6. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 316 «On the approval of the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy» [Electronic resource]. - Access mode: http// www.consultant.ru (date of access: 07.29.2020).
7. Science and innovation / Federal service of state power [Electronic re-
Y^K 332.14
source]. - Access mode: https://www. gks.ru/folder/14477 (date of access: 07.29.2020).
8. Gross Domestic Product. Annual data / Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://www.gks.ru/accounts (date of access: 07.29.2020).
Черненко О.Б., Чернышева Ю.Г., Куринова Я.И.
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
К РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье обоснована роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в социально-экономическом развитии страны, дан обзор современных внешних факторов, влияние которых на положение субъектов данного сектора неоднозначно, доказывается важность и необходимость формирования новой предпринимательской политики на основе экосистемного подхода, который следует применять как для саморазвития субъектов МСП на базе формирования бизнес-экосистем, так и при модернизации системы государственной поддержки сектора МСП путем формирования экосистемы поддержки МСП.
В статье приводится ряд понятий экосистем в сфере экономики, раскрывается сущность понятия «бизнес-экосистема», исследуются условия успеш ности ее существования, в числе которых формирование экосистемы поддержки МСП, и значение для развития МСП и региона в целом.
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство, бизнес-экосистема, предпринимательская экосистема, экосистема господдержки малого и среднего предпринимательства.
JEL: Q 18
Chernenko O.B., Chernysheva Yu.G., Kurinova Ya.I.
ON THE ISSUE OF ECOSYSTEM APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
Annotation
The article substantiates the role of small and medium-sized enterprises (SMEs) for the socio-economic development of the country, an overview of modern external factors, the impact of which on the situation of the subjects of this sector is ambiguous, proves the importance and necessity of forming a new business policy based on the ecosystem approach, which should be used both for the self-development of SMEs on the basis of the formation of
business ecosystems, and in the modernization of the system of state support for the SME sector by forming an ecosystem of support for SMEs.
The article presents a number of concepts of ecosystems in the field of economics, reveals the essence of the concept of «business ecosystem», examines the conditions for the success of its existence, including the formation of an ecosystem of support for SMEs, and the importance for the development of SMEs and the region as a whole.
Keywords
Small and medium-sized enterprises, business ecosystem, entrepreneurial ecosystem, ecosystem of state support for small and medium-sized enterprises
Актуальность. Актуальность исследования подходов к развитию, а также к государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлена той ролью, которую этот сектор экономики играет для экономики страны, ее территориальных и отраслевых подсистем, сферы инноваций, а также для социальной сферы и уровня жизни населения в целом. Кроме того, на развитие субъектов МСП в настоящее время оказывает влияние ряд новых, во многом негативных вне них факторов. В то же время современный секторальный подход к поддержке МСП демонстрирует неспособность обеспечить планируемые темпы увеличения основных показателей, характеризующих уровень развития сектора МСП, прежде всего численности занятых в этом секторе, включая самозанятых. В связи с этим, по мнению многих ученых, бизнес-практиков и государственных управленцев различного уровня, России необходимо внедрить в практику реализации предпринимательской политики экосистемный подход.
Проблема. В сложив ш ихся условиях требуется еще раз убедиться, что сектор МСП играет важную роль для страны, и государству следует, с одной стороны, помогать бизнесу перейти к экосистемному подходу к его саморазвитию на базе формирования собственных бизнес-экосистем (присоединения к уже действующим в регионе), с другой - перейти к экосистемному подходу к поддержке МСП в рамках новой предпри-
нимательской политики, что требует исследования теоретико-методических основ и адаптации к российским условиям экосистемного подхода к выделенным процессам.
Анализ ситуации. Обосновывая важность сектора МСП для социально-экономического развития страны, прежде всего следует отметить, что именно его рас ирение ведет к росту занятости и самозанятости, позволяет задействовать в процессе производства и обеспечить доходом не только трудоспособную часть рабочей силы, но и слои населения, которые постоянно или временно попадают в категорию людей, требующих особой социальной защиты: инвалидов, пенсионеров, женщин с детьми, людей, попав их в сложную жизненную ситуацию. Это позволит ускорить процесс формирования среднего класса и сокращения количества бедных, что является современным приоритетом экономического развития страны и особенно важно для наиболее слабо развитых регионов.
При этом сами предприниматели, а зачастую и их немногочисленные работники, относящиеся к работе неформально, кроме дохода получают возможность самореализоваться, раскрыть свои таланты, способности к творчеству и тем самым повы ают качество своей жизни, что в настоящее время во многих странах выдвигается в виде целевой установки социально-экономического развития страны вообще.
Желание самореализоваться, получать удовлетворение от своей работы
и при этом иметь хороший доход заставляет предпринимателей быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка и внешней среды, искать новые рыночные сегменты, предлагать им новые инновационные товары или же открывать новые фирмы-стартапы и вносить свой весомый вклад в диверсификацию экономики, рост производства товаров и услуг на инновационной, зачастую экологоориентированной или ресурсосберегающей основе, что позитивно отражается на темпах устойчивого экономического развития региона локализации и страны в целом.
Актуальность поиска новых направлений развития и государственной поддержки МСП повыш ается и в следствие тех современных вне них факторов, которые оказывают разнонаправленное влияние на развитие предпринимательства. Так, продолжается переход к новому технологическому укладу, что определяет необходимость открытия и акселерации прежде всего технологических стартапов, работающих на цифровых платформах; усиливаются риски, связанные с продолжающейся автоматизацией производства и цифро-визацией всех сфер, которые могут быть нивелированы путем роста предприимчивости и применения творческого подхода к функционированию бизнеса; продолжающаяся пандемия COVID-19 и связанный с нею экономический кризис усиливают процесс безработицы и ускоряют процесс цифровизации, что все боль е ухуд ает состояние сектора МСП в целом и его отдельных сегментов в частности.
Отдавая должное роли МСП в развитии страны, учитывая проблемы в его развитии и опираясь на опыт стран с активно функционирующим сектором МСП, в России в 2016 году была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года; в 2018 году Президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегиче-
ских задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где перед Правительством РФ была поставлена цель увеличить число занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек; с 2019 года реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в котором описаны основные направления государственной политики, нацеленной на развитие сектора МСП в России.
В результате реализации мер данной политики предполагался рост числа занятых в секторе МСП (включая ИП) с 19,3 млн чел в 2018 году до 25,1 млн чел. Но уже в 2019 году произо шло сокращение числа занятых в секторе МСП на 0,5 млн чел, а в 2020 году прогнозируется еще боль ее сокращение. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), по итогам 2020 года численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСП) сократится на 1,1 млн человек.
Если говорить о прогнозе на 2021 год, то по результатам проведенного опроса Торгово-промы ленная палата России при ла к выводу, что к началу лета 2021 года каждое третье предприятие сектора МСП может закрыться.
В связи с тем, что государственная политика поддержи МСП в стране, использующая секторальный подход и практикующая прежде всего прямую государственную поддержку субъектов МСП, в современных условиях не приносит ожидаемых результатов, остро встал вопрос о смене как подхода к развитию МСП вообще, так и подхода к государственной поддержке МСП в частности.
Решение. Таким новым подходом может стать уже достаточно распространенный в предпринимательской практике многих крупных иностранных
и ряда российских компаний экоси-стемный подход к развитию, что требует раскрытия и адаптации к российским условиям его методологических основ и оценки возможных результатов его применения на практике.
Еще до появления в 1993 году понятия «бизнес-экосистема», под которой его автор, Джеймс Ф. Мур, понимал систему, включающую компании, которые совместно эволюционируют, сосредоточив свои возможности вокруг определенных инноваций, экосистемный подход успе но использовался компаниями по всему миру.
Первыми практиками построения и использования экосистем стали автопроизводители, многие из которых еще в 70-е годы прошлого века вместо вертикальной интеграции стали практиковать аутсорсинг, в рамках которого заключались партнёрства с различными поставщиками, а отдельны элементы бизнеса стали отдаваться на сторону. В результате фактически формировалась бизнес-экосистема, в которой взаимодействовали сотни тысяч поставщиков и партнёров, производящих для автопроизводителей готовые элементы автомобилей, которые те только собирали в готовый продукт и продвигали его на рынке.
Так постепенно сформировалось первое, классическое понятие из ряда понятий экономических экосистем -понятие бизнес-экосистемы как партнерства и одновременно соперничества нескольких компаний, которые участвуют в создании совместного нового продукта с целью максимального удовлетворения потребностей своих клиентов при помощи создания новых инновационных механизмов взаимодействия, в ходе которого развиваемые продукты опираются на сильные стороны каждого из участников.
Это позволяет реализовывать уникальный функционал, зачастую не доступный каждой из компаний по отдель-
ности. При этом важно, чтобы один из участников экосистемы, ее инициатор, устанавливал правила работы и управлял взаимодействием между партнерами.
Таким образом, повы ая качество сервиса, добавляя новые услуги в продуктовую линейку, экосистемы позволяют луч е привлекать и удерживать пользователей, а создатели экосистем могут значительно увеличить свой доход.
Вслед за автопроизводителями экосистемный подход к развитию стали использовать компании технологической сферы, где бизнес-экосистемы дают наиболь ий эффект для роста отрасли.
Наиболее подходящими экосистемы оказались для цифрового мира, где интегрировать между собой различные продукты значительно легче, так как взаимодействие идёт через обмен данными в рамках всевозможных платформ. Исходя из этого, исследователи М. Иансити и З. Левиен сделали вывод, что наличие платформы (сервисов, инструментов или технологий), которую участники экосистемы могут использовать в своей деятельности, является важной чертой и необходимым условием существования экосистемы.
Именно поэтому все крупные интернет-компании уже давно оперируют в формате цифровых экосистем. Как результат из топ-8 самых дорогих компаний мира семь управляют цифровыми экосистемами.
Успехи применения экосистемно-го подхода на практике убедили ученых в необходимости и важности его развития, что привело к введению в научный оборот ряда других понятий экосистем в сфере экономики. Так, вслед за понятием «бизнес-экосистема» сформировались понятия «финансовая экосистема», «экосистема цифровой экономики» и «предпринимательская экосистема».
Финансовая экосистема - партнерство организаций, которое способст-
вует формированию длительных и устойчивых взаимодействий банков и клиентов.
Экосистема цифровой экономики -партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти, организаций и граждан.
Предпринимательская экосистема -динамичная экономическая модель сложных отно ений, образующихся между участниками или организациями, чья функциональная цель заключается в развитии инновационных технологий.
Как видим, в отличие от бизнес-экосистемы, основа которой - деловое партнерство компаний, членами предпринимательской экосистемы могут быть и другие заинтересованные в инновациях организации, к числу которых, несомненно, могут быть отнесены соответствующие государственные органы, реализующие государственную или региональную инновационную политику.
Еще более рас ирительную трактовку предпринимательской экосистемы, разобрав ее составляющие элементы, функции, принципы и предпосылки для создания, предложил американский ученый Айзенберг.
Исходя из того, что не только инновационное, но и достаточно традиционное предпринимательство, любая предпринимательская инициатива - это движущая сила экономики, он предложил свое понимание предпринимательской экосистемы как динамичной, саморазвивающейся сети взаимосвязанных агентов, способствующих развитию предпринимательства в своем регионе.
По мнению исследователя Р. Рот-велла, первоочередным условием построения предпринимательской экосистемы в регионе является сформированная в нем база знаний, то есть концентрация значительного числа научных
работников, исследователей, инженеров и активных одаренных студентов, которые в совокупности могут повы ать технологический и предпринимательский потенциал территории.
Однако не только уровень технологического развития определяет успех предпринимательской экосистемы в регионе. Важную роль играет готовность компаний именно к инновационному предпринимательству и сотрудничеству в его рамках. Сотрудничество в широком смысле предполагает сотрудничество не только с компаниями-партнерами, вузами, различными заинтересованными организациями в рамках локальной бизнес-системы, но и с другими, в том числе межрегиональными и межгосударственными, бизнес-системами.
Невозможен успех бизнес-экосистемы без роста информированности и образованности ее участников, без привлечения в ее состав не только высокообразованных, но и талантливых и креативных предпринимателей, обладающих лидерскими качествами.
На на взгляд, еще одним важным условием развития бизнес-экосистем является использование супераппов ^ирегарр). Хотя сама по себе логика су-пераппа - доступ к множеству сервисов из единого окна - не является новой, их использование стало возможным только с созданием целостного пользовательского опыта, в результате которого пользователи при ли к выводу, что существование сервисов в виде отдельных продуктов менее удобно, чем доступ к ним при помощи одного окна.
Фактором успе ной реализации экосистемного подхода к развитию МСП является наличие нормативно-правовой среды, направленной на поддержку предпринимательства и инноваций, а также финансовая поддержка со стороны государства.
Некоторые исследователи привычно полагают, что именно она явля-
ется наиболее важным фактором, инициирующим формирование бизнес-экосистемы. По их мнению, государство должно создать условия, стимулы, инфраструктуру, образовательные программы, которые заставят его экономику стать более предприимчивой.
Однако самые луч ие бизнес-экосистемы, по мнению А. Джайн, - это те, которые созданы предпринимателями для предпринимателей. Почти каждая отдельная попытка государства создать бизнес-экосистему столкнулась с неудачей. То, что государство может в конечном итоге сделать, - это создать благоприятные условия для «сме ива-ния» инноваторов-единомы ленников в определённом географическом пространстве, а также поддерживать благоприятную иммиграционную политику для здорового «разнообразия умов и идей».
Для того чтобы создать эти благоприятные условия, государству недостаточно оказывать прямую поддержку МСП, так как она, как показывает анализ российской практики, позволяет охватить ли ь незначительное число субъектов МСП, многие из них о ней даже не знают, не доверяют ей, при ее получении сталкиваются с необходимостью обращения во многие инстанции, а в итоге получают незначительные суммы. Это обусловливает необходимость формирования в регионах страны полноценной экосистемы поддержки МСП, под которой следует понимать комплекс агентов и различных организаций, связанных функциональными взаимоотно-ениями и участием в развитии региональных предпринимательских экосистем и МСП в целом на базе использования общих сервисов, инструментов и цифровых технологий, направленных на поддержу субъектов предпринимательства на каждой из фаз их жизненного цикла.
Экосистема поддержки регионального МСП должна на основе еди-
ной технологической платформы обеспечить эффективность взаимосвязей между ее элементами посредством введения единых стандартов, единого института управления и урегулирования правового поля, что позволит усилить взаимосвязь между стартап-актив-ностью и индикаторами экономического развития региона, прежде всего ростом ВРП и региональной занятости, что в итоге повысит конкурентоспособность региональной экономики и обеспечит повы ение уровня жизни населения региона и страны в целом.
Заключение. Значительное и устойчивое развитие сектора МСП является непременным атрибутом экономического успеха в стране, а также роста благосостояния ее жителей. Однако в силу имманентно присущих малому и среднему предпринимательству причин, всегда требующих его господдержки, с учетом складывающихся на данном этапе экономического развития мировой и российской экономик негативных условий для развития сектора МСП требуется изменение подхода к господдержке этого сектора.
При этом речь идет именно о поддержке, а не о замене предпринимательской инициативы, в рамках реализации которой субъекты МСП вслед за крупным бизнесом все чаще приходят к пониманию необходимости участия в бизнес-экосистемах различного, прежде всего регионального, уровня.
Так как применение секторального подхода к господдержке МСП не приводит к желаемым результатам развития данного сектора, российские власти, учитывая получаемые преимущества от построения различных экосистем в экономике, приняли ре ение перейти к новому подходу к поддержке МСП в рамках новой предпринимательской политики - экосистемному, что требует дальней его исследования его теоретико-методических основ и адаптации к российским условиям.
Библиографический список
1. РБК [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rbc.ru/newspaper/ 2020/12/07/5fc9f4d99a794758682046.
2. Агеева О. ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса // РБК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/ economics/21/03/2020/5e7490569a794746 7949c77d.
3. James F. Moore Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review From the Magazine (May - June 1993) [Электронный ресурс]. - URL: https://hbr.org/.
4. Хэмел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтраш него дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - С. 57.
5. Трабская Ю. Экосистема как источник предпринимательских возможностей / Тартуский университет. -Эстония, 2019. - С. 3.
6. Кузьмина Т.И., Мандрик Н.В. Методические подходы к формированию бизнес-экосистемы на базе цифровых платформ // Личность, общество, власть: мат-лы Всеросс. науч. -практ. конф. - М.: Изд-во ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», 2019. - С. 184-190. - С. 186.
7. Jain A. How to create startup ecosystems [Electronic resource]. - Access mode: https://medium. com/evc-ventures/ how-to-create-startup-ecosystemscb6e916b9591.
Bibliographic list
1. RBK [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/newspaper/ 2020/12/07/5fc9f4d99a794758682046.
2. Ageeva O. Chamber of Commerce and Industry warned about the risk of bankruptcy of 3 million entrepreneurs due to the virus // RBC [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/21/ 03/2020/5e7490569a7947467949c77d.
3. James F. Moore Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review From the Magazine (May - June 1993) [Electronic resource]. - Access mode: https://hbr.org/.
4. Hamel G., Prahalad K.K. Competing for the future. Creation of the markets of tomorrow. - M.: Olymp-Business, 2016. - P. 57.
5. Trabskaya J. Ecosystem as a source of entrepreneurial opportunities / University of Tartu. - Estonia, 2019. -P. 3.
6. Kuzmina T.I., Mandrik N.V. Methodological approaches to the formation of a business ecosystem based on digital platforms // Personality, society, power: Mater. All-Russian. scientific-practical conf. - M.: Publ. FGBOU VO «Moscow Polytechnic University», 2019. -Pp. 184-190. - P. 186.
7. Jain A. How to create startup ecosystems [Electronic resource]. - Access mode: https://medium. com/evc-ventures/ how-to-create-startup-ecosystemscb6e 916b9591.