Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кузекевич Владимир Робертович

Введение. Современные требования образования определяют, что содержание уроков физической культуры в старших классах должно моделироваться с учетом личностно-значимого и эмоционального наполнения. В статье показаны особенности организации уроков физической культуры на основе игровых технологий. Целью исследования была разработка и апробация игровых технологий, направленных на повышение эмоциональности уроков, придание физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся личностной значимости. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента нами, с учетом возрастных особенностей обучающихся, были определены подвижные игры и эстафеты, направленные не только на развития двигательных качеств, но и на повышение интереса к занятиям физической культурой. Подвижные игры были разделены на отдельные блоки: силовой, скоростной и скоростно-силовой направленности. Результаты исследования и выводы. На основе факторного анализа интереса старших школьников к урокам физической культуры доказано, что использование специально подобранных с учётом возрастных особенностей, подвижных игр и эстафет позволило повысить интерес и личностную значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кузекевич Владимир Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES AS MEANS OF INCREASING INTEREST IN PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

Introduction. The modem educational requirements determine that physical education lessons should be modeled taking into account the personal and emotional content. The article shows the organization of physical education lessons at high school on the basis of game technologies. The main purpose of the study was the use of game technologies in the section "Athletics" and "Gymnastics with the basics of acrobatics aimed at increasing the emotionality of classes, giving them personal significance. Methodology and organization of the study. During the experiment, outdoor games and relay races were determined, mainly aimed at the development of speed and strength qualities. The mobile games themselves, which were divided into separate blocks: power, speed and speed-power orientation. The results of the study and conclusions. Based on the factor analysis of the interest of older students in physical education lessons, it is proved that the use of specially selected outdoor games and relays in their content

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

7. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / А.А. Швырев; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 411 с. -ISBN 978-5-222-18977-1.

REFERENCES

1. Vikhruk, T.I., Gritsenko, A.Ya. and Arzhakov, V. V. in Kuryanovich, E.N. (Ed.) (2020), Human anatomy, VIFK, St. Petersburg, Part 1.

2. Ivanitsky, M.F. in Nikityuk, B.A., Gladysheva, A.A., Sudzilovsky, F.V. (Ed.) (2011), Human anatomy (with the basics of dynamic and sports morphology), 8nd ed., Man, Moscow.

3. Kuryanovich, E.N., Rumba, O.G., Shageeva, L.G. and Kuzmenko, A.V. (2020), "Medico-biological approaches to the technique of performing physical exercises", Actual problems ofphysical and special training of power structures, Vol. 4, pp. 156-160.

4. The Ministry of Defense of the Russian Federation (2009), The concept of development of physical culture and sports in the RF Armed Forces for the period up to 2020, available at: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10353047 (accessed 15.11.20)

5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation (2009), Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, available at: https://base.garant.ru/195845/.

6. Ministry of Defense of the USSR (1989), Manual on physical training in the Soviet Army and the Navy: (NFP-87), Military Publishing, Moscow

7. Shvyrev, A.A. in Morozova, R.F. (Ed.) (2012), Human anatomy and physiology with the basics of general pathology, 5nd ed., Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: RumbaOlga@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2021

УДК 372.879.6

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

Аннотация

Введение. Современные требования образования определяют, что содержание уроков физической культуры в старших классах должно моделироваться с учетом личностно-значимого и эмоционального наполнения. В статье показаны особенности организации уроков физической культуры на основе игровых технологий. Целью исследования была разработка и апробация игровых технологий, направленных на повышение эмоциональности уроков, придание физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся личностной значимости. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента нами, с учетом возрастных особенностей обучающихся, были определены подвижные игры и эстафеты, направленные не только на развития двигательных качеств, но и на повышение интереса к занятиям физической культурой. Подвижные игры были разделены на отдельные блоки: силовой, скоростной и скоростно-силовой направленности. Результаты исследования и выводы. На основе факторного анализа интереса старших школьников к урокам физической культуры доказано, что использование специально подобранных с учётом возрастных особенностей, подвижных игр и эстафет позволило повысить интерес и личностную значимость.

Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, скоростно-силовые качества, игровые технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p395-398

GAME TECHNOLOGIES AS MEANS OF INCREASING INTEREST IN PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk

State University

Abstract

Introduction. The modem educational requirements determine that physical education lessons should be modeled taking into account the personal and emotional content. The article shows the organization of physical education lessons at high school on the basis of game technologies. The main purpose of the study was the use of game technologies in the section "Athletics" and "Gymnastics with the basics of acrobatics aimed at increasing the emotionality of classes, giving them personal significance. Methodology and organization of the study. During the experiment, outdoor games and relay races were determined, mainly aimed at the development of speed and strength qualities. The mobile games themselves, which were divided into separate blocks: power, speed and speed-power orientation. The results of the study and conclusions. Based on the factor analysis of the interest of older students in physical education lessons, it is proved that the use of specially selected outdoor games and relays in their content

Keywords: physical culture, outdoor games, speed and strength qualities, game technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция физического воспитания в общеобразовательных учреждениях обуславливает личностно-ориентированные траектории образовательного процесса, где содержание каждого урока должно соотноситься с потребностями обучающихся [1, 2, 5]. Практика сегодняшнего дня показывает, что для обучающихся старших классов содержание уроков физической культуры по разделам «Лёгкая атлетика» и «Гимнастика с основами акробатики» в большей мере не являются достаточно интересными и личностно-значимыми [3, 4]. Данное противоречие позволило нам разработать и апробировать на практике комплексные уроки, в содержании которых были использованы подвижные игры и эстафеты силовой, скоростной и скоростно-силовой направленности.

Проанализировав научно-методическую литературу, мы отобрали подвижные игры и эстафеты, руководствуясь критериями отнесения их к изучаемым разделам программы и к развитию определенных скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей [2, 6].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие обучающие двух школ г. Иркутска в количестве 89 человек. Были определены две контрольные группы (два класса 24 и 22 обучающихся) и две экспериментальные группы (два класса 19 и 23 обучающихся).

Обучающиеся контрольной и экспериментальной групп занимались три раза в неделю, используя типовые уроки, содержание которых определялось планом работы на четверть и изучаемым разделом программы, и все уроки имели стандартную структуру. В содержании экспериментальных групп один урок в неделю был игровой и включал в себя только подвижные игры скоростной, силовой и скоростно-силовой направленности, поскольку данный возраст является наиболее благоприятным для развития данных двигательных качеств, хотя это не означает, что остальные двигательные качества не развивались [2, 3]. Нами специально были отобраны порядка тридцати подвижных игр и их вариантов, которые варьировались нами в зависимости от пола и уровня подготовленности обучающихся (с содержанием игр можно ознакомиться: https://docs.google.com/ ).

Сами подвижные игры были разделены на отдельные блоки, которые использовались с целью обеспечения равномерной нагрузки на все мышечные группы и использова-

лись для создания эффекта разнообразия. Каждый блок включал, как правило, одну подвижную игру с мячом и 3-4 игры (или эстафеты) силовой, скоростной или скоростно-силовой направленности, что позволяло значительно повысить интерес к содержанию и эмоциональность урока. Для того чтобы обеспечить силовую направленность, мы заменяли обычные мячи на набивные, варьируя их вес.

В каждый из общих (неигровых) уроков помимо игрового включались и одна - две подвижных игры или эстафеты. Приведём примеры блоков, разработанных для разделов «Гимнастика» и «Лёгкая атлетика»:

1 блок - игры: «Скачки», «Разорви круг», «Толкание ядра», «Эстафеты с прыжками», «Зигзаги», «Перетяни за черту», «Перемена мест прыжками".

2 блок - игры: «Кто сильнее», «На прорыв», «Кто дальше?», «Гонка набивных мячей по кругу», «Эстафеты в гору с бросанием мяча», «Удочка».

3 блок - игры: «Затяни в круг», «На буксир», «Гонка мяча над головой», «Слон», «Мяч за стенкой», «Салки с прыжками на одной ноге".

4 блок - игры: «Соревнование тачек», «Крепче круг», «Подвижный ринг», «Борьба за мяч», «Гонка мяча под ногами», «Борьба в квадратах».

5 блок - игры: «Кто перетянет», «Вытолкни из круга», «Регби», «Зайцы и моржи», «Стена», «Снайперы», «Футболисты», «Лыжные гонки»..

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Для анализа эффективности предложенного содержательного наполнения уроков физической культуры в старших классах мы использовали аналитический опросник факторного анализа интереса старшеклассников «Оценка привлекательности физкультурной деятельности», разработанный В.Р. Кузекевичем, и адаптированный к нашему исследованию (с содержанием опросника можно ознакомиться: https://irkrusakov.blogspot.com/2021/01/blog-post_48.html ) и обработали с использованием критерия (х2) на основе многопольной таблицы.

Таблица 1 - Распределение старшеклассников по уровню интереса к занятиям физической культурой в контрольной и экспериментальной группах после проведения педагогического эксперимента_

Группы факторов интереса Уровни,%

Предноминальный Номинальный Оптимальный Творческий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Организационно-методические 39,5 20,4 31,5 20,6 15,3 21,9 13,5 28,1

Личностно-развивающие 40,9 18,5 32,6 19,1 18,5 41,5 8,0 20,9

Межличностные 31,9 11,1 30,2 10,3 19,7 36,5 18,2 42,1

Результаты математической обработки среднестатистической оценки факторного анализа интереса старшеклассников к занятиям физической культурой представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка уровня интереса к занятиям физической культурой_

Различия

Экспериментальная группа в начале и конце эксперимента Экспериментальная группа в начале эксперимента - контрольная группа Экспериментальная группа в конце эксперимента - контрольная группа в конце эксперимента

X2 = 14,11 Р < 0,05 X2 = 5,39 Р> 0,05 X2 = 12,02 Р < 0,05

В конце исследования количество старших школьников, проявляющих интерес к занятиям физической культурой в разделе «Лёгкая атлетика» и «Гимнастика с основами акробатики» в экспериментальных группах стало выше, чем в контрольных на 12,4% у девушек и на 17,5% у юношей. В организационно-методических (внешних) факторах произошло увеличение на 11,3% у девушек и на 14,4% у юношей; в личностно-развивающих (внутренних) факторах показатели выросли на 19,0% у девушек и на 16,3%

у юношей; самое большие изменения произошли в межличностных (коммуникативных) факторах, увеличение составило 24,1% у девушек и 21,8% у юношей.

Резюмируя, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на основе подвижных игр и эстафет на уроках физической культуры в старших классах позволяет существенно повысить интерес и личностную значимость занятий физической культурой за счет межличностных коммуникаций, повышения эмоционального фона, личностно-развивающих факторов, оптимизации нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дуркин П.К., Воспитание у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура в школе. - 2016. - № 3. - С. 36-42.

2. Логинов В.В. Формирование потребности в занятиях физической культурой учащихся старшего школьного возраста (14-16 лет) / В.В. Логинов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 60-64.

3. Русаков, А.А. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей / А.А. Русаков О.В. Кулешова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 274-278

4. Русаков А.А. Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (136). - С. 64-68.

5. Русаков, А.А. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Педагогический имидж. -2018. - № 3 (40). - С. 119-125

6. Silva P. et al. (2014), "Physical Activity in High School during 'Free-Time'", Periods. European Physical Education Review, vol. 21 (2), pp. 135-148.

REFERENCES

1. Durkin, P.K. and Lebedeva, M.P. (2016), Education of students' interest in physical culture" Fizicheskaya kul'tura v shkole, No. 3, Pp. 36-42.

2. Loginov V.V. (2016), "Formation of the need for physical education of high school age students (14-16 years old)", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 2, pp. 60-64.

3. Rusakov A. A. and Kuleshova O. V. (2019), "Organization of physical culture and health classes for students, taking into account their needs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 274-278.

4. Rusakov A.A. and Romanova S.V., (2019), "Formation of the need for physical culture and recreation classes of students", Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta, No. 3 (136), pp. 64-68.

5. Rusakov A. A. and Kuleshova O. V., (2018), "Monitoring and evaluation of performance in physical education in high school secondary schools", Pedagogicheskii imidzh, No. 3 (40). pp. 119-125

6. Silva P. et al. (2014), "Physical Activity in High School during 'Free-Time'", Periods. European Physical Education Review, vol. 21 (2), pp. 135-148.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

УДК 796.011.1

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Даниил Борисович Селюкин, преподаватель, Санкт-Петербургский горный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.