В.И. Столярова. - Москва : Спорт, 2019. - 320 с.
14. Столяров, В.И. Инновационные игровые формы организации физкультурно-спортивной деятельности : монография / В.И. Столяров, А.А. Пашин, А.И. Можаров ; под общей ред. проф. В.И. Столярова. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2017. - 404 с.
15. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2 т. / Х. Хекхаузен. - Москва : Педагогика,
1986.
REFERENCES
1. Vinogradov, P.A. and Perches, Yu.V. (2013), On the state and development trends of physical culture and mass sport in the Russian Federation (according to the results of sociological studies), Soviet Sport, Moscow.
2. Zhuravleva, I.V. (2002), Adolescent Health: A Sociological Analysis, Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
3. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
4. Leontiev, A.N. (1971), Needs, motives, emotions, publishing house Moscow State University, Moscow.
5. Loginov, S.I. (2006), "Determinants of physical activity: problems and approaches to the study", Theory and practice ofphysical. Culture, No. 7, pp.55-57
6. Maslow, A. (2013), Motivation and personality, Peter, St. Petersburg.
7. Materials for the meeting of the State Council of the Russian Federation (2002), On enhancing the role of physical education and sport in the formation of a healthy lifestyle for Russians, Soviet sport, Moscow.
8. Stolyarov, V.I. (2017), Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience) Part II, RUSAINS, Moscow.
9. Stolyarov, V.I. (2017), Fundamentals of the sociology ofphysical culture and sports and human physicality, RUSINS, Moscow.
10. Stolyarov, V.I. (2019), The new Russian model of mass sports - sports for health and recreation (concept, implementation experience, value), Print Express LLC, Smolensk.
11. Stolyarov, V.I. (2019), The theory and practice of humanistic sports movement in modern society (a critical analysis of the state and new concepts), Part I- IV, RUSAINS, Moscow.
12. Stolyarov, V.I., Barinov, S.Yu. and Oreshkin, M.M. (2016), Theoretical and methodological foundations of an innovative system ofphysical education and sports work with students, Ankil, Moscow.
13. Stolyarov, V.I. and Okunkov, Yu.V. (2019), Modern problems ofphysical education and sports activity of preschoolers: a sociological analysis, Sport, Moscow.
14. Stolyarov, V.I., Pashin, A.A. and Mozharov, A.I. (2017), Innovative game forms of organization of physical culture and sports activities, Publishing house of PGU, Penza.
15. Hekhausen, Kh. (1986), Motivation and activity, V.1, 2, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
УДК 796.093
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Михаил Александрович Петров, преподаватель, Московский университет имени С.Ю. Витте; Марина Викторовна Шилова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Перфилова, ассистент, Вера Юрьевна Путилина, ассистент, Московский политехнический
университет
Аннотация
В статье анализируется педагогическая эффективность массовых спортивных соревнований студентов. Цель исследования - определить роль инновационной программы «Команда-группа» в
решении таких педагогических задач, как повышение массовости участия студентов в спортивных соревнованиях, возможность участия в них студентов специального медицинского отделения наравне со студентами основной группы, улучшение посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию и их отношения к этим занятиям. Методика и организация исследования - проведение педагогического эксперимента на базе Московского политехнического университета: организация спортивных соревнований с участием студентов основного и специального медицинского отделений на основе принципов авторской программы «Команда-группа». Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования обосновано положение о том, что организация спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа» содействует эффективному решению следующих педагогических задач: повышению массовости участия студентов в спортивных соревнованиях; возможности студентам специального медицинского отделения наравне со студентами основной группы участвовать в соревнованиях в составе «команда-группа»; улучшению посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию в университете и их отношения к этим занятиям.
Выводы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, во-первых, о влиянии принципов организации спортивного соперничества студентов на педагогическую значимость этого соперничества и, во-вторых, о позитивной роли инновационных принципов программы «Команда-группа» при проведении спортивных соревнований студентов.
Ключевые слова: массовый спорт, спортивные соревнования студентов, педагогическая эффективность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p389-395
PEDAGOGICAL EFFECTIVENESS OF THE PROGRAMS FOR MASS SPORTS COMPETITIONS AMONG THE STUDENTS
Vladislav Ivanovich Stolyarov, the doctor of philosophical sciences, professor, Federal scientific center of physical culture and sports, Moscow; Mikhail Alexandrovich Petrov, the teacher, Moscow University named after S.U. Vitte, Marina Viktorovna Shilova, the senior teacher, Tatyana Vladimirovna Perfilova, the assistant, Vera Yuryevna Putilina, the assistant,
Moscow Polytechnic University
Annotation. The article analyzes the pedagogical effectiveness of mass sports competitions among the students. The purpose of the study is to determine the role of the innovative Team-group" program in solving such pedagogical tasks as increasing the mass participation of students in sports competitions, the possibility of participation of students of the special medical Department on a par with the students of the main group, improving the attendance of the students in physical education and their attitude to these classes. Methodology and organization of the research - conducting the pedagogical experiment on the basis of the Moscow Polytechnic University: the organization of the sports competitions with the participation of the students of the main and special medical departments on the basis of the principles of the author's program "Team-group". The results of the study and their discussion. As a result of the research, the author substantiates the position that the organization of the students ' sports competitions on the basis of the innovative principles of the "Team-group" program contributes to the effective solution of the following pedagogical tasks: increasing the mass participation of the students in sports competitions; opportunities for the students of the special medical Department to participate in competitions as part of the "team-group" on a par with students of the main group»; improving the students ' attendance at physical education classes at the University and their attitude to these classes.
Conclusions. The results of the analysis show, firstly, the influence of the principles of organizing students ' sports competition on the pedagogical significance of this competition and, secondly, the positive role of the innovative principles of the "Team-group" program in conducting students' sports competitions.
Keywords: mass sports, student sports competitions, pedagogical efficiency.
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнано положение о том, что физкультурно-спортивная деятельность способна играть важную роль в активном, целенаправленном формировании, коррекции физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также ценностных
ориентиров человека. Поэтому в Послании и выступлениях президента РФ В.В. Путина поставлена задача в ближайшие годы добиться включения более половины населения в занятия физкультурой и спортом.
Данная проблема актуальна и применительно к учащейся молодежи. Многочисленные исследования свидетельствуют о снижении уровня здоровья, физических кондиций и спортивной подготовленности учащихся школ и вузов. Отмечается тенденция к ухудшению у них и психического здоровья: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров.
Актуальной поэтому является задача повышения спортивной активности студентов, а также социокультурной эффективности этой активности. Важное значение в этом плане имеет такой элемент спорта и системы физического воспитания студентов, как спортивные соревнования. При этом уровень вовлечения студенческой молодежи в эти соревнования, а также их социокультурная значимость существенным образом зависит от их организации - принципов формирования программы и состава участников, определения и поощрения победителей и т.д. [4, 5].
Как показывает анализ, в настоящее время спортивная работа в вузе направлена преимущественно на работу со спортивно-одаренными студентами, занимающимися в спортивных секциях, со студентами высокого класса, на обеспечение условий для тренировок и участия в спортивных соревнованиях студентов-спортсменов, на организацию для них тренировочных сборов, на их материальное поощрение и стимулирование и т.д. При проведении спортивных соревнований студентов, как правило, применяются принципы организации игрового соперничества, призванные содействовать в первую очередь определению сильнейших спортсменов, побуждению их к высоким спортивным достижениям, победам и т.п. Редко применяются гуманные принципы, которые ориентированы на получение участниками позитивных эмоций, удовольствия и радости от спортивного соревнования и сотрудничества, их оздоровление, нравственное поведение в соперничестве, целостное развитие личности, формирование гуманных социальных отношений и т.п. Все это снижает привлекательность спортивной деятельности для студентов и ее социокультурное значение. В связи с этим, в активные занятия спортом включается, как правило, лишь небольшая часть студентов. Многие студенты не желают принимать участие в спортивных соревнованиях, опасаясь проигрыша и связанных с ним негативных последствий, а те, кто регулярно в них участвует, часто студентами являются лишь формально [1, 2, 6, 7]
ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - определить роль и значение авторской программы «Команда-группа» [2, 3] в решении таких педагогических задач, как повышение массовости участия студентов в спортивных соревнованиях, возможность участия в них студентов специального медицинского отделения наравне со студентами основной группы, улучшение посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию и их отношения к этим занятиям.
Методика и организация исследования - проведение педагогического эксперимента на базе Московского политехнического университета: организация спортивных соревнований с участием студентов основного и специального медицинского отделений на основе принципов авторской программы «Команда-группа».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогический эксперимент проводился на базе Московского политехнического университета. В эксперименте приняли участие 180 студентов (юноши и девушки): 85 студентов 1 курса (3 учебные группы) и 95 студентов 2 курса (4 учебные группы). Из них
студентов специального медицинского отделения - 76 человек (30 - 1 курса, 46 - 2 курса).
В организационном плане программа предусматривала новый для практики массовых студенческих спортивных соревнований принцип формирования команд - «команда-группа». Согласно ему все студенты по списочному составу своей учебной группы, независимо от того, к какому учебному отделению (основному, специальному или спортивному) они относятся принимали участие в соревнованиях как «команда-группа». Отличие таких соревнований от соревнований «традиционной модели» в том, что, спортивные соревнования проводятся не между сборными командами, а между «командами-группами». Основная цель такого принципа формирования команды - предоставление возможности участия в соревновательном процессе всем студентам - независимо от уровня физических возможностей [2, 3, 6]. Кроме того, соревнования проводятся как одноступенчатые, без предварительного отбора. Для этого предусматривается существенное изменение и программы соревнований. Она должна включать в себя такие спортивно ориентированные соревнования и конкурсы, которые позволяют участвовать в них всем студентам.
Сравнительный анализ массовости участия студентов в соревнованиях «традиционной модели», которые проводились в течение эксперимента по плану кафедры и по программе «Команда-группа» (выделено курсивом) представлен в таблице 1.
Таблица 1 - График проведения спортивных соревнований ВШПМ в 2017/2018 уч. году осеннего семестра_____
№ Название соревнования Сроки проведения Кол-во участников Контингент участников Между кем проводятся соревнования
1 Л/а эстафета «Осенний кросс» 19 сентября 2017 г. 88 человек Юноши и девушки основной группы Среди студентов 1 и 2 курсов
2 Турнир по мини-футболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 28 сентября — 2 октября 2017 г. 165 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
3 Первенство Московского политеха по стритболу 12 октября 2017 г. 41 человек юноши основной группы Среди факультетов
4 Турнир по баскетболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 18-29 октября 2017 г. 162 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
5 Соревнования по многоборью между «командами-группами» ВШПМ+ конкурс групп поддержки (осенний этап) 1-15ноября 2017 г. 171 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
6 Первенство Московского политеха по настольному теннису 18 ноября 2017 г. 48 человек Юноши и девушки основной группы Первенство среди 1 курса
8 Турнир по волейболу между «командами-группами» ВШПМ + конкурс групп поддержки (осенний этап) 4-11 декабря 2017г 155 человек Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
9 Конкурс эрудитов- знатоков между командами группами (осенний этап) 15, 16 декабря 2017 г. 154 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
10 Конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта 13, 14 декабря 2017 г. 163 человека Все студенты-участники эксперимента по списочному составу учебной группы, включая СМГ Между «командами- группами» 1 и 2 курсов
11 Первенство Московского политеха по лыжам 24 февраля 2018 г. 55 человек Юноши и девушки основной группы Лично-командное первенство
Из таблицы 1 следует, что соревнования на основе традиционной спортивной модели - первенства и турниры по видам спорта (п. 1, 3, 6, 11 таблицы 1) не решают проблему повышения массовости студенческого спорта, так как:
- в этих соревнованиях участвует лишь небольшая часть студентов - 88, 41, 55, 48 т.д. человек (п. 1, 3, 6, 11 табл.1.), хотя на 5 факультетах обучается более 800 студентов 1 и 2 курсов, для которых проводятся эти соревнования и где дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» являются обязательными;
- студенты специальной медицинской группы не принимают участие в большинстве соревнований, за исключением «Первенства ВШПМ по шахматам», «Первенства ВШПМ по шашкам»;
- соревнования проводятся по отдельным видам спорта, что влечет за собой узкоспециализированную направленность и одностороннее развитие студентов, которые участвуют либо в тех, либо в других соревнованиях;
- студенты - участники соревнований имеют приоритет перед другими студентами в плане посещаемости занятий по дисциплинам кафедры физического воспитания, что отрицательно сказывается на их уровне знаний, состоянии здоровья, взаимоотношениях со сверстниками и гармоничном развитии личности.
В отличие от соревнований на основе традиционной модели программа соревнований «Команда-группа» (п. 2, 4, 5, 8, 9, 10 таблицы 1) позволяет положительно решить вопрос массовости участия студентов в соревнованиях:
- так из возможных 180 человек - участников эксперимента, в соревнованиях между командами-группами принимают участие 165, 162, 171, 155, 154, 163 чел. (п. 2, 4, 5, 8, 9, 10 таблицы 1), что составляет от 85% до 95% от потенциально возможного количества участников;
- студенты специальной медицинской группы наравне со студентами основной группы участвуют в соревнованиях в составе своей «команды-группы»: конкурсе «эрудитов знатоков», соревнованиях по многоборью, конкурсе «технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта», конкурсе «групп поддержки», конкурсе «изобретателей».
Также для примера в таблице 2 представлена доля участников в соревнованиях по мини-футболу и баскетболу традиционной и экспериментальной моделей из потенциально-возможного количества участников.
Таблица 2 - Сравнительные данные массовости участия студентов в соревнованиях, в %
Название соревнования Потенциально-возможное количество участников Реальное количество участников Доля, в %
Турнир по мини-футболу между «командами-группами» 180 160 88,8%
Первенство студентов 1 курса ВШПМ по мини-футболу среди юношей 255 70 27%
Турнир по баскетболу между «командами-группами» 180 145 80,5%
Первенство студентов ВШПМ по баскетболу среди факультетов 480 152 31,6%
Из таблицы 2 следует, что соревнования традиционной спортивной модели, которые чаще проводятся по определенному виду спорта между факультетами, курсами или сборными командами, имеют очень ограниченное количество участников. В нашем эксперименте доля студентов, участвующих в соревнованиях по видам спорта не превышает 31,6%, в то время как доля студентов - участников соревнований по программе «Команда-группа» находится в пределах 80%, что положительно решает вопрос массовости участия соревнованиях.
Организация спортивных соревнований строилась на основе принципов, которые содействуют целостному развитию студентов, удовлетворению их интересов и
потребностей не только в физическом, но также интеллектуальном совершенствовании, художественном, творческом и техническом мастерстве. В частности, программа соревнований включала в себя: соревнования по многоборью, игровым видам спорта; конкурс эрудитов-знатоков; конкурс изобретателей игр; конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта; конкурс групп поддержки) [2, 6].
Другим важным результатом экспериментального исследования является улучшение посещаемости занятий по физическому воспитанию (таблица 3).
Таблица 3 - Посещаемость занятий по физическому воспитанию до и после эксперимента, баллы
Контингент участников эксперимента Этап эксперимента P
До После
Median Lower Quartile Appear Quartile Median Lower Quartile Appear Quartile
Юноши 52,00 38,00 64,00 63,50 52,00 75,00 P <0,05
Девушки 44,00 40,00 47,00 50,50 45,00 55,00 P <0,05
Юноши СМГ 53,00 42,00 64,00 57,50 45,50 69,50 P <0,05
Девушки СМГ 37,50 32,00 42,00 42,00 35,00 47,00 P <0,05
Из таблицы 3 следует, что медианное значение по данному показателю у всех категорий студентов к концу эксперимента увеличилось на достоверную величину при уровне значимости Р <0,05.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, во-первых, о влиянии принципов организации спортивного соперничества студентов на педагогическую значимость этого соперничества и, во-вторых, о позитивной роли инновационных принципов программы «Команда-группа» при проведении спортивных соревнований студентов. Организация спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа» содействовала эффективному решению следующих педагогических задач:
- повышению массовости участия студентов в спортивных соревнованиях;
- возможности студентам специального медицинского отделения наравне со студентами основной группы участвовать в соревнованиях в составе «команда-группа»;
- улучшению посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию в университете и их отношения к этим занятиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королева, С. А. Игровые модели соперничества и сотрудничества в физкультурно-спортив-ной работе со студентами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Королева С.А. - Москва, 2004. - 24 с.
2. Петрова, Л.Ю. Содержание и формы организации массовых спортивных соревнований студентов : дис. ... канд. пед. наук / Петрова Л.Ю. - Москва, 2013. - 183 с.
3. Петрова, Л.Ю. Мониторинг социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов / Л.Ю. Петрова, М.А. Петров // Культура физическая и здоровье. - 2018. -№ 4 (68). - С. 58-59.
4. Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортив-ной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) : монография. Ч. III / В.И. Столяров. - Москва : РУСАЙНС, 2017. - 294 с.
5. Столяров, В.И. Новая российская модель массового спорта - спорт для здоровья и рекреации (концепция, опыт реализации, значение) : монография / В.И. Столяров. - Смоленск : ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 478 с.
6. Столяров, В.И. Спартиада - инновационная программа организации массовых спортивных соревнований студентов / В.И. Столяров, Л.Ю. Кирилина // Вестник МГТУ Станкин. - 2012. -№ 1 (19). - С. 138-140.
7. Столяров, В.И. Теоретико-методологические основы инновационной системы физкуль-турно-спортивной работы со студентами : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Ореш-кин. - Москва : Анкил, 2019. - 285 с.
REFERENCES
1. Koroleva, S. A. (2004), Game models of competition and cooperation in physical culture and sports work with students, dissertation, Moscow.
2. Petrova, L.Yu. (2013), Content and forms of organization of mass sports competitions of students, dissertation, Moscow.
3. Petrova, L.Yu. and Petrov, M. A. (2018), "Monitoring of social and pedagogical significance of mass sports competitions of students", Physical Culture and health, No. 4 (68), pp. 58-59.
4. Stolyarov, V. I. (2017), Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience) : monograph, Part III., RUSYNS, Moscow.
5. Stolyarov, V.I. (2019), New Russian model of mass sport-sport for health and recreation (concept, experience of implementation, meaning), monograph, Print-Express LLC, Smolensk.
6. Stolyarov, V.I. and Kirilina, L.Yu. (2012), "Spartiada-innovative program for organizing mass sports competitions of students", VestnikMSTUStankin, No. 1 (19), pp. 138-140.
7. Stolyarov, V.I., Barinov, C.Yu. and Oreshkin, M. M. (2019), Theoretical and methodological foundations of an innovative system of physical education and sports work with students: monograph, Ankil, Moscow.
Контактная информация: vstolу[email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2020
УДК 796.093
ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ИХ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Людмила Юрьевна Петрова, кандидат педагогический наук, доцент, Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогический наук, доцент, Юрий Николаевич Гончаров, доцент, Татьяна
Васильевна Посохова, кандидат педагогический наук, доцент, Московский политехнический университет
Аннотация
Статья посвящена анализу принципов организации спортивного соревнования и их влияния на ценностные ориентации студентов. Цель исследования - экспериментальная проверка теоретического предположения: о влиянии принципов организации спортивного соперничества на ценностные ориентации спортсменов; о позитивном значении организации спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа». Методика и организация исследования - проведение педагогического эксперимента на базе Московского политехнического университета: организация спортивных соревнований с участием студентов основного и специального медицинского отделений на основе инновационных принципов авторской программы «Команда-группа». Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования обосновано положение о том, что организация спортивных соревнований студентов на основе инновационных принципов программы «Команда-группа» содействует: позитивному изменению ценностного отношения студентов к занятиям спортом; позитивной динамике в ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, принципы «честной игры» в спортивном соперничестве, в самооценке, а также потребности в самосовершенствовании; снижению негативного влияния спортивного соперничества на личностные качества студентов; повышению массовости участия студентов в спортивных соревнованиях; увеличению количества студентов, занимающихся спортом или в спортивной секции.
Выводы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, во-первых, о влиянии принципов организации спортивного соперничества студентов на педагогическую значимость этого