DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/074-083
УДК 34.047 А.П. Алексеенко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Обеспечение правовых условий внедрения цифровых технологий на финансовом рынке в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
В статье анализируется реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Отдельное внимание уделено вопросам правового обеспечения применения таких инновационных технологий, как выпуск токенов, крип-товалюта и краудфандинг в финансовой сфере. Автор ставит цель выявить проблемные аспекты, с которыми столкнулся законодатель при разработке нормативной базы для регулирования цифровых технологий в финансовой сфере. Для этого в настоящей работе посредством анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также формально-юридического и герменевтического методов проведено исследование процесса и результатов реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Также рассмотрены Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах», а также изменения в Гражданском кодексе РФ, касающиеся цифровых прав. Выявлено, что реализация национального проекта идет с отставанием, при этом основную трудность составляет поиск способов правового регулирования цифровых финансовых активов. Так, до сих пор не определен правовой статус криптовалюты. Положения законопроекта «О цифровых финансовых активах» не в полной мере охватывают выпуск и оборот токенов. На основании проведенного исследования сформулированы предложения по правовому регулированию цифровых финансовых активов. Исходя из многообразия токенов, предлагается предусмотреть в законодательстве выпуск не только акций, но и облигаций в виде цифровых финансовых активов. Что касается закона, регулирующего краудфандинг, то, несмотря на ряд спорных аспектов, можно заключить, что он будет применим на практике.
Алексеенко Александр Петрович - канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин; e-mail: [email protected] 74
Ключевые слова и словосочетания: инвестиции, цифровая экономика, цифровые права, цифровые финансовые активы, инвестиционная платформа, краудфандинг, финансовый рынок, цифровизация, токен, криптовалюта, ценные бумаги.
А.Р. Alekseenko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Ensuring the legal conditions for implementation of digital technologies in the financial market in the context of the realization of the program «Digital Economy of the Russian Federation»
This article analyzes implementation of the national project "Digital Economy of the Russian Federation". Special attention is paid to the issues of legal support use of innovative technologies such as tokens, cryptocurrency and crowdfunding in the financial sector. The author aims to identify the problematic aspects that the legislator faced with in the sphere of developing the regulatory framework for the regulation of digital technologies in the financial sector. Therefore, this paper basing on analysis, synthesis, induction, deduction, as well as formal legal and hermeneutic methods, studies the process and results of the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". The author analyses the Federal Law "On Attracting Investments Using Investment Platforms and Amendments in Certain Legislative Acts of the Russian Federation" and the draft Law "On Digital Financial Assets", as well as amendments to the Civil Code of the Russian Federation concerning digital rights. It has been shown that the implementation of the national project is lagging, while the main difficulty is elaboration of legislation on digital financial assets, in particular determination of legal status of cryptocurrency. The provisions of the draft law "On Digital Financial Assets" do not cover the issuance and circulation of tokens. Therefore, author makes proposals for the legal regulation of digital financial assets. Basing on the variety of tokens, it is proposed to elaborate legislation where tokens are not deemed just as type of shares, but also as bonds. With regard to the law governing crowdfunding, despite a number of controversial aspects, we can conclude that it will be applicable in practice.
Keywords: investments, digital economy, digital rights, digital financial assets, investing platform, crowdfunding, financial market, digitalization, token, cryptocurrency, securities.
Введение. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современного общества [5], в том числе и российского. Их развитие породило отдельную сферу общественных отношений - цифровую экономику. Как отмечают исследователи, на фоне проникновения информационных процессов в различных отраслях экономики развиваются такие способы ведения хозяйственной деятельности, как использование интернет-магазинов, электронных платежных систем и др. [17]. Кроме того, возникли различные цифровые активы, к которым, в частности, относятся цифровые токены и криптовалюты [16].
75
Стремительное развитие цифровых технологий породило необходимость создания нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере цифровой экономики. Электронная коммерция, использование цифровых технологий для привлечения инвестиций, виртуальные валюты требуют специфических правил, которые будут учитывать их природу. Очевидно, что нельзя применять существующие нормы к регулированию отношений, которые качественно отличаются от того, что присуще традиционному обмену товарами. Кроме того, отсутствует механизм правового регулирования, например, крипто-валют. Все это породило потребность в создании нормативных правовых актов, которые могли бы установить соответствующий правовой каркас. Ввиду сложности предмета правового регулирования правовые нормы следует разрабатывать на основе научного подхода. Все это обуславливает актуальность предпринятого исследования.
Предмет исследования. Предметом изучения являются проблемы и противоречия внедрения цифровых технологий на финансовом рынке в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Нормативно-правовую основу исследования составляют нормативные правовые акты РФ в сфере цифровой экономики, а также концепции и законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Так, в качестве базового нормативного правового акта рассматривается Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее - Стратегия развития информационного общества в РФ) [19]. Большое значение также имеет Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [11]1. В соответствии с ними проведена разработка нормативных правовых актов, нацеленных на решение вставших перед законодателем вопросов, в частности, проектов федеральных законов «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2.
Исследование проблем цифровой экономики вызвало большой интерес у отечественных исследователей. Между тем, в науке нет единства мнений не только о частных аспектах цифровой экономики [1; 4; 7; 16; 21], но и о том, что такое цифровая экономика [8; 20; 22]. Так, многие ученые сходятся во мнении, что использование цифровых технологий является основной и отличительной особенностью цифровой экономики, с чем нельзя не согласиться. Но, к сожалению, исследователи прибегают к узкому подходу конструирования этого определения, без акцентов на виды общественных отношений и объекты воздействия.
1 Ранее действовал Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
2 Ранее носил название проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».
76
Методы исследования. С целью выявления проблемных аспектов реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в настоящей работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также формально-юридический и герменевтический методы.
Основная часть. На законодательном уровне определение цифровой экономики закреплено в Стратегии развития информационного общества в РФ. Так, «цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Достоинством подобного определения является выделение объекта регулирования - данные в цифровом виде и конкретизация информационных процессов, в рамках которых будет происходить нормативное закрепление. В связи с этим оно может использоваться на практике, хотя вряд ли такое определение в полной мере отражает все аспекты данного явления. Так, непонятно, чем традиционные формы хозяйствования отличаются от нетрадиционных. Очевидно, что здесь следует указать на хозяйственную деятельность в сети Интернет, уточнив тем самым регулируемую сферу. Кроме того, не все сферы хозяйственной деятельности отображены в таком определении, в частности, в нем нет места для криптовалют, которые скорее тяготеют к разновидности платежного средства, нежели к некоему имуществу или услуге.
Констатируя отставание от мировых лидеров цифровизации, компетентные государственные органы предпринимают действия для планового устранения отрыва и акцентируют внимание на доктринальные правовые акты [8]. Доктри-нальные положения Стратегии развития информационного общества в РФ содержатся в упомянутом выше Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В нем представлены шесть основных направлений: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление. Между тем, постоянные задержки в принятии необходимых законопроектов, а также анализ их текстов свидетельствуют об их несовершенстве, что обуславливает целесообразность разработки научного подхода к анализу возникающих проблем.
Рассмотрим направление названной выше национальной программы «Нормативное регулирование цифровой среды» как наиболее соответствующее тематике юридического исследования. В него входит формирование ряда направлений, охватывающих достаточно широкий спектр отношений, в частности: формирование единой цифровой среды доверия, формирование цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, электронного гражданского оборота; внедрение и использование инновационных технологий на финансовом рынке, в сфере судопроизводства и нотариата; новое отраслевое регулирование; создание так называемых «регуляторных песочниц» - экспери-
77
ментальных правовых режимов, которые предлагается учреждать для отработки соответствующих правовых норм [2].
Некоторые задачи программы исполняются в срок. Так, принят Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», который изменил ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и добавил цифровые права как вид имущественных прав, в том числе ввел новую одноименную ст. 141.1 ГК РФ [10]. Кроме того, вышеуказанный федеральный закон внес изменения в ст. 160 ГК РФ и ввел новый способ совершения сделок в письменной форме - обмен данными с использованием электронных или иных технических средств. Анализ внесенных в ГК РФ изменений показывает, что законодатель решил ограничиться относительно небольшими поправками, которые не позволяют говорить об урегулированности отношений, касающихся, например, автоматизированных «самоисполняемых» договоров, хотя именно это и должно было стать основным результатом. Кроме того, остались открытыми вопросы, связанные с приобретением цифровых прав и владением ими (в ст. 141.1 ГК РФ говорится только о распоряжении). Не ясно, как будет осуществляться защита гражданских прав владельцев цифровых прав, ведь из перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты ни один не подходит для этой роли.
В целях обеспечения правовых условий для внедрения инновационных технологий на финансовом рынке разработаны два законопроекта, принятие которых было намечено на декабрь 2018 г., но в срок не состоялось. Связано это с множеством трудностей, с которыми столкнулся законодатель. Разработанный Министерством финансов РФ проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» [14] должен был закрепить на законодательном уровне правовые основы для осуществления новых видов финансовой деятельности, к которым относятся создание цифровых финансовых активов (криптова-люта и токен), порядок их учета и обращения, требования к оператору информационной системы, а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций.
Примечательно, что в первоначальном варианте проекта фигурировали как токены, так и криптовалюта. Но ко второму чтению разработчики отказались от урегулирования криптовалюты, сохранив лишь токены. Связано это, видимо, с тем, что в отличие от криптовалюты токены, имеют конкретного эмитента, в то время как криптовалюта обладает таким признаком, как децентрализованный способ создания безэмиссионного или расчетного центра [6], то есть фактически неподконтрольна любому государству, более того, ее ценность «определяется соотношением ее спроса и предложения» [3], а это значит, что она обладает высокой волатильностью и несет неконтролируемые риски. В то же время, если государство заинтересовано в развитии цифровых технологий, оно должно не игнорировать соответствующие отношения, а стремиться вывести их в правовую плоскость. Поэтому в законопроекте стоит прописать положения, связанные с порядком учета и обращения криптовалюты, но с запретом ее обмена, в частно-
78
сти, пойти по пути Германии, где криптовалюта не представляет собой ни электронную, ни иностранную валюту, а является подобием расчетной единицы электронной системы [24].
Что касается правового регулирования отношений, связанных с токенами, то те меры, которые предлагает законодатель, видятся хотя и правильными, но недостаточными. Токены могут выполнять роль, схожую с бездокументарными акциями, однако исследователи выделяют большое многообразие токенов [9]. Так, они могут использоваться, например, для оформления заемных отношений, то есть закреплять права, выраженные в облигациях. Все они имеют разные цели создания. Поэтому ограничиваться формированием нормативной базы лишь для токенов, которые близки к акциям, нельзя.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13] создан в целях урегулирования отношений в сфере краудфандинга, «который является коллективным финансированием за счет привлечения широкого круга добровольных вкладчиков, объединяющих свои ресурсы, как правило, через специализированные интернет-площадки, для финансирования проектов» [12]. Государственная Дума РФ приняла его в третьем чтении 23.07.2019. Можно положительно отметить принятие данного нормативного правового акта. Безусловно, урегулирование краудфандинга, а точнее краудинвестинга, в России позволит развить предпринимательскую деятельность за счет подобных инвестиционных платформ. При этом основной проблемой было урегулировать именно деятельность платформ, что же касается иных аспектов краудфандинга, то, как верно отмечается в литературе, «имеющиеся правовые средства вполне способны обеспечивать правовое регулирование данного явления» [15]. Между тем, имеется ряд спорных аспектов, которые, как видится, содержит пока еще не вступивший в силу закон.
Как указано в ст. 2, инвестициями могут выступать только денежные средства. Из этого следует, что законодатель чрезвычайно узко понимает инвестиции. В частности, токены вполне могут быть использованы в качестве вложения, однако они, как и другие цифровые финансовые активы, не упоминаются в качестве инвестиций. То же самое можно сказать и об имущественных правах. С одной стороны, такой подход позволяет использовать уже имеющуюся в праве конструкцию номинального счета, а заодно снижает различного рода риски, связанные, например, с использованием криптовалют, однако в то же время сужает круг потенциальных инвесторов. В этой связи требуется дополнительное изучение возможности расширения круга инвестиций.
В статье 14 не вступившего пока в силу закона приведены требования к лицам, привлекающим инвестиции при помощи инвестиционной платформы, ими могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. Исходя из текста закона, нет каких-либо ограничений на счет того, какие виды юридических лиц могут привлекать инвестиции. Это, в свою очередь, дает возможность привлекать инвестиции некоммерческим организациям посредством займа или отчуждения утилитарных токенов. Учитывая природу данных юридических лиц
79
и то, что получение прибыли не их основная цель, возникает вопрос, насколько корректно разрешать им пользоваться инвестиционными платформами в качестве реципиента капиталовложений.
Согласно ч. 3 ст. 7 рассматриваемого закона гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может быть признан квалифицированным инвестором на основании его заявления, поданного оператору инвестиционной платформы. При этом каких-либо критериев, которые говорят о том, что гражданин соответствует признакам квалифицированного инвестора, нет. Видимо, предполагается, что их определит сам оператор. Учитывая тот факт, что неправомерное признание лица квалифицированным инвестором влечет для оператора платформы негативные последствия, указанные в ч. 5 ст. 7 данного нормативного правового акта, следует предусмотреть ориентиры, которые оператор инвестиционной платформы сможет использовать при рассмотрении соответствующего заявления от физического лица.
Указанный выше закон нацелен на регулирование такой разновидности кра-удфандинга, как краудинвестинг, то есть сосредоточен на коллективном инвестировании. При этом вне его поля зрения остаются отношения по безвозвратному краудфандингу. Конечно, такие отношения нельзя назвать инвестиционными, поэтому включение их в данный закон нецелесообразно. Тем не менее деятельность платформ, осуществляющих сбор средств в сети Интернет на различного рода благотворительные проекты, следует урегулировать.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в вопросах, касающихся обеспечения правовых условий внедрения цифровых технологий на финансовом рынке, требует более проработанного подхода. Предложенные законопроекты, а также внесенные в ГК РФ поправки не охватывают в полной мере складывающиеся в рассматриваемой сфере отношения. В частности, открытым остается вопрос о цифровых финансовых активах. Невозможно, очевидно, разработать нормативную базу для криптовалюты, пока не будет четко определено, чем она является. Без этого невозможно вывести сделки с ней из теневой экономики. Учитывая, что криптовалюта не используется сейчас как платежное средство, а является объектом для вложения инвестиций, искать ответ необходимо в данной сфере. Требуют доработки положения законопроекта, касающиеся токенов. Необходимо предусмотреть возможность их использования не только для подтверждения права на акции, но и на облигации. В отличие от проекта закона «О цифровых финансовых активах», закон, касающийся краудфандинга, можно назвать удачным. Несмотря на различные спорные моменты, он представляется жизнеспособным.
1. Алексеенко А.П., Лапшина Ю.В. Проблемные аспекты определения правового статуса криптовалюты в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 117-124.
2. Аносов М. Регуляторный эксперимент позволит адаптировать законодательство под «цифру» [Электронный ресурс] // «Эж-Юрист». URL: https://www.eg-online.ru/article/3 92177/
80
3. Белых В.С., Степанченко А.В. К вопросу о понятии иностранной валюты как объекте гражданских прав // Гражданское право. 2017. № 5. С. 3-6.
4. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 2. С. 148-151.
5. Горян Э.В. Ведущая роль Сингапура в обеспечении кибербезопасности в АСЕАН: промежуточные результаты и перспективы дальнейшего расширения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 3. С. 103-117.
6. Кудряшова Е.В. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития // Финансовое право. 2018. № 6. С. 7-11.
7. Кучеров И.И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. 2018. № 5. С. 3-8.
8. Михайлов А.В. Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11. С. 68-73.
9. Новоселова Л. «Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. 2017. № 12. С. 29-44.
10. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_320398/
11. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/
12. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М.А. Егорова. - М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.
13. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/
14. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=77904
15. Рубцова Н.В., Чумакова Л.П. Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 94-98.
16. Савельев А.И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. 2017. № 8. C. 136-153.
17. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации. - М.: Юрайт, 2019. 147 с.
18. Татаринова С.С. Цифровая экономика и право: новые вызовы - новые перспективы // Юридический вестник Самарского университета. 2017. № 3. С. 62-65.
19. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/
20. Маркова В.Д. Цифровая экономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. 186 с.
81
21. Alberts J.E., Fry B. Is Bitcoin a security? // Boston University Journal of Science and Technology Law. 2015. Vol. 21, № 1. P. 1-21.
22. Gesetz über das Kreditwesen, Sept. 9 1998 (Zuletzt geändert durch 25. März 2019). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/kredwg/KWG.pdf
Транслитерация
1. Alekseenko A.P., Lapshina YU.V. Problemnye aspekty opredeleniya pravovogo statusa kriptovalyuty v Rossii // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo go-sudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2018. T. 10, № 2. P. 117-124.
2. Anosov M. Regulyatornyj eksperiment pozvolit adaptirovat' zakonodatel'stvo pod «cifru» [Elektronnyj resurs] // «Ezh-YUrist». URL: https://www.eg-online.ru/article/392177/
3. Belyh V.S., Stepanchenko A.V. K voprosu o ponyatii inostrannoj valyuty kak ob"ekte grazhdanskih prav // Grazhdanskoe pravo. 2017. № 5. P. 3-6.
4. Voskresenskaya E.V. O neobhodimosti pravovogo regulirovaniya virtual'nyh valyut // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 2. P. 148-151.
5. Goryan E.V. Vedushchaya rol' Singapura v obespechenii kiberbezopasnosti v ASEAN: promezhutochnye rezul'taty i perspektivy dal'nejshego rasshireniya // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2018. T. 10, № 3. P. 103-117.
6. Kudryashova E.V. Pravovoe regulirovanie kriptovalyut: vybor vektora razvitiya // Finanso-voe pravo. 2018. № 6. P. 7-11.
7. Kucherov I.I. Kriptovalyuta kak pravovaya kategoriya // Finansovoe pravo. 2018. № 5. P. 38.
8. Mihajlov A.V. Problemy stanovleniya cifrovoj ekonomiki i voprosy razvitiya predprini-matel'skogo prava // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. № 11. P. 68-73.
9. Novoselova L. «Tokenizaciya» ob"ektov grazhdanskogo prava // Hozyajstvo i pravo. 2017. № 12. P. 29-44.
10. O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu i stat'yu 1124 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 18.03.2019 № 34-FZ [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/
11. Pasport nacional'nogo proekta «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. prezidi-umom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/
12. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskih otnoshenij v sovremennyh usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki / A.V. Belickaya, V.S. Belyh, O.A. Belyaeva i dr.; otv. red. V.A. Va-jpan, M.A. Egorova. - M.: YUsticinform, 2019. 376 p.
13. O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/
14. Proekt Federal'nogo zakona «O cifrovyh finansovyh aktivah» [Elektronnyj resurs] // Feder-al'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=77904
15. Rubcova N.V., CHumakova L.P. Nekotorye osobennosti pravovogo regulirovaniya pred-prinimatel'skoj deyatel'nosti v kontekste cifrovoj ekonomiki // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2018. № 8. Р. 94-98.
16. Savel'ev A.I. Kriptovalyuty v sisteme ob"ektov grazhdanskih prav // Zakon. 2017. № 8. P. 136-153.
82
17. Sologubova G.S. Sostavlyayushchie cifrovoj transformacii. - M.: Yurajt, 2019. 147 p.
18. Tatarinova S.S. Cifrovaya ekonomika i pravo: novye vyzovy - novye perspektivy // YU-ridicheskij vestnik Samarskogo universiteta. 2017. № 3. P. 62-65.
19. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_216363/
20. Markova V.D. Cifrovaya ekonomika: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2018. 186 p. © А.П. Алексеенко, 2019
Для цитирования: Алексеенко А.П. Обеспечение правовых условий внедрения цифровых технологий на финансовом рынке в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 4. С. 74-83.
For citation: Alekseenko А.Р. Ensuring the legal conditions for implementation of digital technologies in the financial market in the context of the realization of the program «Digital Economy of the Russian Federation», The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 4, pp. 74-83.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/074-083
Дата поступления: 11.08.2019.