Научная статья на тему 'Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников и уровень волевой активности'

Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников и уровень волевой активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тыхтылова Е. А.

Статья посвящена подробному изложению констатирующего этапа эксперимента, в аспекте становления структур интегральной индивидуальности старших дошкольников. Данное исследование является логическим продолжением изучения внутренней детерминации, которое представляет собой попытку системного изучения развития структур интегральной индивидуальности детей старшего дошкольного возраста под влиянием специально разработанной программы психолого-педагогического сопровождения, а также призвано дополнить и систематизировать имеющиеся данные по динамике формирования структур интегральной индивидуальности старших дошкольников. В качестве внутреннего критерия используется уровень развития волевой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тыхтылова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников и уровень волевой активности»

РАЗВИТИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ

© Тыхтылова Е.А/

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Статья посвящена подробному изложению констатирующего этапа эксперимента, в аспекте становления структур интегральной индивидуальности старших дошкольников. Данное исследование является логическим продолжением изучения внутренней детерминации, которое представляет собой попытку системного изучения развития структур интегральной индивидуальности детей старшего дошкольного возраста под влиянием специально разработанной программы психолого-педагогического сопровождения, а также призвано дополнить и систематизировать имеющиеся данные по динамике формирования структур интегральной индивидуальности старших дошкольников. В качестве внутреннего критерия используется уровень развития волевой активности.

Одним из направлений, сложившихся в Пятигорской психологической школе, является изучение влияния свойств субъекта деятельности на становление структур интегральной индивидуальности (ИИ). На сегодняшний день в Пятигорской психологической лаборатории под руководством профессора В.В. Белоуса (1998, 2000, 2004, 2005) в этом русле довольно обстоятельно изучены различные возрастные периоды: от младшего дошкольного до старшего юношеского возраста. Реализация проблем данного направления представлена в работах С. Акура, А.Ф. Иорданова, Нгуен Кхак Кхана, А.Л. Коблевой, И.А. Ширяевой, Ю.Ю. Лазакович, Л.И Лос-кутовой и др. Тем не менее, старший дошкольный возраст рассмотрен не так детально и по-прежнему остаются вопросы, требующие научного освещения. В частности, это касается изучения особенностей развития структур ИИ старших дошкольников в зависимости от уровня волевой активности. В представленном труде предпринята попытка выяснить: оказывает ли уровень волевой активности значительное влияние на формирование уникальных структур ИИ детей старшего дошкольного возраста. Раскрытие подобного влияния дает возможность подбирать эффективные методы целенаправленного управления развитием структур ИИ, увеличивать взаимозависимости разноуровневых свойств, приводящих к повыше-

♦ Педагог-психолог ДОУ комбинированного вида № 15 «Аистенок»

нию пластичности структуры, а значит - к повышению уровня адаптации индивида в социуме.

Наше исследование обусловлено некоторыми положениями. Несмотря на широкое изучение вопросов произвольности и волевой регуляции, данная проблема характеризуется противоречивостью взглядов и недостаточной полнотой ее раскрытия. Так, отмечается неоднозначность в трактовке феноменов, касаемых волевой регуляции. В контексте проблем регуляции психологи наделяют волю регулятивными функциями. При этом изучают ее в рамках проблем «овладения человеком собой», рассматривают волевую регуляцию как произвольное изменение побуждения к деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), как личностный уровень регуляции (К.А. Абульханова-Славская, 1982; Л.М. Век-кер, 1981; В.А. Иванников, 1999; В.К. Калин, 1989; Т.И. Шульга, 1994 и др.). Психологическая практика недостаточно активно использует современные психологические средства совершенствования волевого развития и саморазвития индивидуальности. Недостаточно изучена волевая регуляция в системе дошкольного образования в различных видах образовательной деятельности. Все это позволило сформулировать проблему исследования:

- изучение особенностей структур интегральной индивидуальности старших дошкольников, с различным уровнем развития волевой активности;

- развитие структур интегральной индивидуальности детей старшего дошкольного возраста средствами тренинга по игротерапии, направленного на повышение уровня развития волевой активности. Решение этой проблемы явилось целью данной работы.

Выдвинутая проблема значима для педагогической психологии в свете обогащения знаний о влиянии волевой активности на особенности структурирования ИИ. Мы предположили, что взаимосвязь разноуровневых свойств ИИ варьирует в зависимости от уровня волевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ комбинированного вида № 15 «Аистенок» ФГУАП «Кавминводыавиа» г. Мин. Воды.

Констатирующий этап эксперимента включал выявление уровня развития волевой активности с использованием методики З.В. Мануйлен-ко (1948) «Влияние мотива на вызов волевого действия у дошкольников» и изучение разноуровневых свойств ИИ старших дошкольников. Анализ результатов ведущей методики позволил сформировать две группы: первая - с высоким уровнем волевой активности (ВВА) (25 детей), вторая - с низким уровнем волевой активности (НВА) (46 детей). В нашей работе исследовались четыре уровня ИИ: психодинамический (методика Р.Б. Кеттелла (1985) «Широта классификаций», методика Р. Кеттелла

«Неструктурированные рисунки»; методика В.С. Мерлина (1986) «Песочные часы», «Тест Руки» Т.Н. Курбатовой (1988)), уровень вторичных свойств индивида (методика «Магазин» З.М. Истоминой (1948), методика «Изучение запоминания в различных видах деятельности» А. А. Смирнова (1967)), личностный (методика «Лесенка» Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации В.Г. Щур (1993), «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), социально-психологический (методика Дж. Морено, адаптированная Т.А. Репиной (1988) «Секрет» для детей старшего дошкольного возраста, Дж Морено, адаптированная Я.Л. Коломинским «Два дома»). Полученные данные подверглись компьютерной математико-статистической обработке с использованием прикладных программ Word, Excel, Power Point, spss 12, STATISTICA, vision. проверка основной гипотезы исследования, включающая изучение изменений в структуре ИИ старших дошкольников, проводилась по отдельным и комплексным показателям.

На исходном этапе структуры ИИ дошкольников исследуемых групп по статистическому t-критерию Стьюдента частично различаются: общее в структуре составляет 55 %, специфическое по отдельным показателям -45 %.

На втором этапе статистической обработки данных мы осуществили сравнение структур ИИ старших дошкольников исследуемых групп по интегральным показателям психодинамического, вторичных свойств, личностного, социально-психологического уровней порознь, высших и низших уровней в отдельности и в целом, который дает наиболее полную, объективную информацию об исследуемом объекте. Выяснилось, что поэлементная и интегральная характеристики четырех уровней ИИ не совпадают. Если поэлементный анализ обнаружил статистически значимые различия на психодинамическом, вторичных свойств, личностном в 50 % случаев, а на социально-психологическом уровне ИИ в 40 % на разных уровнях значимости (от 0,05 до 0,01), то интегративный анализ установил различия на всех уровнях ИИ дошкольников. Причем на психодинамическом, вторичных свойств, личностном уровнях при достоверности P < 0,001. Что касается социально-психологического уровня, то установлено статистически значимое различие при достоверности P < 0,01. Статистически значимые различия между обеими группами испытуемых зафиксированы и по интегральному показателю-дискриминатору низших уровней (интеграция психодинамического уровня и уровня вторичных свойств) и высших уровней (личностного и социально-психологического). У дошкольников группы с ВВА средние значения интегрального показателя-дискриминатора низшего уровня в значительной степени превышает среднее значение данного показателя дошкольников группы с НВА (p < 0,001). Аналогично происходит и с интеграцией высших уровней у

дошкольников группы с ВВА, интегральный показатель которых в значительной степени опережает средние значения интегрального показателя высших уровней дошкольников групп с НВА (р < 0,001). Этот факт свидетельствует о значительной автономности структур ИИ дошкольников эталонной и экспериментальной групп до обучения. Дискриминантный анализ по интегральному показателю-дискриминатору четырех уровней в целом выявил различия исследуемых групп на высоком уровне достоверности (р < 0,001). При этом интегральный показатель-дискриминатор четырех уровней в целом в группе с ВВА значительно выше, чем показатель-дискриминатор в группе с НВА. Представленный дискриминантный анализ позволяет сделать вывод о том, что в исследуемых группах проявляются непересекающиеся структуры ИИ. Для изучения структур ИИ групп с высоким и низким уровнем волевой активности в отдельности мы использовали корреляционный анализ (коэффициент Спирмена) и факторный анализ (метод Терстоуна).

Внутриуровневый корреляционный анализ выявил в структурах ИИ старших дошкольников групп с ВВА и НВА определенные несовпадения за исключением уровня вторичных свойств. Например, в группе с ВВА оказались наиболее взаимосвязанными показатели личностного (66,7 %) и социально-психологического (73,3 %) уровней, что значительно ниже объема коррелируемых свойств группы с НВА, в которой показатели личностного уровня составляют 33,3 %, а социально-психологического -53,3 %. Тем не менее, в группе с НВА корреляции свойств психодинамического уровня (50 %) превышают количество зависимостей того же уровня группы с ВВА (16,7 %). Вторичные свойства в обеих исследуемых группах взаимосвязаны в равной степени (100 %). Из приведенного внутриуровневого корреляционного анализа четырех уровней ИИ следует, что внутриуровневые корреляционные связи в группе с ВВА на психодинамическом и уровне вторичных свойств носят взаимо-однозначный характер, на личностном и социально-психологическом - одно-многозначный и много-многозначный. Наоборот, в группе с НВА на психодинамическом уровне имеются много-многозначные связи, на уровне вторичных свойств и личностном - взаимо-однозначные, а на социально-психологическом уровне налицо одно-многозначный и много-многозначный тип математической детерминации. В группе с ВВА наблюдается большее количество внутриуровневых взаимосвязей на личностном и социально-психологическом уровнях. Таким образом, выявлен факт, свидетельствующий о разной приспособительной значимости отдельных уровней в структурах ИИ дошкольников с низким и высоким уровнем волевой активности, а именно: в группе с ВВА отмечается наиболее плотная связь между свойствами личностного и социально-психологического уровней, у группы с НВА -между свойствами темперамента. Плотность низших уровней имеет более

высокие значения в группе с НВА, а плотность высших уровней отдельно имеет более высокие значения в группе с ВВА. Общий показатель плотности выше в группе с ВВА.

Межуровневый корреляционный анализ структур ИИ изучаемых групп установил, что: межуровневые попарные взаимосвязи более организованы и согласованы в структуре ИИ дошкольников группы с ВВА, чем в структуре ИИ дошкольников группы с НВА; межуровневая структура ИИ старших дошкольников группы с ВВА в большей степени характеризуется насыщенностью гибких много-многозначных зависимостей, тогда как межуровневая структура ИИ дошкольников группы с НВА значительно менее насыщена много-многозначными зависимостями и имеет в своей структуре жесткие взаимо-однозначные и одно-многозначные зависимости. Данные результаты могут указывать на более высокую степень пластичности, согласованности и гармоничности структур ИИ дошкольников группы с ВВА; анализ полученных результатов показал, что в целом свойства разных уровней взаимосвязаны по-разному; оказалось, что каждая группа характеризуется большим разнообразием уникальных, характерных только для данной выборки связей.

Таблица 1

Показатели плотности связей между свойствами психодинамического, вторичных свойств, личностного, социально-психологического уровней со свойствами близлежащих уровней в %

Группы ПДУ ВТС ЛУ СПУ Общий

С ВВА 21,88 8,33 25 29 23,48

С НВА 15,63 8,33 9,38 11 11,36

Примечание: ПДУ - психодинамический уровень;

ВТС - вторичные свойства;

ЛУ - личностный уровень;

СПУ - социально-психологический уровень.

Окончательный вывод о характере межуровневых связей структур ИИ групп дошкольников с ВВА и НВА был сделан на основе факторизации матриц интеркорреляции изучаемых явлений. Выявлено, что факторные структуры ИИ дошкольников группы с ВВА характеризуются высоким уровнем развития, гармоничностью структур ИИ. Отсутствие целостных факторов в группе с НВА, может характеризовать структуры ИИ, как низко развитые имеющие слабые приспособительные ресурсы. Факторные структуры ИИ дошкольников группы с ВВА характеризуется определенным доминированием высших уровней над низшими, напротив, структуры ИИ дошкольников группы с НВА обладают выраженным перевесом низших уровней над высшими. У респондентов группы с ВВА, структуры ИИ характеризуется доминированием облических зависимостей, структу-

ры ИИ дошкольников группы с НВА - ортогональных, что свидетельствует об огромных приспособительных возможностях группы с ВВА. С учетом полученных данных был разработан формирующий этап исследования в группе респондентов с низким уровнем волевой активности, содержание которого заключалось в обосновании и апробации совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие структур ИИ:

- при выборе оптимальных психолого-педагогических условий для развития дошкольников принятие во внимание как индивидуально типологических особенностей, так и возрастных этапов развития; в связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (в данном случае игровая деятельность) [9];

- при составлении и в процессе тренинга по игротерапии учет индивидуальных психологических (повышенной тревожности, низкого социометрического статуса, интровертированности, уровня самооценки и др.) и возрастных возможностей детей; опора на интересы ребенка, а также опора не только на зону актуального развития, но и на зону ближайшего развития, т. е. уровень возможного развития - сложность задач, решаемых под руководством взрослых;

- учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

- осуществление взаимодействия педагога и детей при руководящей роли взрослого;

- создавать естественную непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

- обеспечения тесного сотрудничества психолога, педагогов и родителей на основе выработанных задач развивающего обучения;

- в процессе реализации тренинга умение исследователя ориентироваться на интегративный подход к становлению деятельност-ной сферы ребенка в плане перехода игровой деятельности в учебную (умение ставить и удерживать в уме познавательную задачу, планировать ее достижение, рефлексия полученного результата, самооценка деятельности).

При обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для развития структур ИИ дошкольников с низким уровнем волевой активности, учитывалось своеобразие психодинамических, вторичных свойств, личностных, социально-психологических, которые определяли модель развития данной группы детей. Цикл занятий «В игры играем, во-

лю развиваем» являлся специально составленным направлением для старших дошкольников с низким уровнем волевой активности.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [текст] / Б.Г. Ананьев. -Л.: ЛГУ, 1969.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности [текст] / В .В. Белоус. - Пятигорск: ПГЛУ, 2002. - 209 с.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды [текст] / В. С. Мерлин; Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2005. - 544 с.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

6. Небылицин В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий [текст] / В. Д. Небылицин. - М.: Наука, 1976.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира [текст] / С.Л. Рубинштейн; АН СССР. Ин-т философии. - М., 1957. (8).

8. Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития [текст] / И.В. Боязитова. - Монография. Москва - Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2004. - 213 с.

9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников [текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.