Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2015. Вып. 4 (39). С. 66-81
Басанова Елена Евгеньевна, канд. психол. наук, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» [email protected]
Проблема
ИНТЕГРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
Е. Е. Басанова
В статье рассматривается применение интегративного подхода к исследованию семьи. Интегративный подход подразумевает исследование объектов действительности, в том числе семьи, в совокупности всех свойств от нейродинамических до социально-психологических. Была создана модель интегративного исследования семьи, включающая супружеские и детско-родительские взаимоотношения. Анализ полученных результатов исследования показал, что гармоничность интегральной структуры супружеских пар обусловлена стабильностью семейных взаимоотношений и зависит не от этнической принадлежности супругов, а от согласованности семейных ценностей и их соответствия общечеловеческим моральным и нравственным нормам. Гармоничность детско-родительских отношений детерминирована уровнем готовности к материнству и типом родительского отношения. При этом тип родительского отношения является гибкой характеристикой и должен соответствовать этапу развития ребенка. Так, в дошкольном возрасте наиболее предпочтителен повышенный эмоциональный контакт, а в младшем школьном и подростковом — оптимальный эмоциональный контакт.
Одной из приоритетных задач современного общества является поддержка благополучия и целостности семьи. Правительство Российской Федерации разработало множество программ социального, финансового, психолого-педагогического, юридического сопровождения молодых семей, многодетных семей, семей с двумя детьми, семей с приемными детьми и т. д. Семья, супружеские и детско-родительские взаимоотношения, формирование личности ребенка в условиях семейного воспитания находятся также в центре внимания ученых педагогов и психологов.
Одним из ведущих научных направлений современной психологии можно считать системный или интегративный подход к исследованию объектов действительности. В русле этого подхода разработана теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина1.
Согласно автору данной теории, изучение любых объектов действительности, в том числе семейных взаимоотношений, необходимо во взаимосвязи всех свойств личности: природных и социальных. В. С. Мерлин выделил в структуре интегральной индивидуальности шесть иерархических уровней от биохимиче-
1 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
66
ского до социально-исторического. Для психологии наибольший интерес представляют четыре уровня интегральной индивидуальности: нейродинамический уровень, включающий свойства нервной системы, психодинамический (особенности протекания психических процессов), личностный (свойства личности) и социально-психологический уровень, включающий особенности межличностного взаимодействия.
Мы продолжили поиск социальных детерминант, обуславливающих согласование (гармонизацию) разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. В качестве отправной точки нами были взяты внутрисемейные отношения. Семья является для человека важнейшей социальной группой, которая сопровождает его на протяжении всей жизни. В семье формируется личность, психологический климат семьи влияет на общую удовлетворенность всех ее членов (как супругов, так и детей) жизнью, на их психологическое здоровье, в семье человек ищет «убежище» и восстанавливает силы в результате длительных стрес-согенных воздействий.
Цель предлагаемой статьи — показать, что социальная микросреда или социальные детерминанты, в частности внутрисемейные отношения, в определенных и необходимых условиях способны влиять на изменение межуровневых связей интегральной индивидуальности человека.
Исследование проводилось в двух плоскостях: в плоскости супружеских взаимоотношений и в плоскости детско-родительских отношений (см. рис. 1).
Графическая модель интегрального исследования семьи представлена в виде декартовской системы координат, где вертикальная ось представляет собой супружеские взаимоотношения, а горизонтальная — детско-родительские отношения. Для исследования первых использовались два параметра, которые являются полюсами вертикальной оси: стабильность супружеских отношений и межэтническая общность супругов. Полюсами шкалы детско-родительских отношений являются уровень сформированности материнской сферы и тип родительского отношения.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. В период нестабильности супружеских взаимоотношений структуры интегральной индивидуальности дисгармонизируются и рассогласовываются, в то время как в период стабильности и уравновешенности отношений между супругами структуры интегральной индивидуальности характеризуются гармонизацией и согласованностью разноуровневых свойств.
2. В межэтнических браках межэтническая общность преобладает над межэтнической уникальностью, в данном случае мы можем говорить об адаптации супругов к этнической группе друг друга и о конвергенции разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (см. рис. 1).
3. Одним из факторов, влияющих на согласование и проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у женщин, является уровень сформированности и развития материнской сферы.
4. Тип родительских установок (родительского отношения) обуславливает развитие, согласование и проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности детей, находящихся на разных этапах онтогенеза.
Стабильность супружеских взаимоотношений
Сформированного материнской сферы
Тип
родительского отношения
Межэтническая общность и уникальность
Рис.1. Графическая модель интегрального исследования семьи
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были сформированы четыре экспериментальные группы: 1) группа стабильных и нестабильных супружеских пар; 2) супруги из межэтнических браков; 3) группа женщин, находящихся на разных уровнях развития материнской сферы (беременные женщины и молодые матери); 4) группа родителей, имеющих детей дошкольного, младше школьного и подросткового возраста.
Ранее мною было уже доказано, что одним из объективных факторов, выполняющих системообразующую функцию и обуславливающих особенности проявления разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, является стабильность семейных отношений2. В качестве критериев гармонизации и согласованности разноуровневых свойств интегральной индивидуальности мы взяли следующие3:
1. Плотность и упорядоченность внутриуровневых и межуровневых структур интегральной индивидуальности, которые определяются значительным количеством внутриуровневых и межуровневых взаимозависимостей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Преобладание много-многозначных зависимостей над однозначными и одно-многозначными связями свидетельствует о высокой организации структуры интегральной индивидуальности;
2 Митичкина Е. Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Ставрополь, 2004. (Митичкина — девичья фамилия Е. Е. Басановой.)
3 Белоус В. В., Боязитова И. В. Психология полиморфной индивидуальности. Пятигорск,
2013.
2. Наполняемость факторов конкретными разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является структура интегральной индивидуальности;
3. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности. Преобладание гибких облических взаимосвязей над жесткими ортогональными связями в структуре интегральной индивидуальности свидетельствует о гибкости и пластичности структуры интегральной индивидуальности.
Анализ внутриуровневых и межуровневых структур интегральной индивидуальности стабильных и нестабильных супружеских пар представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Внутриуровневые и межуровневые взаимосвязи свойств интегральной индивидуальности стабильных и нестабильных супружеских пар (в %)
Группы семей Внутриуровневые взаимосвязи ИИ Межуровневые
НДУ ПДУ ЛУ СПУ взаимосвязи
стабильные 83,33 — 21,01 14,29 8,91
нестабильные 83,33 - 12,4 9,80 5,43
Примечание:
НДУ — нейродинамический уровень интегральной индивидуальности (ИИ)
ПДУ — психодинамический уровень ИИ
ЛУ — личностный уровень ИИ
СПУ — социально-психологический уровень ИИ
Согласно представленной таблице, структуры интегральной индивидуальности стабильных супружеских пар характеризуются большей внутриуровневой (на личностном и социально-психологическом уровнях) и межуровневой плотностью и упорядоченностью свойств интегральной индивидуальности, нежели структуры интегральной индивидуальности нестабильных супружеских пар. По характеру взаимосвязей в группе стабильных супружеских пар во внутриуровневой структуре выявлены много-многозначные и одно-многозначные зависимости, тогда как в группе нестабильных супружеских пар — одно-многозначные и однозначные взаимосвязи. В межуровневой структуре стабильные пары характеризуются много-многозначными зависимостями, а нестабильные пары — много-многозначными, одно-многозначными и однозначными зависимостями.
Таким образом, структуры интегральной индивидуальности более организованы и гармоничны в группе стабильных супружеских пар, чем в группе нестабильных. Следовательно, наша первая гипотеза подтверждается.
Одной из наиболее актуальных проблем для России и регионов Северного Кавказа является проблема межэтнического взаимодействия. В настоящее время в мировом пространстве происходят два противоположных процесса межэтнических взаимоотношений, с одной стороны, интеграция этнических обществ, с другой стороны — дифференциация этносов4. Процессы интеграции и дифференциации этнических групп наблюдаются и в супружеских межэтниче-
4 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2004.
69
ских отношениях. Так, в советский период государство поддерживало всяческое сближение этносов, в том числе и создание межэтнических браков. В настоящее время наблюдается резкое снижение регистрации браков между представителями различных этнических групп. Но сколько бы ни было их сторонников или противников, в нашей стране существует огромное количество межэтнических браков, особенно в регионе Северного Кавказа, именно поэтому для интегрального исследования семейных взаимоотношений мы ввели еще один параметр — межэтническую общность и уникальность супругов.
Интегральное исследование межэтнических браков проводилось путем сравнительного анализа с моноэтническими семьями. Были исследованы два уровня интегральной индивидуальности: личностный и социально-психологический. Личностный уровень интегральной индивидуальности супругов диагностировался с помощью авторской анкеты и методики «Удовлетворенность браком» Ю. Е. Алешиной и Л. Я. Гозмана, социально-психологический уровень — с помощью теста описания поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса и опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой.
Среди респондентов были русские, греки, армяне, грузины. Из ответов на вопросы анкеты явствовало, что смешанный брак нередко вызывает внутрисемейные проблемы: 30% респондентов видели причину конфликтов между супругами в этнической самобытности. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что большинство супругов из межэтнических браков предпочитают, чтобы их дети вступали в брак с представителями их этносов и не создавали межэтнические семьи. Опрос показал, что в наибольшей заботе и защите нуждаются дети, рожденные в таких браках, они особо чувствительны к нападкам на межнациональной почве. Об этом говорят 70% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов в первую очередь отмечали семейные трудности социально-экономического характера, и лишь затем шли политическая, этническая и языковая проблемы. Интересная деталь: 60% респондентов придерживаются мнения, что межэтнические браки способствуют более терпимому отношению между людьми различных этносов и меняют их отношение к межэтническим конфликтам.
Что касается психологической удовлетворенности супружескими взаимоотношениями, то согласно результатам теста «Удовлетворенность браком» супруги из моноэтнических и межэтнических браков в равной степени высоко удовлетворены супружеством (56,7 и 57,26 баллов соответственно). Средние значения удовлетворенности браком в обеих группах значительно превышают критерий, установленный методикой (43,0 балла).
Интересным оказался тот факт, полученный по методике К. Томаса, что супруги из межэтнических браков более гибко используют все пять стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. А супруги из моноэтнических браков чаще всего предпочитают в конфликте стратегию приспособления, при которой учитываются интересы партнера, а собственные желании игнорируются.
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой позволил исследовать ролевую адекватность супругов в выполнении семейных функций. Оказалось, что супруги из моноэтнических и межэтнических браков харак-
теризуются ролевой адекватностью в среднем по всем исследуемым семейным функциям (1,8 и 1,5 баллов соответственно).
Таким образом, на данном этапе нашего исследования значительных различий между представителями моноэтнических и межэтнических браков не выявлено, что подтверждает полученные Ю. В. Павлюченко и Ф. О. Семеновой данные о том, что межэтническая общность преобладает над межэтнической уни-кальностью5. Народы Северного Кавказа живут в таком тесном контакте, часто ассимилируются друг с другом, усваивают или, по крайней мере, знакомы с традициями соседних народов, придерживаются общечеловеческих и общесемейных ценностей: почитание старших, любви и заботы о близких. Уникальность касается только стратегий поведения в конфликте. В данном случае межэтнические браки способствуют более гибкому применению различных стратегий в зависимости от ситуации. Реальную глубину проблем межэтнических семей трудно определить сразу, поэтому работу в данном направлении можно продолжать и в дальнейшем. Таким образом, и вторая наша гипотеза подтвердилась.
Следующим этапом в интегративном исследовании семейных отношений был анализ детско-родительских отношений с позиции теории интегральной индивидуальности. Как уже говорилось выше, полюсами шкалы детско-родительских отношений являются сформированность материнской сферы и тип родительского отношения.
Анализ литературы показал, что период беременности и послеродовой наиболее важны для становления материнской сферы и вместе с тем они самые уязвимые для психики женщины6. Молодая женщина за относительно короткий срок трижды меняет свой социальный и биологический статус7. В ее организме происходят мощные гормональные перестройки, довольно быстро меняется архитектоника тела, по-новому распределяются режим дня, физические и психические нагрузки. В то же время в молодой семье перестраиваются отношения между супругами, женщина ищет новые пути взаимодействия с мужем, к тому же с рождением ребенка в семье происходит распределение ролей. Все эти процессы ведут к эмоциональным «сбоям» в психике молодой женщины (хотя подобный «сбой» может происходить на любом этапе материнства).
Послеродовой период является, возможно, еще более сложным для женщины, нежели период беременности. Несмотря на то что в течение двух месяцев после родов у женщины полностью восстанавливаются генеративные органы и, с точки зрения медицины, она считается здоровой, в психологической практике считается, что психическая адаптация женщины к материнству в среднем длится в течение восемнадцати месяцев.
Между тем от психологического здоровья женщины в период беременности и после родов зависит и будущее психическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо изучение особенностей индивидуальности молодых матерей, чтобы вовремя оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается.
5 Белоус В. В., Боязитова И. В. Указ. соч. С. 18.
6 Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 18-27.
7 Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Целью нашего исследования является изучение особенностей индивидуальности молодых матерей в зависимости от этапа развития материнской сферы, а именно в период беременности и после рождения ребенка. Исследование осуществлялось с позиции теории интегральной индивидуальности.
Для реализации поставленной цели использовались следующие диагностические методики: психодинамический уровень — методика «Я и мой ребенок» Г. Г. Филипповой и тест на измерение уровня тревожности Тейлора; личностный уровень — методика «Фигуры» Г. Г. Филипповой и тест «Удовлетворенность браком»; социально-психологический уровень — «Hand-test» Вагнера.
Полученный эмпирический материал был обработан с помощью факторного анализа Терстоуна. В результате статистической обработки получились две факторные матрицы свойств интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.
Рассмотрим значимые факторные веса свойств интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей (табл. 2).
Таблица 2
Факторные структуры интегральной индивидуальности беременных женщин
и молодых матерей
Уровни ИИ Значимые факторные веса
Беременные женщины Молодые матери
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 1 Фактор 2
ПДУ 5,0 — 2,5 1,25
ЛУ 3,13 3,13 3,13 3,13
СПУ 1,39 4,16 2,77 2,77
Примечание:
ПДУ — психодинамический уровень интегральной индивидуальности (ИИ)
ЛУ — личностный уровень ИИ
СПУ — социально-психологический уровень ИИ
Анализ факторных структур женщин, находящихся на разных этапах материнской сферы, проводился с применением трех вышеописанных критериев: полнота факторов, насыщенность факторов значимыми весами и характер межфакторных связей. По всем трем критериям между беременными женщинами и молодыми матерями были выявлены различия.
По первому критерию — полнота факторов — различия состоят в том, что в группе беременных женщин один фактор — полный (в его состав входят все три исследуемых уровня интегральной индивидуальности), а один — частичный. Он образован только двумя исследуемыми уровнями интегральной индивидуальности: личностным и социально-психологическим, свойства психодинамического уровня интегральной индивидуальности в факторе 2 нивелируются. В то же время в группе молодых матерей оба фактора являются полными и образованы тремя исследуемыми уровнями интегральной индивидуальности.
Различия касаются также вклада каждого исследуемого уровня в факторную структуру беременных женщин и молодых матерей. В факторной структуре
беременных женщин уравновешивается роль низших и высших уровней интегральной индивидуальности. Так, фактор 1 можно считать психодинамическим, поскольку по средней величине насыщенности каждого уровня значимыми факторными весами психодинамический уровень интегральной индивидуальности является лидирующим (5,0) по сравнению с личностным уровнем (3,13) и социально-психологическим (1,39). А фактор 2 можно считать социально-психологическим, поскольку именно социально-психологический уровень интегральной индивидуальности наиболее насыщен факторными весами (4,16) по сравнению с личностным уровнем (3,13).
Следовательно, мы можем говорить о том, что для женщины в состоянии беременности на первое место выступают такие свойства психодинамического уровня, как тревожность, неуверенность, конфликт между своими состояниями и недостаточная субъективизация ребенка. Доминирующий вклад социально-психологического уровня в факторную структуру беременных женщин свидетельствует о возможности проявления агрессивного поведения по отношению к окружающим и самой себе, стремления искать поддержку у другого лица, стремлений к социальным контактам.
В факторной структуре молодых матерей в обоих факторах преобладает личностный уровень интегральной индивидуальности. Это означает, что для женщины на данном этапе материнства наибольшее значение приобретают показатели психологической готовности к материнству и удовлетворенность взаимоотношениями с супругом.
По такому критерию, как характер межфакторных связей, между беременными женщинами и молодыми матерями были выявлены следующие различия: два выделенных фактора в структуре интегральной индивидуальности беременных женщин являются ортогональными, т. е. независимыми и однозначными, так как не наблюдаются свойства, включенные в оба фактора. Выделенные факторы в структуре интегральной индивидуальности молодых матерей являются частично облическими, т. е. взаимодействуют между собой, поскольку два свойства социально-психологического уровня — «страх» и «активная безличность» — включены в оба фактора.
Итак, в результате качественного и количественного анализа, были выявлены существенные различия в структурах интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.
1. Структуры интегральной индивидуальности молодых матерей более развиты и гармоничны, нежели структуры беременных женщин. Возможно, это связано с большей идентификацией себя как матери и удовлетворенностью материнством.
2. В факторной структуре беременных женщин наибольшей приспособительной ролью обладают психодинамический уровень и социально-психологический уровень. В факторной структуре молодых женщин доминирует личностный уровень интегральной индивидуальности.
Беременные женщины в большей степени сосредотачивают внимание на динамике своего психического состояния, которое оказывает существенное влияние на удовлетворенность женщины своей новой ролью. Также беременные
женщины более ориентированы на взаимодействие с окружающими, нуждаются в их оценке и поддержке.
В структуре интегральной индивидуальности молодых матерей наблюдается иная картина. Существенное влияние на удовлетворенность молодой матери своей ролью оказывают личностные свойства, в частности психологическая готовность к материнству и удовлетворенность взаимоотношениями с супругом.
Следовательно, третья гипотеза тоже подтвердилась.
Продолжением исследований детско-родительских отношений с позиции теории интегральной индивидуальности было исследование влияния типа родительского отношения на формирование структур интегральной индивидуальности детей, находящихся на разных этапах онтогенеза.
Семья является основным и главным социальным институтом, посредством которого ребенок включается в общественные отношения, ведь в семье ребенок усваивает ценности и нормы поведения, формирует свои представления о жизни. Общество заинтересовано в воспитании здорового, социально полноценного и, главное, счастливого ребенка. И хотя семья является закрытой социальной группой, что вызывает определенные трудности при ее изучении, практика постоянно ставит перед наукой задачу в выявлении все новых и новых факторов, влияющих на становление личности и индивидуальности подрастающего поколения. Тем более, что многие аспекты детско-родительских отношений остаются не изученными, и, на наш взгляд, их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы.
В Пятигорской психологической школе ведется научно-практическая работа по изучению функционирования детско-родительской системы в контексте теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Становление и развитие личности ребенка, динамика взаимоотношений родителя и ребенка на различных этапах онтогенеза рассматривается с учетом совокупности всех свойств индивидуальности (от врожденных нейродинамических и психодинамических свойств до приобретенных свойств личности и ее социально-психологических свойств).
Несмотря на огромный экспериментальный и теоретический материал, накопленный в течение нескольких десятилетий и выполненный в рамках теории интегральной индивидуальности, работы по изучению интегральной индивидуальности субъектов семейных отношений крайне малочисленны (Е. С. Колесникова8; Е. Е. Митичкина9; В. Д. Поклонская10).
Под нашим руководством был проведен ряд исследований, направленных на определение характера влияния типа родительских установок на структуры интегральной индивидуальности детей, находящихся на разных этапах онтоге-
8 Колесникова Е. С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. Психология. 2008. С. 22-26.
9 Митичкина Е. Е. Указ. соч.
10 Поклонская В. Д. Особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников с различным вектором ценностных ориентаций // Вестник ПГЛУ. 2005. № 2. С. 76-82.
неза: старшие, младшие школьники и подростки, а также родители (преимущественно матери) всех участвующих в исследовании детей. Всего в нем приняли участие 211 семей, из них семьи дошкольников — 66; семей с младшими школьниками — 85 и семей, имеющих подростков, — 60.
С помощью опросника PARI Е. С. Шефера и Р. К. Белла в каждой возрастной группе были выделены подгруппы респондентов в зависимости от приверженности родителей к тому или иному типу родительских установок. Так, в группе дошкольников были сформированы две подгруппы: 1) семьи с оптимальным эмоциональным контактом (17 семей) и 2) семьи с излишней концентрацией на ребенке (16 семей). В группах младших школьников и подростков были выделены по три подгруппы: 1) семьи, характеризующиеся оптимальным эмоциональным контактом с ребенком (в группе младших школьников 40 семей, в группе подростков — 30 семей); 2) семьи, где придерживаются излишней эмоциональной дистанции с ребенком (в группе младших школьников 17 семей, в группе подростков — 16) и 3) семьи, характеризующиеся излишней концентрацией на ребенке (в группе младших школьников 28 семей, в группе подростков — 14 семей).
Группа родителей, характеризующаяся оптимальным эмоциональным контактом, склонна к партнерским отношениям с ребенком, побуждают его к активности и самостоятельности, стараются привлекать его к принятию важных для семьи в целом решений.
Группа родителей, выявившая излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, характеризуется раздражительностью и вспыльчивостью, а также излишней строгостью. Родители данной группы стараются вообще уклоняться от контакта с ребенком.
Группа родителей, диагностировавшая излишнюю концентрацию на ребенке, проявляет чрезмерную заботу о ребенке, создают ему «тепличные условия», в которых ребенок как бы ни в чем не нуждался, стараются всячески оградить его от внесемейного влияния, что приводит к чрезмерному вмешательству в мир ребенка.
После выделения экспериментальных групп, в группе дошкольников диагностировались нейродинамический уровень (НДУ), уровень вторичных свойств (УВС), личностный уровень (ЛУ) и социально-психологический уровень (СПУ). В группе младших школьников диагностировались следующие уровни интегральной индивидуальности: психодинамический уровень, уровень вторичных свойств, личностный уровень и социально-психологический уровень. В группе подростков были диагностированы свойства трех уровней интегральной индивидуальности: психодинамический (ПДУ), личностный (ЛУ) и социально-психологический (СПУ).
В таблице 3 приведены результаты факторного анализа четырех уровней интегральной индивидуальности респондентов.
Как видим, факторная структура дошкольников из семей с повышенным эмоциональным контактом является более развитой и гармоничной, в ней обнаружен один полный и один частичный фактор, в то время как в факторной структуре дошкольников из семей с оптимальным эмоциональным контактом
Таблица 3
Факторные веса уровней интегральной индивидуальности детей из семей с различными типами родительских установок
Возраст Группы семей Уровни ИИ Показатели факторной структуры
Фактор 1 Фактор 2
Оптимальный НДУ 11,11 11,11
« 3 № N эмоциональный УВС - -
контакт ЛУ 7,33 11,11
Дошколы возрас СПУ 7,33 -
Излишняя НДУ 11,11 -
концентрация УВС 5,55 5,55
ЛУ 3,66 3,66
СПУ 7,33 11,11
Оптимальный ПДУ 0,68 0,68
эмоциональный УВС 0,68 0,34
« контакт ЛУ 0,98 0,73
Л я Л ч О н СПУ 0,81 0,81
Излишняя ПДУ 1,01 0,68
М о 0 й шр =я ^ я 5 эмоциональная УВС 0,68 0,68
дистанция ЛУ 0,73 -
1 и СПУ - 0,54
3 4 Излишняя ПДУ 0,68 0,68
£ концентрация УВС 0,68 1,01
ЛУ 0,73 -
СПУ 0,81 0,81
Оптимальный ПДУ 0,63 0,63
эмоциональный ЛУ - 0,76
« 3 § 5 Й £ контакт СПУ 0,88 0,56
Излишняя ПДУ 0,63 -
эмоциональная дистанция ЛУ 0,34 0,56
СПУ 0,56 0,67
<5 С Излишняя ПДУ 0,63 0,63
концентрация ЛУ 0,34 0,76
СПУ 0,56 -
оба фактора частичные. В структурах интегральной индивидуальности дошкольников из семей с эмоциональным контактом преобладает психодинамический уровень, он является лидирующим в обоих факторах, а также личностный уровень. Поведение дошкольников из семей с оптимальным эмоциональным контактом чаще базируется на врожденных психодинамических свойствах.
В структурах интегральной индивидуальности дошкольников из семей с повышенным эмоциональным контактом уравнена роль низших и высших уровней, в них главным приспособительным эффектом обладают психодинамический и
социально-психологический уровень. Дошкольники из семей с повышенным эмоциональным контактом, также как и их сверстники из семей с оптимальным эмоциональным контактом, свое поведение строят на основе врожденных свойств темперамента, но в отличие от детей из семей с оптимальным эмоциональным контактом, главное для них — наладить отношения со сверстниками. Этот факт можно объяснить тем, что дошкольников из семей с повышенным эмоциональным контактом отношения в семье не полностью удовлетворяют, вот они и стремятся восполнить этот пробел в среде сверстников.
Таблица 3 демонстрирует качественные различия структур интегральной индивидуальности младших школьников из семей с различным типом родительских установок. Так, в группе с оптимальным эмоциональным контактом с ребенком два выявленных фактора являются полными, при их формировании лидирующую роль играют высшие уровни (личностный и социально-психологический). Родительское отношение в данной группе формирует социально-адаптивные черты личности и стратегии взаимодействия с окружающими.
Интегральная индивидуальность младших школьников из семей с излишней эмоциональной дистанцией с ребенком, интегральная индивидуальность характеризуется частичной факторной структурой, т. е. незавершенной, требующей еще дальнейшего развития. В ее формировании основная роль отводится низшим уровням (психодинамическому и уровню вторичных свойств). Высшие уровни в данной группе требуют также дальнейшего развития.
В группе семей с излишней концентрацией на ребенке также выявлены два значимых фактора. При этом фактор 1 является полным, в его формировании участвуют преимущественно высшие уровни, а фактор 2 — частичным, в его формировании главным образом участвуют низшие уровни интегральной индивидуальности. Данная группа также нуждается в дальнейшем развитии социально-адаптивных черт личности и стратегий взаимодействия с окружающими.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее развитой и гармоничной является структура интегральной индивидуальности младших школьников из семей с оптимальным эмоциональным контактом с ребенком. Партнерские отношения между родителями и детьми наиболее благоприятно влияют на формирование и развитие индивидуальности последних. Для формирования социально-адаптивной личности необходимо побуждать ребенка к активности и самостоятельности, стараться привлекать его к принятию важных для семьи в целом решений.
Наименее развитой и гармоничной является интегральная индивидуальность младших школьников из семей с излишней эмоциональной дистанцией. Младшие школьники нуждаются в эмоциональном тепле родителей, особенно матери, и его недостаток является одной из причин задержки формирования социально-адаптивных качеств личности.
Третья группа младших школьников из семей с излишней концентрацией на ребенке занимает промежуточное положение между гармоничной структурой первой группы детей и негармоничной второй группы детей. Интегральная индивидуальность младших школьников из семей с излишней концентрацией на ребенке более развита, нежели интегральная индивидуальность детей из се-
мей с излишней эмоциональной дистанцией, и менее развита, чем структура интегральной индивидуальности детей из семей с оптимальным эмоциональным контактом. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка, желание оградить его от внесемейного влияния также не способствует полноценному развитию социально-адаптивной личности ребенка.
Таблица 3 также свидетельствует о различном вкладе высших (личностные и социально-психологические) и низших (психодинамические) свойств в становление интегральной индивидуальности подростка.
Так, в группе семей с оптимальным эмоциональным контактом выделено два значимых фактора, из них фактор 1 — частичный, образован связкой психодинамика — социальный статус, фактор 2 — полный, в его состав входят показатели всех трех групп свойств. В факторе 1 большим приспособительным эффектом обладают социально-психологические свойства, в факторе 2 — свойства личности.
В группе семей с излишней эмоциональной дистанцией также выделены два значимых фактора, один из которых полный, другой частичный — образован только личностными и социально-психологическими свойствами. В факторе 1 лидирующая роль принадлежит психодинамическим свойствам, а в факторе 2 — социально-психологическим.
В структуре интегральной индивидуальности подростков из семей с излишней концентрацией на ребенке выделено два значимых фактора. Фактор 1 — полный, в его образовании участвуют все три группы свойств индивидуальности, но доминируют психодинамические свойства. Фактор 2 — частичный, он образован психодинамическими свойствами и личностными свойствами индивидуальности.
Таким образом, можно констатировать, что в становлении индивидуальности подростков из семей с различным типом родительских установок участвуют разные свойства индивидуальности. У подростков из семей с оптимальным эмоциональным контактом преобладают прижизненно сформированные свойства (личностные и социально-психологические). Свойства характера помогают таким подросткам устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими.
В структуре интегральной индивидуальности подростков из семей с излишней эмоциональной дистанцией важнейшую роль играют психодинамические и социально-психологические свойства. Их поведение обуславливают врожденные свойства темперамента, отсюда повышенная эмоциональная возбудимость, тревожность подростков. В то же время из-за недостатка внимания родителей и в силу особенностей подросткового возраста, для таких подростков одной из главных ценностей является установление контакта с окружающими. Эти подростки легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям.
Подростки из семей с излишней концентрацией на ребенке характеризуются преобладанием психодинамических и личностных свойств индивидуальности. Их поведение также основано на свойствах темперамента, эти дети так же, как подростки второй группы, чувствительны и ранимы, тревожны и возбудимы. Им труднее всего адаптироваться к новым социальным условиям, поскольку в структуре индивидуальности преобладают жесткие ортогональные взаимосвязи.
Следовательно, под влиянием типа родительских установок формируются различные сочетания психодинамических, личностных и социально-психологических свойств индивидуальности подростков.
Таким образом, в ходе исследования влияния типа родительских установок на формирование структур интегральной индивидуальности детей, был сделан однозначный вывод о том, что тип родительских установок обуславливает качественные особенности развития структур интегральной индивидуальности детей. В группе дошкольников структура интегральной индивидуальности детей из семей с повышенным эмоциональным контактом является более развитой, нежели в семьях с оптимальным эмоциональным контактом. Данный факт свидетельствует о том, что детям дошкольного возраста для полноценного развития необходимо повышенное внимание и заботы родителей. В группе младших школьников и подростков наиболее развитой является структура интегральной индивидуальности детей из семей с оптимальным эмоциональным контактом. На данных этапах онтогенеза детям уже необходимо предоставлять больше самостоятельности, они должны быть менее эмоционально привязанными к родителям. Таким образом, четвертая выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Выводы
1. Интегративное исследование семейных взаимоотношений проводилось в двух плоскостях: супружеские взаимоотношения и детско-родительские взаимоотношения. Были выделены новые системообразующие факторы, объединяющие разноуровневые свойства интегральной индивидуальности в целостную систему. Системообразующими факторами, влияющими на структуры интегральной индивидуальности супругов, стали стабильность брачных отношений, а также межэтническая общность и межэтническая уникальность партнеров. В качестве системообразующих факторов детско-родительских отношений были обоснованы уровень сформированности материнской сферы и тип родительских отношений.
2. В ходе исследования было выявлено, что в семьях, характеризующихся стабильными отношениями, структура интегральной индивидуальности более организованная и гармоничная. Четыре уровня интегральной индивидуальности согласованы между собой, взаимообогащают и продуктивно взаимовлияют друг на друга. В семьях с нестабильными взаимоотношениями структура интегральной индивидуальности разрознена и дисгармонизирована.
Стабильность супружеских взаимоотношений определяется в первую очередь общечеловеческими моральными и нравственными ценностями, сформированными у обоих супругов, независимо от этнической принадлежности.
3. Детско-родительские взаимоотношения определяются сформированно-стью или готовностью матери к выполнению своей роли, а также стилем родительского отношения. У молодых женщин на разных этапах формирования материнской сферы существенное влияние на функционирование интегральной системы оказывают различные уровни интегральной индивидуальности. Так, в период беременности наибольшим влиянием характеризуются психодинамиче-
ский и социально-психологический уровни интегральной индивидуальности. А в послеродовой период доминирует личностный уровень интегральной индивидуальности. Следовательно, беременные женщины более тревожны, беспокойны и нуждаются в психоэмоциональной поддержке окружающих, в то время как после рождения ребенка у молодых женщин гармонизация интегральной структуры обусловлена прежде всего уровнем готовности к материнству.
Согласно проведенному исследованию, на различных этапах онтогенеза для продуктивного формирования и развития личности ребенка родителям необходимо применять различные типы родительского отношения. Так, в дошкольный период взаимодействие родителей с детьми должно реализовываться в условиях повышенного эмоционального контакта. В младшем школьном и подростковом возрасте повышенный эмоциональный контакт необходимо сменить на оптимальный эмоциональный контакт, предоставлять детям больше самостоятельности, причем чем старше ребенок, тем более самостоятельными должны быть его решения и поступки. Но все же следует помнить, что школьники — это еще дети и они нуждаются в родительском тепле и ласке.
Ключевые слова: интегративный подход, теория интегральной индивидуальности, супружеские и детско-родительские взаимоотношения, модель интегра-тивного исследования семьи, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, материнство, межэтнические браки.
Problem of integrative family research E. Basanova
The article deals with the application of an integrative approach to the family study. The Integrative approach involves research of reality objects, including the family together with all the properties from neurodynamic to socio-psychological. The model of integrative family study, including marital and parent-child relationships was created. The analysis of the study results showed that harmony of the integral structure of couples is due to the stability of family relationships and does not depend on ethnicity of spouses, but on coherence of the family values and conformity of these values to universal moral norms. Harmony of the parent-child relationship is determined by the level of preparedness for maternity and parental type of relationship. In this case the type of parental relationship is a flexible characteristic and must comply with stages of the child's development. Thus, in the preschool years excessive emotional contact is most preferable. in a primary school age and adolescence it is optimal emotional contact.
Keywords: integrative approach, the theory of integral individuality, marital and parent-child relationships, the model of integrative research family, preschool age, younger school age, adolescence, motherhood, interethnic marriages.
Список литературы
1. Белоус В. В., Боязитова И. В. Психология полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2013.
2. Колесникова Е. С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. Психология. 2008. С. 22-26.
3. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
4. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
5. Митичкина Е. Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
6. Поклонская В. Д. Особенности структур интегральной индивидуальности родителей старших дошкольников с различным вектором ценностных ориентаций // Вестник ПГЛУ. 2005. № 2. С. 76-82.
7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2004.
8. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.