Поклонская В.Д.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Пятигорский государственный лингвистический университет
ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НА СПЕЦИФИКУ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье приведен анализ внутриуровневых и межуровневых корреляционных взаимосвязей родителей старших дошкольников, различающихся типом родительского отношения. Исследование проведено в русле теории интегральной индивидуальности, основоположником которой выступил В.С.Мерлин. Полученные результаты позволяют определить уникальность структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников и способы продуктивного взаимодействия с семьей в целях гармонического развития личности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность; родители, старшие дошкольники.
Keywords integral individuality; parents, older preschoolers.
Современная психологическая наука располагает богатым теоретическим материалом по изучению индивидуальности человека. В Пятигорской психологической школе ведутся фундаментальные исследования и научно-практическая работа в направлении оптимизации процесса взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, поиск эффективных форм сотрудничества с родителями по осуществлению задач физического, интеллектуально-познавательного, социально-личностного развития воспитанников [1; 2].
Взаимосвязь родителей и детей выступает основой формирования будушего развития семьи. Родительское отношение возможно рассматривать
в контексте поведенческих стереотипов, влияющих на процесс взаимодействия с детьми, особенностей реагирования на поступки ребенка, оценку результатов деятельности. «Дети с адекватной практикой
родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны» [3,22].
Настоящее исследование нацелено на выявление связи родительского отношения и свойств психодинамического, личностного и социальнопсихологического уровней интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников.
Гипотеза исследования: родительское отношение влияет на специфику разноуровневых свойств интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников, определяет характер внутриуровневых и межуровневых корреляционных связей.
Исследование было проведено на базе МБДОУ № 28 Колосок г. Ессентуки Ставропольского края. Испытуемыми выступили родители старших дошкольников в количестве 60 человек.
На первом этапе исследования с помощью «Опросника родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) были определены исследуемые группы родителей: в 1-й группе выявлен тип взаимодействия «Кооперация» (65%), а во 2-й группе - «Авторитарная гиперсоциализация» (85%). Далее у родителей исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: психодинамический уровень (опросник структуры
темперамента В.М. Русалова); личностный тест (тест «Уровень субъективного контроля» А.М.Эткинд) и социально-психологический уровни (опросник К.Томаса).
Рассмотрим данные внутриуровневого корреляционного анализа. Внутриуровневые корреляционные связи на психодинамическом уровне в группе родителей с отношением «Кооперация» установлены по следующим
показателям: эргичность прямо коррелирует с пластичностью и темпом; социальная эргичность прямо коррелирует с пластичностью и обратно - с эмоциональностью; пластичность - с темпом и эмоциональностью; социальная пластичность - с эмоциональностью.
В группе родителей с отношением «Авторитарная гиперсоциализация» корреляцинный анализ показал, что эргичность прямо коррелирует с социальной эргичностью и темпом; социальная эргичность прямо
коррелирует с социальной пластичностью и обратно - с социальной эмоциональностью; темп - с социальным темпом, социальный темп - с социальной эмоциональностью.
Следовательно, перечисленные свойства психодинамического уровня родителей группы «Кооперация» образуют симптомокомплекс
взаимосвязанных свойств с плотностью 25%, у родителей группы «Авторитарная гиперсоциализация» установлено 21,4% от теоретически возможного результата.
Анализ внутриуровневых корреляционных связей на личностном уровне выявил многочисленные корреляционные связи в группе респондентов с отношением «Кооперация». Весь перечисленный спектр свойств личностного уровня объединяется в единую систему с плотностью 33.3%. В группе родителей с авторитарным отношением общая плотность внутриуровневых корреляций личностного уровня данной группы составляет 28.5%.
На социально-психологическом уровне интегральной
индивидуальности в группе родителей с отношением «Кооперация» плотность корреляционных связей социально - психологического уровня интегральной индивидуальности соответствует 50%. В группе родителей с отношением «Авторитарная гиперсоциализация» все перечисленные свойства социально - психологического уровня данной группы образуют систему с плотностью 60%.
Итак, плотность внутриуровневых корреляций в группе родителей с отношением «Кооперация» на личностном уровне (33.3%) доминирует над плотностью связей в группе родителей с отношением «Авторитарная гиперсоциализация» (28.5%). При этом в группе родителей, проявляющих авторитаризм, корреляции высших уровней (44%) несколько превалируют над плотностью внутриуровневых корреляций высших уровней (42%) в группе родителей с социально желательным отношением.
Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности родителей обеих исследуемых групп не совпадает. Плотность корреляций в группе родителей с отношением «Кооперация» в большей степени проявляется между психодинамическим и личностным (18%), а также между психодинамическим и социально-психологическим уровнями (12%) в сравнении с группой родителей, проявившим отношение «Авторитарная гиперсоциализация» (соответственно 14% и 10%). В группе родителей с авторитарным отношением к детям более уплотнены
корреляционные связи между личностным и социально-психологическим уровнями (14%) в сравнении с группой родителей, склонных к социально желательному образу родительского отношения (11%).
Рассмотрим характер межуровневых связей показателей свойств, относящихся к исследуемым уровням интегральной индивидуальности. Между уровнями интегральной индивидуальности в группе родителей с отношением «Кооперация» наблюдаются гибкие много-многозначные зависимости, а также одно-многозначными зависимости. Особенно следует выделить много-многозначные зависимости между психодинамическим и личностным уровнями. В группе родителей с авторитарным типом отношения обнаружены много-многозначные зависимостями, а также одномногозначные и взаимо-однозначные зависимости.
Таким образом, структура интегральной индивидуальности родителей
отличается в зависимости от типа отношения к детям.
В дальнейшем был осуществлен корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности старших дошкольников исследуемых групп родителей. По данным внутриуровневого корреляционного анализа выявлено, что разноуровневые свойства вторичных свойств индивида, личностного и социально психологического уровней более упорядочены в группе старших дошкольников с родительским отношением «Кооперация» (50%, 50%, 33%) в сравнении с группой старших дошкольников и отношеним «Авторитарная гиперсоциализация» (соответственно 33%, 17%, 17%).
Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности старших дошкольников различается. В группе старших дошкольников с социально желательным образом родительского отношения наиболее уплотнены корреляционные связи между уровнем вторичных свойств индивида и личностным уровнем (18%), а также между личностным и социально-психологическим уровнями (18%) в сравнении с группой старших дошкольников с авторитарным родительским отношением (соответственно 12% и 6%). Полученные данные позволили разработать перспективный план работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в целях оптимизации детско-родительских отношений.
Литература
1. Л.В. Мищенко - Специфика гендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 3345.
2. В.Д. Поклонская - Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников с низким уровнем саморегуляциии поведения // SWorld . - 2014 г. -Выпуск №4 (37). -С.82-86.
3. В.В.,Столин, А.А. Бодалев. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - С.22.