Особенности функционирования государственной поддержки экспорта
Черешнева Кристина Корнеевна
аспирант, кафедра мировой экономики, Дипломатическая Академия МИД России, [email protected]
В статье анализируется структура функционирования государственных систем поддержки экспорта в развитых и развивающихся странах. Государственная поддержка экспортных операций в мире осуществляется через экспортные кредитные агентства (ЭКА). По оценке Экспортно-импортного банка США, функционирует в мире около 100 страховых и банковских организаций, по факту выполняющими функции ЭКА. В некоторых странах функционирует одновременно несколько институтов национальной поддержки экспорта:
1. Япония ( Nexi и JBIC)
2. Республика Корея (K-Sure и Korea Eximbank(KEXIM))
3. Китай (China Exim Bank, Sinosure)
4. Бразилия (ABGF и BNDES)
В других странах обе эти функции возложены на одно и тоже экспортное кредитное агентство. ЭКА действую в основном для предоставления поддержки экспортным проектам, в отношении предпринимательских и политических рисков, которые не покрывают коммерческие страховые компании. В статье рассмотрены виды моделей ЭКА: ЭКА государственные учреждения/департаменты в сфере поддержки экспорта, ЭКА-частные компании, которым переданы государственные функции по поддержке экспорта, ЭКА - независимые компании, с государственным капиталом. Мы можем сделать вывод, что национальные ЭКА фактически являются ключевыми модераторами международной конкуренции, влияющими на процесс транснационализации стран.
Ключевые слова: Поддержка экспорта, экспортные кредитные агентства, международная конкуренция, экономическая политика, финансовые организации, страховые компании, политические риски
Государственная поддержка экспорта — это неотъемлемое направление внешнеэкономической политики государств. В целях продвижения экспортной продукции страны создают благоприятный климат для экспортеров, используют стимулирующие меры поддержки как финансовые так и нефинансовые способы поддержки. Практически в каждой стране созданы организации для поддержки ВЭД, входящие в национальные системы поддержки экспорта.
На примере России рассмотрим структуру по поддержке экспорта (рисунок 1). В России сформирована комплексная система по поддержке экспорта. К субъектам по поддержке экспорта мы относим федеральные органы исполнительной власти, агентов правительства РФ - государственные институты развития и общероссийские деловые организации.
Россия стремится создавать благоприятные условия для ВЭД как на национальном, так и на межгосударственном уровне. На национальном уровне в нашей стране реализуется внутригосударственная система поддержки и регулирования ВЭД. Для развития ВЭД на межгосударственном уровне Россия сотрудничает с зарубежными странами, участвует в региональных интеграционных объединениях, межправительственных комиссиях и комитетах, международных организациях. На рис. 2 изображены субъекты поддержки экспорта в России. Основные задачи государственной политики России по поддержке экспорта являются:
1. Расширение номенклатуры и рынков сбыта российской продукции;
2. Стимулирование роста высокотехнологичного экспорта
3. Повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке
4. Создание системы взаимодействия органов государственной власти и институтов развития
5. Устранение чрезмерных становых барьеров для экспортеров
6. Увеличение числа компаний-экспортеров
7. Содействие кооперации экспортеров
х
X
о го А с.
X
го m
о
ю 6
м о
to
а>
о
см
О!
О Ш
т х
<
т о х
X
Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Правовое обеспечение современной системы господдержки экспорта регулируется на двух уровнях:
I. Наднациональное законодательство:
I. Договоры в рамках международных союзов.
II. Национальное законодательство:
1. Законодательные акты, регулирующие ВЭД
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОАО "РЭЦ"
-федеральные: федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкции и приказы Банка России, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ и других профильных ведомств.
-регионального и местного уровней: законы, указы, постановления субъектов РФ и органов местного самоуправления.
3. Государственные программы, концепции, стратегии
РЭЦ был создан в апреле 2015 года по решению Правительства РФ как дочерняя структура Внешэкономбанка для реализации стратегии "одного окна" для оказания финансовой и нефинансовой поддержки экспорта. Группа РЭЦ взаимодействует преимущественно с производителями несырьевой продукции без отраслевых ограничений, хотя даже сырьевые компании могут воспользоваться частью услуг группы, например, агентской субсидией - на компенсацию затрат на участие в выставках. Среди клиентов - как компании-разработчики инновационных систем безопасности и решений для бизнеса в области 1Т, производители игрушек, детского питания, косметики, продовольствия, так и крупные промышленные предприятия, занимающиеся поставками самолетов и вертолетов, вагонов, комбайнов, легковых и грузовых автомобилей.
Ключевой задачей Группы РЭЦ в качестве единого института поддержки экспорта является дополнение существующего на рынке предложения в части финансовой и нефинансовой поддержки. Группа РЭЦ компенсирует «провалы рынка», сотрудничая с коммерческими организациями, стараясь не вступать с ними в конкуренцию.
В Группу РЭЦ входят:
1. Российский экспортный центр (АО «Российский экспортный центр»);
2. АО «Экспортное страховое агентство России» (ЭКСАР);
3. Государственный специализированный российский экспортно-импортный банк (РОСЭК-СИМБАНК).
РЭЦ оказывает комплексную нефинансовую поддержку.
ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК оказывают комплексную финансовую поддержку российским экспортерам, зарубежным покупателям и банкам зарубежных покупателей российской экспортной продукции.
Рисунок 1 - Общая структура поддержки экспорта (Источник: ЕЭК)
Минфин России
Участие в ¡{сртнрпшя НПА г» фимнеонй (какржкс
Нигш «оинчГинк
Прелсспменж ф4п«1иси{ч*ивя
Миипроиторг России
Су^СЦМфОМИИС
Мн1
России Пгт.ьч-г.ткиж фмвнсмрсчиюн (ю отделы««)' инструмент»?«»)
Комчгрчккнгбанкн и лругнс фпшишшс орт аинминн
Прелоспмею*
ш услуг
Госснйгмм »инертный центр
Госструктуры, р| Л1М регушрминия:
• М Й- * Уимчп*«
• М1П • Мткт.им)
• ФТС • Мкнтрлне
• «гж • Мии ищи»
• МВД • МамЦали
• Минфин * Ммтт^чш»
• ФЖ • Миищц^
• ФАГ
Л^ыктмпе жуслут
Пиотны
и ш^лдуч: г Репюшыам г«сшугг™
аиМ • ШГП.ПЩ
Г «(ЬЯНЖМИИИ. и мчн 1* 1 ы N1 |Спшк1, РЕ1К, Сеид пнспш мн! МГУ.
ФРЛ.МАИидр)
Прсдктшкии ] ■ЫЛЩ1ТШЫ и >иуг
■ КПП ■ «ЮРА
- Дскш Кчсм • ТИП Р«и и
Рисунок 2 - Субъекты поддержки экспорта в России (Источник: РЭЦ)
Государственная поддержка экспортных операций в мире осуществляется через экспортные кредитные агентства (ЭКА). В некоторых странах функционирует одновременно несколько институтов национальной поддержки экспорта. Например, одно экспортное кредитное агентство оказывает услуги страхования для экспортных кредитов, а другое предоставляет финансирование под экспортные контракты. В других странах обе эти функции возложены на одно и тоже экспортное кредитное агентство (таблица1.).
Предоставляя услуги страхования ЭКА действуют в основном для оказания поддержки экс-
портным проектам, в отношении предпринимательских и политических рисков, которые не покрывают коммерческие страховые компании. Важно, чтобы деятельность ЭКА не нарушала принципы функционирования рынка коммерческого страхования. В ряде стран, например, это разграничение деятельности зафиксировано на законодательном уровне. Существуют разные модели организации ЭКА:
Таблица 1
Единый институт поддержки в стране Два и более институтов поддержки в стране
Великобритания 11КЕР Япония Nexi, JBIC
США Бх1т Республика Корея K-Sure, Korea Eximbank(KEXIM)
Канада ЕйС Китай China Exim Bank, Sinosure
Австралия ЕР1С Бразилия ABGF, BNDES
Испания SACE
Мексика Бапоотех1
Источник: составлено автором по материалам РЭЦ
ЭКА - государственные учреждения в сфере поддержки экспорта - это традиционная модель,
Пример - Экспортно-импортный банк US Exim (США)[1], Департамент гарантирования экспортных кредитов ECGD (Британия)
ЭКА- частные компании, которым переданы государственные функции по поддержке экспорта В этой модели ЭКА работают как агенты правительства с государственной гарантией (с перестраховочной защитой) на рынках, где частный бизнес не может работать.
Пример - Atradius (Голландия), CESCE (Испания), COFACE (Франция), Euler Hermes (Германия)
ЭКА - независимые компании, с государственным капиталом
ЭКА, основанные на бизнес-модели частного сектора и государства. Государство является основным или единственным акционером.
Пример - GIEK(Норвегия), ONDD(Бельгия), NEXI(Япония), SPACE(Италия)
Далее мы кратко рассмотрим политику крупнейших Экспортно-кредитных агентств (ЭКА) и их основополагающие документы
По оценке МВФ и ЭИБ США, функционирует в мире около 100 страховых и банковских организаций, по факту выполняющие функции ЭКА.
Главным вызовом для господдержки экспорта стран мира и в частности международного экспортного финансирования заключается в быстром развитии системы китайских экспортно - кредитных агентств (ЭКА), включая страховое общество - Sinosure[2], предоставляющее все виды страхования экспорта, Экспортно-импортный банк Китая - CEXIM, предоставляющий экспортное финансирование, также Китайский банк развития, не являющийся ЭКА, но по данным ЭИБ США,
ежегодно выделяющий примерно 10 млрд. долл. на кредиты экспортерам. В общем, в 2016 г. Официальное экспортное финансирование в Китае достигло огромной суммы порядка 0,5 трлн. долл млрд. - это превышает суммарный показатель для всех других стран мира. Система ЭКА Китая не только крупнейшая в мире, причем, по всему блоку экспортного финансирования, но и представляет новую агрессивную модель продвижения экспорта для экспансии Китая в мире.
Ключевыми конкурентами китайских ЭКА в АТР являются ЭКА Японии и Республики Ко-рея[3]. По оценке ЭИБ США, в период между 2012 и 2016 гг. Республика Корея и Япония предоставили примерно 86 млрд долл. в виде официального экспортного кредитования и еще 224 млрд долл. на программы несвязанных кредитов и инвестиционного финансирования проектов.
С выходом на международную арену в ЭКА Китая в 2000-х годах смешанные кредиты получили широкое распространение и используются как агрессивный рыночный инструмент [4].
В ответ на действия со восточноазиатских ЭКА европейские ЭКА увеличивают лимиты финансирования (Франция и Великобритания), увеличивают долю иностранного контента для получения кредитной поддержки (ФРГ), расширяют перечень национальных валют, в которых оказывается поддержка (Великобритания)[5].
В Великобритании централизованная система поддержки экспорта. На Рисунке 3. представлены основные субъекты национальной системы поддержки экспорта.
¡'осудираньснное агентство по пшр.чтш и инвестициям UK Trade Л Invest (l'KTI)
l iHyiltipcimeitHbtu MUHucnip mofh'o&iu и инвестиций
Мини cmepcmw предпринимательства, имитации и профессишишн&'о обртмвяия
Министерство иностранных дел
Специальный яредспишпем по делам внешнем торюмн и инвестиции
Рисунок 3 - Основные институты поддержки экспорта в Великобритании (Источник: ЕЭК)
Главным звеном системы является государственное агентство по торговле и инвестициям -UK Trade & Invest (UKTI) оно отвечает за координацию все госинститутов как региональных, так национальных. Агентство имеет сеть из 130 представительств в 100 государствах для оказания поддержки национальному бизнесу.
В США система поддержки экспорта состоит из большого количества институтов(Рис.4). В состав структуры входят ФОИВ (Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Госдепартамент и др.), организации-координаторы работы министерств и ведомств (Координационный коми-
х
X
о го А с.
X
го m
о
ю 6
м о
to
а>
о
сч
OI
О Ш
m х
<
m о х
X
тет по содействию торговле, Кабинет по поддержке экспорта и др.), консультативный орган - Совет по экспорту при Президенте. Ключевая роль по поддержке экспорта у Коммерческой службы США Администрации международной торговли Министерства торговли. Коммерческая служба имеет 128 офисов в 75 странах мира, в самой стране порядка 110 Центров содействия экспорту, они ориентированы в первую очередь на экспортеров МСП. Нефинансовую поддержку экспортерам АПК оказывает Зарубежная сельскохозяйственная служба. Финансовую поддержку оказывает финансовый институт Правительства страны -Эксимбанк США (US Exim). Банк был создан в 1934 году и ежегодно перечисляет более 15 млрд.долл. для поддержки экспортеров и проводит обучение субъектов МСП ведению ВЭД.
В США основным документом в сфере продвижения экспорта была ежегодная Национальная экспортная стратегия, при приходе Трампа акцент в поддержке экспорта сделан на использовании инструментов торговой политики, в документе" Торгово-политическая повестка Президента - 2018". Роль форума и разработчика мер, программ по ВТД вопросам возложена на Совет по экспорту при Президенте США.
В Канаде документ федерального уровня в сфере развития внешнеэкономической деятельности -"План действий на глобальных рынках", это документ, включающий ранжирование стран-партнеров "Новый план продвижения экспорта" - задачи по подготовке стратегических интеграционных инициатив, задачи государственно-частного партнерства, ключевые индикаторы по экспорту.
Отличительной чертой немецкой политики в сфере развития ВТД заключается в стремлении концентрировать ресурсы государства на наиболее значимых становых и отраслевых приоритетных направлениях. Минэкономики ФРГ разработали и господдержки высокотехнологичного экспорта в виде целевых программ. С сентября 2014 г. В стране была запущена масштабная национальная стратегия в области инноваций и высоких технологий. Цель стратегии - создание импульсов для подготовки базы для запуска новых экспортных программ.
Во Франции идет глубокая трансформация системы господдержки и ВЭД. В 2015 г. после слияния двух профильных организаций был создан новый национальный институт поддержки экспорта и привлечения инвестиции - Buisiness France. Правительственные гарантии были переданы от частной страховой компании COFACE государственному банку Bpifrance, который получил разрешение выдавать госгарантии напрямую. Отдельно необходимо отметить, что BpiFrance используя свои контакты в частном секторе для активного вовлечения клиентов МСП. В целях изменения подходов в экспортной политике в фев-
рале 2018 г. Правительство Франции определило дорожную карту для поддержки экспорта, в которой сформулированы основные реформы господдержки экспорта, состоящие в объединении усилий государства и бизнеса на всех этапах, также на коммунальном и региональном , для ведения и организации экспортных баталий, формирования доступной и эффективной для экспортеров системы поддержки путем практической реализации принципа "одного окна" как за рубежом, так и на территории Франции, доступ к льготному финансированию бизнеса к инструментам государственной финансовой поддержки, создание условий для подготовки грамотных специалистов в сфере ВЭД и включение их в бизнес процессы для развития страны.
Основной правовой документ развития ВЭД Швеции - Шведская экспортная стратегия, которая стала комплексной и фокусируется на приоритетных отраслях с экспортным потенциалом и интернационализацией. Сформирована программа для укрепления 22 национальных отраслей Шведской промышленности в мире.
Ключевые документы ВЭД Дании - "Стратегия правительства в сфере поддержки экономической дипломатии и экспорта", "Стратегия экономической дипломатии". Основной фокус обоих документов на задачах по привлечению иностранных инвестиций и развитию экспорта.
В Японии строго централизована и контролируема национальная система по поддержке экспорта. Министерство экономики, торговли и промышленности выполняет роль координатора на национальном уровне, на исполнительном уровне - действующая с 1958 г. Организация содействия развитию внешней торговли Японии(иЕТРО). иБТРО имеет 36 филиалов в стране и 77 представительств за рубежом более чем в 60 странах. Основная услуги организации - информационно-аналитические, консультационные, лоббирование, маркетинговые. Кредитную поддержку оказывает государственный Японский банк международного сотрудничества. Страховую поддержку предоставляет Японская корпорация по страхо-ванию-экспорта и инвестиций ^ЕХ1). Основным документом по ВТД в Японии является "Белая книга по вопросам мировой экономики по вопросам мировой экономики и международной торговли", ежегодно издаваемая Министерством экономики, торговли и промышленности. Документ содержит концептуальные идеи, практические задачи, видение стратегии внешней торговли страны.
В ежегодных отчетах Австралийского внешнеэкономического агентства подводятся итоги развития ВТД Австралии и в рамках отчета идут основные отраслевые экспортные стратегии и программы [25].
Важную роль в поддержке экспорта Индии играет Корпорация гарантирования экспортных
кредитов (Export Crédit Guarantee Corporation of India - ECGC) она предоставляет индийскому бизнесу различные виды страховых услуг, гарантии финансовым организациям, осуществляющим кредитование экспортеров по субсидированным ставкам. Экспортно-импортный банк Индии (Export-Import Bank of India) - государственный банк, предоставляющий финансовые услуги для участников ВЭД. Отдельно рассмотрим программы поддержки экспортеров Merchandise Exports from India Scheme (MEIS)1
Для программы определен перечень товаров и 3 группы стран, в зависимости от того, насколько крепкие связи у Индии с этими государствами. Первая группа - ЕС, США, Канада, вторая - Африка, Латинская Америка, СНГ, АСЕАН, Япония, Китай, Республика Корея(новые и развивающиеся рынки), в третьей - прочие страны.
В рамках MEIS большая степень государственной поддержки у АПК и экотоваров, промышленных товаров и высокотехнологичных. MEIS выдает экспортерам сертификаты стоимость каждого сертификата рассчитывается от объемов экспорта на условиях ФОБ и составляет от 2% до 5% от стоимости экспорта. Эти сертификаты не являются именными и могут быть проданы или переданы другой компании для оплаты, например, базовых ввозных пошлин. В Индии есть отдельно программа для крупного бизнеса -"экспортных домов", компаний с объёмами экспорта более 100 млн. долл. США в год, эти компании получают ряд привилегий, в том числе они могут самостоятельно сертифицировать свою продукцию, как сделанную в Индии.
В Индии реализуется стратегия внешнеторговой политики, делающая акцент на расширении экспорта товаров и услуг, увеличении добавленной стоимости от произведенных товаров и услуг. Главное внимание в документе на схемах поддержки экспорта товаров (предоставлена статистика по 70 товарным позициям) и услуг, льготных таможенных и специальных экспортных режимах.
Мы можем сделать вывод, что национальные ЭКА фактически являются ключевыми модераторами международной конкуренции, влияющими на процессы транснационализации стран.
Литература
1. https://www.exim.gov/
2.
http://www.sinosure.com.cn/en/Insurance/steci/in dex.shtml
3.
https://www.ksure.or.kr/en/product/product_01_0
1 .do
4. https://en.wikipedia.org/wiki/Exim_Bank_of_Chin
5. https://iisd.org/credit-enhancement-instruments/institution/uk-export-finance/
The functioning of state export support systems Chereshneva K.C.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation The article analyzes the structure of the functioning of state export support systems in developed and developing countries. State support for export operations in the world is carried out through export credit agencies (ECA). According to the US Export-Import Bank, there are about 100 insurance and banking organizations operating in the world, which in fact fulfill the functions of ECA. In some countries, several national export support institutions operate simultaneously:
1. Japan (Nexi and JBIC)
2. Republic of Korea (K-Sure and Korea Eximbank (KEXIM))
3. China (China Exim Bank, Sinosure)
4. Brazil (ABGF and BNDES)
In other countries, both of these functions are assigned to the same export credit agency. ECA acts primarily to provide support for export projects, in relation to business and political risks that are not covered by commercial insurance companies. The article discusses the types of ECA models: ECA, government agencies / departments in the field of export support, ECA — private companies to which state export support functions are transferred, ECA — independent companies with state capital. We can conclude that national ECAs are actually key moderators of international competition, influencing the process of transnationalization of countries. Keywords: Export support, ECA, international competition, banking organizations, export projects
Reference
1. https://www.exim.gov/
2. http://www.sinosure.com.cn/en/Insurance/steci/index.shtml
3. https://www.ksure.or.kr/en/product/product_01_01 .do
4. https://en.wikipedia.org/wiki/Exim_Bank_of_China
5. https://iisd.org/credit-enhancement-instruments/institution/uk-export-finance/
X X О го А С.
X
го m
о
http://www.dgft.gov.in/policies/merchandise-exports-india-schememeis
ю 6
to о
to