Научная статья на тему 'Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов'

Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ БИЛЬЯРД / ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / СОСТОЯНИЕ / ПРИУРОЧЕННОЙ К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ ФИЗИОЛОГИИ РГУФКСМИТ (ГЦОЛИФК) 1-3 ФЕВРАЛЯ 2012 Г. – М

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарьева Н.Н., Барчукова Г.В.

Searching for early predictors of athletes’ prestarting conditions is an acute problem of modern sport physiology. In billiard modern psychophysiological methods ensuring timely diagnosis of athletes’ adaptabilities are of great value. Basing on the findings, one can analyze sports performance and design methodologies of correction of the bad aspects of prestarting conditions. The analysis of research works in the area of billiard playing styles (Russian pyramid) has not revealed any studies there, which makes the topic relevant and important. The purpose of the study was to determine the prognostic value of prestarting conditions of billiard players based on the data of psychophysiological characteristics during competitive activity. The quality of prestarting conditions was estimated using the methods of visual examination, questionnaire, scorebook analysis, meetings of billiard players, psychophysiological test: estimation of task performance using three types of the URA test: 3-letter, 10-letter and 10-letter with variable speed, tapping test and simple visual motor reaction. The allocated peculiarities of typological psychophysiological characteristics of billiard players with high sports performance are expressed in development before start of the psychophysiological response «operational readiness», which is frequently typical for master of sport and more seldom candidates for masters of sport in billiard. The differences in psychophysiological characteristics among billiard players of high sports performance are shown in the higher ability to flawless pass the URA test at maximal speed; comparatively shorter time of simple visual-motor reaction and higher maintained speed of hand movement; high and average power of the processes of conditioned excitation in the cerebral cortex according to the data of the tapping test.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захарьева Н.Н., Барчукова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Prestarting Conditions on Sports Performance of Billiard Players

Searching for early predictors of athletes’ prestarting conditions is an acute problem of modern sport physiology. In billiard modern psychophysiological methods ensuring timely diagnosis of athletes’ adaptabilities are of great value. Basing on the findings, one can analyze sports performance and design methodologies of correction of the bad aspects of prestarting conditions. The analysis of research works in the area of billiard playing styles (Russian pyramid) has not revealed any studies there, which makes the topic relevant and important. The purpose of the study was to determine the prognostic value of prestarting conditions of billiard players based on the data of psychophysiological characteristics during competitive activity. The quality of prestarting conditions was estimated using the methods of visual examination, questionnaire, scorebook analysis, meetings of billiard players, psychophysiological test: estimation of task performance using three types of the URA test: 3-letter, 10-letter and 10-letter with variable speed, tapping test and simple visual motor reaction. The allocated peculiarities of typological psychophysiological characteristics of billiard players with high sports performance are expressed in development before start of the psychophysiological response «operational readiness», which is frequently typical for master of sport and more seldom candidates for masters of sport in billiard. The differences in psychophysiological characteristics among billiard players of high sports performance are shown in the higher ability to flawless pass the URA test at maximal speed; comparatively shorter time of simple visual-motor reaction and higher maintained speed of hand movement; high and average power of the processes of conditioned excitation in the cerebral cortex according to the data of the tapping test.

Текст научной работы на тему «Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов»

ТРЕНЕР

УДК: 796.382

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

НА СПОРТИВНУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БИЛЬЯРДИСТОВ

Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Захарьева Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

THE INFLUENCE OF PRESTARTING CONDITIONS ON SPORTS PERFORMANCE OF BILLIARD PLAYERS N.N. Zakhar'eva, professor, Dr.Med. G.V. Barchukova, professor, Dr.Hab.

Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow Key words: Russian pyramid, pre-start fever, psychophysiological tests, state.

Searching for early predictors of athletes' prestarting conditions is an acute problem of modern sport physiology. In billiard modern psy-chophysiological methods ensuring timely diagnosis of athletes' adaptabilities are of great value. Basing on the findings, one can analyze sports performance and design methodologies of correction of the bad aspects of prestarting conditions. The analysis of research works in the area of billiard playing styles (Russian pyramid) has not revealed any studies there, which makes the topic relevant and important.

The purpose of the study was to determine the prognostic value of prestarting conditions of billiard players based on the data of psychophysiological characteristics during competitive activity.

The quality of prestarting conditions was estimated using the methods of visual examination, questionnaire, score-book analysis, meetings of billiard players, psychophysiological test: estimation of task performance using three types of the URA test: 3-letter, 10-letter and 10-letter with variable speed, tapping test and simple visual motor reaction.

The allocated peculiarities of typological psychophysiological characteristics of billiard players with high sports performance are expressed in development before start of the psychophysiological response «operational readiness», which is frequently typical for master of sport and more seldom - candidates for masters of sport in billiard. The differences in psychophysiological characteristics among billiard players of high sports performance are shown in the higher ability to flawless pass the URA test at maximal speed; comparatively shorter time of simple visualmotor reaction and higher maintained speed of hand movement; high and average power of the processes of conditioned excitation in the cerebral cortex according to the data of the tapping test.

Ключевые слова: русский бильярд, предстартовая лихорадка, психофизиологические тесты, состояние.

Актуальной проблемой современной спортивной физиологии является поиск ранних предикторов предстартовых состояний спортсменов (Н. Н. Захарьева, Т. С. Иванова, 2012, 2013; А. Ц. Пуни, 1975; Е. П. Ильин, 1987). При игре в бильярд большое значение приобретают современные психофизиологические методы, позволяющих проводить своевременную диагностику адаптивных возможностей спортсменов. Опираясь на полученные в результате исследования данные, можно прогнозировать спортивную результативность и разрабатывать методики, корригирующие неблагоприятные признаки предстартовых состояний. В анализируемых нами научных трудах в области стиля игры в бильярд (русский бильярд) подобных исследований не проводилось, что делает представленную тематику актуальной и значимой.

Цель исследования - определить прогностическое значение предстартовых состояний у бильярдистов на основании данных психофизиологических характеристик в процессе соревновательной деятельности.

Методы и организация исследования. Для

оценки качества предстартовых состояний использовались методики: метод визуального наблюдения, анкетирование, анализ судейских протоколов встречи бильярдистов, психофизиологическое тестирование: определение умственной работоспособности по трем вариантам теста URA: 3-буквенному, 10-буквенному и 10-буквенному с переменной скоростью (В. В. Сонь-кин, В. Д. Сонькин, В. П. Зайцева. 2002), теппинг-тесту и простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР). Базами для исследования служили: чемпионат Тамбовской области и международные соревнования «Кубок Кремля» в г. Москве, где выступали воспитанники спортивной школы бильярдного клуба «ШАР» г. Тамбова и спортивных бильярдных клубов г. Москвы. В исследовании приняли участие 20 бильярдистов в возрасте от 14 лет, имеющие I взрослый разряд - 2 чел.; 20-25 лет - КМС и МС - 17 чел. и 1 чел. - МС. Исследования проводили с 9.00 до 21.00. Бильярдисты соревновались в стиле «Русский бильярд».

Результаты исследования и их обсуждение. На основании анкетирования были определены участ-

ники, имеющие: «боевую готовность» - 30 %; у большинства спортсменов (70 %) имелась «предстартовая лихорадка». Участников с «предстартовой апатией» среди бильярдистов высокой квалификации не выявлено. В 1-й группе «боевая готовность» 66 % составляли МС и 34 % - КМС. При визуальном наблюдении за спортсменами перед стартом бильярдисты были собранны; отмечали желание соревноваться и положительный эмоциональный тонус. При анализе характеристик спортивной квалификации бильярдистов с «предстартовой лихорадкой» выявлен полиморфный состав. Наиболее часто неблагоприятные предстартовые состояния наблюдаются у КМС - в 57 % случаев, у МС такие реакции отмечены в 29 %, у менее квалифицированные спортсменов (I разряда) данный вариант реакций выявлен в 14 % случаев. Интересно, что среди спортсменов с благоприятным предстартовым состоянием перворазрядники отсутствуют. При оценке данных визуального наблюдения за спортсменами перед стартом в 100 % случаев выявляли тремор рук, повышенную эмоциональную лабильность, «нервный смех», повышение температуры тела, вегетативные ознобы.

Спортсмены-бильярдисты с «боевой готовностью» имели высокий спортивный результат встречи и составили 1-ю группу испытуемых (6 чел.), бильярдисты с реакцией «предстартовая лихорадка» проиграли встречу или победили с минимальным преимуществом. Они составили 2-ю группу испытуемых (14 чел.). При анализе умственной работоспособности в тесте «URA»: 3- и 10-буквенные тесты не вывили достоверных различий. При проведении 3-го этапа исследования - теста URA на предельной скорости - выявлено статистически достоверное различие, выражающееся в увеличении числа ошибок у спортсменов 2-й группы в 2 и 5 попытках, скорость - 1200 мс (рис. 1).

В 1-й группе спортсменов в сравнении со 2-й отмечена достоверно меньшая по длительности ПЗМР (р<0,001). Выявленные различия говорят о меньшем времени ПЗМР успешных спортсменов в сравнении с «неуспешными» (рис. 2).

При анализе данных теппинг-теста в 8 попытках выявлено более высокое поддержание темпа реакции бильярдистами 1-й группы, достоверные различия выявлены нами в 1-5- и 8-й попытках.

Выявлены достоверные различия, выражающиеся в уменьшении времени двигательной реакции у спортсменов - мастеров спорта (среднее значение m=281,4±26,11 с) и его увеличении у КМС и разряд-

ников (m=308,11±12-15 с). Необходимо отметить, что достоверные различия по данной методике выявлены нами в группе мастеров спорта и группах разрядников и КМС. Различий между КМС и разрядниками не выявлено. Возможно, это связано с малой выборкой среди разрядников.

Выводы. Выявленные особенности типологических психофизиологических характеристик бильярдистов, имеющих высокую спортивную результативность, выражаются в развитии перед стартом психофизиологической реакции «боевая готовность», которая чаще всего характерна для мастеров спорта и реже - кандидатов в мастера спорта по бильярду. Отличия психофизиологических характеристик у бильярдистов высокой спортивной результативности выражаются в достоверно более высокой способности безошибочно выполнять задания в тесте URA на предельной скорости; сравнительно коротком времени ПЗМР и более высокой скорости поддержания темпа движения кисти; высокой и средней силе процессов условного возбуждения в коре больших полушарий головного мозга по данным теппинг-теста.

Характерные отличия психофизиологических характеристик у бильярдистов низкой спортивной результативности выражаются в развитии перед стартом психофизиологической реакции «предстартовая лихорадка» и конкретных психофизиологических характеристиках: снижении способности противостоять развитию утомления в тесте URA на предельной скорости; большем времени ПЗМР и снижении скорости поддержания темпа движения кисти по данным теппинг-теста.

Бильярдисты МС в сравнении с КМС и разрядниками имеют достоверно меньшее время ПЗМР и достоверно высокой темп движения кисти в теппинг-тесте. Если говорить о маркере «успешности» бильярдистов, играющих в стиле «русский бильярд» по результатам проведенного тестирования, то мы рекомендуем оце-

500 450400 и 350 § 300250 200 150100 50-

0J

а. со

0-

1

•р<0,05

2 3 4 5 6 7 Количество попыток

9 10

□ Результативные □ Нерезультативные

* - р<0,05

Рис. 1. Результаты 3-го этапа теста URA бильярдистов различной спортивной подготовленности

* - р<0,001

Рис. 2. Результаты 3-го этапа теста URA бильярдистов различной спортивной результативности

нивать ПЗМР, так как в этом параметре выявлена высокая достоверность различий успешных спортсменов.

Литература

1. Иванова Т.С. Специфика показателей сердечного ритма легкоатлетов с различной спортивной результативностью / Т.С. Иванова, Н.Н. Захарьева // Теория и практика физ. культуры.

- 2013. - № 2. - С. 22-26.

2. Захарьева Н.Н. Прогностическое значение психофизиологических и вегетативных характеристик легкоатлетов / Н.Н. Захарьева, Т.С. Иванова // Материалы IV Всерос. с междунар. участием конф. по управлению движением, приуроченной к 90-летнему юбилею кафедры физиологии РГУФкСМиТ (ГЦО-ЛИФК) 1-3 февраля 2012 г. - М., 2012. - С. 54-55.

3. Захарьева Н.Н. Влияние предсоревновательного напряжения на особенности и характер двигательных реакций на спортивную результативность у фехтовальщиков / Н.Н. Захарьева, Ф.П. Беляев, А.А. Антонова // Теория и практика физ. культуры. - 2012.- № 1.- С. 21-24.

4. Ильин Е.П. Путь к здоровью / Е.П. Ильин, П.П. Морев . - Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. - 112 с.

5. ПуниА.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А.Ц. Пуни.

- М.,1980. - 28 с.

References

1. Ivanova, T.S. The specifics of heart rate indices of athletes with different sports performance / T.S. Ivanova, N.N. Zakhar'eva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 2. - P. 22-26. (In Russian)

2. Zakhar'eva N.N. Prognostic value of psychophysiological and vegetative characteristics of athletes / N.N. Zakhar'eva, T.S. Ivanova // Proceedings of the IV All-Rus. conf. with internat. partic. on motion control, devoted to the 90th anniversary of the department of physiology of RSUPhCSYT (SCOLIPC) February, 1-3 2012. - Moscow, - P. 54-55. (In Russian)

3. Zakhar'eva N.N. The influence of pre-season tension on the features and character of motor responses on sports performance in fencers / N.N. Zakhar'eva, F.P. Belyaev, A.A. Antonova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 1. - P. 21-24. (In Russian)

4. Il'in, E.P. The way to health / E.P. Il'in, P.P. Morev. - Kazan: Tatar publ. h-se, 1987. - 112 P.

5. Puny, A.Ts. The problem of personality in sports psychology / A.Ts. Puny. - Moscow,1980. - 28 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

е-mail — zakharyeva.nata@mail.ru

Поступила в редакцию 26.09.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 070.1

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кандидат экономических наук, доцент А.В. Назаренко

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Ключевые слова: будущие педагоги, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое самовоспитание, природоохранная и природозащитная деятельность, физическая культура и спорт, средства и методы экологического самовоспитания.

Здоровье и уровень жизнедеятельности человека в решающей мере зависят от состояния окружающей природы: чистоты воздуха, воды, продуктов питания и др. На духовно-нравственное развитие оказывает влияние способность к восприятию красоты природы, ее воздействие на гармонизацию отношений индивида с внешним миром. Понимание зависимости общества от состояния среды обитания обусловлено степенью сформированности экологического мировоззрения в процессе экологического воспитания и экологического самовоспитания, определяющих стремление и готовность человека к активной экологической деятельности.

Природоохранная и природозащитная деятельность требует оптимальной двигательной активности и как ее результат - высоких показателей физической подготовленности - одного из главных условий сохранения внутренней среды индивида, повышения его гомеостатиче-ских возможностей; поиск адекватных компенсаций неблагоприятных внешних воздействий на организм. Однако, как отмечает В. К. Бальсевич (2012), в научной литературе не рассматриваются способы достижения оптимальных показателей двигательной активности и физической подготовленности специалистов по экологии, структура взаимосвязей экологической и физкультурной деятельности.

Цель данной работы - теоретическое и методологическое обоснование характера взаимосвязей экологической и физкультурной деятельности.

Методика и организация исследования. Для проверки эффективности разработанной нами методики экологического самовоспитания средствами физической культуры и спорта был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 112 студентов 1-3-го курсов двух факультетов: естественно-географического и также технологии и дизайна. Были организованы контрольная группа (КГ) -56 человек и экспериментальная (ЭГ) - 56. Занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с учебным планом, в ЭГ широко использовались разнообразные физические упражнения в разных формах и видах.

Методика применения двигательных действий, направленных на повышение уровня физической подготовленности, формирование

интеллектуальных и морально-волевых качеств средствами физической культуры и спорта, ориентировала будущих учителей на необходимость осуществления экологического самовоспитания как ведущего компонента экологической профессионально-педагогической подготовленности.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов педагогического эксперимента выявил, что показатели по всем исследуемым направлениям улучшились в обеих группах, однако если в КГ улучшение данных связано с их естественным приростом, что обусловило их незначительное улучшение, то в ЭГ благодаря применению разработанной нами методики прирост результатов оказался более существенным. Так, в КГ при исходных показателях сформированности убеждения в значимости экологической деятельности, одного из показателей экологического самовоспитания, 3,09±0,27 балла к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились на 4,68 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 3,04±0,20 балла прирост составил 21,31 % (р<0,05). В КГ при исходных показателях способности к четкой формулировке экологических идей, понятий, основы положений и терминов 2,34±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента данные возросли на 4,92 (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 2,37±0,18 балла прирост составил 26,12 (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям экологического самовоспитания. Прирост показателей физической подготовленности, интеллектуальных и волевых качеств в ЭГ также был более существенным по сравнению с КГ (р<0,05).

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что между экологическим самовоспитанием и физкультурной деятельностью существует тесная связь. Уровень двигательной активности обусловлен показателями физической подготовленности, включающей в свое содержание развитие двигательно-координационных качеств. Основными направлениями воздействия средств физической культуры и спорта на эффективность экологической деятельности являются: повышение уровня экологического самовоспитания, формирование интеллектуальных, морально-волевых качеств. Разработанная нами методика использования физических упражнений в процессе экологического самовоспитания обеспечила более высокий уровень сформированности экологического самовоспитании в ЭГ по сравнению с КГ.

Информация для связи с автором: Elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 22.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.