DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-30 УДК 159.9.072
СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ ПОЛА И ГЕНДЕРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АГРЕССИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Мищенко Л.В., Сивкова Е.С.
Цель: научно обосновать агрессивность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности младших подростков и определить специфику структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек младших подростков с высоким и низким уровнем агрессивности.
Метод проведения работы: теоретический анализ проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе; констатирующий эксперимент; методы математической и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализы).
Результаты: на основе теоретико-эмпирического анализа мы пришли к следующему - структуры интегральной индивидуальности мальчиков с агрессивным поведением более гармоничны, у них выявлены два полных фактора, в то время как у девочек выявлен - один полный фактор; однако девочки более гибки - у них больше облических связей; у мальчиков ведущими являются социально- психологические свойства, а у девочек -темперамент, выполняет организующую роль. Исходя из результатов исследования мы выработали практические психолого- педагогические рекомендации - игнорирование речевой агрессии; переключение внимания;
метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций; открытое словесное порицание; убеждение; и конечно, юмор и шутка.
Область применения результатов: диагностика и профилактика профилактики агрессивного поведения у мальчиков и у девочек младших подростков
Ключевые слова: структуры интегральной индивидуальности младших подростков; агрессивное поведения мальчиков и девочек; агрессивное поведение.
SYSTEM RESEARCH OF YOUNGER TEENAGERS FROM POSITIONS OF A FLOOR AND A GENDER DEPENDING ON AGGRESSION
OF BEHAVIOUR
Mischenko L.V., Sivkova Ye.S.
Purpose: scientifically to prove aggression as the backbone factor of development of integrated individuality of younger teenagers and to define specificity of structures of integrated individuality of boys and girls of younger teenagers with high and low level of aggression.
Methodology: the theoretical analysis of a problem of research in the psychological, pedagogical and methodical literature; ascertaining experiment; methods of mathematical and statistical data processing (t-criterion of Stjudenta, correlation and factorial analyses).
Results: on the basis of the teoretiko-empirical analysis we have come to the following - structures of integrated individuality of boys with aggressive behaviour are more harmonious, at them two full factors while at girls it is revealed - one full factor are revealed; however girls are more flexible - at them more облических communications; at boys leaders are socially - psychological properties, and at girls -temperament, carries out an organising role. Proceeding from results of research we
have developed practical psihologo - pedagogical recommendations - ignoring of speech aggression; attention switching; a method of displaying of positive personal qualities and behavioural reactions; open verbal censure; belief; and certainly, humour and a joke.
Practical implications: diagnostics and preventive maintenance of preventive maintenance of aggressive behaviour at boys and at girls of younger teenagers.
Keywords: structures of integrated individuality of younger teenagers; aggressive behaviour of boys and girls; aggressive behaviour.
В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентаций, не дать охватить негативным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. Современная жизнь наполнена трудными и критическими ситуациями, с которыми подрастающее поколение не всегда может справиться. Поэтому с особой остротой встает проблема агрессивного поведения в подростковой среде.
При изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Значений агрессии много. Одно из них предложено Бассом [1]: «Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями [3], содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Изучение работ ведущих специалистов, исследующих проблему агрессии, позволяет выделить две полярные точки зрения на эту проблему. В первом, этико-гуманистическом подходе, агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло [5]. В другом, альтернативном подходе к феномену агрессии, эволюционно-генетическом, агрессия рассматривается как инстинкт, который служит сохранению жизни [4]. Анализируя множество теорий агрессии, мы не находим четкой психологической типологии криминальной агрессии. Инстинктивисткие теории агрессии [6, 4] не придавали значения ситуационным переменным. Этологические и психоаналитические теории не объяснили всех видов агрессивного поведения. Фрустрационные теории агрессии вводит ситуационный фактор (агрессия как реакция на фрустрацию). Теория социального научения [1] рассматривает агрессивное поведение как викарное наблюдение. Современные мотивационные теории агрессии, в качестве основополагающих личностных факторов, наряду с агрессивными тенденциями, рассматривают и тенденции торможения агрессивности, которые расцениваются как мотивы [2]. Но все разнообразие агрессивных криминальных действий нельзя объяснить в рамках данных теорий агрессии.
Сравнительный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек подростков с агрессивным поведением.
Мы провели сравнительный анализ интегральных портретов девочек и мальчиков с высоким уровнем агрессивности на поэлементной и системной основе.
Поэлементное сравнение пологендерных структур интегральной индивидуальности агрессивных мальчиков и девочек подростков с помощью t-критерию Стьюдента.
Поэлементный анализ показал, что психологические портреты мальчиков и девочек с агрессивным поведением имеют много общего. Поэлементный анализ показывает лишь статистически значимые различия в средних
значениях отдельных свойств мальчиков и девочек с агрессивным поведением, но не демонстрирует уникальности целостных портретов.
Следующим шагом нашего исследования стал корреляционный анализ изучаемых структур. Внутриуровневый анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением позволяет выявить особенности, сущность развития каждого уровня интегральной индивидуальности (нейродинамического,
психодинамического, личностного, социально-психологического) в отдельности.
Внутриуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем агрессивности.
Результаты внутриуровневого корреляционного анализа пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением представлены в табл. 1. В таблице видно, что в интегральных портретах мальчиков и девочек с высоким уровнем агрессивности внутриуровневые связи разных показателей свойств четырёх уровней интегральной индивидуальности по-разному сгруппированы.
Таблица 1
Внутриуровневая плотность корреляций между разными свойствами пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и
девочек с высоким уровнем агрессивности (в%)
Группы НДУ ПДУ ЛУ СПУ НУ ВУ Общий
Мальчики агрессивные 73,3 67,9 14,3 17,1 69,7 15,8 42,8
Девочки агрессивные 100 64,3 33 14,3 76,7 23 49,9
У девочек агрессивных разные показатели свойств высших и низших уровней интегральной индивидуальности более организованы и упорядочены в сравнении с мальчиками (49,9 % и 42,8 %).
Таким образом, на основе внутриуровневого корреляционного анализа, мы видим, что внутриуровневые структуры индивидуальности мальчиков и девочек различаются на высших уровнях и на низших уровнях.
Межуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением.
Межуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением позволил выявить всевозможные сочетания разноуровневых свойств и тем самым дал возможность определить содержание и характер этих взаимосвязей.
Рассмотрим результаты межуровневого корреляционного анализа пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением. Плотность межуровневых корреляций в структурах интегральной индивидуальности мальчиков и девочек представлены в таблице 2, характер межуровневых связей представлен в таблице 3.
Таблица 2
Плотность межуровневых связей пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем агрессивности
(в%)
Группы Уровни ПДУ ЛУ СПУ Общая
Агрессивные девочки НДУ 50 22,6 17,8 16,7
ПДУ 13,4 17,5
ЛУ 7,62
Агрессивные мальчики НДУ 54,2 21,4 13,3 13,7
ПДУ 5,36 13,3
ЛУ 6,19
Таблица 3
Распределение связей по типу математической зависимости в пологендерных структурах интегральной индивидуальности мальчиков и
девочек с агрессивным поведением
ПД ЛУ СПУ
мальчики с высоким уровнем агрессивности
2 одно-многознач. + 4
Уровни ИИ НД ПД ЛУ
НД ПД ЛУ
5 много-многознач. 6 моного-многознач.
2 одно-многознач. + 2 много-многознач.
девочки с высоким уровнем агрессивности
6 много-многознач.
2 одно-многознач.+ 4 много-многознач. 2 одномногознач. + 4много-многознач.
много-многознач.
1 одно-многознач.+6 много-многознач.
4 одно-многознач. + 5 много-многознач.
6 много-многознач.
10 одномногознач. +6 много-многознач.
3 одномногознач. + 5 много-многознач.
Межуровневый анализ показал, что интегративные пологендерные портреты мальчиков и девочек имеют разные индивидуальные особенности. Наибольшая уровневая плотность у мальчиков с высоким уровнем агрессивности выражена между НД и ПД (54,2), у девочек выражена между НД и ПД (50).
Наибольшее количество много-многозначных связей у мальчиков между НД и ЛУ (6), ПД и СПУ (6), у девочек это связи между НД и ПД (6), НД и СПУ (6), ПД и СПУ (6).
Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением.
Проведём сравнительный анализ извлечённых факторных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем агрессивности. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ факторных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с агрессивным поведением
Критерии развития ИИ Приспособительная уровней значимость интегральной Наполняемост ь факторов Характер межфакторных
индивидуальности отношений
Группы НДУ ПДУ ЛУ СПУ Полн ые Частич ные обличес кие ортогонал ьные
Агрессивные 0,77 1,16 0,54 2,17 2 1 9 24
мальчики
Агрессивные 1,16 4,06 2,48 1,23 1 2 15 16
девочки
Из таблицы следует, что у агрессивных мальчиков организатором структур интегральной индивидуальности мальчиков является социально-психологический уровень (2,17), у девочек - нейродинамический (4,06). Структура индивидуальности мальчиков с высоким уровнем агрессивности более гармоничные, чем у девочек (выделено два целостных и один частичный фактор), чем структура девочек с высоким уровнем агрессивности (выделено один целостный и два частичных фактора). Но у девочек интегральная индивидуальность более гибкая и пластичная (у мальчиков выделено - 9 гибких облических зависимостей и 24 жестких ортогональных, у девочек - 15 гибких облических зависимостей и 16 жестких ортогональных).
Ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегративный пологендерный портрет мальчиков с высоким уровнем агрессии, включает себя следующие свойства: темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, самоинтерес, самоуверенность, интерес к своему внутреннему миру, косвенная агрессия, негативизм. Интегральный портрет мальчиков выглядит следующим образом: они очень активны в обществе, эмоционально не сдержаны, особенно при неудачах, также проявляют интерес к себе, к своему внутреннему миру, ищут причины происхождения своих поступков, но вместе с тем проявляют не открытую агрессию, а идут «окольными» путями.
Ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегративный пологендерный портрет девочек с высоким уровнем агрессивности, включает в
себя следующие свойства: высокая сила работоспособности нервных клеток, эргичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, общее отношение к себе, оценка свих достоинств, аутосимпатия, самоуверенность, интерес к своему внутреннему миру, компромисс. Интегральный портрет девочек выглядит следующим образом: имеют сильную нервную систему, длительное время могут выдерживать нагрузку; проявляют заинтересованность в освоении предметного мира, науках, показывая при этом высокий темп в деятельности; эмоциональны и чувствительны, отношение к своей персоне положительное и внимательное; в конфликтном поведении - предпочтительнее компромисс.
Таким образом, факторные структуры интегральной индивидуальности мальчиков показывают следующую картину: приспособительная значимость выявлена на СПУ (2,17), у девочек на ПДУ (4,06).
ВЫВОД: результаты структуры интегральной индивидуальности младших подростков имеют свою специфику, где агрессивность выполняет системообразующую роль, определяющая развитие, а также пологендерно маркируют интегральную индивидуальность.
В результате мы пришли к следующим выводам: системный анализ индивидуальности подростков с позиции пола и гендера на основе теории интегральной индивидуальности - даёт возможность построения целостной индивидуальности мальчиков со всеми ее особенностями и целостной индивидуальности девочек со всеми ее нюансами, приводит к полному раскрытию их индивидуальности. Агрессивное поведение в подростковом возрасте существенно определяет и направляет развитие, как отдельных свойств, так и межуровневых связей интегральной индивидуальности. Структур интегральной индивидуальности младших подростков имеет свою специфику, где агрессивность выполняет системообразующую роль, определяющая развитие, а также пологендерно маркируют интегральную индивидуальность.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
3. Берковитц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Республика, 1994. 384
с.
5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал, 1996. Т. 17. №5. С. 3-18.
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 352 с.
References
1. Bandura A., Uolter R. Podrostkovaya agressiya. Izucheniye vliyaniya vospitaniya i semeynykh otnosheniy [Teenage aggression. Studies on the effect of education and family relations]. Moscow: April Press, Penguin Books Press, 1999. 512 p.
2. Beron R., Richardson D. Agressiya [Human Aggression]. St. Petersburg: Piter, 2001. 352 p.
3. Berkovitts L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol' [Aggression: causes, consequences and control]. St. Petersburg: Peter, 2002. 512 p.
4. Lorents K. Agressiya (tak nazyvayemoye «zlo») [Aggression (the so-called "evil"). Moscow: The Republic, 1994. 384 p.
5. Rean A.A. Agressiya i agressivnost' lichnosti [Aggression and aggressive personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological reports] 17, no. 5 (1996): 318.
6. Freyd Z. Vvedeniye v psikhoanaliz. Lektsii [Introduction to Psychoanalysis. Lecture]. Moscow: Nauka, 1989. 352 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Мищенко Любовь Владимировна, профессор кафедры методологии психологии и теории психолого-педагогического образования, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, директор научно-практического Центра системных исследований индивидуальности человека
Пятигорский государственный лингвистический университет пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532, Россия e-mail: [email protected]
Сивкова Елена Сергеевна, магистр психологических наук, аспирант Пятигорский государственный лингвистический университет пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Mischenko Lubov Vladimirovna, professor of psychology and methodology of the theory of psycho-pedagogical education, member of the International Academy of Teacher Education, Director of the Scientific and Practical Center for System Studies of human individuality
Pyatigorsk State Linguistic University
9, Kalinin Prospect, Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357532, Russia e-mail: [email protected]
Sivkova Yelena Sergeyevna, master of psychological sciences, graduate student
Pyatigorsk State Linguistic University
9, Kalinin Prospect, Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357532, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Боязитова Ирина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии и теории психолого-педагогического образования, директор Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»