Научная статья на тему 'Оценка экспортного потенциала субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики'

Оценка экспортного потенциала субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТЫ МСП / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / EXPORT / EXPORT POTENTIAL / SMES / NON-PRIMARY EXPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганова А. А., Ковалева Е. Н.

Несырьевой неэнергетический экспорт играет важную роль в повышении конкурентоспособности субъектов экономики и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, в обеспечении экономического роста России. При помощи общенаучных и прикладных методов исследований выявлены и приоритизированы факторы, препятствующие началу экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, и определены направления дальнейшего совершенствования механизмов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF SMES OF THE NON-OIL NON-ENERGY SECTOR

Non-raw non-energy export plays an important role in enhancing the competitiveness of constituent entity, in improving the infrastructure of external economic activity and in ensuring Russia's economic growth. Using general and applied research methods we identifed and prioritized factors that prevent small and medium-sized businesses from beginning export activity, characterized directions for further improvement of methods and instruments of supporting non-primary non-energy export of SMEs in the regions.

Текст научной работы на тему «Оценка экспортного потенциала субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики»

ОЦЕНКА ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МСП НЕСЫРЬЕВОГО НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ASSESSMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF SMES OF THE NON-OIL NON-ENERGY SECTOR

Научный руководитель: Е.Н. Ковалева - старший преподаватель кафедры экономики и торгового дела Смоленского филиала РЭУ им. ГВ. Плеханова, к.э.н.

Research supervisor: E.N. KovaLeva - senior Lecturer of the chair of the Department of Economics and Trading of the PLekhanov Russian University of Economics, Smolensk branch, PhD in Economics.

а.а. оганова

a.a. oganova

the 4-year student of 38.03.01 Economics of the Plekhanov Russian University of Economics, Smolensk branch

Cтудентка 4-го курса направления 38.03.01 «Экономика» Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

164

АННОТАЦИЯ

Несырьевой неэнергетический экспорт играет важную роль в повышении конкурентоспособности субъектов экономики и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, в обеспечении экономического роста России. При помощи общенаучных и прикладных методов исследований выявлены и приоритизированы факторы, препятствующие началу экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, и определены направления дальнейшего совершенствования механизмов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП в регионах. ABSTRACT

Non-raw non-energy export plays an important role in enhancing the competitiveness of constituent entity, in improving the infrastructure of external economic activity and in ensuring Russia's economic growth. Using general and applied research methods we identified and prioritized factors that prevent small and medium-sized businesses from beginning export activity, characterized directions for further improvement of methods and instruments of supporting non-primary non-energy export of SMEs in the regions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экспорт, экспортный потенциал, субъекты МСП, несырьевой экспорт. KEYWORDS

Export, export potential, SMEs, non-primary exports.

Введение

В условиях снижения мировых цен на основные сырьевые ресурсы, снижения внутреннего спроса и благодаря установившемуся валютному курсу развитие экспорта представляет собой приоритетное направление экономического роста страны [1]. Если конъюнктура мирового рынка сырья

в средне- и долгосрочной перспективе представляется неблагоприятной, несырьевой неэнергетический экспорт, доля которого в общем объеме экспорта России продолжает неуклонно расти (в 2017 г. — 37,4% [2]), имеет все шансы к развитию (в физическом выражении общий экспорт вырос в 2017 г. на 4,8%, несырьевой неэнергетический — на 11,3% [2]). Экспорт способен стать драйвером экономического роста для регионов, «сильная международная конкуренция закалит и оздоровит нашу экономику, обеспечит российским компаниям новый уровень эффективности, качества товаров и услуг, производительности труда» [3].

В целях развития экспорта создана инфраструктура поддержки экспортеров — Российский экспортный центр (РЭЦ) и аффилированные структуры (ЭСКАР, РОСЭКСИМ-БАНК, Школа экспорта РЭЦ). Однако, проведя поисковое исследование на этапе начала реализации образовательного проекта Школы экспорта РЭЦ в Смоленской области, было выявлено, что у субъектов МСП имеются существенные ограничения, препятствующие началу их экспортной деятельности. Опыт взаимодействия с другими регионами показал, что похожие проблемы присутствуют у субъектов МСП всей страны.

Цель работы состояла в выявлении и приоритизации факторов, препятствующих началу экспортной деятельности субъектов МСП, на примере Смоленской области как региона с большим экспортным потенциалом, для дальнейшего совершенствования методов и инструментов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП в регионах. Принимая во внимание отсутствие результатов подобных региональных исследований, цель исследования носит поисковый характер.

Кабинетный этап исследования показал, что количественные статистические данные, представляемые ФТС РФ, РЭЦ, Росстатомом и другими ведомствами, могут быть использованы в сравнительном анализе регионов, анализе общей динамики экспорта в ситуации стабильности валют (при прогнозируемой инфляции). Текущих статистических показателей оказывается недостаточно для получения оперативных ответов на следующие вопросы:

• количество экспортеров в субъекте РФ по отраслям и по коду ТН ВЭД. Уровень субпозиции ТН ВЭД, по которому представлен основной массив статистических данных, не позволяет проводить детальный анализ экспортного предложения, получать оперативную информацию о среднеэкспортных ценах, о конкретных субъектах несырьевого экспорта;

• количество экспортируемых товаров в натуральном выражении;

• данные по экспорту с разграничением на производителей и торговых посредников;

• отсутствие регионального экспортного каталога, что не дает возможности при проведении комплексных исследований получать недостающие количественные и, прежде всего, качественные данные о факторах, препятствующих экспорту, о проблемах, с которыми сталкиваются действующие экспортеры на различных рынках [1].

Количественная информация позволяет оценить общий объем экспорта страны и региона ретроспективно и по отдельным позициям, увидеть динамику, однако практически не дает ответа на вопрос о том, что препятствует субъектам МСП выходить на внешний рынок или активизировать свою

деятельность, какие виды помощи необходимы и являются приоритетными. Поэтому факторы, препятствующие выходу субъектов МСП, можно выявить полевыми методами исследований.

Структура полевого этапа исследования

Целевая аудитория исследования представлена субъектами МСП Смоленской области, проявившими интерес к образовательной программе для начинающих экспортеров Школы экспорта РЭЦ, начавшей свою работу в июне 2017 года. В настоящее время из-за отсутствия базы данных или экспортного каталога не представляется возможным точно определить количество потенциальных экспортеров среди всех субъектов МСП, поэтому определить границы генеральной совокупности, задать контур и структуру выборки крайне сложно. Однако для цели исследования, которая определена как поисковая, можно считать достаточным заданного базового условия — проявления интереса субъектами МСП к экспортной деятельности.

После кабинетного этапа был проведен полевой этап, включающий интервью и опрос в форме анкетирования. Интервью носило исключительно поисковый характер. Было проведено 4 интервью с участниками Школы экспорта РЭЦ, анализ которых позволил сформулировать вопросы анкеты. Далее на основании полученных на первом этапе полевого исследования сведений была создана анкета, содержащая 24 вопроса, в т.ч. 5 фильтрующих. Были использованы различные типы вопросов: с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, открытые вопросы, вопросы с использованием шкалы Лайкерта и шкалы Осгуда.

168

Стандартный расчет выборки не применялся, был задан уровень опросить не менее 30 представителей МСП, реализующих различные виды потенциально экспортируемой продукции. Тип выборки — неслучайная (метод «снежного кома»).

Всего было опрошено 40 сотрудников экспортно ориентированных субъектов МСП, в том числе 35 (87,5%) обществ с ограниченной ответственностью и 5 (12,5%) индивидуальных предпринимателей. Сферы деятельности целевой аудитории относятся к пищевой промышленности (40%), переработке и обрабатывающей промышленности (27,5%), логистике (22,5%) и сфере услуг (финансы и консалтинг) (10%). Половина респондентов относится к категории малых предприятий, 37% и 13% — к микро- и средним предприятиям соответственно. Возраст 62% организаций достиг 3-5 лет, 25% участников опроса работают на рынке от 9 до 15 лет и лишь 13% — 16-25 лет.

Самооценка и объективный опыт организации

экспортной деятельности

Большинство респондентов оценивает экспорт как возможность для увеличения объемов реализации при стагнации внутреннего рынка, в меньшей степени он рассматривается как дозагрузка производственных мощностей, реализация не актуальных для внутреннего рынка товаров и возможность зарабатывать больше при текущем курсе валют.

Респонденты оценивают полученный в сфере экспорта опыт в основном положительно (однозначно положительно — 23%, скорее положительно — 37%) либо никогда не занимались экспортом (40%). При этом 77,5% опрошенных субъектов МСП отметили, что имеют партнеров за рубежом.

Ответы на вопрос «Является ли Ваша организация импортером продукции/услуг/оборудования, в том числе для нужд производства?» распределились поровну, 55% составили положительные ответы, 45% — отрицательные. Половина опрошенных респондентов дали утвердительный ответ на вопрос о наличии опыта участия в международных выставках/ярмарках, 15% затрудняются в ответе на поставленный вопрос, поскольку действительно могут не обладать подобной информацией.

Стереотипы, установки и обоснованность принятия

решений в сфере экспорта

Для 62,5% респондентов барьером при выходе на экспорт является убежденность руководства и сотрудников в сложности или невозможности экспорта, основанная на стереотипах, а не на объективных фактах и результатах исследований. 25% отвечают на указанное утверждение «Скорее нет, чем да», а 12,5% категорично не согласны с ним.

Несмотря на то, что для большинства опрошенных субъективные факты являются основным препятствием для начала экспортной деятельности, 28,4% респондентов при принятии данного решения ориентируются на результаты исследований, проведенных собственными силами. В меньшей степени участники опроса опираются на результаты исследований, выполненных специализированными исследовательскими агентствами по индивидуальному заказу, и платных маркетинговых исследований. Рекомендации знакомых, работающих в банковской сфере, для респондентов не являются определяющими.

На основе ответов субъектов МСП региона, принявших участие в опросе, посредством вычисления среднего балла оценок

170

был составлен следующий ранжированный в порядке убывания список проблем при выходе на экспорт субъектами МСП:

1. Масштабы производства (небольшие партии товара).

2. Отсутствие зарубежного рынка сбыта.

3. Отсутствие высококвалифицированных кадров в области ВЭД.

4. Отсутствие возможности получить кредит.

5. Отсутствие комплексной информации обо всех аспектах экспорта на одном (максимум — двух/трех) информационных ресурсах.

6. Высокие затраты.

7. Высокие риски, поскольку нет уверенности в надежности зарубежных партнеров.

8. Отсутствие в организации структурных подразделений, занимающихся осуществлением экспортной сделки.

9. Незнание иностранных языков и делового этикета других стран.

10. Печальный опыт знакомых/конкурентов.

11. Слабо прогнозируемые затраты.

12. Риск невозврата валютной выручки.

13. Отсутствие надежных партнеров в сфере логистики.

14. Отсутствие надежных партнеров в сфере таможенного оформления.

15. Проблемы с качеством продукции/услуги на внутреннем рынке.

Таким образом, одним из основных препятствий выхода на экспорт, по мнению респондентов, является малый объем выпускаемого товара, а также отсутствие рынка сбыта за рубежом и высококвалифицированных кадров в области ВЭД. Подавляющее большинство респондентов оценило

качество изготавливаемой продукции/услуг как отвечающее требованиям потребителей внутреннего рынка, что, по мнению опрошенных, представляет собой несущественную проблему. Однако опытные экспортеры, давно работающие на рынке, называют проблему соответствия продукции требованиям рынков зарубежных стран одной из ключевых.

Предварительная оценка рисков

На основании мнения респондентов (с оценкой по 5-балльной шкале) риски экспортной деятельности можно представить от преобладающего до несущественного:

1. Политический риск — ухудшение отношений России со странами экспорта.

2. Правовой риск — изменения в законодательстве РФ и зарубежных стран и др.

3. Экономический риск — колебания валютного курса, инфляция и др.

4. Финансовый риск — несоответствие потребности и возможностей в финансовом обеспечении/кредитовании/страховании экспортной сделки.

5. Таможенный риск — в таможенном оформлении экспортной сделки, поиске надежного посредника в этой сфере и др.

6. Маркетинговый риск — несоответствие ожиданий и реальности при определении рынка и покупателя, формировании маркетинговой стратегии и др.

7. Юридический риск — нюансы юридического оформления и сопровождения экспортной сделки.

8. Логистический риск — в логистическом сопровождении экспортной сделки, поиске надежного посредника в этой сфере и др.

172

9. Производственный риск — ошибки при подготовке товара к требованиям рынка, невозможность получения сертификатов в соответствии с требованиями зарубежного рынка.

Принимая во внимание сложившуюся обстановку в мировой политике, политический риск обоснованно тревожит потенциальных экспортеров Смоленской области, так же, как и правовой риск. На последнем месте оказался производственный риск, который объясняет готовность производителей к подготовке товара к требованиям зарубежного рынка.

Оценка актуального информационного пространства

в сфере экспорта

Респондентами было отмечено, что на информационных сайтах/порталах не в полной мере предоставлена информация о:

• успешных кейсах с подробным описанием процесса выхода на экспорт;

• коммерческих запросах зарубежных партнеров;

• имеющемся опыте в формате онлайн-форумов экспортеров;

• калькуляции затрат на различные блоки экспортного процесса;

• возможных проблемах экспорта и путях их решения;

• экспортных ценах на аналогичные товары/услуги.

В полном объеме, по мнению респондентов, имеется информация о:

• проводимых выставках и бизнес-миссиях с участием зарубежных партнеров;

• правовых аспектах регулирования ВЭД в других странах;

• правилах сертификации, требованиях к адаптации продукции для страны импорта;

• возможностях государственной поддержки экспорта;

• типовых формах контрактов и других сопроводительных документов для экспорта;

• потенциальных рынках сбыта товара/услуги и их экономико-правовых характеристиках.

Стоит отметить, что информация обо всех указанных аспектах экспортной деятельности присутствует на порталах/сайтах, однако некоторые вопросы освещены не в полной мере. В ходе кросс-табуляционного анализа выявлено, что респонденты с опытом экспортной деятельности отмечают недостаток информации по сертификации товаров на внешних рынках, однако потенциальным экспортерам имеющаяся информация по данному аспекту представляется полной и достаточной.

Оценка кадрового потенциала

Сотрудникам предприятий, желающим начать экспортную деятельность, не хватает знаний об особенностях участия в международных тендерах (60%), адаптации продукта к требованиям рынка (65%); кроме того, уровень владения иностранными языками и навыками делового общения с иностранными партнерами не соответствует необходимому уровню (60%). Также таможенное сопровождение экспортной операции и стратегическое управление экспортной сделкой настораживают 35% опрошенных.

37,5% участников опроса считают, что у сотрудников их организаций, которые, согласно занимаемой должности, могут быть задействованы в экспортном проекте, уровень владения иностранными языками неоднородный, и столько

174

же затрудняются ответить на данный вопрос. 12,5% утверждают, что уровень владения требует совершенствования, и столько же опрошенных считают его достаточным для базовых контактов с иностранными партнерами. Стоит отметить, что ни один участник опроса не выбрал вариант ответа, указывающий на высокий уровень владения иностранными языками сотрудниками его организации. 65% респондентов не исследовали вопрос о возможности найти сотрудников с глубокими знаниями в области ВЭД на рынке труда региона, однако 35% уверены в том, что это возможно.

Государственная поддержка и создание ассоциации

как способы уменьшения рисков и стимулирования экспорта

Несмотря на наличие значительного числа факторов, препятствующих экспорту, лишь 25% респондентов получают поддержку в экспорте от государственных структур и профессиональных сообществ. Представленная на рисунке 1 диаграмма показывает, какую помощь от государственных структур хотели бы получать потенциальные экспортеры.

Субсидирование адаптации продукта Субсидирование участия в выставках

19; 11,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35; 21,3%

Субсидирование сертификации товаров/услуг

24; 14,6%

Внешнее курирование экспортной сделки

11; 6,7%

Консультирование Обучение сотрудников

=1 28; 17,1% 26; 15,9%

Кредитование на льготных условиях

21; 12,8%

О

10

20

30

40

Рис. 1. Желаемые направления поддержки экспорта

Кроме того, 77% респондентов считают необходимым создание в Смоленской области Ассоциации экспортеров как некоммерческой организации, объединяющей дей-

ствующих и потенциальных экспортеров региона, с целью обмена опытом, взаимопомощи, выработки совместных решений по экспортным вопросам.

45% опрошенных однозначно уверены в том, что их компания способна осуществлять успешную экспортную деятельность. 40 и 15% соответственно ответили «Скорее да, чем нет» и «Скорее нет, чем да». Стоит заметить, что никто из участников опроса не выбрал однозначно отрицательный ответ.

Кросс-табуляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что организации, достигшие возраста 3-5 лет и относящиеся к малому бизнесу, выражают больше уверенности в способности их компании осуществлять экспортную деятельность, чем микропредприятия, что говорит о высоком уровне потенциальной возможности начала успешной экспортной деятельности предприятиями региона.

Выборочный кросс-табуляционный анализ также выявил, что все субъекты МСП, ранее осуществлявшие экспорт, участвовали в международных ярмарках и имеют партнеров за рубежом, в отличие от предприятий, не занимающихся экспортной деятельностью. Действующие экспортеры при осуществлении экспортной деятельности обращают внимание преимущественно на политические и правовые риски, в то время как предприятия, ранее не экспортировавшие, акцентируют внимание на финансовых рисках. Кроме того, экспортная деятельность опытных экспортеров затруднена из-за отсутствия высококвалифицированных кадров в области ВЭД и зарубежного рынка сбыта. Предприятия, не являющиеся экспортерами, объясняют отсутствие экспортной деятельности существованием трудностей в получении кредита и небольшими партиями выпускаемого товара. Ос-

17

новной сдерживающий фактор для начала экспорта — недостаток финансовых ресурсов.

Вовлечение новых экспортеров во внешнеэкономическую деятельность и повышение их конкурентоспособности на внешних рынках может быть достигнуто следующими механизмами:

• экспертное обсуждение и утверждение Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятных условий развития экспортной деятельности, что позволит осуществлять стратегическое планирование, координацию и консолидацию деятельности различных субъектов и стейкхолдеров, направленную на усиление количественной и качественной составляющих экспортной деятельности;

• анализ успешных и неуспешных практик экспортной деятельности предприятий, выявление тенденций и построение моделей начала и продолжения экспортной деятельности с целью минимизации рисков;

• создание под эгидой Центра поддержки экспорта в регионе постоянно действующей площадки по обмену опытом, консультированию и экспертной помощи;

• предоставление информации о потенциальных рынках сбыта для разных видов продукции в формате телевизионной программы/блога с подробным разбором;

• создание Ассоциации экспортеров как некоммерческой организации;

• оказание консультационной помощи по практическим вопросам, встающим перед начинающими и действующими экспортерами;

• совершенствование интернет-порталов с целью информирования о коммерческих запросах зарубежных

партнеров, правовых аспектах регулирования в области ВЭД;

• создание on-line форумов экспортеров по обмену опытом;

• создание учебных пособий с решением сквозных кейсов по экспортным проектам;

• проведение семинаров, обучающих курсов.

Без понимания внутренних механизмов и факторов, препятствующих экспортной деятельности, субъектам МСП невозможно оказывать системную поддержку со стороны федеральных, региональных государственных структур и других субъектов. Эффективная поддержка начинающих экспортеров позволит вывести предприятия на новый конкурентный уровень, улучшить качественную и количественную составляющие занятости населения, развивать внутренний спрос и тем самым способствовать экономическому росту России.

Библиографический список

1. Ковалева Е.Н. Экспортный потенциал Смоленской области // Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности. - 2017. - 433-439 с.

2. Новые рекорды несырьевого экспорта // Российский экспортер. — 2017 г. — № 1 — С. 8-17.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016.

Bibliographical list

1. Kovaleva E. N. Eksportnyj potentsial Smolenskoj oblasti // Prodovol'st-vennaya bezopasnost': ot zavisimosti k samostoyatel'nosti. — 2017. — 433-439 s.

2. Novye rekordy nesyr'evogo eksporta // Rossiiskii eksporter. — 2017 g. — № 1 — S. 8-17.

3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016.

178

Контактная информация:

214030, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, 21, тел.: 8 (4812) 66-26-63, кафедра экономики и торгового дела Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова; e-mail: anjelika.oganova97@ mail.ru

Contact links:

214030, Smolensk region, Smolensk, st. Normandy-Neman, 21, phone number: 8 (4812) 66-26-63, Department of Economics and Trading of the Plekhanov Russian University of Economics, Smolensk branch; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.