Научная статья на тему 'Совладающее поведение в ситуации добровольной миграции'

Совладающее поведение в ситуации добровольной миграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Наталия Владимировна

В статье рассматривается процесс адаптации иностранных студентов, проживающих на территории Российской Федерации. Определяются уровень и доминирующий тип социокультурной адаптации, выявляется степень социальной фрустрированности и копинг-стратегии иностранных граждан, проживающих в России. Особое внимание уделено изучению копинг-стратегий иностранных студентов, проживающих в условиях добровольной миграции, выявляются адаптационный потенциал личности и наиболее эффективные и неэффективные способы совладания в ситуации повышенной эмоциональной напряженности. Выявлено, что мигрантам свойственно формировать свое поведение под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени их заинтересованности в достижении своих целей и предполагаемого вознаграждения, результаты исследования позволили констатировать у мигрантов высокий уровень адаптационного потенциала. Сделан вывод о том, что при социально-психологической работе с ми© Усова Н. В., 2016 Психология грантами необходимо не столько создание условий комфортного проживания, сколько развитие их самостоятельности и максимальное использование имеющихся у них личностных ресурсов. Рекомендуется при разработке эффективной программы психосоциальной поддержки мигрантов учитывать особенности их копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Усова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение в ситуации добровольной миграции»

Н. В. Усова. Совпадающее поведение в ситуации добровольной миграции

opportunity to understand the interdependence of cognitive job insecurity and affective job insecurity and its influence on work engagement, career satisfaction, self-perceived employability, perceived organizational support. Practical recommendations for the reduction of negative consequences of job insecurity are made. Key words: job insecurity, cognitive and affective JI, work engagement, career satisfaction, self-perceived employability, perceived organizational support.

References

1. O natsionalnom sovete pri Presidende Rossiyskoy Feder-aciipo professoinalnym kvalifikatsiyam. Ukaz Presidenta Rossiyskoy Federatsii (About the national professional qualifications council under the President of the Russian Federation. Presidential Decree), no. 249, 16 April 2014. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc,base=LAW,n=161826 (accessed 3 July 2015).

2. Greenhalgh L., Rosenblatt Z. Job insecurity: Toward conceptual clarity. Academy of Management Review, 1984, vol. 3, pp. 438-448.

3. De Witte H. Job insecurity: Review of the international literature on definitions, prevalence, antecedents and consequences. Journal of Industrial Psychology, 2005, vol. 31 (4), pp. 1-6.

4. Pienaar J., De Witte H., Hellgren J., Sverke M. The cognitive/affective distinction ofjob insecurity: Validation and

differential relations. Southern African Business Review, 2013, vol. 17, no. 2, pp. 1-22.

5. Staufenbiel T., Kenig C. J. A model for the effects ofjob insecurity on performance, turnover intention, and absenteeism. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2010, vol. 83, pp. 101-117.

6. Huang G.-H., NiuX., Lee C., Ashford S. J. Differentiating cognitive and affective job insecurity: Antecedents and outcomes. Journal of Organizational Behavior, 2012, vol. 33. pp. 752-769.

7. Ito J. K., Brotheridge C. M. Exploring the predictors and consequences ofjob insecurity's components. Journal of Managerial Psychology, 2007, vol. 22 (1), pp. 40-64.

8. Schaufeli W., Bakker A. The Utrecht work engagement scale preliminary manual (Version 1, November 2003). Utrecht, 2003. 58 p.

9. Rhoades L., Eisenberger R. Perceived organizational support: A Review of the Literature. Journal of Applied Psychology, 2002, vol. 87, no. 4, pp. 698-714.

10. Nasledov A. N. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: profes-sionalnyy statisticheskiy analis dannykh (IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional statistic analysis of data). St.-Petersburg, 2013. 416 p.

11. Weiss H. M., Cropanzano R. Affective Events Theory: A theoretical discussion of the structure, causes and consequences of affective experiences at work. Research in Organizational Behavior, 1996, vol.18, pp. 1-74.

УДК 316.6+159.923

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

Усова Наталия Владимировна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и ювенального права, Институт социального образования (филиал), Российский государственный социальный университет (г. Саратов) E-mail: usova natalia@mail.ru

В статье рассматривается процесс адаптации иностранных студентов, проживающих на территории Российской Федерации. Определяются уровень и доминирующий тип социокультурной адаптации, выявляется степень социальной фру-стрированности и копинг-стратегии иностранных граждан, проживающих в России. Особое внимание уделено изучению копинг-стратегий иностранных студентов, проживающих в условиях добровольной миграции, выявляются адаптационный потенциал личности и наиболее эффективные и неэффективные способы совладания в ситуации повышенной эмоциональной напряженности. Выявлено, что мигрантам свойственно формировать свое поведение под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени их заинтересованности в достижении своих целей и предполагаемого вознаграждения, результаты исследования позволили констатировать у мигрантов высокий уровень адаптационного потенциала. Сделан вывод о том, что при социально-психологической работе с ми-

грантами необходимо не столько создание условий комфортного проживания, сколько развитие их самостоятельности и максимальное использование имеющихся у них личностных ресурсов. Рекомендуется при разработке эффективной программы психосоциальной поддержки мигрантов учитывать особенности их копинг-стратегий.

Ключевые слова: миграция, адаптационный потенциал, социокультурная адаптация, копинг-стратегии, стресс.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -95-99

Современный этап развития общества характеризуется быстрыми изменениями в политическом, экономическом и социальном аспектах жизнедеятельности. Быстрый темп жизни и большая конкуренция требуют от личности повышенной мобильности и адаптационного потенциала.

© Усова ti. В., 2016

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 1

Такой подход к исследованию взаимодействия личности и среды диктует необходимость рассмотрения вопроса о поведении индивида в трудных жизненных ситуациях.

Стратегия совладания личности со стрессовой ситуацией описана Р. Лазарусом [1], она подразумевает динамические изменения как когнитивных, так и поведенческих усилий с целью адаптации к внешним и внутренним требованиям, превышающим личностные ресурсы. Не вдаваясь в описание понятия и механизмов копинг-стратегий, отметим, что одной из стрес-согенных ситуаций является ситуация как преднамеренной, так и вынужденной миграции [2]. Ситуация миграции является экстремальной для человека, так как она требует психологической готовности к жизни в совершенно новых условиях. При этом, учитывая индивидуальную специфику каждого мигранта, можно выделить некоторые общие особенности ситуации миграции, с которыми сталкивается человек при изменении места жительства: 1) меняется или просто исчезает прежняя ситуация жизни, в которую он психологически «врос»; 2) разворачивается совершенно новая, неизвестная человеку социальная ситуация, насыщенная множеством проблем, требующая выхода в чужой, сложный макромир; 3) изменяется образ мира человека, влекущий за собой необходимость изменения образа жизни, либо изменение образа жизни диктует необходимость изменения образа мира [3].

С позиции понимания проблем мигрантов и их адаптации в новой среде интересны исследования Н. В. Лебедевой, в которых показывается, что внешние факторы, преломляясь в сознании человека, рождают у него собственное отношение к реальности, которое и определяет поведение личности мигранта в миграционном процессе, формирует у него определенные установки на этапе адаптации [4].

Очевидно, что миграциию можно рассматривать как реализацию свободы: свободного передвижения, свободы выбора места проживания, свободы самореализации, в том числе реализации своего потенциала. В случае, когда миграция не выполняет функции наиболее успешного способа преодоления психологического кризиса, она может провоцировать неблагоприятные последствия, которые будут затруднять формирование успешной адаптации в новых социальных условиях жизнедеятельности как для самих мигрантов, так и для взаимодействующих с ними групп населения принимающей территории. В данной ситуации можно уже говорить о переживании субъективного неблагополучия.

Необходимость исследования личности в условиях миграции связана с возможностью оптимизации социально-психологической и социокультурной адаптации мигрантов в новых жизненных условиях. Мы считаем, что исследования копинг-стратегий личности в ситуации миграции позволят внести вклад в разработку социально-психологических программ, нацеленных на развитие копинг-стратегий и улучшение социально-психологической адаптации личности. Представленные в адаптированном виде результаты могут быть полезны в практике оказания психологической помощи мигрантам.

В исследовании приняли участие студенты и аспиранты, приехавшие на время обучения из других стран. Методы исследования: «Копинг-тест» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышля-евой [5], «Экспресс-диагностика социальной фрустрированности» И. Вассермана [6], тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде» [7].

Рассмотрим результаты социокультурной адаптации. Преобладающими типами адаптации иностранных студентов являются адаптивный (9,5 баллов) и интерактивный (9,2 балла). Данный результат свидетельствует о том, что студенты из других государств, проживающие и получающие образование на территории Российской Федерации, стремятся к активному вхождению в социум, они настроены на расширение социальных связей, критически относятся к своему поведению, стараются соответствовать культурным, социальным нормам, установкам и особенностям, характерным для российского общества. Для них свойственно стремиться реализовать себя путем достижения материальной независимости, они часто направлены на определенную цель и готовы к самопреобразованию. Несмотря на то, что интерактивный тип адаптации является одним из доминирующих, нами обнаружен весьма невысокий показатель по данному типу адаптации, свидетельствующий о некоторых проблемах, с которыми сталкиваются мигранты в процессе вхождения в новую социокультурную среду, характерную для российского общества, а также о необходимости социально-психологической помощи со стороны психологических служб, направленной на поддержку и сопровождение граждан, прибывающих в Россию из других стран.Невысокие показатели по адаптивному и конформному (7,8 балла) типу адаптации мигрантов свидетельствуют о том, что они не испытывают в достаточной мере чувств социальной и физической защищенности, не считают себя сопричастными и принадлежащими

Н. В. Усова. Совладающее поведение в ситуации добровольной миграции

к российскому обществу, тем не менее для них характерны стремление к самореализации, высокий уровень активности, планирование своего будущего на основе собственных возможностей и прошлого опыта. Данный результат согласуется с результатами исследования В. В. Гриценко [8] и позволяет нам констатировать наличие отчужденности инокультурных граждан, проживающих в России, которая сопровождается «стрессом аккультурации».

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о некотором стремлении мигрантов формировать свое поведение под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени их заинтересованности в достижении своих целей и предполагаемого вознаграждения. Иными словами, они испытывают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми и поэтому стремятся поддерживать отношения с другими при любых условиях.

Низкие баллы, полученные по шкале депрес-сивности (4,8 балла), ностальгии (4,9 балла) и

Все исследуемые копинг-стратегии не превышают пограничного состояния и попадают в зону низкой или средней напряженности (см. таблицу). Данный результат позволяет нам говорить о достаточно высоком адаптационном потенциале иностранных студентов. Наиболее часто используемыми способами совладания у них являются «бегство-избегание», «положительная переоценка» и «самоконтроль».

Совладающее поведение по типу «бегства-избегания» подразумевает тенденцию уклонения от негативных переживаний. Следовательно, для личности свойственны отрицание, отвлечение от стрессовой ситуации или фантазирование. Необходимо помнить, что предпочтение данной стратегии может детерминировать неконструктивные формы поведения иностранных студентов. Эту стратегию ученые склонны относить к

отчужденности (4,5 балла), указывают на благоприятный процесс адаптации по данным типам, свидетельствующий о том, что эти мигранты стремятся позитивно воспринимать события, происходящие в их судьбе, их жизнь не лишена смысла и ценностей. Они считают возможным реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией. Мигранты в России не считают себя беспомощными перед жизненными трудностями. Исследуемые граждане не потеряли связь с родной культурой, точнее, они не испытывают внутреннего расстройства и смятения из-за пребывания в иной социокультурной среде. Иностранные студенты довольно легко принимают нормы и ценности российской культуры, не озабочены своим статусом и идентичностью, так как смогли их сохранить.

Рассмотрим результаты, полученные по методике определения копинг-механизмов Р. Лаза-руса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой (таблица).

неадаптивным формам поведения и рекомендуют использовать её лишь в краткосрочных острых стрессогенных ситуациях.

Следующая по частоте использования стратегия - «положительная переоценка». Она характеризует адаптативные формы поведения. Можно предположить, что в стрессовой ситуации студенты будут прикладывать много усилий для того, чтобы пересмотреть негативные переживания и использовать их и полученный опыт для личностного развития.

Третья доминирующая стратегия с повышенным уровнем напряжения - «самоконтроль». Совладание по данному типу приводит к сдерживанию и подавлению всех негативных эмоций, иными словами, иностранные студенты пытаются скрыть от социального окружения свои переживания, проблемы и чувства. Подобное

Показатели копинг-стратегий преодоления стресса

Шкалы копинг-стратегии преодоления стресса Показатели

Среднее значение Дисперсия

Конфронтационный копинг 8,86 6,48

Дистанцирование 8,6 10,44

Самоконтроль 10,92 12,79

Поиск социальной поддержки 9,66 10,98

Принятие ответственности 5,9 6,57

Бегство-избегание 11,94 13,78

Планирование решения проблемы 9,88 8,94

Положительная переоценка 11,04 13,20

Психология

97

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 1

совладание имеет очевидное достоинство, так как помогает личности избежать эмоциогенных, импульсивных поступков, но в то же время данная стратегия приводит к боязни самораскрытия и повышенным требованиям к себе.

Подводя итог, процесс адаптации иностранных студентов можно представить следующим образом: отрицание значимости проблемы; переосмысление проблемы, приводящее к личностному росту; регулирование своих эмоций и действий.

Стоит еще раз подчеркнуть, что нами не обнаружено напряженных форм совладающего поведения, что позволяет констатировать довольно высокую адаптативность студентов, обучающихся в условиях добровольной миграции и весьма эффективный способ совладания с экстремальной стрессовой ситуацией. Скорее всего, такой результат связан именно с добровольным и, возможно, временным характером миграции, когда у личности было достаточно времени для того, чтобы тщательно обдумать, хорошо подготовиться и реализовать свое миграционное намерение.

Далее нам хотелось бы определить наиболее неэффективные способы совладания со стрессовой ситуацией в условиях миграции. Для этого мы провели корреляционный анализ между рассматриваемыми копинг-стратегиями и уровнем социальной фрустрированности (СФ). В ходе анализа были обнаружены три высокие корреляционные взаимосвязи с уровнем значимости р > 0,05: первая - между СФ и конфрантацион-ным копингом (г = 0,39), вторая - между СФ и дистанцированием (г = 0,44) и третья - между СФ и принятием ответственности (г = 0,37).

Обнаруженные взаимосвязи позволяют нам говорить о неэффективности данных копинг-стратегий. Иными словами, попытки использовать данные способы совладания не приводят к снятию стрессового воздействия ситуации миграции на личность, а, напротив, усиливают ее негативные последствия, реализуя ощущение социальной фрустрированности.

К неэффективным поведенческим реакциям в ситуации миграции относятся:

стремление разрешить проблему за счет нецеленаправленной поведенческой активности;

реализация конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями;

излишняя импульсивность в поведении (агрессия, враждебность, конфликтность);

отсутствие планирования и прогнозирования деятельности;

попытки субъективного снижения степени значимости проблемы, ее обесценивания;

попытки не рационального решения проблемы, а переключения внимания на другие аспекты жизни;

излишнее акцентирование личной роли в возникновении трудностей;

излишняя самокритика и чрезмерная ответственность.

Таким образом, результаты проведенного нами эмпирического исследования позволяют говорить о том, что при оказании психологической помощи людям, попавшим в ситуацию как добровольной, так и вынужденной миграции, необходимо учитывать, что направлениями успешной психологической адаптации является не только создание условий для комфортного проживания, сколько поощрение их стремления к самостоятельности и максимальному использованию имеющихся личностных ресурсов. Исходя из вышесказанного, при разработке эффективной программы психосоциальной поддержки мигрантов необходим учет особенностей их копинг-стратегий.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (№ 15-06-10624а).

Список литературы

1. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Stress and coping: An anthology / ed. by A. Monat, R. S. Lazarus. N.Y., 1991. P. 189-206.

2. Усова Н. В. Структура и социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2012. 24 с.

3. Смирнов А. С. Изучение жизненных планов потенциальных эмигрантов // Человек в психологии : ориентиры исследований в новом столетии» : материалы конф. (20 апреля 2001 г., Караганда). Караганда, 2001. С. 179-184.

4. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. 195 с.

5. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3 С. 93-112.

6. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. М., 2002. 490 с.

7. Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) // Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С. 206-211.

8. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002. 252 с.

Н. Д. Шатова. Пролегомены к поиску рефлекторных основ рефлексии: Л. С. Выготский

Coping Behavior in a Situation of Voluntary Migration N. V. Usova

Institute of Social Education (branch) Russian State Social University 4, Fabrichnaya str., Saratov, 410015, Russia E-mail: usova_natalia@mail.ru

The study examines the adaptation process of foreign students residing in the territory of the Russian Federation. Determine the level and the dominating type of socio-cultural adaptation, reveals the degree of social frustration and coping strategies of foreign citizens living in Russia. Special attention is devoted to the study of coping strategies of foreign students living in voluntary migration, revealed the adaptation potential of the personality, as well as the most effective and ineffective ways of coping in situations of high emotional tension. It is revealed that migrants are more likely to shape their behavior under the influence of the expectations of the group depending on the degree of their interest in achieving its goals and expected remuneration, the research results allowed to state migrants with a high level of adaptive capacity. It is concluded that the social-psychological work with migrants is necessary in order to create comfortable living conditions, but the development of their independence and maximize their available personal resources. It is recommended that when developing an effective programme of psychosocial support for migrants to take into account the peculiarities of their coping strategies.

Key words: migration, adaptive capacity, socio-cultural adaptation, coping strategies, stress.

References

1. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping. Stress and coping: An anthology. Ed. by A. Monat, R. S. Lazarus. New York, 1991, pp. 189-206.

2. Usova N. V. Struktura i sotsialno-psikhologicheskie fak-tory subektivnogo blagopoluchiya lichnosti v usloviyakh migratsii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Structure and socio-psychological factors of subjective well-being of the individual in terms of migration: thesis ... Ph/D in psychology). Saratov, 2012. 24 p.

3. Smirnov A. S. Izuchenie zhiznennykh planov potentsi-alnykh emigrantov (A study of the life plans of potential emigrants). Chelovek v psikhologii: orientiry issledo-vaniya v novom stoletii: materialy konf. (20 aprelya 2001 g., Karaganda) (Person in psychology: goals of research in the new century: Proceedings of the conference {20 April 2001, Karaganda}). Karaganda, 2001, pp. 179-184.

4. Lebedeva N. M. Sotsialnaya psikhologiya etnicheskikh migratsiy (Social psychology of ethnic migrations). Moscow, 1993. 195 p.

5. Kryukova T. L., Kuftyak E. V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) (Questionnaire ways of coping{adaptation test WCQ}). Zhurnal prakticheskogo psikhologa (Journal of the practical psychologist), 2007, no. 3, pp. 93-112.

6. Kozlov V. V., Fetiskin N. P., Manuylov G. M., Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp: ucheb. posobie (Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups). Moscow, 2002. 490 p.

7. Adaptatsiya lichnosti k novoy sotsiokulturnoy srede (test L. V. Yankovskogo) (The adaptation to a new sociocultur-al environment {test L. V. Yankovsky}). St.-Petersburg, 2004, pp. 206-211.

8. Gritcenko V. V. Sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya pereselentsev v Rossii (Socio-psychological adaptacion of migrants in Russia). Moscow, 2002. 252 p.

УДК 159.9.019.44

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОИСКУ РЕФЛЕКТОРНЫХ ОСНОВ РЕФЛЕКСИИ: Л. С. ВЫГОТСКИЙ ^^

Шатова Наталья Дмитриевна -

кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ, Омский государственный педагогический университет E-mail: Shatova.nat@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попытки внедрения рефлексивного подхода в отечественное образование чаще всего оказывались безуспешными, что, по мнению автора, обусловлено невниманием к материалистической позиции психологов, согласно которой эффективно формировать рефлексивные способности обучающихся возможно, опираясь на хорошо изученные законы управления формированием условных рефлексов человека. В этой связи автор ищет связь между рефлексией и рефлексом для того, чтобы в последующем использовать её в качестве фундаментальной основы концепции рефлексивного обучения. Связь между рефлексией и рефлексом устанавливается опосредованно - через «мышле-

ние» - и в поиске аргументов в пользу рефлекторной природы мышления мы обращаемся к работам Л. С. Выготского. Ключевые слова: Л. С. Выготский, мышление, рефлекс, рефлексия.

DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-1-99-103

Современная система отечественного образования нуждается в решении проблем, порождённых её «обновлением», - разрушена «традиционная школа» и на смену ей импор-

© Шатова Н. Д., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.