные виды словосочетаний; из словосочетаний - различные виды простых и сложных предложений; из предложений - тексты) и т. д.

Такого типа упражнения давали возможность курсантам сосредоточиться на способах связи внутри словосочетаний и предложений, распознавать в деловом и иных текстах основные единицы речи и грамотно использовать их в ходе военно-профессиональной коммуникации. Разбирая общее содержание делового текста, анализируя его структуру, перестраивая словосочетания и предложения, составляя самостоятельные устные и письменные деловые тексты, курсанты развивали и совершенствовали умения и навыки моделирующего характера. При этом деловые тексты, с которыми работали курсанты, были информативными, насыщенными живым и естественным содержанием, связанные с их будущей военно-профессиональной деловой коммуникацией. Ситуации, описанные в текстах или в заданиях к ним, были взяты из реальной жизни курсантов, что также приближало формирование культуры деловой речи к реальным условиям жизни и деятельности будущих офицеров.

Спонтанные умения, необходимые для формирования творческого уровня формирования культуры деловой речи курсантов, предполагали использование особого типа развивающих упражнений и заданий, связанных с их неожиданностью, неподготовленностью для обучающихся, когда преподаватель условия и цели игры сообщал курсантам впервые. Их выбор объяснялся желанием создать у курсантов мотивацию к изучению культуры деловой речи. Более сложные с точки зрения их выполнения, такого рода упражнения и задания могли быть предложены курсантам в качестве домашнего задания и вносили разнообразие в кажущуюся порой скучной и неинтересной самоподготовку, давали возможность проявить творческие способности. Мы уже ранее приводили пример такого типа задания, связанного с составлением текста документа (заявления, автобиографии, доверенности, искового заявления и т. д.) от лица какого-либо литературного героя или сказочного персонажа. Курсанты при этом старались придерживаться фабулы выбранного произведения и соответствия стиля составляемого текста документа нормам деловой речи [34].

Представленная на рисунке диаграмма отражает сравнительную динамику изменений в контрольных и экспериментальной группах на основании замеров на констатирующем и по завершении формирующего этапов опытно-экспериментальной работы в ходе формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов при использовании системы развивающих упражнений и заданий.

Как видно по результатам, представленным на рисунке, в экспериментальной группе (ЭГ), в которой был применен коммуникативно-деятельностный подход к обучению, произошли значительные изменения: число курсантов, обнаруживающих творческий уровень сформированности культуры деловой речи, выросло на 29,1%. Одновременно с этим на 12,9% увеличилось количество курсантов, обнаруживающих продуктивный уровень.

Использование системы развивающих упражнений и заданий в обучении курсантов культуре деловой речи предполагает наличие такого необходимого условия, как подготовка и переподготовка преподавательского состава военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуника-тивно-деятельностного подхода к обучению.

Динамика изменения уровней сформированности культуры деловой речи курсантов в процессе опытно-экспериментальной работы

Педагоги военных вузов должны быть подготовлены к созданию и реализации системы развивающих упражнений и заданий. Один из сущностных признаков функционально подготовленного преподавательского состава к формированию культуры деловой речи курсантов - это готовность к инновациям с позиций комму-никативно-деятельностного подхода к обучению, что обеспечивает обновление и обратное конструктивное влияние на все остальные компоненты исследуемого педагогического процесса.

В ходе диссертационного исследования установлено, что формирование культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению - наукоемкий и сложный процесс, который требует серьезной подготовки педагогов. Его осуществление предусматривает овладение концептуальным уровнем педагогического мышления и технологической культурой педагогической деятельности с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; методологиза-цию педагогического мышления, которая позволяет удерживать логику самоорганизующегося развития исследуемого процесса; необходимость вносить существенные изменения, внедряя инновационные педагогические идеи, для эффективного функционирования всех компонентов культуры деловой речи курсантов.

Следует также отметить, что осуществление педагогического взаимодействия на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, спроектированного в логике саморазвивающегося процесса, возможно при условии сформированности у педагога потенциала саморазвития, его способности к самоизменению парадигмаль-ных оснований педагогического опыта.

Исследование показало, что реализация научных и прикладных основ коммуника-тивно-деятельностного подхода при формировании культуры деловой речи у курсантов военных вузов инициирует необходимость создания «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятель-ностного подхода к обучению. В то же время трансформация преподавательского коллектива в «команду» имеет определенные сложности, к которым следует отнести:

- явное отсутствие интереса значительной части преподавателей военных вузов к теоретико-методологическим основам формирования культуры деловой речи курсантов и, как следствие, к его совершенствованию;

- невостребованность накопленного потенциала научных и прикладных основ коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в высшей военной школе;

- определенные трудности в овладении преподавательским составом военных вузов инновационными технологиями развития теории и практики обучения;

- склонность педагогического коллектива к применению лишь традиционного подхода к обучению курсантов культуре деловой речи, что недопустимо в условиях непрерывного усложнения военно-профессиональной коммуникации;

- декларативный характер внедрения в обучение курсантов педагогических инноваций;

- ускоряющийся распад и исчезновение научно-педагогических школ и др.

Исследование показало, что параллельно с созданием «команды» педагогов, использующих коммуникативно-деятельностный подход к обучению, необходима активная позиция и руководящего состава военных вузов, чья деятельность связана с регламентацией учебного процесса; представителей учебно-методического и научно-исследовательского отделов; и особенно - офицеров курсового звена. Не секрет, что именно участие в процессе обучения и воспитания курсантов офицеров курсового звена, наиболее часто контактирующих с курсантами и оказывающих порой сильное влияние на них своим личным примером и поведением, является существенным моментом в формировании основ культуры деловой речи и военно-профессионального общения. Это позволяет избежать выявленных в ходе исследования формализма в определении целей и задач формирования культуры деловой речи у курсантов, преодолеть указанные сложности, в том числе устранить часто встречающуюся разобщенность руководящего состава и преподавателей военных вузов между собой и обучающимися, обеспечить согласованную деятельность между структурными подразделениями и наладить обратную связь между ними.

Результаты исследования дали возможность осознать, что регулярное проведение методических семинаров, направленных на понимание сущностных аспектов формирования культуры деловой речи курсантов, формулирование его целей и задач, соответствующих требованиям коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, дает положительный эффект. Если в начале исследования только 10-20% преподавателей военных вузов выразили готовность использовать инновационный подход в обучении курсантов культуре деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода, в том числе с применением разработанной системы развивающих упражнений и заданий, то после проведения методических семинаров их количество возросло до 40%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение такого рода семинаров возможно в форме деловых игр на межкафедральном и вузовском уровнях. Одновременно данная форма может быть использована для эффективного диалога преподавательского и руководящего состава, что будет способствовать оптимальной организации учебного процесса, соответствующего специфике военного вуза. Речь прежде всего идет о повышении качества планирования учебных дисциплин, необходимых для формирования культуры деловой речи, составления расписания учебных занятий и организации самостоятельной работы курсантов. Обоснованность таких мероприятий подтверждают слова В. А. Су-хомлинского: «Педагогическая идея - это крылья, на которых парит коллективное творчество... Идея воодушевляет коллектив» [35].

Заключение / Conclusion

Исследование показало, что разработанная и апробированная система развивающих упражнений и заданий, рассчитанная на поэтапное формирование у курсантов

военных вузов культуры деловой речи, себя оправдала. Преподаватели, которые проводили занятия на основе методики разных подходов (традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного) с учетом формирования имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов, отметили явное преимущество коммуника-тивно-деятельностного подхода к обучению. При этом строгой регламентации в отношении используемых заданий не было: преподаватели могли применять элементы различных упражнений в зависимости от степени освоения материала, учитывая готовность курсантов воспринимать задания с повышенным уровнем сложности.

Осуществление данного пути обеспечивалось следующими педагогическими условиями: поэтапным введением знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогической подготовкой и переподготовкой преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; созданием «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Ссылки на источники / References

1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». - URL: https://base.garant.ru/71848426/

2. Основная профессиональная образовательная программа: специальность 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения». - M.: ВУ MО РФ, 2019.

3. Лазуткина Л. Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры курсантов военных командных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - M.: ВУ, 2007. - С. 44-46.

4. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих MО РФ на период до 2020 года. - M., 2008.

5. Барабанщиков А. В., Mуцинов С. С. Педагогическая культура офицера. - M.: Воениздат, 1985. - С. 118.

6. Панасюк А. Ю. Убеждающее воздействие. - M., 1993. - С. 28.

7. Шибаев А. А. Формирование готовности к профессиональному общению курсантов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2007.

8. Захаренко С. В. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. - M.: ВУ, 2011.

9. Hinck J. M. The Military Leader and effective rhetorical Skills. - USA B.A., California State University, Fresno, California, 1991.

10. Logan-Terry A., Damari R. R. Key culture-general interactional skills for military personnel // Procedia Manufacturing. - 201S. - № 3. - Р. 3990-3997.

11. Orna-Montesinos C. The scope of intercultural Сommunication in a Military-specific Language Program // Journal of teaching english for specific cand academic purposes. - 2017. - Vol. S. - № 1. - Р. 13-33.

12. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие. - S-е изд. - M.: ИД КДУ, 2015.

13. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. - M.: Изд. центр «Академия», 1998.

14. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - M.: АПН, 1960.

15. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - M.: Логос, 2004.

16. Ладыженская Т. А., Зельманова Л. M. Практическая методика русского языка. - M.: Просвещение, 1992.

17. Преликова О. С. Обучение стилистике деловой речи на уроках русского языка в профильных классах: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2005. - С. 134.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - M.: Педагогика, 1976. - С. 286.

19. Deci E. L. Self-Determination Theory: A macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Теория самодетерминации. - URL: https://pdfs.seman-ticscholar.org/a32f/343Sbb06e362704SS1cc62c7df3ef2f16ab1.pdf.

20. Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. - M.: АСТ-ЛТД, 1998.

21. Deci E. L. Intrinsic motivation. - New York: Plenum Press, 199S. - Р. 19-20.

22. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования (лекция). - M.: ВПА им. Ленина, 1971.

23. Воробьев А. М. Проблемность в преподавании общественных наук в Академии. - М.: ВПА им. Ленина, 1987.

24. Коротков Э. Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. - М.: ВПА им. Ленина, 1988.

25. Давыдов В. П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: курс лекций. - М.: Академия ФПС, 1995.

26. Федак Е. И., Ценцеря С. В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1 (41). - С. 150-156.

27. Сливин Т. С. Педагогическая концепция правовой подготовки слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений ВС РФ: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВУ МО РФ, 2008.

28. Пахомова Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2011.

29. Юдин И. В. Развитие служебной самостоятельности офицеров подразделений войск Национальной Гвардии Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2017.

30. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

31. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. P. P. Атутова, М. Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1985.

32. Дмитриенко В. А. Методологические проблемы науковедения. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1977.

33. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л. Х. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. - М.: Компания КноРус, 2016.

34. Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Теория и практика процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11 (ноябрь). - С. 1-23. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191066.htm.

35. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1982.

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Ros-sijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education"]. Available at: https://base.garant.ru/71848426/ (in Russian).

2. (2019). Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma: special'nost' 44.05.01 "Pedagogika i psi-hologiya deviantnogo povedeniya" [Main professional educational program: specialty 44.05.01 "Pedagogy and psychology of deviant behavior"], VU MO RF, Moscow (in Russian).

3. Lazutkina, L. N. (2007). Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya i razvitiya rechevoj kul'tury kursantov voennyh komandnyh vuzov [Pedagogical concept of formation and development of speech culture of cadets of military universities]: dis.... d-raped. nauk, VU, Moscow, pp. 44-46 (in Russian).

4. (2008). Strategicheskij plan sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya ipodgotovki voennosluzhashchih i gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih MO RF na period do 2020 goda [Strategic plan for improving professional education and training of military and civil personnel of the Ministry of Defense of the Russian Federation for the period up to 2020], Moscow (in Russian).

5. Barabanshchikov, A. V. & Mucinov, S. S. (1985). Pedagogicheskaya kul'tura oficera [Pedagogical culture of the officer], Voenizdat, Moscow, p. 118 (in Russian).

6. Panasyuk, A. Yu. (1993). Ubezhdayushchee vozdejstvie [Persuasive influence], Moscow, p. 28 (in Russian).

7. Shibaev, A. A. (2007). Formirovanie gotovnosti k professional'nomu obshcheniyu kursantov vuza [Formation of readiness for professional communication among university cadets]: dis.... kand. ped. nauk, Saratov (in Russian).

8. Zaharenko, S. V. (2011). Vospitanie kul'tury sluzhebnyh otnoshenij u kursantov voennyh vuzov [Cultivating a culture of service relations among cadets of military universities]: dis.... kand. ped. nauk, VU, Moscow (in Russian).

9. Hinck, J. M. (1991). The Military Leader and effective rhetorical Skills, USA B.A., California State University, Fresno, California (in English).

10. Logan-Terry, A. & Damari, R. R. (2015). "Key culture-general interactional skills for military personnel", Procedia Manufacturing, № 3, pp. 3990-3997 (in English).

11. Orna-Montesinos, C. (2017). "The scope of intercultural Sommunication in a Military-specific Language Program", Journal of teaching english for specific cand academic purposes, vol. 5, № 1, pp. 13-33 (in English).

12. Gal'perin, P. Ya. (2015). Lekcii po psihologii [Psychology lectures]: ucheb. posobie, 5-e izd., ID KDU, Moscow (in Russian).

13. Talyzina, N. F. (1998). Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogicalpsychology]: ucheb. posobie dlyastud. sred. ped. ucheb. zaved, Izd. centr "Akademiya", Moscow (in Russian).

14. Vygotskij, L. S. (1960). Razvitie vysshih psihicheskih funkcij [Development of higher mental functions], APN, Moscow (in Russian).

15. Zimnyaya, I. A. (2004). Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]: uchebnik dlya vuzov, Logos, Moscow (in Russian).

16. Ladyzhenskaya, T. A. & Zel'manova, L. M. (1992). Prakticheskayametodikarusskogoyazyka [Practicalmethodology of the Russian language], Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

17. Prelikova, O. S. (2005). Obuchenie stilistike delovoj rechi na urokah russkogo yazyka vprofil'nyh klassah [Teaching the style of business speech at the lessons of the Russian language in specialized classes]: dis. ... kand. ped. nauk, Ryazan', p. 134 (in Russian).

18. Rubinshtejn, S. L. (1976). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology], Pedagogika, Moscow, p. 286 (in Russian).

19. Deci, E. L. "Self-Determination Theory: A macrotheory of Human Motivation, Development, and Health", Teoriya samodeterminacii. Available at: https://pdfs.seman-ticscholar.org/a32f/3435bb06e362704551cc62c7df3ef2f16ab1.pdf (in English).

20. Torndajk, E. & Uotson, Dzh. B. (1998). Biheviorizm. Principy obucheniya, osnovannye na psihologii. Psihologiya kak nauka o povedenii [Behaviorism. Learning principles based on psychology. Psychology as a science of behavior], AST-LTD, Moscow (in Russian).

21. Deci, E. L. (1995). Intrinsic motivation, Plenum Press, New York, pp. 19-20 (in English).

22. Vdovyuk, V. I. (1971). Voenno-pedagogicheskie kachestva oficera i puti ih formirovaniya [Military-pedagogical qualities of an officer and the ways of their formation] (lekciya), VPA im. Lenina, Moscow (in Russian).

23. Vorob'ev, A. M. (1987). Problemnost' v prepodavanii obshchestvennyh nauk v Akademii [Problems in teaching social sciences at the Academy], VPA im. Lenina, Moscow (in Russian).

24. Korotkov, E. N. (1988). Razvitie tvorcheskogo myshleniya oficerov v processe obucheniya [Development of officers' creative thinking in the training process], VPA im. Lenina, Moscow (in Russian).

25. Davydov, V. P. (1995). Voprosy pedagogicheskoj psihologii v vysshej shkole pogranichnyh vojsk [Issues of pedagogical psychology in the Higher School of the Border Guards]: kurs lekcij, Akademiya FPS, Moscow (in Russian).

26. Fedak, E. I. & Cencerya, S. V. (2011). "Innovacionnaya lichnost'. Psihologo-pedagogicheskoe obosnovanie" [An innovative personality. Psychological and pedagogical justification], Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, № 1 (41), pp. 150-156 (in Russian).

27. Slivin, T. S. (2008). Pedagogicheskaya koncepciya pravovoj podgotovki slushatelej i kursantov vysshih voenno-uchebnyh zavedenij VS RF [Pedagogical concept of legal training of students and cadets of higher military educational institutions of the RF Armed Forces]: dis.... d-ra ped. nauk, VU MO RF, Moscow (in Russian).

28. Pahomova, N. V. (2011). Povyshenie effektivnosti samostoyatel'noj raboty v obuchenii kursantov voennyh vuzov [Increasing the efficiency of independent work in training cadets of military universities]: dis. . kand. ped. nauk, VU, Moscow (in Russian).

29. Yudin, I. V. (2017). Razvitie sluzhebnoj samostoyatel'nosti oficerov podrazdelenij vojsk Nacional'noj Gvardii Ros-sijskoj Federacii [Development of service independence of officers of units of the National Guard of the Russian Federation]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, VU, Moscow (in Russian).

30. Leont'ev, A. A. (1969). Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity], Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

31. Atutov, P. P. & Skatkin, M. N. (eds.) (1985). Metodologicheskie problemy razvitiya pedagogicheskoj nauki [Methodological issues of pedagogical science development], Pedagogika, Moscow (in Russian).

32. Dmitrienko, V. A. (1977). Metodologicheskie problemy naukovedeniya [Methodological problems of science studies], Izd-vo Tomskogo un-ta, Tomsk (in Russian).

33. Burnyasheva, L. A. & Gazgireeva, L. H. (2016). Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly [Active and interactive teaching methods in the training process of higher education], Kom-paniya KnoRus, Moscow (in Russian).

34. Luk'yanec, A. A. & Arhipova, T. N. (2019). "Teoriya i praktika processa formirovaniya kul'tury delovoj rechi u kursantov voennyh vuzov na osnove kommunikativno-deyatel'nostnogo podhoda k obucheniyu" [Theory and practice of the process of forming a culture of business speech among cadets of military universities on the basis of a communicative activity-oriented approach to training], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 11 (noy-abr'), pp. 1-23. Available at: http://e-koncept.ru/2019/191066.htm (in Russian).

35. Suhomlinskij, V. A. (1982). O vospitanii [About upbringing], Politizdat, Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.