Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 10PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мищенко Л.В. Пол и гендер в системном исследовании индивидуальности студентов в условиях образовательного пространства высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mischenko L.V. (2019). Sex and gender in systematic study of personality of students in the educational space of higher education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN519.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Мищенко Любовь Владимировна
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», Пятигорск, Россия Профессор кафедры «Общей и педагогической психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=549674
Пол и гендер в системном исследовании индивидуальности студентов в условиях образовательного
пространства высшей школы
Аннотация. В статье предлагаются результаты эмпирических исследований индивидуальности студентов, в основу которых положен алгоритм изучения интегральной индивидуальности человека, предложенного В.С. Мерлиным. Данный вариант системного подхода позволяет исследовать не только особенности индивидуальности студентов в зависимости от половой принадлежности или гендерной специфики, но дает возможность исследования целостной индивидуальности, когда пол или гендер не являются определяющими их развитие. Мы назвали это интегративным пологендерным исследованием. В первом исследовании мы изучили специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов вузов гуманитарного и естественнонаучного профиля в начале и в конце обучения. Во втором исследовании мы изучили специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от отношения к учебной деятельности в условиях психологического сопровождения на разных ступенях обучения в вузе. Результаты исследования показали, что пологендерное развитие юношей и девушек студентов подчиняется адаптивно-компенсаторно-синергической тенденции. Проведенные эмпирические исследования позволили сделать вывод, что развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек подчиняется закону конвергенции-дивергенции. Конвергенция проявляется в том случае, когда психологические новообразования, соответствующие поздней юности, адекватные аспекты социальной ситуации, ведущего вида деятельности, выступая как системообразующие факторы пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов, стимулируют образование большого количества много-многозначных связей между свойствами природных и социальных уровней, за счет чего происходит конвергенция природного и социального в пологендерных структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек с доминирующей ролью социального. При нарушении адекватности развития ведущих
характеристик студенческого возраста происходит дивергенция природного и социального в пологендерных структурах их интегральной индивидуальности; пологендерные особенности в таких структурах характеризуются достаточно тесной взаимосвязью параметров природной подсистемы интегральной индивидуальности.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность; пологендерное исследование студентов; адаптивно-компенсаторно-синергическая тенденция; конвергенция; дивергенция; природные и социальные факторы развития; учебная деятельность
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения целостной индивидуальности студентов вузов, поиска оптимальных путей их всестороннего развития в зависимости от половой принадлежности, этапа обучения, направленности высшей школы. Мы изучили полоориентированные и гендерные исследования индивидуальности студентов и установили, что преимущественно в них представлены результаты поэлементного анализа индивидуальных свойств в зависимости от пола или гендерной специфики. Данный подход проводится обычно на основе сравнительного анализа отдельных характеристик индивидуальности юношей и девушек студенческого возраста, без учета их взаимосвязей с другими свойствами, относящимися к разным иерархическим уровням [1; 4; 9]. Такие исследования выделяют или биологические, или социально-культурные основания развития индивидуальности разнополых студентов. Причины и следствия в этом случае устанавливаются в виде одномерной цепочки. Мы в своем исследовании предлагаем изучать студентов на многомерной основе, изучая их индивидуальность как сложноорганизованную систему с учетом многовариативности и многоуровневости ее строения и с нелинейной системой связей как изначально единое целое.
Мы построили наше исследование на основе теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, которая является одним из вариантов системного подхода. В рамках теории интегральной индивидуальности человек рассматривается как саморазвивающаяся и саморегулируемая живая система [5]. Система состоит из иерархических уровней, объединяющих индивидуальные природные и социальные свойства человека, образующих линейные и нелинейные взаимосвязи. Такой подход позволяет изучить индивидуальность студентов как результат системного многомерного взаимопроникновения социума и природы, социального и биологического [2; 3]. И, следовательно, это дает возможность выделить общее и уникальное в индивидуальности юношей и девушек студенческого возраста в разных объективных ситуациях их жизнедеятельности и в зависимости от их субъективных характеристик.
Предлагаемый нами пологендерный интегративный путь исследования индивидуальности юношей и девушек студентов позволяет проследить неоднозначность взаимосвязи биологического и социального в структуре их индивидуальности [10]. Предлагая в своих публикациях термин «пологендерная индивидуальность», мы умышленно в данном новом понятии соединили два слова «пол» и «гендер», чтобы показать в каком неразрывном и многовариативном единстве они взаимодействуют, и чтобы подчеркнуть, что мы не противопоставляем достижения психологии половых различий и гендерной психологии, а опираясь на результаты их исследований, используем ведущие принципы системного подхода [8]. Поэтому поставленная нами проблема исследования состоит в том, чтобы найти и научно обосновать системные факторы и психологические условия, содержательные, структурные, технологические аспекты, позволяющие выделить специфику пологендерных структур индивидуальности юношей и девушек студентов в разных объективных ситуациях деятельности и с учетом разных субъективных условий. Лежащая в основе исследований теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина системно представляет неоднозначную
взаимосвязь социально-биологических, индивидуально-типологических свойств индивидуальности юношей и девушек студентов с закономерностями их развития.
Исследование интегральных пологендерных портретов студентов двух вузов естественнонаучного и гуманитарного направлений в зависимости от половой принадлежности и этапа обучения проводилось в течение нескольких лет в Пятигорском государственном лингвистическом университете и Пятигорском государственном фармацевтическом институте. Всего в эксперименте приняло участие 210 студентов в возрасте 19-27 лет начального и завершающего ступеней обучения [6].
Для того, чтобы изучить пологендерные структуры интегральной индивидуальности студентов, мы подробнейшим образом изучили особенности взаимосвязей свойств социально-психологического, личностного, психодинамического, нейродинамического уровней. Для изучения интегрального портрета студентов мы использовали комплекс психодиагностических методов и методик. С помощью электроэнцефалографического метода мы диагностировали свойства нейродинамического уровня: энергию альфа-ритма и частоту альфа-ритма. С помощью методики изучения структуры темперамента, разработанного В.М. Русаловым и с помощью методики Г. Айзенка, мы изучили свойства психодинамического уровня, то есть первичные свойства индивида. С помощью методик «Продуктивность механической и смысловой памяти», корректурной пробы Анфимова, методики «Выявление общих понятий» мы исследовали характеристики памяти, внимания и мышления, то есть вторичные свойства индивида. Методику С.А. Будасси «Самооценка личности» и методику Н.И. Рейнвальд «ОТКЛЭ» мы использовали для изучения свойств личностного уровня. С помощью методики К.Н. Томаса адаптированной Н.В. Гришиной и с помощью методики социометрии Дж. Морено мы изучили социально-психологические свойства.
Мы подобрали обширный математический аппарат для изучения индивидуальности разнополых молодых людей студентов. Поэлементный анализ мы провели с помощью t-критерия Стьюдента для установления достоверных различий в уровне развития каждого из изучаемых свойств пологендерной структуры интегральной индивидуальности студентов. Комплексный дискриминантный анализ по О.М. Калинину мы применили для определения интегральных показателей дискриминаторов каждого уровня и в целом индивидуальности испытуемых изучаемых групп. Для выявления специфики внутриуровневых и межуровневых корреляций между свойствами индивидуальности равнополых студентов мы применили корреляционный анализ. Для выявления обобщающих характеристик индивидуальности студентов мужского и женского пола мы провели системное многомерное исследование с помощью факторного анализа по центроидному методу Л. Тэрстоуна.
На основе математической обработки результатов психодиагностического исследования мы осуществили сравнительный анализ структур интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов на начальных и завершающих ступенях обучения гуманитарного и естественнонаучного вузов. Сначала мы сравнили юношей первых курсов обоих институтов и девушек начальной ступени обучения, затем юношей заключительного этапа обучения того и другого вузов и девушек выпускных курсов обоих вузов.
Исходя из результатов поэлементного анализа, мы установили, что интегральные характеристики студентов первокурсников мужского и женского пола гуманитарного вуза показали 29,7 % различий на статистически значимом уровне по отдельным показателям свойств всех изучаемых уровней интегральной индивидуальности. Девушки и юноши первокурсники естественнонаучного вуза имеют 11,1 % различий на статистически значимом уровне в структурах их интегральных индивидуальностей по отдельным показателям свойств четырех уровней.
Рисунки 1, 2 наглядно демонстрируют статистически значимые различия показателей свойств структур интегральной индивидуальности студентов начального этапа обучения гуманитарного и естественнонаучного вузов.
□разница
□общность
□ разница
□общность
Рисунок 1. Поэлементная Рисунок 2. Поэлементная сравнительная
сравнительная характеристика свойств характеристика свойств индивидуальности
индивидуальности девушек и юношей, девушек и юношей, обучающихся на 1 курсе
обучающихся на 1 курсе вуза вуза естественнонаучного профиля гуманитарного профиля
Нужно отметить, что наибольшие различия у девушек и юношей, обучающихся на первом курсе независимо от направленности вуза обнаружились в уровне развития нейродинамических и психодинамических показателей их интегральной индивидуальности. На уровне вторичных свойств, свойств личностного и социально-психологического уровней тоже обнаружены различия, но в меньшей степени. Мы не будем подробно описывать каждое статистически значимое различие, приведем для примера некоторые из них.
Установлено, что механическая память и устойчивость внимания у студентов естественнонаучного профиля довольно высокая и не различается у юношей и девушек. В вузе гуманитарного направления оба эти показателя достоверно выше у девушек студенток. То же самое относится и к показателям личностного уровня: организованность и трудолюбие. В естественнонаучном вузе у юношей и девушек эти показатели не имеют достоверных различий, а в гуманитарном вузе у девушек эти показатели выше. Социально-психологические показатели тоже по-разному выражены в разных вузах у юношей и девушек. Если в вузе гуманитарного профиля показатель соперничества выше у юношей, то в естественнонаучном вузе - у девушек. Показатель сотрудничества в естественнонаучном вузе не различается у девушек и юношей, а в вузе гуманитарной направленности этот показатель статистически значимо выше у девушек. Это лишь некоторые примеры различий на статистически значимом уровне в пологендерных структурах индивидуальности обучаемых вузов разной направленности.
Исходя из результатов дискриминантного анализа (по О.М. Калинину) мы определили комплексные различия между показателями дискриминаторами следующих уровней в структурах индивидуальности юношей и девушек, обучающихся на первом курсе вуза гуманитарного профиля: нейродинамический, психодинамический уровни и вторичные свойства индивида. При сравнении общих показателей дискриминаторов целостной индивидуальности изучаемых групп мы также увидели достоверные различия.
При сравнении структур интегральной индивидуальности юношей и девушек, обучающихся в вузе естественнонаучного направления, мы определили достоверные различия только между показателями-дискриминаторами нейродинамического уровня.
Формула, предложенная О.М. Калининым:
Zk
= E
n a 1
i-1 Sf
l2
a2 *xi
k
, где
а1 - среднеарифметическое ьтого показателя первой изучаемой группы; а2 - среднеарифметическое ьтого показателя второй изучаемой группы; 81 - среднеквадратическое отклонение по совокупности ьых показателей в первой и
второй группах;
I
Х к - абсолютное выражение каждого испытуемого по каждому показателю;
1 - 1, 2, 3 и т. д. - количество показателей в выборке;
к - порядковый номер испытуемого;
Е - сумма всех показателей.
Изучая результаты корреляционного анализа свойств внутри каждого изучаемого уровня структур индивидуальности разнополых студентов, обучающихся на первом курсе в вузах естественнонаучной и гуманитарной направленности, мы рассмотрели попарные взаимозависимости свойств каждого из изучаемых уровней и графически представили это на рис. 3, 4.
120 100 80 60 40 20 0
к
1
онду
□пду
олу □спу
120 100 80 60 40 20 0
ИНДУ
□ ПДУ ВВСИ
□ ЛУ
□ СПУ
Юноши
Девуш ки
Юноши
Девушки
Рисунок 4. Внутриуровневая плотность корреляций между свойствами индивидуальности девушек и юношей обучающихся на первом курсе естественнонаучного вуза,
Рисунок 3. Внутриуровневая плотность корреляций между свойствами индивидуальности девушек и юношей, обучающихся на первом курсе гуманитарного вуза, (%)
Внутриуровневые корреляционные зависимости показателей свойств разных уровней индивидуальности у девушек гуманитариев более четко распределены и упорядочены по сравнению с юношами (54,9 % и 59,3 %). Юноши и девушки первокурсники естественнонаучного профиля имеют несущественные различия во внутриуровневых связях (52,9 % и 53,3 %).
Если сравнивать внутриуровневые корреляции у юношей и девушек в целом на низших и высших уровней, то здесь открывается следующая картина: и в том и другом вузе мы обнаруживаем, что и у девушек и у юношей на низших уровнях их интегральной индивидуальности корреляции более уплотнены, чем на высших. У девушек мы видим это различие в большей степени.
Следовательно, результаты внутриуровневого корреляционного анализа показали, что внутриуровневые структуры ндивидуальности юношей и девушек, обучающихся на первом курсе в вузе гуманитарного профиля различаются на более существенном уровне, чем юношей и девушек, обучающихся на первом курсе в вузе естественнонаучного профиля.
Мы определяли внутриуровневую и межуровневую плотность по следующей формуле:
т -100%
X = ■
к
где: т - значимые связи (количество); к - количество связей, которые максимально возможны.
Структуры интегральной индивидуальности с позиций межуровневого корреляционного анализа, у девушек, обучающихся на первом курсе в гуманитарном вузе более уплотнены и более организованы (12,6 %), чем у юношей (11,53 %) и имеют больше многозначных зависимостей (48) чем юноши (43) (табл. 1, 2).
Таблица 1
Сравнение плотности корреляционных связей между разными уровнями пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей, обучающихся на первом курсе в гуманитарном вузе (%)
Уровни ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общая
НДУ 12,5 16,6 11,9 10,42
ПДУ 10,8 13,1 15,13 11,53
ВСИ 9,3 10,34
ЛУ 14,41
Таблица 2
Сравнение плотности корреляционных связей между разными уровнями пологендерных структур интегральной индивидуальности девушек, обучающихся на первом курсе в гуманитарном вузе (%)
Уровни ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общая
НДУ 13,7 33,3 12,8 9,33
ПДУ 8,9 15,45 17,56
ВСИ 11,84 9,97
ЛУ 17,24
Примечание: НДУ - свойства нейродинамического уровня; ПДУ - свойства психодинамического уровня; ВСИ- вторичные свойства индивида; ЛУ- свойства личностного уровня; СПУ - свойства социально-психологического уровня
Если изучать пологендерные структуры интегральной индивидуальности разнополых студентов, обучающихся на первом курсе в естественнонаучном вузе, то мы не обнаруживаем существенной разницы с позиций упорядоченности и уплотненности (12,3 % и 12,5 %). Кроме того, они имеют практически равное количество гибких много-многозначных зависимостей (45 и 46) и жестких одно-многозначных связей (18 и 19) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Сравнение плотности корреляционных связей между разными уровнями пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей, обучающихся на первом курсе в естественно-научном вузе (%)
Уровни ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общая
НДУ НДУ 14,15 16,6 13,12 12,3
ПДУ ПДУ 11,7 13,29
Уровни ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общая
ВСИ ВСИ 10,8
ЛУ ЛУ
Таблица 4
Сравнение плотности корреляционных связей между разными уровнями пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей, обучающихся на первом курсе в естественно-научном вузе (%)
Уровни ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общая
НДУ 8,8 16,6 14,8 13,33
ПДУ 10,2 16,13 16,97 12,5
ВСИ 10,34 10,11
ЛУ 16,11
Примечание: НДУ - свойства нейродинамического уровня; ПДУ - свойства психодинамического уровня; ВСИ- вторичные свойства индивида; ЛУ- свойства личностного уровня; СПУ - свойства социально-психологического уровня
Итоги исследования на основе межуровневого корреляционного анализа наглядно продемонстрировали различия интегративных портретов юношей и девушек студентов первокурсников вузов разных профилей. Юноши и девушки, обучающиеся в гуманитарном вузе обнаруживают в структурах индивидуальности определенные различия, а интегральные характеристики юношей и девушек, обучающихся в естественнонаучном вузе более сходны.
Факторный анализ позволил нам увидеть различия и сходство обобщенных многомерных характеристик в интегральных портретах юношей и девушек, обучающихся на первом курсе институтов различных профилей. Сходным является то, что организующую роль в структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов гуманитарного и естественнонаучного профиля играют природные уровни. Различия можно обнаружить лишь в уровне приспособительной значимости природных уровней (табл. 5). Кроме того, немаловажную роль в организации структуры интегральной индивидуальности девушек первокурсниц гуманитарного вуза, играет личностный уровень. Эти выводы сделаны исходя из среднего значения насыщенности каждого уровня (приспособительная значимость).
Изучение среднего значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности обучаемых в разных вузах студентов значимыми факторными весами мы проводили с помощью формулы:
х _ (100%)к (п)т
где п - общее количество показателей изучаемых свойств;
к - значимые факторные веса в изучаемом уровне индивидуальности;
т -показатели в изучаемом уровне (количество).
Исходя из наполняемости выделенных факторов, гармоничность интегральных структур индивидуальности студентов, обучающихся на первом курсе в вузах разного профильного направления невысока, - во всех структурах выделено по 2 полных и 1 частичному фактору, кроме интегральной структуры индивидуальности юношей, обучающихся на первом курсе в гуманитарном вузе. Их структура еще менее гармонична, у них выделен только 1 полный фактор. Исходя из характера межфакторных отношений интегральные структуры индивидуальности студентов независимо от профиля вуза - ортогональны, то есть недостаточно гибкие и пластичные, так как во всех случаях доминируют жесткие ортогональные связи (табл. 5).
Делая вывод из результатов факторного анализа, мы можем констатировать, что структуры интегральной индивидуальности юношей и девушек гуманитариев начального этапа обучения различаются по большинству критериев. Интегральные портреты юношей и девушек естественнонаучного профиля обучения в большей степени сходны, что можно наглядно увидеть из аналитической таблицы 5.
Таблица 5
Сравнительный факторный анализ интегральных структур индивидуальности юношей и девушек, обучающихся на первом курсе в гуманитарном и естественнонаучном вузах
Критерии развития Группы Приспособительная значимость уровней ИИ Наполняемость факторов Характер межфакторных отношений
НДУ ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Полная Частичн. Облический Ортогонал.
Юноши гуманитарного вуза 1,23 1,6 1,64 1,02 1,64 1 2 6 19
Девушки гуманитарного вуза 2,47 1,6 2,05 1,65 1,47 2 1 9 17
Юноши естественнонаучного вуза 1,85 1,48 1,64 1,23 1,44 2 1 7 18
Девушки естественнонаучного 1,85 1,73 1,64 1,23 1,24 2 1 7 19
Примечание: НДУ - свойства нейродинамического уровня; ПДУ - свойства психодинамического уровня; ВСИ- вторичные свойства индивида; ЛУ- свойства личностного уровня; СПУ - свойства социально-психологического уровня
Рассмотрим особенности интегральных пологендерных структур индивидуальности разнополых студентов, обучающихся на завершающей ступени в гуманитарном и естественнонаучном вузах.
Поэлементный анализ продемонстрировал 44,4 % достоверных различий в интегральных структурах индивидуальности юношей и девушек 5-го курса гуманитарного вуза. Интегральные портреты девушек и юношей, обучающихся в естественнонаучном вузе на завершающей этапе имеют 40,7 % значимых различий в степени выраженности каждого из изучаемых показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
На основе комплексного сравнения с помощью дискриминантного анализа мы выяснили, что интегральные портреты юношей и девушек завершающей ступени обучения вуза гуманитарного профиля статистически значимо различаются по всем уровням, кроме нейродинамического. Интегральные структуры индивидуальности юношей и девушек выпускников естественнонаучного вуза статистически значимо различаются по комплексным показателям дискриминаторам всех уровней кроме вторичных свойств индивида
На основе изучения внутриуровневых корреляционных зависимостей в структурах индивидуальности девушек и юношей, обучающихся в гуманитарном вузе показал различия в плотности взаимосвязей свойств каждого из изучаемых уровней интегральной индивидуальности. У девушек внутриуровневые связи свойств более упорядочены и организованы по сравнению с юношами (45,7 % и 36,9%).
Внутриуровневые связи свойств структур индивидуальности юношей, обучающихся в естественнонаучном вузе практически на всех уровнях, за исключением психодинамического, являются более уплотненными, чем девушек, а также корреляционные связи низших и высших уровней интегральной индивидуальности имею более организованный и упорядоченный характер у юношей в сравнении с девушками. Внутриуровневая плотность в целом структур
индивидуальности у юношей также выше, чем у девушек (63,3 % и 54,2 %). Следовательно, внутриуровневые корреляции интегральных пологендерных индивидуальностей разнополых студентов пятикурсников в гуманитарном и в есетественнонаучном вузах имеют существенные различия.
На основе результатов изучения корреляционных связей между свойствами разных уровней интегральных структур индивидуальности юношей и девушек вузов разного профиля, обучающих на завершающей ступени, можно заключить, что межуровневые структуры имеют существенные различия. Межуровневые корреляционные зависимости в структурах индивидуальности девушек пятикурсниц гуманитарного вуза более уплотнены и упорядочены (22,7 %), чем у юношей (14,93 %) и характеризуются в большей степени гибкими многомногозначными зависимостями (82) по сравнению с юношами (47).
Межуровневые связи свойств в структурах индивидуальности юношей пятикурсников естественнонаучного вуза более уплотнены и упорядочены чем у девушек (28,3 % и 18,3 %), и характеризуются в большей степени гибкими много-многозначными зависимостями (98) по сравнению с девушками (51).
Сравнительный факторный анализ интегративных пологендерных портретов студентов пятикурсников высших школ гуманитарного и естественнонаучного профилей показал, что структуры индивидуальности юношей и девушек естественнонаучного вуза и девушек гуманитариев гармоничны (выделено по 3 полных фактора). У юношей, обучающихся в гуманитарном вузе факторная структура менее гармонична (выделено 2 полных и 1 частичный фактор).
Исходя из количества выявленных гибких и жестких связей в структурах индивидуальностей студентов обоих вузов, мы можем сделать вывод, что пологендерные интегральные портреты юношей и девушек являются облическими, так как во всех случаях количество гибких облических зависимостей превышает количество выделенных жестких ортогональных зависимостей.
—♦—Юноши — —Девушки
- Юноши
Девушки
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
НДУ ПДУ ВСИ ЛУ СПУ
НДУ
ПДУ
ВСИ
ЛУ
СПУ
Рисунок 5. Характеристика средней величины насыщенности значимыми факторными весами индивидуальности юношей и девушек, обучающихся на пятом курсе гуманитарного вуза
Рисунок 6. Характеристика средней величины насыщенности значимыми факторными весами каждого из 5 изучаемых уровней индивидуальности юношей и девушек обучающихся на пятом курсе естественнонаучного вуза Примечание: НДУ - свойства нейродинамического уровня; ПДУ - свойства психодинамического уровня; ВСИ - вторичные свойства индивида; ЛУ - свойства личностного уровня; СПУ - свойства социально-психологического уровня
Интегральные структуры индивидуальности юношей пятикурсников, обучающихся в вузе гуманитарного профиля, характеризуются наибольшей приспособительной значимостью
10PSMN519
https:// mir-nauki. com
вторичных свойств индивида и свойств социально-психологического уровня. Индивидуальность юношей, обучающихся в естественнонаучном вузе характеризуется наибольшей приспособительной значимостью вторичных свойств индивида, свойства нейродинамического и личностного уровней (рис. 5, 6).
Девушек пятикурсниц гуманитарного вуза отличает организующая роль вторичных свойств индивида, свойств личностного и социально-психологического уровней в структурах интегральной индивидуальности, у девушек естественнонаучного вуза организующую функцию выполняют вторичные свойства индивида.
Исходя из результатов исследования, становится очевидным, что при подготовке программ психологического сопровождения студентов, необходимо учитывать специфику структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от профильной направленности вуза, в котором мы реализуем программы сопровождения. Кроме того, необходимо учитывать особенности этапа обучения и пологендерную специфику, которые маркируют индивидуальность студентов. Поэтому в следующем исследовании индивидуальности студентов, мы принимали во внимание результаты полученных нами выводов.
Учитывая характерные особенности структур интегральной индивидуальности юношей и девушек разных ступеней обучения, а также специфики их индивидуальности в зависимости от профиля вуза, мы разработали программы и организовали психологическое сопровождение студентов на протяжении всего периода обучения, начиная с первого по пятый курсы в Пятигорском государственном лингвистическом университете.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, мы установили, что одним из важных условий успешности студентов в процессе вузовского обучения является степень их удовлетворенной разными аспектами учебной деятельности.
В рамках лонгитюдного исследования мы проанализировали специфику развития пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от удовлетворенности учебной деятельностью в условиях психологического сопровождения на разных этапах обучения.
Обобщенной методики для диагностики удовлетворенности учебной деятельностью мы, к сожалению, не нашли в научной психологической литературе, поэтому в течение нескольких лет мы изучали эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мотивационный компоненты отношения студентов к учебной деятельности. Результатом этого исследования стало заключение, что удовлетворенность учебной деятельностью - это интегративное понятие, которое включает в себя различные компоненты удовлетворенности учебной деятельностью.
Мы выделили ряд составляющих данного понятия: удовлетворенность избранной профессией; удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворенность учебным процессом; удовлетворенность воспитательным процессом; удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; удовлетворенность досугом, бюджетом, бытом, здоровьем. Чтобы диагностировать все аспекты отношения к учебной деятельности, мы разработали, валидизировали методику и опубликовали с целью обсуждения в центральных журналах [10]. Мы предположили, что качественные и количественные характеристики удовлетворенности учебной деятельностью будут меняться по мере перехода с одного курса на другой, причем у юношей и девушек будет своя специфика. Поэтому мы разработали программы психологического сопровождения с учетом пологендерной специфики, исходя из особенностей удовлетворенности учебной деятельностью на первом, втором, третьем, четвертом и пятом курсах.
https:// mir-nauki. com
С помощью этой методики удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) Л.В. Мищенко мы на первом курсе выделили две группы студентов: удовлетворенных и неудовлетворенных учебной деятельностью.
С целью исследования интегральной структуры индивидуальности студентов первого курса с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельностью, мы диагностировали свойства нервной системы (нейродинамический уровень), свойства темперамента (психодинамический уровень), личностные и социально-психологические свойства. Свойства нейродинамического уровня мы исследовали, применяя методику Я. Стреляу. Свойства психодинамического уровня были с помощью методики В.М. Русалова. Личностные свойства мы исследовали, применяя методику УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда и методику диагностики мотивации учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина. Социально-психологические свойства мы диагностировали при помощи методики Т. Лири.
Мы определяли различия на статистически значимом уровне в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов удовлетворенных и неудовлетворенных учебной деятельностью, применяя t-критерий Стьюдента. Поэлементный анализ обычно представляет небольшой информативный интерес, поскольку сравнивая попарно степень выраженности свойств пологендерной индивидуальности студентов разных групп, мы не получаем целостного образа индивидуальности девушек, в зависимости от удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) и юношей с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (УУД). Но мы провели данный сравнительный анализ, чтобы выделить характерные черты, присущие студентам первокурсникам каждой из изучаемых групп.
Мы сравнили степень выраженности свойств индивидуальности в структурах индивидуальности девушек с разным уровнем УУД, юношей с высоким и низким уровнем УУД, девушек и юношей с высоким уровнем УУД, а также юношей и девушек с низким уровнем УУД. Следует отметить, что у девушек с высоким уровнем УУД выше подвижность нервных процессов, чем у девушек с низким уровнем УУД, а также выше, чем у юношей с высоким уровнем УУД. В свою очередь у юношей с низким УУД сила процессов возбуждения выше, чем у юношей с высоким УУД и ниже, чем у девушек с низким УУД. Так подробно мы не будем описывать все статистически значимые различия, но укажем некоторые особенности. Например, у юношей с высоким уровнем УУД статистически значимо доминируют по сравнению со студентами других изучаемых групп следующие свойства: социальная эргичность, пластичность, общая интернальность, интернальность в области неудач и в области достижений, мотивация к учебной деятельности, дружелюбие. В структуре индивидуальности девушек с высоким уровнем УУД статистически значимо доминируют следующие свойства: социальная эргичность, социальный темп, интернальность в области производственных отношений, общая интернальность, авторитарность. Структура индивидуальности юношей с низким уровнем УУД, по сравнению со студентами других групп, характеризуется высокими показателями следующих свойств: эргичность, темп, интернальность в области достижений, интернальность в области здоровья и болезни, эгоистичность, подозрительность. Характерные особенности структуры индивидуальности девушек с низким уровнем УУД заключаются в статистически значимо высоком уровне следующих свойств, при сравнении со свойствами индивидуальности юношей и девушек других групп: социальная эмоциональность, темп, интернальность в области семейных отношений, интернальность в области достижений, зависимость.
Комплексный анализ по Калинину мы проводили тоже по четырем линиям, сравнивая структуры интегральной индивидуальности юношей и девушек с высоким уровнем УУД, юношей и девушек с низким уровнем УУД, юношей с высоким и низким уровнем УУД, девушек с высоким и низким уровнем УУД. Следует отметить, что статистически значимые
различия в большей или меньшей степени мы обнаружили во всех случаях. Структуры интегральной индивидуальности различаются и в зависимости от половой принадлежности и от уровня развития УУД. Наиболее наглядно это представлено в табл. 6.
В структурах индивидуальности юношей и девушек с высоким УУД статистически значимые различия обнаружены по комплексным показателям дискриминаторам психодинамического, социально-психологического уровней, по показателю высших уровней и по общему комплексному показателю целостной индивидуальности.
В структурах индивидуальности юношей и девушек с низким УУД статистически значимые различия обнаружены по комплексным показателям дискриминаторам нейродинамического, социально-психологического уровней по показателям высших и низших уровней и по общему комплексному показателю.
В структурах индивидуальности юношей с высоким и низким УУД статистически значимые различия обнаружены по комплексным показателям дискриминаторам личностного и социально-психологического уровней, по показателю высших уровней и по общему комплексному показателю.
В структурах индивидуальности девушек с высоким и низким УУД статистически значимые различия обнаружены практически по всем комплексным показателям дискриминаторам за исключением показателя нейродинамического уровня (табл. 6).
Таблица 6
Результаты сравнительного комплексного анализа показателей нейродинамического, психодинамического, личностного, социально-психологического уровней, показателей высших и низших уровней и общего показателя интегральной индивидуальности студентов
Группы Комплексные показатели дискриминаторы
НДУ ПДУ ЛУ СПУ Низш. Высш. Общ.
Юноши с высоким УУД 25,22 19,31 27,65 25,37 38,08 45,25 59,71
Девушки с высоким УУД 23,51 15,34 26,31 31,52 37,43 39,47 51,77
^критерий 1,25 2,59 1,79 2,97 1,65 3,91 2,61
Р < Незн. 0,05 Незн. 0,01 Незн. 0,001 0,05
Юноши с низким УУД 26,71 21,34 28,78 20,15 39,16 48,44 47,16
Девушки с низким УУД 21,45 20,79 27,45 17,26 32,03 45,56 52,25
Ькр-ий 2,75 1,58 0,79 2,71 2,68 2,99 2,53
Р < 0,05 Незн. Незн. 0,05 0,05 0,01 0,05
Юноши с высоким УУД 28,22 18,51 21,56 21,15 39,32 40,16 56,12
Юноши с низким УУД 27,59 17,96 29,45 28,14 38,99 49,56 51,48
Ькр-ий 0,59 1,62 3,49 3,01 0,81 3,43 2,71
Р < Незн. Незн. 0,001 0,01 Незн. 0,001 0,05
Девушки с высоким УУД 20,16 17,35 28,62 23,45 37,49 45,24 57,13
Девушки с низким УУД 21,05 13,64 20,48 29,61 35,18 39,58 53,98
Ькр-ий 1,13 2,79 3,75 2,88 2,67 3,03 2,85
Р < Незн. 0,05. 0,001 0,05 0,05 0,01 0,05
Факторный анализ по Терстоуну показал нам характерные обобщенные особенности каждой из изучаемых структур пологендерной индивидуальности у студентов первого курса в зависимости от пола и удовлетворенности учебной деятельностью. Наиболее наглядно это представлено в аналитической таблице 7.
Таблица 7
Результаты сравнительного факторного анализа интегральных структур индивидуальности девушек и юношей студентов первого курса с высоким и низким уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (УУД)
^^^^^^^^Критерии развития ИИ Группы Приспособительная значимость уровней ИИ Наполнямость факторов Характер межфактотношений
НДУ ПДУ ЛУ СПУ Полн. Частичн. Облич. Ортогон
Юноши с высоким уровнем УУД 1,86 2,04 2,68 2,37 3 0 10 9
Девушки с высоким уровнем УУД 1,45 2,19 2,95 2,74 3 0 11 8
Юноши с низким уровнем УУД 2,68 2,53 2,19 1,96 2 1 8 10
Девушки с низким уровнем УУД 2,57 2,49 2,07 1,81 2 1 9 12
Примечание: НДУ - свойства нейродинамического уровня; ПДУ - свойства психодинамического уровня; ЛУ - свойства личностного уровня; СПУ - свойства социально-психологического уровня
В пологендерной структуре индивидуальности студентов с высоким уровнем УУД, высокая приспособительная значимость приходится на высшие уровни, у студентов с низким уровнем УУД - на низшие уровни их интегральной индивидуальности. Следовательно, в первом случае организующую роль в структурах выполняют личностный и социально-психологический уровни, во втором случае - нейродинамический и психодинамический уровни (табл. 7).
Пологендерные структуры индивидуальности студентов с высоким уровнем УУД -гармоничны, так как и у девушек и у юношей были выделены по три полных фактора. Пологендерные структуры индивидуальности студентов с низким уровнем УУД - менее гармоничны, так как и у девушек и у юношей были выделены по два полных фактора и по одному частичному. Пологендерные структуры индивидуальности студентов с высоким уровнем УУД более гибкие и пластичные, так как было выделено большее количество гибких облических связей, а пологендерные структуры индивидуальности студентов с высоким уровнем УУД менее гибкие и пластичные, так как было выделено большее количество жестких ортогональных связей.
Симптомокомплекс свойств пологендерных структур индивидуальности юношей студентов с высоким уровнем УУД включает в себя: силу процессов торможения, подвижность нервных процессов. социальную эргичность, пластичность, общую интернальность, интернальность в области неудач и в области достижений, мотивацию к учебной деятельности, дружелюбие, альтруистичность.
Симптомокомплекс свойств пологендерных структур индивидуальности девушек студентов с высоким уровнем УУД включает в себя: подвижность нервных процессов, социальную эргичность, социальный темп, интернальность в области производственных отношений, общую интернальность, авторитарность, дружелюбие.
Симптомокомплекс свойств пологендерных структур индивидуальности юношей студентов с низким уровнем УУД включает в себя: силу процессов торможения, эргичность, темп, эмоциональность, интернальность в области достижений, интернальность в области здоровья и болезни, эгоистичность, подозрительность.
Симптомокомплекс свойств пологендерных структур индивидуальности девушек студентов с низким уровнем УУД включает в себя: подвижность нервных процессов, социальная эмоциональность, темп, интернальность в области семейных отношений, интернальность в области достижений, зависимость, подчиняемость.
https:// mir-nauki. com
Изучив специфику пологендерных структур индивидуальности студентов, мы выделили критерии и психологические условия эффективности психологического сопровождения развития индивидуальности студентов первого курса с низким уровнем УУД.
Мы считаем, что следует развивать не только удовлетворенность учебной деятельностью, а индивидуальность студентов, у которых УУД низкая, так как, изменяя один компонент системы, мы влияем на другие компоненты и характер взаимосвязей между ними, а значит, меняется вся интегральная индивидуальность студентов. Поэтому, мы сначала изучили специфику индивидуальности удовлетворенных и неудовлетворенных учебной деятельностью студентов, а затем, исходя из сравнительного анализа их психологических портретов, мы выделили характерные особенности структуры интегральной индивидуальности студентов с высоким УУД, к которым в результате психологического сопровождения будут стремиться в своем развитии студенты с низким уровнем УУД. Критерий эффективности сопровождения -образование качественно новых структур пологендерной индивидуальности студентов юношей и девушек, расширяющих возможности студентов получать удовлетворение процессом и результатом учебной деятельности.
Мы определили экспериментальную и контрольную группы студентов с низким УУД и, реализовав программу сопровождения, мы провели повторную диагностику структур интегральной индивидуальности студентов выделенных групп, что позволило нам проверить эффективность предложенной нами программы.
В начале каждого последующего курса, мы по алгоритму, описанному ранее, проводили первичную и контрольную диагностику всех студентов данного курса. Поскольку менялись задачи обучения по мере перехода на следующий курс и условия жизнедеятельности студентов, в группу с низким уровнем УУД выделялись студенты из группы ранее удовлетворенных учебной деятельностью или студенты из экспериментальной группы, у которых качественно изменились причины неудовлетворенности. На основе проведенной диагностики, мы разрабатывали новую программу психологического сопровождения с учетом характера неудовлетворенности учебной деятельностью, пологендерных особенностей, специфики психологических условий и задач учебной деятельности на каждом изучаемом курсе.
Для программы психологического сопровождения мы создали теоретическую модель сопровождения неудовлетворенных учебной деятельностью студентов, на основе которой мы разрабатывали для каждого курса уникальную программу психологического сопровождения студентов.
Модель психологического сопровождения содержала когнитивный, эмоциональный, личностный, поведенческий и коммуникативный модули, взаимосвязанные между собой.
Когнитивный модуль, выполняющий информационную функцию, направлен на разработку новых знаний о себе; на самопознание, на переосмысление своих способностей в каждом из аспектов учебно-познавательной деятельности, создание системы знаний о путях и методах достижения успеха, на поиск возможностей своей самоактуализации в процессе учебной деятельности.
Эмоциональный модуль, выполняющий поддерживающе-замещающую функцию, направлен на безоценочное принятие себя, на формирование побудительных мотив изменения социально неодобряемых форм выражения своих эмоций, коррекцию негативных эмоциональных переживаний из-за неудач в учебной деятельности.
Личностный модуль, выполняющий функцию целеобразования личностных смыслов успешной учебно-профессиональной деятельности, направлен на формирование навыков саморазвития, формирование продуктивной направленности личности, повышение уровня положительного самоотношения, формирование эффективных смысложизненных ориентаций,
https:// mir-nauki. com
развитие адекватной самооценки, самоконтроля, саморегуляции, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Поведенческий модуль, выполняющий деятельностно-регулирующую функцию, направлен на овладение продуктивными методами, приемами, способами, позволяющими добиваться успехов в учебно-профессиональной деятельности, на изменение неконструктивных способов поведения и действий, ориентирован на развитие умений эффективно планировать выполнение разных аспектов учебной деятельности.
Коммуникативный модуль, выполняющий функцию конструктивизации общения, направлен на развитие эффективного стиля межличностного взаимодействия с однокурсниками, преподавателями и с другими людьми в социуме, развитие конструктивных навыков общения, умений с минимальных потерями разрешать конфликты; активизацию механизмов эффективного коммуникативного взаимодействия.
На основе теоретической модели для каждого курса была разработана программа психологического сопровождения, позволяющая студентам успешно реализовывать цели обучения эффективно взаимодействуя с преподавателями и руководителями вуза в процессе учебной и воспитательной деятельности, выстраивая дружеские взаимоотношения с однокурсниками, успешно преодолевая проблемы досуга, бюджета, быта, здоровья.
Анализируя интегральные пологендерные портреты студентов в начале и в конце каждого курса и сравнивая динамику их структуры интегральной индивидуальности в условиях психологического сопровождения мы сделали определенные выводы. Но для более масштабного сравнения мы включили результаты описанного выше исследования пологендерной индивидуальности в вузах разных профилей и провели еще два исследования развития пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от уровня конкурентоспособности и уровня креативности в условиях психологического сопровождения.
Обсуждение. Структура интегральной индивидуальности студентов детерминирована объективными внешними условиями деятельности и субъективными свойствами их индивидуальности. Структура интегральной индивидуальности студентов зависит от диалектического единства объективного и субъективного.
Профиль вуза, этап обучения, специфика психологического сопровождения создают обобщенную характеристику структур индивидуальности студентов в зависимости от каждого из перечисленных объективных условий. Субъективные условия, в нашем случае это высокий и низкий уровень удовлетворенности учебной деятельностью, креативности, конкурентоспособности, детерминируют пологендерные различия структур индивидуальности.
Индивидуальность студентов в процессе обучения адаптируется к внешним объективным условиям деятельности. Структура интегральной индивидуальности, являясь системным образованием, стремится к сохранению системы при изменении внешних условий (на основе закона самосохранения). Индивидуальность является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Компенсаторные механизмы регулируют изменения качественных и количественных характеристик свойств, взаимосвязей свойств внутри уровней и взаимодействие свойств между уровнями в структуре индивидуальности. Причем все происходящие изменения имеют однонаправленный вектор в системе, ведущий к усилению необходимого переструктурирования индивидуальности (свойства синергичности).
Это позволило нам обнаружить, что развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов характеризуется адаптивно-компенсаторно-синергической тенденцией.
https:// mir-nauki. com
Анализ субъективных условий развития индивидуальности студентов дал нам возможность в рамках адаптивно-компенсаторно-синергической направленности выделить активно-результативный и реактивно-результативный пути развития.
В условиях успешной адаптации студентов к вузовским требованиям, когда полезный результат системы является системообразующим фактором, формируется активно-результативный путь. Принцип активности в этом случае не только активирует механизмы приспособления к условиям образовательной среды, но и стимулирует самореализацию, самоактуализацию студентов даже при наличии неблагоприятных внешних факторов.
Когда полезный результат системы стимулирует механизмы приспособления к среде, но внешние стимулы и условия среды являются определяющими в развитии индивидуальности и студенты не являются активными творцами своей жизни формируется реактивно-результативный путь.
Исходя из подобного понимания проблемы, нами было выдвинуто предположение о том, что в роли системообразующих факторов пологендерных структур интегральной индивидуальности подростков и старшеклассников, направляющих, интегрирующих и упорядочивающих взаимодействие компонентов в системе, и приводящих к полезному результату системы, выступают адекватность развития психологических новообразований, социальной ситуации, ведущего вида деятельности данного возрастного периода. Соответствие этим условиям стимулирует развитие индивидуальности по активно-результативному пути. Нарушение адекватности развития ведущих характеристик возраста приводит к пассивно-результативному пути развития индивидуальности.
Дальнейший анализ проведенных исследований привел нас к еще одному интересному выводу. Мы обратили внимание, что в пологендерных структурах интегральной индивидуальности с высоким уровнем развития конкурентоспособности, креативности, удовлетворенности учебной деятельностью, создается большое количество многомногозначных зависимостей между свойствами природных и социальных уровней и возникает конвергенция социального и природного в структурах индивидуальности с доминирующей ролью социального.
В пологендерных структурах индивидуальности с низким уровнем развития конкурентоспособности, креативности, удовлетворенности учебной деятельностью, снижается количество много-многозначных связей между свойствами социальных и природных уровней и происходит конвергенция социального и природного в структурах индивидуальности с доминирующей ролью природного. Следовательно, мы обнаружили действие закона конвергенции-дивергенции в развитии структур интегральной индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асадуллина Ф.Г. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора / Ф.Г. Асадуллина, Д.В. Малюгин // Психол. журнал. - 2008.
- Т.29, N 6. - С. 48-55.
2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Монография / Белоус В.В. - Москва: КноРус, 2016. - 272 с. - ISBN 978-5-40605485-7.
3. Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития / И.В. Боязитова.
- М. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - 357 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с. - ISBN 5-318-00459-8.
5. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК». - 2005. - 544 с. - ISBN 5-89502-403-3 (МПСИ); ISBN 5-89395-457-2 (НПО «МОДЕК).
6. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития человека (Том I. Период поздней юности). Монография. - М.: СГУ, 2010. - 288 с. - ISBN 978-5-8323-0747-3.
7. Мищенко Л.В. Системные исследования развития индивидуальности человека в поздней юности с позиций пола и гендера: монография / Л.В. Мищенко. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 293 с. - ISBN 978-5-4475-3740-1.
8. Мищенко Л.В. Формирование пологендерной индивидуальности субъектов образования: Монография / Л.В. Мищенко Saint. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House. 2016. - 486 с. ISBN 978-0-615-67167-3.
9. Louise M. Antony. Fantasies for Empowerment and Entitlement: Analytic Philosophy and Feminism // APA Newsletters. Volume 02, Number 2. Spring 2003. P. 126-129.
10. Mishchenko L.V. Capacity development of human Individuality in the Ontogenesis Depending on Gender. Raleigh, North Carolina, USA: Open Science Publishing, 2017. 211 р. - ISBN 978-0-244-63066-7.
https:// mir-nauki. com
Mischenko Lubov Vladimirovna
Pyatigorsk state university, Piatigorsk, Russia E-mail: [email protected]
Sex and gender in systematic study of personality of students in the educational space of higher education
Abstract. The article offers empirical research of individuality of students, based on a study of the algorithm of integral human individuality offered by V.S. Merlin. This variant of the system approach enables you to explore not only the particular personality of students by sex or gender, but gives you the ability to research a coherent identity, when the floor or gender does not are defining their development. We call this integrative pologendernoje study. In the first study, we examined the specificity of gender structures of integral personality of University students of humanitarian and natural science profile at the beginning and at the end of training. In the second study, we examined the specificity of gender structures of integral personality depending on the students' attitude to training activities in the context of psychological support on different stages of education at the University. The results of the study showed that pologendernoje development of boys and girls students obeys the Adaptive-compensatory-synergistic trend. Conducted empirical studies have concluded that the development of gender structures of integral personality boys and girls obeys the law of convergence-divergence. Convergence is evident in cases where psychological neoplasms, corresponding to the late adolescence, adequate social situations leading activity as systemically important factors gender structures integral personality of students, encourage the formation of a large number of much-multivalued linkages between characteristics of natural and social levels, at the expense of what comes natural and social convergence in gender structures integral personality of boys and girls with a dominant social role. If there is a violation of the adequacy of the leading development characteristics of college-age divergence occurs in the natural and social gender structures in their integral personality; gender peculiarities of such structures are characterized by a sufficiently close relationship to the natural settings of the subsystem of the integrated personality.
Keywords: individuality; study pologendernoe students; adaptive-compensatory-synergistic trend; convergence; divergence; natural and social factors of development; educational activities
10PSMN519