Актуальные вопросы поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего предпринимательства
Гурунян Татьяна Валентиновна
канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедры экономики и инвестиций, Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Трапезников Сергей Иванович
д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и инвестиций, Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Авторы статьи рассматривают меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), участвующих во внешнеэкономической деятельности. А также государственные услуги таможенного администрирования в свете цифровизации экономики. Авторы выявляют причины слабого участия субъектов МСП в экспорте продукции и услуг. В фокусе внимания авторов недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов для субъектов МСП, несформированность компетенций в сфере цифровых технологий, недобросовестная конкуренция в виде контрафактных рынков на территории ЕАЭС. В статье представлены некоторые результаты исследований МСП Новосибирской области, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, проведенных в Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС. На основе наилучших мировых практик предлагается формирование наднационального патентного ведомства, и другие направления модернизации поддержки участников ВЭД-субъектов МСП для формирования их глобальной конкурентоспособности. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экспортеры, финансовая и нефинансовая поддержка, таможенное администрирование, защита интеллектуальных прав, циф-ровизация
Введение
Глобальная мировая экономика переходит в эпоху развития четвертой промышленной революции. В этих условиях все острее ощущается конкуренция национальных товаров на внешних рынках. Ответом на эти вызовы становится усиление государственной поддержки национального экспорта, включая МСП. Сектор МСП вносит значительный вклад в показатели экспорта стран. В США, например, доля МСП в общем объеме экспорта составляет около 40%, в Китае - 65%. В странах ЕАЭС этот показатель составляет всего 6-7 %. Еще большая дельта между долей МСП в экспорте инновационной продукции в технологически ведущих странах и странах ЕАЭС. Такая значительная разница в доле участия МСП в экспортных потоках снижает способность экономики к диверсификации, приводит к олигополизации рынков крупными корпорациями. В конечном итоге тормозится инновационное развитие, снижается конкурентоспособность страны на глобальных рынках.
В майских указах Президента Российской Федерации поставлена задача модернизировать систему поддержки экспортеров-субъектов МСП. Планируется увеличение доли экспортеров-субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10% [1]. Для этого необходимо улучшение существующих и разработка новых направлений финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров. Повышение эффективности таможенных операций представляет собой ключевой фактор содействия участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - субъектам МСП. Цифрови-зация таможенных услуг стремительно внедряется в ЕАЭС. Но в этой сфере есть еще проблемные вопросы. Поэтому цель статьи - предложить направления модернизации поддержки внешнеэкономической деятельности МСП в ЕАЭС.
Анализ государственной поддержки и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в ЕАЭС
Рассмотрим, в чем заключается внешнеэкономическая деятельность. Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [2].
В ведущих и быстроразвивающихся странах поддержка экспорта осуществляется в соответствии со стандартами ОЭСР и ВТО. В странах с невысоким уровнем доходов, к которым относятся страны ЕАЭС, повышается значение финансовой поддержки. Эти меры направлены на снижение издержек и рисков участников ВЭД. Основные направления финансовой поддержки - это финансирование экспортных операций; страхование экспортных кредитов и инвестиций; гарантирование экспортных кредитов; субсидирование ставок по кредитам. И даже льготное кредитование иностранных покупателей. Нефинансовые меры включают: экспортное консультирование; исследование рынков и другие виды рыночной аналитики; сбор информации о зарубежных фирмах; мониторинг торговых барьеров; организацию выставок и ярмарок. В составе нефинансовых мер отметим обучение участников ВЭД, которое крайне актуально в условиях меняющейся институциональной среды. Указанные меры поддержки особенно важны для начинающих предпринимателей. У этой категории участников ВЭД недостаточно финансовых ресурсов для привлечения услуг консалтинговых компаний. И часто слабо сформированы компетенции по формированию бизнес-модели и рыночной стратегии.
В региональных интеграционных объединениях, таких как Европейский Союз (ЕС), поддержка внешнеэкономической деятельности, в том числе экспорта, осуществляется на национальном и наднациональном уровне [3, 4]. Это значит, что специализированные государственные органы или институты развития осуществляют поддержку
© £
Я
3
*
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
экспортеров-субъектов МСП. Национальные институты поддержки экспортеров сформированы и в странах ЕАЭС. Например, в Российской Федерации это АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), предоставляющий российским экспортерам, в том числе субъектам МСП, широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. В качестве задачи РЭЦ рассматривается и преодоление административных барьеров в сфере ВЭД. Для выполнения этой задачи РЭЦ взаимодействует с профильными министерствами и ведомствами. И сотрудничает с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями [5].
Рассмотрим финансовую поддержку внешнеэкономической деятельности МСП на примере экспортного страхования, которую осуществляет Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). ЭКСАР входит в группу компаний РЭЦ. Агентство представляет собой специализированным государственный институт поддержки экспорта для защиты экспортных кредитов и инвестиций страховыми средствами [6].
Содействие экспортно-ориентированному малого и среднего бизнесу -одной из приоритетных задач ЭКСАР. Агентством были разработаны специальные решения, позволяющие максимально эффективно закрыть риски политические (до 90%), и коммерческие риски (до 95%). Агентство применяет особый подход к выделению субъектов МСП: к ним относят любые компании с оборотом до 2 млрд. рублей в год. При этом поддержка оказывается только экспортерам несырьевых товаров и услуг. Страхованию подлежат кредиты поставщика и покупателя, инвестиций, дебиторской задолженности и подтвержденного аккредитива. Приняты эксклюзивные меры поддержки экспортерам-субъектам МСП: страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера и страхование экспортного факторинга. ЭКСАР, например, предоставило страховой продукт «Кредит поставщика» на поставку троллейбусов в Киргизию, страховой продукт «экспортный факторинг» на поставку мебели в Литву.
РОСЭКСИМБАНК (входит в группу компаний РЭЦ) оказывает кредитно-га-рантийную поддержку экспортерам-субъектам МСП. Для участников экспортной сделки сформированы специальные финансовые предложения. Деятельность банка помогает выводить на глобальные рынки российскую продукцию с конку-
рентоспособной ценой и качеством.
Разработаны специальные программы субсидирования затрат субъектам МСП-участникам ВЭД на транспортировку, сертификацию продукции, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, патентование за рубежом.
В Сибирском институте управления-филиале РАнХиГС проведено исследование инновационной деятельности МСП в Новосибирской области, в том числе в сфере ВЭД, результаты которого представлены в монографии «Модель инвестиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства»
[7].
Интервьюирование субъектов МСП, в том числе участников ВЭД, показало, что институты развития не в полной мере обеспечивают доступ к финансовым ресурсам. Особенно сложно привлечь финансирование и инвестиции для инновационной деятельности. Это, безусловно, снижает возможность как развития компаний, так и коммерциализации инноваций. Субъекты МСП вынуждены в большей части использовать собственные средства (88 % малых предприятий и 76 % средних предприятий). Конечно, субъекты МСП привлекают банковское кредитование, в том числе РОСЭКСИМ-БАНКА, на что указали 35% интервьюируемых. Предприниматели подчеркивают, что высокие проценты по кредиту резко повышают издержки. А требование банком залога для многих малых предприятий - невыполнимое условие. Отметим, что несколько малых предприятий-экспортеров воспользовались гарантиями структур поддержки, и субсидированием для выплаты процентов по кредитам. Некоторые субъекты МСП не были осведомлены о возможностях финансовой поддержки. Незначительна доля субъектов МСП, получивших прямые инвестиции заказчика: 14 % малых предприятий и 19 % средних. Грантовый капитал доступен менее чем 5 % субъектов МСП. Нескольким предприятиям были выделены венчурные и бизнес-ангельские инвестиции. Предприниматели подчеркивают сложность привлечения долгосрочных инвестиций. Это связано с высоким уровнем риска и неопределённости экономики, бегством капитала. Венчурные фонды отвергают заявки предпринимателей по многим причинам: недостаточно разработана бизнес-модель, отсутствует оценка эффективности проекта, не сформирована команда. Недостаточно площадок, на которых могли бы встретиться бизнес-ангелы и стартапы.
Практически не используются для экспортной деятельности инновационные способы финансирования, например кра-удфандинг. Необходимо расширить доступ субъектов МСП-участников вЭд к финансовым и инвестиционным ресурсам, повысить их компетенции по вопросам господдержки, разработки заявок и защиты проектов для ее получения.
В рамках цифровизации экономики формируется система «единого окна» для внешнеэкономических операций в Российской Федерации и других странах-участницах интеграции. Система «единого окна» создается в соответствии с решениями и актами на уровне Евразийского экономического союза [8].
Внедрение цифровых технологий особенно динамично происходит в сфере таможенного администрирования в ЕАЭС. Это позволяет значительно сократить время проведения таможенных операций, и упростить их. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) установлено обязательное электронное декларирование [9]. Практически в ЕАЭС совершен переход к электронному декларированию на 99 %. Это не только снижает время проведения таможенных операций, но и исключает коррупционные риски, а также дает старт применению современных ИТ-технологий в таможенной сфере. Автоматическая регистрация таможенных деклараций длится от одной до трех минут. Это значительно меньше времени, установленного таможенным ТК ЕАЭС [10]. В основу ТК ТС положен новый подход «одного окна». Это подход представляет собой отказ от предоставления таможенным органам документов, на основании которых заполняется декларация. «Одно окно» рассматривается в качестве инструмента скоординированного контроля на границе, эффективного элемента инфраструктуры таможенных органов. Один раз предоставленные, документы находятся в электронной базе таможенных органов. Важной новацией в рамках цифровизации можно рассматривать автоматический выпуск товаров. Речь идет о том, что для определенных категорий товаров отдельные таможенные операции могут осуществляться посредством информационной системы без участия должностных лиц таможенных органов. Предоставление таможенным органам предварительной информации участниками ВЭД-субъектами МСП используется для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля. Предварительное ин-
формирование используется для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля. Для предоставления таможенных услуг часто применяются «облачные» сервисы. Обращает на себя внимание, что не всегда участники ВЭД-субъекты МСП могут воспользоваться цифровыми сервисами по причине не-сформированной компетенций в сфере оформления необходимых документов в электронном виде.
Для развития инновационной деятельности в сфере ВЭД ключевое значение имеет защита прав интеллектуальной собственности (ИС). Интеллектуальная собственность практически представляет собой инновацию, воплощенную в конкретном товаре или услуге. Инструментом защиты интеллектуальных прав участников ВЭД служит таможенный реестр интеллектуальной собственности (ТРОИС). ТРОИС формируется из товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности, которые вносятся в реестр по заявлению правообладателя. Но таможенные органы обладают правом прекращать выпуск товаров, даже не внесенных в реестр в соответствии с ТК ТС. Таможенные органы проводят контроль и после выпуска товаров, содержащих объекты ИС участников ВЭД.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Евразийского экономического союза» сформирован единый таможенный объектов интеллектуальной собственности ЕАЭС. Но пока его деятельность не полностью скоординирована. Товарный знак должен быть при этом зарегистрирован в патентных ведомствах всех стран ЕАЭС. Вновь регистрируемые товарные знаки могут быть поданы в патентное ведомство одной из пяти стран, которое производит патентных поиск, регистрирует товарный знак, и передает данные о нем в другие патентные ведомства стран интеграции. При этом возникает ряд проблем, например, увеличение сроков регистрации, различие в размере стоимости регистрации товарного знака. Некоторые интеграционные союзы гармонизировали механизм борьбы с контрафактными рынками. Кроме единого таможенного реестра, действует товарный знак Европейского союза (Community Trade Mark), промышленный образец Европейского союза (Community Design). При
этом регистрация производится в Ведомстве Евросоюза по интеллектуальной собственности. Необходимо формирование наднационального патентного ведомства в ЕАЭС для упрощения процедуры регистрации объектов интеллектуальной собственности.
Результаты исследования, проведенного в СиУ-филиале РАНХиГС, показываю, что субъекты МСП-участники ВЭД в основном регистрируют средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров). Эти виды ИС считаются «менее инновационными» Лицензии и франшизы имеют всего 10% опрошенных. Предпринимателям необходимо разъяснять преимущества использования результатов интеллектуальной деятельности других компаний. Во всем мире представители МСП стараются начинать бизнес с использованием франшизы. Но российские предприниматели еще не в полной мере оценили выгоды взаимодействия с развитыми брендами. Еще меньший процент представителей МСП имеют собственные изобретения: только 7 % зарегистрировали патент, 5 % программы для ЭВМ и базы данных, 4 % разработали и зарегистрировали ноу-хау. Только 1 % представителей МСП имеют свидетельство на топологию интегральных микросхем.
Среди барьеров деятельности представители МСП-участники ВЭД назвали недобросовестную конкуренцию, в том числе расширение контрафактных рынков. Контрафакция приводит к перемещению большей части сделок в теневой сектор, повышению издержек добросовестных предпринимателей, снижению инвестиционной и инновационной активности. Вступление в ЕАЭС новых стран-участниц несет риски расширения контрафактных рынков на территории интеграции. Например, при присоединении Кыргызстана встал вопрос о работе крупнейшего в Центральной Азии рынка «Дор-дой». Невысокие цены на китайские товары формировались благодаря низким таможенным тарифам с Китаем до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. После вступления страны в ЕАЭС тарифы на китайские товары повысились, и контрафактные товары наводнили рынки стран интеграции при помощи теневых схем поставок. Евразийской экономической комиссией рассматривается возможность превращения рынка в зону свободной торговли.
Опыт ЕС и других интеграционных объединений показывает, что необходи-
мо не только гармонизировать законодательство стран интеграции в сфере борьбы с контрафактом, но и усилить таможенный контроль, решить вопрос об уничтожении контрафактных товаров.
Ключевой вызов перехода к «цифровой экономике» - преодоление «цифрового разрыва» между развитыми и развивающими странами и между транснациональными корпорациями и малым и средним предпринимательством [11]. Поэтому необходимо проводить обучение предпринимателей в сфере цифровиза-ции, и усилить субсидирование на разработку и приобретение цифровых технологий.
Заключение
Как видим, в Российской Федерации и на уровне ЕАЭС функционирует система государственной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП. Но существует и ряд институциональных барьеров, которые повышают издержки предпринимателей, и препятствуют формированию глобальной конкурентоспособности экспортеров-субъектов МСП. Для преодоления этих барьеров, модернизации поддержки экспорта в ЕАЭС предлагаются следующие направления:
1. Усиление финансовой поддержки участников ВЭД-субъектов МСП. Снижение процентной ставки по кредитам представляет собой сложную задачу макроэкономического регулирования, решение которой требует определенного времени. Поэтому целесообразно обеспечить большую долю субъектов МСП гарантированием экспортных кредитов и субсидированием ставок по кредитам.
2. Организация дистанционного обучения субъектов МСП в сфере ВЭД, обоснования эффективности проектов, управления интеллектуальной собственностью, цифровых технологий в качестве меры нефинансовой поддержки. Формирование компетенций субъектов МСП необходимо в условиях появления новых форм международной торговли [12]. Обучение должно проводиться бесплатно, или с субсидированием затрат на прохождение обучения.
3. Усиление студенческой мобильности, сетевого межвузовского сотрудничества в ЕАЭС по профилям бакалавриата и образовательным программам магистратуры, связанными с внешнеэкономической деятельностью. Так будет обеспечена подготовка конкурентоспособных молодых предпринимателей и специалистов в сфере ВЭД.
© 3
В
3
V
2 а
8
4. Совершенствование институциональных основ защиты правообладателей - участников ВЭД путем формирование наднационального патентного ведомства в ЕАЭС, усиления контроля после выпуска товаров во взаимодействии таможенных органов стран интеграции.
5. Создание свободных экономических зон (СЭЗ) для усиления экспортного направления экономики, в т.ч. деятельности МСП. Мировой опыт демонстрирует высокую эффективность СЭЗ [13].
6. Привлечение инвестиций в сферу МСП: проведение инвестиционных и венчурных выставок, конвентов, в том числе на электронных площадках, в рамках формирующегося цифрового пространства ЕАЭС.
Кроме специальных мер поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП, необходимо улучшение бизнес-климата в странах интеграции. Исследования, проведенные в СИУ-РАН-ХиГС, и мнения экспертов говорят о том, что остаются коррупционные отношения и элементарные административные барьеры [14,15,18,17]. Среди административных барьеров: выдача разрешений на строительство, транспортные маршруты, доступ к электро-и-газосетям. Предприниматели указывают на несовершенство судебной системы и системы исполнения договоров.
Модернизация системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности МСП позволит увеличить объем конкурентоспособного несырьевого экспорта, обеспечить конкурентную среду, и в конечном итоге послужит укреплению экономической безопасности ЕАЭС и каждой из стран интеграции.
^ Литература
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204(ред. от 19.07.2018//»Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
2. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-Ф3 (ред. от 13.07.2015)// «Собрание законодательства РФ», 26.07.1999, N 30, ст. 3774.
3.Урумов Т.Р. Поддержка экспорта малого и среднего бизнеса в США и ЕС// Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 6. - С. 39-47.4.Шлык Н.Л., Титова С.Ю. Система поддержки экспорта малого бизнеса (российский и зарубежный опыт) //Власть
00
е
сч
£
Б
а
2 ©
и управление на Востоке России. - 2018. -№2(83). - С.21-27.
5. АО «Российский экспортный центр». Сайт Российского экспертного центра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/ company/ (Дата обращения: 10.10.2018 )
6. Наши решения для некрупных экспортеров. Сайт ЭКСАР[Электронный ре-сурс].Режим доступа: http://www.exiar.ru/ export_support_msp/ solutions_medium_exporters/ (Дата обращения: 10.10.2018 )
7. Модель инвестиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства: моногр./Т.В. Гуру-нян, О.Ю. Щербина, В.В. Завадовский, Н.Ю. Каменская; РАНХиГС, Сиб.ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС,2017 -306 с.
8. «Единое окно» в системе регулирования ВЭД [Электронный ресурс]. Сайт Евразийской экономической комиссии Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/Pages/sw.aspx
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
10. «Электронная таможня» реализуется в Крыму//Таможня. - 2017. - №22 [428] - C.6-9.
11.Доклад о мировых инвестициях 2017. ЮНКАД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/en/ Publications Library/ wir2017_0verview_ru.pdf pdf (Дата обращения: 10.09.2018)
12. Калмыков С.П., Терещенко И.Н. Интернет-торговля как новое направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. Том 8. № 3А.- С. 397404.
13. Портяков В.Я. Экспериментальные зоны свободной торговли в Китае // Пробл. Дал. Востока. - 2018. -№ 2. - С. 65-75.
14. Чеботарев С., Григоренко И., Ионов В.Системное развитие малого и среднего предпринимательства как стратегический фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасно-сти//Общество и экономика.- 2017. -№ 8. -С. 65-78.
15. Калмыков С.П., Родионова Т.П. Малое предпринимательство и самозанятость населения как решающие факто-
ры обеспечения экономической безопасности в условиях кризиса//Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2018. С.- 295-297.
16. Баринова В.А. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? / В. А. Баринова, С. П. Земцов, Ю. В. Царева // Вопр. экономики. - 2018. - № 6. - С. 92-116.
17. Хищенко Л. Условия для роста: МСБ // Эксперт-Сибирь. - 2018. - № 15-19. - С. 18-19.
Current issues of supporting foreign economic activity of small and medium entrepreneurship Gurunyan T.V., Trapeznikov S.I.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Siberian Institute of Management The authors of the article consider measures of state support for small and medium-sized businesses (hereinafter - SMEs) involved in foreign economic activity. As well as state services of customs administration in the light of the digitization of the economy. The authors identify the reasons for the weak participation of SMEs in the export of products and services. The authors focus on the lack of financial and investment resources for SMEs, lack of competence in the field of digital technologies, unfair competition in the form of counterfeit markets in the EEU. The article presents some results of research of SMEs in the Novosibirsk region, including in the sphere of foreign economic activity, carried out at the Siberian Institute of Management - the branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration. Based on the world's best practices, it is proposed to form a supranational patent office, and other areas for upgrading support for participants of foreign trade activities - SMEs to form their global competitiveness. Keywords: Small and medium business, exporters, financial and non-financial support, customs administration, protection of intellectual rights, digitalization
References
1. On the national goals and strategic objectives of
the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 N 204 (as amended on 07/19/ 2018 // «Collected Legislation of the Russian Federation», 05.14.2018, N 20, 2817.
2. On export control: Federal Law of 18.07.1999 N
183-FZ (as amended on 13.07.2015) // «Collection of the legislation of the Russian Federation», 07.26.1999, N 30, art. 3774.
3. Urumov T.R. Support for exports of small and
medium-sized businesses in the US and the EU // World Economy and International Relations. - 2015. - № 6. - p. 39-47.
4. Shlyk N.L., Titova S.Yu. System for supporting
the export of small business (Russian and foreign experience) // Power and Administration in the East of Russia. - 2018. -№2 (83). - P.21-27.
5. JSC «Russian Export Center». Site of the Russian
expert center. [Electronic resource]. Access mode: https://www.exportcenter.ru/company/ (Revised: 10/10/2018)
6. Our solutions for small exporters. Site EXIAR
[Electronic resource]. Access mode: http:// www.exiar.ru/export_support_msp/ solutions_medium_exporters/ (Contact date: 10/10/2018)
7. Model of investment and innovation elevator for
small and medium-sized businesses: monograph / TV. Gurunyan, O. Yu. Shcherbina, V.V. Zavadovsky, N.Yu. Kamenskaya; RANEPA, Sib. In. Exercise. - Novosibirsk: SibAHS Publishing House, 2017 -306 p.
8. «Single Window» in the system of regulation of
foreign economic activity [Electronic resource]. Eurasian Economic Commission website Access Mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/tam_sotr/Pages/sw.aspx
9. The Customs Code of the Eurasian Economic
Union (Annex No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union)
// Official website of the Eurasian Economic Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
10. "Electronic Customs" is implemented in Crimea // Customs. - 2017. - №22 [428] - C.6-9.
11. World Investment Report 2017. UNCAD. [Electronic resource]. Access Mode: http:// unctad.org/en/Publications Library / wir2017_Overview_en.pdf pdf (Access Date: 09/10/2018)
12. Kalmykov S.P., Tereshchenko I.N. Internet trade as a new direction of international trade: the customs aspect // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2018. Volume 8. No. 3A.- S. 397-404.
13. Portyakov V.Ya. Experimental Free Trade Zones in China // Probl. Gave East. - 2018. -№ 2. -p. 65-75.
14. Chebotarev S., Grigorenko I., Ionov V.Sistemny development of small and medium-sized
businesses as a strategic factor in economic growth and economic security // Society and Economy.- 2017. -№ 8. -C. 65-78.
15. Kalmykov S.P., Rodionova T.P. Small business and self-employment of the population as decisive factors in ensuring economic security in crisis conditions // Continuous professional education: theory and practice: a collection of scientific articles based on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference of teachers, graduate students, undergraduates and students. - 2018. p. -295-297.
16. Barinova V.A. Entrepreneurship and institutions: is there a link at the regional level in Russia? / V.A. Barinova, S.P. Zemtsov, Yu.V. Tsareva
// Questions economy. - 2018. - № 6. - P. 92116.
17. Khischenko L. Conditions for growth: SME // Expert Siberia. - 2018. - № 15-19. - p. 1819.
О
3
В
s
v
2 e
8