3. Channel "360" (2019), "The sports industry in Russia", available at: https://360tv.ru/news/tekst/industriya-sporta-vrossii/ (accessed: 7 November 2019).
4. Studopedia.net (2013), "Financing in football clubs", available at: https://studope-dia.net/5_27019_finansirovanie-v-futbolnih-klubah.html (accessed: 7 November 2019).
5. Chugreev V.L. (2013), "Crowdfunding - social technology of collective financing: foreign experience of use", Economic and social changes: facts, trends, forecast, No. 4 (28), pp. 190-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2020
УДК 796.011
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ И БАРЬЕРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный
научный центр физической культуры и спорта, г. Москва; Михаил Михайлович Орешкин, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Юрьевич Баринов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (Университет), г. Москва
Аннотация
В статье анализируются субъективные факторы мотивации и барьеров физкультурно-спор-тивной активности населения. Цель исследования - определить влияние на физкультурно-спортив-ную активность населения ориентации людей на те или иные ценности занятий физкультурой и спортом, оценки личностной значимости этих занятий. Предполагается, что с этими субъективными факторами мотивации связаны существенные социальные барьеры физкультурно-спортивной активности населения. Методика и организация исследования - теоретический анализ проблемы с использованием эмпирической социологической информации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие основные положения.
1. Центральное место в структуре субъективных факторов мотивации физкультурно-спор-тивной активности занимает ценностное отношение человека к этой активности - оценка ее личностной значимости, полезности, ориентация на определенные ее ценности.
2. Определенные группы населения в качестве главной ценности физкультурно-спортивной активности могут признавать:
• высокие спортивные достижения, победы, которые обеспечивают не только самореализацию, но также (в последующем) успешную карьеру, финансовое благополучие на основе спорта как профессиональной деятельности;
• возможность существенной позитивной коррекции физического состояния - прежде всего здоровья;
• возможность в непринужденной атмосфере физкультурно-двигательной активности и дружеского спортивного соперничества, при отсутствии жестко нормативной регламентации отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями, с природой и т. д.
3. Приоритетная ориентация определенной группы людей на одну из этих ценностей определяет уровень их мотивации на физкультурно-спортивную активность, а вместе с тем значимые социальные барьеры этой активности.
Выводы. Результаты анализа субъективных факторов мотивации и барьеров физкультурно-спортивной активности населения важно учитывать при определении стратегии и конкретных управленческих решений повышения данной активности и ее социокультурного значения.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная активность населения, ценностные ориентации; мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p381-389
SUBJECTIVE FACTORS OF MOTIVATION AND BARRIERS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY WITHIN THE POPULATION (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
Vladislav Ivanovich Stolyarov, the doctor of philosophical sciences, professor, Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow; Mikhail Mikhailovich Oreshkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Yuryevich Barinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, MGIMO University, Moscow
Abstract
The article analyzes the subjective factors of motivation and barriers of physical culture and sports activity of the population. The aim of the study is to determine the influence on sports activity of the population of the orientation of people on certain values of physical education and sports, to assess the personal significance of these activities. It is assumed that these subjective motivation factors are associated with significant social barriers to sports and sports activity of the population. The methodology and organization of the study is a theoretical analysis of the problem using empirical sociological information. Results of the study and their discussion. As a result of the study, the following main provisions have been formulated and justified:
1. The central place in the structure of subjective factors of motivation of sports and sports activity is the value attitude of the person to this activity - assessment of its personal significance, usefulness, orientation to certain its values.
2. Certain population groups may recognize:
• High sports achievements, victories, which ensure not only self-realization, but also (later) successful career, financial well-being on the basis of sports as professional activity;
• Possibility of substantial positive correction of physical condition - first of all health;
• Possibility in a relaxed atmosphere of physical and motor activity and friendly sports rivalry, in the absence of strict regulatory regulation to rest, to "defuse," to have fun, to get positive emotions, pleasure, to communicate with friends, with nature, etc.
3. Priority orientation of a certain group of people on one of these values determines the level of their motivation for sports and sports activity, and at the same time significant social barriers of this activity
Conclusions. The results of the analysis of subjective factors of motivation and barriers of physical and sports activity of the population are important to take into account when determining strategy and specific management decisions to increase this activity and its sociocultural significance.
Keywords: physical culture and sports activity of the population, value orientations; motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальная проблема современной России «остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек» [7, С. 7].
Огромный потенциал для решения этих задач заключен в физкультурно-спортивной деятельности. В научных публикациях и основополагающих официальных документах, эта деятельность рассматривается как важное средство повышения физической подготовленности и укрепления здоровья граждан страны, достижения высокой работоспособности и продления творческого долголетия, как средство воспитания подрастающего поколения и профилактики асоциальных проявлений. Поэтому в Послании и выступлениях президента РФ В.В. Путина поставлена задача в ближайшие годы добиться включения более половины населения в занятия физкультурой и спортом.
Решение этой задачи предполагает повышение мотивации различных групп населения на физкультурно-спортивную активность и преодоление тех факторов (социальных барьеров), которые препятствуют их активному и регулярному участию в занятиях физкультурой и спортом.
В научных публикациях на основе эмпирического анализа данной проблемы чаще всего выделяется множество факторов, препятствующих вовлечению населения в занятия физкультурой и спортом. Как отмечает С.И. Логинов, обычно к их числу обычно причисляют «физиологические (физическое развитие, физическая подготовленность, физические отклонения), средовые (доступность оборудования и мест для занятий физкультурой, сезонность, безопасность), психологические, социологические и демографические характеристики (самоэффективность, знания и установки, влияние родителей и друзей, ролевое моделирование, уровень образования и общей культуры, социально-экономический статус, пол, возраст)» [5, С. 55].
Наличие множества факторов такого рода легко объяснимо: люди имеют разные интересы, потребности и т.д. Однако для принятия эффективных управленческих решений недостаточно констатации комплекса факторов физкультурно-спортивной пассивности населения: важно систематизировать их определенным образом и определить, какие являются главными, приоритетными, а какие - второстепенными [8]. Такой анализ имеет особенно важное значение в связи с разработкой новой Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г.
Цель исследования - определить влияние на физкультурно-спортивную активность населения ориентации людей на те или иные ценности занятий физкультурой и спортом, оценки личностной значимости этих занятий. Предполагается, что с этими субъективными факторами связаны существенные социальные барьеры физкультурно-спортивной активности населения.
Методика и организация исследования - теоретический анализ проблемы с использованием эмпирической социологической информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Теоретико-методологическим основанием решения обсуждаемой проблемы является обоснованное в психологии и социологии положение, согласно которому важнейшую роль в мотивации, побуждающей человека к сознательным действиям и поступкам, а также определяющей их направленность, смысл и уровень играют субъективные (связанные с сознанием человека) факторы, т.е. не внешние, а внутренние детерминанты. Центральное место среди них занимает ценностное отношение человека к деятельности - оценка ее значимости, полезности, ориентация на определенные ее ценности, связанные с ней интересы, потребности, эмоции [3, 4, 6, 15 и др.]. Эти положения имеют большое значение при анализе социальных барьеров физкультурно-спортивной активности населения, так как главная задача организации этой активности в настоящее время состоит не в том, чтобы заставить, обязать людей включиться в занятия физкультурой и спортом. В первую очередь речь идет о том, чтобы они включались в эти занятия в свободное время, когда каждый человек выбирает занятия по своему усмотрению, добровольно, исходя из своих интересов и потребностей, а не по принуждению. Принимая решение заниматься или не заниматься какой-то деятельностью, он в первую очередь исходит из того, что ценного, значимого лично для себя он ожидает от участия в этой деятельности. Поэтому выбор той или иной ценности такого рода (соответствующая ценностная ориентация) может содействовать активным занятиям физкультурой и спортом, а может выступать социальным барьером этих занятий [8, 9, 10, 12].
Данные конкретно-социологических исследований свидетельствуют о многообразии представлений людей о личностной значимости (ценности, пользе) физкультурно-спортивной активности. Но на первый план люди, как правило, выдвигают какую-то одну ценность этой активности, которую они считают наиболее важной, значимой в личностном плане.
Некоторые люди (как занимающиеся, так и не занимающиеся физкультурой и спортом) основную ценность данных занятий усматривают в возможности достижения
высоких спортивных результатов, побед в спортивных соревнованиях, что обеспечивает не только самореализацию, но также (в последующем) успешную карьеру, финансовое благополучие на основе спорта как профессиональной деятельности. Для краткости такую ценностную ориентацию назовем «спортивной».
Такую ориентацию организаторы физкультурно-спортивной активности населения чаще всего выдвигают на первый план. Результаты конкретно-социологических исследований свидетельствуют, однако, о том, что установка на высокие спортивные достижения, победы занимает низкое место в иерархии ценностных ориентаций населения; она присуща лишь незначительной части населения, и эта часть с годами не увеличивается.
Так, в ходе масштабного социологического опроса различных групп населения в 2012 г. при ответе на вопрос «Ради какой цели Вы в первую очередь занимаетесь физкультурой и спортом» цель «достичь определенных спортивных показателей, побед» указали только 0,8% женщин и 1,7% мужчин в возрасте 30-59 лет, 0,6% женщин и 1,6% мужчин в возрасте 60 лет и старше [1]. По данным масштабного социологического опроса населения нашей страны в 2019 г., только 1% респондентов в возрасте 13-60 лет и старше в качестве приоритетной цели в занятиях физкультурой и спортом указали цель «достичь определенных спортивных показателей, побед».
Для объяснения этой ситуации важно учитывать, что наличие и степень мотивации человека на ту или иную деятельность (в том числе физкультурно-спортивную) зависят от того, как он оценивает не только личностное значение данной деятельности, но также: наличие у себя тех качеств и способностей, которые необходимы для активного участия в ней и достижения требуемых результатов; соответствие содержания деятельности, предусматриваемых ею правил действий собственным представлениям человека об этом [8, 9, 10]. Данное положение позволяет объяснить низкое место у большинства населения установки на активное участие в спорте. Многие люди убеждены в том, что они не обладают теми физическими, психическими, иными качествами и способностями, которые необходимо для такого участия и тем более высоких результатов в спорте. Вместе с тем не все готовы придерживаться дисциплины, строгого выполнения принятых в спортивной деятельности правил и норм, а также проявлять волевые усилия, необходимые для постоянных и регулярных тренировок, которые только и позволяют добиваться высоких достижений. Таким образом, спортивная ценностная ориентация содействует вовлечению определенной группы населения в занятия спортом. Но эта группа по указанным выше причинам охватывает лишь незначительную часть населения, и выдвижение организаторами физкуль-турно-спортивной активности на передний план такой ценности, как высокие достижения, победы в спортивных соревнования, у большинства людей не повышает, а снижает мотивацию на занятия физкультурой и спортом.
Приоритетную личностную значимость (ценность) физкультурно-спортивной активности многие люди усматривают не в высоких достижениях, победах в спортивных соревнованиях, а в возможности:
• добиться такого физического состояния, прежде всего здоровья, которое является важнейшим условием приемлемой продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности (для краткости назовем такую ценностную ориентацию «оздоровительной»);
• в непринужденной атмосфере физкультурно-двигательной активности и дружеского спортивного соперничества, при отсутствии жестко нормативной регламентации отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями, с природой и т.д. (такую целевую установку назовем «рекреационной»).
Результаты конкретно-социологических исследований [например, см.: 1, 2, 13] свидетельствуют о том, что эти ценностные ориентации на занятия физкультурой и спортом присущи большинству населения.
В силу ряда причин преимущественная ориентация определенной группы населения на оздоровительный эффект занятий физкультурой и спортом может содействовать низкой мотивации на участие в этих занятиях.
Прежде всего следует учитывать, что многие люди, не занимаясь физкультурой и спортом (или включаясь в эти занятия очень пассивно), тем не менее позитивно (в большей или меньшей степени) оценивают свое здоровье и физическую подготовленность, удовле -творены их состоянием. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. Так, проведенный в 2012 году социологический опрос населения показывает, что только незначительный процент тех, кто не занимается и не систематически занимается ФКиС, оценивает свое здоровье как неважное [1]. По данным исследования 2019 г., даже те представители разных группы населения, кто не занимается физкультурой и спортом, удовлетворены состоянием своего здоровья. 57% дают ему оценку «совершенно здоров» и 32% - «удовлетворительное». Только 4% оценивают его как «неважное». Аналогичны данные социологических исследований и относительно оценки респондентами уровня своей физической подготовленности. Но если люди возможную пользу от занятий физкультурой и спортом усматривают главным образом в оздоровлении и физическом совершенствовании, а вместе с тем удовлетворены своим физическим состоянием, они вряд ли будут мотивированы на активное участие в этих занятиях.
На первый взгляд, тем людям, кто негативно или хотя бы скептически оценивает состояние своего здоровья, признает существенные изъяны в своем физическом состоянии, должна быть присуща высокая мотивация на занятия физкультурой и спортом. Но, как показывает анализ, целый ряд причин противодействует этому.
Так, некоторые люди полагают, что сам человек вряд ли что может изменить в состоянии своего здоровья. Эти взгляды основаны на ошибочном мнении о том, что состояние здоровья человека зависит не столько от его собственных усилий - и, в частности, от его двигательной активности, - сколько от других факторов: генетических, экологических и др. Такого рода представления, свойственные многим людям, приводят к тому, что у них отсутствует личная ответственность за свое здоровье - желание и способность собственной деятельностью содействовать сохранению и укреплению здоровья. Об этом свидетельствуют и данные конкретно-социологических исследований относительно использования респондентами разных форм контроля за своим здоровьем, форм и методов его сохранения и укрепления, а вместе с тем о применении таких средств (курение, алкоголь и т.п.), которые негативно влияют на состояние здоровья [1, 13].
Еще одна причина снижения мотивации на занятиях физкультурой и спортом у людей, негативно или хотя бы скептически оценивающих свое здоровье, состоит в том, что они сомневаются в возможности посредством этих занятий решить проблемы здоровья. При этом указываются на такие возможные последствия занятий спортом, как физические травмы, а также проблемы психологического характера при возможных неудачах.
Некоторые люди считают, что с помощью занятий физкультурой и спортом возможно улучшить свое физическое состояние, но данные занятия не являются непременным условием этого: можно якобы быть здоровым, иметь достаточный уровень физической подготовленности, без этих занятий. А кроме того полагают, что помимо физкультурно-спортивной активности имеется много других средств позитивного воздействия на физическое состояние человека. К числу таковых респонденты в ходе социологических опросов относят: пассивный отдых, лекарства (особенно гомеопатические), средства народной медицины, кофе, физическую работу (на производстве и дома) и др.
Изложенные выше представления, свойственные многим людям и негативно влияющие на их мотивацию по отношению к физкультурно-спортивной активности, в значительной степени определяются низким уровнем их физкультурно-спортивной грамотности. Оздоровительная установка на занятия физкультурой и спортом тех людей, которые негативно или хотя бы скептически оценивает свое физическое состояние, не способствует
их мотивации на эти занятия и по той (пятой) причине, что для достижения существенного улучшения физического состояния необходимы длительные, регулярные и систематические занятия,, четкое соблюдение режима дня, отказ от многих вредных привычек. Для многих людей это неприемлемо (из-за того, что у них иная установка на жизнь) и невыполнимо (из-за болезней и других причин, в силу которых они вынуждены хотя бы временно прерывать свои занятия).
Еще одна причина слабой ориентации значительной части людей на занятия физкультурой и спортом как средство оздоровления выясняется в ходе анализа такой идеальной ситуации, когда у определенной группы людей устранены все отмеченные выше причины низкого уровня мотивации на занятия физкультурой и спортом: они недовольны (не совсем удовлетворены) состоянием своего здоровья; не сомневаются в том, что занятия физкультурой и спортом (при их правильной организации) могут оказать позитивное влияние на здоровье; уверены в том, что данные занятия более эффективное и ценное средство оздоровления нежели другие средства (медицинские лекарства, простой физический труд и т.д.); полагают, что в принципе они сами готовы активно и систематически включиться в занятия физкультурой и спортом, чтобы добиться оздоровительного эффекта; декларативно ориентированы на заботу о своем здоровье. Даже в этой идеальной ситуации имеется важный фактор снижения у обсуждаемых лиц привлекательности физкультурно-спортив-ной активности, а значит, пассивного отношения к этой активности - низкий статус здоровья в общей системе ценностных ориентаций личности.
При этом важно различать декларируемые ценности (они только провозглашаются) и ценности реальные, на которые человек ориентируется в своем реальном поведении. В системе декларируемых жизненных ценностей здоровье, согласно многим отечественным и зарубежным социологическим исследованиям, как правило, занимает очень высокое место: 3-4-е место после «семьи», «работы», а иногда ставится на 1-2-е место. Однако в системе реальных ценностей людей здоровье занимает низкое место. Как показывают данные социологических опросов и просто наблюдения за поведением людей в повседневной жизни, у них всегда находятся вещи - учеба, работа, подготовка к будущей профессии, отдых, общение с другими людьми и с природой, развлечение и др., которые для них имеют более важное значение. Лишь незначительная часть людей готовы всю свою жизнь, все свои привычки подчинить интересам сохранения и укрепления здоровья. Многие (особенно молодые люди) предпочитают жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент, даже если это может повредить их здоровью. Примечательно, что, характеризуя значение здоровья в жизни человека, респонденты часто отвечают следующим образом: «Здоровье - это, конечно, важно, но иногда можно и забыть об этом ради дополнительного заработка, развлечений и т. п.» [2, с. 56]. Вспоминаются и слова Козьмы Пруткова: «Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает».
Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что многие респонденты в своем реальном поведении предпринимают такие действия, которые наносят вред их здоровью - курят, употребляют спиртные напитки, а в последние годы - и наркотики. Так, например, согласно данным конкретно-социологического исследования 2019 г.: большинство (62%) респондентов в возрасте 18-24 лет учились (работали) во время заболевания; выходили на работу во время болезни половина молодежи в возрасте 25-29 лет 40% респондентов в возрасте 60 лет и старше. Только 60% респондентов в возрасте 13-29 лет указали на то, что они не курят; лишь менее половины (43%) респондентов этого возраста не употребляют спиртные напитки; только 49% респондентов в возрасте 30-59 лет не курят и не курили раньше и лишь около четверти респондентов не употребляют алкогольные напитки. В возрастной группе респондентов 60 лет и старше только 69% не курит и не курила раньше, и только треть респондентов не употребляет алкогольные напитки. По данным исследования ВОЗ «Здоровье школьников и их поведение в сфере здоровья», в 28 странах доля 15-летних ежедневно курящих подростков колеблется у мальчиков - от 29%
до 13%, у девочек - от 25% до 6%. Среди российских респондентов постоянно курят 20% мальчиков и 14% девочек в возрасте 15 лет. Во всех странах отмечено увеличение приобщения к табаку у школьников обоих полов всех возрастных групп по сравнению с данными аналогичного исследования 1993-1994 гг. [2, С. 92].
Таковы основные причины низкой мотивации людей на занятия физкультурой и спортом для тех людей, кто основную пользу для себя этих занятий усматривает в оздоровлении и физическом совершенствовании. Причем, эти люди составляют большинство населения.
Как отмечено выше, основными для той или иной группы населения могут быть рекреационные ценности занятий физкультурой и спортом: возможность в непринужденной атмосфере физкультурно-двигательной активности и дружеского спортивного соперничества, при отсутствии жестко нормативной регламентации отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями, с природой и т.д. При этом важно отметить, что в связи с фундаментальными изменениями в современном спорте эти ценности занимают все более высокое место в общей системе реальных ценностей современного человека [9, 10].
В силу этого, казалось бы, у людей с ориентацией на рекреационные ценности должна быть высокая мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, поскольку она способна реализовать данные ценности в жизнедеятельности людей, удовлетворить соответствующие потребности. Однако для того, чтобы на основе рекреационной ориентации появилась высокая мотивация на физкультурно-спортивную активность, необходимы соответствующие условия - наличие удобных и эстетически оформленных мест для занятий физкультурой и спортом - и ориентация организаторов на использование этих занятий в первую очередь на решение рекреационных задач.
Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, например, 2019 года. Так, респонденты-родители детей 3-12 лет в качестве основных причин выбора для своих детей платных занятий ФКиС указали: отсутствие подходящих бесплатных занятий (36%), удобное место расположения занятий (34%), приемлемая программа занятий (23%), хорошие условия для занятий (20%), комфортная психологическая обстановка (19%) и индивидуальный подход тренера к ребенку (19%). Работающие респонденты среди факторов, способствующих занятиям физкультурой и спортом по месту работы, называли следующие: создание специальных условий в соответствие с индивидуальными потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья (17%); наличие специализированного оборудования (17%); организация специализированных тренировок (11%); наличие тренера, обладающего специализированными знаниями и навыками (11%) и т.п. (5%).
Важную роль в реализации рекреационной целевой ориентации играют физкуль-турно-спортивные клубы: они позволяют учитывать интересы и потребности занимающихся физкультурой и спортом, вести консультационную работу, создают условия для гуманного общения [9, 11].
Однако при организации занятий физкультурой и спортом указанные условия нередко отсутствуют. Так, важнейшую роль для такой организации активного отдыха, развлечения, общения, которая содействует развитию творческих способностей, эстетической и нравственной культуры, имеют подвижные игры. Но на практике они в основном ориентированы на оздоровительный эффект, физическое и спортивное совершенствование. Редко применяются подвижные игры, которые ориентированы на сотрудничество, юмор, творчество, общение и т.п. [9, 11, 12, 14].
При проведении спортивных соревнований не только для молодежи и взрослых, но и для детей, и не только в спорте высших достижений, но и в массовом спорте (спорте для всех), как правило, применяются принципы организации игрового соперничества, призванные содействовать в первую очередь определению сильнейших спортсменов, побуждению их к высоким спортивным достижениям, победам и т.п. Редко применяются
гуманные принципы, которые ориентированы на получение участниками позитивных эмоций, удовольствия и радости от спортивного соревнования и сотрудничества, их оздоровление, нравственное поведение в соперничестве, целостное развитие личности, формирование гуманных социальных отношений и т.п. Все это снижает привлекательность спортивной деятельности для тех людей, которых основную ценность этой деятельности усматривают в возможности отдыха, развлечения, общения с другими людьми.
ВЫВОДЫ
1. Центральное место в структуре субъективных факторов мотивации физкуль-турно-спортивной активности занимает ценностное отношение человека к этой активности - оценка ее личностной значимости, полезности, ориентация на определенные ее ценности.
2. Определенные группы населения в качестве главной ценности физкультурно-спортивной активности могут признавать спортивную оздоровительную или рекреационную ценность этой активности.
3. Приоритетная ориентация определенной группы людей на одну из этих ценностей определяет уровень их мотивации на физкультурно-спортивную активность, а вместе с тем значимые социальные барьеры этой активности
4. Результаты анализа субъективных факторов мотивации и барьеров физкуль-турно-спортивной активности населения важно учитывать при определении стратегии и конкретных управленческих решений повышения данной активности и ее социокультурного значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - Москва : Советский спорт, 2013. - 144 с.
2. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. -Москва : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. - 240 с.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с.
4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1971. - 38 с.
5. Логинов, С.И. Детерминанты физической активности: проблемы и подходы к изучению / С.И. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 7. - С. 55-57.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 351 с.
7. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» : доклад. - Москва : Советский спорт, 2002. - 44 с.
8. Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортив-ной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) : монография / В.И. Столяров. -Москва : РУСАЙНС, 2017. - Ч. 2. - 194 с.
9. Столяров, В.И. Новая российская модель массового спорта - спорт для здоровья и рекреации (концепция, опыт реализации, значение) : монография / В.И. Столяров. - Смоленск : ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 478 с.
10. Столяров, В.И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека : монография / В.И. Столяров. - Москва : РУСАЙНС, 2017. - 358 с.
11. Столяров, В.И. Теория и практика гуманистического спортивного движения в современном обществе (критический анализ состояния и новые концепции) : монография : в 4 ч. / В.И. Столяров. - Москва : РУСАЙНС, 2019.
12. Столяров, В.И. Теоретико-методологические основы инновационной системы физкуль-турно-спортивной работы со студентами : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Ореш-кин. - Москва : Анкил, 2016. - 285 с.
13. Столяров, В.И. Современные проблемы физкультурно-спортивной активности дошкольников: социологический анализ : монография / В.И. Столяров, Ю.В. Окуньков ; под общ. ред. проф.
В.И. Столярова. - Москва : Спорт, 2019. - 320 с.
14. Столяров, В.И. Инновационные игровые формы организации физкультурно-спортивной деятельности : монография / В.И. Столяров, А.А. Пашин, А.И. Можаров ; под общей ред. проф. В.И. Столярова. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2017. - 404 с.
15. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2 т. / Х. Хекхаузен. - Москва : Педагогика,
1986.
REFERENCES
1. Vinogradov, P.A. and Perches, Yu.V. (2013), On the state and development trends of physical culture and mass sport in the Russian Federation (according to the results of sociological studies), Soviet Sport, Moscow.
2. Zhuravleva, I.V. (2002), Adolescent Health: A Sociological Analysis, Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
3. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
4. Leontiev, A.N. (1971), Needs, motives, emotions, publishing house Moscow State University, Moscow.
5. Loginov, S.I. (2006), "Determinants of physical activity: problems and approaches to the study", Theory and practice ofphysical. Culture, No. 7, pp.55-57
6. Maslow, A. (2013), Motivation and personality, Peter, St. Petersburg.
7. Materials for the meeting of the State Council of the Russian Federation (2002), On enhancing the role of physical education and sport in the formation of a healthy lifestyle for Russians, Soviet sport, Moscow.
8. Stolyarov, V.I. (2017), Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience) Part II, RUSAINS, Moscow.
9. Stolyarov, V.I. (2017), Fundamentals of the sociology ofphysical culture and sports and human physicality, RUSINS, Moscow.
10. Stolyarov, V.I. (2019), The new Russian model of mass sports - sports for health and recreation (concept, implementation experience, value), Print Express LLC, Smolensk.
11. Stolyarov, V.I. (2019), The theory and practice of humanistic sports movement in modern society (a critical analysis of the state and new concepts), Part I- IV, RUSAINS, Moscow.
12. Stolyarov, V.I., Barinov, S.Yu. and Oreshkin, M.M. (2016), Theoretical and methodological foundations of an innovative system ofphysical education and sports work with students, Ankil, Moscow.
13. Stolyarov, V.I. and Okunkov, Yu.V. (2019), Modern problems ofphysical education and sports activity of preschoolers: a sociological analysis, Sport, Moscow.
14. Stolyarov, V.I., Pashin, A.A. and Mozharov, A.I. (2017), Innovative game forms of organization of physical culture and sports activities, Publishing house of PGU, Penza.
15. Hekhausen, Kh. (1986), Motivation and activity, V.1, 2, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
УДК 796.093
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Михаил Александрович Петров, преподаватель, Московский университет имени С.Ю. Витте; Марина Викторовна Шилова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Перфилова, ассистент, Вера Юрьевна Путилина, ассистент, Московский политехнический
университет
Аннотация
В статье анализируется педагогическая эффективность массовых спортивных соревнований студентов. Цель исследования - определить роль инновационной программы «Команда-группа» в