Научная статья на тему 'Психологическая поддержка развития адаптационного потенциала иностранных студентов в условиях образовательной среды вуза'

Психологическая поддержка развития адаптационного потенциала иностранных студентов в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОДУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / НЕПРОДУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВЕДУЩИЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС / ADAPTATION POTENTIAL / PRODUCTIVE COPING STRATEGIES / UNPRODUCTIVE COPING STRATEGIES / FOREIGN STUDENTS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT PROGRAM / INTEGRAL PERSONALITY / LEADING SYMPTOM COMPLEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глушановская Кристина Эдуардовна

В статье представлено исследование специфики интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом, обучающихся на базе подготовительного отделения Центра Международного образования ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Мы выделяем продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии, обосновываем разделение на студентов на группы с высоким адаптационным потенциалом и низким адаптационным потенциалом, на основе используемых копинг-стратегий. Выделяем критерии, определяющие эффективность воздействия психологической поддержки на развитие структур интегральной индивидуальности студентов с низким адаптационным потенциалом. Теоретическая модель имеет модульную структуру и включает в себя: мотивационно-целевой, аффективно-конативный, личностно-смысловой, социально-коммуникативный, оценочно-рефлексивный модули. При помощи статистических методов экспериментально установлены эффективность и целесообразность психологической поддержки, способствующей развитию приспособительной активности и гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с низким адаптационным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of productive coping strategies as indicators of high adaptive potential of foreign students

The article presents a study of the specifics of the integral individuality of students with high and low adaptive potential, which combines psychophysiological, cognitive, personal and socio-psychological properties. We distinguish productive and unproductive coping strategies, justify the division into students with high adaptive potential and low adaptive potential, based on the coping strategies used. We pick out the criteria that determine the effectiveness of the impact of psychological support on the development of multilevel properties of the integral personality of students with low adaptive potential. The theoretical model has a modular structure and includes: motivation-target, affective-conative, personality-semantic, social-communicative, evaluative-reflective modules. Using statistical methods, the effectiveness and appropriateness of psychological support have been experimentally established, contributing to the development of adaptive activity and harmonization of the multilevel properties of the students' integral personality with low adaptive potential.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка развития адаптационного потенциала иностранных студентов в условиях образовательной среды вуза»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/45PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Глушановская К.Э. Психологическая поддержка развития адаптационного потенциала иностранных студентов в условиях образовательной среды ВУЗа // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Glushanovskaya K.E. (2019). Development of productive coping strategies as indicators of high adaptive potential of foreign students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 159.9.072

Глушановская Кристина Эдуардовна

ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», Пятигорск, Россия

Аспирантка 3 курса E-mail: [email protected]

Психологическая поддержка развития адаптационного потенциала иностранных студентов в условиях образовательной среды ВУЗа

Аннотация. В статье представлено исследование специфики интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом, обучающихся на базе подготовительного отделения Центра Международного образования ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Мы выделяем продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии, обосновываем разделение на студентов на группы с высоким адаптационным потенциалом и низким адаптационным потенциалом, на основе используемых копинг-стратегий. Выделяем критерии, определяющие эффективность воздействия психологической поддержки на развитие структур интегральной индивидуальности студентов с низким адаптационным потенциалом. Теоретическая модель имеет модульную структуру и включает в себя: мотивационно-целевой, аффективно-конативный, личностно-смысловой, социально-коммуникативный, оценочно-рефлексивный модули. При помощи статистических методов экспериментально установлены эффективность и целесообразность психологической поддержки, способствующей развитию приспособительной активности и гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с низким адаптационным потенциалом.

Ключевые слова: адаптационный потенциал; продуктивные копинг-стратегии; непродуктивные копинг-стратегии; иностранные студенты; программа психологической поддержки; интегральная индивидуальность; ведущий симптомокомплекс

Ученые рассматривают адаптационный потенциал с различных точек зрения и позиций, так одни утверждают, что это психофизиологическое качество, другие, что когнитивное свойство индивида, третьи рассматривают, как личностное качество, четвертые, как коммуникативно-социальное. Например, с позиции Д. Дугарова «адаптационный потенциал -это показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды» [1]. По Р.М. Баевскому адаптационный потенциал - это индекс функциональных изменений системы кровообращения, как оценка уровня здоровья [2].

https:// mir-nauki. com

Рассмотрим адаптационный потенциал, как когнитивное свойство. Ж. Пиаже рассматривал адаптационный потенциал, как интеллектуальный рост, и применение нужных умений и навыков в условиях новой среды, либо их изменение под требования среды [3]. С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая адаптационный потенциал рассматривают как наличие у человека поведенческих стратегий по преодолению стрессогенных ситуаций [4].

Понятие «адаптационный потенциал», как личностное свойство используют как аналог жизненного стержня личности. Адаптационный потенциал показывает, как иностранный студент способен преодолеть неблагоприятные обстоятельства, и то, как он способен работать над собой для преобразования окружающих обстоятельств [5]. К. Гольдштейн в конце 1930 гг. ввел понятие «самоактулизирующихся потенций» [6], в последствии его раскрывали А. Маслоу [7] и К. Роджерса [8]. Это понятие стало ключевым в движении гуманистической психологии [9]. Процесс раскрытия «самоактулизирующихся потенций» описывается в данном подходе в терминах «самооктуализации», «самореализации» [10], «личностного роста» [11]. В рамках гуманитической психологии считается, что личностным, заложенным потенциалом обладает каждый, различия в раскрытии потенциала состоят в уровне личностной зрелости.

После рассмотрения адаптационного потенциала, как психофизиологическое, когнитивное и личностное свойство, перейдем к рассмотрению данного понятия, как социокультурного свойства. З. Фрейд и Э. Эриксон трактуют адаптационный потенциал как гомеостатическое равновесие человека с требованиями внешней среды. Процесс адаптации авторы описали формулой: конфликт - тревога - защитные реакции [12]. В.Н. Марков и Ю.В. Синягин оформили понятие адаптационного потенциала, соединив его с понятием продуктивной социальной адаптации. Адаптационный потенциал, по их мнению - это «система возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на приобретение социально значимых результатов» [13]. Таким образом, мы рассмотрели понятие адаптационного потенциала с разных сторон, и можем сделать вывод, что оно является комплексным и многогранным.

В рамках нашего исследования мы изучаем проблемы развития адаптационного потенциала как фактора гармонизации структур интегральной индивидуальности иностранных студентов. Обосновываем свой исследовательский путь в рамках интегрального познания индивидуальности в соответствии с теорией В.С. Мерлина [14]. Используем следующий методический инструментарий: методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» для разделения иностранных студентов на группы. Для изучения психо-динамического уровня использовали методику Г. Айзенка, методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности по Д. Моудсли. Для изучения вторичных свойств индивида использовали методику «Пиктограмма» А.Р. Лурия, методику «Корректурная проба» Б. Бурдона, методику диагностики удовлетворенности учебной деятельностью Л.В. Мищенко. Для диагностики личностных свойств индивида мы использовали методику А.О. Прохорова «Уровня регуляции в стрессовой ситуации», методика Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности», методика Г.У. Солдатовой «Этническая аффилиация», методика жизнестойкости С. Мадди, методика СЖО ДА. Леонтьева. Для диагностики социально-психологического уровня мы испльзовали методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда и опросник К. Томаса.

Экспериментально-теоретическое исследование интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом проводилось в 2016-2019 гг. на базе подготовительного отделения Центра Международного образования ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», в котором приняли участие 95 иностранных студентов в возрасте от 18 до 28 лет.

В нашем исследовании мы обстоятельно показываем, что теория интегральной индивидуальности в соотнесении с выбором копинг-стратегий иностранными студентами, позволяет исследовать структуру, динамику и механизмы функционирования индивидуальности иностранных студентов, создает условия для построения конкретных принципов, этапов, методов и путей адаптации их индивидуальности и путей преодоления возникающих проблем в новых культурных условиях. Обосновываем связь выбора продуктивных копинг-сратегий с высоким адаптационным потенциалом и непродуктивных копинг-стратегий с низким адаптационным потенциалом. Методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» позволила нам определить продуктивность и непродуктивность копинг-стратегий, используемых иностранными студентами в условиях адаптации к новым культурным условиям [15]. Данная методика позволяет диагностировать степень развития копинг-стратегий, используемых иностранными студентами. Продуктивные копинг-стратегии сопряжены с активизацией ресурсов и развитием адаптационного потенциала. Исходя из теоретического основания методики, студенты в стрессовой ситуации используют три типа стратегий:

• стратегия разрешения проблем (использование всех личностных ресурсов иностранными студентами в стрессовой ситуации в новой культурной среде;

• стратегия поиска социальной поддержки (способность иностранных студентов активно искать социальную поддержку в окружающей его среде);

• стратегия избегания (способность иностранных студентов уходить от решения проблем в новой среде путем избегания проблемных ситуаций).

Стратегию разрешения проблем и стратегию поиска социальной поддержки мы считаем продуктивными. Высокие и средние показатели стратегии разрешения проблем указывают на развитые личностные качества, жизнестойкость, они берут ответственность на себя и сами справляются с возникающими проблемами. Высокие и средние показатели стратегии поиска социальной поддержки говорят о развитых социально-психологических качествах индивидуальности иностранного студента, его готовности сотрудничать, находить компромиссы, дружить. Иностранный студент, находясь в новой культурной среде, нуждается в поддержке близких по культуре, в доброжелательном отношении преподавательского коллектива, в сплочении группы, в социализации.

Стратегия избегающего поведения, по мнению автора методики Д. Амирхана, характерна для поведения дезадаптированного индивида, находящегося на более низком уровне развития. У них недостаточно развиты личностные и социально-психологические качества. Иностранные студенты могут использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков. Поэтому при работе с низкоадаптированными студентами, мы особое внимание уделяем студентам с высоким уровнем стратегии избегающего поведения, работаем над формированием волевого потенциала. Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного поведения. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Стратегию избегания - мы относим к непродуктивной.

Проведя исследование, мы разделили студентов на две группы:

• с высоким адаптационным потенциалом (средние и высокие показатели стратегии разрешения проблем и стратегии поиска социальной поддержки);

• с низким адаптационным потенциалом (очень низкие и низкие показатели стратегии разрешения проблем и стратегии поиска социальной поддержки и высокий показатель стратегии избегания проблем).

32 студента вошли в первую группу - с высоким адаптационным потенциалом, у них средние или высокие показатели продуктивных стратегий. 63 студента вошли во вторую группу - с низким адаптационным потенциалом, у них низкие или очень низкие показатели продуктивных стратегий и средние или высокие показатели непродуктивных стратегий.

Результаты нашего исследования представлены на рисунке.

Примечание: 1 - стратегия разрешения проблем; 2 - стратегия поиска социальной поддержки; 3 - стратегия избегания

Рисунок. Средние арифметические показатели стратегии разрешения проблем, стратегии социальной поддержки и стратегии избегания у иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом

Для исследования структур интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом мы диагностировали свойства психодинамического уровня, вторичные свойства индивида, свойства личностного и социально-психологического уровней.

Провели констатирующий эксперимент, сравнили структуры интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом, для того чтобы получить информацию о критериях и условиях эффективной реализации программы.

Мы разработали программу психологической поддержки развития структур интегральной индивидуальности иностранных студентов на основе полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента и экспериментально проверили эффективность теоретической модели и программы. В программе психологической поддержки учитывались национальные особенности низкоадаптированных иностранных студентов. Африканские студенты больше склонны к депрессивным эмоциям в процессе адаптации. Арабские студенты мужского пола напротив легко адаптируются благодаря высокой экстраверсии и коммуникабельности. Азиаты нуждаются в более авторитарном ведении группы во время психологической поддержки. Арабские студентки сложнее адаптируются вследствие особенностей культуры и религии. Все иностранные студенты испытывают стресс в связи с несоответствием, возникающим у них при сопоставлении привычных реалий с реалиями новой

Страница 4 из 10

чуждой для них среды. В процессе ведения группы психологической поддержки мы учитывали все особенности иностранных студентов, при необходимости использовался индивидуальный подход.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. На основе сравнительного поэлементного, комплексного и системного анализов структур интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом было установлено, что адаптационный потенциал выполняет системообразующую роль в развитии структур интегральной индивидуальности иностранных студентов, определяет развитие как отдельных свойств психодинамического уровня, уровня вторичных свойств индивида, личностного и социально - психологического уровней индивидуальности, так и структуры интегральной индивидуальности иностранных студентов в целом.

Поэлементный анализ установил статистически значимые различия в степени выраженности разноуровневых свойств интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом: на психодинамическом уровне статистически значимые изменения составили 75 %; на уровне вторичных свойств индивида -82 %; на личностном уровне - 68 %; на социально-психологическом - 82 %.

Комплексный дискриминатный анализ продемонстрировал статистически значимые различия на всех уровнях интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом (табл. 1).

Таблица 1

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом по комплексным показателям четырех уровней в отдельности и по общему комплексному показателю всех уровней

Группы Комплексные показатели-дискриминаторы

ПДУ ВСИ ЛУ СПУ Общий

Иностранные студенты с высоким адаптационным потенциалом 52,34 89,82 221,82 166,97 530,95

Иностранные студенты с низким адаптационным потенциалом 50,45 83,36 210,23 175,39 519,44

^критерий Стьюдента 2,19 4,45 5,99 2,50 2,67

Р < 0,05 0,001 0,001 0,05 0,001

Примечание: ПДУ - психодинамический уровень; ВСИ - вторичные свойства индивида; ЛУ - личностный уровень; СПУ - социально-психологический уровень

По результатам факторного анализа в структурах интегральной индивидуальности иностранных студентов с высоким и низким адаптационным потенциалом обнаружены существенные различия. Структуры иностранных студентов с высоким адаптационным потенциалом более гармоничны (в структуре выделено 3 полных фактора), чем структура индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом (в структуре выделено 2 полных и 1 частичный фактор); индивидуальность иностранных студентов с высоким адаптационным потенциалом, более гибкая, пластичная (структуры интегральной индивидуальности облические), чем индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом (структуры интегральной индивидуальности ортогональные); ведущую приспособительную роль в структурах иностранных студентов с высоким адаптационным потенциалом играет уровень вторичных свойств индивида (память, мышление, внимание) и социально-психологический уровень, у иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом ведущую приспособительную роль играет природный психодинамический уровень (темперамент).

Ведущий симптомокомплекс иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом характеризует их как эмоционально нестабильных, высокотревожных, ригидных,

тяжело переключающихся с одного вида деятельности на другой. У них развито мышление, опосредованная память, устойчивость внимания. Они удовлетворены избранной профессией; взаимоотношениями с однокурсниками; удовлетворены бытом, бюджетом, досугом, здоровьем [16]. Для иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом характерен этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, преобладает нетерпимость, у них снижена толерантность по отношению к другим народам и преобладают анти-аффилиативные тенденции. У них развит контроль за обстоятельствами и принятие риска; они имеют четкие цели в жизни. У иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом преобладает локус контроля «Жизнь», что говорит о том, что они склонны перекладывать ответственность с себя на обстоятельства жизни. У них выражено стремление к доминированию, а также имеют склонность к эскапизму, стараются избегать проблемные ситуации. Во взаимоотношениях с окружающими присутствуют и соревнование (конкуренция), и сотрудничество, а также компромисс и избегание конфликтных ситуаций. Ведущий симптомокомплекс иностранных студентов с высоким адаптационным потенциалом характеризует их как пластичных, гибких, легко подстраивающихся к новым условиям жизнедеятельности. У них хорошо развиты когнитивные свойства - мышление, опосредованная память, устойчивость внимания. Они выше удовлетворены учебным процессом, воспитательным процессом, избранной профессией. Иностранные студенты с высоким адаптационным потенциалом удовлетворены взаимоотношениями с однокурсниками, взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза, а также бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. У них высокий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Они толерантны и имеют позитивную этническую идентичность. Иностранные студенты с высоким адаптационным потенциалом склонны к этноизоляционизму. У студентов с высоким адаптационным потенциалом высокий уровень вовлеченности, контроля, принятия риска. Им свойственна способность четко формулировать цели в жизни. Для них важны результативность жизнедеятельности и удовлетворенность самореализацией. Мы видим у иностранных студентов с высоким адаптационным потенциалом преобладание локус контроля «Я», ответственность за происходящее студенты берут на себя. Их жизнь более осмысленна. Они имеют высокий уровень самоприятия. Социально-психологическая адаптация, приятие других, эмоциональная комфортность, экстернальность во взаимодействии с окружающими, стремление к доминированию говорят о легкой адаптации в социуме и стремлению к лидерству. Как и студенты с низким адаптационным потенциалом предпочитают избегать трудных жизненных ситуаций. Студенты с высоким адаптационным потенциалом имеют высокий уровень соревнования (конкуренции). Иностранные студенты с высоким адаптационным потенциалом имеют гибкие подходы к взаимодействию с окружающими в зависимости от ситуации -развиты сотрудничество, приспособление, компромисс во взаимодействии с окружающими, избегание конфликтных ситуаций.

Теоретическая модель психологической поддержки развития структур интегральной индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом направлена на повышение адаптационного потенциала и развитие продуктивных копинг-стратегий. Программа состоит из четырех модулей, которые тесно связаны между собой и гармонично взаимодействуют: мотивационно-целевого направленного на формирование совокупности побуждений и условий, которые регулируют адаптационный потенциал студента в процессе его саморазвития и формирования активной жизненной позиции; аффективно-коннативного направленного на безоценочное принятия чувств и эмоций, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости иностранных студентов в целом; личностно-смыслового модуля направленного на овладение продуктивными копинг-стратегиями поведения, на личностный рост иностранных студентов, на развитие системы саморегуляции, осознание смысла жизни; и социально-коммуникативного направленного на развитие социально-психологических свойств индивидуальности,

обеспечивающих адекватную самореализацию иностранных студентов в межличностных взаимоотношениях.

Психологическая поддержка развития интегральной индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом, основанная на теоретической модели, оказывает существенное влияние на развитие структур интегральной индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом - гармонизирует структуры интегральной индивидуальности; расширяет круг межуровневых связей, что придает структурам гибкость и пластичность; качественно трансформирует межфакторные связи, облегчая и обеспечивая адаптированность к изменяющимся требованиям деятельности; повышает приспособительную активность структур; усиливает сотрудничество разноуровневых свойств, обеспечивая целостность систем, изменяет ведущие симптомокомплексы индивидуальности иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом, качественно преобразовывая их интегральные портреты.

По результатам поэлементного анализа под влиянием формирующего эксперимента изменения произошли во всех структурах интегральной индивидуальности иностранных студентов. На психодинамическом уровне статистически значимые изменения составили 50 %; на уровне вторичных свойств индивида - 73 %; на личностном уровне - 63 %; на социально-психологическом - 82 %. В контрольной группе произошли незначительные изменения.

По результатам дискриминантного анализа на высоком уровне статистической значимости изменились комплексные показатели уровня вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней, а также общий комплексный показатель интегральной индивидуальности иностранных студентов экспериментальной группы статистически достоверно изменился. Контрольная группа претерпела изменения только на личностном уровне (табл. 2).

Таблица 2

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности иностранных студентов экспериментальной группы по комплексным показателям дискриминаторам до и после формирующего эксперимента

------Уровни ИИ Группы ' ---- Комплексные показатели-дискриминаторы

ПДУ ВТСИ ЛУ СПУ Общий

Студенты (экспериментальная группа) до эксперимента 67,04 141,86 216,08 127,11 552,09

Студенты (экспериментальная группа) после эксперимента 68,63 132,55 202,64 135,71 540,53

^критерий 1,72 4,49 6,0 3,74 2,72

Р < незнач. 0,001 0,001 0,001 0,001

Студенты (контрольная группа) до эксперимента 33,74 472,49 44,61 164,19 714,03

Студенты (контрольная группа) после эксперимента 34,39 460,64 42,43 166,15 703,61

^критерий 0,67 1,59 2,43 0,56 1,22

Р < незнач. незнач. 0,05 незнач. незнач.

Примечание: ИИ - интегральная индивидуальность; ПДУ - психодинамический уровень; ВТСИ - вторичные свойства индивида; ЛУ - личностный уровень; СПУ - социально-психологический уровень

По результатам факторного анализа в структурах интегральной индивидуальности иностранных студентов экспериментальной группы обнаружены существенные изменения после реализации программы психологической поддержки, индивидуальность стала гармоничнее (выделено 3 полных фактора), гибче, пластичнее (увеличилось количество гибких облических зависимостей), повысилась приспособительная значимость познавательных процессов (вторичные свойств индивида) и ведущую роль в организации структур интегральной индивидуальности иностранных студентов после формирующего эксперимента стал играть высший уровень - социально-психологический. В то время как в структурах

https:// mir-nauki. com

интегральной индивидуальности иностранных студентов контрольной группы изменения произошли несущественные, структура индивидуальности стала чуть менее жесткой, все также природный уровень (психодинамический) является организатором всей структуры индивидуальности иностранных студентов контрольной группы. Ведущий симптомокомплекс (интегральный портрет) иностранных студентов с низким адаптационным потенциалом контрольной группы, которые не участвовали в эксперименте, изменились не существенно: на психодинамическом уровне присущи им остались эмоциональная нестабильность и ригидность, на уровне вторичных свойств индивида появилась неудовлетворенность содержанием учебного процесса. На личностном уровне остались неизменными позитивная этническая идентичность; этноэгоизм; этноизоляционизм; этноаффилиативные тенденции; принятие риска; локус контроля «Жизнь», перекладывание ответственности с себя на обстоятельства жизни. На социально-психологическом уровне появились взаимоотношения с окружающими вследствие формирования желания продуктивно контактировать с окружающими, появилась склонность избегать конфликтные ситуации. Ведущий симптомокомплекс иностранных студентов экспериментальной группы после формирующего эксперимента указывает на такие характеристики, как пластичность, гибкость; развитые когнитивные свойства - опосредованная память; устойчивость внимания. Иностранные студенты удовлетворены воспитательным процессом; избранной профессией; взаимоотношениями с однокурсниками; взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза. Они имеют навык саморегуляции в стрессовых ситуациях. У них развита этническая индифферентность; позитивная этническая идентичность; анти-аффилиативные тенденции. Иностранные студенты вовлечены в учебные и коммуникативные процессы. У них правильные сформулированные позитивные цели в жизни; имеют локус контроля «Я», берут ответственность за происходящее вокруг на себя. Их жизнь осмысленна. Они хорошо адаптируются в обществе, имеют развитые коммуникативные навыки. Они склонны к интернальности во взаимодействии с окружающими, берут ответственность на себя за формирование отношений и взаимодействие с окружающими; соревнованию (конкуренция); компромиссу и сотрудничеству.

Программа психологической поддержки оказала положительное влияние на трансформацию структур индивидуальности иностранных студентов экспериментальной группы, способствовала развитию продуктивных копинг-стратегий, сплочению студентов, их самоорганизации и саморазвитию для адаптации в новой культурной среде, что доказывает необходимость психологической поддержки для адаптации иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дугарова Д. Система подготовки спортивных резервов в вольной борьбе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2015. - № 4. - 96 с.

2. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 173-180.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.

4. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. -1996. - Т. 17, № 1. - С. 19-34.

5. J.C. Quick and C.D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141 -143.

6. Гольдштейн, Курт. О двух формах приспособления к дефектам // «Невропатология и психиатрия», 1940. Т 9. Вып. 6. - 136 с.

7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. С.108-117.

8. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. №2. - 104 с.

9. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., Смысл, 2005. - 332 с.

10. CharlotteBühler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u.a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972, ISBN 3-456-30433-1, S. 9-42.

11. Баевский Р. М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

12. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

13. Синягин Ю.В., Мударисов А.А. Влияние восприятия субъектом собственной карьеры на личностно-профессиональное развитие // Образование личности №4, 2015. - 150 с.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

16. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития (Том II. Период подросткового и раннего юношеского возраста) Монография. - Москва: СГУ, 2011. - 453 с.

Glushanovskaya Kristina Eduardovna

Pyatigorsk state university, Pyatigorsk, Russia E-mail: [email protected]

Development of productive coping strategies as indicators of high adaptive potential of foreign students

Abstract. The article presents a study of the specifics of the integral individuality of students with high and low adaptive potential, which combines psychophysiological, cognitive, personal and socio-psychological properties. We distinguish productive and unproductive coping strategies, justify the division into students with high adaptive potential and low adaptive potential, based on the coping strategies used. We pick out the criteria that determine the effectiveness of the impact of psychological support on the development of multilevel properties of the integral personality of students with low adaptive potential. The theoretical model has a modular structure and includes: motivation-target, affective-conative, personality-semantic, social-communicative, evaluative-reflective modules. Using statistical methods, the effectiveness and appropriateness of psychological support have been experimentally established, contributing to the development of adaptive activity and harmonization of the multilevel properties of the students' integral personality with low adaptive potential.

Keywords: adaptation potential; productive coping strategies; unproductive coping strategies; foreign students; psychological support program; integral personality; leading symptom complex

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.