Научная статья на тему 'Предпосылки глобальный экспансии российских несырьевых экспортных товаров'

Предпосылки глобальный экспансии российских несырьевых экспортных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПАНСИЯ НЕСЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТ НЕСЫРЬЕВЫХ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ / ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / EXPANSION OF NON-RESOURCE GOODS / EXPORT SUPPORT / NON-RESOURCE NON-ENERGY GOODS EXPORT / FOOD SUPPLIES AND AGRICULTURAL RAW MATERIALS EXPORT / MULTIPLICATION EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борцов Дмитрий Валерьевич

В статье рассмотрены предпосылки и позитивные факторы для экспансии российских несырьевых товаров на внешние рынки, имеющие место в текущей экономической конъюнктуре. Проанализированы государственные нормативно-правовые документы, направленные на интенсификацию отечественного экспорта, а также рассмотрено создание и деятельность соответствующего профильного института. Рассчитаны показатели прироста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а также их динамика в период 2010-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposals for the expansion of Russian non-resource commodities to the foreign market

The article considers the proposals and positive factors for the expansion of Russian non-resource commodities to the foreign markets taking place in the current economical conjuncture are looked though in the article. The legal documents aiming for the intensification of the domestic exports are analyzed, and the creation and activities of the special institution is also considered. The augmentation features of export of non-resource non-energy goods, food supplies and agricultural raw materials as well as its dynamics during 2010-2017 were estimated.

Текст научной работы на тему «Предпосылки глобальный экспансии российских несырьевых экспортных товаров»

- внедрение маркетингово-ориентирован-ного управления на основе принципов маркетинга взаимоотношений, предполагающего всестороннее изучение и учет потребностей населения в медицинских услугах;

- пересмотр отношения государственных структур не только к медицинской сфере, но и сферам, обеспечивающим производство медицинской продукции и оказание услуг;

- увеличение объема финансирования материальной базы всей системы здравоохранения.

Эффективное решение перечисленных задач возможно путем разработки и реализации инновационно-инвестиционных проектов в сфере высокотехнологичной медицины через объединение усилий представителей различных отраслей научного знания (в области инженерных, экономических, медицинских и социальных наук), бизнеса и государства на принципах взаимовыгодных партнерских, социально-ориентированных отношений, что позволит обеспечить синергетический эффект от внедрения результатов проекта.

Литература:

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: ЬИрэ: // economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategi-сИе5кое-р1а т гоуате/51га1ед1уа-га2УШуа-ге5риЬИк1-Ьа5Иког1о51ап/51га1ед1уа-ге5риЬИк1-ЬаэИкоИх^ап-гОЗО/ (дата обращения 22.10.2018).

2. Бикметов Е.Ю., Зиннуров У.Г., Бронников М.А. Синергетический подход в исследовании эффективности реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства //Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 10 (113). -С. 321-324.

3. Бикметов Е.Ю.,ЗиннуровУ.Г. Общественные связи органов местного самоуправления как инстру-

мент социально-ориентированного маркетинга //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 201 б. - № 2 (35). - С. 1823.

4. Галкин Р.А. Маркетинг,лизинг,логистика вздра-воохранении:монография / Р.А. Галкин, С.И. Двойников, В.В. Павлов, И.В. Поляков, С.А. Уваров. -Самара-СПб.: Перспектива, 1998. - 176 с.

5. Гумерова З.Ж. Управление инновационными проектами / З.Ж. Гумерова и др. - Уфа : УГАТУ, 2008. -173 с.

6. Кемалов Р.Ф. Роль маркетинга в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. -С. 41-43.

7. Климова С.В. Социальный маркетинг как социальная технология // Вестник Саратовского гос. социально-экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 84-88.

8. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья : монография / А.А. Лебедев ; Рос. гос. мед. , ун-т. - Самара : Самар. Дом печати, 1996. - 110 с.

9. Столяров С.А. Маркетинг как инструмент управления здравоохранением // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 11/12. - С. 21-24.

10. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении : учеб. пособие / под ред. В.З. Кучеренко. - М., 1995. - 185 с.

11. Evans D. Introduction. In D. Evans & P. Cruse, eds. Emotion, evolution and rationality. - Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 272-274.

12. Gummesson E. Total Relationship Marketing: From the 4Ps - Product, Price, Promotion, Place of Traditional Marketing Management to the 30Rs-thirty - of the New Marketing Paradigm. - Oxford, 2000.

13. Morgan R., Hunts.The Commitment-TrystTheory of Relationship Marketing // Journal of Marketing. -1994. - Vol. 58. - № 3. - P. 20-38.

14. Payne A., Christopher M„ Clark M„ Peck H. Relationship Marketing for Competitive Advantage: Winning and Keeping Customers. - Oxford, 2000.

GO

i-H

О cu

-О Q-

LQ <

оэ cu

кд№ Г i

229

PROPOSALS FOR THE EXPANSION OF RUSSIAN NON-RESOURCE COMMODITIES TO THE FOREIGN MARKET Bortsov Dmitry Valerievich, Specialist's Degree in Economics, 3rd Secretary, The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Researcher, Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry, Moscow

The article considers the proposais and positive factors for the expansion of Russian non-resource commodities to the foreign markets taking place in the current economical conjuncture are looked though in the article. The legal documents aiming for the intensification of the domestic exports are analyzed, and the creation and activities of the special institution is also considered. The augmentation features of export of non-resource non-energy goods, food supplies and agricultural raw materials as well as its dynamics during 2010-2017 were estimated.

Keywords: expansion of non-resource goods; export support; non-resource non-energy goods export; food supplies and agricultural raw materials export; multiplication effect.

ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКСПАНСИИ УДК 339.9

РОССИЙСКИХ НЕСЫРЬЕВЫХ ЭКСПОРТНЫХ ТОВАРОВ ВАК РФ 08.00.14

В статье рассмотрены предпосылки и позитивные факторы для экспансии рос- © Борцов Д.В., 2018 сийских несырьевых товаров на внешние рынки, имеющие место в текущей экономической конъюнктуре. Проанализированы государственные норма-

1-И S

О 1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

230

тивно-правовые документы, направленные на интенсификацию отечественного экспорта, а также рассмотрено создание и деятельность соответствующего профильного института. Рассчитаны показатели прироста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а также их динамика в период 2010-2017 гг.

Ключевые слова: экспансия несырьевых товаров; поддержка экспорта; экспорт несырьевых неэнергетических товаров; экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья; мультипликативный эффект.

I

БОРЦОВ Дмитрий Валерьевич, экономист по специальности "Мировая экономика", специалист, 3-й секретарь, Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИДРоссии), соискатель, Дипломатическая академия МИД России, Москва

Сегодня сложилась редкая комбинация положительных факторов и предпосылок для глобальной экспансии продукции российского производства на международный рынок, а именно: выраженный в практических шагах настрой органов государственной власти на преодоление зависимости от так называемой "сырьевой иглы", низкий курс российского рубля, рост мотивации российских производителей к налаживанию экспортных поставок, достижение российскими экономическими агентами достаточного уровня знаний и компетенций для осуществления внешнеэкономической деятельности, быстрое развитие экспортной и смежной инфраструктуры, а также сохранившийся до сих пор на многих рынках, в первую очередь разумеется развивающихся, неплохой имидж советских/российских товаров. Каждый из этих факторов в отдельности является весьма весомым для максимальной активизации усилий по продвижению на внешние рынки отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Сложившаяся же в текущий момент времени совокупность данных факторов более того способна дать колоссальный мультипликативный эффект и качественно повышает шансы российской торговой экспансии на успех. Как нельзя лучше стоящие сегодня перед нашей страной в сфере экспорта задачи иллюстрирует тезис профессора кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации Е.М. Астахова, который говорит о необходимости "конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную" как о факторе, без которого России "будет трудно оставаться в ряду мировых лидеров". [1]

В настоящее время на большинстве развивающихся рынков доминирует западная и азиатская, в первую очередь китайская, продукция. Доля последней ввиду ее доступности постоянно возрастает и постепенно вытесняет дорогие и качественные товары западных государств. При этом, несмотря на существенный прогресс последних лет, китайская продукция не всегда обладает высокими потребительскими качествами. Российские же товары занимают положение "золотой середины", имея в своем активе доступную, по сравнению с западными конкурентами, цену и зачастую более высокие, чем у азиатских аналогов показатели по качеству и эффективности.

До последнего времени главными сдерживающими факторами экспансии российской продукции с высокой добавленной стоимостью оставались низкий уровень компетенции в области коммерциализации имеющихся достижений путем продвижения готовой продукции, неразвитость соответствующей обслуживающей инфраструктуры, а также недостаток опытных кадров.

В то же время со значительной долей оптимизма можно констатировать, что ситуация меняется в лучшую сторону достаточно быстрыми темпами. Особенно показательными представляются изменения в сфере российского несырьевого неэнергетического экспорта

(ННЭ). Как видно из приведенных ниже таблиц * [9], в целом за период 2010-2017 гг. наблюдается как количественный рост экспорта российских несырьевых неэнергетических товаров [12], так и качественное изменение структуры отечественного экспорта в пользу продукции с высокой степенью переработки [13].

Таблица 1 - Динамика несырьевого неэнергетического экспорта России в 2010-2017 гг., млрд долл. США, %

Причиной наблюдаемого в2013-2016 гг. снижения очевидно является сложная политическая конъюнктура данного периода, а именно рост напряженности в отношениях России сза-падными странами, и последовавшие за присоединением Крыма,антироссийские санкции. Вызванный этими событиями спад во внешнеэкономической деятельности России был довольно быстро преодолен, что видно из приведенных в таблице показателей, а в последующие годы имеются все основания полагать, что наметившаяся тенденция роста объема экспортных поставок будет и далее укрепляться. Это подтверждают прогнозы экспертов, которые ожидают, что данный показатель достигнет по итогу 2018 г. уровня в 150 млрд долл. США. [4]

Таблица 2 - Динамика доли несырьевого неэнергетического экспорта (НН) в структуре экспорта России в 2010-2017 гг., млрд доля.

США, %

Доля (ННЭ) в структуре экспорта России также иллюстрирует наметившуюся позитивную тенденцию, причем реальная ситуация даже лучше, чем это видно по показателям. Это объясняется значительным ростом нефтяных цен в последние два года, существенно увели-

* Составлены автором на основе данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

чившим стоимостную долю экспорта углеводородного сырья и, как следствие, "смазавшего" показатели выросшего в тот же период ННЭ.

Эти позитивные изменения являются индикаторами начала нового этапа развития российской экономики и перехода к экспортной модели в самом лучшем её понимании - поставках на внешние рынки продукции так называемого "глубокого передела". Далее мы более подробно рассмотрим имеющиеся благоприятные предпосылки, которые в данный момент создают для российских товаров ряд весомых преимуществ и способны еще более укрепить восходящий тренд.

Первая предпосылка - наличие политической воли. Уже только этот фактор сам по себе часто оказывается решающим для перелома ситуации, о чем свидетельствуют примеры многих успешных стран-экспортеров, среди которых, помимо таких гигантов, как Китай и Индия можно также выделить "Азиатских тигров" - новые индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг). Руководство нашей страны решительно настроено на создание действенных инструментов поддержки несырьевого экспорта и благоприятной для экспортеров регуляторной среды, признавая в этом единственную альтернативу показавшей свою бесперспективность в долгосрочном плане "сырьевой" экономике. Об этом свидетельствует признание утратившей в мае 2017 г. силу "Дорожной карты" Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", которая, начиная с июня 2012 г., являлась одним из основных регулирующих данную сферу документов. [14] Одним из основных пунктов "Дорожной карты" являлся планируемый к принятию в 2015 г. "Федеральный закон о поддержке экспорта" [15], который так и остался на уровне законопроекта. На смену "Дорожной карте" пришла государственная программа "Развитие внешнеэкономической деятельности" [12] и разработанные в рамках Основного направления стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт" [13] целевые Стратегии по развитию экспорта сельскохозяйственной техники [16], легковых автомобилей [17], продукции железнодорожного машино-

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

в денежном выражении 117,5 135,3 143,5 142,2 138,3 117,7 109,2 133,7

в процентном выражении 14,9% 13,1% 5,6% -0,9% -2,7% -17,5% -14,0% 18,3%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Совокупный экспорт 397,1 516,7 524,7 527,3 496,9 343,6 285,5 357,1

ННЭ 117,5 135,3 143,5 142,2 138,3 117,7 109,2 133,7

Доля в % 29,6% 26,1% 27,3% 26,9% 27,8% 34,2% 38,2% 37,4%

Изменение доли ННЭ в совокупном экспорте -10,0% -13,0% 4,4% -1,5% 3,2% 18,7% 10,5% -2,1%

LH

s ^

о

LH

z

о

X О sc rt

■X

■X *

232

строения [18], гражданской авиации [19]. Данные программные документы являются развитием приоритетного национального проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", который наряду с приоритетными проектами "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Экспорт продукции АПК", "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" и другими формирует вышеуказанное основное направление. Также был утвержден Перечень продукции (товаров, работ, услуг), поддержка экспорта которой осуществляется федеральными органами исполнительной власти в приоритетном порядке [20]. Помимо вышеперечисленных в него входят: фармацевтическая и медицинская продукция, строительные материалы, товары народного потребления, туризм, образование и ряд других. Обращают на себя внимание и другие беспрецедентные меры поддержки. Так, в 2018 г. на цели субсидирования создания российскими машиностроителями системы послепродажного обслуживания за рубежом было выделено 1,557 млрд руб. [21] Наряду с формализацией государственной поддержки экспорта в рамках приоритетных проектов важным шагом стало создание государственного института поддержки несырьевого экспорта АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) путем взаимной интеграции "Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (АО "ЭКСАР") и "Российского экспортно-импортного банка" (АО "Росэксимбанк"). Правовой статус РЭЦ был закреплен принятием в 2015 году соответствующего Федерального закона [25] и поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации. [24] Основной целью РЭЦ является предоставление российским экспортерам широкого спектра финансовых и нефинансовых мер поддержки, совершенствование условий ведения экспорта в России и нивелирование действий существующих торговых барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Как видится, в первом приближении при создании РЭЦ был использован опыт Германии как одной из наиболее передовых стран-экспортеров. Инструментарий и методики российской и германской системы продвижения экспорта в целом схожи, главным отличием является организационная структура двух систем. В Германии независимо существуют и взаимодополняют друг друга "Банк развития" (Kreditanstalt für Wiederaufbau - KfW), "Общество кредитования экспорта" (Ausfuhrkredit

GmbH - АКА), страховое общество "Ойлер-Гер-мес" (Euler Hermes) - играет ключевую роль в государственной системе финансовой поддержки экспорта, "Германская организация по содействию торговле и инвестициям" (Germany Trade and Invest - GTAI), сеть внешнеторговых палат (Aussenhandelskammern - АНК) и "Дома германской экономики" за рубежом" *. В России же напротив был выбран путь консолидации большинства функций в рамках одного института. Образованный Центр получил в распоряжение огромные финансовые ресурсы, только в 2017 г. в бюджете Российской Федерации были предусмотрены ассигнования в его пользу на сумму 10 млрд руб. [11 ] и это только начало, так как в этот объем включены лишь базовые расходы на развитие головной структуры и предоставление ограниченного числа экспортных кредитов. По мнению автора, "Российский экспортный центр" является чрезвычайно нужным институтом для подготовки российских производителей к выходу на международные рынки, предоставления им финансирования и страхования покрытия убытков, повышения уровня внешнеэкономической компетенции и общего уровня деловой культуры в её международном аспекте. По итогам 2017 г. он показал хорошие фактические результаты - количество воспользовавшихся его услугами российских экспортеров составило около 7 тыс. организаций [8]. В то же время крайне сомнительным видятся имеющиеся у руководства РЭЦ планы по развертыванию в недалеком будущем сети собственных зарубежных представительств, так как помимо колоссальных расходов для государственного бюджета, это повлечет дублирование функции уже существующих по всему миру и тоже недешевых для казны, экономических отделов Посольств и торговых представительств Российской Федерации.

Другой ключевой предпосылкой, говорящей в пользу интенсификации продвижения российских товаров, сегодня является низкий курс российского рубля, который качественно повышает конкурентоспособность отечественной продукции. Конкурентоспособность по цене находилась на приемлемом уровне даже до последней крупной девальвации курса российской национальной валюты по отношению к мировым расчетным валютам в 20142015 гг., а в свете произошедших изменений

* Подготовленная автором в мае 2018 г. в ходе работы в Посольстве России в ФРГ справка "О государственной поддержке продвижения германского национального экспорта".

цены на отечественную продукцию стали еще более привлекательными. По мере ослабления рубля растет выручка ориентированных на экспорт предприятий, что позволяет им более динамично развиваться. По расчетам заместителя директора Института "Центр Развития" Научно-исследовательского Университета Высшей школы экономики" (НИУ ВШЭ) В.В. Миронова, подготовленных на базе данных Рос-стата, произошедшая в 2014-2015 гг. девальвация рубля положительно сказалась на валютной экспортной рентабельности большинства секторов обрабатывающей промышленности - приращение показателя составило 38,8%. [5] В данном контексте особенно показательной является сложившаяся для нашей страны нетипичная ситуация, при которой европейские компании экспортируют произведенные на территории России (за рубли) товары на свои домашние рынки и получают дополнительную прибыль за счет курсовой разницы. Так, например, в 2015 г. было объявлено о планах одного из ведущих мировых производителей автомобилей немецкого концерна "Volkswagen" по удвоению экспорта в страны дальнего зарубежья автомобилей, произведенных на российских мощностях компании [2]. Результаты 2017 г. в целом совпали с ожиданиями - прирост поставок на внешние рынки составил 70%. Одновременно с "Volkswagen" ставку на экспорт с завода своей российской дочерней компании сделал и южно-корейский "Hyunday". Аналогичная ситуация наблюдалась в 2017 г. и у других локализовавших свои производства на территории России автопроизводителей:"Toyota" (+74%), "Ford Sollers" (+21%), "Nissan" (+21%), "Renault" нарастил объем на 21,2% по готовым автомобилям и на 230% по автокомплектующим. [22] Общее увеличение экспортных поставок легковых автомобилей в указанном году составило 24,1 % в стоимостном выражении [9]. Приблизительно такая же ситуация у иностранных производителей шин, других автомобильных компонентов, различного оборудования, товаров длительного потребления. По мнению директора Центра экономических исследований Университета "Синергия" А. Коптелова, данное явление объясняет снижением среднего уровня оплаты труда в России до уровня сопоставимого с китайским в следствии изменения курса рубля. [3] При качестве, стремящемся

к европейскому, отечественные товары по цене сейчас сопоставимы с продукцией из Китая, в свою очередь, значительно подорожавшей в последние годы из-за роста зарплат и уровня жизни. В упомянутой выше "Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г." в качестве основной возможности для развития российского автомобильного экспорта приводится: "использование низкой себестоимости для национальных производителей на зарубежные рынки". Среди угроз российскому автомобильному экспорту авторы Стратегии на первое месте поставили именно укрепление рубля.

Отдельного внимания заслуживает ситуация в агропромышленном секторе. Реализуемая руководством страны политика импорто-замещения получила в 2014-2015 гг. два мощных дополнительных импульса: снижение курса национальной валюты и введение продовольственного эмбарго в отношении западных стран, которые на протяжении всей новейшей истории являлись основными поставщиками продовольственных товаров на российский рынок. Как видно из приведенных ниже таблиц, экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья не только вырос более чем вдвое с 8,8 до 20,3 млрд долл. США за период 2010-2017 гг. [9], но и нарастил свою долю в структуре отечественно экспорта * [10].

Таблица 3- Динамика экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России в 2010-2017 гг., млрд долл. США, %

Таблица 4- Динамика экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья в структуре экспорта России в 2010-2017 гг., %

Прогнозы относительно итогов 2018 г. еще более оптимистичны, за первое полугодие текущего года отмечен прирост объемов экспорта практически во всех продовольственных группах товаров на величины от 12% до 6,9 раз.

Составлена автором на основе данных Портала внешней торговля России.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

в денежном выражении 8,8 13,3 16,8 16,3 19 16,2 16 20,3

в процентном выражении -12,0% 51,1% 20,8% -3,1% 16,6% -14,7% -1,2% 26,9%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

2,4% 2,6% 3,2% 3,1% 3,8% 4,7% 6,0% 5,8%

ш S

О ш

X

О X

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й

■X

■X *

234

[23] В соответствии с прогнозами Министерства сельского хозяйства США, по поставкам пшеницы на внешние рынки Россия в 2017-2018 сельскохозяйственном году выйдет на первое место в мире с показателем 35 млн тонн, потеснив ЕС (27 млн тонн) и США (26 млн тонн). [6]

В последние годы в Российской Федерации на фоне восстановления промышленного потенциала и адаптации к рыночным условиям предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, становится все более заметной заинтересованность российских компаний в выходе на международную арену и продвижении своей продукции на территории других государств. Российские производители все чаще участвуют в международных выставках и направляют своих представителей для переговоров на территорию иностранных государств, где располагаются их потенциальные покупатели. До этого момента большинство российских компаний проходило этап собственного становления, вело борьбу за выживание, восстановление или воссоздание утраченных в связи с распадом СССР производственных цепочек, осваивало внутренний рынок и рынки бывших советских республик. Продвижение экспорта в страны дальнего зарубежья если и находилось в сфере интересов отдельных предприятий, то первоочередной задачей не являлось. Некоторые компании осуществляли осторожные попытки освоить иностранные рынки, иногда даже с определенным успехом. По информации Всемирного Банка в 1999-2008 годы лишь чуть больше половины (57%) попыток закрепиться на иностранных рынках на 2 года и более закончились успехом, в то время как, к примеру, "выживаемость" несырьевого экспорта из Китая больше на 13%. [7] Исходя из вышеописанного, мы видим другую важную предпосылку для интенсификации продвижения российских товаров, а именно рост мотивации самих производителей. Мотивация и настрой нередко позволяет достичь результата даже при сложной конъюнктуре, а не только в текущей довольно благоприятной ситуации.

Кроме вышеперечисленного в пользу экспансии российских товаров на зарубежные рынки говорит также наблюдаемое в последнее десятилетие развитие инфраструктуры обеспечения экспорта, к которой можно отнести сервисные и смежные компании, специалистов по международному маркетингу, организаторов выставок и продавцов связанных услуг, практикующих юристов-междуна родников, переводчиков, специалистов по трансгра-

ничной и сложной мультимодальнои логистике, таможенных брокеров, торговых агентов со знанием иностранных языков и опытом проведения международных сделок и других консультантов "всех мастей". Количество таких компаний и специалистов, как и степень их компетенции, неуклонно растет вместе с повышением уровня вовлеченности России в мировую торговлю.

Следующей позитивной предпосылкой является сохранившаяся в большинстве развивающихся стран "добрая слава" советской продукции. При этом инерция советского "имиджевого задела", особенно в развивающихся странах, настолько сильна, что позитивное отношение к продукции "Сделано в СССР" автоматически экстраполируется на российские товары, создавая им ощутимые конкурентные преимущества. Произведенные в СССР и поставленные идеологическим союзникам -молодым африканским, латиноамериканским и азиатским коммунистическим режимам в 1960-90 гг. машины и оборудование до сих пор можно встретить на дорогах и предприятиях этих стран. Общаясь по долгу службы, в частности, с африканскими деловыми кругами, неоднократно обращал внимание, что собеседники практически всегда сопровождали упоминания о советских/российских товарах прилагательными надежные, крепкие, качественные и т.д. * При это иностранные визави задавали вопросы о причинах отсутствия на рынках стран пребывания хорошо себя зарекомендовавших и знакомых местному потребителю товарных марок.

Из вышеуказанного, а именно из слабой экспортной активности российских производителей в первые два десятилетия постсоветского периода, как ни парадоксально вырастает следующая позитивная предпосылка для интенсификации продвижения российской продукции. И суть её - в отсутствии негативного опыта взаимодействия с российскими компаниями образца 1990-2000-х гг. и эксплуатации отечественных товаров, произведенных в этот период. В плане взаимодействия с рос-компаниями указанного периода главным фактором способным повлиять на ухудшение описанного в предыдущем абзаце позитивного имиджа являлась неготовность большинства российских компаний к работе на внешних рынках, а именно: отсутствие компетенций для

* Контакты с африканскими деловыми кругами осуществлялись в ходе работы автора в Посольстве России в Республике Гана и в Департаменте Африки МИД России в период с 2008 по 2016 гг.

внешнеэкономической деятельности в условиях глобальной конкуренции, недостаток специалистов международного профиля по всем экономическим дисциплинам, неготовность отечественных экономоператоров работать на долгосрочную перспективу, в первую очередь создавать инфраструктуру послепродажного обслуживания и сопровождения.

Отсутствие негативного опыта эксплуатации отечественной продукции в указанный период также является позитивным для сегодняшних потенциальных российских экспортеров, так как если технические характеристики и потребительские свойства большинства товаров постперестроечного периода были, если и ниже лучших мировых аналогов, то не критично, а вот устаревший дизайн и отсутствие разнообразных опций, не всегда имеющих первостепенное значение, но отвечающих духу времени, наглядно иллюстрировали имеющуюся отсталость даже недостаточно технически компетентному покупателю.

В нынешней ситуации, когда процесс адаптации роскомпаний к условиям глобальной конкуренции в основном пройден, необходимые компетенции накоплены, а характеристики продукции, включая дизайн, приведены в соответствие с лидерами рынка, длительное отсутствие отечественных товаров на рынках стран Азии, Африки и Латинской Америки играет нам на руку. Во многих странах помнят легендарную надежность советских товаров, а так как за последние 25 лет увидеть российскую продукцию "на полках" других государств было практически невозможно, то и основания поменять свое отношение к продукции "made in Russia" у потенциальных потребителей также отсутствуют. Данное преимущество должно обязательно использоваться в процессе экономического "возвращения" России на глобальный рынок. В практической работе по продвижению российских товаров необходимо всячески акцентировать внимание на их надежности и неприхотливости в эксплуатации, что является особенно важным конкурентным преимуществом, особенно в странах с недостаточно развитой инфраструктурой и тяжелыми климатическими условиями. На развивающиеся рынки мы имеем возможность с успехом поставлять самую широкую номенклатуру товаров: различное оборудование, продукцию тяжелого и транспортного машиностроения, включая легковые и грузовые автомобили, запасные части и расходные материалы к ним, вооружение и обмундирование, медикаменты и косметику, продовольствие,

продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, и даже питьевую воду. На рынках развитых шансы занять достойное место для российской продукции также довольно высоки в силу привлекательной цены и приближающемуся к уровню лучших мировых аналогов качеству.

В деле содействия продвижению российской продукции на внешние рынки наиболее эффективным видится сопряжение имеющихся у Российского экспортного центра инструментов внутри страны, имея в первую очередь ввиду контакты с ведущими отечественными производителями и компетенции в сфере практической экспортной деятельности, с возможностями загранаппаратов Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития Российской Федерации, а именно их знания местных реалий и имеющуюся широкую сеть контактов.

Подводя итог, можно резюмировать, что при нынешней конъюнктуре российский бизнес имеет все шансы не только потеснить на развивающихся рынках давно и успешно присутствующие там крупные западные и азиатские ТНК, но и составить им конкуренцию на их домашних и традиционных рынках с высоким платежеспособным спросом. Учитывая непростые для нашей экономики времена, недостаток иностранной валюты и необходимость слезть с "сырьевой иглы" - недопустимо упускать такой исторический шанс.

Литература:

1. Астахов Е. Дипломатическое сопровождение национального бизнеса. - 2010. - С. 209.

2. Volkswagen удвоит экспорт из России // Известия от 14.09.2017 / Режим доступа: www.izvestia.ru, свободный.

3. Глобальные концерны увеличили экспорт из России// Информационный ресурс "Россия резко нарастила несырьевой экспорт" // Эксперт от 15.08.2018. - Режим доступа: www.expert.ru, свободный.

4. Исследование Российского экспортного центра (РЭЦ)// https://www.exportcenter.ru.

5. Миронов В. Российская девальвация 2014-2015 гг.: падение в пропасть или окно возможностей? // Вопросы экономики. - 2015. - №12. - С. 24-25.

6. "Плодотворные изменения": как российские производители пшеницы потеснили западных экспортёров на мировом рынке зерна" // RT на русском от 19.10.2018 г./ Режим доступа: www.russian.rt.com, свободный.

7. Портал аналитической компании "WS"' //https:/ /vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/nesyrevoy-eksport-v-rossii/.

8. Портал Российского экспортного центра / Новости / "Счетная палата РФ оценила итоги работы государственной системы поддержки экспор-

та в 2017 году" / https://www.exportcenter.ru/ press_center/news/schetnaya-palata-rf-otsen¡la-¡1одЬгаЬо1у-до5ис1аг51л/еппоу-5|51егпу-рос1с1ег2|1к1-е1«рог1а-у-2017-д/, режим доступа - свободный. 9. Портал таможенной статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы Российской Федерации; раздел "Документы ТСВТ". - Режим доступа: http://www.stat.customs.ru, свободный.

Ю.Портала внешней торговля России / Режим доступа: http://russian-trade.com, свободный.

11.Постановление Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № 733.

12.Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (ред. от 30.03.2018); от 22 июня 2017 г. № 733. / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.government.ru, свободный.

13.Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.government.ru, свободный.

14.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. № 1056-р.

15.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.

16.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 187б-р.

17.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1877-р.

18.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1878-р.

19.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1997-р.

20.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 1473-р.

21.Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 1115-р. / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.government.ru, свободный.

22."Росбизнесконсалтинг" (РБК) от06.02.2018/ Режим доступа: www.rbc.ru, свободный.

23.Русское агентство новостей от 23.08.2018 "Экспортные достижения России в первом полугодии 2018 г.".

24.Федеральный закон от 26.01.1996 № 14 (ред. от 29.07.2018). Статья 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации "Применение общих правил страхования к специальным видам страхования".

25.Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития"/Официальный сайтспра-вочно-правовой системы консультант плюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

26."Экспортные достижения России в первом полугодии 2018 г." // Русское агентство новостей от 23.08.2018 г./ ЬИр://новости-россии.ru-an.info/но-вости/экспортные-достижения-россии-в-первом-полугодии-2018-года.

LEGAL AND PRACTICAL ASPECTS OF INVESTMENT COOPERATION BETWEEN ABKHAZIA AND RUSSIA

Vorobiev Nikolay Nikolaevich, DSc of Economics, Senior Researcher, institute of Economics and Law, Academy of

Sciences of Abkhazia

Shalashaa Aihas Zaurovich, Financial Specialist disciplines, Sukhumi institute Open, Sukhumi, Republic of Abkhazia

Russian investment shall be given special priority in the Republic of Abkhazia, as they are regarded as the basic premise of the modernization of the productive sector of the national economy and social infrastructure development, development innovative methods of organization and management of production, which in turn promotes enhanced activity of domestic enterprises on foreign markets. Investment cooperation is developing process, during which among its participants come together to form relatively stable economic relations of production and structural nature. Moreover, folding between partner countries, as is the case between Abkhazia and Russia, form a dose integration of communication.

Keywords: strategic partnership; investment activity; investment cooperation; legal regulation of investments;

ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АБХАЗИИ И РОССИИ

Российским инвестициям придается особое значение в Республике Абхазия, так как они рассматриваются в качестве основной предпосылки модернизации производственного сектора национальной экономики и развития социальной инфраструктуры, освоения инновационных методов организации и управления производством, что, в свою очередь, содействуют активизации внешнеторговой деятельности национальных предприятий на иностранных рынках. Инвестиционное сотрудничество является развивающимся процессом, в ходе которого между его участниками складываются относительно устойчивые экономические связи производственно-структурного характера. Причем, отношения, складывающиеся между странами-партнерами, как это

modernization of production.

УДК 336 ВАК РФ 08.00.10

© Воробьев Н.Н., 2018 © Шалашаа А.З., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.