Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спирина Ирина Константиновна, Полубедова Анастасия Сергеевна, Бойкова Марина Борисовна, Щукина Гульмира Халелбековна

В статье представлены результаты исследования по внедрению программы на основе подвижных игр у старших школьников с нарушениями зрения. Целью исследования являлось улучшение физического состояния старших школьников с нарушениями зрения. Как показал эксперимент, программа на основе подвижных игр влияет на физическое состояние школьников следующим образом: корригирует нарушения осанки; повышает скорость моторной реакции на визуальный сигнал; совершенствует точность движений; развивает функциональные способности респираторной системы; повышает уровень развития силы, гибкости и координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Спирина Ирина Константиновна, Полубедова Анастасия Сергеевна, Бойкова Марина Борисовна, Щукина Гульмира Халелбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF OUTDOOR GAMES ON THE PHYSICAL CONDITION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article presents the results of the study on the implementation of the program based on outdoor games among the senior school students with visual impairments. The aim of the study is to improve the physical condition of the senior school students with visual impairments. As the experiment showed, the program based on outdoor games affects the physical condition of schoolchildren as follows: it corrects posture disorders; increases the speed of motor reaction to a visual signal; improves the accuracy of movements; develops the functional abilities of the respiratory system; increases the level of strength, flexibility and coordination abilities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

ногу, чем создается удобное исходное положение для развития контратакующих действий с правой руки. Аналогичные рекомендации могут быть и для выполнения защитных действий влево.

3. При выполнении встречных ударов или защит уходом и уклоном назад, переносить веса тела на сзади стоящую ногу, с целью создания удобного исходного положения для развития собственных контратакующих действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляется, что продиктованная современными особенностями ведения боя необходимость более глубокой реализации принципа «типовой техники» в обучении юных боксеров позволит создавать у них более вариативную двигательную основу для развития способности осваивать и применять повторные действия, приводящие к более высокой результативности соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаськов А.В. Оценочные показатели соревновательной деятельности боксеров-юношей / А.В. Гаськов, А.А. Сахиулин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 13.- С. 28-32.

2. Осколков В.А. Методика обучения юных спортсменов технике смены направления передвижения по рингу, сохраняя ориентацию боевой стойки на соперника / В.А. Осколков, С.А. Сергеев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - № 5. - С. 109-114.

3. Соловьев П.Ю. Перспективные направления совершенствования спортивной подготовки боксеров / П.Ю. Соловьев, С.Л. Багдасарян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 357-362.

4. Спартакиада среди сильнейших спортсменов 2022 года по боксу среди мужчин и женщин. ФИНАЛЫ // YouTube : [видеохостинг]. - 27 августа 2022. -- URL: https://www.youtube.com/watch?v=3tDAbCnOqBs (дата обращения: 12.09.2022).

5. Чемпионат России по боксу среди мужчин. Полуфиналы // YouTube : [видеохостинг]. -7 октября 2022. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=IWjNGqUaD6s (дата обращения: 10.10.2022).

REFERENCES

1. Gaskov, A.V. and Sahiulin, A.A. (2015), "Estimated indicators of competitive activity of boxers-young men", Bulletin of the Buryat State University, No. 13, pp. 28-32.

2. Oskolkov, V.A. and Sergeev, S.A. (2018), "Methodology for teaching young athletes the technique of changing the direction of movement in the ring, while maintaining the orientation of the combat stance towards the opponent", Man, Sport. Medicine, No. 5, pp. 109-114.

3. Soloviov, P.Yu. and Bagdasaryan S.L. (2021), "Perspective directions of improving sports training of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 357-362.

4. Russian Boxing Federation (2022), Spartakiad among the strongest athletes in 2022 in boxing among men and women. Moscow. FINALS, available at: https://www.youtube.com/watch?v=3tDAbCnOqBs (date of access: 12.09.2022).

5. Russian Boxing Federation (2022), Russian Boxing Championship among men-2022. Semifinals, available at: https://www.youtube.com/watch?v=IWjNGqUaD6s (date of access: 10.10.2022).

Контактная информация: soloviovpavel@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2022

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский гос-

ударственный медицинский университет, Краснодар; Анастасия Сергеевна Полубедова, преподаватель, Марина Борисовна Бойкова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Гульмира Халелбековна Щукина, старший преподаватель, Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана,

Мытищи

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по внедрению программы на основе подвижных игр у старших школьников с нарушениями зрения. Целью исследования являлось улучшение физического состояния старших школьников с нарушениями зрения. Как показал эксперимент, программа на основе подвижных игр влияет на физическое состояние школьников следующим образом: корригирует нарушения осанки; повышает скорость моторной реакции на визуальный сигнал; совершенствует точность движений; развивает функциональные способности респираторной системы; повышает уровень развития силы, гибкости и координационных способностей.

Ключевые слова: старшие школьники, нарушения зрения, физическое состояние, подвижные игры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p531-535

INFLUENCE OF OUTDOOR GAMES ON THE PHYSICAL CONDITION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS Irina Konstantinovna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kuban State Medical University, Krasnodar; Anastasia Sergeevna Polubedova, the teacher, Marina Borisovna Boikova, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Gulmira Halelbekovna Shchukina, the senior teacher, Mytishchi branch of Bauman Moscow State Technical University

Abstract

The article presents the results of the study on the implementation of the program based on outdoor games among the senior school students with visual impairments. The aim of the study is to improve the physical condition of the senior school students with visual impairments. As the experiment showed, the program based on outdoor games affects the physical condition of schoolchildren as follows: it corrects posture disorders; increases the speed of motor reaction to a visual signal; improves the accuracy of movements; develops the functional abilities of the respiratory system; increases the level of strength, flexibility and coordination abilities.

Keywords: high school students, visual impairment, physical condition, outdoor games.

ВВЕДЕНИЕ

Зрительный анализатор важная часть сенсорной системы. С помощью зрения человек получает более 80% всей информации. Любое нарушение данного анализатора влечет к снижению качества жизни индивида.

Здоровье человека, как известно, характеризуется тремя основными показателями - его социальным, душевным и физическим благополучием. Эти факторы, имеют тесную взаимосвязь. При депривации зрения страдают все три сферы. Важно отметить, что именно нарушения физического благополучия негативно сказываются на других компонентах здоровья, значительно снижая их [1, 3].

Лица, имеющие зрительные дисфункции, по данным многочисленных исследований, отстают по своему физическому состоянию от их практически здоровых сверстников. Особенно эти различия видны в школьном возрасте, когда идет активная фаза роста и

развития организма [2].

Высокая учебная нагрузка, нарушение режима труда и отдыха, применение дистанционной формы обучения в последние годы негативно сказываются на зрительном анализаторе.

Проблема улучшения физического состояния детей и подростков остро обусловлена вышеизложенными данными.

Цель исследования - улучшение физического состояния старших школьников с нарушениями зрения.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Государственного автономного общеобразовательного учреждения Краснодарского края «Но-волеушковская школа-интернат с профессиональным обучением». В исследовании приняли участие 24 школьника в возрасте 16-17 лет. Учащиеся имели следующие нарушения зрения: миопия средней и тяжелой степени тяжести у 15 школьников; астигматизм средней и тяжелой степени тяжести у 5 школьников; амблиопия у 2 школьников; косоглазие у 2 школьников. Контрольная группа (12 школьников) занималась по программе, утвержденной образовательным учреждением, и включала занятия ЛФК и гимнастику для глаз в соответствии с заболеванием. Экспериментальная группа (12 школьников) занималась по разработанной программе на основе применения подвижных игр (таблица 1).

Таблица 1 - Экспериментальная программа

Компоненты программы Дозировка

Подвижные игры 3 раза в неделю по 30 мин

Дыхательная гимнастика 3 раза в неделю по15 мин + самостоятельно дома

Фитбол гимнастика 3 раза в неделю по 15 мин

Гимнастика для глаз ежедневно после учебных занятий по 10 мин

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В итоге проведенных исследований были получены данные, указывающие на состоятельность разработанной программы улучшения физического состояния старших школьников с нарушениями зрения. В частности установлено, количество нарушений осанки снизилось в группах. В среднем частота случаев выявления нарушений осанки в экспериментальной группе сократилась на 15% (Р<0,05), в контрольной на 7%.

Результаты повторного обследования скорости зрительно-моторной реакции и точности движений представлены в таблице 2.

Динамика улучшения показателей в пробах среди испытуемых экспериментальной группы заметно выше, все данные имеют статистически значимые различия (Р<0,05).

Сравнительный анализ результатов проб, полученных после эксперимента, свидетельствует о достоверном превосходстве всех показателей экспериментальной группы. Скорость простой зрительно-моторной реакции у испытуемых экспериментальной группы на 16% превышает показатели школьников контрольной группы (Р<0,05). Показатель точности движений в экспериментальной группе выше на 25% (Р<0,05).

Таблица 2 - Динамика результатов проб «Простая зрительно-моторная реакция» и «Контактная координациометрия» контрольной и экспериментальной групп (М±т)_

Показатель КГ t P ЭГ t P

До эксперимента (П=12) После эксперимента (П=12) До эксперимента (п=12) После эксперимента (П=12)

Простая зрительно-моторная реакция

Среднее значение (мс) 197,9±2,7 209,8±1,4 3,91 <0,05 198,3±2,5 224,5±1,7 8,67 <0,05

Стандартное отклонение (мс) 28,5±2,2 35,1±1,7 2,37 <0,05 28,9±2,3 47,3±1,4 6,83 <0,05

Контактная координациометрия

Проведение щупа по планшету (кол-во касаний в мин) 51,3±2,1 45,6±1,8 2,06 >0,05 54,2±2,8 34,3±1,6 6,17 <0,05

Оценка динамики результатов спирометрии представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика результатов спирометрии контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента (М±т) (мл)_

Испытуемые Контрольная группа t Р Экспериментальная группа t Р

До эксперимента (п=6) После эксперимента (п=6) До эксперимента (п=6) После эксперимент (п=6)

Юноши 2986,5±4,2 3154,9±6,1 22,74 <0,05 2975,2±3,8 3198,5±4,6 37,43 <0,05

Девушки 2067,8±3,6 2116,5±4,6 8,34 <0,05 2058,1±3,7 2157,3±4,2 17,72 <0,05

Показатели ЖЕЛ в обеих группах имеют достоверные изменения. Сравнительный анализ результатов спирометрии после эксперимента показал, что объем ЖЕЛ достоверно выше у испытуемых экспериментальной группы, как у юношей, так и у девушек (Р<0,05).

Динамика уровня физической подготовленности имеет положительную тенденцию как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

В контрольной группе достоверный прирост отмечен в развитии силы и гибкости (Р<0,05), также положительная динамика прослеживается и в показателях быстроты и ловкости, но нет статистически достоверных различий. В среднем прирост быстроты, силы, гибкости и ловкости в контрольной группе составил 29%.

Результаты испытуемых экспериментальной группы имеют достоверно положительную динамику во всех показателях, кроме быстроты. Средний прирост в данных экспериментальной группы составил 46% (Р<0,05).

По результатам сравнительного анализ данных педагогического тестирования, полученных после эксперимента, уровень физической подготовленности юношей экспериментальной группы достоверно выше (Р<0,05) (таблица 4). В среднем показатели старшеклассников экспериментальной группы на 23% превышают результаты контрольной.

Оценка динамики уровня физической подготовленности девушек показала, что в контрольной группе достоверно возросли показатели силы и гибкости (Р<0,05), в экспериментальной группе - силы, гибкости и ловкости (Р<0,05). В среднем прирост у девушек контрольной группы составил 27%, экспериментальной - 46%.

Оценка динамики уровня физической подготовленности девушек показала, что в контрольной группе достоверно возросли показатели силы и гибкости (Р<0,05), в экспериментальной группе - силы, гибкости и ловкости (Р<0,05). В среднем прирост у девушек контрольной группы составил 27%, экспериментальной - 46%.

Сравнительный анализ результатов девушек с нарушениями зрения показал, что в экспериментальной группы все показатели, кроме быстроты достоверно выше (Р<0,05) (таблица 4). В среднем результаты школьниц экспериментальной группы на 24% выше, чем в контрольной.

Таблица 4 - Сравнительный анализ уровня физической подготовленности юношей и девушек контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (М±т)_

Контрольное испытание КГ (п=6) ЭГ (п=6) t Р

Бег на 100 м (с) юноши 16,2±1,2 15,8±1,1 0,25 >0,05

девушки 17,8±1,3 16,9±1,1 0,53 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) юноши 24,2±1,8 30,3±1,5 2,60 <0,05

девушки 11,3±1,1 17,1±1,4 3,26 <0,05

Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (см) юноши +7,8±1,3 +11,9±1,1 2,41 <0,05

девушки +11,9±1,2 +15,9±1,3 2,26 <0,05

Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий из 20 бросков) юноши 9,8±1,1 14,2±1,3 2,58 <0,05

девушки 9,3±1,4 13,5±1,1 2,36 <0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно сказать, что применение программы на основе подвижных игр с элементами гандбола и баскетбола в комплексе с фитбол, дыха-

тельной гимнастиками и гимнастикой для глаз способствует улучшению физического состояния школьников с нарушениями зрения. Программа на основе подвижных игр корригирует нарушения осанки; повышает скорость моторной реакции на визуальный сигнал; совершенствует точность движений; развивает функциональные способности респираторной системы; повышает уровень развития силы, гибкости и координационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин В.И. Подвижные игры и игровые упражнения на уроке физической культуры у слепых и слабовидящих младших школьников / В.И. Никитин // Педагогическое образование в России - 2015. - № 12. - С. 249-254.

2. Рябинина,У.С. Анализ физической подготовленности школьников с депривацией зрения / УС. Рябинина // Известия ТулГУ Физическая культура. Спорт. - 2019. - Вып.2. - С. 49-55.

3. Влияние игры голбол на физическое развитие лиц старшего школьного возраста с нарушениями зрения / И.Н. Тузов, М.В. Еремин, М.Н. Комаров, Д.В. Федчук, А.Ю. Шипилов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 240-244.

REFERENCES

1. Nikitin, V.I. (2015), "Outdoor games and game exercises at a physical culture lesson for blind and visually impaired younger schoolchildren", Pedagogical education in Russia, No.12, pp. 249-254.

2. Ryabinina, U.S. (2019), "Analysis of physical fitness of schoolchildren with visual deprivation", News of Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 2, pp. 49-55.

3. Tuzov, I.N., Eremin, M.V., Komarov, M.N., Fedchuk, D.V. and Shipilov, A.Yu. (2016), "The influence of the goalball game on the physical development of high school age persons with visual impairments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (133), рp. 240-244.

Контактная информация: spirik70@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 796

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ. МНЕНИЕ

ЭКСПЕРТОВ

Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Юрьевич Витько, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва; Любовь Михайловна Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва; Игорь Анатольевич Бабенов, доцент, Московский государственный технический университет им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Э. Баумана, Мытищинский филиал, Москва

Аннотация

Введение. Существует востребованность в исследованиях позволяющих систематизировать причины миграции молодых игроков, опирающиеся на мнения непосредственных участников процесса — экспертов из различных регионов нашей страны в хоккее с шайбой, где сложилась особенно острая ситуация. Цель исследования. Выявление и систематизация причин трудовой миграции юных спортсменов игровых видах спорта в зарубежные лиги, на основе экспертного мнения тренеров и специалистов различных регионов РФ по хоккею с шайбой. Методика и организация исследования. Была проведена экспертная сессия в очном (групповое экспертное интервью) - 100 человек и дистанционном формате - 371 эксперта с 6 сентября по 15 октября 2022 года. Результаты исследования и их обсуждение. По итогам экспертного опроса, выявлены наиболее значимые факторы, которые были классифицированы и сгруппированы в блоки: Инфраструктурные проблемы хоккея; Политика хоккейных школ; Проблемы российского хоккея; Проблема оттока молодых хоккеистов. Выводы. Проблема трудовой миграции молодых игроков в зарубежные лиги вызывает озабочен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.