Научная статья на тему 'Особенности нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса'

Особенности нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНАЯ СИСТЕМА / NERVOUS SYSTEM / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / NEUROPHYSIOLOGICAL STATUS / АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / BODY'S AEROBIC ABILITIES / COMPETITIVE JUDOKAS / СПОРТСМЕНЫ-ДЗЮДОИСТЫ / COMPETITIVE TRACK AND FIELD ATHLETES / СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Т.Г., Челышкова Т.В., Хасанова Н.Н.

The studies revealed the principal differences in the basic neurophysiological characteristics of the functional status of students’ central nervous system in respect to sports specialization and qualification: quicker persons at step test with stronger nervous system and high lability are more frequent among qualified track and field athletes rather than qualified judokas. The highest speed of sensomotor response to a moving object, relatively lower temporal characteristics of simple visually-motor reaction showing mobility of nervous processes and dominant number of accurate responses are specific for qualified judokas in 71,4 % cases. The latter indicates to optimization of the balance of nervous processes at judo classes, which is a precondition of success of competition. It expands the potentials of extrapolation and facilitates better forecasting of possible movement of opponents on the tatami. The highest levels of development of aerobic abilities and body's overall endurance are marked among qualified track and field athletes (runners) compared to qualified judokas and students not going in for sports, indicating to various influence rendered by the manner of training process on the body's physical fitness. Hereby, in accordance with the indicators of maximum oxygen consumption the level of physical fitness is estimated as high for qualified track and field athletes and judokas and above average for non-athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Т.Г., Челышкова Т.В., Хасанова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса»

УДК: 796.01:612

ОСОБЕННОСТИ

нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Кандидаты биологических наук Т.Г. Петрова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова

Адыгейский государственный университет, Майкоп

THE PECULIARITIES OF NEURO-PHYSIOLOGICAL STATUS AND AEROBIC ABILITIES OF ATHLETES WITH DIFFERENT AREAS OF TRAINING T.G. Petrova, Ph.D T.V. Chelyshkova, Ph.D N.N. Khasanova, Ph.D Adygei state university, Maikop

Key words: nervous system, neuro-physiological status, body's aerobic abilities, competitive judokas, competitive track and field athletes.

The studies revealed the principal differences in the basic neu-rophysiological characteristics of the functional status of students' central nervous system in respect to sports specialization and qualification: quicker persons at step test with stronger nervous system and high lability are more frequent among qualified track and field athletes rather than qualified judokas. The highest speed of sensomotor response to a moving object, relatively lower temporal characteristics of simple visually-motor reaction showing mobility of nervous processes and dominant number of accurate responses are specific for qualified judokas in 71,4 % cases. The latter indicates to optimization of the balance of nervous processes at judo classes, which is a precondition of success of competition. It expands the potentials of extrapolation and facilitates better forecasting of possible movement of opponents on the tatami.

The highest levels of development of aerobic abilities and body's overall endurance are marked among qualified track and field athletes (runners) compared to qualified judokas and students not going in for sports, indicating to various influence rendered by the manner of training process on the body's physical fitness. Hereby, in accordance with the indicators of maximum oxygen consumption the level of physical fitness is estimated as high for qualified track and field athletes and judokas and above average - for non-athletes.

Ключевые слова: нервная система, нейрофизиологический статус, аэробные возможности организма, спортсмены-дзюдоисты, спортсмены-легкоатлеты.

Введение. Сохранение

и укрепление здоровья студентов в настоящее время превращается в значимый фактор идеологической, социальной, культурной, экономической политики государства. В этих условиях спорт как элемент здорового образа жизни студенческой молодежи становится важной составляющей, характеризующей развитие общества в современных условиях [1, 4, 5, 12].

Проблема влияния систематических физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы является одной из центральных проблем изучения закономерностей приспособления человека к спортивной деятельности и продолжает привлекать внимание исследователей [2, 9, 11]. В иерархической структуре функциональных систем, обеспечивающих процесс адаптации организма, центральная нервная система занимает главное место [10]. Ряд исследователей рассматривают свойства нервной системы в качестве лимитирующего фактора спортивной деятельности, определяющего функциональную и психологическую подготовленность спортсменов, модель их двигательных возможностей. В зависимости от функционального состояния центральной нервной системы адаптация к тренировочно-соревновательной деятельности имеет существенные различия в эффективности и физиологической стоимости. Особенности нейрофизиологического статуса лиц, занимающихся физической культурой и спортом, должны приниматься во внимание тренером при определении объема и интенсивности нагрузок. В основе физиологических механизмов и закономерностей развития таких физических качеств, как быстрота и выносливость, лежат особенности протекания физиологических процессов в центральной нервной системе - лабильность нервных центров и подвижность нервных процессов [3] и резервы развития аэробных возможностей организма [7, 9, 11, 12].

В этом плане определение у студентов наряду с нейрофизиологическим статусом показателей аэробной мощности, отражающих общую выносливость организма, позволяет говорить об интегративном подходе к анализу функционального состояния и достаточно полно охарактеризовать механизмы развития адаптивных возможностей организма, выявить основные звенья, участвующие в их формировании; определить приоритетность решения задач для получения тех или иных нейрофункциональных модельных характеристик при различных формах организации физической деятельности в вузе. Учет текущего функционального состояния нервной системы и работоспособности организма поможет выстроить эффективную концепцию коррекции и регламентации физических нагрузок, объем которых нередко превышает функциональные и адаптационные возможности организма, снижает у студентов мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, формируя у них активно-негативное отношение [12].

Цель исследования - определить влияние спортивных физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы и общую выносливость организма студентов.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в кросс-секциональном режиме на студентах Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. Обследованы юноши, занимающиеся дзюдо (35 человек) и легкой атлетикой (30 человек). Они составили экспериментальную группу (ЭГ). В контрольную группу (КГ) вошли 35 студентов 2-4-го курсов факультета естествознания Адыгейского государственного университета с традиционным двигательным режимом (2 ч физической культуры в неделю).

Для стандартизации условий все исследования проводили в первой половине дня (в 9-12 ч), в условиях комфортной температуры (18-20о С) на базе лаборатории «Физиология развития ребенка» НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета.

Студенты-легкоатлеты (бегуны на средние дистанции: 800 и 1500 м) имели спортивную квалификацию I разряда - 20 человек и КМС - 10 человек, тренировались круглогодично 5 раз в неделю в объеме от 1,5 до 3 ч в день, стаж их занятий легкой атлетикой составил от 3 до 5 лет.

Студенты-дзюдоисты имели спортивную квалификацию КМС - 29 человек и МС - 6 человек, тренировались круглогодично в объеме 10 ч в неделю, их спортивный стаж занятий дзюдо составил от 3 до 5 лет.

Исследование проводили в подготовительном периоде тренировочного цикла, основной задачей которого было повышение уровня общей физической подготовленности спортсменов.

Изучение особенностей нейродинамических процессов спортсменов осуществлялось с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы «Ней-роСофт», г. Иваново.

Исследовались показатели простой зрительно-моторной реакции, теппинг-теста, которые представляют собой варианты классических методик

хронорефлексометрии, характеризуют общий тонус, лабильность, подвижность, силу центральной нервной системы и являются одними из наиболее распространенных показателей при тестировании скорости реакции. Также определяли показатели реакции на движущийся объект (РДО), критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Для оценки психоэмоционального состояния применяли метод статической тремометрии.

Общую выносливость оценивали по показателям максимального потребления кислорода. Расчет МПК проводился в автоматическом режиме программой «Поли-Спектр».

Статистическая обработка результатов исследования была выполнена на ПЭВМ при помощи статистической программы Statistica 6.0 и встроенной функции анализа в программе Microsoft Excel (2007).

Результаты исследования и их обсуждение. Основные свойства нервных процессов (сила, лабильность, подвижность, уравновешенность), уровень их функционального напряжения, состояние психоэмоциональной сферы организма во многом определяют особенности адаптации к спортивной деятельности, её эффективность и физиологическую стоимость [6].

При анализе времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) выявлено, что наиболее низкие значения времени реакции наблюдались у дзюдоистов в сравнении с легкоатлетами, и особенно со студентами, не занимающимися спортом (табл. 1), что указывает на более высокое развитие качества быстроты у квалифицированных дзюдоистов и служит показателем хорошего функционального состояния их центральной нервной системы. Объяснить это можно тем, что у представителей единоборств спортивная деятельность связана с принятием решений в альтернативных ситуациях и им необходимо иметь высокий уровень сенсорной коррекции. Ухудшение времени ПЗМР у легкоатлетов-бегунов, по-видимому, связано с тем, что в ходе тренировочных занятий бегуны в первую очередь реагируют на звуковой сигнал, а не на зрительный. Вместе с тем у дзюдоистов, равным образом как и у легкоатлетов, время ПЗМР значительно короче по сравнению со студентами, не занимающимися спортом (см. табл. 1). Это свидетельствует о значительном улучшении текущего функционального состояния центральной нервной системы у квалифицированных спортсменов. В настоящее время доказано, что уменьшение времени простой сенсо-моторной реакции у квалифицированных спортсменов по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, надо полагать, связано с укорочением времени «центральной задержки», так как оно в большей степени позволяет снизить латентное время реакции в результате тренировок на быстроту.

Одним из интегральных показателей свойства быстроты нервной системы является максимальная частота движений или теппинга, которая также отражает силу нервной системы. В основе проявления качества быстроты в условиях теппинг-теста лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах: скорость протекания возбуждения в нервных и мышечных клет-

ках (лабильность), подвижность нервных процессов, соотношение быстрых и медленных волокон в мышцах [11].

Максимальный темп движений (8,1±0,3 Гц), свидетельствующий о сильном типе нервной системы, наблюдался у преобладающего большинства легкоатлетов (63,5 % против 28,6 % у дзюдоистов и 30 % у неспортсменов).

У дзюдоистов частота теппинга составила 7,7±0,4 Гц, что указывает на преобладание контингента со средним типом нервной системы (51,4 % против 23,3 % у легкоатлетов и 55,0 % у студентов, не занимающихся спортом). Студенты, не занимающиеся спортом, продемонстрировали также преобладание среднего типа нервной системы, поскольку частота теппинг-теста у них составила 7,1±0,3 Гц, что достоверно ниже (р<0,05) по сравнению с легкоатлетами. Более высокие значения теппинга у легкоатлетов можно объяснить тем, что значительное число спортивных упражнений при занятиях легкой атлетикой требует максимально возможного развития скорости и темпа движений в условиях дефицита времени.

Данные результатов теппинг-теста подтверждаются в исследовании КЧСМ, отражающей лабильность и силу нервной системы. Наиболее высокие значения КЧСМ отмечены у легкоатлетов - 43,2±1,4 Гц (р<0,05) (табл. 2), что свидетельствует о преобладании в данной группе лиц с высокой лабильностью нервной системы. У дзюдоистов показатель КЧСМ составил 40,1±1,5 Гц (р>0,05). Это указывает на средний уровень лабильности нервной системы. Показатель КЧСМ у не занимающихся спортом студентов - 37,4±1,4 Гц. На практике это означает оптимальное усвоение лишь той информации, которая подается в среднем темпе. Таким образом, результаты КЧСМ подтверждают наличие у легкоатлетов высокой лабильности и силы нервных процессов на фоне более высокой скорости и четкости зрительных восприятий.

В основе проявления быстроты действия спортсмена лежит реакция на движущийся объект, которая является достаточно тонким индикатором состояния ЦНС, отражающим уровень её тренированности и сте-

пень утомления. Показатели РДО позволяют предположить эффективность поведения спортсмена в различных альтернативных спортивных ситуациях, своевременно реагировать на перемещение соперников, обеспечивая быстроту ответных действий. РДО имеет особенное значение в ситуационных видах спорта, являясь показателем лабильности и подвижности нервных процессов, степени их сбалансированности. Сравнительный анализ показал наиболее высокий контингент с точными реакциями и оптимальным балансом нервных процессов у дзюдоистов. Это особенно важно для спортсменов, занимающихся единоборствами, которые постоянно находятся в ситуации быстрого реагирования на изменяющиеся условия соревновательных ситуаций, сложность которых определяется множественностью альтернативного выбора и жесткими рамками лимита времени, отводимого на принятие решения.

При изучении РДО и стратегий реагирования выявлено, что в группе дзюдоистов у 37,2 % преобладали реакции опережения, у 11,4 % - запаздывания; точные реакции отмечены у 51,4 %, в то время как у спортсменов-легкоатлетов точно реагировали на сигнал лишь 36,6 %; использовали стратегию опережения 43,4 %, а 20,0 % - запаздывания. Среди студентов, не занимающихся спортом, 37,2 % использовали реакцию опережения, 54,2 % - реакцию запаздывания и лишь 8,6 % точно реагировали на сигнал. Наличие контингента с реакциями опережения свидетельствует о преобладании возбуждения, а реакции запаздывания указывают на то, что организм постепенно включается в работу, но при этом обеспечивает относительно высокую продолжительность оптимальной работоспособности, что ранее было показано в исследованиях Е. П. Ильина [6].

При анализе динамики показателей статической треморометрии выявлено, что минимальное значение количества касаний было характерно для легкоатлетов и составило 19,2±1,5 в с, время касаний - 1,2±0,6 мс. У дзюдоистов показатели количества касаний и времени касаний составили 21,1±1,4 в с и 1,3±0,8 мс соответственно, что не имело принципиальных различий

Таблица 1. Показатели простой зрительно-моторной реакции у квалифицированных спортсменов и не занимающихся спортом студентов, М±т

Исследуемые группы Время ПЗМР, мс Показатель УФП НП, %

высокий средний низкий

Студенты-легкоатлеты, п=30 **203,1±4,8* 40,0 50,0 10,0

Студенты-дзюдоисты, п=35 **189,2±4,1 71,4 22,8 5,8

Студенты, не занимающиеся спортом, п=35 230,5±3,0 34,3 34,3 31,4

* справа - достоверность различий (р<0,05) между спортсменами разных видов спорта, ** слева - достоверность различий (р<0,001) между спортсменам и студентами, не занимающимися спортом.

Таблица 2. Показатели критической частоты световых мельканий у квалифицированных спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, М±т

КЧСМ, Гц Студенты-легкоатлеты, п=30 Студенты-дзюдоисты, п=35 Студенты, не занимающиеся спортом, п=35

Возрастание частоты сигналов *45,0±1,2 38,2±0,7* 39,1±1,3

Убывание частоты сигналов *41,4±1,6 *42,0±0,7 35,7±1,5

Средняя частота световых мельканий *43,2±1,4 *40,1±0,7* 37,4±1,4

* справа - достоверность различий (р<0,05) между спортсменами разных видов спорта, * слева - достоверность различий (р<0,05) между спортсменами и студентами, не занимающимися спортом.

с легкоатлетами (р>0,05). У студентов-неспортсменов количество касаний составило 31,2±1,7 в с и время касаний - 2,94±1,7 мс. Данные треморометрии свидетельствуют об устойчивости нервно-мышечного аппарата и отсутствии выраженного психоэмоционального напряжения у квалифицированных спортсменов, тогда как у студентов, не занимающихся спортом, снижена устойчивость нервно-мышечного аппарата на фоне более высокого психоэмоционального напряжения.

Анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что уровень МПК у квалифицированных легкоатлетов достигал 65,2±3,0 мл/мин/кг. Большие значения МПК квалифицированных легкоатлетов позволяют развивать значительную мощность передвижения и показывать высокие спортивные результаты. Лица с высоким МПК обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера.

Дзюдоисты имели более низкий уровень МПК в сравнении со студентами-легкоатлетами (р<0,01). Средний уровень максимального потребления кислорода у дзюдоистов составил 53,1 ±1,4 мл/мин/кг. Известно, что хорошо развитая мышечная система борцов адаптирована к работе преимущественно в анаэробном режиме. Кроме того, для дзюдоистов во время проведения схватки характерны моменты задержки дыхания и натуживания - во время захвата, подготовки к выполнению броска и при броске. Этим и объясняются у них сравнительно низкие показатели МПК.

У студентов, не занимающихся спортом, МПК составил 47,1 ±0,9 мл/мин/кг, что свидетельствует о снижении аэробных возможностей организма на фоне недостаточной двигательной активности и большого объема учебных нагрузок.

Различия в структуре физической работоспособности спортсменов разных специализаций - закономерный результат многолетнего процесса мор-фофункциональной специализации организма. Учет закономерностей такой специализации - непременное условие оптимального управления адаптацией организма к физическим нагрузкам и должно проявляться в соответствующем подборе тренирующих воздействий, определении стратегии использования восстановительных средств и, естественно, определении маркеров при контроле и оценке функциональной подготовленности спортсменов.

Выводы

1. Выявлены принципиальные различия в базовых нейрофизиологических показателях функционального состояния центральной нервной системы у студентов в зависимости от спортивной специализации и квалификации: у квалифицированных легкоатлетов в сравнении с квалифицированными дзюдоистами, а также неспортсменами преобладает контингент (63,5 %) с высоким темпом движений при теппинг-тесте, с сильным типом нервной системы, высокой лабильностью.

2. Для квалифицированных дзюдоистов в 71,4 % случаев характерна наиболее высокая скорость сенсомоторной реакции на движущийся объект, относительно меньшие временные параметры простой

зрительно-моторнои реакции, отражающей подвижность нервных процессов; доминирует контингент с количеством точных реакций. Последнее указывает на оптимизацию баланса нервных процессов при занятиях дзюдо, что является непременным условием успешности борьбы, расширяет возможности экстраполяции, позволяет четче предвидеть возможные перемещения соперников по татами.

3. Наиболее высокий уровень развития аэробных возможностей и общей выносливости организма отмечается у квалифицированных бегунов-легкоатлетов по сравнению с квалифицированными дзюдоистами и не занимающимися спортом студентами, что свидетельствует о различном влиянии характера тренировочного процесса на физическое состояние организма. При этом уровень физического состояния квалифицированных легкоатлетов и дзюдоистов оценивается по показателям МПК как высокий, а у неспортсменов - как выше среднего.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. -

2009. - № 5. - С. 3-8.

2. Балюк В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродина-мических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Г. Балюк. - Архангельск, 2009. - 2о с.

3. Беленко И.С. Влияние занятий спортом на функциональное состояние нервной и дыхательной систем юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет разных соматотипов: автореф. дис ... канд. биол. наук / И.С. Беленко. - Майкоп, 2010.

4. Гречишкина С.С. Взаимосвязь показателей вариабельности ритма сердца и внешнего дыхания у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса / С.С. Гречишкина, А.В. Шаханова, Ю.Ю. Даутов // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». - 2012.

- Вып. 2 (98). - С. 90-99.

5. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н.Л. Гусева // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 3. - С. 7-8.

6. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер,

2010. - 352 с.

7. Кузьмин А.А. Функциональные и адаптивные возможности юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет в зависимости от соматотипа / А.А. Кузьмин, А.В. Шаханова, А.Х. Агиров // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». - 2012. - Вып. 1. - С. 55-64.

8. Маслов Н.Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора / Н.Б. Маслов, И.А. Блощинский, В.Н. Максименко // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 5. - С. 123-133.

9. Петрова Т.Г. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у спортсменов-легкоатлетов / Т.Г. Петрова, А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Г.М. Коновалова // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». -2012. - Вып. 2.

10. Роженцов В.В. Адаптация зрительного анализатора при измерении времени зрительного восприятия / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков // Фундаментальные исследования. - 2011.

- № 11. - С. 181-184.

11. Солодков А.С. Функциональная система адаптации и ее составляющие / А.С. Солодков // Адаптация в спорте: состояние, перспективы, проблемы: Материалы междунар. науч. конф. - СПб. - 2009. - С. 220-221.

12. Шаханова A.B. Медико-биологическая оценка влияния двигательной активности в режиме продленного дня школы на соматическое развитие и физическую подготовленность школьников: метод. реком. / А.В. Шаханова, И.И. Чвань. -Майкоп: Изд. полигр. и книготорг «Адыгея», 1991. - 57 с.

References

1. Agadzhanyan, N.A. The quality and way of life of student youth / N.A. Agadzhanyan, I.V. Radysh // Ekologiya cheloveka. - 2009. -№ 5. - P. 3-8. (In Russian)

2. Balyuk, V.G. The correlation and value of basic neurodynamic

characteristics of athletes of different specializations and qualifications: abstract of Ph.D. thesis / V.G. Balyuk. - Arkhangelsk,

2009. - 20 P. (In Russian)

3. Belenko, I.S. The effect of sports classes on the functional status of nervous and respiratory systems of young football and basketball players at the age of 10-15 years old with different somatotypes: abstract of Ph.D. thesis / I.S. Belenko. - Maikop,

2010. (In Russian)

4. Grechishkina, S.S. The correlation of heart rate variability and ventilatory indicators in athletes with different orientations of training process / S.S. Grechishkina, A.V. Shakhanova, Yu.Yu. Dautov // Vestnik AGU. Ser. "Natural-mathematical and technical sciences". - 2012. - Iss. 2 (98). - P. 90-99. (In Russian)

5. Guseva, N.L. Optimization of student motor activity via various types of sports activity / N.L. Guseva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. - № 3. - P. 7-8. (In Russian)

6. Il'in, E.P. Sport psychology / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 2010.

- 352 P. (In Russian)

7. Kuz'min, A.A. Functional and adaptive abilities of young football and basketball players at the age of 10-15 years old in respect to somatotype / A.A. Kuz'min, A.V. Shakhanova, A.Kh. Agirov // Vestnik AGU. Ser. "Natural-mathematical and technical sciences".

- 2012. - Iss. 1. - P. 55-64. (In Russian)

8. Maslov, N.B. The neurophysiological status of the genesis of

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

fatigue, chronic fatigue and overstrain of human operator / N.B. Maslov, I.A. Bloschinskiy, V.N. Maksimenko// Fiziologiya cheloveka. - 2003. - V. 29. - № 5. - P. 123-133. (In Russian)

9. Petrova, T.G. The neurophysiological status and its connection with a morphotype in track-and-field athletes / T.G. Petrova, A.V. Shakhanova, N.N. Khasanova, G.M. Konovalova // Vestnik AGU. Ser. "Natural-mathematical and technical sciences". - 2012. - Iss. 2. (In Russian)

10. Rozhentsev, V.V. Adaptation of visual analyzer when changing the time of visual perception / V.V. Rozhentsev, M.M. Polevschikov // Fundamental'nye issledovaniya. - № 11. - 2011. - P. 181-184. (In Russian)

11. Solodkov, A.S. The functional system of adaptation and its components / A.S. Solodkov // Adaptation in sport: status, perspectives, problems: Proceedings of the internat. scient. conf. - St.Petersburg. - 2009. - P. 220-221. (In Russian)

12. Shakhanova, A.V. Medicobiological evaluation of the influence of motor activity in the afterschool regimen on somatic health and physical fitness of schoolchildren: guidelines / A.V. Shakhanova, I.I. Chvan'. - Maikop: Adygeya, 1991. - 57 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

tatyana.petrowa-golubencko@ya.ru

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.

УДК: 796.011.3

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ АЙМАКАХ МОНГОЛИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат педагогических наук Алтаниэиэг Лхагвасурэн

Монгольский национальный институт физической культуры, Улан-Батор, Монголия Докторант Олзийжаргал Дамийжав

Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия

Ключевые слова: аймак, региональная программа, анкетирование, тестирование.

Введение. Ускорение темпов социальных, экономических, технологических, экологических, климатических и других изменений в мире привело к новым проблемам, связанным с состоянием здоровья человечества.

Цель исследования - разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов физического развития и физической подготовленности школьников, проживающих в различных регионах Монголии.

Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач был использован метод анкетирования. Педагогам был предложен анкетный лист. В проведенном опросе приняли участие 200 учителей физической культуры общеобразовательных школ Монголии, из них 42 учителя из Улан-Батора и 158 -из разных аймаков Монголии.

Все опрошенные имеют высшее физкультурное образование. Стаж работы учителей физической культуры - от 5 до 15 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявляли мнение о предпочтительных способах оценивания физической подготовленности школьников, проживающих в раличных аймаках Монголии.

Была оценена степень готовности школьных педагогов применять на практике новые методические подходы к определению результатов тестирования.

Большинство (76,5 %) опрошенных учителей считали, что отличительной особенностью технологий определения физической подготовленности учащихся аймаков Монголии является учет национально-региональных особенностей и природно-климатических условий. 23,5 % опрошенных считают, что технология физической подготовки учащихся аймаков не должна заметно различаться.

89 % учителей физической культуры школы считают, что если бы существовала региональная программа по физической под-

готовке, они стали бы работать по ней. Но при этом они внесли следующие предложения и рекомедации:

- увеличить число уроков по физической культуре до 3 в неделю;

- пересмотреть нормативы физической подготовленности с учетом региональных особенностей и состояния здоровья детей;

- разработать стандарты физического развития школьников;

- обеспечить учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию современным инвентарем и методической литературой.

На вопрос «По каким тестам Вы оцениваете уровень физической подготовленности учащихся?» 70,5 % учителей физической кульуры ответили, что они используют следующие двигательные тесты: бег на 30 и 50 м; челночный бег 3х10 м; прыжок в длину с места; отжимание (подтягиваие); бег на 1000 м; наклон вперёд из положения стоя, сидя для оценки гибкости;

Большинство опрошенных учителей физической культуры школы (66 %) считали, что при проведения и организации тестирования учащихся возникают следующие трудности:

- недостаточная оснащенность общеобразовательных школ аймаков Монголии спортивными сооружениями не отвечает программным требованиям организации занятий по физической культуре;

- незнание методики проведения тестирования двигательной подготовленности;

- недостаточное время измерения показателей всех учащихся школы.

По нашим данным, большинство (51,5 %) опрошенных учителей физической культуры считали нормативные требования слишком высокими.

Вывод. Таким образом, в успешной реализации программных задач в области физического воспитания учащихся школ аймаков важную роль может сыграть предлагаемая региональная программа.

Информация для связи с автором: ubtds_altaa@yahoo.com

Поступила в редакцию 04.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.