DOI 10.24411/2076-1503-2020-10924 КОНЕВ Сергей Игоревич,
старший преподаватель кафедры информационного, энергетического права и уголовно-правовых дисциплин Российский государственный университет нефти и газа
(НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: mail@law-books.ru
МАРТЫНОВА Ольга Александровна,
старший преподаватель кафедры информационного, энергетического права и уголовно-правовых дисциплин Российский государственный университет нефти и газа
(НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: Martynova_OA@rambler.ru
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ
Аннотация. Цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека и валютная сфера - не исключение. Криптовалюты являются новым вызовом правового регулирования, и наше государство предпринимает попытку на этот вызов ответить. Вместе с тем вопросы налогообложения криптосферы остались открытыми. Авторы на основе сравнения отечественных актов с зарубежным законодательством, с учетом позиции Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы предлагают свое видение налогообложения «криптовалюты» и связанных с ней отношений.
Ключевые слова: криптовалюта, криптосфера, цифровизация, налогообложение, контроль, правовое регулирование.
KONEV Sergey Igorevich,
Senior Lecturer, Department of Information, Energy Law and Criminal law disciplines National University of Oil and Gas «Gubkin University»
MARTYNOVA Olga Alexandrovna,
Senior lectures, Department of Information, Energy Law and Criminal law disciplines National University of Oil and Gas «Gubkin University»
LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA
Annotation. Digital technologies penetrate all spheres of human activity, and the currency sphere is no exception. Cryptocurrencies are a new challenge to legal regulation, and our state is trying to respond to this challenge. However, the issues of taxation of the cryptosphere remained open. The authors, based on a comparison of domestic acts with foreign legislation, taking into account the position of the Ministry of Finance of Russia and the Federal tax service, offer their vision of taxation of «cryptocurrency» and related relations.
Key words: cryptocurrency, cryptosphere, digitalization, taxation, control, legal regulation.
Объективную реальность, данную нам в ощущениях принято считать цифровой эпохой, когда информационные технологии внедряются в повседневную жизнь повсеместно. Например, юристы активно применяют системы поддержки принятия решений, основанные на искусственном интеллекте. В нефтегазовой отрасли появилась «цифровая
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
нефть» - продукты, позволяющие оптимизировать добычу ресурсов, исходя из анализа данных о месторождении полезных ископаемых. В огромном количестве областей задействована робототехника - от промышленности до медицины. Не обошли стороной цифровых технологии и денежный оборот: категории «криптовалюта», «май-нер», «токен», «распределенный реестр» и др.
уже вошли в повседневный обиход. И кто-то видит в этом явлении преимущества, по сравнению с традиционными формами ведения бизнеса [24, р. 912-918], а для кого-то криптовалюты - вызов экономической безопасности государства [20, с. 83-87].
Как бы то ни было, указанное явление находит свое отражение в праве. Таким образом, авторы ставят перед собой задачу проанализировать данную категорию с точки зрения действующих регуляторов и, в конечном счете, предложить свое видение налогообложения «криптовалюты» и связанных с ней отношений.
В целом, необходимо отметить, что перед нашим государством стоит задача по развитию цифровой экономики (пп. «е» п. 21 Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы») [4], а так же повышение конкурентоспособности и привлекательности отечественных цифровых продуктов (п. 37 указанного документа). Можно согласиться с мнением Г.Г. Шинкарецкой о том, что цифровиза-ция - это одна из форм обращения с информацией [22, с. 119].
Согласно Перечню поручений, утвержденному Президентом РФ 21 октября 2017 г. № Пр-2132 [5], а так же Паспорту национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [7] законодательное закрепление криптовалют в нашем государстве должно было произойти еще несколько лет назад, к 31 декабря 2018 г. Однако, как обычно, право не успевает за развивающимися общественными отношениями и на тот момент времени был внесены в Государственную Думу РФ только законопроекты. В частности, проект ФЗ №373645-7 от 25.01.2018 г. «О системе распределенного национального майнинга» [13] и проект ФЗ № 419059-7 от 20.03.2018 г. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14]. Следует заметить, что последний акт и был принят в качестве закона и вступит в силу с 1 января 2021 г., за исключением ряда положений (далее - ФЗ о ЦФА) [2].
Хотелось бы отметить, что технологически криптовалюты не представляют собой ничего принципиально нового - это хорошо известные на практике системы электронного документооборота с рядом особенностей. Условный пользователь информационной системы создает сообщение, которые затем при помощи своего закрытого ключа электронной подписи подписывает и преоб-
разует по заданному алгоритму с использованием открытого ключа подписи другого условного пользователя. Впоследствии такое сообщение можно передавать по открытому, незащищённому каналу, гарантируя сохранность данных и авторство изначального сообщения. Получивший же указанное сообщение контрагент при помощи своего закрытого ключа сначала расшифровывает указанное сообщение, и при помощи открытого ключа первоначального пользователя удостоверяется в авторстве. Таким образом, перед государством стоит задача разработать технические требования безопасности эксплуатации подобных систем, а так же определить статус подобных сообщений. Эта задача благополучно «решается» Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [3] (далее - ФЗ «Об электронной подписи») где и определены такие категории как «открытый ключ подписи», «закрытый ключ подписи», «электронная подпись» и т.д. При этом, согласно ст. 6 указанного закона, установлены критерии эквивалентности между документами, подписанными собственноручной подписью и документами в электронной форме отображения, подписанными электронной подписью, которые сводятся к простому правилу: такие документы равнозначны, если закон не предусматривает обязательной бумажной формы для данных юридически значимых действий. Для создания ключей подписи и ключей проверки подписи, а так же ведения соответствующего реестра и других функций, связанных с использованием электронных подписей, созданы удостоверяющие центры (ст. 13 ФЗ «Об электронной подписи») [3]. Естественно, для осуществления этого права требуется лицензия, которую выдает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (п. 5.19.5 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» [6]). Если из описанной выше схемы убрать государство - мы получим открытую информационную систему, где стороны сами несут ответственность за безопасность и авторство сообщений. Совокупность криптографических преобразований, функций хэширования, и технологий распределенных вычислений позволяет говорить о доверии к этой системе. Таким образом, мы вплотную подошли к технологии «блокчейн», которая является «творческим дополнением» принципов работы систем электронного документооборота. С известной долей условности суть идеи сводится к распределению реестра сообщений - блоков между всеми участниками системы. Пользователь создает сообщение и подписывает подписью. После этого сообщение попадает в сеть и присое-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
диняется к существующей цепочке сообщений-блоков (отсюда и название технологии). При этом, если необходимо добавить новый блок информации или изменить существующий - эти действия должны одобрить все пользователи системы (или большая их часть). Все операции фиксируются, и журнал событий так же распределяется между всеми участниками, что позволяет гарантировать стойкость этой системы. Содержательная часть сообщений - определяется правилами системы. И вот здесь появляется возможность задействовать вышеуказанные технологии для создания криптовалют. Прообраз этой идеи возник еще в 1982 г., когда Дэвид Чаум (David Chaum) описывал криптографическую систему, «которую отличали бы следующие свойства:
• невозможность третьих лиц определить получателя платежа, а так же получить информацию о самом платеже, включая время или сумму платежей, произведенных лицом;
• способность участников системы предоставить доказательство платежа или установить личность получателя платежа в исключительных обстоятельствах;
• возможность прекратить использование платежных системы в случае сообщения о компрометации системы» [23, p. 199-203]. Спустя почти 30 лет эта идея получила свое
развитие благодаря «протоколу биткоина» -«денежной системы, посредством которой можно осуществлять транзакции, минуя финансовые институты» [21, с. 34-38]. Сегодня процесс создания критовалюты можно представить следующим образом. Протокол системы задает математическую задачу, которая построена таким образом, чтобы ее можно было решить примерно за десять минут. Когда задача решена, пользователю владеющему компьютером, решившим задачу, выдается заданное количество валюты. Этот процесс получил название «майниннг». Для технологического ускорения решения задачи нужна сеть компьютеров (ферма). Рост системы приводит к двум последствием - с одной стороны повышается защита транзакций, с другой задача, за которую пользователи получают награду - усложняется. Постепенное распространение этой условной валюты в качестве средства платежа и привело к появлению феномена «крпитовалют». Безусловными плюсами для пользователей являются открытость программного кода, что стимулирует рост системы, сложность подделки (злоумышленнику необходимо захватить всю сеть) анонимность операций. С другой стороны - никто не даст гарантии, что уже созданные средства не исчезнут, курс этих условных платежных средств характеризуется высокой степенью волатильности, с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
увеличением количества пользователей «май-нинг» перестает себя оправдывать. Кроме того, все эти процессы пока регулируются довольно слабо, преобладают в основном запреты. С одной стороны, это неудивительно, человеку вообще свойственно отвергать все непохожее или непривычное. С другой стороны - криптовалюты, как и любая иная технология несет определенную угрозу безопасности. Появляется некое условное пространство со своим эквивалентом стоимости всех товаров и услуг не подконтрольное основному социальному институту - государству. К чему это может привести? Статистические исследования показали, к примеру, что треть покупок на торговой площадке Venmo оплаченных виртуальной валютой - это покупка наркотиков [17, с. 298]. А ведь есть «Darknet» - скрытая сеть, соединения в которой устанавливаются при помощи нестандартных протоколов, сервисы анонимного сетевого соединения (реализуемые, например, Tor Browser) и др. Все это позволяет говорить о теневой экономике уже в сети, причем со своей валютой. Кроме того, «традиционные» риски информационной безопасности - взлом сети, вредоносное программное обеспечение, фишинг и т.п. никуда не исчезли. Достаточно вспомнить пример биржи по обмену криптовалют MtGox, которая была закрыта в результате хакерских атак, при этом ущерб пользователям оценивается в 460 млн. долларов [18]. «Хотели как лучше, получилось как всегда»[19, с. 3] - этот афоризм бывшего Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина (сказанный, к слову, о денежной реформе) вполне применим и к попыткам создать валютную систему, не привязанную, например, к золотому стандарту или свободную от контроля государства.
Собственно, этой же логике подчиняется ФЗ о ЦФА, п. 5 ст. 14 устанавливает, что цифровые финансовые активы, к числу которых отнесены криптовалюты и токены, не признаются в качестве средства оплаты [2]. Саму же цифровую валюту п.3 ст.1 ФЗ о ЦФА наделяет следующими признаками
• совокупность электронных данных;
• отсутствие обеспечение валютой России или иностранного государства, не являющейся международной денежной или расчетной единицей (не очень понятно, что здесь законодатель имеет в виду);
• может быть принята в качестве средства платежа или в качестве инвестиции;
• отсутствует лицо, обязанное перед каждым владельцем таких данных (за исключением оператора, обеспечивающего техническую поддержку) [2].
Таким образом, цифровые валюты являются платежным средством, но их запрещено использовать для оплаты работ или услуг. Возникает логичный вопрос, а зачем они тогда вообще нужны? Они могут быть объектом сделок, средством инвестирования. Сравнительный анализ дефиниций ФЗ о ЦФА [2] даже с ближайшими нашими соседями по ЕАЭС/ОДКБ/СНГ показывает, что наш акт содержит чересчур расплывчатые формулировки. Для иллюстрации этого тезиса обратимся к нормативным документам Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Положения Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V ЗРК в части регулирования криптовалюты однозначны и не допускают расширительного толкования [15]. П. 55-1 ст. 1 закрепляет за криптовалютами статус имущества, которое не является финансовым инструментом [15]. В дальнейшем планируются поправки в законодательство регулирующие налогообложение услуг майнинга.
Приложение 1 к Декрету Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21.12.2017 г. [16] содержит следующее понятие «Криптовалюта - биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена» [16]. Наряду с этим, законодатель ввел понятия «майнинг», «размещение токенов», «смарт - контракт» и др. Тем самым закладывается правовая основа регулирования отношений данной сфере, а заинтересованные лица получили право реализовывать любые действия с криптовалютой, через резидентов Парка Высоких Технологий РБ. Более того, до 1 января 2023 г. обороты, прибыль (доходы) резидентов Парка высоких технологий от деятельности по майнингу, созданию, приобретению, отчуждению токено не облагаются налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль (п. 3 Декрета Президента РБ № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21.12.17 г.) [16]. Таким образом, законодатель намерен стимулировать развитие новых финансовых инструментов в стране.
Необходимо отметить, что отечественный ФЗ о ЦФА вообще не затрагивает налогообложение, а между тем законодательное регулирование налогового контроля в сфере обращения крипто-валют необходимо, вопрос назрел уже давно [2]. В 2018 г. Минфин РФ высказал свою позицию о порядке обложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами (Письмо Минфина России от 17.05.2018 № 03-0407/33234) [11]. Для операций с криптовалютами Налоговый кодекс РФ [1] (далее - НК РФ) не устанавливает особый порядок обложения НДФЛ. При этом Минфин указал, что в соответствии со ст. 41 НК РФ [1], «доходом признается экономическая
выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ» [1]. По мнению Минфина, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных в соответствующем налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение. При этом налогоплательщики, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Это письмо используется налоговыми органами при осуществлении налогового контроля (Письмо ФНС России от 17.05.2018 № БС-4-11/10685 [11]). Позднее Минфин неоднократно подтверждал свою позицию (см. например письмо от 26.09.2019 № 03-04-05/74126 [9], письмо от 20.08.2019 № 03-04-05/63704 [8], письмо от 08.11.2019 № 03-04-05/86156 [10]).
Эта позиция, разумеется, не стала сюрпризом. Бдительные игроки на рынке криптовалют уже давно оценивали налоговые риски таким образом.
Как мы видим, в настоящее время, несмотря на отсутствие правового регулирования налогообложения доходов, полученных по операциям с криптовалютами (как для физических лиц, так и для организаций), налоговый контроль таких операций все же осуществляется. Разумеется, при отсутствии четкого регулирования этого вопроса, государству (в лице налоговых органов) очень сложно обеспечивать полноту и своевременность налоговых поступлений, а налогоплательщикам -осуществлять защиту своих прав. Одним из основных методов налогового контроля является учет налогоплательщиков, который, в том числе, осуществляется на основании информации, полученной от третьих лиц. Речь идет об органах, учреждениях, организациях и должностных лицах, обязанных сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц (ст. 85 НК РФ) [1]. В настоящее время обязанность предоставления сведений о совершении операций с криптовалютами не предусмотрена статьей 85 НК РФ, следовательно, возможность осуществления налогового контроля практически отсутствует [1].
Вместе с тем, несмотря на отсутствие законодательного регулирования порядка налогообложения операций с криптовалютами, основания для возникновения налоговой обязанности (а соответственно и для привлечения к ответственности за ее неисполнение) все же есть. П. 1 ст. 207 НК РФ установлено, что «плательщиками НДФЛ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами» [1]. То есть, объектом налогообложения является «доход». Понятие «доход» определено ст. 41 НК РФ [1]. Перечень доходов определен ст. 208 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ, к доходам от источников в РФ относятся в том числе доходы от реализации имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего физическому лицу» [1]. С учетом того, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика, до законодательного урегулирования вопросов налогообложения и налогового контроля операций с криптовалютами, при определении налоговой базы по доходам, полученным от таких операций, подлежит применению норма абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ [1]. Этот вывод подтверждается и соответствующими письмами ФНС России (см. например письмо ФНС России от 30.10.2018 № БС-3-11/7819@ [12], письмо ФНС России от 04.06.2018 № БС-4-11/10685@ [11]).
А вместе с тем, законодательством РФ, в том числе и налоговым законодательством РФ, не установлен правовой статус криптовалют как особого вида имущества. Кстати, именно этот факт лежит в основе позиции ФНС и Минфина о том, что при продаже криптовалют оснований для применения льготного порядка налогообложения доходов от продажи имущества, предусмотренного п. 17.1 ст. 217 НК РФ у налогоплательщика нет [1].
Исходя из этого все участники рынка крипто-валют вполне четко осознают, что НДФЛ с доходов от таких операций платить все-таки придется. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что вышеперечисленные письма Минфина и ФНС (и многие другие, затрагивающие данный вопрос) в первую очередь снимают вопросы, связанные с налогообложением майнинга, поскольку доходы физического лица от майнинга определяются как раз-таки в качестве выгоды в натуральной форме. О том, что майнеров необходимо обложить налогом, говорится и в поручении Президента РФ, которое он направил Центробанку и Правительству РФ для обеспечения контроля над выпуском и обращением криптовалют в России.
Как несомненный плюс нынешней ситуации для налогоплательщика можно отметить, что сегодня в России отсутствует обязанность по проведению ежегодной переоценки криптовалюты и, как следствие, налоговая обязанность не возникает в отношении суммы прироста ее рыночной стоимости. Обязанность возникнет только тогда, когда криптовалюта выйдет из стэка. Для этих
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
целей, как и предложил Минфин, из цены выбытия нужно вычесть цену покупки, полученная разница - налоговая база по НДФЛ. То есть, основанием возникновения налоговой обязанности является заключение договора купли-продажи.
А вот, например, доходы от продажи токена и расходы на его приобретение налогоплательщик обязан отразить в рублях и предоставить подтверждающие документы. Форма предоставления таких документов не определена законодателем, в ряде случаев ФНС принимает подтверждение в виде скриншота.
В настоящее время законодатель серьезно занялся решением вопроса об определении статуса криптовалюты. С этим связаны и проблемы осуществления налогового контроля и налогообложения операций в криптосфере. Несмотря на грядущие изменения законодательства, на сегодняшний день контролирующие органы относят операции с криптовалютой к некоей разновидности сделок с имуществом. И пока вектор правового регулирования окончательно не сместится от имущества к активу нам остается руководствоваться разъяснениями Минфина и ФНС и исходить из нормы абз. 1 пп. 2 п 2. ст. 220 НК РФ [1].
Список литературы:
[1] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[2] Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358753 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[3] Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (посл. редакция) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_112701 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[4] Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 9.05. 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] - URL: https://base. garant.ru/71670570 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[5] Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере (утв. Президентом РФ 21 октября 2017 г. № Пр-2132) [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71697464 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[6] Постановление Правительства РФ «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 2.06. 2008 г. № 418 [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_77387 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[7] Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24.12.2018 г. № 16 [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant. ru/72190282 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[8] Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России «О налогообложении НДФЛ доходов от осуществления операций с криптовалютами» от 20.08.2019 г. № 03-0405 /63704 [Электронный ресурс] - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72572314 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[9] Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России «О налогообложении НДФЛ доходов от осуществления операций с криптовалютами» от 26.09. 2019 г. № 03-04-05/74126 [Электронный ресурс] - URL: // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72685880 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[10] Письмо Минфина РФ «Об НДФЛ при совершении операций с криптовалютами, а также при реализации имущества, находящегося в РФ» от 08.11.2019 № 03-04-05/86156 [Электронный ресурс] - URL: https://www.klerk.ru/doc/492605 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[11] Письмо Федеральной налоговой службы «О порядке налогообложения доходов физических лиц» от 04.06.2018 № БС-4-11/10685@ (вместе с <Письмом> Минфина России от 17.05.2018 № 03-04-07/33234) [Электронный ресурс] -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_299587 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[12] Письмо Федеральной налоговой службы «О рассмотрении обращения» от 30.10.2018 г. № БС-3-11/7819@ [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71993382 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[13] Проект Федерального закона «О системе распределенного национального май-нинга» № 373645-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.01.2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=PR J&n=168110#09796170741562922 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[14] Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 419059-7 от 20.03.2018 [Электронный ресурс] - URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[15] Закон Республики Казахстан «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по
состоянию на 25.06.2020 г.) от 24.11. 2015 № 418-V [Электронный ресурс] - URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=33885902 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[16] Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г. № 8 [Электронный ресурс] - URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/ view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата общения: 17.09.2020 г.)
[17] Бруссард М. Искусственный интеллект. Пределы возможного. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 362 с.
[18] Взлом Mt. Gox: чем закончится крупнейшее криптовалютное ограбление [Электронный ресурс] - URL: https://letknow.news/publications/ vzlom-mt-gox-chem-zakonchitsya-krupneyshee-kriptovalyutnoe-ograblenie--10027.html (дата общения: 17.09.2020 г.)
[19] Дорофеев В.Ю. Как Черномырдин спасал Россию. - М: Эксмо, 2011. -346 с.
[20] Сильченков И.А. Криптовалюта как современный вызов экономической системе безопасности государства // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 3. - С. 83-87.
[21] Кирилова Д.А., Маслов Н.С., Рейн А.Д. Blockchain, как новая технология для разработки // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 7(1). - С. 34-38.
[22] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.
[23] Chaum D. Blind signatures for untraceable payments // Advances in Cryptology Proceedings of Crypto. 1983. Т. 82. № 3. - С. 199-203.
[24] Kartskhiya A.A., Tyrtychnyi S.A., Smirnov M.G., Dolgikh M.G., Khmelnitskiy L.A. Digital Technologies in Supply Chain Management for Production and Digital Economy Development // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Т. 9. № 4. - С. 912-918.
Spisok literatury:
[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 146-FZ [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[2] Federal'nyj zakon "O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" ot 31.07.2020 № 259-FZ [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_358753 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[3] Federal'nyj zakon "Ob elektronnoj podpisi" ot 06.04.2011 № 63-FZ (posl. redakciya) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_112701 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
[4] Ukaz Prezidenta RF «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» ot 9.05. 2017 g. № 203 [Elektronnyj resurs] - URL: https://base.garant. ru/71670570 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[5] Perechen' poruchenij po itogam soveshchaniya po voprosu ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij v finansovoj sfere (utv. Prezidentom RF 21 oktyabrya 2017 g. № Pr-2132) [Elektronnyj resurs]
- URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71697464 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF «O Ministerstve cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii» ot 2.06. 2008 g. № 418 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77387 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[7] Pasport nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» / Utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam protokol ot 24.12.2018 g. № 16 [Elektronnyj resurs]
- URL: https://base.garant.ru/72190282 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[8] Pis'mo Departamenta nalogovoj i tamozhennoj politiki Minfina Rossii «O nalogooblozhenii NDFL dohodov ot osushchestvleniya operacij s kriptovalyutami» ot 20.08.2019 g. № 03-0405 /63704 [Elektronnyj resurs] - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72572314 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[9] Pis'mo Departamenta nalogovoj i tamozhennoj politiki Minfina Rossii «O nalogooblozhenii NDFL dohodov ot osushchestvleniya operacij s kriptovalyutami» ot 26.09. 2019 g. № 03-04-05/74126 [Elektronnyj resurs] - URL: //https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72685880 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[10] Pis'mo Minfina RF «Ob NDFL pri sovershenii operacij s kriptovalyutami, a takzhe pri realizacii imushchestva, nahodyashchegosya v RF» ot 08.11.2019 № 03-04-05/86156 [Elektronnyj resurs]
- URL: https://www.klerk.ru/doc/492605 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[11] Pis'mo Federal'noj nalogovoj sluzhby "O poryadke nalogooblozheniya dohodov fizicheskih lic" ot 04.06.2018 № BS-4-11/10685@ (vmeste s <Pis'mom> Minfina Rossii ot 17.05.2018 № 03-0407/33234) [Elektronnyj resurs] -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_299587 (data obshcheniya: 17.09.2020
g)
[12] Pis'mo Federal'noj nalogovoj sluzhby "O rassmotrenii obrashcheniya" ot 30.10.2018 g. № BS-3-11/7819@ [Elektronnyj resurs] - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993382 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[13] Proekt Federal'nogo zakona "O sisteme raspredelennogo nacional'nogo majninga" № 373645-7 (red., vnesennaya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 25.01.2018) [Elektronnyj resurs] -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=PRJ&n=168110#09796170741562922 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[14] Proekt Federal'nogo zakona «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» № 419059-7 ot 20.03.2018 [Elektronnyj resurs] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[15] Zakon Respubliki Kazahstan «Ob informatizacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 25.06.2020 g.) ot 24.11. 2015 № 418-V [Elektronnyj resurs] - URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=33885902 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[16] Dekret Prezidenta Respubliki Belarus' «O razvitii cifrovoj ekonomiki» ot 21 dekabrya 2017 g. № 8 [Elektronnyj resurs] - URL: http://president.gov.by/ ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[17] Brussard M. Iskusstvennyj intellekt. Predely vozmozhnogo. - M.: Al'pina non-fikshn, 2020. - 362 s.
[18] Vzlom Mt. Gox: chem zakonchitsya krupnejshee kriptovalyutnoe ograblenie [Elektronnyj resurs] - URL: https://letknow.news/publications/ vzlom-mt-gox-chem-zakonchitsya-krupneyshee-kriptovalyutnoe-ograblenie--10027.html (data obshcheniya: 17.09.2020 g.)
[19] Dorofeev V.Yu. Kak CHernomyrdin spasal Rossiyu. - M: Eksmo, 2011. -346 s.
[20] Sil'chenkov I.A. Kriptovalyuta kak sovremennyj vyzov ekonomicheskoj sisteme bezopasnosti gosudarstva // Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2019. № 3. - S. 83-87.
[21] Kirilova D.A., Maslov N.S., Rejn A.D. Blockchain, kak novaya tekhnologiya dlya razrabotki // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 7(1). - S. 34-38.
[22] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya -global'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.
[23] Chaum D. Blind signatures for untraceable payments // Advances in Cryptology Proceedings of Crypto. 1983. T. 82. № 3. - S. 199-203.
[24] Kartskhiya A.A., Tyrtychnyi S.A., Smirnov M.G., Dolgikh M.G., Khmelnitskiy L.A. Digital Technologies in Supply Chain Management for Production and Digital Economy Development // International Journal of Supply Chain Management. 2020. T. 9. № 4. - S. 912-918.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020