7. Столяров, В.И. Теоретико-методологические основы инновационной системы физкуль-турно-спортивной работы со студентами : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Ореш-кин. - Москва : Анкил, 2019. - 285 с.
REFERENCES
1. Koroleva, S. A. (2004), Game models of competition and cooperation in physical culture and sports work with students, dissertation, Moscow.
2. Petrova, L.Yu. (2013), Content and forms of organization of mass sports competitions of students, dissertation, Moscow.
3. Petrova, L.Yu. and Petrov, M. A. (2018), "Monitoring of social and pedagogical significance of mass sports competitions of students", Physical Culture and health, No. 4 (68), pp. 58-59.
4. Stolyarov, V. I. (2017), Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience) : monograph, Part III., RUSYNS, Moscow.
5. Stolyarov, V.I. (2019), New Russian model of mass sport-sport for health and recreation (concept, experience of implementation, meaning), monograph, Print-Express LLC, Smolensk.
6. Stolyarov, V.I. and Kirilina, L.Yu. (2012), "Spartiada-innovative program for organizing mass sports competitions of students", VestnikMSTUStankin, No. 1 (19), pp. 138-140.
7. Stolyarov, V.I., Barinov, C.Yu. and Oreshkin, M. M. (2019), Theoretical and methodological foundations of an innovative system of physical education and sports work with students: monograph, Ankil, Moscow.
Контактная информация: vstolу[email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2020
УДК 796.093
ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ИХ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Людмила Юрьевна Петрова, кандидат педагогический наук, доцент, Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогический наук, доцент, Юрий Николаевич Гончаров, доцент, Татьяна
Васильевна Посохова, кандидат педагогический наук, доцент, Московский политехнический университет
Аннотация
Статья посвящена анализу принципов организации спортивного соревнования и их влияния на ценностные ориентации студентов. Цель исследования - экспериментальная проверка теоретического предположения: о влиянии принципов организации спортивного соперничества на ценностные ориентации спортсменов; о позитивном значении организации спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа». Методика и организация исследования - проведение педагогического эксперимента на базе Московского политехнического университета: организация спортивных соревнований с участием студентов основного и специального медицинского отделений на основе инновационных принципов авторской программы «Команда-группа». Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования обосновано положение о том, что организация спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа» содействует: позитивному изменению ценностного отношения студентов к занятиям спортом; позитивной динамике в ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, принципы «честной игры» в спортивном соперничестве, в самооценке, а также потребности в самосовершенствовании; снижению негативного влияния спортивного соперничества на личностные качества студентов; повышению массовости участия студентов в спортивных соревнованиях; увеличению количества студентов, занимающихся спортом или в спортивной секции.
Выводы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, во-первых, о влиянии принципов организации спортивного соперничества студентов на педагогическую значимость этого
соперничества и, во-вторых, о позитивной роли инновационных принципов программы «Команда-группа» при проведении спортивных соревнований студентов.
Ключевые слова: спортивные соревнования студентов, принципы организации спортивного соперничества, ценностные ориентации.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p395-401
INFLUENCE OF ORGANIZATION PRINCIPLES OF THE STUDENT SPORTS COMPETITIONS ON THEIR VALUE ORIENTATIONS
Vladislav Ivanovich Stolyarov, the doctor of philosophical sciences, professor, Federal scientific center of physical culture and sports, Moscow; Lyudmila Yuryevna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elina Viktorovna Egorycheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Nikolaevich Goncharov, the senior lecturer, Tatyana Vasilyevna Posokhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Polytechnic University
Abstract
The article is devoted to the analysis of the principles of sports competition organization and their influence on students ' value orientations. The aim of the study is to test the theoretical assumption: the influence of the principles of organizing sports competition on the value orientations of athletes; the positive value of organizing sports competitions for students based on the innovative principles of the "Team-group" program. Methodology and organization of the research - conducting the pedagogical experiment on the basis of the Moscow Polytechnic University: organization of sports competitions with the participation of the students of the main and special medical departments on the basis of innovative principles of the author's program "Team-group". The results of the study and their discussion. As a result of the conducted research, the position that the organization of students' sports competitions on the basis of innovative principles of the "Team-group" program is justified: a positive change in the value attitude of students to sports; positive dynamics in the orientation of students to the spiritual and moral values, the principles of "fair play" in sports competition, in self-esteem, as well as the need for self-improvement; reducing the negative impact of the sports rivalry on the students ' personal qualities; increasing the mass participation of the students in sports competitions; increasing the number of students who are engaged in sports or in the sports section.
Conclusions. The results of the analysis show, firstly, the influence of the principles of organizing students' sports competition on the pedagogical significance of this competition and, secondly, the positive role of the innovative principles of the "Team-group" program in conducting students' sports competitions.
Keywords: sports competition of students, the principles of organization of sports competition, and value orientations.
ВВЕДЕНИЕ
В спорте заключены огромные возможности для физического совершенствования, развития психических способностей студентов, их приобщения к ценностям духовной культуры, самореализации. Но спортивное соперничество может оказывать и негативное влияние на личность и социальные отношения. Как показывает анализ, при организации спортивных соревнований студентов нередко основное внимание уделяется очкам, местам, наградам, победе любой ценой, что снижает ориентацию спортсменов на сохранение и укрепление здоровья, нравственное поведение в спорте, порождает стремление любой ценой (посредством нарушения нравственных норм, использования таких средств спортивной подготовки, которые пагубно отражаются на здоровье, и т.д.) добиться победы в спортивном соревновании [1, 2, 8].
Значит, спорт способен вносить существенный вклад в воспитание и социализацию студентов, но для достижения этой цели необходимо создавать условия, содействующие: а) участию в спорте, в том числе в спортивных соревнованиях не только физически развитых, спортивно одаренных, но всех студентов, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья; б) максимально полному использованию воспитательного потенциала спорта; в) противодействию стремлению участников спортивного соперничества победить
любой ценой (даже за счет одностороннего развития и здоровья, нарушения нравственных норм и принципов и т.д.).
Можно выделить две группы социальных факторов, влияющих на социальное значение спорта и ценностные ориентации спортсменов.
1) Субъективные факторы: поведение тренеров, педагогов, организаторов спортивных соревнований, самих спортсменов, их ценностные ориентации и уровень подготовленности; общая система образования, спортивное воспитание; позиция средств массовой информации и т.п.
2) Объективные факторы. В публикациях В.И. Столярова на основе теоретического анализа обосновано положение о том, что существенное влияние на ценностные ориентации спортсменов оказывает не только общая социально-экономическая ситуация в обществе, но также способ организации спортивного соперничества - принципы формирования программы, состава участников, системы выявления и поощрения победителей соревнования, организации и поощрения сотрудничества его участников [6, 7, 8]. Но это положение нуждается и в экспериментальной проверке.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - экспериментальная проверка теоретического предположения:
0 влиянии принципов организации спортивного соперничества на ценностные ориентации спортсменов; о позитивном значении организации спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа».
Методика и организация исследования - проведение педагогического эксперимента на базе Московского политехнического университета: организация спортивных соревнований с участием студентов основного и специального медицинского отделений на основе инновационных принципов авторской программы «Команда-группа» [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогический эксперимент проводился на базе Московского политехнического университета в течение одного учебного года. В эксперименте приняли участие 180 студентов (юноши и девушки): 55 студентов 1 курса (3 учебные группы) и 49 студентов 2 курса (2 учебные группы). Студентов специального медицинского отделения - 76 человек (30 -
1 курса, 46 - 2 курса). С участием студентов этой экспериментальной группы проводились спортивные соревнования на основе инновационных принципов [2, 4, 6].
Прежде всего использовался инновационный принцип формирования команд - «команда-группа». Согласно ему все студенты по списочному составу своей учебной группы, независимо от того, к какому учебному отделению (основному, специальному или спортивному) они относятся, принимают участие в соревнованиях как «команда-группа». Значит, спортивные соревнования проводятся не между сборными командами, а между «командами-группами». Тем самым ставилась задача предоставить возможность участия в спортивных соревнованиях всем студентам - независимо от уровня физических возможностей и состояния здоровья [3]. Кроме того, соревнования проводились как одноступенчатые, без предварительного отбора.
В связи с этим предусматривались инновационные принципы формирования программы соревнований (таблица 1)
Таблица 1 - Инновационные принципы программы соревнований
№ п/п Основные принципы отбора соревнований и конкурсов:
1 соревнования и конкурсы не должны требовать узкоспециализированной спортивной подготовки;
2 они должны позволять соревноваться всем студентам, включая студентов с разным уровнем физической подготовленности, спортивного мастерства и состояния здоровья;
3 они должны содействовать гармоничному и разностороннему развитию студентов, удовлетворению их интересов и потребностей в физическом, интеллектуальном, художественном мастерстве, реализации творческих способностей и т.д.
Программа спортивных соревнований на основе указанных принципов включала в себя следующие соревнования и конкурсы.
1) Многоборье - группа упражнений, позволяющих оценить физические качества и способности участников.
2) Соревнования по игровым видам спорта: баскетболу, волейболу, мини-футболу между «командами-группами». Иногда эти игры проводились по таким правилам, во время которых не подсчитывались голы и очки, а давались задания на технику совершенствования приемов в виде спорта. Учитывая небольшое число игроков (5-6), одновременно находящихся на площадке, вся группа делилась на подгруппы по числу играющих (5-6), которые в процессе игры сменяли друг друга. Учащиеся, не играющие в данный момент и освобожденные от занятий по физической культуре, составляли группу поддержки, между которыми также проводились соревнования и начислялись очки. Таким образом, получалось, что студенты всей группы тем или иным образом участвовали в соревнованиях, зарабатывая очки своей команде.
3) Конкурсы, требующие проявления интеллектуальных способностей эстетической культуры, творческих способностей в техническом мастерстве (конкурс эрудитов-знатоков, конкурс изобретателей, конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта).
Таблица 2 - График проведения спортивных соревнований ВШПМ в 2017/2018 уч. году осеннего семестра_____
№ Название соревнования Сроки проведения Кол-во участников Контингент участников Между кем проводятся соревнования
2 Турнир по мини-футболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 28 сентября - 2 октября 2017 г. 165 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
4 Турнир по баскетболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 18-29 октября 2017г. 162 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
5 Соревнования по многоборью между «командами-группами» ВШПМ+ конкурс групп поддержки (осенний этап) 1-15ноября 2017г. 171 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
8 Турнир по волейболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 4—11 декабря 2017 г 155 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
9 Конкурс эрудитов- знатоков между командами группами (осенний этап) 15, 16 декабря 2017г. 154 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
10 Конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта 13, 14декабря 2017 г. 163 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами-группами» 1 и 2 курсов
Инновационные принципы системы определения и поощрения победителей. При оценке выступления участников прежде всего учитывалось их поведение, принимались во внимание индивидуальные особенности участников (пол, наличие инвалидности, ее характер и т.д.). При выявлении победителей отдельных соревнований, конкурсов и Игр в целом учитывались лишь существенные различия в результатах участников. Поэтому
предполагалось, что на каждом месте может быть не один, а много участников. При определении победителей Игр в целом учитывалось выступление участников во всех состязаниях и конкурсах, включенных в программу. Кроме того поощрялось: преодоление участником результатов, которые он сам показывал раньше, нравственное поведение, творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид и т. п.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы относительно позитивных аспектов организации спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов.
1. Позитивное изменение мнения студентов о значении спорта, в том числе спортивных соревнований, и участия в них (таблицы 3, 4).
Таблица 3 - Мнение студентов о значении спорта, в том числе спортивных соревнований, и участия в них: сравнительные данные, в %__
Отношение студентов к спорту, в том числе к спортивным соревнованиям Этап эксперимента
До После
Студенты, которые считают, что активные занятия спортом имеют очень большое значение для человека в настоящее время; 68 90
Студенты, которые считают, что занятия спортом не имеют большого значения; 30 9
Количество студентов, отрицательно относящихся к этим занятиям; 4 3
Количество студентов, лично, для которых занятия спортом имеют значение; 58 77
Количество студентов, отметивших наличие интереса к спорту в различных его аспектах («смотрю спортивные соревнования по телевизору», «увлекаюсь спортивной фотографией (живописью)», «посещаю спортивные зрелища». «читаю спортивные газеты и журналы» и т.д.); 91 94
Количество студентов, активно занимающихся спортом самостоятельно или в спортивной секции; 25 33
Количество студентов, которых ничто, связанное со спортом, не интересует; 5,6 5
Количество студентов, которым нравится участвовать в соревнованиях, конкурсах; 40 61
Таблица 4 - Мнение студентов о негативном влиянии занятий спортом и участия в соревнованиях: сравнительные данные (в %)____
Всегда Часто Редко Никогда
Этап Этап Этап Этап
Последствия эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
До (%) После (%) До (%) После (%) До (%) После (%) До (%) После (%)
К ухудшению результатов в учебе 23 20 35 25 23 27 19 28
К одностороннему развитию 15 7 38 23 22 33 25 37
К ухудшению здоровья 15 6 15 9 43 56 27 29
К понижению уровня культуры 8 5 15 6 46 77 31 18
К развитию агрессивности 19 10 33 23 21 34 27 33
К снижению интеллекта и творческих способностей 10 6 25 15 34 45 31 34
2. Позитивное изменение ориентации студентов на нравственное поведение в спортивном соперничестве (таблицы 5, 6).
Таблица 5 - Отношение студентов к поведению спортсменов: сравнительные данные (в %)
Формулировка вопроса Этап эксперимента
До После
«победа - не самое главное, победа - единственное, ради чего стоит бороться» 53 32
«самое главное для спортсмена - показать красивую игру, даже если это не позволит добиться победы» 54 68
«обязанность игрока - строго соблюдать правила, честно вести поединок, даже если он (его команда) проигрывает» 45 73
«спортсмен может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе» 31 18
«если зрители приветствуют драки, грубость, игроки должны вести себя также» 12 5
«главное в жизни не триумф, а битва; важнее храбро сражаться, чем победить» 28 39
Таблица 6 - Динамика негативных проявлений в поведении студентов в соревнованиях (в %)_
Негативные проявления Этапы эксперимента
До После
Нарушение правил 34 22
Отказ от участия в соревновании 35 10
Неуважительное отношение к соперникам: грубость (толчки, подножки); оскорбления, обвинения, насмешки и т.п. 30 10
3. Повышение массовости участия студентов. В соревнованиях принимали участие все студенты, в том числе студенты специального медицинского отделения.
4. Позитивное изменение ряда личностных характеристик (таблица 7).
Таблица 7 - Изменение спортивной мотивации и некоторых личностных особенностей студентов до и после эксперимента, баллы__
№ Изучаемый показатель Этап эксперимента P
До После
Median Lower Quartile Appear Quartile Median Lower Quartile Appear Quartile
1 Мотивация соревновательной деятельности: - на достижение успеха; 5,00 3,00 6,00 6,00 4,00 8,00 Р <0,05
- на избегание неудачи; 7,00 6,00 8,00 6,00 5,00 7,00 Р <0,05
2 Уровень тревожности 40,00 36,00 46,00 36,00 33,00 39,00 Р <0,05
3 Самооценка личности 0,42 0,31 0,54 0,55 0,44 0,68 Р<0,05
4 Потребность в самосовершенствовании 52,00 43,00 63,00 60,00 48,00 68,00 Р <0,05
Из таблицы 7 следует, что медианные значения характера соревновательной мотивации, уровня тревожности, потребности в самосовершенствовании и самооценки личности улучшились (т.е. увеличились или уменьшились) на достоверную величину при уровне значимости Р <0,05.
ВЫВОДЫ
Результаты педагогического эксперимента подтвердили теоретическое предположение:
1) о влиянии принципов организации спортивного соперничества студентов на педагогическую значимость этого соперничества;
2) о позитивном значении организации спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа»:
- в лучшую сторону изменилось мнение студентов о значимости и привлекательности спортивной деятельности;
- выявлена позитивная динамика в ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, нормы просоциального поведения, принципы «честной игры» в соревнованиях;
- удалось решить проблему повышения массовости участия студентов в спортивных соревнованиях;
- увеличилось количество студентов, занимающихся спортом самостоятельно или в спортивной секции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорычева, Э.В. Поиск резервов для вовлечения студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья, в занятия физической культурой / Э.В. Егорычева, А.О. Егорычев // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 1 (65). - С. 116-119.
2. Королева, С. А. Игровые модели соперничества и сотрудничества в физкультурно-спортив-ной работе со студентами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Королева С.А. - Москва, 2004. - 24 с.
3. Мошкина, Ю.А. Влияние двигательной активности на функциональные показатели сердца / Ю.А. Мошкина, М.А. Петров // Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации : материалы 51-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Тюмень, 2017. - С. 302-303.
4. Петрова, Л.Ю. Содержание и формы организации массовых спортивных соревнований студентов : дис. ... канд. пед. наук / Петрова Л.Ю. - Москва, 2013. - 183 с.
5. Петрова, Л.Ю. Мониторинг социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов / Л.Ю. Петрова, М.А. Петров // Культура физическая и здоровье. - 2018. -№ 4 (68). - С. 58-59.
6. Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортив-ной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) : монография. Ч. III / В.И. Столяров. - Москва : РУСАЙНС, 2017. - 294 с.
7. Столяров, В.И. Новая российская модель массового спорта - спорт для здоровья и рекреации (концепция, опыт реализации, значение) : монография / В.И. Столяров. - Смоленск : ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 478 с.
8. Столяров, В.И. Теоретико-методологические основы инновационной системы физкуль-турно-спортивной работы со студентами : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Ореш-кин. - Москва : Анкил, 2019. - 285 с.
REFERENCES
1. Egorycheva, E.V. and Egorychev, A.O. (2018), "Find resources for engaging students with the limits for health, physical education", Physical Culture and health, No. 1 (65), pp. 116-119.
2. Koroleva, S. A. (2004), Game models of competition and cooperation in physical culture and sports work with students, dissertation, Moscow.
3. Moshkina A. Yu. and Petrov M.A. (2017), "Influence of motor activity on functional heart indicators", Actual problems of theoretical, experimental, clinical medicine and pharmacy: materials of the 51st All-Russian Scientific Conference of Students and Young Scientists, Tyumen, pp. 302-303.
4. Petrova, L.Yu. (2013), Content and forms of organization of mass sports competitions of students, dissertation, Moscow.
5. Petrova, L.Yu. and Petrov, M. A. (2018), "Monitoring of social and pedagogical significance of mass sports competitions of students", Physical Culture and health, No. 4 (68), pp. 58-59.
6. Stolyarov, V. I. (2017), Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience) : monograph, Part III., RUSYNS, Moscow.
7. Stolyarov, V.I. (2019), New Russian model of mass sport-sport for health and recreation (concept, experience of implementation, meaning), monograph, Print-Express LLC, Smolensk.
8. Stolyarov, V.I., Barinov, C.Yu. and Oreshkin, M. M. (2019), Theoretical and methodological foundations of an innovative system of physical education and sports work with students: monograph, Ankil, Moscow.
Контактная информация: vstolу[email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2020
УДК 364.2
О ПРОБЛЕМАХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ И ПРИМЕНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел России, г. Иркутск; Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Максим Юревич Кривенков, старший преподаватель, Александр Иванович Пономарев, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация
Цель работы заключалась в изучении пристрастия и вовлеченность студенческой молодежи первых и вторых курсов очной формы обучения к злоупотреблению вредных привычек, а именно