Развитие экосистемы поддержки информационно-коммуникационных технологий в современных корпорациях
да
о
сч
№ OI
О Ш
m х
<
m о х
X
Александров Иван Сергеевич
аспирант, кафедра политической экономии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Сектор информационно-коммуникационных технологий играет важную роль в экономике ведущих стран мира, при этом объем инвестиций, которые приходят в эту отрасль, существенно выше, чем в других отраслях. Значительная часть инвестиций осуществляется крупными корпорациями, которые активно развивают собственные инновационные экосистемы и внедряют новые технологии для повышения конкурентоспособности на рынке.
В России на данный момент даже крупнейшие корпорации не имеют собственной эффективно работающей инновационной экосистемы, однако лидеры в отдельных отраслях уже начали делать первые шаги по ее созданию.
В статье проанализированы основные технологические тренды в сфере информационно-коммуникационных технологий и опыт создания инновационной экосистемы в компании Daimler, а также предложены рекомендации по созданию инновационных экосистем в российских корпорациях. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновационная экосистема, технологии искусственного интеллекта, автомобилестроительные компании, беспилотные автомобили.
В экономике развитых стран мира сектор информационно-коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) играет более существенную роль, чем в России. Так, по расчетам НИУ ВШЭ в валовой добавленной стоимости предпринимательского сектора в странах ОЭСР доля ИКТ в 1,6 раза выше, чем в России, а от лидеров - Республики Корея, Швеции и Финляндии, мы отстаем более чем в 2 раза. [1, с.1].
В рейтинге развития ИКТ, составленном в 2017 году, Россия находится на 45-м месте, в то время как лидерами являются Исландия, Республика Корея, Швейцария и ведущие страны Европы, Азии и США. Из 40 стран Европы, 31 имеет более высокий рейтинг, чем Россия [2].
Большое количество ИКТ находится на ранней стадии развития и для их поддержки требуется активная работа венчурной индустрии. Венчурный рынок США занимает более 50% от всего мирового рынка венчурных инвестиций [3, с. 43]. В 2018 году в США объём венчурных инвестиций составил 131 млрд долл. США, при этом лидером по объему привлеченного финансирования является сфера информационных технологий (далее
- ИТ), на которые пришлось 35,8% от общего объема инвестиций [4, с. 19]. За период с 2010 по 2018 годы рост объема сделок по финансированию ИТ составил 456% (с 8,4 млрд долл. США до 46,8 млрд долл. США), при расчете объема сделок не включается оборудование для ИТ.
В ближайшие годы будет продолжаться рост объема инвестиций в ИКТ за счет активного развития новых технологий, связанных с обработкой и хранением больших данных, машинным обучением, распределенным реестром, облачными технологиями и многим другим. Именно с этими технологиями Клаус Шваб, основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума, связывает ожидаемые в ближайшем будущем изменения в структуре экономики и в жизни людей большинства стран мира. Так, на июнь
2019 года, 59% населения Земли подключены к сети интернет, а в Северной Америке и Европе этот показатель составляет почти 90% [5], что свидетельствует о глубочайшем проникновении ИТ-технологий в жизнь практически каждого человека, живущего в цивилизованном мире. Клаус Шваб пишет, что новые технологии позволят использовать беспилотные автомобили во множестве стран и индустрий уже в ближайшие годы, а развитие робототехники приведет к распространению роботов даже в таких ответственных и сложных отраслях, как здравоохранение [6, с. 98]. Последние исследования свидетельствуют о том, что распространение технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) ведет к тому, что в ближайшие два десятилетия 47% сотрудников, работающих в США, будут находиться в высокой зоне риска замены алгоритмами ИИ, а вероятность автоматизации таких профессий, как водитель, продавец или банковский сотрудник, превысит 90% [7, с. 68-72]. McKinsey Global Institute прогнозирует замену 50% рабочих мест роботами к 2055 году [8], а PwC ожидает, что роботы и ИИ заменят 38% рабочих мест в США и 35% в Германии в начале 2030-х гг. [9]. Только за счет внедрения технологий ИИ, рост общемирового ВВП составит 14%, или 15,7 трлн долл. США, к 2030 году [10]. По этим причинам многие инвесторы и венчурные фонды активно ищут возможности для того, чтобы поймать новые тренды и поддержать технологии, которые могут значительно повлиять на мировую экономику.
Помимо венчурных фондов, в современные технологии активно инвестируют и оказывают поддержку через акселераторы и инкубаторы крупные корпорации, так как для активных работ по созданию новых технологий, которые могут быть полезны для долгосрочного развития и сохранения крупными корпорациями лидерства на рынке, требуется произвести большой объем инвестиций, прежде чем появится готовый к использованию продукт. Изменения в списке крупнейших корпораций мира в последние годы происходят все чаще, поэтому продукция тех компаний, которые не смогут адаптироваться к новым моделям бизнеса, базирующимся на современных технологиях, может довольно скоро оказаться невостребованной на рынке.
В России на данный момент лидером по числу осуществленных инвестиций в стартапы, разрабатывающие новые ИКТ и находящиеся на ранней стадии развития, является ФРИИ (Фонд Развития Интернет Инициатив). Большая часть инвестиций приходится на технологии в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения [11].
В странах Западной Европы и Северной Америки существенная доля инвестиций в ИКТ, как в R&D отделы, так и в стартапы и зрелые компании, осуществляется крупными корпорациями. В спис-
ке 25 компаний, которые потратили наибольшую сумму на R&D в 2018 году, находятся 14 компаний из США, 4 из Германии, по 2 из Швейцарии и Японии и по одной из Южной Кореи, Франции и Великобритании. На первом месте по расходам на R&D находится компания Amazon, потратившая 22,6 млрд долл. США, что составило 12,7% годовой выручки. Существенную долю выручки традиционно тратят на R&D компании фармацевтической отрасли. Например, доля расходов на R&D компании Celgene Corporation, находящейся на 24 месте в рейтинге, составила 45,5% от годовой выручки. Компании традиционного сектора экономики тратят на R&D меньшую долю выручки, что обосновывается структурой расходов. Так, компании, занимающиеся производством автомобилей и находящиеся в списке 100 крупнейших компаний по расходам на R&D, в среднем тратят на R&D около 4% своей годовой выручки [12].
На текущий момент рынок ИКТ для компаний, занимающихся производством автомобилей, претерпевает существенные изменения, связанные с приходом новых технологий автономного транспорта и новых моделей использования автомобилей (например, предоставление услуг каршерин-га, развитие транспортных средств с электрическими двигателями и другие). При этом новые технологии такие, как искусственный интеллект, могут кардинальным образом изменить рынок автомобильной промышленности и транспортных услуг. По оценке PWC, данные рынки наряду с рынками здравоохранения и финансовых услуг входят в число 4 секторов экономики, влияние технологий ИИ на которые будет максимально [13, с. 11].
Уже сейчас лидером на рынке беспилотных автомобилей может стать компания Waymo, принадлежащая одной из крупнейших корпораций мира Alphabet. Не отстает в развитии и компания Tesla, которая отказывается от использования дорогостоящего оборудования с технологией ли-дар в пользу технологий компьютерного зрения, что удешевляет производство беспилотных автомобилей.
По причине высокой конкуренции на возникающих рынках, крупнейшие производители автомобильного транспорта активно инвестируют в инновационное развитие корпораций, создавая целые инновационные экосистемы, включающие в себя инкубаторы, акселераторы, венчурные фонды и другие институты. В число 25 компаний-лидеров по инвестициям в R&D входят такие автогиганты, как Volkswagen, Toyota, Ford, General Motors, Daimler, Honda, BMW. Из России в списке 1000 компаний-лидеров по расходам на R&D присутствует только Газпром, и лишь на 448 месте [12].
В России собственную развитую экосистему по поддержке инновационной деятельности имеет
х
X
о
го А с.
X
го m
о
ю
M О
to
а>
о
CS
№ Ol
О Ш
m х
<
m о x
X
совсем небольшое число компаний. Сбербанк вместе с одним из крупнейших акселераторов мира 500 Startups в прошлом году осуществили первый выпуск стартапов из совместного акселератора в России. Сейчас идет период запуска инновационной деятельности в корпорации Роса-том, которая опубликовала стратегию развития инновационной деятельности до 2030 г. и уже добилась первых успехов. Компания Газпромнефть запустила в 2018 году центр цифровых инноваций.
Исходя из этого, было решено проанализировать опыт создания экосистемы инноваций одного из лидеров R&D деятельности в мире - компании Daimler.
Компания Daimler, являясь одним из лидеров по развитию собственной инновационной экосистемы, ежегодно наращивает инвестиции в R&D и развивает новые направления деятельности.
В 2018 году инвестиции в R&D, по данным годового отчета компании, составили 9,107 млрд евро, или 5,4% от выручки компании за год. Рост инвестиций в R&D за последние 9 лет составил 118% (в 2009 г. расходы составили 4,181 млрд евро). При этом затраты на конструкторские разработки, которые учитываются в расходах компании при налогообложении, растут с меньшими темпами. За аналогичный период они увеличились с 1,285 до 2,526 млрд долл. США [14].
Daimler осуществляет инновационное развитие в соответствии с ключевыми направлениями развития компании (далее - КНРК), в которые входят подключенные, автономные, электрические, совместно потребляемые и сервисные транспортные технологии.
Инновационная экосистема в Daimler развивается уже более 10 лет, этот опыт можно перенять для внедрения в крупнейшие отечественные корпорации.
В 2007 году был создан корпоративный инкубатор Lab1886, сфокусированный на создании компаний, соответствующим КНРК. За годы работы инкубатора в нем были созданы крупнейшая в мире компания, оказывающая услуги каршеринга car2go, которая предоставляла автомобили Mercedes-Benz и Smart в краткосрочную аренду до объединения в 2018 г. с DriveNow, сервисом каршеринга, который развивала компания BMW. Также в нем была создана компания moovel, которая объединяет в одну экосистему предоставление услуг каршеринга, такси, парковки, зарядных станций для электромобилей и услуги мультимодальных перевозок. Повсеместное распространение получило приложение Mercedes me, использующееся в современных автомобилях Daimler.
В 2010 году Daimler запустил фонд Techinvest, который занимается инвестициями в компании, создающие новые технологии для автомобилестроительной отрасли: как технологии КНРК, так и
технологии четвертой промышленной революции. Вместе с фондом Startup Intelligent Center, который был основан в 2016 году, они осуществили инвестиции на поздних стадиях в 47 компаний.
В 2015 году была запущена платформа по вовлечению сотрудников компании в процессы цифровизации DigitalLife@Daimler. С ее помощью все сотрудники компании могут активно вовлекаться в процесс инноваций, который происходит в компании, и быть в курсе последних изменений.
В 2016 году в департаментах финансов и контроллинга, юридическом и HR-департаментах был запущен проект питч-сессий FC think! Tank. Он направлен на сотрудников, у которых есть идеи по улучшению процессов в департаментах.
Также в 2016 году совместно с акселератором Plug and Play была запущена инновационная платформа для работы со стартапами, работающими над проектами в области транспорта, -Startup Autobahn. На сегодня к платформе присоединилось 27 глобальных компаний-партнеров, которые выступали в роли советников, а также провели более 5,5 тыс. встреч со стартапами, выступая в роли заказчиков. За 5 наборов из инкубатора вышло 176 стартапов-выпускников, которые реализовали 281 проект. Один из наиболее ярких проектов, получивших поддержку на Startup Autobahn, - уникальная карта мира для навигации what3words - уже находится на этапе интеграции в навигаторы автомобилей Daimler. На одно место в инкубаторе претендует в среднем более тысячи стартапов, а в рамках работы они проходят длительный процесс, представленный на Рисунок 1.
Рисунок 1. Процесс отбора и работы стартапов в инкубаторе Startup Autobahn
В 2018 году Daimler запустил новый технологический центр в Иммендинген, инвестиции в который составили 200 млн евро, а в ближайшее время планируется запуск R&D центра в Китае, инвестиции в который составят 145 млн евро. Помимо 25,6 тыс. сотрудников, которые работают в R&D отделе Daimler, для достижения КНРК создаются масштабные коллаборации в области R&D с крупнейшими компаниями.
Основным партнером Daimler в сфере R&D является компания Bosch: на территории Германии и США компании совместно ведут работу по созданию и развитию среды для разработки программного обеспечения для самоуправляемых автомобилей (Рисунок 2).
Daimler объединил усилия с BMW для создания совместной экосистемы городской мобильно-
сти в Европе. В совместный проект планируется инвестировать 1,13 млрд долл. США, уже ведутся совместные работы в сфере R&D. Для усиления позиций на рынке услуг совместного использования вместе с BMW были запущены 5 сервисов:
¡■ж»
№№
Рисунок 2. Механика партнерства по созданию и развитию среды для разработки программного обеспечения самоуправляемых автомобилей между компаниями Bosch и Daimler
- REACH NOW - сервис по предоставлению в аренду автомобилей пользователей;
- FREE NOW - сервис по предоставлению услуг в сфере такси (ride-hailing);
- SHARE NOW - каршеринг, состоящий из автомобилей BMW и Mercedes;
- PARK NOW - сервис по предоставлению услуг парковки;
- CHARGE NOW - сервис, предоставляющий доступ к услугам собственных зарядных станций для электромобилей.
Daimler активно сотрудничает и с другими крупными корпорациями, в число которых входят стратегические партнеры из Китая.
Вместе с Geely Holding ведутся работы над созданием совместного предприятия по разработке и производству электромобилей под брендом SMART на территории Китая.
В рамках задач по работе над автономными и подключенными транспортными средствами в автомобили Daimler внедряются технологий Apollo и интегрируются сервисы подключенных автомобилей от Baidu.
Для дистанционного контроля за основными параметрами ТС, внедряются сервисы с использованием технологий искусственного интеллекта, разработанных компанией Alibaba.
В целях развития кооперации в сфере R&D Daimler активно взаимодействует с университетскими лабораториями, в том числе с лабораторией ведущего вуза Азии - Университетом Цинхуа.
Заключение
Несмотря на то, что в России рынок ИКТ не настолько развит, как в большинстве стран Западной Европы, отечественные компании имеют шансы на то, чтобы активно создавать и внедрять инновационные технологии благодаря сохранившемуся высокому уровню подготовки отечественных специалистов в технической сфере.
Обобщая результаты проведенного анализа, может быть предложено несколько рекомендаций для повышения эффективности инновационной
деятельности в крупнейших российских корпорациях:
- выделить ключевые направления развития компаний (КНРК) для фокусировки на достижении целей в данных направлениях;
- расширить технологическую кооперацию с международными компаниями и технологическими центрами;
- заимствовать опыт крупнейших акселераторов для запуска платформ по работе со старта-пами;
- запустить корпоративный инкубатор для быстрой реализации наиболее актуальных задач;
- создать «культуру инноваций» через платформы по вовлечению сотрудников в процессы создания инновационных решений и ознакомления сотрудников с существующими решениями.
Литература
1. Г. И. Абдрахманова, Г. Г. Ковалева. Цифровая экономика [электронный ресурс] / Высшая школа экономики. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2018/11/14/1141212573/NTI _N_110_14112018.pdf
2. ICT Development Index 2017 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.itu.int/net4/ITU-
D/idi/2017/index.html#idi2017byregion-tab
3. KPMG. Venture Pulse Q4 2018 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2019/0 1/kpmg-venture-pulse-q4-2018.pdf
4. Venture Monitor Q4 2018 [электронный ресурс] / Режим доступа: https://nvca.org/wp-content/uploads/2019/01/4Q_2018_PitchBook_NVC A_Venture_Monitor.pdf
5. Internet usage statistics [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.internetworldstats .com/stats .htm
6. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Э, 2017. С. 110.
7. Carl Benedikt Frey, Michael Osborne "The future of employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation?" [электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/ The_Future_of_Employment.pdf
8. McKinsey Global Institute "Harnessing automation for a future that works" [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mckinsey.com/global-themes/digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works
9. PwC "Will robots steal our jobs?" [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pwc.co.uk/economic-services/ukeo/pwcukeo-section-4-automation-march-2017-v2.pdf
х
X
о го А с.
X
го m
о
ю
М О
to
Oi
о
CS
№ Ol
10. PWC "AI to drive GDP gains of $15.7 trillion with productivity, personalisation improvements" [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/news-room/press-releases/2017/ai-to-drive-gdp-gains-of-15_7-trillion-with-productivity-personalisation-improvements.html
11. ФРИИ "Инвестиции ФРИИ в стартапы превысили 3 млрд руб." [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.iidf.ru/media/articles/fond/investitsii-frii-3-mlrd/
12. Strategy& "The 2018 Global Innovation 1000 study" [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/insights/inno vation1000.html
13. PWC "Sizing the prize What's the real value of AI for your business and how can you capitalize?" / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/p wc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf
14. Daimler. Annual report 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://annualreport.daimler.com/ar2018/combined-management-report/sustainability-and-integrity/research-and-development-
Ecosystem support development of information and
communication technologies in modern companies Aleksandrov I.S.
Lomonosov Moscow State University
The sphere of information and communication technologies strongly influence the economy of developed countries. The volume of investment in this field is crucially higher than in other sectors. The significant part of investment is made by large companies which actively develop internal innovation ecosystems and implement modern technologies to enhance competitiveness.
Nowadays, even the largest companies in Russia did not develop internal innovation ecosystems. However, industry leaders have already made the first steps towards creation of the future ecosystems. In this article the main trends in the field of information and communication technologies are analyzed. The experience of the innovation ecosystem creation in Daimler was also investigated. Besides, recommendations for innovation ecosystem creation in Russian corporations are proposed. Key words: information and communication technologies, innovation ecosystem, artificial intelligence, car manufacturers, self-driving cars.
References
1. G.I. Abdrakhmanova, G.G. Kovaleva. Digital Economy [electronic resource] / Higher School of Economics. - Access mode:
https://issek.hse.ru/data/2018/11/14/1141212573/NTI_N_110_ 14112018.pdf
2. ICT Development Index 2017 [electronic resource] / Access
mode: https://www.itu.int/net4/ITU-
D/idi/2017/index.html#idi2017byregion-tab
3. KPMG. Venture Pulse Q4 2018 [electronic resource] / Access
mode:
https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2019/01/kpmg-venture-pulse-q4-2018.pdf
4. Venture Monitor Q4 2018 [electronic resource] / Access mode:
https://nvca.org/wp-
content/uploads/2019/01/4Q_2018_PitchBook_NVCA_Venture _Monitor.pdf
5. Internet usage statistics [electronic resource] / Access mode:
https://www.internetworldstats.com/stats.htm
6. Schwab K. Fourth Industrial Revolution. M .: E, 2017.S. 110.
7. Carl Benedikt Frey, Michael Osborne "The future of employment: How Susceptible are Jobs to Computerization?" [Electronic resource] / Access mode: http://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_F uture_of_Employment. pdf
8. McKinsey Global Institute "Harnessing automation for a future
that works" [electronic resource] / Access mode: http://www.mckinsey.com/global-themes/digital- disruption / harnessing-automation-for-a-future- that-works
9. PwC "Will robots steal our jobs?" [Electronic resource] / Access
mode: http://www.pwc.co.uk/economic-
services/ukeo/pwcukeo-section-4-automation-march-2017-v2 .pdf
10. PWC "AI to drive GDP gains of $ 15.7 trillion with productivity, personalization improvements" [electronic resource] / Access mode: https://www.pwc.com/gx/en/news-room/press-releases/2017/ ai-to-drive-gdp-gains-of-15_7-trillion-with-productivity-personalization-improvements.html
11. IIDF "IIDF investments in startups exceeded 3 billion rubles." [Electronic resource] / Access mode: https://www.iidf.ru/media/articles/fond/investitsii-frii-3-mlrd/
12. Strategy & "The 2018 Global Innovation 1000 study" [electronic resource] / Access mode: https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/insights/innovation100 0.html
13. PWC "Sizing the prize What's the real value of AI for your business and how can you capitalize?" / [Electronic resource] Access mode: https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets /pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf
14. Daimler. Annual report 2018 [Electronic resource] Access mode: https://annualreport.daimler.com/ar2018/combined-management-report/sustainability-and-integrity/research-and-development-
O Ш
m
X
3
<
m
о
X X