gs4 толкование права ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-56-59 СОКОЛОВА Ольга Александровна,
NIION: 2018-0076-8/23-583 студент Юридической школы
MOSURED: 77/27-023-2023-8-583 Дальневосточного Федерального
Университета, e-mail: sokolova10055@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВУЮ СРЕДУ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Исследование раскрывает важность цифровизации для правовой системы, а также преимущества и риски использования цифровых технологий в различных отраслях права. В работе выдвинуто предположение, что в отношении новых юридических объектов (вещей, созданных с помощью цифровых технологий) необходимо разработать новые правила. Ввиду все более серьезного противоречия между свободой информации и неприкосновенностью частной жизни вопросы прав человека в цифровом мире выходят на первый план.
Технология больших данных способствует переходу к принципу «открытости по умолчанию». Поэтому в работе поднимается вопрос о правовом надзоре за Интернетом, и обращено внимание на угрозу классической теории национального суверенитета, связанную с появлением категории «киберпространство».
Ключевые слова: цифровая среда, цифровизация, информационное общество, электронная коммерция, интернет-право.
SOKOLOVA Olga Alexandrovna,
Student of the Law School of the Far Eastern Federal University
THE IMPACT OF THE RIGHT ON TECHNOLOGY DEVELOPMENT AND THE DIGITAL ENVIRONMENT: CHALLENGES AND PROSPECTS
Annotation. The study reveals the importance of digitalization for the legal system, as well as the advantages and risks of using digital technologies in various branches of law. The paper suggests that new rules should be developed with respect to new legal objects (things created with the help of digital technologies). In view of the increasingly serious contradiction between freedom of information and privacy, human rights issues in the digital world are coming to the fore.
Big data technology contributes to the transition to the principle of "openness by default". Therefore, the paper raises the issue of legal supervision of the Internet, and draws attention to the threat of the classical theory of national sovereignty associated with the emergence of the category "cyberspace".
Key words: digital environment, digitalization, information society, e-commerce, Internet law.
На данном этапе невозможно ограничиться констатацией влияния технологических факторов на социальные отношения: цифровые технологии меняют устоявшиеся национальные и социальные институты [10; 17].
Как ни странно, даже классические юридические теории подвержены влиянию новых технологий, особенно угрозы Интернета. Если даже в самом общем приближении можно понять набор правил об отношениях, формируемых между субъектами конкретного объекта посредством
закона, то очевидно, что в эпоху цифровых технологий каждый компонент этого определения нуждается в уточнении.
Начнем с действующего лица - субъекта права. Дело в том, что субъект права устанавливает виртуальные отношения через Интернет и не всегда повторяет реальные. Виртуальная жизнь может иметь, а может и не иметь предсказуемых и реальных юридических последствий.
Первая проблема здесь - это идентификация. В виртуальном пространстве субъект обычно скрыт за так называемой виртуальной личностью
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
или цифровым изображением. Псевдоним (сетевое имя) может маскировать человека. Отметим, что увеличение возможности анонимности мало влияет на заключение сделки: деловые интересы решают проводить транзакции через Интернет с субъектом X и субъектом У
Вторая проблема - необходимость формализовать отношения (например, подать электронное обращение в государственное учреждение).
Физические лица хранят персональные данные в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» [4]. В большинстве случаев персональные данные идентифицируются как фамилия, имя, отчество, год, адрес, социальный статус, материальное положение, образование, профессия, доход и т.д. Однако Интернет расширил возможности косвенной идентификации человека: путем сравнения определенных данных можно идентифицировать человека, формально не нарушая правил автоматической обработки данных [4].
Другим аспектом проблемы персональных данных является их взаимосвязь с имиджем сервиса. Например, в некоторых случаях государственные служащие действуют под особым контролем, когда их действия и слова фиксируются аудио- и видеозаписью для предотвращения коррупции и т.д.
Согласно Федеральному закону № 645-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»», государственные должностные лица и граждане, в настоящее время претендующие на замещение должностей в сфере государственного управления, предоставляют работодателям адрес веб-сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет [3].
Факты доказали, что идентификация людей в Интернете является многогранной проблемой, и она может быть связана с различными нарушениями прав большого числа субъектов. Эта проблема может быть решена по-разному. Один из предлагаемых вариантов — принять тот факт, что субъекты права в Интернете могут вообще не идентифицироваться: технические средства идентификации могут позволять создавать юридические фикции или презумпции в отношении определенного лица, но они могут не позволять определить субъект правоотношения, приводя к принципиально новой ситуации теоретического осмысления.
Другой вариант - признать, что персональные данные являются объектом гражданского права, могут быть коммерциализированы и, следовательно, могут быть переданы другим лицам. Другими словами, персональные данные вирту-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
ального лица будут применимы к системе собственности.
Кроме того, Интернет вызвал появление информационных посредников, поставщиков, блоггеров и других субъектов, статус которых нуждается в корректировке в уголовном законодательстве.
Вторым важным компонентом, на который влияет цифровизация, является юридический объект. На волне общей цивилизованности (коммерциализации) российского права информация называется объектом гражданских прав. Однако взаимосвязь между этой информацией и другими юридическими департаментами по-прежнему неясна. Необходим подход, заключающийся в том, что «такого рода информация сама по себе считается независимым и передаваемым объектом гражданских прав» [12].
Таким образом, доступ к информации и владение информацией имеют фундаментальное значение в экономике, государственном управлении и частных отношениях и, следовательно, влияют на частное и публичное право. Под натиском новых информационных технологий право на доступ к личным документам с характеристиками доцифровой эпохи становится устаревшим.
Новая информационная технология привела к двум фундаментальным изменениям: интерактивному обмену информацией и возможности получать и непрерывно обрабатывать массивы информации (интеллектуальный анализ данных и анализ больших объемов данных). Преимущество и ценность сейчас заключается больше не в доступе к отдельному файлу или тексту, а во взаимосвязанных файлах, информационных базах и возможности интерактивного участия в нормативных проектах [15].
Большие данные выдвинули новые требования к органу, занимающемуся «открытостью по умолчанию», что является наилучшим ответом на технологию цифровой обработки информации. Например, в России в 2019 г. был внедрен принцип раскрытия данных по умолчанию в деятельности правительства [8].
Соответственно, информация является объектом универсального права, которое существует в любой отрасли права. Кроме того, благодаря технологиям появляются новые объекты права. Вместо обычной бумажной валюты появились электронные деньги, а теперь и криптовалюты. И если в 2016 г. отношение к криптовалютам было крайне негативным (российское правительство разработало федеральный законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс, согласно которому предлагалось полностью запретить «денежные суррогаты», а действия с ними наказывать лишением свободы на срок до семи лет), то сей-
час позиция становится вполне иной. Новые способы создания вещей (например, 3D-принтер) поднимают вопросы о правовом режиме созданных объектов.
Теоретически, к праву на новые виртуальные объекты можно относиться по-разному: не замечать их появления, действовать по аналогии или отделять их как «другие товары», применяя к таким отношениям правила о соответствующих типах контрактов, жалобах и необоснованном обогащении. Адаптация закона, применение существующих правил к новым отношениям - это первое классическое решение, которое приходит на ум. Похоже, что в отношении виртуальных объектов не обойтись без создания новых специальных правил [6].
Наконец, наиболее динамичным компонентом являются действия субъектов по отношению к объектам, определяемым как правоотношения. Они также меняются, если происходят виртуально.
Выражение мнения через Интернет также может иметь юридические последствия. В Уголовном кодексе Российской Федерации многие преступления «обогатились» новым отягчающим обстоятельством - совершением преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) [2]. Комментарий в социальной сети, перепост или просто лайк может быть квалифицирован как деяние, при котором это считается преступлением [11].
В гражданском праве, применительно к виртуальным сделкам, возникает проблема определения договора. Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заключения договора необходимо выразить согласованное волеизъявление двух сторон (двусторонняя сделка) или трех или более сторон (многосторонняя сделка). Однако в случае соглашений, заключенных виртуально, такое волеизъявление имеет место не всегда. И если Гражданский кодекс Российской Федерации уже адаптируется к формальным изменениям, касающимся сделок в Интернете, то он еще не готов к «попытке» классического определения договора в Интернете [1].
И очень необычные вопросы возникают в связи с Интернетом вещей. Исследователи справедливо отмечают, что в законодательстве очень мало норм, регулирующих автоматизированные действия (ст. 498 Гражданского кодекса Российской Федерации). Законодательство о защите прав потребителей не предназначено для Интернета вещей. Применительно к Интернету вещей проблема информационной безопасности приобретает новые ракурсы. Более того, вопросы юрисдикции в контексте Интернета вещей выходят на
новый уровень, что ставит под сомнение возможность их решения на основе классических норм коллизионного права международного частного права [1].
Строго говоря, даже без учета технологического фактора правовая система претерпевает изменения. И эти изменения более радикальны, чем кажется в теории права. Это не просто вопрос дебатов о системе права, о том, какие отрасли ее составляют и сколько их, в соответствии с какими критериями различаются. Появление новых технологий может полностью переформатировать закон, это понятие, явление, его содержание, механизм действия и т.д. [9].
Несомненно, именно Интернет стал катализатором глобального распространения информации и усиления роли информационного права [16]. Регулирование Интернета приобретает все более важное место в структуре информационного права. В этом смысле именно информационное право, как сложная отрасль, «вторгается» в традиционное разделение права в романо-герман-ской системе, поскольку в нем есть как публичное, так и частное. Кроме того, различие между публичным и частным, в какой-то степени, теряет свой смысл, когда речь заходит о правовом регулировании информации и ИКТ [7].
Список литературы:
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 12.06.2023).
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (посл. ред.). - URL: [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.06.2023).
[3] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»» от 29.12.2022 № 645-ФЗ [Электронный ресурс] -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_436210/ (дата обращения: 12.06.2023).
[4] Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 12.06.023).
[5] Азизов Р.Ф. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-право-вое исследование. - СПб.: Кнорус, 2019. - 18 с.
[6] Архипов В.В., Наумов В.Б. О некоторых вопросах теоретических оснований развития законодательства о робототехнике: аспекты воли и правосубъектности // Закон. 2019. № 5. - С. 157170.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
[7] Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М.: Вита, 2019. -241 с.
[8] Войниканис Е.А. Развитие регулирования информационной сферы и интеллектуальные права: теоретико-правовые аспекты // Государство и право. 2019. № 7. - С. 92.
[9] Козлов С. В. Правовое регулирование отношений в сети Интернет, или Что такое интернет-право // Право и экономика. 2019. № 11. - С. 44-51.
[10] Малеина М.Н. Формирование понятия «человек» в российском праве // Государство и право. 2021. № 1. - С. 10-22.
[11] Родимцева М.Ю. Регулировать - нельзя манипулировать (о рисках информационного общества) // Государство и право. 2020. № 7. - С. 72-89.
[12] Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2019. № 5. - С. 62-99.
[13] Талапина Э.В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: информационно-правовое исследование. -М.: Нова, 2019. - С. 16-20.
[14] Терещенко Л.К., Стародубова О.Е. Загадки информационного права // Журнал российского права. 2020. № 7. - С. 161-165.
[15] Туликов А.В. Зарубежная правовая мысль в условиях развития информационных технологий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. - С. 210-236.
[16] Шинкарецкая Г.Г. Методы формирования информационного права в глобальном информационном пространстве // Бачиловские чтения. Материалы четвертой международной научно-практической конференции / отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов / Институт государства и права РАН. - Саратов: Амирит, 2022. - С. 69-77.
[17] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.
Spisok literatury:
[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 № 51-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (data obrashcheniya: 12.06.2023).
[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 12.06.2023).
[3] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj grazhdanskoj
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
sluzhbe Rossijskoj Federacii»» ot 29.12.2022 № 645-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_436210/ (data obrashcheniya: 12.06.2023).
[4] Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» ot 27.07.2006 № 152-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61801/ (data obrashcheniya: 12.06.2023).
[5] Azizov R.F. Pravovoe regulirovanie v seti Internet: sravnitel'no- i istoriko-pravovoe issledo-vanie. - SPb.: Knorus, 2019. - 18 s.
[6] Arhipov V.V., Naumov V.B. O nekotoryh voprosah teoreticheskih osnovanij razvitiya zakonod-atel'stva o robototekhnike: aspekty voli i pravosub"ek-tnosti // Zakon. 2019. № 5. - S. 157-170.
[7] Bachilo I.L. Gosudarstvo i pravo XXI v. Real'noe i virtual'noe. - M.: Vita, 2019. - 241 s.
[8] Vojnikanis E.A. Razvitie regulirovaniya infor-macionnoj sfery i intellektual'nye prava: teoretiko-pra-vovye aspekty // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 7. -S. 92.
[9] Kozlov S. V. Pravovoe regulirovanie otnosh-enij v seti Internet, ili CHto takoe internet-pravo // Pravo i ekonomika. 2019. № 11. - S. 44-51.
[10] Maleina M.N. Formirovanie ponyatiya «chelovek» v rossijskom prave // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 1. - S. 10-22.
[11] Rodimceva M.YU. Regulirovat' - nel'zya manipulirovat' (o riskah informacionnogo obsh-chestva) // Gosudarstvo i pravo. 2020. № 7. - S. 72-89.
[12] Savel'ev A.I. Pravovaya priroda «oblach-nyh» servisov: svoboda dogovora, avtorskoe pravo i vysokie tekhnologii // Vestnik grazhdanskogo prava. 2019. № 5. - S. 62-99.
[13] Talapina E.V. Modernizaciya gosudarst-vennogo upravleniya v informacionnom obshchestve: informacionno-pravovoe issledovanie. - M.: Nova, 2019. - S. 16-20.
[14] Tereshchenko L.K., Starodubova O.E. Zagadki informacionnogo prava // ZHurnal rossi-jskogo prava. 2020. № 7. - S. 161-165.
[15] Tulikov A.V. Zarubezhnaya pravovaya mysl' v usloviyah razvitiya informacionnyh tekhnologij // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2019. № 3. - S. 210-236.
[16] Shinkareckaya G.G. Metody formirovaniya informacionnogo prava v global'nom informacionnom prostranstve // Bachilovskie chteniya. Materialy chet-vertoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii / otv. red. T.A. Polyakova, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov / Institut gosudarstva i prava RAN. -Saratov: Amirit, 2022. - S. 69-77.
[17] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.