УДК 159.99+316.6
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССОВ
Малышев И.В., Яковлева К.А.
В статье рассматривается проблематика интернет-зависимости, ее взаимосвязи с социально-психологическими адаптационными параметрами личности у студентов, а также их основных стратегий преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях. Из результатов исследования следует, что интернет-аддикция влияет на социально-психологические составляющие адаптации личности студентов, их копинг-стратеггш. То есть, эффективная и успешная адаптация личности студентов, выбор ими позитивных преодолевающих стратегий снижает риск возникновения зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость студентов, адаптационные параметры личности; социально-психологическая адаптация; копинг-стратеггш.
CHARACTERISTICS OF INTERNET-ADAPTATION AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PARAMETERS OF ADAPTATION OF STUDENT PERSONALITY IN TIME OF OVERCOMING STRESSES
Malyshev I. V, Yakovleva K.A.
The paper is dedicated to the problem of internet-dependence, its relation with social-psychological adaptive parameters of personality of students, as well as their basic strategies of the overcoming behaviour in stressful situations. From the results of the investigation it follows that
the internet-adaptation depends on the social-psychological constituents of the adaptation of the student personality, their coping-strategies. I.e., the effective and successful adaptation of the student personality and their choice of positive overcoming strategies decreases the risk of the dependence appearance.
Keywords: internet-dependence of students; adaptive parameters of personality; social-psychological adaptation; coping-strategies.
Введение
С развитием новых компьютерных технологий, наряду с прогрессивными тенденциями, также появилась новая форма зависимости - интернет-аддикция, которая является серьезной угрозой для современного общества, негативно влияя на психику как зрелых, так и молодых людей, в целом дезадаптируя их личность. В этой связи вызывают интерес адаптационные параметры личности (социально-психологический аспект проблемы) с разными проявлениями интернет-зависимости. Помимо этого, решение данной проблемы сейчас трудно представить без изучения стратегий преодолевающего поведения и их взаимосвязи с данными явлениями. Особенно это актуально при взаимодействии личности в условиях образовательной среды.
На сегодняшний день, под интернет-зависимостью в научных кругах принято называть компульсивное (навязчивое) желание войти в Интернет, находясь оф-лайн, и отсутствие возможности выйти из Интернета в режиме он-лайн [ 1]. Учитывая сложность феномена интернет-аддикции, наиболее целесообразно его изучение во взаимосвязи с другими явлениями. Так, обнаружена взаимосвязь между ценностными ориентациями личности и интернет-аддикцией [2]. Акцентируя внимание на проблеме интернет-зависимости важное значение имеют и стратегии преодолевающего поведения личности. Так, М.А. Кленова рассматривает зависимость личностных качеств и стратегий преодолевающего поведения. Автор выявляет типы личности в зависимости от соотношения копинг-стратегий и преобладающих характеристик в личности (активный, зависимый, пассивный или враждебный) [3]. В наших исследованиях неодно-
кратно подчеркивается роль социально-психологической адаптации и стратегий преодолевающего поведения на примере разных выборок [4], их взаимосвязь с разными явлениями [5]. Особое место в данном контексте приобретает проблема адаптационной готовности личности к быстро меняющимся социальным условиям, что в конечном итоге позволяет ей эффективно формировать стратегии преодоления трудностей, снижая риск возникновения интернет-зависимости, других нарушений. Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение влияния интернет-зависимости на социально-психологические параметры адаптации личности и ее основные копинг-стратегии у студентов вуза.
Материалы и методы исследования
Применены следующие психодиагностические методики: методика С.Х. Чена в адаптации К.А. Феклисова (изучение интернет-зависимости), методика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда, опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (в адаптации Т.А. Крюковой). В статистической обработки данных использован ^критерий Стьюдента. В выборку исследования вошли студенты Саратовского государственного университета (50 испытуемых в возрасте 19-20 лет).
Результаты исследования
В ходе исследования у 16% студентов выявлен низкий уровень интернет-аддикции, у 38% он находится в пределах нормы и у 46% испытуемых-студентов обнаружены высокие значения интернет-зависимости (среднее арифметическое значение - 74,5). При этом у 12% (от общего числа испытуемых) студентов выявлен сильно выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения. Далее изучались социально-психологические и индивидуально-личностные параметры адаптации у студентов с разными проявлениями интернет-зависимости. Только у 13% испытуемых с проявлением зависимости выявлен высокий уровень адаптивности, для 87% характерны средние значения. При этом высокий уровень дезадаптив-
ности присутствует у 21% студентов, у 62% он находится в пределах нормы и у 17% испытуемых выявлен низкий уровень. Результаты анализа групп испытуемых с признаками интернет-зависимости и при его отсутствии свидетельствует о статистически значимых различиях по таким интегральным показателям социально-психологической адаптации как адаптивность (1= -2,7, р<0,05), дезадап-тивность (1=3,2, р<0,01), приятие себя 0= -2,8, р<0,01), неприятие себя 0=3,7, р<0,01), неприятие других (1=2.7. р<0,05), эмоциональный дискомфорт 0=2,5, р<0,05), внешний контроль 0=3,6, р<0,01). В первой группе (интернет-зависимые) в среднем присутствуют высокие значения неприятия других по сравнению со второй группой (низкий уровень зависимости). Эмоциональный дискомфорт выражен также значительно выше у студентов первой группы. То же самое относится и к другим 5 интегральным шкалам с выявленными различиями. При исследовании преодолевающего поведения у большинства студентов, с проявлением интернет-зависимости ведущей является копинг-стратегия с ориентацией на эмоциональное разрешение проблем (39%), далее следует копинг на избегание (31%) и замыкает триаду ориентация на решение задач (30%). Напротив, у 75% студентов с низкими значениями зависимости от интернета ведущей является стратегия на решение задачи. Статистически значимые различия между двумя группами студентов выявлены по шкале копинга-эмоции 0=3,5, р<0,01) и субшкале социального отвлечения, относящейся к копингу -«избегание» (1=2,4, р<0,05).
Обсуждение
Из результатов исследования следует, что у значительной части испытуемых-студентов обнаружены разные проявления интернет-зависимого поведения. При этом у 12% выявлены значительные изменения, дезадаптирующие личность молодого человека. Подобные изменения заставляют обратить особое внимание на данную проблему, чтобы предложить пути ее разрешения. При изучении адаптационных параметров личности, заметно, что практически все студенты с высоким и очень высоким уровнем интернет-аддикции испыты-
вают трудности в индивидуальной и социально-психологической адаптации, что подтверждает сравнительный качественно-количественный анализ двух групп испытуемых и данные статистического анализа. По большинству интегральных показателей социально-психологической адаптации обнаружены сильно значимые различия, свидетельствующие как о негативных изменениях в личности ин-тернет-зависимых, так и о факторах способствующих адаптации и препятствующих возникновению зависимого поведения. Молодые люди не подверженные интернет-зависимости более устойчивы к стрессам, нежели другие. Обладают психоэмоциональной выносливостью. Исходя из результатов анализа преодолевающего поведения заметно, что ведущей копинг-стратегией у зависимых студентов в основном является ориентация на эмоции. У испытуемых с низким уровнем зависимого поведения это - решение задачи. Избегание и социальное отвлечение также оказывают влияние на личность с проявлением интернет-зависимости и носит более всего негативный характер. Здесь также прослеживается зависимость между уровнем зависимого поведения личности и выбором ею стратегий преодолевающего поведения. В целом можно говорить о подтверждении гипотезы и цели исследования. В других работах целесообразно отразить описание результатов корреляционного анализа, что позволит вместе с уже имеющимися данными предложить меры коррекци-онного и профилактического воздействия на личность с проявлениями интернет-зависимого поведения в рамках образовательной среды вуза и школы.
Выводы
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о зависимости интернет-аддикции от социально-психологических адаптационных параметров личности и основных стратегий преодолевающего поведения на примере студентов вуза. Обнаружено, что изменения в личности и поведении, связанные с зависимостью от интернета негативно влияют на адаптацию личности, как на социальном, так и в личностном уровне (уровень эмоционального ком-
форта, активность взаимодействия), не позволяют воспользоваться активными копинг-стратегиями. При этом высокий или нормативный уровень социально-психологической адаптации личности, формирование позитивного преодолевающего поведения позволит значительно снизить риск возникновения интернет-аддикции.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Список литературы
1. Юрьева JI.H., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. -Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
2. Малышев И.В., Султанова А.К. Влияние интернет-зависимости студентов на характеристики их социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций личности //В мире научных открытий. 2014. №3.3 (51). С. 1571-1578.
3. Кленова М. А. Влияние психоэмоционального состояний и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения. 2014. № 11. С. 43-54.
4. Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и сту-дентов//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 69-74.
5. Малышев И.В. Социально-психологическая адаптация и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Ак-меология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 30-34.
References
1. Jureva L.N., BoTbot T.Ju. Komp juternaja zavisimosf: fonnirovanie, diagnostika, korrekcija i profilaktika: Monografija [Computer depen-
dence: forming, diagnostics, correction and prophylactics: Monografie]. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006. 196 p.
2. Malyshev I. V., SultanovaA.K. Vlijanie intemet-zavisimosti studentov na harakteristiki ill sociarno-psihologicheskoj adaptacii i cennostnyh orientacij liclmosti [Influence of the internet-dependence of students to the characteristics of their social-pedagogical adaptation and value personality orientations] //Vmire nauchnykhotkrytiy. 2014. N. 3.3(51),pp. 1571-1578.
3. Klenova M.A. Vlijanie psihojemocionarnogo sostojanij i lichnostnyh harakteristik na vybor strategij preodolevajushhego povedenija [The impact of psychoemotional state and personality traits on the choice of coping behavior strategies] //Psihologija obuchenija, 2014. no. 11, pp. 43-54.
4. Malyshev I.V. Vzaimosvjaz" social"no-psiliologicheskoj adaptacii liclmosti i koping-povedencheskih strategij uchashhihsja i studentov[Interrelation of the Social-Psychological Adaptation of a Personality and the Coping-Behaviour Strategies of Pupils and Students] //Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2012. V. 12, no. 3, pp. 69-74.
5. Malyshev I.V. Social"no-psihologicheskaja adaptacija i strategii coping-po-vedenija uchitelej slikol vprocesse professionarnoj socializacii[Socio-Psy-chological Personality Adaptation and Strategies of Coping-Behavior of School Teachers in the Process of Professional Socialization ]//Izvesti-ja Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2013. V. 2. no. 1, pp. 30-34.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Малышев Иван Викторович, доцент кафедры, кандидат психологических наук, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, факультет психолого-педагогического и специального образования
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83. г. Саратов, 410012, Россия iv.999(a>list.ru
ORCID: 0000-0002-4191-6555 — 123 —
Яковлева Ксения Александровна, студентка факультета психолого-педагогического и специального образования
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия ka.vakovleva2014®Jyandex. ru ORCID: 0000-0002-8481-4284
DATA ABOUT THE AUTHORS Malyshev Ivan Viktorovich, associated professor, candidate of psychological sciences
department of pedagogical psychology and psychodiagnostics, faculty of psychological-pedagogical and special education Saratov national research state university named after N. G. Cher-nyshevskiy
83. Astrakhanskaja str., Saratov 410012, Russia iv.999(a>list.ru
ORCID: 0000-0002-4191-6555
Yakovleva Ksenia Alexandrovna, student faculty of psychological-pedagogical and special education
Saratov national research state university named after N. G. Cher-nyshevskiy
83. Astrakhanskaja str., Saratov, 410012, Russia ORCID: 0000-0002-8481-4284