Научная статья на тему 'Влияние родительского отношения на развитие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старших дошкольников'

Влияние родительского отношения на развитие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / SYSTEMATIC APPROACH / INTEGRATED INDIVIDUALITY / PARENTAL RELATIONSHIP / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поклонская В.Д.

В статье представлены результаты исследования влияния родительского отношения на развитие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старших дошкольников. В соответствии с родительским отношением проведено исследование трех уровней интегральной индивидуальности старших дошкольников (уровня вторичных свойств, личностного и социально-психологического уровней). Отношения между родителями и детьми определяют особенности развития личности, интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PARENTAL ATTITUDES ON THE DEVELOPMENT OF MULTI-LEVEL PROPERTIES OF INTEGRATED INDIVIDUALITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

In the article the results of the study of the impact of parental attitudes on the development of multi-level properties of integrated individuality of the senior preschool children are given. In accordance with the parental attitude we studied three levels of integrated individuality of the senior preschool children (level of secondary properties, personal and socio-psychological level); a comparison of the properties of different levels of integrated individuality of parents and older preschoolers was carried out. Relations between parents and children define the features of the development of personal, intellectual spheres of preschool children.

Текст научной работы на тему «Влияние родительского отношения на развитие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старших дошкольников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-322-325

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Поклонская В.Д.

ORCID: 0000-0001-7161-5676, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Российская Федерация

В статье представлены результаты исследования влияния родительского отношения на развитие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старших дошкольников. В соответствии с родительским отношением проведено исследование трех уровней интегральной индивидуальности старших дошкольников (уровня вторичных свойств, личностного и социально-психологического уровней). Отношения между родителями и детьми определяют особенности развития личности, интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: системный подход; интегральная индивидуальность; родительское отношение; старшие дошкольники.

THE IMPACT OF PARENTAL ATTITUDES ON THE DEVELOPMENT OF MULTI-LEVEL PROPERTIES OF INTEGRATED INDIVIDUALITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Poklonskaya V.D.

ORCID: 0000-0001-7161-5676, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Federation

In the article the results of the study of the impact of parental attitudes on the development of multi-level properties of integrated in— 322 —

dividuality of the senior preschool children are given. In accordance with the parental attitude we studied three levels of integrated individuality of the senior preschool children (level of secondary properties, personal and socio-psychological level); a comparison of the properties of different levels of integrated individuality ofparents and older preschoolers was carried out. Relations between parents and children define the features of the development ofpersonal, intellectual spheres of preschool children.

Keywords: systematic approach; integrated individuality; parental relationship; senior preschool children.

Теория интегральной индивидуальности, созданная B.C. Мер-линым, позволяет осуществить уникальный подход в исследовании человека как саморегулируемой и саморазвивающейся системы. В Пятигорской психологической школе, под руководством ученика B.C. Мерлина - В.В. Белоуса, осуществляется разработка проблем теории интегральной индивидуальности, в том числе реализация принципа интегратизма в изучении специфики дошкольного возраста.

Актуальность данного исследования вызвана значимостью взаимоотношений родителей и детей в развитии личностной, интеллектуальной сфер детей дошкольного возраста. В зависимости от замечаний и оценок взрослых действий детей происходит развитие психических процессов дошкольников, формируется внутренняя позиция будущего школьника.

В Пятигорской психологической школе реализуется интегра-тивный подход изучения внутрисемейных типов и отношений. Е.С. Колесникова выявила, что демократический стиль воспитания способен расширить круг разноуровневых связей. При применении авторитарного стиля воспитания, интегральная индивидуальность старшего дошкольника замедляет свое развитие [2, с. 22-26].

Влияние разноуровневых свойств интегральной индивидуальности супругов на формирование личности ребенка, а также формирование позитивных родительских качеств у матерей и отцов изучали В.В. Белоус, Е.Е. Басанова [3].

Наше исследование проводилось в одном из дошкольных учреждений г. Ессентуки. В нем приняли участие родители старших дошкольников (60 человек) и старшие дошкольники в возрасте 5-7 лет. «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Сто-лин) позволил выделить группы родителей с выраженым типом взаимодействия «Кооперация» и «Авторитарная гиперсоциализация». В дальнейшем в работе с родителями использовались валидные методики изучения свойств нервной системы, темперамента, личностного и социально-психологического уровней.

Психодиагностические методы в работе со старшими дошкольниками: методики «Шифровка» Д. Векслера, диагностика зрительной опосредованной памяти; «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Исключение четвертого лишнего»; «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера; «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур; «Секрет» Т.А. Репиной, модифицированой Т.В. Антоновой.

Статистически значимые различия по отдельным показателям свойств трех уровней интегральной индивидуальности старших дошкольников с различным родительским отношением выявлены на уровне вторичных свойств индивида: пок.1 — внимание (р<0,5), пок.2 -уровень развития зрительной опосредованной памяти (р<0,01); на личностном уровне: пок.5 - мотивационная готовность (р<0,5), пок.6 - уровень развития эмоционального компонента самооценки (р<0,5) и на социально-психологическом уроне: пок. 10 - количество отрицательных выборов (р<0,5).

Корреляционный анализ показал, что разноуровневые свойства интегральной индивидуальности более упорядочены в группе старших дошкольников, родители которых предпочитают социально желательное отношение к детям. Плотность корреляционных связей уровня вторичных свойств индивида и личностного уровня интегральной индивидуальности старших дошкольников данной группы равна 50%, в группе дошкольников с авторитарным родительским отношением она составляет 33%.

Факторный анализ позволил определить наибольшее количество облических зависимостей в группе родителей, направленных на

кооперацию в процессе взаимодействия, на высших уровнях интегральной индивидуальности. В факторной структуре возрослых с родительским отношением «Авторитарная гиперсоциализация» преобладает роль социально-психологического уровня в конструировании отдельных факторов, в целом же, доминируют первичные уровни.

Таким образом, разноуровневые свойства интегральной индивидуальности старших дошкольников варьируют в зависимости от типа родительского отношения. У старших дошкольников с родительским отношением «Кооперация» отмечаются высокие показатели развития, концентрации внимания, зрительной опосредованной памяти, мотивационной готовности, эмоционального компонента самооценки, преобладания количества положительных выборов в процессе взаимодействия со сверстниками.

Полученные данные следует учитывать педагогам дошкольных образовательных учреждений в процессе оптимизации детско-ро-дительских отношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей.

Список литературы

1. Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: монография / ПГЛУ. Пятигорск, 2013. 122 с.

2. Колесникова Е.С. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников под влиянием педагогических установок родителей // Вестник ПГЛУ, спецвыпуск Психология. 2008. С. 22-26.

3. Поклонская В.Д. Факторные структуры интегральной индивидуальности старших дошкольников взависимости от типа родительского отношения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №08 (август). ч.З. С. 79-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.