Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МСП В РФ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МСП В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый бизнес / средний бизнес / цифровизация / инновации / Российская Федерация / entrepreneurship / small business / medium business / digitalization / innovation / Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Абдулкадырова, Л.Н. Даутмерзаева

Эффективность развития малых и средних предприятий давно стала показателем эффективности экономики современных государств. В РФ все еще наблюдается небольшая доля МСП в экономике страны. Так как о необходимости внесения изменений в регулирование на государственном уровне субъектов МСП имеется большое количество научных публикаций и статей, авторы статей делают упор на необходимости улучшении эффективности внутренних процессов для субъектов МСП. В данной статье авторы отмечают необходимость цифровизации субъектов МСП, для более эффективной организации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SMES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The effectiveness of the development of small and medium-sized enterprises has long been an indicator of the effectiveness of the economy of modern States. Russia still has a small share of SMEs in the country's economy. Since there are a large number of scientific publications and articles on the need to make changes to regulation at the state level of SMEs, the authors of the articles emphasize the need to improve the efficiency of internal processes for SMEs. In this article, the authors note the need for digitization of SMEs for a more effective organization of business processes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МСП В РФ»

6

№ 1(1), 2020 Деловой вестник предпринимателя

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

М.А. Абдулкадырова - доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, abdulkadyrova_36@mail.ru,

M.A. Abdulkadyrova - Doctor of Economics, Professor, FGBOU VO "Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov", Grozny;

Л.Н. Даутмерзаева - магистрант, ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный,

L.N. Dautmerzaeva - Master's student, GGNTU named after acad. M.D. Millionshchikova, Grozny.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МСП В РФ DIGITALIZATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SMES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Эффективность развития малых и средних предприятий давно стала показателем эффективности экономики современных государств. В РФ все еще наблюдается небольшая доля МСП в экономике страны. Так как о необходимости внесения изменений в регулирование на государственном уровне субъектов МСП имеется большое количество научных публикаций и статей, авторы статей делают упор на необходимости улучшении эффективности внутренних процессов для субъектов МСП. В данной статье авторы отмечают необходимость цифровизации субъектов МСП, для более эффективной организации бизнес-процессов.

Abstract. The effectiveness of the development of small and medium-sized enterprises has long been an indicator of the effectiveness of the economy of modern States. Russia still has a small share of SMEs in the country's economy. Since there are a large number of scientific publications and articles on the need to make changes to regulation at the state level of SMEs, the authors of the articles emphasize the need to improve the efficiency of internal processes for SMEs. In this article, the authors note the need for digitization of SMEs for a more effective organization of business processes.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, цифровизация, инновации, Российская Федерация.

Keywords: entrepreneurship, small business, medium business, digitalization, innovation, Russian Federation.

Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают основу для экономического и социального развития в современных развитых экономиках. МСП используют большое количество человеческого капитала и способствуют развитию предпринимательской деятельности отдельных лиц.

В России для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства используются критерии, установленные Федеральным законом от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Экономическая активность во многих странах претерпела значительные изменения. Во-первых, в ней изначально доминировали крупные компании, и теперь это новая эра для присутствия малых и средних предприятий. Некоторые экономисты описывают механизм этого изменения как форму глобальной конкуренции на более высоком уровне неопределенности. Это вызывает большую фрагментированность глобального рынка. Кроме того, довольно массовые технологические разработки дают возможность малым предприятиям иметь определенные специальности, и они более гибко реагируют на потребность рынка. Малые и средние предприятия взяли на себя ведущую роль в социально-экономическом росте многих стран. Чувствительность малых предприятий подтверждается их ролью в поиске возможностей и выходе на новые рынки с помощью простой стратегии, использующей ресурсы компании. С социальной точки зрения малые и средние предприятия могут создавать больше рабочих мест, что способствует решению проблемы безработицы [3].

Из опыта развитых стран видно, что малые и средние предприятия являются основным инструментом развития страны, поскольку они могут широко мобилизовать и расширить возможности общества. Это условие согласуется с моделями, разработанными Марком Шаффером (2002 г.), о взаимосвязи между размером фирмы и темпами роста экономики [2].

Сравним состояние МСП в Европейском Союзе и в Российской Федерации. В 2018 году в ЕС насчитывалось чуть более 25 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), из которых 93% были микро-МСП. На МСП приходится 99,8% всех предприятий нефинансового делового сектора ЕС, на которые приходится 56,4% добавленной стоимости и 66,6% рабочих мест.

Согласно прогнозу, на весну 2019 года, добавленная стоимость в МСП в ЕС, согласно прогнозам, вырастет на 4,1% в 2019 году и на 4,2% в 2020 году, а занятость в МСП в ЕС, как ожидается, вырастет на 1,6% в 2019 году и на 1,4% в 2020 году.

Деловой вестник предпринимателя № 1(1), 2020_7

По данным Росстата в РФ: в 2017 году - доля малого и среднего бизнеса (МСП) составила 22% ВВП, а в 2018 году опустилась на 1,8 процентных пункта, до 20,2%.

Объём ВВП в 2018 году в текущих основных ценах составляет 93,6 трлн рублей - на долю малого и среднего бизнеса приходится около 19 трлн рублей

Для Российского сегмента МСП характерно множество проблем и барьеров, которые государство совместно с предпринимательским сектором должно решить. Одним из способов решения проблем и улучшения конкурентоспособности сектора МСП РФ мы видим в инновационных моделях ведения предпринимательства, в частности, в цифровизации.

Цифровизация и разумное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) являются решающими факторами успешных инноваций, конкурентоспособности и роста, а также предоставляют МСП несколько возможностей для укрепления своих позиций на рынке.

Инновации не обязательно подразумевают изобретение новых или усовершенствованных продуктов, но включают в себя любой новый подход к организации бизнеса, маркетинговой стратегии или распрастранению продуктов, который позволяет предприятию дифференцироваться по сравнению с конкурентами на рынке.

Цифровая трансформация может способствовать многочисленным формам инновационных процессов:

1. Производственные и розничные фирмы, например, могут повысить эффективность производства, автоматизируя процессы производства и цепочки поставок с использованием интеллектуальных машин или увеличивая поток данных с помощью технологии радиочастотной идентификации.

2. Аналитика больших данных может предоставить важную информацию о бизнес-процессах и раскрыть возможности для сокращения расходов и увеличения эффективности. Это позволяет фирмам более эффективно охватывать определенные сегменты клиентов и адаптировать характеристики продуктов в соответствии с предпочтениями своих клиентов. Помимо повышения эффективности, анализ больших данных повышает эффективность процессов принятия решений с использованием финансовых и нефинансовых данных, а также статистических методов.

3. Решения для бизнес-аналитики, такие как программное обеспечение для планирования общеорганизационных ресурсов, позволяют фирмам совершенствовать организационные процессы на своих предприятиях и обмениваться информацией внутри компании и в рамках их цепочки поставок в режиме реального времени. Это позволяет их сотрудникам выполнять задачи более эффективно.

4. Облачные вычисления предоставляют МСП возможности получить доступ к решениям бизнес-аналитики, не принимая на себя обязательные инвестиции в программное обеспечение, оборудование и персонал, необходимые для их собственной реализации.

5. Наконец, малые предприятия могут увеличить свою видимость и глобальный охват через каналы электронной коммерции, которые обеспечивают доступ к более широкой потребительской базе, выходящей далеко за пределы традиционных рыночных границ.

Кратко выделить преимущества, которые получают субъекты МСП можно следующим перечнем:

1) повышение эффективности бизнес-процессов, согласованности и качества;

2) интеграция обычной системы оцифрованных записей;

3) увеличение времени отклика и обслуживания клиентов в любой точке мира;

4) снижение долгосрочных затрат;

5) возможность воспользоваться преимуществами аналитики;

6) помощь в обеспечении гибкости персонала.

Хотя цифровая трансформация предоставляет МСП возможности для инноваций и роста, сохраняются значительные барьеры, препятствующие реализации этих возможностей и замедляющие процесс цифровизации в рамках данного сегмента рынка.

Источники:

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». URL: https://base.garantra/12154854/#friends (дата обращения: 26.03.2020).

2. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфи-нкель С.В. Земляк О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 - 89с.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник / Лапуста М.Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с. References:

1. Federal Law of July 24, 2007 N 209-FZ "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (with amendments and additions) [Electronic resource]. - Access from the GARANT system // EPS "GARANT System": Mobile GARANT online. Internet version / NPP "GARANT-SERVICE-UNIVERSITY". URL: https://base.gar-ant.ru/12154854/#friends (date accessed: 03/26/2020).

2. Gorfinkel V.Ya. Small business: organization, management, economics: textbook / V.Ya. S.V. Gorfinkel Countryman O.M. Markova et al. M .: University textbook: INFRA-M, 2019 - 89p.

3. Lapusta M.G. Entrepreneurship: Textbook / Lapusta M.G. - M .: NITs INFRA-M, 2018 .-- 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.