Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКТОРА МСП В РФ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКТОРА МСП В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / государственное регулирование / институты государственного регулирования / инфраструктура предпринимательства / МСП / финансовая и нефинансовая поддержка МСП / entrepreneurship / government regulation / institutions of government regulation / business infrastructure / SMEs / financial and non-financial support for SMEs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Елена Олеговна, Архипов Петр Александрович

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических основ государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства, а также регулирования основных социально-экономических процессов, в том числе в сфере предпринимательства. Проведен анализ системы экономических и юридических мер по поддержке сектора МСП со стороны государства. Изучены возможности механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Исследована деятельность государственной политики в отношении поддержки сектора МСП, дополняемой организациями рыночной инфраструктуры, поддерживающими предпринимательство, которое формируется и действует на основе рыночных отношений, помогая государству осуществлять эффективные меры по созданию среды, благоприятной для развития предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Елена Олеговна, Архипов Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS AND SYSTEMS OF STATE REGULATION MEASURES OF THE SME SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the theoretical and methodological foundations of state regulation of small and medium-sized businesses, as well as regulation of the main socio-economic processes, including entrepreneurship. The analysis of the system of economic and legal measures to support the SME sector by the state. The possibilities of the mechanism of state regulation of entrepreneurial activity have been studied. The activity of state policy in relation to the support of the SME sector, supporting entrepreneurs that are formed and operate on the basis of market relations, helping to implement effective measures to create an enabling environment for business structures, has been investigated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКТОРА МСП В РФ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКТОРА МСП В РФ

THEORETICAL BASIS AND SYSTEMS OF STATE REGULATION MEASURES OF THE SME SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 369.032

Дмитриева Елена Олеговна, кандидат экономических наук, доцент, Доцент кафедры «Кафедра государственного и муниципального управления», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева».

Россия, г. Самара

Архипов Петр Александрович, Студент, 3 курс, институт экономики и управления, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева». Россия, г. Самара

Dmitrieva Elena Olegovna , dmitr- el @mail. ru Arkhipov Petr Alexandrovich

Аннотация

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических основ государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства, а также регулирования основных социально-экономических процессов, в том числе в сфере предпринимательства. Проведен анализ системы экономических и юридических мер по поддержке сектора МСП со стороны государства. Изучены возможности механизма

государственного регулирования предпринимательской деятельности. Исследована деятельность государственной политики в отношении поддержки сектора МСП, дополняемой организациями рыночной инфраструктуры, поддерживающими предпринимательство, которое формируется и действует на основе рыночных отношений, помогая государству осуществлять эффективные меры по созданию среды, благоприятной для развития предпринимательских структур.

Annotation

The article is devoted to the study of the theoretical and methodological foundations of state regulation of small and medium-sized businesses, as well as regulation of the main socio-economic processes, including entrepreneurship. The analysis of the system of economic and legal measures to support the SME sector by the state. The possibilities of the mechanism of state regulation of entrepreneurial activity have been studied. The activity of state policy in relation to the support of the SME sector, supporting entrepreneurs that are formed and operate on the basis of market relations, helping to implement effective measures to create an enabling environment for business structures, has been investigated.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, институты государственного регулирования, инфраструктура предпринимательства, МСП, финансовая и нефинансовая поддержка МСП.

Keywords: entrepreneurship, government regulation, institutions of government regulation, business infrastructure, SMEs, financial and non-financial support for SMEs.

Современная практика управления экономикой высокоразвитых зарубежных стран показывает, что государство регулирует основные социально-экономические процессы, в том числе в сфере предпринимательства [9]. Государственное регулирование основано на сочетании рыночного саморегулирования и государственного управления. Теоретическая основа этой политики основана на теоретических положениях

различных бизнес-школ. Таким образом, школа Дж. М. Кейнса исходит из того, что рыночная экономика не может быть полностью самоорганизованной и поэтому требует значительного государственного вмешательства. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов на основе рыночных отношений [5]. Концепция связана с идеей расширения емкости рынка за счет удовлетворения платежеспособного спроса.

Сложная экономическая ситуация, связанная с замедлением экономического роста, ростом инфляции и бюджетным дефицитом в нескольких мировых державах после Второй мировой войны, вызвала необходимость изменения модели экономического развития. На смену кейнсианскому направлению в макроэкономике пришла неоклассическая модель, основанная на принципе свободы и отрицании активной роли государства. Представители этой школы, не согласные с идеями Дж. М. Кейнса, рассматривают рыночную систему как модель самоорганизации, которая может лучше гарантировать экономический рост. Среди направлений неоклассической школы можно выделить два направления: «монетаризм» и «экономика предложения».

Представитель монетаризма М. Фридман исходил из того, что государство должно контролировать соблюдение «правил игры» рыночными единицами и регулировать процессы денежного обращения [44]. Следовательно, монетаристы были против расширения экономических функций государства. Государство играет пассивную роль в валютной модели, обеспечивая устранение барьеров, мешающих законам о свободной конкуренции работать на рынке.

Институциональная теория, отстаиваемая выдающимися учеными, такими как Т. Веблен, В. Митчелл, Д. Коммонс, защищает смешанную экономику и предлагает идею корпоративного контроля над предпринимательством. Институционалисты отвергли понимание рыночной экономики как системы равновесия и интерпретировали ее как

развивающуюся систему. Как и у классиков, его концепция основана на тезисе о нехватке ресурсов, в результате чего экономические единицы вступают в конфликт из-за их использования. Этот конфликт может быть разрешен посредством транзакций, которые являются базовыми институтами общества и государства [11].

Неоинституционалисты (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт), чья доктрина основана на издержках взаимодействия между людьми - трансакционных издержках - посвященных формированию институциональной среды. Ученые исходят из тезиса о том, что коммерческие единицы пытаются минимизировать трансакционные издержки в своей экономической деятельности в соответствии с принципом рациональности. С этой целью они развивают институты, которые интерпретируются в неоинституциональном анализе как «искусственные ограничения, структурирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие» [8]. Следовательно, эффективность учреждений может быть достигнута за счет минимизации затрат.

Поэтому любая экономическая модель развития национальной рыночной экономики требует создания правовой основы для эффективного функционирования рынка, формирования «правил игры». При выполнении этой важной функции государства возникает задача правового регулирования [3] предпринимательской деятельности. Основными документами, гарантирующими государственное регулирование экономики, являются законы и постановления, в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и правовые акты субъектов Российской Федерации, региональные и ведомственные нормативные документы.

Как отмечают некоторые исследователи, правовая база государственного регулирования экономики еще недостаточно развита. Например, существует острая необходимость в разработке инструментов

регулирования, таких как ценообразование, планирование, включая целевое программирование и т. д. [6].

Термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» еще не получил четкого толкования в научной литературе. В основном такое определение этого понятия дают ученые - юристы в области теории и конституционного права или коммерческого права. Отсюда следующее определение Смагина И.А.: «Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства, которая представлена его органами и направлена на реализацию государственной политики в области экономической политики предпринимательской деятельности» [13]. Савелов В.П. дает следующее определение: «Государственное управление предпринимательской деятельностью - влияние государства на условия работы торговых структур с целью обеспечения устойчивости экономического развития страны» [12].

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие особенности:

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющего свои субъекты и сферы деятельности.

2. Вопросы государственного регулирования в первую очередь касаются законодательных и исполнительных органов. Кроме того, можно установить следующие субъекты: судебная власть, ЦБ РФ, Счетная палата РФ и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также субъекты экономических интересов, то есть предприниматели - индивидуально и коллективно, их ассоциации, союзы, объединения [6].

3. Предметом государственного регулирования хозяйственной деятельности являются экономические отношения между субъектами хозяйственной деятельности, отдельными видами хозяйственной деятельности и отдельными средствами (инструментами), с помощью которых

осуществляется государственное регулирование цен товаров и услуг, планирование, денежное обращение, и т.д. [6].

4. Целью государственного регулирования в экономической сфере является решение ряда конкретных задач, с помощью которых должны реализовываться функции государства в экономической сфере. В качестве основной цели можно указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства [6].

5. Методы государственного регулирования в экономике. Методы государственного воздействия на экономику делятся на прямые и косвенные [9]. Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Они характеризуются прямым административным и ведомственным влиянием государственных органов на регулируемые отношения и поведение заинтересованных лиц, например государственная регистрация, лицензии и т. д. [7] Косвенные методы государственного регулирования направлены на стимулирование процесса развития бизнеса, создание благоприятной внешней среды для деятельности и стимулирование успешной деятельности субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового законодательства и законов об амортизации, размещение государственных контрактов для компаний и т. д. Соотношение между прямыми и косвенными методами зависит от экономической ситуации в стране и выбранной концепции экономического развития [9].

На основании проведенного анализа можно предложить альтернативное определение государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государственных институтов по регулированию экономических отношений между компаниями с целью создания благоприятной деловой среды и стабильного развития экономики и общества.

Эффективное управление бизнесом возможно только при благоприятной внешней среде. Внешняя среда предпринимательства представляет собой совокупность благоприятных социальных, экономических, правовых и психологических условий, которые формируются, в том числе, определенной государственной политикой, направленной на их успешное формирование и развитие [9]. Формирование благоприятной внешней среды - процесс управляемый. Практика управления не может быть предписывающей или административной. В основе данной практики лежат меры, связанные не с прямым воздействием на компании, а с созданием условий для их возникновения.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства -одна из приоритетных задач в деятельности Правительства Российской Федерации, а также в деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная поддержка предпринимательства - это сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса и вложение материальных и финансовых ресурсов в эту сферу на льготных условиях [15]. В последние десятилетия в России сложилась система государственной поддержки предпринимательства, структура которой также типична для всех стран с развитой рыночной экономикой. Основными элементами этой системы являются:

1. Государственные законодательные акты в поддержку и развитие предпринимательства. Нормативно-правовая база, устанавливающая особые условия для деятельности компаний, регулирует формы и условия их поддержки и процессов принятия решений. Она также включает в себя правоохранительные механизмы, обеспечивающие соблюдение законности и равенство представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) при взаимодействии с государственными органами и другими предприятиями.

Правовой основой поддержки и развития МСП в настоящее время является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого

и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [1]. Настоящий Закон регулирует отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. определяет концепции малых и средних компаний.

Закон определяет формы, условия и процедуры поддержки МСП. Эта поддержка включает финансовую поддержку, поддержку в сфере недвижимости, информационную и консультационную поддержку предприятий и организаций. Кроме того, сотрудники получают поддержку в области обучения, переобучения и повышения квалификации, поддержки в области инноваций и промышленного производства, повышения уровня мастерства и поддержки компаний, которые занимаются экономической и сельскохозяйственной деятельностью в этой области.

Финансовая поддержка субъектов МСП и организаций, составляющих инфраструктуру поддержки МСП, оказывается, в соответствии с законодательством Российской Федерации [14], за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляющих субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии по облигациям МСП и организаций, образующих инфраструктуры поддержки МСП.

Имущественная поддержка МСП, а также организаций, формирующих инфраструктуру поддержки МСП, осуществляется государственными и местными властями в форме передачи права собственности и/или использования государственного или муниципального имущества, включая землю, здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, транспортные средства, инвентарь, инструменты на возвратной, безвозмездной или льготной основе в соответствии с федеральными программами развития МСП, региональными программами развития МСП, муниципальными программами для развития МСП.

Информационная поддержка МСП и организаций, составляющих инфраструктуру поддержки МСП, осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в форме создания федеральных, региональных и местных веб-сайтов информационных систем, а также официальной информационной поддержки МСП в Интернете, а также в сферах информации и телекоммуникаций.

Информационные системы, официальные веб-сайты для поддержки информации МСП в Интернете, а также информационные и телекоммуникационные сети будут созданы для предоставления информации МСП и организациям, составляющим вспомогательную инфраструктуру:

1) о реализации федеральных, региональных и местных программ развития МСП;

2) количество малых и средних предприятий и их классификация по видам экономической деятельности;

3) количество созданных рабочих мест в МСП в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) экономическое и финансовое положение МСП;

6) организации, составляющие инфраструктуру поддержки МСП, условия и порядок оказания этими организациями поддержки МСП;

7) об объявленных предложениях по оказанию финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, составляющим инфраструктуру их поддержки.

2. Система государственных институтов, которая представляет собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и регулирующих сферу малого и среднего бизнеса и управления инфраструктурой, необходимого для их поддержки. Государственные институциональные структуры поддержки

предпринимательства, которые отвечают за реализацию государственной политики, играют связующую, координирующую и регулирующую роль в реализации всей системы поддержки предпринимательства, включая государственные и рыночные структуры и механизмы.

Основными государственными органами, регулирующими и поддерживающими предпринимательство, являются:

- Правительство РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» - крупного развития предпринимательства, «полномочия по разработке и реализации мер поддержки МСП, включая разработку и реализацию целевых министерских программ, 11 федеральных департаментов и 13 федеральных департаментов и агентств оснащены на месте установленной деятельности.

- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование государственной политики и правовое регулирование в сфере экономического развития Российской Федерации, анализ и прогнозирование социально-экономического развития, ведения бизнеса, в том числе малого и среднего. Государственный совет Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства подчиняется Министерству экономического развития Российской Федерации. Разработан ряд мер по стимулированию развития малых и средних предприятий. 19 февраля 2015 года Министерство экономического развития и торговли утвердило «Стратегию развития национальной системы гарантий поддержки малого и среднего предпринимательства на 2020 год». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных институтов, которые работают в сотрудничестве с МСП, малыми и средними инфраструктурными проектами, а также средними на

федеральном уровне, а на региональном уровне с помощью гарантий и банковских гарантий, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, методы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение поддержки гарантий от МСП и улучшение условий бизнес-кредитов».

Федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и местные программы развития и поддержки МСП являются основным инструментом реализации национальной политики регулирования и поддержки МСП [16].

3. Инфраструктура поддержки предпринимательства - система специализированных учреждений (коммерческих и некоммерческих), реализующих федеральные программы развития коммерческих единиц и региональные программы развития коммерческого предпринимательства, муниципальные программы развития бизнеса. Компании, которые создают условия для создания коммерческих предприятий, поддерживают их и выступают в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для закупки товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государства и общества.

Помимо указанных компаний, инфраструктура поддержки коммерческих компаний также включает центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды для поддержки предпринимательства, а также фонды поощрения займов (гарантийные фонды, фонды, облигации), фонды акций и закрытые фонды, паевые инвестиционные фонды, которые обеспечивают инвестиции для малых и средних предприятий, технопарков, научных парков, инновационных и технологических центров, бизнес-инкубаторов, торговых палат и центров ремесел, субподрядчиков, центров маркетинга, обучения и поддержки бизнеса, агентств поддержки экспорта, лизинговых компаний, консультационных центров, индустриальных и агропромышленных парков, центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к

высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров промышленного дизайна, трансфера технологий, кластерного развития, государственные технические средства в поддержку науки и технологий, инновационной деятельности, ведения деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовых организаций и иных организаций [1].

В инфраструктуру поддержки бизнеса органично интегрированы следующие организации [2]:

- фонды предпринимательства;

- государственные и частные информационные центры;

- бизнес-инкубаторы, технопарки и др.;

- кадровые агентства: университеты, колледжи и другие учебные заведения;

- сеть кредитных организаций;

- фонды микрокредитования;

- третейские суды;

- арбитражные суды;

- торгово-промышленные палаты;

- консалтинговые компании;

- страховые компании.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в России существует развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая бизнес-единицы. В основе этой системы лежат государственные институты: правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, а также комитеты специалистов. Большое значение имеет реализация мероприятий Минэкономразвития России в сфере государственной поддержки предпринимательства, которые вносят свои принципы и эффективные механизмы в стратегию развития национальной системы гарантий поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020, утвержденной 19 февраля 2015 года.

В дополнение к инфраструктуре поддержки предпринимательства, создаваемой государственными учреждениями, существует рыночная инфраструктура поддержки предпринимательства, которая построена и функционирует на основе рыночных отношений. Организации рыночной инфраструктуры, оказывая услуги предпринимателям, естественным образом вплетаются в бизнес-среду и ведут свою собственную коммерческую деятельность.

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, заставляет искать те рычаги, которые могли бы положительно повлиять на тенденции развития российской экономики, создать условия для устойчивого роста и инновационной ориентации. Эти рычаги включают совершенствование правовой и институциональной базы государства и местного самоуправления, устранение недостатков, которые являются важной причиной, а иногда и основной причиной недостаточно эффективного регулирующего воздействия на различные экономические и социальные процессы в стране. Особенно это касается экономических единиц, которые менее защищены от негативного воздействия лазеек и противоречий в законодательстве. Исходя из всего мирового опыта, именно МСП являются важным объектом государственного регулирования и поддержки и поэтому во многом зависят от эффективности, с которой это регулирование и поддержка реализуются на практике.

В то же время можно использовать общий термин «государственная поддержка малых и средних предприятий», что означает некоторую неточность, поскольку эта поддержка фактически предоставляется государством и местными властями. Формально российский малый бизнес не может жаловаться на невнимание властей на всех уровнях. Создание равных условий, благоприятных для выхода на рынок всех коммерческих предприятий, сокращение бюрократии и устранение административных препятствий, жесткое регулирование контрольных функций органов власти на всех уровнях, повышение эффективности государственной помощи является

основной составляющей законодательной работы по совершенствованию предпринимательства в стране.

Например, ряд важных шагов в сфере государственной поддержки МСП описан в Плане приоритетов устойчивого экономического развития и социальной стабильности [10]. Позже значительная часть этого документа была перенесена в рекомендации, вынесенные на заседании Государственного Совета Российской Федерации 7 апреля 2015 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 740-р. Создано «Агентство кредитных гарантий» («АКГ»), основным видом деятельности которого является оказание гарантийной поддержки МСП. Минэкономразвития Российской Федерации одобрило стратегию развития Национальной системы гарантий (НГС), разработанную Агентством кредитных гарантий. К 2020 году помощь по гарантиям получат 146 000 МСП, а объем предоставленных гарантий ожидается на уровне 899 млрд рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства» на базе «АКГ», ПАО «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства» и средние предприятия. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законы Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства... » внесены изменения в Закон от июля № 209-ФЗ 24 февраля 2007 г. «Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -ФЗ-209), определяющий функции и обязанности данной компании. Поставлена цель увеличить количество людей, занятых в системе малого и среднего бизнеса, до 40 миллионов к 2020 году. Подписан трехлетний закон об инспекции малого бизнеса [4] участники рынка обязаны покупать 18% от общего объема товаров, услуг и работ, приобретаемых у представителей МСП (до 25% в будущем). У субъектов федерации была возможность дополнительно стимулировать МСП за счет налоговых льгот по налогам, взимаемым с региональных бюджетов.

Для России и ее регионов этот тренд открывает много возможностей,

связанных с существующими в нашей стране заделами в области поддержки и

государственного регулирования, что позволит предприятиям из сектора МСП

стать более конкурентоспособными и укрепит экономику в целом.

Литература

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. №125. ст. 4.

2. Бочарова О.Н. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2011. 238 с.

3. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 6-16.

4. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: трансформация российской системы кредитования и микрофинансирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 1. С. 99-124.

5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // М.: Прогресс. 1978. 224 с.

6. Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации // М.: Юристъ. 2003. 992 с.

7. Норт Д. В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности // М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2012. 143 с.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // М.: Начала. 1997. 260 с.

9. Попов А.И. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть I. Теория становления и система государственной поддержки // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2004. 305 с.

10. Розмаинский И.В. Институционализм // Журнал институциональных исследований. 2010. Том 2. №4. С. 130-138.

11. Ручкина Г.Ф. Финансовая поддержка как ключевая составляющая в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2017. № 5. С. 7-12.

12. Савелов В.П. Российское предпринимательское право // М.: МИЭМП. 2004. 360 с.

13. Смагина И.А. Предпринимательское право // М.: Омега-Л. 2007. 286 с.

14. Чепуренко А.Ю. Возможности и перспективы развития предпринимательства в России // М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. 2013. 216 с.

15. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Государство и предпринимательство. 1998. № 2. С. 18-27.

16. Строев П.В., Решетников С.Б. Тенденции и перспективы развития «умных городов» в России // Материалы 3-й Международной конференции «Судебные, административные и гуманитарные проблемы государственных структур и субъектов экономики». 2018. С. 71-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literature

1. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ (as amended on December 30, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 125. Art. 4.

2. Bocharova ON State support of entrepreneurial activity // Tambov: Publishing house of TPOO "Business-Science-Society". 2011. 238 p.

3. Vaypan V.A. Fundamentals, problems and new changes in the legal regulation of the activities of small and medium-sized businesses // Journal of entrepreneurial and corporate law. 2016. No. 2. P. 6-16.

4. Ershova I.V. Small and Medium Business: Transformation of the Russian System of Lending and Microfinance // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2018. No. 1. P. 99-124.

5. Keynes JM General theory of employment, interest and money // M .: Progress. 1978.224 p.

6. Lakhno P.G. Entrepreneurial law of the Russian Federation // M .: Jurist. 2003.992 p.

7. North D. In the shadow of violence: lessons for societies with limited access to political and economic activity // Moscow: Izd. house of the Higher School of Economics. 2012. 143 p.

8. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy // M .: Beginnings. 1997. 260 p.

9. Popov A.I. Small business. In two parts. Part I. The theory of formation and the system of state support // SPb .: Publishing house of SPbGUEF. 2004. 305 p.

10. Rozminskiy I.V. Institutionalism // Journal of Institutional Research. 2010. Volume 2. No. 4. P. 130-138.

11. Ruchkina G.F. Financial support as a key component in the development of small and medium-sized businesses // Banking Law. 2017. No. 5. P. 712. Savelov V.P. Russian business law // M .: MIEMP. 2004. 360 p.

13. Smagina I.A. Business law // M .: Omega-L. 2007. 286 p.

14. Chepurenko A.Yu. Opportunities and prospects for the development of entrepreneurship in Russia // M .: Publishing House of the National Research University Higher School of Economics. 2013. 216 p.

15. Shamkhalov F. About state support of entrepreneurship in Russia // State and entrepreneurship. 1998. No. 2. P. 18-27.

16. Stroyev P.V., Reshetnikov S.B. Trends and prospects for the development of "smart cities" in Russia // Proceedings of the 3rd International Conference "Judicial, administrative and humanitarian problems of state structures and economic entities." 2018. P. 71-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.