Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 3, Экономика
УДК 339.92
Наращивание российского несырьевого неэнергетического экспорта:
проблемы и решения
Абрамов В.Л.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)
В статье рассматриваются вопросы актуальной, пока еще недостаточно разработанной научной категории - несырьевой неэнергетический экспорт. Приводятся данные о методологии его исчисления, оцениваются состояние и динамика экспортных возможностей основных машиностроительных отраслей российской экономики. На основе проведенного анализа сформулированы системные механизмы для увеличения несырьевого неэнергетического экспорта.
Ключевые слова: несырьевой неэнергетический экспорт, ННЭ, конкурентоспособность, машиностроительные отрасли, системные механизмы поддержки экспорта.
В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент РФ указал на необходимость в течение шести лет удвоить объём несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) до 250 млрд долл., в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 млрд долл. [1]. В Послании Президента использована методология определения ННЭ, которая основана на классификация сырьевых и несырьевых товаров по степени передела, разработанная Российским экспортным центром (РЭЦ) совместно с Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ) с учетом зарубежного опыта подобных классификаций [2].
По оценке РЭЦ, Россия в 2017 г. была мировым лидером по экспорту таких несырьевых товаров, как минеральные удобрения, алюминий, стальные полуфабрикаты, топливо для АЭС, никель, дрожжи, меласса (патока), металлический хром, реактивные двигатели, кориандр, и входила в первую тройку по зерну, вооружениям, меди, пиломатериалам, синтетическому каучуку, фанере, газетной и мешочной бумаге, полированному стеклу, грузовым вагонам, титановой продукции, железнодорожным колесам, алюминиевой проволоке и ряду других товаров [3].
В течение достаточно длительного периода в структуре ННЭ России подавляющая часть стабильно приходится на продукцию пяти отраслей:
металлургической, машиностроительной, химической, продовольственной, лесобумажной. Их вклад в ННЭ в 2017 г. в стоимостном и долевом измерении по оценке РЭЦ оценивается следующими показателями: продукция металлургической отрасли - 35,8 млрд. долл. (26,8 %); продукция машиностроительной отрасли - 33 млрд. долл. (24,7 %); продукция химической отрасли - 24 млрд. долл. (17,9 %); продовольственная отрасль - 19 млрд. долл. (14,2 %); товары лесобумажной отрасли - 9,52 млрд. долл. (7,1 %) [3].
Достигнутые объемы в экспорте продукции машиностроения превысили уровень базового 2014 г. и по сравнению с 2016 г. выросли на 4,96 млрд. долл., показав увеличение на 17,7 %
Исходя из данных таблицы 1, видно увеличение экспорта продукции машиностроения не только в денежном измерении, но и в физических объемах. Темпы ее падения в стоимостном измерении по сравнению с другими укрупненными товарными группами оказались существенно меньшими, что показывает более низкую степень зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и наличие устойчивых конкурентных преимуществ. Продук-
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2018 г.
ция машиностроения демонстрирует также и более позитивные темпы восстановления экспорта в физических объемах.
Для определения дополнительных инструментов повышения конкурентоспособности основных экспортабельных отраслей российской экономики весьма важным является анализ ННЭ по его переделам. Следует отметить, что нижние переделы сохраняют весьма устойчивую долю в экспорте, которая в 2017 г. составила 41,4 % или 55,4 млрд. долл. в стоимостном выражении; средние переделы составляют около 22 % или 29,3 млрд. долл.; верхние переделы
- 36,6 % или 49 млрд. долл., соответственно) [4].
В российском экспорте продукции машиностроения примерно равный вес имеют гражданские товары, вооружения и продукция двойного назначения. С середины 2000-х гг. Россия продала большое количество военной техники (по оценке, на сумму порядка 100 млрд. долл.), что служит надежной базой для поставок комплектующих и запчастей. Вместе с тем поставки продукции гражданского машиностроения стабильно растут, они показали рост на 21,7 % в стоимостном выражении и на 16,5 % в физическом выражении
- это рекордные показатели за последние пять лет [4].
В таблице 2 показано распределение объемов и долей товаров верхних переделов ННЭ по итогам 2017 г., в том числе и относящихся к продукции машиностроительных отраслей.
Наибольшую долю в составе экспорта занимают турбореактивные двигатели и газовые турбины, оборудование для ядерных реакторов, а также легковые автомобили и шины. Прирост в ценовом измерении отмечается в значительной группе товаров, относящейся к верхним переделам.
Одним из двух наиболее перспективных секторов российского машиностроительного экспорта являются транспортные средства. В таблице 3 выделяются такие группы, как легковые автомобили, шины, автозапчасти и спецавтотранспорт. Согласно данных таблицы 3 экспорт легковых автомобилей оценивался в стоимостном объеме в 1332 млн. долл., но при этом в количественном выражении поставки легковых автомобилей уве-
личились на 23,4 %, грузовых - на 2,2 %, положительная динамика также отмечена по спецавтотранспорту, автобусам и прицепам, отрицательная - по тягачам.
Продукция автомобилестроения может стать ключевым сегментом для наращивания ННЭ. В текущем году принята «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года», в которой определены приоритетные направления развития экспорта продукции автомобильной промышленности, однако сами разработчики стратегии оценивают перспективы развития
Таблица 1
Темпы прироста несырьевого неэнергетического отраслевого экспорта по укрупненным товарным группам, % [2-4]
Стоимость Физический объем
2015 г 2016 г 2017 г 2015 г. 2016 г. 2017 г
Металлопродукция -18,2 -12,6 29,6 5,9 -0,8 3,8
Драгоценные металлы и камни -38,7 2,4 49,5 -24,8 5,6 37,0
Стекло, керамика, изделия из камня -24,1 6,6 22,8 5,4 7,5 10,1
Лесобумажные товары -14,6 2,7 19,6 8,6 10,9 7,8
Непищевая сельхозпродукция -23,0 -8,7 -12,5 -12,2 -0,9 -13,6
Продовольствие -14,6 6,8 24,5 3,2 13,6 21,0
Химические товары -13,3 -18,1 15,4 5,7 0,2 7,2
Текстиль, одежда, обувь -21,5 0,4 15,4 -1,0 7,1 13,4
Продукция машиностроения -7,0 -3,5 17,7 -2,0 3,1 14,6
Разные промышленные товары -2,3 -14,0 26,8 3,5 0,9 3,9
Таблица 2
Объемы и распределение долей крупнейших товаров верхних переделов ННЭ в 2017 г. [3]
Экспорт Доля в группе, % Прирост
млн. долл. млн. долл. %
Турбореактивные двигатели и газовые турбины 1 968 4,0 445 29,2
Легковые автомобили 1 332 2,7 226 20,4
Оборудование для ядерных реакторов 1 308 2,7 -16 -1,2
Шины пневматические 1 184 2,4 97 8,9
Грузовые и пассажирские суда 818 1,7 525 179,3
Спецавтотранспорт 746 1,5 277 59,1
Моющие и чистящие средства 566 1,2 298 111,1
Шоколадные изделия 551 1,1 74 15,6
Автозапчасти 520 1,1 160 44,3
Термическое оборудование 520 1,1 316 154,4
Лазеры и спецоптика 490 1,0 224 84,0
Титановые изделия 477 1,0 59 14,0
экспорта преимущественно с увеличением поставок техники на рынки стран дальнего зарубежья [5].
Правительство Российской Федерации принимает меры для наращивания экспорта железнодорожной техники. В минувшем году утверждена «Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения». Самими разработчиками программы отмечается, что «мировой рынок этой продукции небольшой, поэтому большого абсолютного прироста даже при условии государственной поддержки она дать не может» [6]. Доля экспортируемой продукции в общем объеме произведенной продукции в 2011-2015 гг. составила 8,8 %. В 2016 г. относительно 2015 г. объем экспорта железнодорожной продукции предприятиями отрасли сократился на 15,6 % и составил 437,5 млн. долл. США. Из данных таблицы 3 видно, что перспективный сектор ННЭ России - производство оборудования. Крупнейшим сегментом здесь в ближайшие годы будет оставаться оборудование для атомных энергетических станций (АЭС), а также неатомного оборудования, относящегося к энергетическому, силовому и электротехническому оборудованию.
Расширение российского экспорта, повышение международной конкурентоспособности данных отраслей, их выход на международные конкурентные рынки товаров и услуг возможно только на основе принятия и использования дополнительных системных механизмов наращивания экспорта.
Литература:
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. // СПС КонсультатнПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_291976.
2. Российский экспортный центр. Классификация экспортных товаров. - URL: https://www. exportcenter.ru/international_markets/classification/.
3. Российский экспортный центр. Аналитика и исследования. - URL: https://www.exportcenter.ru/ services/analitika-i-issledovaniya/
4. Перспективы наращивания российского несырьевого экспорта. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - 132 с. - URL: https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2018/04/Report-Non-energy-Export.pdf
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71673808/ (дата обращения 25.08.2018 г.)
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1878-р «Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения» // СПС Гарант. - URL: http:// www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71673808/ (дата обращения 25.08.2018 г.)
Expansion of Russian Non-Resource Non-Energy Export: Problems and Solutions
V.L. Abramov
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses issues of a relevant, as yet insufficiently developed scientific category - non-primary non-energy exports. The data on the methodology of its calculation are given, the state and dynamics of the export potential of the main engineering industries of the Russian economy are assessed. Based on the analysis carried out, system mechanisms are formulated to increase non-resource non-energy exports.
Key words: non-primary non-energy exports, competitiveness, engineering industries, system mechanisms for export support.