Влияние политических факторов на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях сферы услуг
Неофиту Элина Геннадьевна
старший преподаватель Базовой кафедры «Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
В данной статье рассматривается влияние политических факторов на деятельность организаций МСП, функционирующих в сфере услуг, в том числе их влияние на устойчивое развитие МСП в долгосрочной перспективе. Устойчивое развитие применительно к МСП в сфере услуг рассматривается как понятие, включающее не только экологические цели, но и социальную и организационную составляющую. Для того, чтобы концепция устойчивого развития была применена к субъектам малого и среднего предпринимательства, функционирующим в сфере услуг, необходима государственная поддержка, в том числе наличие ясных и справедливых правил, снижение бюрократических преград, поддержка предпринимательства и стимулирование инноваций в отраслях услуг, развитие системы образования и профессиональной подготовки в отраслях сферы услуг, упрощение процедур лицензирования и регистрации.
Развитие мер государственной поддержки позволит предприятиям МСП, функционирующим в сфере услуг, комплексно рассматривать деятельность, учитывая как финансовые, так и социальные и экологические аспекты деятельности.
Ключевые слова: услуга, сфера услуг, устойчивое развитие, субъекты МСП в сфере услуг, политические факторы
Мир все более внимателен к климатическим и экологическим рискам, совершенствованию инструментов и инфраструктуры устойчивого развития. Парижское соглашение по климату заложило идеологическую и правовую основу для нового глобального перераспределения потоков капитала в пользу рынков, отвечающих современным потребностям. Россия приняла это соглашение в 2019 году. Актуальность выбранной темы связана с новизной самой концепции «устойчивого развития», которая начала применяться в отношении отдельных компаний и разрабатываться в России только после 2019 года и к настоящему моменту не является всеобъемлющей[7].
Впервые об устойчивом развитии говорится в Указе Президента Российской Федерации от 01.04.1996 года «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»^]. Но фактически в этом направлении не было прогресса до 2019 года. Следующим значительным внутренним документом, посвященным этому вопросу стало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 года № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»[3]. Но если проанализировать оба эти документа, то станет очевидным, что устойчивое развитие в России рассматривается исключительно в экологическом аспекте. В выше указанном Распоряжении Правительства обозначены следующие направления устойчивого развития[3]:
- обращение с отходами;
- энергетика;
- строительство;
- промышленность;
- транспорт и промышленная техника;
- водоснабжение и водоотведение;
- природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие;
- сельское хозяйство;
- устойчивая инфраструктура.
Как мы видим из этого перечня - предпринимательство в отраслях сферы услуг, не рассматривается как значимый и активный участник устойчивого развития России.
Какой же вклад может вносить предпринимательство в сфере услуг в устойчивое развитие? Во-первых, МСП в сфере услуг работают во многих социально значимых секторах экономики, включая профессиональные и научные услуги, образовательные услуги, здравоохранение/социальную помощь, искусство, развлечения и отдых, гражданские услуги, т.е. обслуживают общество в целом, способствуя его устойчивому развитию.
Во-вторых, рассмотрим разные подходы к понятию «устойчивого развития» и определим подход, наиболее применимый к МСП в сфере услуг.
Дискуссия об устойчивом развитии началась несколько десятилетий назад, когда индустриализация привела к увеличению потребления природных ресурсов.
В целом устойчивость чаще всего определяется как удовлетворение потребностей настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
Сл>
м см о см
1Л
О Ш
т
X
3
<
т О X X
Большинство ученых выделяют три основных концепции устойчивого развития:
- устойчивое развитие — это более широкий термин, который включает в себя не только охрану окружающей среды, но и социальные цели;
- устойчивое развитие ограничивается вопросами окружающей среды;
- устойчивое развитие связано с устойчивостью экологии и экосистем в целом без учета других важных составляющих.
Для определения роли МСП в сфере услуг для устойчивого развития представляется целесообразным придерживаться первой точки зрения.
Социальная составляющая связана с методами, которые способствуют здоровью, безопасности и благополучию сотрудников, клиентов и сообществ. Этот компонент включает в себя такие действия, как создание эффективной культуры безопасности, обеспечение клиентов информацией, необходимой им для безопасного использования продуктов, и защита доступа к основным ресурсам.
Корпоративная устойчивость тесно связана с корпоративной социальной ответственностью, хотя и является отдельной деловой практикой. Корпоративная социальная ответственность — это более широкий термин, используемый в более общем плане для описания практики или действий, предпринимаемых бизнесом для продвижения социальных и экологических проблем.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении компании можно разделить на три общие категории: физические, организационные и человеческие. В этой связи формирование базы управления устойчивым развитием организации носит комплексный характер.
Более того, в сфере услуг роль человеческого труда чрезвычайно важна. Относительно недавно устойчивое развитие коммерческих предприятий начали связывать с такими сферами бизнеса, как управление и бизнес-стратегия, а также с человеческими ресурсами. Поскольку человеческие ресурсы любой компании непосредственно направлены на реализацию политик, правил и регулирования организации, важно отметить, что они является ключевой функцией в управлении устойчивым развитием организации.
Социальная устойчивость — это определение и управление воздействием бизнеса, как положительным, так и отрицательным, на людей.
Качество взаимоотношений компании и взаимодействия с заинтересованными сторонами имеет решающее значение. Компании прямо или косвенно влияют на то, что происходит с сотрудниками, клиентами и местными сообществами, и важно заранее управлять последствиями.
Социальная опора связана с еще одним плохо определенным понятием - «социальной лицензией». Устойчивый бизнес должен пользоваться поддержкой и одобрением своих сотрудников, заинтересованных сторон и сообщества, в котором он работает. Подходы к обеспечению и поддержанию этой поддержки различны, но все сводится к справедливому отношению к сотрудникам и к добрососедству и членству в сообществе как локально, так и глобально.
В организациях вопросы социальной устойчивости включают права человека, справедливую практику в отношении персонала, условия безопасности на рабочем месте, баланс между работой и личной жизнью, расширение прав и возможностей и многое другое. Хотя проблемы социального воздействия или социальной устойчивости нелегко измерить, их легче идентифицировать.
МСП в сфере услуг служит общественному благу, предлагая услуги, которые приносят пользу сообществам и отдельным лицам, которые в них живут.
В то время как многие крупные коммерческие компании начали добровольно оценивать и сообщать о своих показателях экологической, культурной, экономической и социальной устойчивости в ответ на растущую осведомленность общественности о проблемах устойчивости, малые предприятия, как правило, не спешат внедрять эту практику.
Далеко не все компании малого и среднего предпринимательства в настоящее время придерживаются принципов корпоративной устойчивости, и маловероятно, что все будут следовать этому, по крайней мере, добровольно. Главный вопрос для инвесторов и руководителей заключается в том, является ли устойчивость преимуществом для компании, а ведь публично распространяемая стратегия устойчивого развития может принести трудно поддающиеся количественной оценке выгоды, такие как общественная добрая воля и лучшая репутация.
Как уже было сказано, добровольное следование принципам социальной и корпоративной устойчивости в малом бизнесе не является широко распространенной практикой. Для этого нужна соответствующая государственная политика и законы, которые поддерживают и регулируют устойчивые инициативы, не только в области экологии.
Также на социальные и корпоративные принципы устойчивого развития оказывает значительное влияние такой фактор, как государственное регулирование и бюрократия. Избыточное административное регулирование и бюрократические процедуры могут затруднять создание и развитие малых и средних предприятий. Упрощение процедур регистрации, получения лицензий и разрешений, а также сокращение бюрократической нагрузки на предпринимателей, способствует не только развитию предпринимательства в целом.
Например, значительные ограничения на развитие социальных и корпоративных инициатив накладывает трудовое законодательство, так как в нем не отражены многие современные тенденции взаимодействия работодателя и подчиненных. Помимо этого, слишком жесткие нормы по оплате труда и социальной защите работников могут стать препятствием для развития МСП, особенно в условиях экономического кризиса или конкуренции с крупными компаниями. В то же время, отсутствие социальной защиты для работников может привести к неустойчивости и неудовлетворенности работников, что может отрицательно сказаться на бизнесе в целом.
Кроме того, в нашем законодательстве не учитываются особенности работы в таком секторе устойчивого развития, как работа с малыми производственными отходами.
Помимо этого, политическая нестабильность оказывает значительный негативный эффект на устойчивое развитие любых компаний, особенно малых и средних. Это связано с тем, что нестабильность создает неопределенность и риски для бизнеса, что может привести к снижению инвестиций в устойчивое развитие и перераспределению ресурсов на более выгодные, но менее устойчивые проекты.
Кроме того, политическая нестабильность может привести к изменению правового регулирования и экономической политики, что может затруднить реализацию инициатив по устойчивому развитию. Например, изменение налогового законодательства может снизить финансовую поддержку для устойчивых проектов.
Пожалуй, самый главный эффект политической нестабильности выражается в снижении доверия к бизнесу и ухудшению деловой среды, что может затруднить привлечение инвестиций и партнеров для устойчивого развития.
Политические факторы могут оказывать значительное влияние на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в отраслях сферы услуг. Вот несколько основных аспектов влияния политических факторов:
Законодательное регулирование: Политические решения и законодательство, связанные с отраслью услуг, могут создавать либо благоприятные, либо неблагоприятные условия для МСП. Наличие ясных и справедливых правил, снижение бюрократических преград, поддержка предпринимательства и стимулирование инноваций в отраслях услуг способствуют устойчивому развитию МСП.
Финансовая поддержка: Политические меры, направленные на предоставление финансовой поддержки и льгот для МСП в отраслях услуг, могут значительно способствовать их развитию. Это может включать программы государственных субсидий, кредитования, грантов и налоговых стимулов для предпринимателей.
Образование и подготовка кадров: Политические решения, направленные на развитие системы образования и профессиональной подготовки в отраслях сферы услуг, имеют важное значение для устойчивого развития МСП. Образовательные программы и инициативы, ориентированные на развитие навыков и компетенций, необходимых для предпринимательства в отраслях услуг, могут способствовать повышению качества услуг и конкурентоспособности МСП.
Регуляторная среда: Политическое регулирование и создание благоприятной регуляторной среды в отраслях услуг имеет важное значение для развития МСП. Прозрачность и предсказуемость правил и нормативов, упрощение процедур лицензирования и регистрации, снижение административных барьеров и коррупции способствуют развитию предпринимательства и привлечению инвестиций в отрасли
В качестве вывода можно указать, что Российское законодательство не предоставляет достаточной поддержки для развития инициатив по устойчивому развитию в малом и среднем предпринимательстве, особенно в сфере услуг. Излишнее государственное регулирование и политическая нестабильность, также оказывают негативное влияние на инициативы по устойчивому развитию в МСП.
Это может привести к тому, что предприниматели в сфере услуг не будут ориентироваться на устойчивый бизнес и не будут учитывать социальные аспекты своей деятельности. В результате, это может негативно повлиять на благополучие общества в целом. Необходимо разработать меры поддержки для стимулирования устойчивого развития в малом и среднем предпринимательстве, чтобы создать благоприятную среду для развития социально ответственного бизнеса.
Литература
1. ГОСТ Р 54598.1-2011 Национальный Стандарт Российской Федерации «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития». Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2011 г. № 732-ст»
2. ГОСТ Р 54598.1-2015 Национальный Стандарт Российской Федерации «Менеджмент устойчивого развития». Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. № 1858-ст. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200127235
3. Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 N 1912-р <Об утверждении целей и основных направлений
устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию/
5. Борисова, Н. А. От менеджмента к контроллингу / Н. А. Борисова // Российская торговля. - 2003. - № 4. - С. 26.
6. Демидова, К. В. мСп в условиях антироссийских санкций: итоги первого полугодия 2022 г. и возможные направления поддержки / К. В. Демидова // Экономическое развитие России. - 2022. - Т 29 № 11. - С.46-58.
7. Савичев Александр Александрович Факторы и условия устойчивого развития малого и среднего предпринимательства // Вестник ГУУ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-ustoychivogo-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.
The influence of political factors on the sustainable development of small and
medium-sized businesses in service industries Neofitou E.G.
PREU" G.V. Plekhanov
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
This article examines the impact of political factors on the activities of SME organizations operating in the service sector, including their impact on the sustainable development of SMEs in the long term. Sustainable development in relation to SMEs in the service sector is considered as a concept that includes not only environmental goals, but also a social and organizational component. In order for the concept of sustainable development to be applied to small and medium-sized businesses operating in the service sector, government support is needed, including the availability of clear and fair rules, reduction of bureaucratic barriers, support for entrepreneurship and stimulation of innovation in the service industries, development of education and training in the service industries, simplification of procedures licensing and registration. The development of state support measures will allow SMEs operating in the service sector to comprehensively consider their activities, considering both financial and social and environmental aspects of their activities. Keywords: service, service sector, sustainable development, SMEs in the service
sector, political factors References
1. GOST R 54598.1-2011 National Standard of the Russian Federation "Management
of an organization. Guidelines for ensuring sustainable development". Approved and put into effect by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated December 7, 2011 No. 732-st ""
2. GOST R 54598.1-2015 National Standard of the Russian Federation ""Sustainable
Development Management"". Approved and put into effect by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated November 18, 2015 No. 1858-st. [Electronic resource] Access mode: https://docs.cntd.ru/document/1200127235
3. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2021 N 1912-r ""On
approval of the goals and main directions of sustainable (including green) development of the Russian Federation
4. Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 No. 440 On the
Concept of Transition of the Russian Federation to Sustainable Development /
5. Borisova, N. A. From management to controlling / N. A. Borisova // Russian trade.
- 2003. - No. 4. - S. 26.
6. Demidova, K. V. SMEs in the context of anti-Russian sanctions: results of the first
half of 2022 and possible areas of support / K. V. Demidova // Economic development of Russia. - 2022. - T 29 No. 11. - P. 46-58.
7. Savichev Alexander Alexandrovich Factors and conditions for sustainable
development of small and medium-sized businesses // Bulletin of the State University of Management. 2018. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/factory-i-usloviya-ustoychivogo-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м
CJ