Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Наталия Волеславовна, Павленко Виталий Александрович

В статье рассмотрены наиболее сложные и актуальные проблемы демографического состояния России. Проведен анализ разных регионов по состоянию экологической ситуации, здравоохранения, семейной, социальной, образовательной и других сфер. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна, но существенных результатов пока не наблюдается. Установлено, что изменение образа жизни, включая отказ от курения, чрезмерного потребления алкоголя, не здоровой пищи и т.д., поможет предотвратить многие заболевания. Поэтому, очень важно продолжать программу по формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеева Наталия Волеславовна, Павленко Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GOVERNMENT POLICY ON IMPROVING THE DEMOGRAPHIC STATE IN RUSSIA

The article discusses the most complex and current problems of Russia's demographic state. Analysis of different regions on the state of the environmental situation, health, family, social, educational and other areas has been carried out. The policy of the state aimed at solving demographic problems is diverse, but there are no significant results yet. It has been found that lifestyle changes, including smoking cessation, excessive alcohol consumption, not healthy food, etc., will help prevent many diseases. Therefore, it is very important to continue the program to form a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РОССИИ»

content of these tasks, as well as to identify the prospects for solving the problem. The article reflects the urgency of the problem, its essence and the attitude of the state and the whole society to it.

Key words: teacher, social status, profession, prestige, education, pedagogy.

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РОССИИ Елисеева Наталия Волеславовна, д.геогр.н., профессор (e-mail: envves@mail.ru) Павленко Виталий Александрович, магистрант (e-mail: pavlenko krd@bk.ru) Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г.Краснодар, Россия

В статье рассмотрены наиболее сложные и актуальные проблемы демографического состояния России. Проведен анализ разных регионов по состоянию экологической ситуации, здравоохранения, семейной, социальной, образовательной и других сфер. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна, но существенных результатов пока не наблюдается. Установлено, что изменение образа жизни, включая отказ от курения, чрезмерного потребления алкоголя, не здоровой пищи и т.д., поможет предотвратить многие заболевания. Поэтому, очень важно продолжать программу по формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: демография, здоровье, политика государства, трудовые ресурсы, социальная среда.

Актуальность проблемы обусловлена сложной демографической ситуацией в стране, изменение которой возможно благодаря проведению эффективной государственной политики. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна. Она включает демографическую, миграционную, жилищную, налоговую, семейную, социальную, экономическую политику. В ее состав входит государственная политика в сфере здравоохранения, образования, туризма, физической культуры и спорта.

Интерес к изучению демографических процессов в России возрастает, так как демографический фактор, как и социальный, и экономический является одной из важнейших предпосылок развития страны.

Экономика страны представляет собой сложный хозяйственный механизм, который сформировался на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Экономика имеет свои законы, согласно которым имеют место всплески и падения тех или иных процессов: общественного производства, изменяется уровень безработицы, курс национальной валюты и др. Для то-

го, чтобы понять, что является условием эффективного развития экономики страны, нужно проанализировать факторы, которые тормозят её развитие. Безусловно, составить исчерпывающий перечень указанных факторов, вряд ли возможно.

Важнейшей категорией, используемой для оценки социально-экономического потенциала и уровня развития страны является такое понятие, как национальное богатство. С научной точки зрения это понятие определяется как совокупность неких ценностей и активов, которые были накоплены обществом за определенный период времени, созданы трудом или доставшихся обществу в качестве природных ресурсов, которые пригодны для использования. Именно это и является одним из важнейших показателей экономической мощи страны. Национальное богатство страны -это совокупность природных богатств; материальных и духовных ценностей. Но главным и истинным природным богатством любого страны является, люди, живущие на территории этого государства.

Определить «оптимальную» численность населения, с научной точки зрения, выгодную с различных позиций пока не удается. Хотя со времен античного мира началась история демографической политики [1].

По данным Всемирного банка, в развитых странах человеческие ресурсы составляют от 68% до 76% всего национального богатства. Ведь нет ничего ценнее и разумнее чем человек и человеческий потенциал в совокупности с трудом способен создавать многие ценности и богатства. Таким образом главным фактором экономического роста в современном мире является человеческий потенциал. И именно от этой составляющей зависит эффективность использования всех прочих ресурсов развития[2]..

В России человеческий капитал составляет 46 процентов, что гораздо меньше, чем в развитых странах. Чтобы России выйти на уровень этих стран по оценке Всемирного банка понадобится до 100 лет. Вместе с тем, показатель человеческого капитала на душу населения в России с 2000 до 2017 года вырос почти на 80 процентов, однако составляет лишь одну пятую от среднего показателя в странах Организации экономического сотрудничества и развития.

Численность населения России на декабрь 2020 года составила 146 млн. 626 тыс. 529 человек (на 31 декабря 2019 года - 146 млн. 570 тыс. 529 человек) [4].

По предварительным прогнозам в 2020 году численность населения России увеличится на 60 тыс. 94 человека и в конце года будет составлять 146 млн. 630 тыс. 227 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 168 тыс. 556 человек. За весь год родится примерно 1 млн. 862 тыс. 906 детей и умрёт 2 млн. 31 тыс. 462 человека. Годовой прирост населения в 2020 году по сравнению с 2019 годом станет ниже [4] (в том числе и в связи с ситуацией по распространению новой коронави-русной инфекции).

Значительную угрозу для экономики России представляет демографический провал, в котором находится страна в настоящее время. В нашей стране происходит естественная убыль населения. Федеральная служба государственной статистики сообщила, что естественная убыль российского населения в 2019 году стала самой высокой за последние 11 лет, а по прогнозам 2020 года станет еще выше [4]. По прогнозам, всплеска рождаемости в ближайшие пятнадцать лет ждать не стоит. Этому есть следующее объяснение. Во время Второй мировой войны произошел резкий спад рождаемости. Те, кто тогда родился, стали взрослыми и родили своих детей. Это породило следующий спад рождаемости примерно в конце 60-х - начале 70-х годов. Люди, которые родились в этот период тоже, родили своих детей. И так далее. Такое падение рождаемости сложилось из-за того, что сейчас имеют детородный возраст те, кто родился после распада Советского Союза, 90-е годы и позже. То есть как раз в те годы, когда наблюдались наименьшие показатели рождаемости.

Повышение рождаемости стало бы возможным, если вновь создаваемые семьи будут иметь по два и более ребенка. Создаются ли для российских семей условия, способствующие рождению в них более одного ребенка на государственном и региональном уровне? Во-первых, современные россияне, в среднем, вступают в брак (а значит, и рождают детей) гораздо позже, чем поколение их родителей, а тем более их дедушек и бабушек. Во-вторых, по стране очень большая статистика разводов. И хотя в России заключенных браков все же больше, чем расторгнутых, разница между этими показателями каждый год снижается. Распад семей, как известно, ведет к снижению рождаемости.

Рассмотрим еще один аспект сложившейся ситуации. В настоящее время те, кто родились в 50-х и начале 60-х годов постепенно уходят на пенсию, то есть выходят из категории трудоспособного населения. В активную трудовую пору входят поколения, которые появились на свет в период спада рождаемости. И, как следствие, число трудоспособных людей уменьшается, а число пенсионеров, которым нужно платить пенсию, растет. Отсюда следуют связанные с демографическим кризисом качественные изменения социальной структуры общества и объемы недополученного национального дохода в результате сокращения трудового потенциала страны. Как известно, главным показателем эффективности экономики является рост валового внутреннего продукта (ВВП), который напрямую зависит от состояния демографии данного субъекта, то есть в России одной из причин, сдерживающих рост экономики наряду с отсутствием инвестиционной активности, изношенностью основных фондов, является и уменьшение трудоспособного населения. Кроме того, эксперты Всемирного банка отметили, что кризис в пенсионном обеспечении можно преодолеть лишь повышением возраста выхода на пенсию, что и было сделано. С 1 января 2019 года вступил в силу закон, согласно которому с 2019 года началось плавное увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин

и до 65 лет для мужчин. На сегодня сложилась ситуация, когда число официально занятых людей в стране постоянно падает, а количество пенсионеров неуклонно растет. Такими темпами в случае отказа от повышения пенсионного возраста государство могло прийти к ситуации, когда буквально через 20 лет количество людей, вышедших на пенсию, превысило бы количество рождающихся детей. Сейчас можно говорить о том, что бюджет страны является социально ориентированным и значительная часть поступлений направляется на социальные выплаты, в том числе -пенсионные. И если бы ситуация не изменилась, в России мог наступить экономический кризис, связанный с дефицитом рабочей силы. Предстоящие демографические изменения неизбежно будут иметь многочисленные экономические и социальные последствия - из-за изменения возрастной структуры населения смещение структуры спроса. Это коснется спроса на рыночные товары и услуги, но, что важнее - и спроса на услуги, обеспечиваемые государством. С повышением возраста увеличивается потребность в услугах здравоохранения, а наиболее пожилым часто требуется дополнительная помощь и социальная опека [3].

Но наиболее важным в вопросе улучшения демографической ситуации в стране является повышение рождаемости. Чтобы в России в будущем появились новые рабочие руки, нужно родить и вырастить детей для обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения.

Снижение рождаемости связано с духовными, психологическими, культурными, религиозными причинами, а также опосредовано прослеживается взаимосвязь с экономическими причинами. Любая развивающаяся экономическая система рассчитана на динамичный рост населения. Если этого не происходит, то такая экономика не развивается, а если численность рабочей силы уменьшается, то и экономика страны снижается во всех показателях. Эта проблема касается всех развитых стран мира и может привести к общемировому экономическому кризису. Поэтому, государству необходимо искать пути решения вопроса низкой рождаемости и большой смертности населения. Демографическая политика Российской Федерации должна быть направлена не только на поиск эффективных способов стимулирования увеличения роста рождаемости, но и на увеличение продолжительности жизни, сохранение и укрепление здоровья населения, сокращение уровня смертности, регулирование внутренней и внешней миграции и, как следствие, улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Президент Российской Федерации Путин В.В. в ноябре 2017 года на заседании Координационного совета национальной стратегии действий в интересах детей [5] объявил о новых мерах по поддержке семей, что можно считать развитием масштабной реформой демографической политики. Новые меры призваны помогать тем, у кого не хватало денежных средств, чтобы решиться увеличить семью. Уже с 2018 года эти меры начали работать. В 2020 году государственная поддержка российских семей с детьми

получила дальнейшее развитие. В действие вступило ряд новых законов, направленных на повышение социальной защищенности семей и рост рождаемости. С 1 января 2020 года вступил в силу закон, в соответствии с которым смогут получать выплаты на детей до достижения ими трехлетнего возраста вместо ранее принятого 1,5 годового возраста семьи, если среднедушевой доход в семье не превышает величины двух прожиточных минимумов. В среднем сумма выплаты в 2020 году составляет 12 тыс. руб., в 2021 году - 12, 3 тыс. руб., в 2022 году - 12,6 тыс. руб. Уточненный размер пособия устанавливается в регионах с учетом величины регионального прожиточного минимума. В 2020 году семьи с двумя детьми продолжат участвовать в программе выплаты материнского капитала. Со времени введения этой меры прошло 14 лет и проект должен был завершиться в конце 2021 года, но Президент Российской Федерации предложил во время своего очередного Послания продолжить ее реализацию в последующие пять лет. «Мы продлим эту программу минимум до 31 декабря 2026 года» [7]. Во многих субъектах РФ реализуется программа «Региональный материнский капитал». Она предполагает выплаты семьям при появлении третьего ребенка. Еще одна мера чрезвычайно важна для молодых семей -это жилье. С 1 января 2018 года предусмотрено субсидирование процентной ставки сверх 6 процентов в течение трех лет с даты выдачи кредита на второго ребенка и пяти лет - на третьего. Это относится как к покупке на первичном рынке, так и к рефинансированию ранее полученных кредитов. Мера сможет охватить свыше 500 тысяч семей за пять лет. В соответствии с Федеральным законом № 157-ФЗ с 2020 года матери или отцу, у которых в срок по 31.12.2022 года родился третий или последующий ребенок с 2020 года предоставляется право получить от государства компенсацию на погашение ипотечного кредита. Конкретная сумма определяется индивидуально и не может превышать величины остатка кредитной задолженности в сумме с начисленными процентами. Еще одна проблема - очереди в яслях и детских садах. В 2020 году продолжится предоставление льгот семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми, предусмотренных на федеральном и региональном уровнях:

- бесплатный проезд в общественном транспорте;

- первоочередное предоставление мест в дошкольных учреждениях и школах;

- бесплатное предоставление земельных участков для строительства дома и фермерство;

- бесплатные путевки детям в санатории и лагеря;

- возможность для матери выйти досрочно на пенсию;

- также многодетным семьям будет уменьшен имущественный налог пропорционально количеству детей.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 связал будущее России с преодолением демографического кризиса, назвав низкие доходы населения прямой уг-

розой. Чтобы «выбраться из демографической ловушки», повысить рождаемость и поддержать семьи с детьми, [6] Президент объявил новый пакет демографических мер. Президент сказал, что перед Россией стоит задача увеличить суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной) к 2024 году до 1,7 против нынешних 1,5. Посланием определены следующие направления решения указанной проблемы:

- с 1 января 2020 года материнский капитал начнут выплачивать при рождении первого ребенка, а сама программа будет продлена до 2026-го (сейчас она распространяется только на второго ребенка и действует до 2021 года). Размер материнского капитала на первого ребенка составит 466,6 тыс. руб. «Такая поддержка даст возможность семье подготовиться к рождению второго ребенка» [7], - объяснил Президент.

- при рождении второго ребенка семьям, получившим материнский капитал на первого, добавят еще 150 тыс. рублей. Таким образом, общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616,6 тыс. рублей. Те семьи, где к началу 2020 года уже был один ребенок, при рождении второго получат сразу столько же. Сумма будет индексироваться в соответствии с инфляцией во время действия программы.

В России реализуется Национальный проект «Демография», рассчитанный на период с 2019 по 2024 годы. Данный национальный проект является продолжением части приоритетных проектов из направления «Здравоохранение», в том числе «Формирование здорового образа жизни», реализуемого с 2017 года. Паспорт национального проекта был утвержден президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года, реализация началась 1 января 2019 года.

Основными задачи национального проекта стали:

- улучшение благосостояние семей за счет мер финансовой поддержки -различных выплат, льготной ставки по ипотеке на уровне 6 процентов, бесплатных курсов для женщин в декрете, процедур искусственного оплодотворения. Все это, в свою очередь, должно способствовать повышению рождаемости;

- увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;

- внедрение системы долговременного ухода за пожилыми людьми;

- предоставление возможности гражданам предпенсионного возраста пройти профессиональное обучение, чтобы оставаться востребованными на рынке труда;

- мотивирование вести здоровый образ жизни и правильно питаться;

- увеличение доли регулярно занимающихся спортом россиян до 55 процентов.

В Краснодарском крае в рамках национального проекта «Демография» разработаны и реализуются региональные проекты: «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости женщин - соз-

дание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Краснодарского края»; «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»; «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»; «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Спорт-норма жизни)». На реализацию национального проекта «Демография» в крае предусмотрено 12 864,8 млн. рублей.

В ходе реализации проекта «Демография» в Краснодарском крае выявлены следующие проблемы:

1. Сокращение численности женщин возрастной группы 20-24 лет на 37,4% (с 213 тыс. в 2007 году до 134 тыс. женщин в 2019 году);

2. Увеличение возраста матерей при рождении ребенка. Согласно статистическим данным с 2007 года средний возраст женщин, родивших ребенка, увеличился на 2 года и составил в 2019 году - 28,6 года (2007 год - 26,7 лет), т.е. имеет место фактор «отложенного рождения» детей.

3. Уменьшение доли рождений первых детей. Число рожденных первенцев за 8 месяцев 2020 года сократилось на 1309 человек по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составило 14290 младенцев. [8]

Считаю, что комплекс эффективных мер для улучшения демографической ситуации в стране недостаточным. Некоторые аспекты существующих проблем в этой области решены не полностью.

Требуется рассмотреть на государственном уровне ряд вопросов.

Во-первых, это повышение коэффициента рождаемости за счет вторых и третьих рождений с помощью различных видов мотивирования многодетных семей.

Во-вторых, изменение размера пенсий родителей-пенсионеров в зависимости от количества у них внуков. Это в том числе частично поможет решению проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях.

В-третьих, вопрос увеличения продолжительности жизни через повышение роли первичной медико-санитарной помощи, включая диагностику, профилактику и ведение заболеваний, а также развитие эффективности и увеличения финансирования медико-санитарной помощи за счет внедрения протоколов лечения на основе принципов доказательной медицины и систем контроля качества и более активного использования информационных технологий.

В-четвертых, разработка и реализация комплекса мер по снижению уровня смертности, с учетом того, что уровень смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т.д. Особое внимание следует уделить вопросам снижения смертности людей в

трудоспособном возрасте от внешних причин, например от травматизма на производстве и от дорожно-транспортных происшествий. А также сокращение уровня материнской и младенческой смертности,

В-пятых укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

В-шестых, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости представляющими опасность для окружающих, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов.

Также необходимо иметь в виду, что большое значение в снижении смертности населения играет изменение отношения самих людей к своему здоровью, то есть к так называемому здоровому образу жизни, без перехода к которому многие государственные усилия в области здравоохранения могут быть напрасны. Изменение образа жизни, включая отказ от курения, чрезмерного потребления алкоголя, жирной пищи и т.д., поможет предотвратить многие заболевания. Поэтому, очень важно продолжать программу по формированию здорового образа жизни. Но и здесь главная проблема в реальном индивидуальном подходе, а не формализованном выполнении этой программы, что, к сожалению, происходит довольно часто.

Очень важно для здоровья человека состояние окружающей среды. Там, где спокойная экологическая обстановка, там и рождаемость выше [9, 10].

На уровне Правительства Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации необходимо разработать комплексную общероссийскую программу по выводу страны из демографического кризиса. В ней необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения, повышение уровня и качества жизни, обеспечении государственной гарантии гражданам на качественной бесплатной медицинской помощи, формирование в обществе идеологии и практики здоровьесберегающе-го образа жизни, всемерное укрепление института семьи и другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Список литературы

1. Елисеева Н.В., Малая Л.С. демографическая политика в краснодарском крае. //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 1 (77). С. 134-136.

2. Кармиргодиева А. А., Черкесова Э. Ю. Влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 249-253. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46228.htm.

3. Каюков В. В., Мельчакова Ю. Л. Взаимосвязь демографических процессов с состоянием экономики // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. - С. 177-180. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4779/;

4. https://rosstat.gov.ru/

5. http://posobie-expert.ru/news/novye-mery-podderzhki-v-2018-godu/

6. https://www.rbc.ru/economics/15/01/2020/5e1f21a39a7947dbeef5f5a3/

7. http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

8. http://sznkuban.ru/_files/docs/2020/demografiya_01.11.2020.pdf

9. Сидоренко А.В., Елисеева Н.В., Бочко Т.Ф. Состояние окружающей среды и здоровье человека. В сб.: Экономические и социально-экологические преобразования в системе устойчивого развития Северо-Кавказского региона. Межрегиональная научно-практическая конференция. 2006. С. 327-330.

10. Слюсаренко Э.Е. Эколого-экономические аспекты обеспечения экологической безопасности регионов (на примере ооо «Еврохим БМУ») /В сб.: Материалы международной научной конференции «Наука. Исследования. Практика». ГНИИ «Нацразви-тие». Апрель 2018. Сб. избранных статей. 2018. С. 13-16.

Pavlenko Vitaly, master's student Eliseeva Nataliya Voleslavovna,

Doctor of Geographical Sciences, Professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies, Russia, Krasnodar, e-mail: envves@mail.ru THE IMPACT OF GOVERNMENT POLICY ON IMPROVING THE DEMOGRAPHIC STATE IN RUSSIA

Abstract.. The article discusses the most complex and current problems of Russia's demographic state. Analysis of different regions on the state of the environmental situation, health, family, social, educational and other areas has been carried out. The policy of the state aimed at solving demographic problems is diverse, but there are no significant results yet. It has been found that lifestyle changes, including smoking cessation, excessive alcohol consumption, not healthy food, etc., will help prevent many diseases. Therefore, it is very important to continue the program to form a healthy lifestyle. Keywords: demographics, health, government policy, labor, social environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.