DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-427-433 АБРАМОВА Ольга Кузьминична,
NIION: 2018-0076-5/22-726 старший преподаватель
MOSURED: 77/27-023-2022-5-925 кафедры международного права и
внешнеэкономической деятельности Юридического института Владимирского государственного университета имени Александра Гэигорьевича и Николая Гэигорьевича Столетовых, е-mail: mail@law-books.ru
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перехода от постиндустриального к цифровому государству и обществу. Указываются этапы цифровизации. Выявляются проблемы в области соблюдения конституционных гарантий как для граждан, так и для субъектов РФ при построении цифрового государства. Кроме того, обозначаются проблемы, с которыми сталкиваются в ходе цифровизации российские органы государственной власти и управления, прежде всего на региональном уровне.
Ключевые слова: постиндустриализм, информационный этап, цифровизация, конституционные права и свободы, развитие территорий.
ABRAMOVA Olga Kuzminichna,
Senior Lecturer in the Department of International Law and External Economic Activities at the Law Institute of Vladimir State University Alexander Grigoryevich and Nikolai Stoletov
ON SOME PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN STATE
AND SOCIETY
Annotation. The article deals with the issues of transition from post-industrial to digital state and society. The stages of digitalization are indicated. Problems are identified in the field of compliance with constitutional guarantees for both citizens and subjects of the Russian Federation when building a digital state. In addition, the problems that Russian public authorities and administrations face in the course of digitalization, primarily at the regional level, are identified.
Key words: post-industrialism, information stage, digitalization, constitutional rights and freedoms, development of territories.
Актуальность, исследуемого направления, состоит в сложности условий перехода к цифровизации системы власти и общества в современной России [18]. Все эти процессы предполагают не только готовность человека к восприятию новых форм отношений, но и оснащенность и выработку четкой стратегии в реализации поставленных целей самого государства. И самым большим вызовом, перед Россией на пути к цифровизации является то, кто готов рискнуть и взять на себя всю ответственность за данный процесс, который действительно, коренным образом, определит будущее развитие и структуру государства, общества и положение человека. Следует также учитывать непростые отношения, сложившиеся в современном мире. Прежде чем обратиться к процессам цифровизации, следует рассмотреть их природу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
Как известно, человечество стремится к совершенствованию своего образа жизни, ее условий, которые нельзя улучшить или ухудшить без участия государства. Смена формы правления, политического режима и т.д. приводят к изменению межличностных отношений, в результате человечество из первобытного общества, пройдя многие стадии развития, пришло к постиндустриальному. Понятие «постиндустриализм» впервые появилось в самом начале двадцатого века благодаря деятельности ученого А. Кумарасвами, эксперта по доиндустриальному изучению азиатских государств. В современном понимании данный термин первый раз был использован в конце 50-х гг. прошлого века, а доктрина постиндустриального социума получила широкое распространение, после выхода в свет, работы академика Д. Белла из Гарвардского института, а затем мы находим ее
продолжение уже в работах А. Турена и других ученых.
XXI век - век информации и информационных технологий. Как известно, постиндустриальная эпоха - это этап прогресса в социуме, берущий свое начало в конце ХХ века, после завершения научно-технической революции. Она определяется ускоренным изучением энергоэффективных методик, разработкой высокотехнологичных производств, компьютеризацией социума, становлением науки и техники, что прямо влияет на улучшение базового качества обучения, развития медицины и, в конечном результате, повышение качества и уровня человеческой жизни.
Обратимся к основным этапам формирования постиндустриальной системы. В начале 20 века проходит постепенная научно-техническая революция, которая является прорывом в технологическом смысле, а также повышением уровня производства, основанным на современных научных достижениях. Его главными направлениями являются: исследования в области новых источников электроэнергии, автономность технологического процесса, а также его безопасность [13].
К середине двадцатого столетия происходит очередная научно-техническая революция, демонстрирующая перелом в технологических, производственных процессах при помощи внедрения новых достижений науки. Его главными направлениями являются: разработка новых энергетических систем, автономизация технологического процесса производства, а также широкое современных внедрение химических и биологических технологий.
Развернувшаяся научно-техническая революция трансформировала промышленный этап в развитии общества в постиндустриальный в конце ХХ века. Переход к энергоэффективным, методам производства после кризиса энергии в 1970-х гг., реализация и широкое применение искусственных материалов, компьютеризация социума с при помощи массового внедрения личных компьютеров, автоматизация вызвали перемены в структуре занятости в обществе. В странах, находящихся на постиндустриальном этапе развития, часть населения, работающая в традиционных сферах (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство) составляет менее 33% населения. Поменялся сам характер работы. К примеру, в Соединенных Штатах Америки к концу 20 века часть населения, занимающаяся физическим трудом занимала менее десяти процентов, тогда как сто лет назад она составляла более девяноста процентов. А две третьи работали в сфере, связанной с информационными услугами, предоставляя финансовые, консалтинговые, бытовые, туристические, врачеб-
ные, обучающие и иные услуги. Данный раздел экономики именуется третичным. На постиндустриальном этапе основой общества является средний класс - основа устойчивости социума.
Критериями среднего класса являются:
1. Владение собственностью, равнозначной 25-55 годовым зарплатам сотрудника
2. Выплата зарплаты выше прожиточного минимума
3. Уважение основ своего государства, знание всех своих законных прав и свобод, принятие общественной ответственности за судьбу государства.
Первичным в постиндустриальном обществе стало качество жизни, к повышению которого все стремятся. О высоком уровне жизни можно судить, исходя из всеобщей грамотности и высокого уровня образования у существенной части людей, большей продолжительности жизни. Имеется простой доступ и отличное качество медицины, разнообразие свободного время препровождения и возможность осмысленно распоряжаться своим свободным временем, что в конечном итоге должно снизить уровень преступности, и т.д.
Становление информационного этапа развития общества связано с возрастанием ценности информации в каждой из областей общественной деятельности. Этот переход связан с большим прогрессом технологий по обработке и анализу информации, которые не только стали неотъемлемой частью процессов производства, но вошли и в повседневную жизнь людей. Информация стала определяющим источником, предлагаемым и требуемым в рыночной экономике [16]. На сегодняшний день всякий любая сфера жизнедеятельности человека так или иначе связана с новейшими технологиями по получению информации, а также дальнейшим результативным применением ее во всех областях общественных отношений. Информация стала главным потребительским товаром, и её потребление перешло в сферу услуг, напрямую зависимую от цифровых технологий коммуникации [14]. Как итог, информация стала совершенно новым продуктом, который создал и начал развивать область цифровых технологий. Теперь в цифровой среде не только отражаются, всякие существующие процессы, связанные с обществом, но и появляются новые, характерные только для цифровой среды [15].
Компьютеризацию социума, является возможным описать, как упорядоченный общественно - экономический и научно - технологический процесс, целью которого является достижение лучших условий исполнения информационных потребностей как отдельных лиц, так и общества в целом, включая базовую подготовку и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
использование источников информации. Цифровой либо информационный этап развития общества - тот этап, где большинство трудоспособного населения работает в сфере производства, хранения, и обработки информации, а особенно главной её формы - навыков и знаний. Цель информатизации заключается в целеустремленности к совершенствованию уровня жизни общества благодаря повышению продуктивности и упрощения требований к труду. Уровень прогресса в информационном обществе является возможным оценить оценить по следующим критериям:
1. Распространенность компьютеров.
2. Сети передачи данных и степень их модернизации.
3. Цифровая культура и степень владения навыками обращения с данными.
Появление и эволюция цифровых устройств являются фундаментом самого процесса информатизации социума. При этом информатизация есть ни что иное как фундамент прогресса нынешнего общества. В процессе информатизации больше всего внимания обращают на меры, которые нацелены на полное применение накопленных знаний в каждой области деятельности человека. Самой важной частью цифровой культуры нынешнего общества является применение новейший ИТ как средств коммуникации. Эволюция сетевых коммуникационных технологий упростила доступ к источникам информации во всеобщей сети передачи данных интернет сделав их доступными для каждого человека. Получение нужных данных из интернета стало неотделимой частью цифрового опыта каждого человека. С развитием информатизации прослеживается растущая нужда унификации в разработке понятийного аппарата для процесса научных исследований. Это касается всех аспектов интернациональной научной деятельности, в том числе и при согласовании характеристик процесса общественного понимания.
В связи с цифровизацией важно рассмотреть иной аспект общества, а именно правопорядок. Его цифровизация не только раскрывает новые пути его эволюционного развития, но и порождает новые испытания, преодоление которых имеет особую актуальность в нынешнем этапе развития общества. К данным испытаниям можно отнести в первую очередь делигетимиза-цию правопорядка, вызванную потерей правовой связи которая присутствует в её формальной сущности, и-за внедрения знаково-символических средств в информационную среду [9].
Нынешнему, постиндустриальному этапу прогресса общества необходимо дополнительное деление с для правильного восприятия информационных процессов и их состава, которые в нем
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
происходят. А. Турен описал данный этап развития общества как программируемый. Такое общество, по суждению ученого, является ответом на общественный спрос текущего этапа эволюции цивилизации, связанный со становлением её самоорганизации, и выделяет её качество «создавать модели управления и производства, организации распределения и потребления... В этом плане можно говорить об индустриализации информации, потребления, здоровья, научных исследований и всеобщего обучения [15].
Появляется новые подходы в терминологии. Так, применение определения «программируемое общество» связано с изучением сбора недостатков индустриального этапа развития в обществе и отличительных знаков образования нового этапа эволюции общества, первый раз в его истории на уровне осмысленной самоорганизации [15]. Процессы разработки цифровой передачи данных содействовали совершенствованию доступности различных источников информации для разных категорий пользователей. С внедрением электронных ИТ, распространением интернета, возможности для успешного самоопределения личности, общественных структур, их последующего культурного развития начали расти значительно быстрее.
Результатом вышеуказанных процессов стало формирование нового направления в культуре - информационного, которое привело к развитию цифрового общества. Становление его интенсивно проходит в настоящее время в Российской Федерации.
Цель информатизации - изменение формы сил, ведущих общество к прогрессу. Данные силы должны быть перераспределены и направлены в сферу создания услуг, развитие производства информации и информационного продукта в отличии от создаваемого раньше физического продукта. Процесс информатизации решает задачи по изменения методов к производству как таковых, происходит модернизация самого жизненного устоя и набора общественных ценностей. Особую важность теперь получает свободное время, в информационном обществе создаются и используются интеллект, знания, все это в конечном итоге значительно увеличивает долю умственного труда. Людям на информационном этапе развития общества этапе требуется проявлять навыки творчества, при этом значительно изменяется и увеличивается спрос на знания. Материальная и технологическая базы претерпевают значительные изменения, особое значение получают информационные системы по анализу и обработке информации, базирующиеся на сетях передачи данных, коммуникационных технологиях и телекоммуникационной связи.
Во время перехода на информационный этап развития общества за исключением решения ранее определенных проблем также является нужным обучить людей быстрому потреблению и обработке больших объемов информации, при помощи использования современных методов и технологией работы. Также, новая информационная среда создает зависимость владения одного человека информацией, полученной от прочих людей. Следовательно, на умении самостоятельно приобретать и собирать информацию нельзя останавливаться, необходимо обучиться особой методике работы с данными, в которой создаются решения на основе коллективного знания. Это позволяет говорить, что людям необходим некоторая степень культуры в обращении с данными. Из-за этого был введено в оборот такое определение как информационная культура.
Информационная культура - это навык целенаправленно работать с данными и пользоваться ими для обработки, передачи и создания новой информации через цифровые технологии, особые средства и методы технического плана. Для свободной ориентации в поле нескончаемых данных люди обязаны иметь хотя бы небольшой уровень информационной культуры. Данная культура связана с социальной природой человека и есть продукт различных творческих навыков общества и демонстрируется в таких аспектах как наличии навыков в применении ИТ, поиска данных с использованием цифровых устройств их эксплуатации, умении разбираться в различных потоках данных и т.д.
Представление информации в цифровом виде дает почти бескрайние возможности по ее переработке из-за того, что любые преобразования цифровой информации выполняются по средствам информационно компьютерных технологий. Для достижения наибольшей эффективности от предоставляемой информации первичным действием является ее безошибочная и своевременная обработка и оценка, иначе говоря пользователю необходимо быть грамотным в информационной сфере и обладать специальным набором навыков. Из-за этого начинают появляются новые термин. Понятие «информационная грамотность» появилось в обороте первый раз в 1997 г. И определяется как навык критического понимания и использования информации, приобретаемой через компьютер в одном из форматов множества широкого диапазона источников. Данный термин был расширен Алланом Мартином, который определил данное понятие как осознание данных, и навык отдельных лиц правильным образом применять цифровые методы для определения, доступа, управления, внедрения, оценивания, анализа и создания новых информационных
ресурсов, разработки новых комплексов знаний, а также коммуникации с иными людьми ради достижения конкретных общественных целей в определенных жизненных ситуаций [6].
Вклад органов власти в процесс информационной подготовки и медиаобразования в Российской Федерации заключается в разработке концептуальной и нормативно-правовой базы в цифровой сфере, информатизации и развития цифрового общества в РФ [18]. К их числу относятся федеральные законы: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1; 2; 3] и т.д.
В действительности, цифровизация сегодня охватывает все сферы экономики, общества, жизни человека и государства. Это, в свою очередь, сказывается на конкурентоспособности как экономических агентов, так и локальных территорий. Процесс цифровых трансформаций является ключевым направлением стратегического развития территорий, и служит драйвером в становлении постиндустриальной экономики. Так, в 2020 г. внедрение информационных технологий и цифровых платформ в повседневную жизнь населения значительно ускорило введение ограничительных мер из-за COVID-19. Хотя пандемия и повлияла негативно на модели потребления и производства товаров и услуг, однако данное бедствие поспособствовало дальнейшему развитию цифровиза-ции, в результате трансформации рынка труда. Видится, что данное явление ведет к долгосрочным эффектам в форме внедрения новых информационных технологий в повседневную жизнь. Переход к цифровой экономике ускорился, а объем цифровых услуг значительно возрос [12].
Большое количество сервисов стало функционировать в онлайн-режиме, значительно увеличилось число электронных услуг, внедрены новые модели цифровизации в том числе и для государственного и муниципального управления. По информации Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации отметили, в 2020 г. вырос уровень цифровизации всех отраслей экономики, достигнув в среднем 54%. Отраслями-лидерами цифровизации являются финансовые организации, жилищно-коммунальная и нефтегазовая отрасли [5].
С 2016 по 2018 гг. ежегодно публиковался рейтинг регионов России по цифровому развитию общества, базировавшийся на концепции региональной информатизации, принятой вместе с распоряжением Правительства № 2769-р от 29.12.2014 г. Его принятие стало толчком к созда-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
нию нового способа для наблюдения и оценки за цифровым развитием на уровне субъекта РФ. В дальнейшем, для исполнения государственного проекта «Цифровые технологии», стал составляться Национальный индекс развития цифровой экономики России, обеспечивающий оценку развития российских регионов [5]. по технологическому и информационному прогрессу.
В то же время, необходимо увеличение набора показателей и индексов рейтинга, а также увеличение объема источников, анализируемых данных для более ясного и полноценного отображения информационного прогресса в регионе. Кроме того, приобретения способа оценки влияния применения продуктов, сервисов и платформенных решений, разработанных на основе «сквозных» информационных технологий, влияющих на уровень производительности отраслевой экономики. Много вопросов возникает в сфере цифровизации самих территорий, а именно использование при принятии решений, уровнем восприятия этих новаций проживающим населением, уже хорошо понимающим свои права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, но недостаточно «подкованным» в исследуемом нами направлении.
Мы соглашаемся с мнением авторов в том, что главной проблемой в условиях процесса активной цифровизации является разрыв уровня технологического развития территорий [7; 8; 11]. Поэтому, условно, степень их цифровизации следует проводить в несколько этапов.
Необходимо заметить, что разрыв в цифровом развитии на уровне субъектов РФ весьма значителен. К примеру, Краснодар и Екатеринбург занимают лидирующие позиции по Индексу цифровой жизни городов. Но цифровой разрыв между другими городами очень значительный: разница почти в 5 раз с замыкающим рейтинг городом [5].
При рассмотрении так называемого индекса цифровой жизни, мы сталкиваемся с обратнопро-поциональной зависимостью распростанения процессов. А именно в малых городах до 100 тысяч населения, цифровые технологии «приживаются быстрее, чем в городах с населением 300 и более тысяч. Поэтому мы соглашаемся с мнением, что маленькие города могут способствовать ускорению проникновения цифровых технологий, а также повышению на них спроса [5].
Таким образом, чтобы сократить цифровой разрыв территорий каждому субъекту необходимо выработать особые стратегические решения. Среди которых должны быть методы для упрощения доступа ко всем информационным ресурсам, а также программы по увеличению темпов социально-экономического развития, увеличения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
уровня жизни населения региона, что позволит развить хорошую конкурентоспособность.
Основным этапом в увеличения темпов циф-ровизации, вероятно, может быть разработка цифровых стратегий для субъектов, которые включают в себя анализ информационной зрелости субъекта, проверку главных направлений, оценку текущего уровня внедрения современных цифровых технологий, разработку методов для увеличения темпов цифровизации на основе анализа основных направлений и прогнозы по ключевым показателям регионов. Требуется разработать и протестировать технологии по оценке влияния цифровизации в валовой региональный продукт, проанализировать масштабы, структуру и особенности привлечения сектора ИТ в регионах РФ на основе оценки микро и макро данных представляющих уровень жизни людей, их цифровой грамотности, влияющих на развития человеческого капитала, формирования цифровой культуры населения, обеспечивающие повышение конкурентоспособность территорий [12]. При этом, нельзя не учитывать и фактор информационной безопасности. И продолжать работу по совершенствованию системы её обеспечения, т.к. присутствует каждодневная опасность распространений «фейковых» (недостоверных) новостей, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку, сеющих панику, провоцирующих негативные отношения между индивидами, социальными группами и т.д. [10].
Подводя итог вышеизложенному, важно знать, что информация является не только главным продуктом новой эпохи, но и опасным оружием. Использование концепции сетецинтризма в России по управлению экономической, социальной и другими сферами жизнедеятельности человека и всего общества дает возможность сконцентрировать силы в одном направлении, без каких-либо барьеров. Нацеленность на возрастание эффективности управления государством предполагает в ближайшие 5-10 лет упразднение или вовсе отмену некоторой части государственных функций, замену чиновников на цифровые программы, а возможно и вовсе всего субъективного решения на алгоритм [4]. Разрабатываемые технологии и методы, несомненно, будут высвобождать огромное количество граждан, во все более набирающей обороты цифровизации, что может создать проблемы в сфере обеспечения конституционных прав как граждан, так и иных лиц. Это проблемы информационной грамотности населения, обеспечения права на равный доступ к государственной службе, уровня охраны конфиденциальных данных, и многие другие, о которых надо думать уже в данный момент.
Список литературы:
[1] Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 № 436-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_108808/ (дата обращения: 12.05.2022).
[2] Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 № 8-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_84602/ (дата обращения: 12.05.2022).
[3] Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61798/ (дата обращения: 12.05.2022).
[4] Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Коче-това Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. 2016. № 7 (141). - С. 90-91.
[5] Будко А.С., Родин А.С. Цифровизация как основа развития постиндустриального общества [Электронный ресурс] // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологически измерений: материалы VI междунар. науч.-практ. интернет-конф. (г. Вологда, 29 марта-2 апреля 2021 г.): в 2-х частях. Ч. 1. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН. - С. 78-82. - URL: http://www.vscc. ac.ru/uploads/activity_files/2021/11/18871 .pdf//http:// www.vscc.ac.ru/uploads/activity_
files/2021/11/18871.pdf (дата обращения: 12.05.2022)
[6] Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России //Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. - С. 77-83.
[7] Марьясов К. В. Правовые риски перехода к цифровому обществу и цифровой экономике в условиях современной России [Электронный ресурс] // Юридическая техника. 2019. № 13. - С. 726-731. - URL: http://www.oscsbras.ru/upload/files/ novosti-biЫioteki/Правовые%20риски.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
[8] Понукалин И.А. Цифровое общество в России: социальные реалии потребительских практик // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (51). - С. 118130.
[9] Разуваев Н.В. Право цифрового общества: актуальные проблемы и пути развития (окончание) // Российский журнал правовых исследований. 2021. Т. 8 № 4. - C. 33-48.
[10] Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского союза: к постановке проблемы // Представительная власть - XXI век. 2018. № 4 (163). - С. 8-12.
[11] Семенова И.С. Цифровое общество: новые подходы // Наука, образование и культура. 2020. №5 (49). - С. 33-37.
[12] Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности [Электронный ресурс] / XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения»: Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2021.- 1241 с. -URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1195539035/
sorokinsbornik2021_1_.pdf (дата обращения:
12.05.2022.)
[13] Суханов В.А. XX век: к постиндустриальной цивилизации [Электронный ресурс] // VIII Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в науке и производстве». 2019. № 350. - С. 1-5. -URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/8INPK_ Sbornic-2019/pages/Секция%203/350.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
[14] Трофимова Н.Н. Постиндустриальный переход к модели экономики знаний в условиях инновационных и цифровых сдвигов [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12-4 (114). - С. 118120. - URL: https://research-journal.org/wp-content/ uploads/2021/12/12-114-4 .pdf (дата обращения: 12.05.2022.)
[15] Цифровое общество: Коллективная монография [Электронный ресурс] / Павлинов И.А., Валейко В.П., Скодорова Л.К. и др.; Прид-нестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко, филиал в г. Рыбнице. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2017. - 152 с. - URL: https://rfpgu.ru/files/ downloads/%D0%BC%D0%BE... (дата обращения: 12.05.2022).
[16] Шинкарецкая Г.Г. Взаимодействие законодательства различных государств в процессе цифровизации государственного управления // Образование и право. 2021. № 1. - С. 32-39.
[17] Шинкарецкая Г.Г. Методы формирования информационного права в глобальном информационном обществе // Бачиловские чтения. Материалы четвертой международной научно-практической конференции. отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов / Институт государства и права РАН. - Саратов: ООО «Амирит», 2022. - С. 69-77.
[18] Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. Цифро-визация государственного управления (сравнительно-правовой анализ)
// Образование и право. 2020. № 8. - С. 216223.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon "O zashchite detej ot infor-macii, prichinyayushchej vred ih zdoroVyu i razvitiyu" ot 29.12.2010 № 436-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108808/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[2] Federal'nyj zakon "Ob obespechenii dos-tupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya" ot 09.02.2009 № 8-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[3] Federal'nyj zakon "Ob informacii, informa-cionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii" ot 27.07.2006 № 149-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[4] Aver'yanov M.A., Evtushenko S.N., Kochetova E.Yu. Cifrovoe obshchestvo: novye vyzovy // Ekonomicheskie strategii. 2016. № 7 (141). - S.90-91.
[5] Budko A.S., Rodin A.S. Cifrovizaciya kak osnova razvitiya postindustrial'nogo obshchestva [Elektronnyj resurs] // Global'nye vyzovy i region-al'noe razvitie v zerkale sociologicheski izmerenij: materialy VI mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. (g. Vologda, 29 marta-2 aprelya 2021 g.): v 2-h chast-yah. CH. 1. - Vologda : FGBUN VolNC RAN. - S. 78-82. - URL: http://www.vscc.ac.ru/uploads/activ-ity_files/2021/11/18871.pdf//http://www.vscc.ac.ru/ uploads/activity_files/2021/11/18871.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022)
[6] Gendina N.I. Informacionnaya kul'tura i mediagramotnost' v Rossii //Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. № 4. - S. 77-83.
[7] Mar'yasov K. V. Pravovye riski perekhoda k cifrovomu obshchestvu i cifrovoj ekonomike v uslovi-yah sovremennoj Rossii [Elektronnyj resurs] // Yurid-icheskaya tekhnika. 2019. № 13. - S. 726-731. -URL: http://www.oscsbras.ru/upload/files/novosti-bib-lioteki/Pravovye%20riski.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[8] Ponukalin I.A. Cifrovoe obshchestvo v Rossii: social'nye realii potrebitel'skih praktik // Izves-tiya VUZov. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2019. № 3 (51). - S. 118-130.
[9] Razuvaev N.V. Pravo cifrovogo obshchestva: aktual'nye problemy i puti razvitiya (okonch-anie) // Rossijskij zhurnal pravovyh issledovanij. 2021. T. 8 № 4. - C. 33-48.
[10] Ryzhov V.B. Informacionnaya bezopas-nost' v gosudarstvah Evropejskogo soyuza: k pos-tanovke problemy // Predstavitel'naya vlast' - HKHI vek. 2018. № 4 (163). - S. 8-12.
[11] Semenova I.S. Cifrovoe obshchestvo: novye podhody // Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2020. №5 (49). - S. 33-37.
[12] Sovremennoe obshchestvo v usloviyah social'no-ekonomicheskoj neopredelennosti [Elektronnyj resurs] / XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya «Sorokinskie chteniya»: Sbornik materi-alov. - M.: MAKS Press, 2021.- 1241 s. - URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1195539035/sorokins-
bornik2021_1_.pdf (data obrashcheniya:
12.05.2022.)
[13] Suhanov V.A. XX vek: k postindustrial'noj civilizacii [Elektronnyj resurs] // VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovre-mennye tendencii i innovacii v nauke i proizvodstve». 2019. № 350. - S. 1-5. - URL: https://kuzstu.su/ dmdocuments/INPK/8INPK_S bornic-2019/pages/ Sekciya%203/350.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[14] Trofimova N.N. Postindustrial'nyj perekhod k modeli ekonomiki znanij v usloviyah innovacionnyh i cifrovyh sdvigov [Elektronnyj resurs] // Mezhdunar-odnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021. № 12-4 (114). - S. 118-120. - URL: https://research-jour-nal.org/wp-content/uploads/2021/12/12-114-4.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022.)
[15] Cifrovoe obshchestvo: Kollektivnaya mon-ografiya [Elektronnyj resurs] / Pavlinov I.A., Valejko V.P., Skodorova L.K. i dr.; Pridnestr. gos. un-t im. T.G. Shevchenko, filial v g. Rybnice. - Tiraspol': Izd-vo Pridnestr. un-ta, 2017. - 152 s. - URL: https://rfpgu. ru/files/downloads/%D0%BC%D0%BE... (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[16] Shinkareckaya G.G. Vzaimodejstvie zakonodatel'stva razlichnyh gosudarstv v processe cifrovizacii gosudarstvennogo upravleniya // Obrazovanie i pravo. 2021. № 1. - S. 32-39.
[17] Shinkareckaya G.G. Metody formirovaniya informacionnogo prava v global'nom informacionnom obshchestve // Bachilovskie chteniya. Materialy chet-vertoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. otv. red. T.A. Polyakova, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov / Institut gosudarstva i prava RAN. - Saratov: OOO «Amirit», 2022. - S. 69-77.
[18] Shinkareckaya G.G., Berman A.M. Cifrovizaciya gosudarstvennogo upravleniya (sravni-tel'no-pravovoj analiz)
// Obrazovanie i pravo. 2020. № 8. - S. 216223.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022